Композиция вхожу я в темные храмы. Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока

«Вхожу я в темные храмы…» Александр Блок

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»

Любовной лирике в творчестве Александра Блока отводится ключевое значение. И в этом нет ничего удивительного, так как 17-летний поэт, испытавший сильные чувства к Любови Менделеевой, сумел сохранить их на всю жизнь. Этой женщине суждено было стать музой Блока и его ангелом-хранителем. Даже после того, как судьба разлучила эту пару, поэт продолжал любить свою бывшую супругу, всячески ей помогал и искренне верил, что они созданы друг для друга.

Впервые образ Любови Менделеевой появился в стихах поэта, датированных последним годом 19 века. К этому период творчества относится создание цикла произведений, посвященных загадочной прекрасной даме. Ее прототипом стала избранница поэта, которая долго не отвечала ему взаимностью. В итоге молодые люди расстались и не виделись несколько лет, в течение которых Блок с завидной регулярностью воссоздавал милый образ в своих произведениях. Глаза, улыбка и даже голос Любови Менделеевой преследовали поэта повсюду. Блок даже признавался, что это похоже на некое умопомешательство, когда в толпе людей ты пытаешься отыскать знакомую фигуру, отмечаешь у совершенно чужих барышень похожий наклон головы и даже манеру нести сумочку в руках.

О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, однако то, что он чувствовал после расставания с избранницей, можно без труда прочесть между строк его произведений. Одним из них является стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», созданное в 1902 году. Его суть сводится к тому, что даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью . Трудно судить, насколько все написанное соответствовало действительности, однако знакомые молодого Блока утверждают, что в какой-то момент он стал по-настоящему набожным и редко пропускал воскресную службу. Можно предположить, что при помощи молитвы поэт пытался заглушить свою душевную боль и смириться с потерей любимого человека. Однако сам автор объясняет такое поведение несколько иначе, отмечая: «там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад».

Глупо было бы рассчитывать на то, что именно в храме Блок встретит свою прагматичную и избавленную от религиозных предрассудков возлюбленную. Поэт это прекрасно понимает, однако продолжает бывать в церкви. Там «в лицо мне глядит озаренный, только образ, лишь сон о Ней». Теперь уже не вызывает сомнений тот факт, что в изображениях «Величавой Вечной Жены» поэт видит черт девушки, в которую влюблен. И это сходство наполняет душу Блока неизъяснимой радостью, он верит в то, что его любовь является даром небес, а не проклятьем. И такая трактовка столь сильного чувства заставляет Блока не отказываться от него, а, наоборот, культивировать в своем сердце любовь, дающую ему силы жить. «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая – Ты», — признается поэт.

Романтический период в творчестве Блока, связанный с созданием цикла «Стихов о Прекрасной Даме», не прошел для поэта бесследно. До самой смерти он очень уважительно относился к женщинам, считая их высшими существами, более утонченными и ранимыми. Что же касается Любови Менделеевой, то ее он по-настоящему боготворил и даже слегка побаивался того, что собственными чувствами, грубыми и примитивными, может очернить душу той, которую так любит. Впрочем, как показывает практика, оценить такое трепетное отношение к себе под силу далеко не каждой женщине. Любовь Менделеева в этом отношении не была исключением, так как не раз предавала Блока, влюбляясь в других мужчин. Однако после смерти поэта она призналась, что была к нему несправедлива и не смогла до конца понять, какой же благородной и возвышенной натурой обладал ее супруг.

Сочинение

Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ. К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности.

Через весь цикл стихов, представляющий своеобразный «роман», проходит мотив идеальной любви-стремления. Реализуется этот мотив в постоянном ожидании героя встречи с героиней и боязнью этой встречей разрушить возвышенность чувства. Особенность этого цикла — в неразделённости двух планов: личного, реального и космически-универсального мифа, о путях земного воплощения Души мира.

Одно из самых ярких стихотворений этого цикла — «Вхожу я в тёмные храмы…». Оно было написано в 1902 году. Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храм, обряд, лампады. Это стихотворение представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от «противоречий, сомнений и угроз жизни». Этот мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведуших в творчестве А. Блока.

По жанру произведение представляет собой маленькую поэму, так как имеет сюжет: герой находится в храме, ждет свою возлюбленную и переживает сильные чувства, связанные с этим ожиданием. Так реализуется главный мотив цикла стихов — мотив ожидания. Действительно, оно для лирического героя кажется важнее, чем сама встреча:

Там я жду Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

Красные лампады усиливают момент трагичности. Эта трагичность осознается героем и исходит от того, что реальность не соотносится с хрупкой мечтой, тем образом, который живет в сердце поэта:

В тени высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Стихотворение — это сжатая мысль, поэтому по одному слову мы угадываем о целой истории. Так по фразе: «О, я привык к этим ризам // Величавой Вечной жены!» становится понятно, что не первый раз герой ждет свою возлюбленную в этом храме. А перефраза — «Высоко бегут по карнизам // Улыбки, сказки и сны…» — рисует перед читателем сам храм.

Поэт имеет ввиду блики солнца, которые пробиваются через высокие окна под крышей. Этот свет становится символом идеального стремления героя.

Степень переживания персонажа показана в последнем четверостишии стихотворения:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

Здесь говорится о том, что героиня еще не пришла, но будет с минуты на минуту, и любящее сердце уже предчувствует эту скорую встречу.

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» поражает не столько обилие тропов, сколько цветопись, которую активно использует автор. Так, Блок использует для создания особой атмосферы такие цвета: черный («темные храмы»), красный («красных лампад»), золотой («озаренный… образ», «О, я привык к этим ризам…», «Высоко бегут по карнизам», «свечи»). Как видно, преобладающий цвет — золотой и все его оттенки (пламя свечи, солнце, расшитые золотом одежды), а он, как известно, является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. А красный и черный как бы указывают на трагичность этого чувства.

Женский образ символичен, у неё множество имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая. Но несмотря на всю её возвышенность, это реальная женщина, как реален и герой.

Звучание стихов Блока вызывает очень сильное эмоциональное и эстетическое сопереживание. За гранью «отношений» героев читаются ещё более глубокие поэтические открытия. Юному Блоку оказалась подвластной мудрость жизни, во всяком случае, в той её части, которая связана с состоянием любви.

Данное стихотворение было написано тогда, когда молодому Александру Блоку едва исполнилось 22 года. Именно это время ознаменовано самим поэтом как период активного творчества, открытого духовного поиска собственной высшей истины и правды. Целый цикл любовных стихотворений посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой. В ее лице поэт нашел милую подругу и музу, которой служил всю жизнь. Он боготворил эту девушку, впоследствии ставшую его женой, и видел в ней проявления божественной сути.

Стихотворный анализ «Вхожу я в темные храмы» призван показать и обозначить главную особенность духовных исканий Александра Блока на конкретном этапе развития творчества. А именно служение образу Вечной Женственности, попытки отыскать ее в материальном мире, приблизиться к ней и сделать цельный и нерушимый лик частью собственного существования.

Тема стихотворения

«Вхожу я в темные храмы» - одна из вершин поэзии Александра Блока в цикле, посвященном Прекрасной Даме. Ключевым моментом следует считать попытку отыскать мечту, образ Вечной Женственности в мире обыденном с преобладающими материальными ценностями и установками. Отсюда явственно прослеживается момент несовпадения в представлениях, безответность, тщетность поиска.

Анализ «Вхожу я в темные храмы» показывает, насколько лирический герой А. Блока оторван от реальности, поглощен собственной навязчивой идеей. И с этим мистическим желанием ему трудно совладать, оно подчиняет его себе, лишает воли, здравого смысла, рассудка.

Состояние лирического героя

Стих «Вхожу я в темные храмы» - одиннадцатый по счету в числе произведений, адресованных Любови Дмитриевне Менделеевой. Лирический герой находится в состоянии беспокойства, он хочет обрести целостность с самим собой, отыскать свою утраченную половинку - часть себя, без которой он не может сделаться счастливым. В святом месте, храме, он видит лишь отголоски того таинственного, неземного образа, на который направлены его искания, на чем сосредоточено и все внимание. Здесь сам автор соединяется с чувствами лирического героя в этих глубоких внутренних переживаниях.

Образ Вечной Женственности

Одним из самых красивых и загадочных является стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Блок наделил свою героиню сказочными, мистическими чертами. Она неуловима по своей сути, прекрасна и непостижима, как сама мечта. Так возникает образ Красоты как ипостаси божественной любви. Нередко лирический герой сравнивает ее с Богородицей, дает ей мистические имена. Александр Блок называл ее Мечтой, Пречистой Девой, Вечно Юной, Владычицей Вселенной.

У читателей всегда оставались восторженные отзывы и впечатления после прочтения таких стихов, как «Вхожу я в темные храмы». Блок является любимым поэтом многих интеллектуалов, особенно его творчество оказывается близким молодым юношам и девушкам. Та, кому служит лирический герой, окутана величайшей загадкой. Он относится к ней не как к земной женщине, а как к божеству. Она окружена и тенями, в которых угадывается ее тяготение к аполлонистическому началу - герой созерцает ее и сам получает от переживания чувства. Анализ «Вхожу я в темные храмы» демонстрирует читателю интересный подход к интерпретации известных и любимых миллионами строк.

Ключевые символы

В стихотворении можно выделить несколько образов, которые создают своеобразный фон для развития действия, дополняют сюжет яркими картинами.

Ризы подчеркивают святость и возвышенность образа Прекрасной Дамы. Это материальное воплощение божественного начала (Богородица, церковь). Все земное ей чуждо, она являет собой возвышенную стихию свободы и света. Ей можно молиться ночами при лунном свете, каждой мыслью и действием воспевая непревзойденную красоту.

Красные лампады символизируют недостижимость мечты, ее далекость и нереальность, по сравнению с повседневной жизнью. Здесь происходит соединение вымышленного мира с действительностью.

Таким образом, анализ «Вхожу я в темные храмы» подчеркивает мысль о том, что интимно-личностные переживания молодости происходили у поэта на фоне стремления разгадать тайну Красоты.

Стихотворение “Вхожу я в темные храмы” стало одним из первых в знаменитом цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, который сам Блок считал одним из лучших этапов своего творчества. Краткий анализ “Вхожу я в темные храмы” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет ученикам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

История создания – известна точная дата написания Блоком этого стихотворения: 25 октября 1902 года. Тогда поэт был страстно влюблен в свою будущую супругу Л. Менделееву.

Тема – влюбленность лирического героя, который ждет от своей избранницы момента, когда она раскроет женскую сущность.

Композиция – условно произведение можно разделить на три части. Первая – вступление, в нем герой испытывает сомнение в том, что его возлюбленная – та самая, воплощающая в себе вечную женственность, то все же предвкушает встречу с ней. Вторая часть развивает философскую мысль, одновременно подчеркивая, что лирический герой относится с любимой и как к обычной женщине. Заключение – последняя строфа, в ней он снова выводит незримую сущность своей дамы на первый план.

Жанр – сочетание любовной и духовной лирики, присущее ранним поэтическим творениям Блока.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты” .

Метафоры “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны” .

История создания

В ранний период творчества Александр Блок был очень увлечен философией Владимира Соловьева, а особенно – его учением о вечной женственности. Оно произвело на поэта столь глубокое впечатление, что один их самых известных его поэтических циклов – “Стихи о Прекрасной Даме” – основан на нем полностью.

Эта же философская мысль положена и в основу стихотворения “Вхожу я в темные храмы”, которое сам Блок датировал очень точно – 25 октября 1902 года. В то время поэт был страстно влюблен в Любовь Менделееву, которая впоследствии станет его невестой, а после – супругой. Девушка виделась ему воплощением той самой вечной женственности. Блок придавал своей влюбленности мистический смысл, видя в ней особое чувство.

Тема

Основная тема – это любовь. Лирический герой испытывает страстные чувства к своей избраннице, он видит в ней свою земную богиню. Уже в этом произведении проявляется присущее всему творчеству Блока двоемирие: есть мир, который можно увидеть и ощутить, и второй – недостижимый, божественный. Это вторая тема стиха – философская.

Вообще, в нем ярко проявляется еще одна черта ранней лирики Блока, когда действительность отступает перед иллюзорным миром. Он открыт только внутреннему взору самого поэта и невидим более никем.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. В первой – зачине – лирический герой входит в “ темные храмы “, чтобы совершить свой обряд. Он немного сомневается в том, что выбранная им женщина действительно воплощает в себе вечную женственность, но он влюблен, а потому с нетерпением предвкушает свою встречу с ней.

Вторая часть – развитие основной мысли. Лирический герой, более не сомневаясь, рассуждает о том, что ему дано каждый день соприкасаться с настоящим божеством. С одной стороны, он понимает, что его возлюбленная – это воплощение всего божественного, что он не может себе даже представить, с другой – говорит о том, что привык ежедневно соприкасаться с чудом, и это помогает ему думать о своей любимой не только как о богине, но и как о женщине.

Завершается произведение тем, что Блок подчеркивает уже не земную, а возвышенную сущность своей любимой. В ней воплощается то высокое и прекрасное, что не может постичь обычный человек.

Жанр

С одной стороны, его можно отнести в любовной лирике, так как лирический герой этого произведения говорит о своих чувствах, рассказывает о том, какие эмоции вызывает у него возлюбленная. С другой же, в поэтические строчки вложен и философский смысл, тесно связывающий их с учением Соловьева. Таким образом, произведение является образчиком любовно-философской лирики. Что касается использованного стихотворного размера, то это дольник. Таким образом он делает его строй взволнованным и даже несколько диссонансным, передавая чувства лирического героя. Отвлеченная лексика создает высокую тональность.

Средства выразительности

Чтобы подчеркнуть свою идею, Блок использует разнообразные выразительные средства. Среди них:

  • Эпитеты – “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты” .
  • Метафоры – “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны” .

Если посмотреть на синтаксическую структуру предложение, то можно увидеть много инверсий , например “ вхожу я”, “жду я” и тому подобных. Это делает его торжественным и размеренным.

Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А.Блока с Л.Д.Менделеевой. Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.

Цветопись. Звукопись.

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» .

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «...усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон . Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».

В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.