Характеристика экстраверсии. Экстраверсия и интроверсия в науке психологии

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")


Установки психики

К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте : «Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия».

«В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный – интровертированный прижились термины экстраверт – интроверт . К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями» . Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге «Акцентуированные личности» определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии «первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй – очень практичный сенсорный интровертированный» .

А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

Определения

Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта.

Объект – объектные взаимодействия - это действия

Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть.

Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения , поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

«Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию» .

Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект.

Субъект – субъектные взаимодействия – это отношения

Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен .

Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела – переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. «Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей» . Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

«Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать» .

Аушра Аугустинавичюте писала о том, что

«у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.

У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения» .

Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту – к отношениям. «Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений». Перегиб экстравертов в том, что «любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить». На самом деле «человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни» .

Экстраверты и интроверты. Разница в поведении

Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте «качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма» . Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, «интроверты – изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты – синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук». «Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений». Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить «новый порядок» (Гитлер), а интроверт – «изобрести велосипед», не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты – не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте , где, в частности, отмечено: «Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово «лентяй» – комплимент, а для экстравертов – оскорбление. … Интроверты лучше понимают долг, а экстраверты – ответственность».

Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. «Широта души» – это чаще про экстравертов.

Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. «Гласность – вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей»,– пишет Н. Р. Якушина . Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт – с других.

В. В. Гуленко описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость.

Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме.

Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна «тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта», для интроверта – «тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта» .

Основные различия экстравертных и интровертных типов приведены в таблице, составленной на основе данных вышеуказанных авторов, а также Ф. Я. Шехтера и Д. Кейрси (табл. 3).


Таблица 3 Различия экстравертов и интровертов


Внешние различия экстравертов и интровертов

Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности. Проиллюстрируем эти различия с помощью портретов работы известных художников

Рис.1. Д. Левицкий. Портрет Нелидовой Рис.2. Д. Веласкес. Дама с веером

[Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

Экстраверсия и интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту – реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить» [ 3 ]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [ 7 ]).

Экстраверт учится у интроверта : замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

Виды деятельности для экстравертов и интровертов

Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [ 25 ].

Экстраверты лучше справятся с задачами:

Интроверты лучше справятся с задачами:

крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности;

локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;

требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат;

допускающими постепенность и неспешность в своем решении;

первоочередными, требующими оперативного решения.

требующими углубления, глубокой проработки.


Прокофьев В.Г.:

Для экстраверта: целый мир - его дом.

Для интроверта: его дом - целый мир.

Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия»

Интроверсия-экстраверсия - распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Термины интроверсия и экстраверсия впервые были введены Карлом Юнгом, хотя их распространённое понимание и употребление в психологии отличаются от первоначального значения. Экстраверсия проявляется в дружелюбном, разговорчивом, энергичном поведении, в то время как интроверсия проявляется в более замкнутом и уединённом поведении. Фактически все комплексные теории личности содержат эти характеристики в разной форме.

Экстраверсия и интроверсия обычно рассматриваются как единое пространство измерений. Поэтому высокие показатели одной характеристики подразумевают низкие показатели другой. Карл Юнг и авторы типологии Майерс-Бриггс трактуют понятия по-разному и предполагают, что каждому свойственны черты экстраверсии и интроверсии с преобладанием одних над другими. Скорее фокусируясь на межличностном поведении, Юнг однако определял интроверсию как «поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содежание» (фокус на внутреннюю психическую активность); и экстраверсию как «поведенческий тип, характеризуемый концентрацией интересов на внешних объектах», (внешний мир).

В любом случае, люди всё время неустойчивы в своём поведении, и даже ярко выраженные интроверты и экстраверты не всегда следуют поведению своего типа.

Психологии известно два противоположных типа личности: экстраверты и интроверты.

Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Карл Густав Юнг ставит направление движения либидо. Согласно К. Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт - на накопление, движение энергии во внутренний мир. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, Юнг полагает, что, в сущности, схожие концепции этих авторов различаются по причине различной верности их авторов. Если первый, по Юнгу, является интровертом, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо. Экстраверсия-интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции.

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора - комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Юнгианский термин пришёлся в этой ситуации весьма кстати. Более того, оказалось, что экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк в конце концов определил три.

В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт - личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Р. Л. Акофф и Эмери), и др.

Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как «Большая Пятерка» или HEXACO.

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс, в соционике и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.

Итак, отталкиваясь от вышесказанного, дадим полноценное определение экстраверсии и интроверсии.

Экстраверсия - (англ. extraversion; от лат. extra - вне + versae, versie - поворот; букв.: обращенность вовне) - комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. Как думает Экстраверт: «Мое истинное призвание - общаться с людьми и созидать. Я весь обращен к внешнему миру, весь на виду и рожден для общества и для дружбы». К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство. Экстраверсия рассматривается как противоположность интроверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала. Шкала Экстраверсии объединяет весьма неоднородные характеристики. Среди них можно найти, если говорить терминами некоторых российских авторов, и формально-динамические, и стилевые, и содержательные личностные свойства. Тем не менее, существует устойчивая традиция трактовать Экстраверсию как свойство темперамента.

Экстраверт - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Это индивидуально-психологический тип человека, для которого характерны активность в общении; склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений на внешний мир и окружающих людей. Экстраверт испытывают потребность в новых учебных речевых ситуациях, стремятся к доминированию в общении, стараются использовать новые слова и выражения, любят групповые занятия, игры.

Интроверсия - (англ. introversion; от лат. intro - внутрь + versae, versie - поворот; букв.: обращенность во внутрь) - комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов). Крайние степени Интроверсии характерны для аутизма. К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность. Интроверсия рассматривается как противоположность экстраверсии.

Интроверт - человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

Экстравертам и интровертам присуща разница в поведении. Согласно одному исследованию, экстраверты склонны носить более декоративную одежду, в то время как интроверты предпочитают практичную, удобную одежду. Экстраверты чаще любят более оживлённую, традиционную и энергичную музыку, чем интроверты. Особенности характера также влияют на то, как люди организуют своё рабочее пространство. В целом, экстраверты больше украшают свои офисы, держат свои двери открытыми, держат рядом несколько запасных стульев и более склонны ставить тарелки с конфетами на свой рабочий стол. Им свойственны попытки пригласить других сотрудников и поощрение взаимодействия. Интроверты, наоборот, меньше украшают и стараются изолировать своё рабочее пространство от социального взаимодействия.

Люди сложны и уникальны, и так как интроверсия-экстраверсия представляет собой непрерывное пространство измерений, люди могут иметь совокупность характеристик обоих типов. Человек, который ведёт себя как интроверт в одной ситуации, может вести себя как экстраверт в другой, и люди могут изучать поведение «противоположного типа» в некоторых ситуациях. Теория Юнга основывается на том, что если первичная функция человека экстраверсивна, то вторичная всегда интроверсивна (и наоборот).

Экстраверсия – это базовая черта личности, которая характеризуется направленностью сознания и внимания личности на то, что происходит вне его: других людей, отношения, социум. Дословно понятие можно перевести как «обращённый вовне», и введено оно было Карлом Гюставом Юнгом.

Экстраверсия в психологии – это совокупность качеств личности, определяющие склонность индивида к активным социальным связям, контактам. Внешне это выражается в хорошей коммуникабельности и адаптивности. Так же можно сказать, что такие личности более ориентируются на социальное окружение и оценку, которое оно даёт, нежели на свой внутренний мир и свою личностную систему ценностей.

Экстраверты направлены на общение и контакты с другими людьми. Они жаждут быть вовлеченными в процесс социального взаимодействия, быть на виду, строить и развивать отношения, знать про отношения других. Их основные качества – эмоциональность, вспыльчивость, оптимистическое отношение к жизни, непродуманность, непостоянство.

Интроверсия и экстраверсия по Г.Айзенку — антагонистические определения личности, вернее – части определения его темперамента. Они подразумевают базовые принципы направленности индивида. Опросники, которые предлагают шкалу интроверсии – экстраверсии, предполагают, что наиболее ярко выраженные личности будут составлять полярные противоположности. А средние значения будут показывать большую или меньшую степень выраженности тех или иных черт. Поэтому, ярко выраженные экстраверты, равно как и интроверты встречаются не так уж и часто. Среди знаменитых таких личностей можно припомнить Наполеона, Жукова, Чапаева.

Однако, при всех позитивных моментах, крайняя степень выраженности экстраверсии может иметь неприятные моменты как для окружающих, так и для самой такой личности. Стремление человека быть всегда в центре внимания, может несколько утомлять и при этом становиться просто навязчивой идеей. Кроме того, склонность заводить большее количество новых знакомств и взаимоотношений, может делать эти самые отношения более поверхностными, без глубокой эмоциональной вовлеченности. Потому что ярко выраженным экстравертам одних отношений всегда мало. Они слишком вовлечены в «игры субъектами», что могут полностью потерять своё личное Я. Опасность же такого отношения сводится к совершенному пренебрежению к личным установкам и внутренним мерам вещей. Утрированно может получиться, что экстраверт любит не то, что действительно нравится ему, а что нынче крайне популярно и востребовано в окружающей его действительности.

Именно поэтому, яркого экстраверта можно выделить не только по манере преподать себя или по манере общения, но и по манере одеваться. Невозможно представить себе такого полярного индивида в классической одежде «вне времени». Экстраверт «дышит новыми веяниями». Поэтому его одежда может быть не всегда высокого качества, но всегда самых актуальных тенденций. В исключительных случаях, полярных экстравертов можно назвать «рабами модных новинок».

«Степени выраженности»

Движущей силой экстравертов, несомненно, являются внешние факторы. Поэтому, если вы узнаёте в вышеизложенных описаниях своего ребёнка, помните, что взывать к его разуму и говорить: «подумай сам» — абсолютная трата сил и времени. Экстраверт считывает настроение толпы. И то, чем живёт его ближайшее окружение, тем будет жить и такой человек. Поэтому, либо вы сами должны стать для него «внешним фактором», который детерминирует его активность. Либо приложите силы, чтобы это самое окружение было вам по душе.

Есть ещё один интересной феномен, связанный с экстравертированными личностями. Направленность на взаимоотношение с другими объектами настолько ценно для них, что они сами для себя повышают ценность самих объектов и этих взаимоотношений. Это значит, что близкие люди и семья могут искренне недоумевать о необходимости знать все мелкие нюансы небольшого события. Для кого-то со стороны это может просто напоминать «мышиную возню». При этом событие и ситуации могут быть не связанны с реально близкими людьми. Тем не менее, ярко выраженный экстраверт будет всецело вовлечён в процесс.

Дело в том, что сам процесс не только забирает энергию экстраверта, но и сам заряжает его энергией. Моменты вынужденного «простоя» и бездействия просто сводят человека с ума. Это всё равно, что посадить кого-то в тюрьму.

Хотя в связи с высокими энергетическими затратами и постоянным «движением этой самой энергии», периодически отдыхать экстраверт любит в полном одиночестве, но не слишком долго. По большому счёту происходит его «перезарядка».

Однако, по Юнгу, экстраверсия и интроверсия встречается не только как свойство личности, но и определённое проявление в природе. Экстраверсия в этом смысле заключается в высокой скорости воспроизводства, низкой степенью защитных механизмов и, как следствие – низкой продолжительностью существования. А интроверсия, наоборот, определяется высокими приспособительными способностями, длинной продолжительностью существования и низким воспроизводством.

Кстати, Юнг впоследствии отказался от понятия «экстраверт» и говорил про экстраверсию — доминантную функцию чего-либо: мышления, ощущения, интуиции.

Также экстраверсия, интроверсия и нейротизм являются шкалами теста Айзенка, определяющими темперамент. Помимо направленности личности на внутренний или внешний мир, определяется уровень эмоциональной напряженности и тревожности. На одном полюсе находятся эмоционально устойчивые личности. А на другом – ярко выраженные напряжённо-тревожные личности. Сочетание факторов направленности и выраженности тревожности создают неповторимую комбинацию, определяющую темперамент человека.

Подводя итог что такое экстраверсия, можно сказать, что это безусловное превалирование концентрации внимания на объекте, обращённость вовне.

Характеризуется экстраверсия открытостью, общительностью, и как следствие — высокой степенью адаптации. С этой стороны экстраверсия вполне может выступать как очень позитивная особенность личности. Ведь умение свободно общаться, быстро и безболезненно наладить контакт с кем угодно – являются очень важными и нужными качествами для многих профессий, да и просто – для выхода из многих скользких жизненных ситуаций.

Однако крайние степени проявления экстраверсии могут приводить к потере значимости личного мнения и личной оценки человека, излишняя фиксация его на реально малоценных вещах и объектах, растворение его в процессе постоянного общения со всеми. Кроме того, это может привести к постоянной потребности быть в центре внимания «любой ценой» и неспособности выделить одни наиболее ценные отношения.

Естественно, что такая позиция может существенно влиять на личностно-интимную сферу жизни человека. И получается, как в знаменитой фразе: «столько знакомых, а человек одинок». Естественно, подобная ситуация в первую очередь может тяготить саму личность. А во-вторых, невозможность сконцентрироваться на одних отношениях обижает наиболее близкого партнёра или члена семьи и часто приводит к размолвкам и разрывам. Ведь встречаться с «душой компании» и «всеобщей звездой» очень здорово, но строить семью получается не слишком.

Психотерапия

Стоит так же помнить, что экстраверсия не является приобретённой чертой. Психологи склоняются к базовости такой особенности, а, следовательно, предпосылки заложены. Но, при этом не стоит забывать, что существует понятие «степени выраженности». А вот её во многом можно корректировать.

По крайней мере, осознавая те особенности, которые вам могут мешать и, понимая, с чем это может быть связано, вы можете постараться сами менять свои действия. А ещё лучше – обратиться к специалисту: психологу или психотерапевту, чтобы он помог вам выделить и проработать проблемные моменты.

Любая особенность нашей личности может быть использовано во благо нам самим и наших близких. И, если есть хоть малейший дискомфорт, подобные вещи лучше обсудить со специалистом. Потому что накопившиеся проблемы требуют гораздо больше сил и времени для решения.

Интроверсия – это свойство личности, характеризующее ее обращение на свой внутренний мир. Интроверсия в психологии впервые описана известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом.

Интроверсия по Юнгу – это личностная ориентация на себя. Дословно понятие «интроверсия» означает «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.

Интровертированная личность отличается высокой чувствительностью и впечатлительностью. Такие люди подвержены глубокому самоанализу и самокритике. Они обычно серьезные, размеренные, им чужда спонтанность действий, очень редко проявляют инициативу к общению. Они лучше предадутся личным размышлениям, нежели будут идти с кем-то на контакт. Но это не подразумевает, что они никогда совсем ни с кем не разговаривают. У них есть друзья, которые принимают их такими, какими они есть.

Характеристика интроверсии способствует тому, что такие люди практически незаметно выражают свои эмоции, их эмоциональное состояние всегда кажется стабильным, потому, что интроверты всегда погружены в себя, мысли и фантазии, все чувства и эмоции они переживают «в себе».

Карл Юнг сформировал гипотезу о явлениях экстраверсии и интроверсии и назвал их антагонистичными личностными качествами. Изучение обоих понятий продемонстрировало насколько широкими и всеобъемлющими они являются.

Экстраверсия и интроверсия – это те качества, по которым чаще всего оценивают человека. Сложилось так, что многие люди из-за недопонимания сущности понятия интроверсия, определение ему дают неправильное. Они придают интроверсии негативную окраску и отрицательную оценку. Это объясняется тем, что присущие черты интроверсии (необщительность, чувствительность, замкнутость) встречаются в некоторых психических расстройствах, поэтому у людей вызывают негативные ассоциации.

Интроверсия экстраверсия

Характеристика интроверсии и экстраверсии заключается в том, что это два крайних психологических качества, проявляющие сущность индивидуальности человека, ориентацию его психической деятельности или на внешний мир и все его составляющие объекты, или на явления и процессы своего внутреннего субъективного мира.

Типические характеристики интроверсии и экстраверсии выделяются вместе с более частными индивидуальными характеристиками и личностными особенностями, они были эмпирически описаны и выделены психиатром Карлом Гюставом Юнгом в его произведении под названием «Психологические типы».

В данной работе автор выделил два типа личности соответственно к их определяющему качеству: интроверта и экстраверта. Характеристика, с помощью которой происходит раздел на интроверсию и экстраверсию – это установка личности наружу или внутрь, что наблюдается в мироощущении человека или в реакциях на разнообразные внешние или внутренние импульсы.

Экстраверсия человека выражается в направленности его мыслей, чувств и деятельности наружу, то есть на взаимодействие с окружающими людьми и предметами внешнего мира. Экстраверт легко заводит новые знакомства, он бывает одержим общением с людьми, также он достаточно быстро и удачно приспосабливается к новым, непредвиденным ситуациям.

Экстраверты в большинстве своем импульсивные личности, темпераментные, они находятся в постоянном движении, с трудом переносят однообразность. У них есть чувство юмора, они любят смех и веселье, часто поверхностные и под влиянием настроения могут сделать то, о чем потом пожалеют. Экстравертированные личности открыты новому опыту, знакомствам с новыми объектами мира, ориентируются на приумножение связей с ними, позже могут оказаться под влиянием этих объектов или зависимости от них.

Карл Юнг определяет главный критерий, отличающий экстраверсию и интроверсию – это движение либидо (жизненной энергии) и его направление.

У людей с экстраверсией либидо направлено на окружающий мир, это выражается в том, что они предпочитают практические и общественные стороны жизни, взаимодействие с внешними объектами действительности.

Интроверсия по Юнгу, означает, что человек отдаёт предпочтение собственному внутреннему миру, своим воображениям и размышлениям. Фантазии замещают ему общение с внешним миром.

Человек, со свойствами экстраверсии склонен растрачивать свою энергию, направлять ее на внешние окружающие объекты, на взаимодействие с ними. Человек, с интроверсией, наоборот, старается накапливать собственную энергию и вводить ее во внутренний мир.

Экстравертированный человек стремится выплеснуть всю энергию в общении с окружающими, потратить её на те активности, которыми он занимается для того, чтобы быть в центре внимания у всех на виду, принимать активное участие в публичных выступлениях, эффектно появляться на многолюдных мероприятиях, вечеринках.

Свою энергию экстраверты получают от внешнего мира, от взаимодействия с его предметами, вещами, общения с людьми, от нахождения в потрясающих местах, от собственных действий в этом мире. Эти люди являются расточителями энергии. Если у них случаются долговременные периоды бездействия, когда они вынуждены быть в одиночестве и созерцать свой внутренний мир или общаться в очень узком кругу общения, у них пропадает ощущение жизни, они теряют ее смысл.

Экстраверты должны разбавлять свою головокружительную постоянную занятость периодами покоя, обычного бытия, поскольку они сами могут потеряться и забыться в пространстве и времени, что чревато проблемами с физическим и психическим здоровьем.

Личности с экстраверсией очень свободно самовыражаются, они любят общество, сконцентрированы на нем, поэтому часто становятся общественными деятелями и могут многое предложить социуму, поскольку всегда ориентируются на результат и эффективное действие.

Экстравертированные личности в состоянии одиночества или временного пребывания внутри себя, как будто угасают, им очень тяжело переносить подобное положение, это их угнетает. И для восстановления жизненной силы им нужно не так много – возобновить общение с людьми, заняться деятельностью, привлечь к себе внимание. Экстравертами часто являются люди общественных профессий – чиновники, различные управляющие, артисты, организаторы, конферансье, тамады и так далее.

В одно время Карл Юнг пересмотрел свою теорию экстраверсии-интроверсии и дополнил ее некоторыми аспектами. Он выделил некоторые самостоятельные факторы, точнее психологические функции, которые раньше вводил в состав экстраверсии и интроверсии – чувство, ощущение, интуиция и мышление.

Также Юнг перестал называть личностей экстравертами и интровертами, а начал говорить об экстраверсии и интроверсии преобладающей психической функции. То есть получается так, что психика личности может иметь одну из функций – чувство, ощущение, интуицию, экстравертированный или интровертированный способ мышления, и дополнительно к этим функциям в психике человека могут существовать и многие другие функции, которые в свою очередь, или будут вспомогательными или будут вытесняться.

Интроверсия это в психологии Юнга, характеристика, определяющая личность, как отстраненную от других, закрытую в себе. Личность с преобладанием интроверсии свою психическую энергию направляет внутрь себя самой, все ее мысли, действия и интересы ориентированные на собственное «Я». Именно поэтому человек с интроверсией имеет большую склонность к рефлексии, к беспрестанному анализу своего психического состояния, личностной критике.

Такой человек с большим трудом устанавливает контакты с окружением, в отличие от экстраверта он тяжело адаптируется в окружении, он проявляет закрытость ко всему, что находится вне его мира, у него слишком развиты защитные механизмы психики. Он с очень большим трудом подстраивается под правила и нормы, установленными внешними объектами.

Интровертированные личности почти всегда имеют серьезный или даже угрюмый вид, их редко можно увидеть с улыбкой на лице или радостными глазами, они выдержаны и педантичны, склонны к депрессии.

Позже теорию интроверсии и экстраверсии изучал психолог Г. Ю. Айзенк, он выделял факторы: экстраверсия интроверсия нейротизм (эмоциональная стабильность) и рассматривал их, как базовые характеристики личности. Для выявления качеств личности Айзенком была разработана методика «Описание личности», в которой графически изображались оси, на которых размещались черты: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, сочетание этих черт представляло основные характеристики личности.

Айзенк утверждал, что в основе проявлений интроверсии и экстраверсии имеются врожденные особенности ЦНС, которые обуславливают баланс процессов возбуждения и торможения. Так, для интроверсии характерно доминирование процессов возбуждения над торможением, а процессы торможения более свойственны экстравертам.

В актуальное время, характеристика интроверсии и экстраверсии используется достаточно широко в психологии, поскольку описание этих особенностей психики соответствует реальным и правдивым наблюдениям за поведением людей. Часто именно с помощью этих двух качеств – интроверсии и экстраверсии характеризуют личность человека, хотя на самом деле, немного неправомерно измерять личность только с помощью данных двух характеристик. К тому же, «чистые» типы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, просто они могут быть более или менее выражены в структуре личности человека.

Современная психология проводит массу исследований с целью установления связей между описываемыми личностными качествами и особенностями психических, в большей степени познавательных процессов, определения соотношений значений характеристик интроверсии и экстраверсии с социальной активностью, развитостью социальных контактов и других аспектов.

Социальная интроверсия

Социально-психологическая неспособность развиваться и жить вне общества требует от нее актуализации базовых механизмов и движущих сил, непосредственной связи между людьми. Такая связь осуществляется посредством общения и взаимодействия в социальном существовании.

Речь идет о социально-психологических свойствах личности, определяющих ее способность к взаимодействию и сосуществованию в обществе, которые нужно учитывать и понимать.

Социальная интроверсия определение – это направление социальной активности, установление и поддерживание контактов с определенным, небольшим кругом людей, с перспективой поддерживать связи только с этими людьми на протяжении долгих лет.

Социальная характеристика интроверсии предполагает, что человек лучше будет поддерживать старые и проверенные отношения с людьми, нежели будет расширять свой круг ненужными и кратковременными знакомствами. И дело здесь совсем не в застенчивости или скромности, человек с интроверсией волне осознано предпочитает домашний уют и общество себя самого, нежели веселую вечеринку. Такой человек больше любит размышлять в одиночку, нежели делиться идеями и советами с другими.

Социальную интроверсию человека часто воспринимают за недоверчивость, застенчивость, пессимистичность, неприязнь. Но сам, интроверт на самом деле может быть очень доброжелательным, мудрым и рассудительным человеком, просто его состояние души такое, что ему лучше держаться в стороне от общества и событий, и ограничиваться кругом самых близких людей, дабы не расшатать положение вещей своего внутреннего мира.

Интроверту бывает на самом деле очень трудно приспособиться к внешнему миру, он не умеет налаживать контакты, от этого и стремится к уединению, чтобы не быть высмеянным или не показывать свою уязвимость. Иногда интроверсия человека приводит к тому, что он начинает искренне испытывать неприязнь к большому количеству людей, их сплочённости, способен обесценивать людей и предметы. Со временем такой человек вполне может стать отшельником.

У личности, имеющей свойство интроверсии, психологические механизмы проявляются через добросовестность, педантичность, недоверчивость, бережливость, осторожность, прямоту, умеренность, совестливость, честность.

Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, любящее людей зрение – это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему звук – вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.

Часто мы пытаемся объяснить поступки человека тем, что он интроверт или экстраверт. Эти понятия, плотно вошедшие в нашу обиходную речь, впервые были введены швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом. Его определения звучали следующим образом:

Интроверсия - дословно «обращенность внутрь». Предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям.

Экстраверсия - дословно «обращенность вовне». Человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.

Однако еще при жизни Юнга эти термины были подвергнуты критике. Основным доводом критиков являлось указание на слишком широкий, всеобъемлющий характер этих определений.

И действительно, так ли часто про человека можно однозначно сказать, интроверт он или экстраверт? Рассмотрим пример, чтобы ответить на этот вопрос.

Вот мы видим красивого статного мужчину. Мощное телосложение, горящий ясный взгляд, умные глубокие глаза. Он приятен в общении, добр и открыт, любит детей, хорошо понимает женщин, в то же время любит посидеть в тихом уголке с книжкой, любит послушать хорошую музыку, и большое удовольствие ему доставляют ночь и уединение. В одни моменты он кажется интровертом, а в другие - экстравертом. Как же быть?

Системно-векторная психология позволяет точнейшим образом понять природу такого человека. В рассмотренном примере мы имеем дело с анально-кожно-мышечным снизу, . В состав его капсулы живого вещества входят как экстравертированные вектора, так и интровертированные. Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, наблюдающее и познающее этот мир, сопереживающее другим людям, любящее людей - это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему и ищущий смысла во всем происходящем звук - вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.

Экстраверты и интроверты в чистом виде наблюдаются лишь в случае, когда в состав одной капсулы живого вещества (одного человека) входят только вектора-экстраверты или только вектора-интроверты.

Например, мы имеем дело с чистым анальным звуковиком. Всю жизнь он сидит у себя дома и читает научную фантастику, если он не реализован. А если реализован, то он, как Перельман, настолько погружен в науку, что его совершенно не интересуют никакие проявления внешнего мира. При этом в отличие от читающего научную фантастику звуковика, Перельман делает гениальные научные открытия - и работает тем самым на все человечество.

Примером чистого экстраверта является (так же как и кожно-зрительный мужчина). Не сидит на месте, все время в движении, легкая воздушная походка, глаза большие и глубокие, полные в разные моменты то безмерной любви, то печали и сострадания, огромная эмоциональная амплитуда, стремление ко всему живому и общительность. И это только некоторые ее черты.

Системно-векторная психология выделяет четыре вектора-экстраверта и четыре вектора-интроверта. Вместе они образуют четыре полные квартели, которые, как и все в этом мире, имеют внешнюю и внутреннюю части.

Квартель времени. Внешняя часть - уретральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - анальный вектор (интроверт).

Квартель пространства. Внешняя часть - кожный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - мышечный вектор (интроверт).

Квартель информации. Внешняя часть - зрительный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - звуковой вектор (интроверт).

Квартель энергии. Внешняя часть - оральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - обонятельный вектор (интроверт).

Тезис Юнга о противоположности экстраверсии и интроверсии верен лишь отчасти. Если ориентироваться на внешние проявления вектора - общительный он или нет, предпочитает находиться в обществе или нет и т. п. - то это так. Но если смотреть с точки зрения системно-векторной психологии, понимая видовую роль каждого вектора, становится понятно, что внутри каждой квартели и все вместе они образуют необходимую целостность, взаимно дополняя друг друга.

Глубже понять проявления экстраверсии и интроверсии, а также узнать о механизме их взаимодействия при нахождении в одном человеке вы сможете на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »