Китай город выход на маросейку какой вагон.

Ивановская горка — так исторически называются окрестности Китай-города — последний маршрут в серии «Афиши» (остальные пять смотрите в предыдущих номерах). Маршрут этот прекрасен в любое время года и суток. Здесь по-московски сонно, зелено, каждый третий дом построен как минимум в XVIII веке, а неподалеку расположены лучшие городские кафе и клубы.

Метро «Китай-город» (выход на Маросейку)
Метро «Китай-город» при советской власти называлось «Площадь Ногина». От Ногина осталась голова — удобное место встречи

Маросейка и Покровка
Улица Покровка появилась в XV веке и названа по Покровскому великокняжескому монастырю (упразднен в XVIII веке; стоял у выхода из метро, дом №2 по Маросейке). Золотой век улицы был связан с царскими дворцами в Лефортове, к которым она вела; именно тогда, в XVIII веке, она справедливо считалась главной улицей Москвы, только к XIX веку уступив первенство Тверской

Пекарня «Волконский»
Одно из лучших мест для ранних завтраков в городе — пекарня «Волконский» , с овсянкой, рисовой кашей, горячими круассанами и четырьмя видами люстр на потолке. Лучше всего сидеть на подушке у окна: мимо все время ходят удивительно колоритные персонажи, начиная от голландских туристов и заканчивая ортодоксальными евреями, которые целыми семьями направляются в синагогу в Большом Спасоглинищевском переулке. А в переулке напротив находится клуб «Пропаганда» с лучшим салатом «Цезарь» в городе

Дворы на Маросейке
Можно сворачивать во все дворы и подворотни , попадающиеся на пути, — жалеть о потерянном времени вряд ли придется, хотя ночью велик шанс наткнуться на уединившуюся парочку. Во дворах сушится белье, играют в пинг-понг или просто сидят на разномастных скамеечках

Церковь Косьмы и Дамиана
Маросейка, 14/2. Главный престол церкви — Спасский, но москвичи всегда называли ее по приделу Косьмы и Дамиана. Теперь же мы знаем ее как зеленую церковь (так говорят и пассажиры в маршрутке, и завсегдатаи клуба «Запасник»). Программный памятник московского классицизма. Автор — главный архитектор допожарной Москвы, Матвей Казаков , который жил поблизости, по соседству с нынешней «Пропагандой»

Петроверигский пер., 4
Замечательный дом принадлежал вначале Тургеневым , и тогда у них бывали Жуковский и Карамзин; в 1832 году дом приобрела семья чаеторговца Петра Боткина — и в дом стали заходить Герцен, Гоголь и Толстой. Гостей принимал врач и филантроп Сергей Боткин

Петроверигский пер., 6
Храм Поклонения Честным Веригам Апостола Петра (от него — название переулка) стоял примерно на месте полуротонды Университета нацменьшинств Запада (ныне здесь «Мориска», то есть МГЛУ). Эффектный конструктивистский ансамбль для Университета создал архитектор Данкман (1929-1930)

Старосадский пер., 7
Лютеранская церковь Петра и Павла была заложена прусским кайзером Фридрихом Вильгельмом III в июле 1818 года; нынешний храм построили в 1905-м (арх. Виктор Коссов). Церковь славилась концертами: в 1843 году с органным концертом выступил композитор Лист; здесь были впервые исполнены «Колокола» Рахманинова. Потом храм закрыли, устроили кинотеатр «Арктика», и наконец студию «Диафильм». Сейчас службы возобновились, идут реставрационные работы, скоро восстановят шпиль. Небольшая часовня справа построена Федором Шехтелем

Покровка, 4
Двор дома №4 вполне сгодился бы на съемки «Покровских ворот» (настоящие Покровские ворота — в двух шагах). В 1920-1930-х из таких домов с галереями состояла большая часть города — от Зарядья до Тверской. В 1990-х на галереях еще были замечены чаепития, а сейчас во дворе едят только сотрудники ресторана на первом этаже. Замыкает двор гигантская арка из отопительной трубы — отсюда лучше всего фотографировать

Колпачный пер.
Судя по названию, в переулке шили колпаки и прочие головные уборы. Не менее вероятно происхождение от питейного заведения «Колпашный» , известного c XVIII века (не сохранилось, было на месте дома №2)

Колпачный пер., 6
Бирюзово-белый дом Долгоруковых притаился там, где его никто не ожидает, — в тесном и замечательно разностильном дворе. А когда-то вокруг был красивый двор с флигелями, садом и прудом — Казаков включил дом в альбомы лучших зданий Москвы. По-кондитерски пышные барочные наличники и фигурная крыша — результат недавней реставрации. Внутри дворца — Северсталь. В соответствии со старомосковской привычкой ничего не сносить, дворец построен на палатах XVI-XVII веков — их спокойный декор раскрыт в части, стоящей вплотную к жилому дому

Колпачный пер., 5 и 7
Сегодня только историки знают популярнейшую считалочку начала ХХ века: «Что ни церковь — то поп, что ни фабрика — то Кноп». Кнопы действительно были монополистами на русском текстильном рынке, поставляли оборудование для фабрик из Англии. Особняк Андрея Кнопа (дом №7) был построен в духе романтического модерна Карлом Трейманом (1900)

Колпачный пер., 10
Один из лучших образцов жилого строительства XVII века построен из кирпича, но внутри него — еще более древняя палата XVI века, сложенная из белого камня. На первом этаже были кухни и жилье для слуг, на втором — парадные и жилые помещения

Хохловский пер.
В древности политкорректность существенно проигрывала назывательности: Хохловка (ныне Хохловский пер.) вполне естественно отходила от улицы Маросейки (то есть улицы, заселенной выходцами с Малороссии)

Xрам Троицы
Хохловский пер., 12. Типичный храм московского барокко построила местная жительница Евдокия Чирикова в память и на приданое своей умершей дочери Неонилы. Маленькие изразцы, поблескивающие на восьмигранном барабане, приписываются известному мастеру Степану Полубесу

Хохловский пер., 7
Сохранившийся масштаб Хохловки подчеркивает монументальность старинных палат конца XVII века . Хозяин палат, думный дьяк Емельян Украинцев, десять лет руководил ведомством иностранных дел, был послом в Голландии и Османской империи, потом перешел на хозяйственную работу, проворовался — и по приказу Петра был подвергнут телесным наказаниям. В пушкинское время в доме был архив Коллегии (министерства) иностранных дел; сам поэт также приезжал сюда поработать с документами. В конце XIX века здесь была нотопечатня Петра Юргенсона — первого и единственного издателя Чайковского. Помимо этого, уроженец Ревеля (ныне Таллин) Юргенсон был одним из основателей и первых директоров Московской консерватории


Типовые многоэтажки 1970-1980-х годов (конечно, без них тоже было бы неплохо) в сочетании с буйной растительностью резко усилили драматизм местности; у основания одной из них двухэтажный флигель. Здесь, в гостях у гостеприимного мецената Сергея Морозова, жил с 1889-го до смерти в 1900 году русский пейзажист Исаак Левитан (с перерывами — некоторое время Левитану как еврею не разрешалось жить в столице). Здесь художник написал практически все свои известные работы (см. в Третьяковке)

Большой Трехсвятительский пер., 1
Дом с богатым декором в неорусском стиле когда-то был главным в большой усадьбе, принадлежавшей князю Кантемиру. Сменив несколько владельцев и архитектурных стилей, он перешел к семье промышленников Морозовых. После революции, летом 1918-го, дом стал центром восстания левых эсеров (социалистов-революционеров) против большевиков. Мятежники взяли в заложники Феликса Дзержинского. Однако, несмотря на 2 броневика и 8 пушек — из которых они, по легенде, умудрились обстреливать Кремль, — 7 июля мятежники были вынуждены уступить латышским стрелкам

Старосадский пер., 9
Еще в начале XV века здесь была усадьба великого князя, а храм Владимира в Старых Садах (тогда деревянный) был, по-видимому, дворцовой церковью, вокруг же — как следует из названия — простирались сады. Первую каменную церковь на этом месте построил миланец, автор кремлевского Архангельского собора Алевиз Фрязин (начало XVI века), но в 1670-х годах Алевизову церковь разобрали и построили заново, причем, как считается, с сознательным повторением первоначальных форм (квадратный план, перспективный портал и др.); колокольню построили в конце XVIII века. Поднимитесь к храму: там панорама с высоткой на Котельнической набережной. Белое здание за храмом (Старосадский пер., 9) — известная всем студентам-гуманитариям Историческая библиотека , в ее собрание вошла и библиотека Ивана Забелина — первого серьезного исследователя истории Москвы. Ему и посвящена уходящая вниз улица

Старосадский пер., 10
Здесь, в квартире №3, у своего брата Александра часто бывал (и временами жил) поэт Осип Мандельштам . Квартира была коммунальной, на кухне было 16 примусов, а в окнах — цветные витражи (см. Леонид Видгоф «Москва Мандельштама», ОГИ, Москва, 2006)

Ивановский монастырь
Забелина, 4. Нынешние собор и стены с башнями построили в 1860-1870-х в модном тогда неоренессансном стиле. Монастырь работал и как тюрьма для особо опасных преступников ; в частности, здесь отбывала наказание Салтычиха (она же Дарья Салтыкова, она же Людоедка), прославившаяся издевательством над своими крепостными. Она провела в подземной монастырской камере более 30 лет (1768-1801) и имела ребенка от караульного солдата. В советское время здесь устроили концентрационный лагерь для политических. Все эти зверства можно объяснить ретроспективно: по преданию, монастырь был основан родителями Ивана Грозного — в память о его рождении

Разобраться во всех выходах из метро «Китай-город» и сразу оказаться там, где нужно, способен не всякий. Мы расскажем, как ни разу не заплутав в лабиринте подземных переходов, выйти на улицу Маросейка, откуда и начнется наша следующая прогулка по весенней Москве.

СТАРТ
Храм Николы в Кленниках

Чтобы не путаться, стоит запомнить ориентир: если подниматься с платформы метро «Китай-город» сразу на эскалаторе, выйдешь в сторону Варварки, ведущей к Кремлю мимо перестраиваемой гостиницы «Россия». Если же сначала преодолеть небольшую лестницу пешком (справа будет памятник Ногину, «у Ноги» - популярное место встречи), потом - эскалатор, а в переходе пройти до конца направо, можно выйти на улицу Маросейка. В самом ее начале, на левой стороне, стоит храм Святого Николая в Кленниках. Изначально он назывался Николой в Блинниках - раньше тут торговали блинами. Название «в Кленниках» он получил позже, по имени подмосковной деревни, где было явление иконы Николая Чудотворца. Скромная одноглавая церковь - самое старинное из зданий, сохранившихся на Маросейке, храм был построен в 1657 году.

ПЕРЕКУСИТЬ
Кондитерская «Волконский », Чебуречная на Маросейке

Перед началом прогулки неплохо зайти выпить кофе или чаю, например, в кондитерскую «Волконский » (дом 4/2). Насладиться десертом стоит прямо тут, в небольшом кафе, а выпечку и сладости можно захватить с собой в дорогу (особенно рекомендуем фисташковые печенья и безе). Тем, кто хочет подкрепиться более основательно, лучше пройти немного дальше, к магазину «вещей из будущего» Le Future. Прямо за углом - чебуречная, напоминающая о советском прошлом: селедка под шубой, настоящий (а не из кубика) бульон с половинкой вареного яйца и, конечно, чебуреки (самые вкусные - с сыром). Кстати, владельцем этого дома (дом 11/4, стр. 1) был граф Рагузинский, тот самый, который купил царю Петру арапа Ганнибала.

ИСКУССТВО
Музей «Огни Москвы », культурный центр «Белые облака », Музей кукол

Отправляемся по Маросейке дальше: мимо церкви Косьмы и Дамиана идем до Белорусского посольства, расположившегося во дворце графа Румянцева. Сразу за этим домом начинается Армянский переулок, где в белокаменных палатах конца XVII века (дома 3-5, стр. 1) работает музей «Огни Москвы ». Там - старинные лампы и фонарики, рассказы о том, каким было освещение столицы в разные годы. Вернувшись из переулка на улицу, попадаем уже на Покровку, продолжение Маросейки. В культурный центр и магазин «Белые облака » зайти можно, как на экскурсию. Здесь продается множество интересных восточных вещей: от ароматических палочек и индийских специй до одежды и предметов интерьера, вроде огромного каменного слона или деревянного жирафа. Если повезет, попадете на лекцию о том, как правильно заваривать чай, или на необычный концерт. Ниже по Покровке, прямо рядом с храмом Живоначальной Троицы - «Музей уникальных кукол », открытый театральной художницей Юлией Вишневской, супругой Владислава Суркова. Куклы тут русские, голландские, японские, из фарфора и из хлебного мякиша, из воска и из дерева, самым старинным экспонатам больше четырех столетий.

ПРИМЕТА
Покровские Ворота, Чистые Пруды

Там, где Покровка пересекается с бульварами, когда-то стояли Покровские Ворота, проход сквозь стену Белого города. Впоследствии стена была разрушена и ворота снесли, а название у площади осталось. Она стала знаменитой после выхода одноименного фильма, поставленного Михаилом Казаковым по сценарию Леонида Зорина. Но дом, где жил киногерой Олега Меньшикова, тут искать бессмысленно: на самом деле съемки шли у Петровского бульвара. По другую сторону от Покровки - Чистые пруды. Раньше прудов было несколько, и назывались они Погаными - сюда сбрасывали отходы мясники, обитавшие неподалеку. Сейчас пруд один, и он чист, по крайней мере, настолько, что в нем водятся утки. Рыбы, правда, нет, но чтобы посмотреть на подводных обитателей, стоит пройти до дома 14 по Чистопрудному бульвару. В его подвале работает Морской океанариум, где можно увидеть и маленьких пираний, и гигантских миног.

ВЕЧЕРИНКА
«Проект ОГИ », «Клуб, ранее известный как «Кризис жанра »

Дойдя по Чистопрудному бульвару до Архангельского переулка и свернув с него на Потаповский, не пропустите вход во двор за желтым каменным заборчиком. Тут, в доме 8/12, находится один из клубов-долгожителей столицы, «Проект ОГИ », заведение с богатой историей и разнообразием посетителей. В большом зале по вечерам - концерты и поэтические чтения, в книжном магазине - редкие издания книг и альбомов, а в малом зале - всегда веселье (алкоголь тут исключительно дешев). Если хочется скорее не выпить, а перекусить, не послушать современных поэтов, а потанцевать, лучше вернуться к площади Покровских ворот. В «Клубе, ранее известном как «Кризис жанра » (Покровка, 16/16, стр.1) - исключительно вкусные пироги и супы. В пятницу и субботу по вечерам начинаются танцы: студенты, экспаты, менеджеры пляшут под все подряд, от The Beatles до «Мумий-Тролля».

ИСТОРИЯ
Усадьба Апраксиных-Трубецких

После шумного клуба хочется на улицу - самое время выбраться в тишину и прохладу ночи, передохнуть пару минут в скверике у памятника Чернышевскому и двинуться дальше, вниз по Покровке. Обязательно взгляните на знаменитый «дом-комод». Это усадьба Апраксиных-Трубецких (дом 22), единственный хорошо сохранившийся памятник русского барокко в частной жилой архитектуре Москвы. Еще пару лет назад со здания хлопьями облезала бирюзовая краска, а так называемые элементы фасада грозили упасть прохожему на голову. Недавно дом, к счастью, отреставрировали. Здание это историческое: сын Дмитрия Юрьевича Трубецкого приходился родственником Сергею Пушкину, отцу главного русского поэта. В детстве Александр Сергеевич бывал тут сотни раз, и тогда уже смешил гостей своими эпиграммами. Бывал тут и маленький Федор Тютчев. После в доме была открыта гимназия, где учились Николай Жуковский, Алексей Ремизов, Савва Морозов.

Другие прогулки по Москве:
Замоскворечье
Георгиевский переулок - Большая Никитская
Красная площадь - Котельническая набережная

В историческом центре работает уникальная станция метро "Китай-город". Выходы из ее вестибюлей ведут во все направления, создавая огромный подземный лабиринт, в котором не так сложно и заблудиться. Дело в том, что по сути эти две станции метро, объединенные в один огромный пересадочный узел. Одна относится к Калужско-Рижской линии, а другая - к Таганско-Краснопресненской, но имеют одинаковое название - "Китай-город". Метро было спланировано таким образом, что между ними был построен переход, по которому пассажиры могут пересаживаться с одной ветки на другую.

История основания

Станция метро "Китай-город" появилась в Москве не так уж давно - открытие состоялось 3 января 1971 года. Она не первая, начало работы которой приурочено к Новому году. Например, станцию метро "Автозаводскую" также открыли 1 января, но несколькими десятилетиями ранее - в 1943 году.

Первые несколько лет станция работала в ограниченном режиме - в одном зале проводилась только посадка, а в другом - высадка. Но с 1975 года обе платформы заработали в полную мощность.

Планы о строительстве станции метрополитена в этом месте появились еще в конце 1930-х годов, но окончательно сформировались в утвержденную концепцию только через 30 лет.

Строительство велось уникальным методом, который ранее не использовался при создании станций в городе Москва. Метро "Китай-город" сооружали одновременно в шести параллельных тоннелях. Это была одна из крупнейших подземных строительных площадок. Потребовалась большая инженерная подготовительная работа, чтобы перепроверить не единожды все расчеты и не допустить ошибок при проектировании такого важного объекта.

У этой станции нет наземных вестибюлей - выходы ведут в подземные переходы, которые являются общими для обеих станций.
Ежедневно более ста тысяч пассажиров пользуются станцией "Китай-город". Метро помогает доставлять сюда работников и служащих многочисленных ведомств и министерств, которые расположились неподалеку.

Авторы и описание станции

Целая группа архитекторов и инженеров работала над созданием такого сложного комплекса, который предполагался возле района "Китай-город". Метро регулярно строили коллективы авторов. Здесь над каждым залом работали отдельные команды. Отдельная группа занималась внешним оформлением и декором залов на станциях.

Впервые при проектировании станции была применена так называемая кроссплатформенная пересадка. Ее суть заключалась в том, что, при следовании в одном направлении (на юг или на север), можно было пересесть с ветки на ветку, просто перейдя платформу на другую сторону. Но если при этом необходимо было поменять направление, то приходилось пройти по короткому переходу, расположенному в центре станции.

Этот тип пересадки пассажиров был позаимствован и применен при строительстве станций "Каширская", "Парк Победы", "Кунцевская" и "Третьяковская".

История названия

До 1990 года станция носила другое название - "Площадь Ногина", в честь одного из видных революционеров и партийных деятелей.

Современное название соответствует названию исторического района, рядом с которым расположена станция "Китай-город". Метро сюда ежедневно привозит тысячи пассажиров, но немногие могут рассказать про него.

На переименовании настоял в ожесточенных дискуссиях знаменитый литератор Владимир Муравьев. Но географически станция находится хоть и рядом, но за пределами старого района под названием Китай-город.

Не только станция поменяла название, но и одноименная площадь (вместо Площади Ногина она стала называться Славянской площадью).

Достопримечательности рядом

В городе расположено огромное количество достопримечательностей и памятников рядом со станцией метро "Китай-город". Улица Маросейка переходит в Покровку, а оттуда - к Покровскому бульвару и Бульварному кольцу. Или можно выйти в сторону Политехнического музея - огромного здания, в котором сосредоточена вся технологическая история развития. От Старой площади с административными зданиями Управления делами Президента можно выйти к улице Варварке, а оттуда - к Храму Василия Блаженного и всему комплексу Московского Кремля.

У одного из выходов из станции сохранилась часть древнего основания Варварской башни, крепостной стены, сооруженной еще в XVI веке.

Неподалеку от станции стоят уникальные церкви и соборы. Например, на Большом Спасоглинищевском переулке расположена Московская Хоральная синагога. Чуть дальше, на пересечении Петроверигского и Старосадского переулков, стоит небольшой, но очень красивый евангелическо-лютеранский Кафедральный собор, в котором регулярно проводятся светские концерты классической и органной музыки.

Перспективы развития

Не так давно улицы Маросейка и Покровка были отремонтированы - расширили тротуары, провели реконструкцию фасадов зданий. Теперь это одно из популярных мест для прогулки туристов и москвичей. Большинство приезжают сюда на метро, высаживаясь на станции "Китай-город". Это дает дополнительный стимул для развития станции, для ее регулярного ремонта. Она является мощным транспортным узлом не только для туристов и гостей столицы, но и для многочисленных сотрудников офисов и магазинов, расположенных в этом районе, поэтому сложно недооценивать ее значение для комфортного развития центра Москвы.