Произведение перчатка. Анализ баллады «Перчатка» Шиллера
Кто такой рыцарь? Заглянем в толковый словарь и прочитаем: рыцарь - в переводе с немецкого - всадник; в средние века в Западной и Центральной Европе человек, который принадлежал рыцарству. Рыцарство - военно-феодальное сословие. Чтобы встретиться с представителями рыцарства, о которых мы прочитали в словаре, перелистаем страницы баллады великого немецкого поэта и писателя Фридриха Шиллера «Перчатка». И вот мы уже в XV столетии. Шиллер описал жестокие игры средневековья. Мы видим королевский двор, который развлекался тем, что наблюдал, как дикие звери разрывают один другого. Это жестокое действие происходило на специальной арене при наплыве бездействующих зрителей.
И вот, пишет Шиллер, «властелин машет рукой - …тигр жестокий из клетки вырывается». Он, тигр, видит льва, который уже ждет своего соперника на арене. К удивлению публики, тигр не бросается на льва, «и шагом насмешливым обходит он». Хищник ложится в стороне. Зрители, затаив дыхание, ждут что будет дальше? А дальше случилось то, что по царскому велению на арену выпустили двух леопардов. Леопарды возбуждены, они жаждут битвы. Здесь возникает невольно вопрос: Почему лев и тигр вышли - по одному; а вот леопарды были выпущены вдвоем? Они будто ощущали свое превосходство. А если бы леопард был тоже один - был бы он агрессивным? Или, может, лег бы рядом с такими самыми хищниками. А что дальше? Зрители ждали, но лев всех успокоил, будто призвал зверей отказаться от кровопролития - его могущественный рев прогремел - и, «не дав волю злобе порывистой, злости легли по короткому бою».
Но дальше произошло то, чего не смог бы предусмотреть самый жадный к крови человек. На арену летит женская перчатка. Перчатка принадлежит даме сердца Делоржа. Это была бессердечная красавица. На самом деле она не случайно уронила перчатку. Это было сделано умышленно. Она хотела, чтобы Делорж, рискуя, поднял с арены перчатку и возвратил хозяйке. Леди хотела показать всем, кто здесь был, показать, какую власть имеет она над рыцарем. И снова мы обращаемся к словарю, ведь есть еще одно толкование слова «рыцарь», переносное: «самоотверженный, великодушный, благородный человек». Делорж полностью отвечает второму значению:
* Вот он сбегает вниз бесстрашно,
* И шагом твердым
* Ступает между зверем тем,
* И берет перчатку отважно…
Даже звери ощутили его внутреннюю силу - и не отважились напасть. Делорж возвращает перчатку красавице. Казалось бы: триумф мужества, силы духа рыцаря. Он имеет право рассчитывать на награду - он ее заслужил, он доказал свою преданность и любовь капризной жестокой красавице. Но все замирают от неожиданности:
* Он перчатку в лицо ей бросил:
* «Благодарности, не надо мне!» -
* Сказал и ее покинул.
И Мы понимаем: Делорж не мог осрамиться при таком количестве народа. Между тем его поступок открыл глаза на настоящее отношение к нему дамы сердца. Он увидел, что она равнодушна не только к хищникам, но и к людям. А если бы Делоржа разорвали звери? Бросая перчатку на арену, она об этом не думала. Для нее на первом месте была ее прихоть.
Делорж победил, но был бы он счастлив с этой дамой? Наверное, нет. В любом случае он решил для себя именно так и бросил в даму перчаткой. И здесь мы видим еще одну победу смелого рыцаря: это победа над бессмысленными прихотями и непостной дамы. Он перед всеми поставил ее на место и покинул арену победителем.
В основном писал баллады, в основу которых вкладывал легендарные или мифологические сюжеты - именно они придают его произведениям яркость и неповторимость. Не исключением стало стихотворение «Перчатка». Шиллер описывал эпоху смелых, сильных рыцарей и прекрасных дам, и хотя эти времена уже давно остались в прошлом, темы произведений до сих пор остаются актуальными и интересными для читателей.
Все баллады поэта наполнены особым драматизмом, скрывающим глубинные знания. Герои в них постоянно должны доказывать обществу свою смелость и преданность родине, проявлять благородство, мужество, бесстрашие и самоотверженность. Во многих произведениях Шиллера прослеживается схожесть с работами Шекспира - великого английского драматурга. Можно со всей уверенностью сказать, что Фридрих стал его верным последователем.
В основу баллады «Перчатка» Шиллер положил реальный исторический факт. Сюжет переносит нас во времена рыцарей и Он может показаться довольно банальным и ничем не примечательным, но автор сумел показать настоящий глубинный смысл произведения, заставил читателя задуматься над ситуацией, выяснить, кто прав, а кто виноват. О событиях, случившихся при дворе французского короля в XV веке, рассказывает в своей балладе Шиллер - «Перчатка».
Краткое содержание произведения можно разделить на несколько сцен. Изначально король со знатными особами собрались на представление, чтобы наблюдать бой между дикими зверями. Первым на арену выпустили огромного льва, который вскоре лег в сторонке. Затем вышел смелый тигр, но, увидев более сильного соперника, не стал ввязываться в неприятности. Выбежавшие вслед два барса набросились на полосатого зверя, но грозный рык льва заставил и их отойти в сторону. Но знать желала продолжения кровавого зрелища... Создавая балладу «Перчатка», Шиллер хотел подчеркнуть человеческую жестокость и бессердечность.
Среди зрителей блистала юная красавица Кинигунда, пожелавшая проверить искренность чувств к ней рыцаря Делоржа, а заодно и развлечься. Дама специально бросила на арену свою перчатку, которая упала прямо между хищниками. Кинигунда обращается к рыцарю с невинной просьбой принести оброненную вещь и тем самым доказать свою преданность. Делорж понимает, что красавица сделала это специально, но не выполнить просьбу не может, потому что отказ подорвет его репутацию. При помощи баллады «Перчатка» Шиллер хотел обратить внимание читателя на то, насколько ценна человеческая жизнь.
Звери не тронули Делоржа - он принес перчатку своей даме, но ее похвал и признаний он не желал, поскольку понял, что Кинигунда его не любит и не ценит его поступков. Более того, перчатка полетела высокомерной красавице в лицо.
Основной смысл произведения - ничто не может быть ценнее жизни человека, и глупо ею рисковать ради прихоти избалованной девушки. Несмотря на то что прошло столько времени, баллада все так же привлекает к себе внимание и заставляет вдумываться в смысл - вечное произведение создал Шиллер... Перчатка (перевод Жуковского наиболее точен и понятен для читателя) как символическая деталь - воплощение чужой воли, требующей нелепых жертв и бессмысленных доказательств чувств... Читая балладу, невольно задумываешься об истинной ценности любви и жизни.
ТВОРЧЕСТВО
ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Сравнительный анализ переводов баллады
Ф. Шиллера "Перчатка"
Der Handschuh
Vor seinem L?wengarten, |
Friedrich Schiller (1759 - 1805) |
Перчатка Вельможи толпою стояли И царь махнул снова, Сверху тогда упади И к рыцарю вдруг своему обратясь, И рыцарь с балкона в минуту бежит И зрители в робком вокруг ожиданье, Перевод М.Ю. Лермонтова |
М.Ю. Лермонтов (1814-1841) |
ПЕРЧАТКА
Перед своим зверинцем, Король дал знак рукою - И гости ждут, чтоб битва началася. У рыцарей и дам при дерзости такой Перевод В.Жуковского |
В.А. Жуковский (1783-1852) |
Сравнительный анализ переводов баллады Ф. Шиллера "Перчатка"
Перед нами баллада великого немецкого поэта И. Ф. Шиллера "Перчатка"
и переводы этого произведения на русский язык классиков русской
поэзии XIX века В.А.Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Попробуем сравнить
все три поэтических произведения.
Сюжет баллады Ф.Шиллер взял из книги Сенфуа, в нем описывается действительный
случай, произошедший при дворе короля Франциска 1. Тема: посрамление
жестокосердной красавицы. Немецкий поэт рисует читателям картину
средневековых развлечений при королевском дворе с участием диких
зверей и отважного рыцаря, совершающего подвиг во имя прекрасной
дамы.
Вполне, казалось бы, традиционный средневековый сюжет. Однако, финал
баллады необычен: смелый рыцарь, совершив отважный, но бессмысленный
подвиг, отказывается от вознаграждения дамы, ведет себя грубо и
презрительно по отношению к красавице.
Почему Шиллер выбрал для баллады именно этот исторический сюжет?
Почему именно эта баллада привлекла внимание русских поэтов?
Ответы на эти и другие вопросы можно найти, изучая жизнь и творчество
великих поэтов.
Иоганн Фридрих Шиллер (1759 - 1805гг) - теоретик искусства просвещения,
основоположник немецкой классической литературы. Мятежное стремление
к свободе, утверждение человеческого достоинства, ненависть к феодальным
порядкам выражены уже в юношеских драматических произведениях ("Коварство
и любовь", "Разбойники"). Столкновение просветительских
идеалов с действительностью, интерес к социальным потрясениям прошлого
определяют напряженный драматизм его произведений.("Дон Карлос",
"Мария Стюарт"). Шиллер создает теорию "эстетического
воспитания", как способа достижения справедливого общества.
Василий Андреевич Жуковский (1783 -1852гг) - автор элегий и баллад,
переводчик Шиллера, Байрона, Гомера. Сентиментальный романтик, коим
свойственна была мысль о внесословной ценности личности, столкновении
между мечтой и действительностью, раздумье о нераскрывшемся таланте.
Жуковский никогда не выражал открытый протест, но его творчество,
отрешенное от волнующих вопросов современности, проникнуто глубокой
человечностью. Поэт сохранил при дворе безупречную честность, нравственную
независимость и прямоту характера. Ничто не могло заставить его
позабыть о "святейшем из званий: человек".
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841гг) - великий русский поэт, чье творчество развивалось после восстания декабристов. Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику. Бунт личности против несправедливости "мирового порядка", трагедия одиночества красной нитью проходят через все его творчество. В лирике Лермонтова тесно переплелись общественно-гражданские, философские и глубоко личные мотивы. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что всех трех поэтов
объединяют общие моральные ценности, в основе которых стоит человеческая
личность. Но, всё-таки Шиллера и Лермонтова объединяет еще и бунтарский
дух, и стремление изменить несправедливость общественного строя.
Думаю, что именно поэтому сюжет баллады и стал интересен всем трём
поэтам.
С первого же взгляда, при сравнении текста оригинала и переводов,
понятно, что текст Жуковского куда более полно передаёт содержание
баллады, тогда, как у Лермонтова чувствуется более эмоциональный
накал страстей, действие развивается стремительно (хотя и опущены
некоторые строки).
Шиллер с немецкой пунктуальностью придерживается исторической хроники,
называет имена действующих лиц, но похоже, что для него более всего
важен бунт рыцаря, не желающего более быть заложником традиций средневекового
общества.
Жуковский называет свой вариант перевода "повесть", сохраняет
имена короля и рыцаря, но имя дамы ("красавицы") для него
значения не имеет.
Для юного Лермонтова ("Перчатка" - один из первых опытов
перевода) все внимание сконцентрировано на личности юной красавицы,
упоминается лишь ее имя. Но читатель чувствует, что автор явно сочувствует
безымянному благородному рыцарю и, возможно, даже ассоциирует себя
со своим героем.
Ф.Шиллер уделяет большое внимание описанию животных, их поведению
на арене, их взаимоотношениям. Возможно, это символ ненавистной
немецкому поэту иерархической лестницы средневекового общества:
Лев - тигр - леопарды
Король - герцог - рыцари?
Жуковский, будучи виртуозным переводчиком, постарался наиболее
точно передать описание поведения животных, стараясь не упустить
ни одной детали.
Лермонтов ограничивается лишь упоминанием о присутствии на арене
льва и тигра. Очевидно, что это описание не имеет для 15-летнего
юноши большого значения, все его внимание приковано к взаимоотношениям
влюбленного рыцаря и прекрасной дамы.
Надо заметить, что в дальнейшем Михаил Юрьевич очень ярко и точно
описал в "Мцыри" снежного барса:
"……………. Вдруг по ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры… и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чаши выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость -
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, - и на нем
Шерсть отливала серебром.
Очень жаль, что Лермонтов не счел нужным детально перевести описание огромных кошек. Думаю, это получилось бы у него выразительно.
Образ прекрасной Кунигунд и ее взаимоотношения с рыцарем Делоржем
- наиболее загадочный и спорный момент баллады.
Шиллер не дает яркой характеристики взаимоотношениям главных героев,
обращение "Fraulein" указывает на то, что Кунигунд - юная
незамужняя девушка. Поступком рыцаря она восхищена и готова щедро
наградить храбреца:
"…….mit zartlichem Liebensblick
Er verheisst ihm sein nahes Gluck….."
У Лермонтова по отношению именно к Кунигунд употреблено чудесное
чисто русское понятие "девица", отношения дамы и рыцаря
более определены, эмоциональны и романтичны ("….. И к рыцарю
вдруг своему обратясь…"). Возвращение героя так же встречено
восторженно: "…И нежный, пылающий взгляд -
Недальнего счастья заклад…."
Героиня Лермонтова воспринимается читателем, как девушка избалованная
и взбалмошная, а поступок ее - лишь мимолетная, шаловливая идея.
Она не задумывается о последствиях своих слов. Перчатка ею была
обронена, очевидно, непреднамеренно: "…Судьбы случайной игрою…".
Однако, слова: "…Рыцарь, пытать я сердца люблю,….", дают
понять, что она не понимает чувств, которые питает к ней рыцарь.
Возможно, образ прекрасной, но жестокой Кунигунд стал для Лермонтова
олицетворением светских дам своего времени: прекрасных и холодных.
Жуковский в своем переводе не указывает даже семейное положение
"красавицы", нет никакого намека на отношения героев,
но четко охарактеризован поступок дамы ("…с лицемерной и колкою
улыбкой глядит его красавица…."). Создается впечатление, что
дама явно старше и опытней своего поклонника, а поступок ее вполне
обдуман.
Протест благородного рыцаря против столь жестокого и бессмысленного испытания - перчатка, брошенная в лицо даме - кульминационная развязка отражена в обоих переводах. Но у Лермонтова, финал определяет гневная строка: "…досады жестокой пылая в огне…", а у Жуковского рыцарь ведет себя белее сдержано.
Каждый из переводов хорош по-своему. Лермонтов постарался максимально
сохранить ритм и размер стиха, но многое сократил, добавил драматизм,
энергию и личностное отношение. Жуковский постарался максимально
точно передать полное содержание, но, будучи мастером в жанре создания
баллад, создал свой собственный ритм, более привычный русскому уху;
собственное отношение к героям ярко не выражено.
Однако, ни один из переводчиков не смог обойтись без традиционно
русской лексики в описаниях: "девица", "..обворожая
цветущей прелестию…", "витязь молодой", "привет
ее очей".
Лично мне по восприятию ближе перевод Василия Андреевича. Его текст
более поэтичен, более точен и русифицирован.
Но, если хочешь понять поэтическое произведение абсолютно точно,
читать его следует только в подлиннике. Никто лучше автора не донесет
до читателя свою мысль.
Я очень рада, что могу (пусть со словарем) читать по-настоящему
(в подлиннике) немецкую классику. Ради такого удовольствия стоит
учить языки.
Литература любой страны слагается из двух элементов: литературы отечественной и литературы переводной. В современную эпоху подлинно значимые произведения всех национальных литератур переводятся на иностранные языки и становятся в полной мере принадлежностью литератур других народов. Изучать и по возможности достойно переводить иностранные литературные произведения - вот наша цель и главная задача.
Каждое литературное произведение претерпевает значительные изменения в процессе перевода, но это не главный показатель качества вновь создаваемого опуса.
Еще Н.Г. Чернышевский в 1857 году в предисловии к сборнику "Шиллер в переводах русских поэтов" писал, что русская переводная литература до Пушкина и Гоголя была несравненно выше оригинальной, поэтому на переводную литературу следует обращать, гораздо больше внимания.
Изучение на уроках литературы художественных переводов великих авторов прошлых веков - это прекрасная возможность не только изучить историю и традиции других народов, но и приобщиться к общемировым культурным ценностям.
Предлагаю свою версию перевода баллады Ф.Шиллера "Перчатка".
Перчатка (Из Шиллера) Перед зверинцем, боя ожидая, Король рукой в перстнях взмахнул Взмахнул вторично. Смелый тигр Взмах третий царственной руки. И вдруг с высокого балкона И рыцарь с балкона слетает, И воин возвращается к собранью, Перевод Е. Афанасьевой |
Иоганн Фридрих Шиллер знаменит лирическими балладами, в основе которых лежат мифологические и легендарные сюжеты. Мотивы, которыми полны произведения Шиллера, до сих пор остаются актуальными, несмотря на то, что времена рыцарей и благородных дам уже давно закончились.
Творчество Шиллера
Баллады Шиллера отличаются глубинным драматизмом, его герои постоянно проходят через жизненные испытания, поэт воспевает такие качества, как благородство, самоотверженность, мужество и смелость.
Во многих, особенно ранних творениях Иоганна Шиллера, чувствуется влияние великого английского драматурга Шекспира, а после первой постановки его пьесы «Разбойники» поэта окрестили «немецким Шекспиром».
Глубинный замысел баллады «Перчатка»
В основу сюжета баллады «Перчатка» положен конкретный исторический факт. История, о которой повествует Шиллер, довольно проста и включает в себя несколько сцен.
Но лирика немецкого поэта полна более глубинного смысла, это не просто культурно-историческое творение, это уже произведение, полное страстных поэтическых мыслей, идеей которой является показать истинную ценность человеческой жизни.
Шиллер рассказывает нам о событиях, произошедших во дворе короля Франции в XV столетии. Королевская знать развлекается тем, что наблюдает за борьбой зверей на арене. Между собой борются лев, тигры и леопарды. Но все ожидают какого-то ошеломляющего зрелища, и вдруг на арену падает перчатка.
Прелестная дама Кунигунда обращается к рыцарю своего сердца с просьбой принести ее перчатку с арены. Таким образом, она желает, чтобы рыцарь Делорж выразил ей свою любовь и верность. Бесстрашный Делорж спускается на арену, поднимает перчатку и звери не трогают его.
Но возвращаясь к красавице, рыцарь бросает перчатку своей избраннице в лицо. Ведь перчатка оказалась на арене не просто так, юная Кунигунда решила подшутить над рыцарем и привлечь внимание к себе. Она придумывает своему благородному избраннику жестокое и неоправданное испытание, лишь бы он смог доказать свою любовь в ней.
Но Делорж понимает, что для красавицы это лишь забава, ее не заботит то, что он может умереть, его жизнь для нее ничего не означает. Поэтому он отвечает на ее жест «любви» тем же, Делорж публично пренебрегает ею, бросая поднятую с арены перчатку Кунигунде в лицо.
Ведь будучи рыцарем, он не мог не ответить на ее вызов, так как это бы подвергло сомнению его смелость и благородство. Кунигунда воспользовалась этим, и от этого Делоржу вдвойне неприятно.
Анализ баллады «Перчатка»
Лирике Шиллера присущ высокий уровень художественности и яркая и насыщенная изобразительность. Его произведения эстетичны и красочны, а «Перчатка» - один из самых ярких образцов его выразительной и гуманной лирики.
В период творчества, когда была написана «Перчатка», Шиллер решил отойти от драматургии, и обратился к легендам, пытаясь обрисовать другим их глубинный смысл. Ведь в поэме «Перчатка» Шиллер показывает то, как Делорж осознает истинное отношение своей избранницы к нему, и таким образом Шиллер указывает на настоящую цену жизни и любви.
Аннотация
Конспект занятия по литературе в 6 классе.
Тема в рабочей программе: «Урок внеклассного чтения. В.А. Жуковский «Перчатка» (Ф.Шиллер)».
Источники:
- Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной / Авт.-сост. Шадрина С. Б. – М.: Учитель, 2012.
- Маранцман В. Г. Литература. 6 класс. Методические рекомендации / prosv.ru
Баллада И.Ф.Шиллера «Перчатка» в переводах В. А. Жуковского и
М. Ю. Лермонтова
Цели:
- расширить представления учащихся о зарубежной литературе;
- актуализировать знания о понятии «баллада»;
- развивать умения анализа текста, художественного анализа текста и сопоставительного анализа.
Оборудование: учебник литературы под ред. Г.И. Беленького, тетрадь, раздаточный материал (тексты 2-х баллад), презентацияПрезентация к уроку по Шиллеру.ppt (1,3 MB)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
Слово учителя . Балладу «Перчатка» мы прочитаем в двух переводах: М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского. Сколько лет было Лермонтову, когда он в 1829 году перевел эту балладу? Год рождения М. Ю. Лермонтова - 1814-й.
Сколько лет было Жуковскому, перевод которого был сделан в 1831 году? Год рождения В. А. Жуковского-1783-й.
Вопрос классу: почему нам важно знать, сколько лет было переводчикам?
В. А. Жуковский в 1831 году был известнейшим русским поэтом и опытным переводчиком.
М. Ю. Лермонтов, хотя и владел свободно к этому времени французским и немецким языками, только заканчивал домашнее образование и готовился к учебе в университете. Ему было всего 15 лет.
Переводы баллады Ф. Шиллера «Перчатка» читает учитель.
Беседа по тексту В. А. Жуковского:
- В каком времени, по-вашему, могли бы происходить подобные события?
Ответ: Средневековье. Рыцарь мог объявить своей Прекрасной Дамой девушку или женщину из знатной семьи, в ее честь выступать на рыцарских турнирах, сочинять и исполнять песни. Рыцарь, объявивший девушку или женщину своей Прекрасной Дамой, давал клятву служить ей, выполняя любые ее желания. Дамы по обычаям того времени благосклонно принимали внимание рыцарей. Как в Древнем Риме были в обычае бои гладиаторов, так в Средние века устраивались рыцарские турниры, а короли могли содержать собственные зверинцы для того, чтобы натравливать зверей друг на друга и забавляться этим зрелищем.
- Как вы представляете себе место, где происходит действие баллады?
- Какой вы представляете себе даму? Рыцаря? (Обратите внимание на возраст, внешность, цвет одежды.) Если бы вы снимали фильм, какими предстали бы в нем дама и рыцарь?
- Все восхитились дерзостью и смелостью рыцаря, спустившегося к диким зверям. Восхищаетесь ли вы этим поступком?
- Почему же рыцарь, «холодно приняв привет» очей красавицы, бросил перчатку ей в лицо? Чего она хотела добиться, посылая любящего ее юношу к зверям? Что в ее словах оскорбило рыцаря?
- Почему баллада названа «Перчатка»? Что символизирует перчатка (традиционно и в данной балладе)?
Прочитаем перевод М. Ю. Лермонтова .
Вопрос классу: чем перевод М. Ю. Лермонтова отличается от перевода В. А. Жуковского?
Сопоставление композиции (запись в тетради):
Жуковский |
Лермонтов |
1. Король и дамы на балконе (экспозиция). |
|
2. Появление зверей (лев, тигр, барсы). |
2. Появление льва. |
3. Падение перчатки и «вызов» дамы. |
3. Появление тигра и его встреча со львом. |
4. Рыцарь на арене. |
4. Падение перчатки |
5. Возвращение перчатки |
5. «Вызов» дамы. |
6. Рыцарь на арене. |
|
7. Возвращение перчатки |
Беседа:
- Найдите в двух переводах слова, сказанные девушкой. Есть ли различие в их смысле? Если да, то какое?
- Как говорят два поэта о возвращении рыцаря с перчаткой и о его горьких словах?
- В каком из переводов более выразительно говорится об игре человеческой жизнью? В каком переводе ярче и резче звучит ответ рыцаря? Объясните, почему вы так думаете.
- Какой перевод вам кажется более динамичным, напряженным? Почему? Какую роль играет в переводе М. Ю. Лермонтова разная длина строк?
Размышление над проблемным вопросом: Почему Жуковский оставляет безымянной даму, а Лермонтов – рыцаря? (Кстати, у Шиллера оба героя названы по именам.)
Возможные варианты ответов:
1. Каждый переводчик оставляет имя у того героя, который взят им у автора. А второго героя он придумывает сам, он не такой, как у Шиллера, поэтому автор оставляет его безымянным.
2. Каждый переводчик оставляет имя у того героя, поступок которого для него важнее. Жуковский пишет, скорее, о поступке рыцаря, а Лермонтов – о поступке дамы.
3. Лермонтов пишет, скорее, лирическое стихотворение, поэтому его рыцарь – он сам, и поэт не дает ему имени.
Попробуем сделать вывод: почему же два поэта, равно владеющих как языком, так и поэтическим мастерством, так по-разному перевели одно стихотворение?
Переводчик переводит текст так, как он его понимает, видит, чувствует; он выявляет и выносит на первый план то, что его лично задевает, волнует; он не копирует, а преображает оригинальный текст. Особенно это справедливо в том случае, когда переводчик – сам большой поэт со своей творческой индивидуальностью.
Можно сказать и о том, что в эпоху Лермонтова и Жуковского не было такой границы между своим и переведенным, как сейчас. Все образованные люди, читавшие Жуковского и Лермонтова, знали немецкий язык и могли прочитать Шиллера в оригинале. Поэтому перевод знакомил их скорее не с Шиллером, а с Жуковским и Лермонтовым.
3. Подведение итогов урока, выставление оценок.
4. Домашнее задание: чтение баллады А.Н.Майкова «Емшан». Устное сообщение «Впечатление о прочитанной балладе». Ответы на вопросы справочного материала учебника о А.Н. Майкове.
Приложение
Перчатка
Повесть (Перевод В.Жуковского)
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
Король дал знак рукою -
Со стуком растворилась дверь,
И грозный зверь
С огромной головою,
Косматый лев
Кругом глаза угрюмо водит;
И вот, все оглядев,
Наморщил лоб с осанкой горделивой,
Пошевелил густою гривой,
И потянулся, и зевнул,
И лег. Король опять рукой махнул -
Затвор железной двери грянул,
И смелый тигр из-за решетки прянул;
Но видит льва, робеет и ревет,
Себя хвостом по ребрам бьет,
И крадется, косяся взглядом,
И лижет морду языком,
И, обошедши льва кругом,
Рычит и с ним ложится рядом.
И в третий раз король махнул рукой -
Два барса дружною четой
В один прыжок над тигром очутились;
Но он удар им тяжкой лапой дал,
А лев с рыканьем встал...
Они смирились,
Оскалив зубы, отошли,
И зарычали, и легли.
И гости ждут, чтоб битва началася.
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка... все глядят за ней...
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
"Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь".
Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идет,
Перчатку смело он берет
И возвращается к собранью снова.
У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось;
А витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды...
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: "Не требую награды".
Перчатка
(Из Шиллера)
Перевод М.Ю. Лермонтова
Вельможи толпою стояли
И молча зрелища ждали;
Меж них сидел
Король величаво на троне:
Кругом на высоком балконе
Хор дам прекрасный блестел.
И царь махнул снова,
И тигр суровый
С диким прыжком
Взлетел опасный,
И встретясь с львом,
Сверху тогда упади
Перчатка с прекрасной руки
Судьбы случайной игрою
Между враждебной четою.
И к рыцарю вдруг своему обратясь,
Кунигунда сказала, лукаво смеясь:
"Рыцарь, пытать я сердца люблю.
Если сильна так любовь у вас,
Как вы твердите мне каждый час,
То подымите перчатку мою!"
И рыцарь с балкона в минуту бежит
И дерзко в круг он вступает,
На перчатку меж диких зверей он глядит
И смелой рукой подымает.
И зрители в робком вокруг ожиданье,
Трепеща, на юношу смотрят в молчанье.
Но вот он перчатку приносит назад,
Отвсюду хвала вылетает,
И нежный, пылающий взгляд -
Недального счастья заклад -
С рукой девицы героя встречает.
Но досады жестокой пылая в огне,
Перчатку в лицо он ей кинул:
"Благодарности вашей не надобно мне!"
И гордую тотчас покинул.