Биография мазепы. Мазепа - гетман: в поисках исторической объективности

Мазепа, Иван Степанович - гетман малороссийский. Происходил из белоцерковской (Киевской губернии) православной шляхты.


Год рождения его в точности неизвестен (1629, 1633, 1639, 1644). Мазепа воспитывался при дворе польского короля Яна-Казимира и состоял в списке "покоевых дворян" (род камер-юнкеров). Думают, что неудачно исполненное Мазепой поручение, в 1663 г., к гетману Тетере прервало его придворную карьеру. В 1665 г., после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Мазепа получил звание черниговского подчашего. К этому времени относят и его любовные приключения с Фальбовской и Загоровской, с которыми некоторые связывают переход Мазепы к казакам. Впоследствии Мазепа женился на вдове белоцерковского полковника Фридриковича. Были ли у Мазепы дети от этого брака - неизвестно. Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Когда Мазепа увидел, что дело Дорошенко проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним. Есть известие, что Мазепа был воспитателем детей Самойловича. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом. Участие Мазепы в интригах и доносе на Самойловича не доказано. После свержения Самойловича на коломацкой раде 1687 г. Мазепа был избран гетманом. Избранием он был обязан подкупу князя В.В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнего Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся. Против него поднялось было народное восстание в 1692 г., под начальством Петрика Мазепы удалось усмирить его. Мазепа опирался на старшину, щедро раздавал ей имения; права крестьян при Мазепе истолковывались в ограничительном смысле. Покровительствовал также Мазепа духовенству, церквам и монастырям. Отношения Мазепы к Москве были долгое время вполне корректными. Поездка в Москву, встреча с Петром в Киеве, беспрекословное исполнение распоряжений Петра I - все давало повод последнему считать Мазепу в числе преданных себе лиц. Мазепа умел использовать свое положение и устранять с дороги опасных и популярных в народе лиц. Так, он добился того, что организатор казачества на правом берегу Днепра, белоцерковский полковник Семен Палий , пользовавшийся большой популярностью, был сослан в Томск. Полагают, что первая мысль об измене явилась у Мазепы в 1705 г., когда он обсуждал ее со вдовой княгиней Дольской, урожденной Вишневецкой. Позже Мазепа вел переговор с ней же и с польским королем Станиславом Лещинским, а в октябре 1707 г. открылся своему генеральному писарю Филиппу Орлику. Переговоры велись тайно, и содержание их остается неизвестным. До самого последнего момента Мазепа сумел сохранить доверие Петра. Доносы на Мазепу не раз посылались Петру из Украины. Он оставлял их без внимания. Весной 1708 г. донос на Мазепу отправил через своего родственника, полковника Искру, генеральный судья Василий Кочубей . Кочубей был раздражен на гетмана за романические отношения Мазепы к дочери Кочубея (об этом новые данные в книге Ф.М. Уманца и в "Заметках" А.М. Лазаревского). Петр отдал доносчиков в руки Мазепы, и они были казнены. Рассказ, будто бы Мазепа призвал Карла на Украину, не имеет твердых оснований. О переговорах Мазепы с самим Карлом ничего пока неизвестно. Движение Карла на Украину для Мазепы было, по-видимому, неожиданным. Когда шведский король вступил на территорию Украины, Мазепа с некоторыми полковниками передался на его сторону. Какое между ними состоялось соглашение, неизвестно. Из позднейших актов можно заключить, что Украина должна была оставаться свободной, сохранить целость границ и неприкосновенность своих привилегий. Получив известие об измене Мазепы, Петр немедленно же распорядился об избрании гетмана. Гетманом был избран Иван Скоропадский. Мазепа был предан анафеме. С полтавской битвой дело Мазепы оказалось проигранным. Он убежал вместе с Карлом и 18 марта 1710 г. умер в Бендерах. Тело его перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Переход Мазепы на сторону Швеции некоторые из историков считают фактом случайным, делом эгоистических стремлений Мазепы. Но в последнее время выдвинута и иная точка зрения. Союз Украины со Швецией назревал и подготовлялся давно, и

шаг Мазепы был не шагом только эгоиста, но шагом политическим, рассчитанным только неверно, а потому и не имевшим успеха. Личность Мазепы интересовала многих писателей и поэтов, как Пушкина, Байрона, Готшалля, Словацкого. Их поэтические изображения очень далеки, однако, от исторической действительности.

В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Он поминутно терял рассудок от невыносимых, адских болей, проистекающих от десятков неизлечимых болезней. А, приходя в сознание, после долгого нелепого бормотания, истошно скулил: «Отруты мэни - отруты!» («Яду мне - яду!»)…

Но поскольку травить православного даже перед тяжкой смертью всегда считалось непростительным грехом, то старшины и челядь порешили действовать по старинному обычаю - долбить дырку в потолке крестьянской хаты. Чтобы, значит, облегчить грешной душе умирающего расставание с бренным телом.

Как тут не вспомнить старинное поверье: чем больше человек грешит при жизни, тем мучительнее смерть его ожидает. И впрямь - в обозримом прошлом и настоящем тогдашней Малороссии трудно было сыскать более коварного, злого и мстительного человека, нежели Мазепа. Он являл собой пример классического и законченного злодея на все времена и для всех народов.Даже при том, что общие нравы малорусских политиков той поры особой шляхетностью (благородством) не страдали. Оно и понятно: люди, живущие в окружении более сильных и могущественных соседей, вынуждены были постоянно решать тягостною, но неотвратимую дилемму - под кого бы выгоднее «подлечь». Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач.

К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких

«В нравственных правилах Ивана Степановича, - пишет историк Н.И. Костомаров, которого никак не заподозришь в русофильстве, - смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.

Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем (Пётр I. - М.З )», перед которым ещё недавно льстил и унижался… Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями».

«Он лгал всем, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был сделать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду»

Историк Бантыш-Каменский так характеризует Мазепу: «Имел дар слова и искусство убеждать. Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности".

Как всегда исчерпывающе точно определил сущность Мазепы А.С. Пушкин: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества».

И в «Полтаве» продолжил: «Что он не ведает святыни,/ Что он не помнит благостыни,/ Что он не любит ничего,/ Что кровь готов он лить, как воду,/ Что презирает он свободу,/ Что нет отчизны для него».

Наконец, чрезвычайно точная оценка злодея принадлежит и самому украинскому народу.

Выражение «Проклята Мазепа!» веками относилось не только к плохому человеку, но и вообще к любому злу. (На Украине и в Белоруссии мазепа - неряха, грубиян, злой хам -устар .)

Весьма примечательная деталь. До нас дошли более десятка портретов этого исторического деятеля и даже несколько художественных полотен с его изображением. Удивительно, однако, но среди них нет элементарной схожести! Такое впечатление, что этот человек имел множество взаимоисключающих ликов. И дней рождения, у него как минимум пять - с 1629 по 1644 годы (то-то раздолье у политических фанатов гетмана - отмечать его «круглые» юбилеи!). Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей…

Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу.

Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера.

Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества.

Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе.

Меж тем именно такие коварные способности (элементарно гипнозом владел!) и вознесли Мазепу на вершину власти

Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу. Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы. И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он - естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю.

Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану - просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» - пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко.Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою …. Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас!»

И вот я сейчас задаюсь вопросом, на который никто и никогда не сможет ответить. Ну почему преданный Самойловичу (значит, и русскому царю!) атаман Сирко, этот неистовый защитник православных, заклятый враг татар и турок, не отрубил Мазепе голову на месте за то, что тот, подонок, вёз пятнадцать русских душ в рабство? Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман. А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы.

Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров. Там его разбитной порученец встречается с… самим царём Алексеем Михайловичем! И потом ещё много раз ездит в русскую столицу, укрепляя теперь уже свой собственный авторитет. Опуская бесчисленные тактические и стратегические ходы Мазепы, между которыми он благополучно «слил» Самойловича и всю его семью, где был почти родным человеком, заметим лишь, что 25 июля 1687 года хитрый царедворец получает с помощью подкупа российской чиновничьей верхушки «клейноты» (символы) гетманской власти - булаву и бунчук.

В правление Мазепы закрепощение посполитых (так называли тогда крестьян) приняло особенно широкий размах

А гетман стал самым крупным крепостником по обе стороны Днепра. На Украине (в то время Гетьманщине) он прибрал к рукам около 20 тысяч дворов. В России - многим более 5 тысяч. В общей сложности Мазепа имел свыше 100 тысяч крепостных душ. Ни один гетман до него и после не мог похвастаться столь сказочным богатством.

А в это время в России происходили очень серьёзные тектонические сдвиги империи, в результате которых на престол взошёл Пётр I. Будете смеяться, но и к молодому царю Мазепа почти с ходу втёрся, как впечатался, в невероятное доверие. Даже сейчас в это с трудом верится, однако в 1700 году Мазепа получает орден Андрея Первозванного - высшая русская награда за №2! (первым награждён князь Иван Головин). Видать, крепко понравился русскому царю ушлый гетман, хотя возрастная разница, их разделявшая, составляла 33 года.

И далеко ведь не случайно Мазепа писал Петру: «Наш народ глуп и непостоянен. Пусть великий государь не слишком дает веру малороссийскому народу, пусть изволит, не отлагая, прислать на Украину доброе войско солдат, чтоб держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве».

Это, кстати, к вопросу о восторгах некоторых историков по поводу самого долгого гетмановского правления Мазепы - двадцать один год - и о его якобы страстном стремлении к независимости Украины любой ценой. Уже не говорю о так называемых Коломацких статьях, подписанных лично гетманом при его вступлении в должность. Там чёрным по белому указано, что Украине запрещаются любые внешнеполитические сношения. Запрещалось гетману и старшин назначать без согласия царя. Зато все они получали русское дворянство и нерушимость имений.

И, позвольте, где тут «борьба за независимость Украины»? Да, в течение двух десятилетий Мазепа неукоснительно выполнял волю Петра I. И правильно делал. Только предпринимал он это исключительно к выгоде своей. Тут никакой «нэзалэжностью» даже не пахнет. Запахло позже, когда ущербный по всем нравственным параметрам гетман почему-то уверовал, что непобедимая шведская армия разгромит войска нарождающейся Российской империи.Тогда-то впервые звериное, волчье чутьё Мазепы крепко его подвело. Вестимо, сколько верёвочке не виться… Но прежде, чем напомнить об окончательном падении гетмана, как политика, остановимся ещё на его самой безобразной человеческой подлости…

Первая песнь пушкинской «Полтавы», кто не забыл, начинается так: «Богат и славен Кочубей».

И далее: «Но Кочубей богат и горд/ Не долгогривыми конями,/ Не златом, данью крымских орд,/ Не родовыми хуторами,/ Прекрасной дочерью своей/ Гордится старый Кочубей».Долгие годы почти ровесники (Мазепа старше Кочубея на год), они были друзьями - не разлей вода. И даже породнились: племянник гетмана, Обидовский, женился на старшей дочери Кочубея, Анне, а младшей Кочубеевне, Матрёне, Мазепа стал крестным отцом.У меня, на Украине, кумовство издревле почитается как духовное родство. Крёстные родители опекают крестников, пока те не встанут на ноги, а потом и крестники должны заботиться о крёстных родителях как о собственных. В 1702 году Мазепа похоронил свою жену и вдовел два года.В ту пору ему было далеко за шестьдесят, а Матрёне Кочубей - шестнадцать (в «Полтаве» она - Мария). Разница по самым скромным подсчётам - в полвека.И старик решил жениться на юной крестнице, хотя до этого соблазнил её мать. «Чародiй» пустил в ход все приемы своего обольщения: «Мое серденько», «моя сердечно кохана», «целую все члонки тельца твоего беленького», «помни слова свои, под клятвою мне данные, в тот час, когда выходила ты из моих покоев». «Я с великою сердечною тоскою жду от Вашей Милости известия, а в каком деле, сама хорошо знаешь».Из писем Мазепы видно, что Матрена, ответившая на его чувства, сердится за то, что гетман отослал её домой, что родители её ругают. Мазепа негодует и называет её мать «катувкой» - палачихой, советует в крайнем случае уйти в монастырь. Естественно, родители решительно воспротивились возможной женитьбе. Официальная причина отказа была в церковном запрете на браки между крестным отцом и крестницей.Однако изворотливый Мазепа, не заслал бы сватов, если бы не рассчитывал, что церковные власти, великолепно им прикормленные, снимут для него запрет. Скорее всего, Кочубеи прекрасно осознавали, в какую «халэпу» (напасть) может завести всё их семейство коварный и злой жених. Да со временем и Матрёна избавилась от заблуждений:

«Вижу, что Ваша Милость совсем изменилась своею любовью прежнею ко мне. Как знаешь, воля твоя, делай что хочешь! Будешь потом жалеть». И свои угрозы Мазепа исполнил сполна.

По прямому (и это установлено точно!) навету Мазепы, Кочубея и полковника Захара Искру подданные царя приговорили к смерти и выдали гетману для показательной казни. Перед казнью Мазепа приказал ещё раз люто пытать Кочубея, чтобы тот выдал, где спрятаны его деньги и ценное имущество. Кочубея жгли каленым железом всю ночь перед казнью, и он всё рассказал.

Эти «кровавые деньги» поступили в сокровищницу гетмана. 14 июля 1708 года безвинным страдальцам отрубили головы. Обезглавленные тела Кочубея и Искры были переданы родственникам и погребены в Киево-Печерской лавре. На гробовом камне высекли надпись: «Поскольку нам смерть повелела молчати,/ Сей камень о нас должен людям вещати:/ За верность к Монарху и преданность нашу/ Страданья и смерти испили мы чашу».

… А через пару месяцев после этой казни Мазепа предал и Петра I

С первых шагов шведских войск по украинской земле население оказывало им сильное сопротивление. Мазепе нелегко было оправдываться перед Карлом за «неразумность своего народа». Они оба поняли, что ошиблись - как друг в друге, так и в стратегических расчётах - каждый. Однако коварство, подлость и запредельная низменность Мазепы ещё не до конца была исчерпана. Он послал к царю полковника Апостола с предложением, ни много ни мало, предать в руки Петра шведского короля с генералами!

Взамен хамски просил ещё большего: полного прощения и возвращения прежнего гетманского достоинства. Предложение было более, чем неординарное. Посовещавшись с министрами, царь дал согласие. Для блезиру. Он прекрасно понимал: Мазепа предсмертно блефует. Сил для пленения Карла у него не наблюдалось. Полковник Апостол и многие его товарищи пополнили ряды войска Петра I.

Как известно, после исторической Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом и остатками его войска. Царь очень хотел заполучить гетмана и предложил туркам большие деньги за его выдачу. Но Мазепа заплатил в три раза больше и таким образом откупился.

Тогда разгневанный Пётр Алексеевич распорядился изготовить специальный орден «в ознаменование предательства гетмана». Диковинная «награда» представляла собой круг весом 5 кг, сделанный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине. Внизу - кучка из 30 сребреников.Надпись гласила: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Церковь предала имя Мазепы анафеме. И снова из «Полтавы» Пушкина: «Забыт Мазепа с давних пор;/ Лишь в торжествующей святыне/ Раз в год анафемой доныне,/ Грозя, гремит о нём собор».

На несколько столетий имя презренного предателя считалось даже неприлично упоминать в серьёзных сочинениях

Лишь немногие украинские русофобы, такие как А. Оглоблин, пытались обелить «пса клятого» (выражение Тараса Григорьевича Шевченко). Этот, с позволения сказать, историк в период фашистской оккупации стал бургомистром Киева. Его правление отмечено массовыми казнями в Бабьем Яре. После войны Оглоблин бежал в США. Главную свою книгу, монографию «Гетман Иван Мазепа и его правление», фашистский бургомистр написал к 250-летию смерти предателя (как же, однако, все подлые люди цепко держатся друг друга!) По его мнению, цели гетмана-предателя были благородны, замыслы дерзновенны. На всякий случай: «Он хотел восстановления мощной автократичной гетманской власти и строительство державы европейского типа, со сбережением системы козацкого строя». Интересно лишь, кто бы это ему позволил сделать в тогдашние времена?

И всё же по-настоящему, с государственным, так сказать, размахом реанимировал память о «хохлацком Иуде» другой Иуда - вначале главный идеолог ленинизма-коммунизма на Украине, а после первый закопёрщик рыночного беспредела президент Леонид Кравчук

Кличка, кстати, взята из его личных юношеских поэтических упражнений: «Иуда я. Искариот!»

…Никогда не забуду лета 1991 года. Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолётов) и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину?

Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству.

А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, академика АН Украины доктора исторических наук Владимира Сергийчука. В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов (ОУН) и подвигов Украинской повстанческой армии (УПА): «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины.

Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет».

Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди - бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна.

Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство - это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное».

А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни ; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила!».

Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении

Она - не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине.

Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников.

Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают.

…После выхода фильма известного кинорежиссера Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения (знакомы мы были с 1970 года) позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу?». «Ну, ты же умный человек и понимать должен, что для актёра не существует запретных ролей. Чем подлее герой, тем его интереснее играть».

«Согласен с тобой, если это Ричард Ш. Он - всегда вне идеологических рамок. Но в данном случае, ты же прекрасно понимал, что ярый националист Ильенко использовал и тебя, и твоё имя, чтобы нагадить России своим кинокошмаром. Ладно, оставим за скобками то, что Юра (мы с ним тоже были давние знакомцы) - автор сценария, режиссёр, оператор, актёр, а сын его сыграл молодого Мазепу. Но там же реки крови, головы рубят, как капусту, а жена Кочубея - Любовь Фёдоровна - мастурбирует с отсечённой головой мужа. Пётр I насилует своих солдат. Неужели это тебя не покоробило? А этот эпизод: Пётр I стоит над могилой Мазепы, из-под земли появляется рука гетмана и хватает царя за горло - тоже не задел?».

Богдан Сильвестрович долго и мучительно молчал. Потом сказал: «Как там поётся: не сыпь мне соль на рану. Скоро я у Бортко, надеюсь, сыграю Тараса Бульбу. Вот и реабилитируюсь перед людьми». Великий, мирового уровня актёр, он конечно же понимал, что Юрий Герасимович элементарно его «употребил» на правах старого друга. И роль его - катастрофическая неудача. По иному и быть не могло. Равно как и сам фильм оказался убийственно провальным. Его отправили на Берлинский кинофестиваль. Однако там ленту показали лишь в категории фильмов… для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией!

Потом мы продолжили разговор о Мазепе. И пришли к общему выводу.

Если бы преступника Колединского за уши не притягивали нынешние украинские политики-выскочки в действующую идеологию, то мы о нём бы и вспоминали не чаще, чем о других гетманах

А так его личность излишне демонизируется. Меж тем он был элементарным, хоть и очень злым, негодяем. Досадно, что нынешним украинским властям он так по душе.

…Можно сколько угодно говорить, писать и вещать о том, каким выдающимся государственным деятелем был Мазепа, 305 лет назад покинувший наш бренный мир. Достаточно зайти на украинскую Википедию и увидеть там несметное перечисление заслуг славного патриота «нэзалэжной Украины» Ивана Степановича: и полиглот он, и меценат, и храмостроитель, и поэт, и любовник, и «чародей», и… Но потом вспомнишь Пушкина: «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость». И всё встаёт на свои места.

1639 года в с.Мазепинцы под Белой Церковью на Киевщине, умер 21 сентября 1709 года в возле н. п. Бендеры в Молдове. Самый известный гетман Войска Запорожского (1687-1708), ставший героем для украинских патриотов и предателем для России, князь Священной Римской Империи.

Логику россиян о Мазепе понять не сложно: "Мазепа был любимцем Петра I, обласканный властью", кавалер №2 Высшего российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного с бриллиантами (первым был генерал-фельдмаршал Головин, сам Петр I получил орден за №6, Меньшиков - №7), был богатейшим человеком в Украине с неограниченной властью, все имел и... все потерял, когда "предал Москву в самый ответственный момент Северной войны", перейдя на сторону Карла XII. Спрашивается, что ему не хватало? У россиян нет ответа на данный вопрос, ответ есть у украинцев.

Почему Иван Мазепа - герой Украины.

1-й подвиг Ивана Мазепы: Родина выше собственной выгоды и личного счастья. Чтобы понять Ивана Мазепу, россиянам нужно вспомнить

Сколько добровольцев ушло осенью-зимой 1941 г. на фронт и погибло, будучи талантливыми педагогами, физиками, хлеборобами, но не красноармейцами, поставив интересы страны выше личных в минуты смертельного лиха;

Сколько сотен (!) тысяч украинцев весной и летом 2014 г. вступило в добровольческие батальоны, Нацгвардию, ВСУ, стали волонтерами и просто помогали армии чем могли, чтобы защитить независимость Украины, рискуя и погибая, получая инвалидность, передавая с трудом заработанные средства для армии, которая из "голой и босой" стала одной из лучший в всего за 1,5 года.

Патриотизм выше рассудка и здравого смысла и тогда и сейчас, а и - это разные нации. Этот тезис помогает понять, почему после Переяславской Рады 1654 и смерти Богдана Хмельницкого (1657)

За 30 последующих лет Россию "предали" более десятка (!) украинских гетманов (Выговский (1657-1659), Юрий Хмельницкий (1659-1662), Яким Сомко, Иван Брюховецкий, Остап Гоголь, Демьян Многогрешный, Михаил Ханенко, Самойло Самусь, Иван Самойлович и др.). Гетманы менялись, как в калейдоскопе и каждый пытался... "предать", выведя себя и подконтрольную территорию из-под Кремля. Почему? Ответ прост: гетманы считали московского царя временным союзником, а не своим сувереном и господином и "предавали" его каждый раз, как только пыталась закрепиться на украинской земле, показав "кто в доме хозяин";

На этом фоне "предательство Мазепы" выглядит типичным поведением украинского гетмана и его окружения, которые помнили времена до "присоединения к Москве" (50 лет назад) и своих старших побратимов, которые за эти 50 лет более десятка раз пытались выйти из-под контроля Москвы;

Бурная реакция россиян так же понятна: в отличие от предыдущего десятка "предателей-гетманов", они считали Мазепу "своим", "пригретым", "обласканным", "награжденным", чей поступок уйти из-под власти Москвы был для них полной неожиданностью.

Главное отличие Ивана Мазепы от предшественников в том, что он многие годы готовился к этому шагу, о чем свидетельствует вся его деятельность за 21 год гетманства в Украине (1687-1708).

2-й подвиг Ивана Мазепы: прекращение гражданской войны ("Великой Руины" 1657-1687) и возрождение экономики и политического влияния Украины в мире.

Прекращение войн и набегов

- позволило начать экономическое возрождение украинских земель , чьи посевы не жгли каратели и кочевники, женщин и детей не угоняли в рабство, а мужчины не убивали друг друга в междуусобице;

- Мазепа пытался установить "гражданский мир" на Гетманщине , широко раздавая казацкой старшине земли (об этом свидетельствуют гетманские универсалы Василию Борковскому, Прокопа Левенцу, Михаилу Миклашевский, Ивану Скоропадскому и др.), одновременно защищая интересы простых казаков и простолюдинов, что было зафиксировано универсалами от 1691, 1692, 1693, 1701 и других, в которых регулировались вопросы и отработка;

- Иван Мазепа серьезно укрепил международный имидж Украины , что помогло спасти Украину от разрушений после государственного переворота в Московском 1689 года. Произошло это, благодаря дипломатическому подходу Мазепы, который сумел наладить отношения как с царевной Софьей и фактическим руководителем московского князя Голицина, а также с их преемником - царем Петром I.

Несмотря на запрет международных дипломатических отношений, зафиксированного в "Коломацких статьях", соглашении между Украиной и Московским государством, подписанным во время избрания Мазепы гетманом, он имел многочисленные связи с монархическими дворами Европы, в частности, Веттинов в , Гираев в Крыму и др. С целью обороны южных границ построил крепости на юге Украины, в частности, Новобогородицкую и Ново-Сергиевского на реке Самара.

3-й подвиг Ивана Мазепы: развитие образования для развития государства. Он постоянно опекал множество учебных заведений, за своисредства строил корпуса Киево-Могилянской академии и Черниговского коллегиума, которые позже также были обогащены современными на то время библиотеками редкими рукописями.

Для развития культуры того времени большое значение имели мероприятия гетмана по изданию произведений украинской литературы, в частности, произведений Афанасия Зарудного, Дмитрия Туптало, Григория Двоеслова и многих других.

Косвенно деятельность Мазепы сказалась и на развитии архитектуры и изобразительного искусства, дало основание ученым-искусствоведам говорить о возникновении в Украине в конце XVII - начале XVIII в. уникального стиля - "мазепинского барокко". Кроме того, целенаправленная политика Мазепы привела к общему возрождению, которое сказалось не только на развитии всех отраслей искусства, но и в сфере философии, теологии, общественных и естественных наук.

4-й подвиг Ивана Мазепы: поддержка украинской церкви, как будущей идеологической опоры украинского государства . За счет самого Ивана Мазепы было построено, отрестраврировано и преображено огромное количество церковных сооружений. Самыми известными из них были здания в таких монастырях, как Киево-Печерская Лавра, Пустынно-Николаевский, Братский Богоявленский, Кириловский, Золотоверхо-Михайловский, Черниговский Троицко-Ильинский, Лубенский Мгарский, Густинский, Батуринский Крупницкий, Глуховский, Петропавловская, Домницкий, Макошинский, Бахмачский, Каменский, Любецкий, кафедральные соборы в Киеве - Святой , Переяславе и Чернигове, церкви в Батурине, и другие.

Иван Мазепа также занимался состоянием православной церкви за пределами Украины. Среди подарков, сделанных Мазепой иностранным Московского Патриархата, наиболее известна серебряная плащаница, что сохраняется в алтаре греческого православного собора Воскресения при Гробе Господнем в и используется только в особо торжественных случаях. Другим известным подарком было Евангелие 1708, переписанное и украшенное гравюрами средства для богослужебного использования православных сирийцев г. Алеппо. Кроме этих подарков, гетман выделял определенные средства на милостыни и помощь христианам за рубежом. Всего, по подсчетам казацкой старшины, сделанными сразу после смерти Мазепы, за 20 лет своего правления гетман на меценатские цели потратил не менее 1 110 900 дукатов, 9 243 000 злотых и 186 000 империалов.

5-й подвиг Ивана Мазепы: его жизнь и смерть... прославили Украину. По сей день Мазепа - самый популярный украинец в мире , обошедший все последующие поколения украинцев от до и президентов независимой Украины. Ему посвящено 186 гравюр, 42 картины, 22 музыкальных произведения, 17 литературных произведений, шесть скульптур. Среди наиболее известных произведений - гравюры И. Мигуры, И. Щирского, Д. Галяховского, Л. Тарасевича, М. Бернингротга; портреты неизвестных художников XVII - начала XVIII в., хранящихся в музеях Украины; полотна историко-легендарного содержания известных художников А. Деверия, Ю. Коссака, Л. Булянже, Г. Верне, Т. Жерико, Е. Делакруа, Е. Харпентера, М. Геримського; поэтические и прозаические произведения Дж. Байрона, Гюго, Ю. Словацкого, А. Пушкина, Ф. Булгарина, Г. Асаки; музыкальные инструментальные и оперные произведения П. Сокольского, К. Педротти, Ш. Пурни, Дж.В. Гинтона, Ф. Педреля, П. Чайковского, М. Гранваль, Ф. Листа, Ж. Матиаса, О. Титова, С. Рахманинова.

Что дало бы Украине поражение России в Северной войне против Швеции.

Иван Мазепа использовал опыт гетмана Петра Дорошенко - на несколько лет Украине от Москвы после Переяславской рады для чего заключил союзный договор с Турцией.

Северная война 1700-1721 Швеции с Россией давала уникальный шанс Украине получить независимость от Кремля, т.к.

1. первым предал... Петр 1, когда в 1706г. Карл XII разгромил польские войска российского союзника и ставленника короля Августа, принудил того отречься от польской короны (1706 год), а нового короля Станислава Лещинского заставил объявить войну России. Над Украиной нависла угроза польской при поддержке войск Карла XII), Мазепа обратился к Петру за помощью. Но царь, в то время ожидавший наступления шведов, ответил: "Я не дам и десяти солдат. Защищайся, как знаешь".

2. в случае поражения России, Швеция могла передать Украину под протекторат своего союзника - Польши, как прекрасный трофей в войне (саму Швецию далекая практически не интересовала)

3. в случае совместной победы Швеции с и Украиной, гетманщина получала долгожданную независимость

4. в украинских землях росло недовольство "чужой войной" на которую по требованию Москвы Иван Мазепа посылал все новые и новые казачьи подразделения, которые несли до 60% потерь в боях с лучшей на тот момент армией Европы во главе которой стоял Карл XII.

Критический момент выбора настал для Мазепы в октябре 1708 года, когда Карл XII начал свой поход на Москву не через (в лесных массивах шведы несли потери от "партизанских ударов), а через лесостепь Украины. Мазепа принял решение перейти на сторону Швеции.

Подобные отношения были характерны для того времени в Европе: если сюзерен не выполнял своих обязательств относительно вассала, то последний оставлял своего покровителя-сюзерена и переходил под протекцию другого. В итоге 1708 году Мазепа подписал договор с Карлом XII, в котором указывалось следующее:

1) Карл XII обязывался защищать Украину, которая должна была стать независимой государством Европы с титулом княжества;

2) территория независимого украинского княжества расширялась за счет отвоеванных от России украинских земли;

3) гетман и все сословия украинского общества сохраняли свои права;

4) Мазепа признавался пожизненным правителем Украины, а после его смерти генеральная рада имела право избрать нового гетмана;

5) на время ведения войны шведам передавались следующие города: Полтава, Гадяч, Батурин и др. для размещения гарнизонов

Мазепа подчеркивал, что не ищет в этом никакой личной пользы. Большинство казаков не поняло планы Мазепы, оставило гетмана и ушло на соединение с армией Петра I. С гетманом осталось несколько тысяч человек. В Полтавской битве шведская армия проиграла, остатки войск Мазепы ушли в Молдову, где предводитель украинских казаков умер 21 сентября 1709 года

- Иван Мазепа принадлежал к семье известной правобережной украинской шляхты. Начальное образование получил в школе Киевского братства, впоследствии окончил Киево-Могилянский коллегиум и Иезуитскую коллегию в Варшаве. В течение трех лет учился в , и Голландии, где получил блестящее европейское образование, опыт европейской политической и культурной жизни. Знал несколько иностранных языков;

- Мазепа был первым украинским гетманом, который неизменно держал гетманскую булаву в течение почти 22 лет (8081 день). Этот период характеризовался экономическим развитием Украины-Гетманщины, стабилизацией социальной ситуации, подъемом церковно-религиозной жизни и культуры;

В начале XVIII века в условиях Северной войны (1700-1721) Иван Мазепа в союзничестве с польским королем Станиславом Лещинским, а также шведским королем Карлом XII предпринял попытку реализовать свой военно-политический проект. Главной целью данного проекта был выход из-под протектората Московского государства и образования на украинских землях независимого государства;

- целью Мазепы как гетмана Войска Запорожского было объединение казацких земель Левобережья, Правобережья, и, если возможно, Слобожанщины и Ханской Украины в составе единого Украинского государства, установление прочной автократической гетманской власти в становой государстве европейского типа с сохранением традиционной системы казацкого устройства.

Иван Мазепа глазами художника Юрия Журавель.

Известный украинский художник и аниматор Юрий Журавель так увидел Ивана Мазепу:

Биография Ивана Мазепы.

1659 год - после вернулся после обучения в Речь Посполитую;

1662-1669 годы - король Ян-Казимир поручал Мазепе несколько различных дипломатических миссий в Украине, Османской империи, Московии;

С 1663 года Иван Мазепа жил в родовом имении в селе Мазепинцы;

Конец 1669 года - вступил на службу к гетману Петру Дорошенко, что стало "переломным моментом" в жизни и деятельности будущего гетмана, который с тех пор полностью отдал себя украинскому государственному делу;

1668-1669 годы - женился;

После 1674 года Мазепа исполнял обязанности генерального есаула. Принимал участие в войне Дорошенко как союзника Османской империи против Речи Посполитой (поход на Галичину 1672);

Июнь 1674 года - Порошенко послал Мазепу в и Османской империи, дал татарский эскорт, несколько пленных казаков с Левобережья, предназначенных в подарок хану и султана чиновникам. Во время путешествия у реки Ингул Мазепа попал в руки запорожцев, которые могли его убить; кошевой атаман узнал Мазепу и спас;

Июль 1674 года - гетман Левобережной Украины Иван Самойлович, узнав об этом, потребовал у Сирка выдать ему Мазепу. Сирко сначала отказал, но под давлением московского правительства вынужден был отправить Мазепу в Батурин. Своим опытом в международных делах, безупречными манерами Мазепа убедил Самойловича сделать его доверенным лицом (был избран военным есаулом);

1687 год - в руки Мазепы попала гетманская булава после того, как Самойлович был сброшен с гетманства и отправлен в Сибирь;

28 октября 1708 года - Мазепа надеялся предотвратить разграбление своей земли королем Карлом XII, который пришел в Украину. Поэтому он перешел на сторону Шведов. Вместе с ним перешли и три тысячи казаков. Через несколько дней после этого Батурин был уничтожен русскими войсками;

Июнь 1709 года - Мазепа и Карл XII бежали в Молдову, которая на то время принадлежала Османской империи;

.


Имя: Иван Мазепа (Ivan Mazepа )

Возраст: 70 лет

Место рождения: Белая Церковь, Киевское воеводство

Место смерти: Бендеры, Османская империя

Деятельность: Гетман Войска Запорожского

Семейное положение: был женат

Иван Мазепа - биография

Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. В Москве - негодяем и предателем. Кем же он был на самом деле?

В 1700 году Мазепа стал вторым кавалером только что учрежденного ордена Андрея Первозванного - высшей регалии России. Через восемь лет Петр I приказал отлить для него другой орден в пять килограммов весом, на котором был изображен предатель Иуда, повесившийся на осине. Награда не нашла героя - к тому времени гетман обосновался в лагере воевавшего с Петром шведского короля Карла XII. Не сумев надеть предателю на шею позорный орден, разгневанный царь велел объявить Мазепе анафему - церковное проклятие, отправлявшее его душу после смерти прямиком в ад.

Вряд ли это сильно пугало старого гетмана, который и так прожил большую часть своей семидесятилетней жизни в аду интриг, страха и подозрительности. Тогда это было обычным делом для политика, особенно на родине Мазепы, зажатой между такими сильными державами, как Россия, Польша и Турция. Все они угрожали хрупкой независимости Украинской державы, лишь недавно освободившейся при помощи единоверцев-русских от польского ига.

Под властью гетмана находилось лишь Левобережье Днепра - десятая часть нынешней Украины, и он зависел как от собственных непокорных подданных, так и от могущественных соседей, которых раздражала даже относительная самостоятельность украинцев (на Руси их тогда называли еще не «малороссами», как позже, а «черкасами»).

Пообещав устами Богдана Хмельницкого «стояти заодно» с Россией, последующие гетманы часто нарушали это обещание, когда другие соседи угрожали им войной или обещали больше. Впрочем, гетманы польской Правобережной Украины вели себя точно так же. Им было что терять - из простых командиров казачьего войска они давно превратились в крупнейших владельцев земель, садов, имений и даже городов.

Родившийся в 1639 году Мазепа тоже принадлежал к сословию казачьей «старшины», но отец его Степан Михайлович не был ни богат, ни влиятелен. Вместе с Богданом Хмельницким Мазепа-старший воевал за свободу Украины, но потом с его преемником Выговским перебежал от русских к полякам.

Степан Мазепа уважал образование и отправил единственного сына в знаменитую Киево-Могилянскую академию, а потом, хоть он и был православным, - в иезуитский коллегиум в Варшаве, где Иван получил блестящее образование. Позже он объездил всю Европу, изучил восемь языков, от латыни до татарского, собрал богатейшую в стране личную библиотеку. За услуги, оказанные его отцом, польский король Ян Казимир включил Мазепу-младшего в число «покоевых дворян», охранявших дворец.

У Мазепы сразу не сложились отношения с коллегами-поляками, которые наперебой издевались над «еретиком» и «украинским холопом». Мазепа обвинил одного из обидчиков, Пасека, в краже дворцового имущества, но донос признали ложным. Встретив после этого Ивана, Пасек влепил ему пощечину, тот обнажил шпагу, что во дворце было строго запрещено, - и был изгнан из дворца.

22-летнего недоросля отправили в имение матери Марины Мокиевской на Волынь, где с ним случилась новая неприятная история. На красивого и галантного Мазепу сразу обратили внимание окрестные помещицы, включая молодую жену польского магната Фальбовского. Раньше времени вернувшись из дальней поездки, пан застал супругу в объятиях юного украинца и тут же, не дав оскорбителю даже одеться, велел привязать его к дикой лошади и пустить ее на свободу.

Этот случай стал так известен, что его красочно описали в своих произведениях сначала Вольтер, а потом Байрон. В вольтеровской «Истории Карла XII» говорится: «Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар». На самом деле Мазепа просто уехал в отцовское имение Мазепинцы и жил там до смерти старого Степана. Да и его ссора с Фальбовским, возможно, выдумана давним врагом Пасеком, который на склоне лет сплетничал об этой истории в мемуарах.

Мазепа - биография личной жизни

Став владельцем Мазепинец, Иван вскоре женился на полковничьей вдове Ганне Фридрикевич - немолодой и некрасивой, зато имевшей влиятельных родичей, благодаря которым он стал личным писарем правобережного гетмана Петра Дорошенко. Но карьера его оборвалась довольно быстро: отправившись с гетманским письмом в Турцию, он был схвачен запорожцами. Буйные казаки, не жаловавшие поляков и их слуг, уже собирались срубить пленнику голову, но он вымолил у них пощаду - даром убеждения Мазепа владел превосходно.

Казаки отправили его к гетману «русской» Левобережной Украины Ивану Самойловичу, которому он выдал важные польские секреты, чем заслужил полное доверие. Сперва он стал воспитателем гетманских детей, а позже занял важный пост генерального есаула. Чуть не каждый год гетман отправлял его в Москву, где правили тогда царевна Софья и ее фаворит Василий Голицын. Последнему Мазепа возил щедрые подарки, а когда тот позорно провалил поход на Крым, предложил ему свалить вину на Самойловича. В итоге старого гетмана сослали в Сибирь, а Иван Степанович при поддержке Голицына занял в 1687 году его место.

Вскоре Софья и ее любимец были свергнуты молодым царем Петром, и Мазепа поспешил в Москву с доносом на прежнего соратника. Он жаловался, что Голицын стребовал с него за избрание гетманом 11 тысяч рублей и трех турецких скакунов. Он быстро вошел в доверие к Петру, давал ему советы по украинским и польским делам. Вместе с царем он отправился в Азовский поход, ночевал с ним в одном шатре, так что «мин херц» Александр Меншиков взревновал, и его пришлось задабривать щедрыми подарками.

Зато Петр, не знавший меры ни в дружбе, ни во вражде, осыпал Мазепу наградами: кроме ордена Андрея Первозванного он получил украшенную алмазами шпагу, а позже даже стал - вслед за Меншиковым - князем Священной Римской империи. В 1704 году, когда Польша оказалась захвачена шведами, он занял Правобережье и стал первым после Хмельницкого гетманом «обеих сторон Днепра».

Умножая не только власть, но и богатство, он, получив во владение десятки деревень и 100 тысяч крепостных, сделался первым богачом не только Укра-g ины, но и России. И популярным человеком не только при дворе, но и в народе: он не только легко ссужал деньгами придворных, но тратил деньги и на строительство церквей, которых по з всей стране возвел без малого тридцать.

Когда Россия вступила в Северную войну со Швецией, Мазепа вызвался помочь и первым делом отправил на фронт нелюбимых им запорожцев. Правда, казаки вели себя так недисциплинированно, что скоро их пришлось вернуть на родину. После этого гетман на время утратил m к войне интерес - к удивлению окружающих, он влюбился. При жизни жены он не изменял ей, но после ее смерти 65-летний Иван Степанович воспылал страстью к 16-летней дочери своего давнего соратника Василия Кочубея Матрене - Пушкин в своей поэме более поэтично назвал ее Марией. Девушка тоже не на шутку увлеклась пожилым ловеласом:

Порой и старца строгий вид,
Рубцы чела, власы седые
В воображенье красоты
Влагают страстные мечты.

Мазепа и в этом возрасте был хорош собой. Шведский историк Нордберг несколько лет спустя описывал его так: «Мазепа среднего роста, худощавый, ему около 70 лет, глаза быстрые и ясные, сберегли жизненный огонь; носит усы на польский манер. Разговаривает рассудительно». Ему вторил французский дипломат Жан Балюз: «Иван Мазепа симпатичный, стройный.

Взгляд у него суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело у него крепче, чем у немецкого рейтара, и наездник он отличный». Красноречием он тоже не уступал молодым и писал возлюбленной такие письма: «Мое сердце, мой розовый цветочек! Сердце оттого болит, что недалеко от меня уезжаешь, а я не могу глаз твоих и личика беленького видеть. Через это письмецо кланяюсь и всю тебя целую любезно».

Мазепа был крестным отцом Матрены, что делало их брак невозможным. Но он все же посватался к ней. Кочубей и его жена негодовали, обвиняя «старого бесстыдника» в том, что он заколдовал их дочь. Юная Мотря и правда словно обезумела - «лаяла» родителей, плакала, била посуду, а потом сбежала среди ночи к Мазепе. Этот скандал обсуждала вся Украина; сплетники договорились до того, что Матрена на самом деле была дочерью Мазепы, и Кочубеиха просто ревновала ее к своему прежнему любовнику.


«Ох, великий грех!» - шептались кумушки. Тут уж Мазепе пришлось, несмотря на любовь, отправить Мотрю обратно к родителям - как он заявил, «в целости». Говорили, правда, что девушка все же оказалась «порушенной», хотя вскоре ее выдали замуж; впрочем, деньги «богатого и славного» Кочубея могли заставить жениха закрыть глаза на этот небольшой недостаток. У Пушкина Мария сошла с ума и исчезла неведомо куда; реальная Матрена прожила еще много лет, хотя и побывала в сибирской ссылке - ее муж оказался сторонником опального Мазепы...

Несмотря на возвращение дочери, Кочубей поклялся отомстить былому другу. Очень скоро в Петербург отправился донос на гетмана - тот будто бы собирался изменить России. Петр не поверил, а зря. К тому времени Мазепа уже давно вел тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским, а через него - со шведами, которых он уговаривал повернуть армию от Москвы на Украину. Гетман обещал Карлу XII провиант для солдат, сено для коней, а заодно поддержку 50 тысяч казаков.

В обмен на то, что его сделают монархом независимой Украинской державы, к которой предлагалось присоединить и Белоруссию. Конечно, об этом знали только конфиденты Мазепы: польская помещица княгиня Дольская и иезуит Заленский. Своим приближенным гетман по-прежнему говорил: «Я никогда не предам русского царя!» И только самым верным добавлял: «...пока он сильнее, чем шведы».

Одним из этих верных прежде был и Кочубей, поэтому его донос мог оказаться губительным. Мазепа мобилизовал своих друзей в столице, удвоив раздачу подарков. В результате сановники Головкин и Шафиров доложили царю: гетман ни в чем не виноват, его оговорили. Кочубей и передавший его донос полковник Искра были выданы Мазепе, их жестоко пытали - говорят, выясняли судьбу зарытых ими сокровищ, - а в июле 1708 года обезглавили.

Вскоре Петр пригласил обласканного им гетмана привести казачье войско под Стародуб. Это нарушало планы Мазепы, и он сказался тяжело больным. Не доверявший ему Меншиков решил лично проверить состояние гетмана, и тому пришлось срочно бежать к королю Карлу, который как раз вступил в пределы Украины. Мазепа приказал следовать за собой всем казакам, но из двадцати тысяч с ним отправились только две.

Мазепа повел шведов к своей хорошо укрепленной столице - городу Батурину, на левом берегу реки Сейм, где их ждали провизия, сено и большие запасы пороха. Но Петр действовал быстрее: по его приказу армия Меншикова подступила к городу и взяла его без особых хлопот: нашелся местный житель, показавший потайной ход в крепость. После короткого боя восьмитысячный гарнизон был целиком вырезан, а замок сгорел вместе с укрывшимися там мирными жителями.

Вернувшись в столицу со шведским войском, Мазепа застал там ужасную картину: «задымленные мельницы, развалины зданий, человеческие трупы, которые были наполовину сожжены и залиты кровью». Меншиков тем временем двинулся на Запорожскую Сечь, атаманы которой поддержали Мазепу. Казачья вольница тоже была сожжена, по Днепру пустили плоты с повешенными запорожцами.

В канун суровой зимы шведы остались без провианта и приюта. Им пришлось отбирать добро у населения, что вызвало настоящую партизанскую войну. Король Карл буквально штурмом брал запершиеся от него украинские города. Всех сопротивляющихся он приказывал убивать, а пленных отдавал Мазепе, что не спасало их от голода и холода. В результате число сторонников Мазепы непрерывно таяло; многие переходили к новому гетману Скоропадскому, назначенному русскими властями.

Украинцев смутила и церковная анафема, провозглашенная Мазепе в городе Глухове киевским митрополитом Иоасафом в присутствии царя Петра. В тот же день состоялась «гражданская казнь» предателя - его чучело протащили по улицам и сожгли. В утешение король Карл заключил с бывшим гетманом договор о назначении его «князем Украины» и передаче ему после победы южнорусских городов. Пока же сама Украина «временно» передавалась в полное распоряжение шведов. Впрочем, Карл не слишком доверял своему союзнику и даже не пустил его казаков на поле Полтавской битвы - вдруг ударят в спину?

Смерть Мазепы

Знаменитое сражение поставило жирную точку под совместными планами короля и гетмана. После него раненый Карл бежал с остатками войска к Днестру, прихватив с собой Мазепу. Беглецы укрылись в Бендерах у турецкого паши, который уже согласился было на предложение русского посла Толстого выдать предателя за 300 тысяч ефимков. Но власти в Стамбуле запретили сделку: у них созрел план сделать Мазепу своим ставленником в Украине. Но было поздно - тяготы бегства доконали старого гетмана.

28 августа 1709 года он скончался на руках у своего племянника и наследника Андрея Войнаровского, который перевез тело в румынский город Галац и похоронил с почестями. Карл XII, присутствовавший на отпевании своего последнего союзника, ненадолго пережил его. С трудом вырвавшись из пут турецкого «гостеприимства», он вернулся на север и там был убит в бою шальной пулей, пущенной сзади, - шведам надоела бестолковая воинственность их короля. Проиграв все, Карл еще мог утешаться военной славой, но Мазепе не досталось и ее. Его проклинали и русские, и украинцы, чья земля из-за него подверглась двойному - российскому и шведскому - разорению. Пушкин писал:

Забыт Мазепа с давних пор.
Лишь в торжествующей святыне
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор.

На самом деле о Мазепе помнили - официальные историки не уставали проклинать его предательство, а революционеры вроде Рылеева и Герцена видели в нем борца за свободу, выражающего волю украинского народа. Эти две точки зрения борются до сих пор. Конечно, Иван Мазепа не был ни пылким свободолюбцем, ни примитивным предателем. Главной его целью было укрепление собственной власти - если удастся, как князя независимой Украинской державы, если нет, как гетмана под началом русской, польской или любой другой короны. Хитрый политик всю жизнь строил союзы и заключал сделки, но в итоге перехитрил самого себя.

Иван Степанович Мазепа (Мазепа-Колединский 1639-1709) - гетман Украины в 1687-1709гг. Происходил из украинской шляхты на Белоцерковщине. Отец гетмана Адам принадлежал к белоцерковской шляхте и владел селом Мазепинцы. Мать гетмана Мазепы Мария происходила из шляхетского рода Макиевских. Обучался в Киево-Могилянской Академии, был пажем при дворе польского короля Яна-Казимира. В совершенстве владел латинским языком, хорошо знал польский, немецкий и итальянский языки. По воспоминаниям современников, Мазепа привлекал к себе внимание окружающих не только своей высокой образованностью но также умением устанавливать дружественные отношения с людьми, вселять в них доверие к себе. После возвращения из Польши поступил на службу в казацкое войско. Во время правления гетмана Самойловича был назначен генеральным есаулом, а также выполнял важные дипломатические поручения. После неудачной Крымской кампании 1687г. всю вину было возложено на гетмана Самойловича, который был смещен с поста гетмана и сослан в Сибирь. При поддержке со стороны фаворита тогдашней правительницы царевны Софьи боярина Василия Голицина, 25 июля 1687г. Ивана Степановича Мазепу избрали гетманом.

Острих шабель добувайте, а за волю, хоч умріте, і вольності бороніте

Мазепа Иван Степанович

В течение всего своего 21-летнего правления Мазепа проводил традиционную для гетманов Левобережной Украины политику укрепления положения казацкой старшины. Благодаря щедрым подаркам царя Петра I, Мазепа получил во владение около 20 тыс. поместий и стал одним из наиболее богатых феодалов Европы. Ревностный покровитель православия, он построил на землях Гетманщины множество церквей в стиле украинского барокко. За время правления гетмана Мазепы Киево-Могилянская Академия смогла построить новые корпуса и увеличить количество студентов до 2 тысяч.

Мазепа оказывал активную поддержку Петру I в его походах против турок и татар, кульминацией которых стало овладение в 1696г. Азовом - ключевой турецкой крепостью на Азовском море. Стареющий гетман постоянно давал советы молодому монарху в польских делах: со временем между ними возникла искренняя дружба..

Однако в начале XVIII ст. появляется напряженность в отношениях гетмана и царя. В 1700г. началась великая Северная война. В изнурительной борьбе за владение побережьем Балтийского моря главными соперниками выступали русский царь Петр I и 18-летний король Швеции Карл XII. После нескольких катастрофических поражений в начале войны Петр I решает модернизировать армию, ее управление и вооружение. В рамках новой государственной политики русского царя под угрозой оказалась гарантированная Переяславским договором традиционная автономия гетманской Украины.

Нехай вічна буде слава - же през шаблю маєм права!

Мазепа Иван Степанович

Во время войны царь выдвинул украинцам неслыханные ранее требования. Вместо охраны своих земель от непосредственных врагов - турок, татар и поляков, украинцы были вынуждены сражаться со шведскими армиями в далекой Ливонии, Литве и центральной Польше. В этих походах стал до боли очевиден факт, что казаки не могут на равных сражаться с регулярными европейскими армиями. Их полки постоянно несли тяжелые потери, которые достигали 70% личного состава. Когда, стараясь согласовать действия своих войск, Петр I поставил во главе казацких полков русских и немецких командиров, моральный дух казаков упал. Чужестранные офицеры с презрением относились к казацкому войску, часто используя его в качестве пушечного мяса.

Общее недовольство казаков политикой царя вынудило Мазепу искать нового покровителя. Когда польский союзник Карла XII Станислав Лещинский стал угрожать нападением на Украину, гетман обратился за помощью к Петру I. Царь, ожидая нападения шведов, отказал Мазепе в оказании военной помощи. Считая, что Петр I нарушил обязательство защищать Украину от ненавистных поляков, что было основой Переяславского договора 1654г., украинский гетман перестал считать себя обязанным хранить верность царю. 28 октября 1708г., когда Карл XII, который шел на Москву, повернул на Украину, Мазепа, в надежде предотвратить разграбление своей земли, перешел на сторону шведов. Вместе с ним перешло около 3000 казаков и часть казацкой старшины. Условия, на которых украинцы присоединились к шведам, были оговорены в договоре, подписанном в начале весны 1709г.

Жалься, Боже, з України, що не вкупі має сини!

Мазепа Иван Степанович

За оказание военной помощи и предоставление продовольствия, Карл XII обещал защищать Украину и воздерживаться от подписания договора с русским царем до полного освобождения Украины от власти Москвы и восстановления ее прав. Через несколько дней после перехода Мазепы на сторону шведов гетманская столица Батурин была уничтожена отрядом русских войск под командованием Меншикова, при этом погибло более 6 тыс. населения, включая стариков и детей. Известие о бойне в Батурине, аресты и казни при малейшем подозрении в симпатии к Мазепе изменили планы многих потенциальных сторонников гетмана. Тем временем Петр I приказал казацкой старшине, которая не пошла за Мазепой, избрать нового гетмана и 11 ноября 1708 г. им стал Иван Скоропадский. Страшная батуринская расправа, жестокость русских войск посеяли страх среди украинского населения, протестанты-шведы также вызывали настороженность. Поэтому большая часть населения не поддержала гетмана Мазепу. Единственной значительной группой населения, принявшей сторону гетмана стали запорожцы. За это решение они заплатили дорогую цену. В мае 1709г. русские войска разрушили Запорожскую Сечь, а царь издал указ о казни на месте любого пойманного запорожца.