Спиральная теория. Спиральная динамика для HR-ов: как вырастить лидеров в коллективе

Разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться.

Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной теорией спиральной динамики, построенной на исследованиях американского психолога Клэра Грэйвза.

Основные идеи теории спиральной динамики

Развитие каждого отдельного человека и всего человечества протекает по спиральной траектории, проходя через последовательный ряд уровней.

Шесть уровней первого порядка – “выживание”, “мистицизм”, “тяга к порядку”, “служение высшей цели”, “материализм” и “стремление к общему благу”.

На уровнях второго порядка происходит раскрытие личностного потенциала и единение людей друг с другом.

Уровни, каждому из которых соответствует свой социокультурный “мем” и условный цвет, характеризуют не типы людей, а способы мышления.

Гармоничное развитие предполагает поступательное движение вверх по спирали; уровни частично перекрываются.

Каждый уровень проходит стадии “зарождения”, “кульминации” и “угасания”

На людей и коллективы могут воздействовать только те силы, которые соответствуют текущим обстоятельствам их жизни и уровню их развития.

Модель спирали

Теория спиральной динамики описывает восемь взаимосвязанных уровней зрелости индивида и общества. Каждому уровню соответствует определенный набор культурных ценностей, свой цвет, свои приоритеты, убеждения и особенности мировоззрения. Развиваясь, люди и народы переходят с уровня на уровень под влиянием условий жизни и опыта решения проблем. Когда условия существования человека, организации или общества меняются, эта трансформация заставляет пересматривать базовые ценности и убеждения. Проблемы, которые не могут быть решены в рамках имеющейся системы ценностей, заставляют нас подниматься на очередной виток спирали. Уровни частично накладываются друг на друга, проходя фазы “зарождения”, “кульминации” и “угасания”. Эта эволюция происходит в течение длительного времени: человек или общество покидают предыдущий уровень и медленно движутся к показавшемуся на горизонте следующему уровню. Проблемы возникают, когда такому поступательному движению что-то мешает.

Модель спирали – инструмент, позволяющий управлять процессом преобразований. Но, чтобы им воспользоваться, прежде всего необходимо понять, на каком уровне развития находится человек или коллектив, и тогда можно соответствующим образом выбирать методы внедрения изменений. Эти уровни характеризуют не тип личности, а способ мышления.

Как правило, мы находимся под влиянием сразу нескольких пластов ценностей, или идейных комплексов, называемых “мемами”. Любые серьезные преобразования должны осуществляться с учетом особенностей уровня, на котором находится человек или общество. Так, попытки быстро создать свободную рыночную экономику в стране, в которой десятилетиями царил авторитарный режим, заранее обречены на провал. Такая страна должна пройти этап постепенной либерализации и воспитания уважения к свободе личности, чтобы в обществе развились стремление к независимости и дух предпринимательства.

Научиться определять, на каком уровне находятся индивид или группа, непросто, как непросто и справиться с желанием ускорить перемены. Модель спиральной динамики обладает огромным потенциалом для управления преобразованиями в самых разных контекстах, в том числе в организациях. Сфера ее применения практически безгранична. Цвета: уровни и системы ценностей

Уровни развития, каждому из которых соответствует определенный ценностный “мем”, отражают психокультурную зрелость индивидуума или общества. Первым шести уровням (уровням первого порядка) соответствуют следующие цвета:

Бежевый

Это “каменный век”, в котором людьми правят инстинкты, а их главная забота – выживание. Они собираются в группы не для общения, а для совместного добывания пищи и защиты от угроз.

Дети быстро покидают этот виток спирали, как и большинство примитивных культур. Пожилые люди могут опускаться на “бежевый” уровень, если страдают болезнью Альцгеймера. С коллективами, находящимися на “бежевом” уровне, необходимо работать, апеллируя к органам чувств (зрения, вкуса, осязания). На этом уровне развития находится менее 0,1% жителей планеты, в руках которых лишь 0,01% политической власти.

Фиолетовый

Движимые желанием улучшать условия своей жизни, люди вступают в более сложные социальные объединения, переходя от семей и кланов к племенам. Жизнью племен управляют ритуалы, мистицизм, вера в духов и поклонение предкам. Их члены покорно подчиняются общим ритуалам, соблюдают запреты и уважают кровные узы. Чтобы повлиять на человека или коллектив с таким уровнем сознания, покажите его членам, что уважаете их нравы и обычаи. Например, черты “фиолетового” уровня может демонстрировать спортивная команда. Критика распространенных в таком коллективе суеверий вызывает в нем негативную реакцию. В кланах и племенах до сих пор живет около 10% людей, сосредоточив в своих руках около 1% политической власти.

Красный

Фиолетовый цвет сменяется красным, когда люди осознают несостоятельность суеверий и бессмысленность ритуалов. Когда члены группы начинают оспаривать власть эксплуатирующих их правителей, последние становятся еще более деспотичными, что ускоряет перемены. Как только между членами группы исчезает согласие, возникает безвластие, после чего власть оказывается в руках диктаторов. В жестоком “красном” мире царит закон джунглей, тираны повелевают империями, а высшую ценность имеет власть.

Все стремятся урвать свою долю благ и верят в то, что выживет сильнейший. В обществе царит жесткая иерархия, авторитаризм, косность мышления, жестокость. Люди не испытывают сочувствия друг к другу. Чтобы добиться изменений на “красном” уровне, научите людей проявлять уважение к другим и беречь свою репутацию. Любые попытки сблизить коллектив будут восприняты его членами враждебно. Объясните красным, в чем их “выгода”: вместо анархии предложите им порядок и служение высшей цели. На этом уровне пребывает около 20% людей, на долю которых приходится около 5% политической власти.

Синий

Стремление к порядку возвещает о приближении к “синему” уровню, для которого характерны предсказуемость, патриотизм и самопожертвование ради высшей цели. В “синем” мире по-прежнему царит жесткий контроль и авторитаризм, но лидеров отличает “отеческое” отношение к народу, а не стремление к самовозвеличиванию. Для преобразования этого общества научите людей ценить личные заслуги и получать награду за успех. Уважайте их традиции. Не поощряйте расточительное, показное потребление и социальное иждивенчество. “Синий” уровень – крупнейший сегмент населения мира, эти 40% людей концентрируют в своих руках 30% политической власти.

Оранжевый

Этот уровень сменяет “синий”, когда люди ставят под сомнение полномочия власти. Если лидеры злоупотребляют своим положением, это ускоряет перемены. Как только люди понимают, что они лучше властей знают, как им жить, они перестают быть лояльными. Они начинают мыслить более свободно, и в обществе появляются зачатки предпринимательства и карьеризма. Желая большего, люди видят путь к лучшей жизни в науке и технологиях. Пренебрежение личными интересами ради высшей цели уступает место погоне за материальными благами. В обществе преобладает “меритократия”, власть достойных. Чтобы повлиять на “оранжевый” коллектив, сосредоточьте внимание его членов на профессионализме, потребностях коллектива и выгодах жизни в сообществе. Составляя 30% населения, эта группа обладает 50% политической власти.

Зеленый

“Оранжевый” уровень сменяется “зеленым”, когда люди начинают стремиться к взаимопониманию и развитию духовности. Материальные блага и личные достижения больше не приносят им радости, а недостаток взаимоотношений вызывает у них чувство одиночества. Дух соперничества ослабевает, и на первый план выходит коллективное благополучие и забота об окружающем мире. Решения принимаются не меньшинством, а на основе консенсуса. Люди начинают руководствоваться принципом разумной необходимости, а не жадностью, они стремятся к простой, не отягощенной безудержным потреблением жизни. Чтобы помочь им перейти на следующий уровень, дайте им понять, что движение “всем миром” неэффективно и ограничивает личность. Посоветуйте взять все хорошее от других уровней. Этот сегмент охватывает 10% населения, и на него приходится 15% политической власти.

Цвета в спиральной динамике

Двум уровням второго порядка соответствуют следующие два цвета:

Желтый

Переход на уровни второго порядка – намного более важный шаг, чем переход между уровнями первого порядка. Мысли и поступки приобретают здесь особую гибкость и многомерность. Люди и сообщества оказываются на этом уровне, когда разочаровываются в коллективизме и начинают сознавать его ограниченность, но по-прежнему ощущают потребность посвятить себя деятельности на общее благо.

Возрождается подавленный индивидуализм, лишенный, однако, стремления к роскоши и демонстрации высокого статуса, характерных для “оранжевого” уровня. Находящиеся на этом уровне умело объединяют индивидов и коллективы, пребывающие на различных уровнях развития, в единый организм для решения конкретной задачи. При этом они не испытывают потребности в признании своих заслуг. Эти люди переросли желание соперничать и самоутверждаться и в поиске своего “я” стараются не приносить вреда другим. “Желтый” уровень начинает отступать, как только люди осознают ограниченность возможностей индивида и объединяются для решения глобальных проблем человеческого бытия. 1% населения, достигший этого уровня, контролирует около 5% политической власти.

Бирюзовый

По мере того как люди, хорошо изучив возможности и ограничения индивидуализма, возвращаются к сбалансированному коллективизму, они вновь начинают проявлять самопожертвование, утраченное после ухода с “синего” уровня. Если “желтый” уровень – это созидание и решение проблем, то “бирюзовый” – это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни. Они способны объединить в себе сильные стороны всех остальных уровней без ущерба для собственного “я”. В руках 0,1% представителей этого уровня сосредоточен 1% политической власти.

Шесть условий перемен

Чтобы люди и коллективы могли проходить описанный процесс развития, должны соблюдаться определенные условия. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.

Оценка потенциала. Восприимчивы ли человек, организация или культура к тем переменам, которые вы намерены провести? Находятся ли они в “открытом” (можно действовать), “скованном” (уберите сначала все барьеры и не ожидайте быстрого успеха) или “закрытом” состоянии (бесполезно даже пытаться что-то менять)?

Поиск решений. Найдите решения для проблем, существующих на данном уровне, прежде чем стимулировать движение вверх по спирали. Начиная перемены, вначале убедитесь, что для них подготовлено прочное основание.

Создание диссонанса. Приведите свидетельства того, что традиционный способ мышления не отвечает новым требованиям и условиям жизни. Опишите, какие опасности неизбежно из-за этого возникнут. Выведите людей из состояния самоуспокоенности, чтобы пробудить у них желание измениться.

Разрушение барьеров. Люди и коллективы стремятся воздвигнуть вокруг себя барьеры, защищающие от перемен. Выявите эти барьеры и разрушьте их.

Пробуждение понимания. Расскажите о том, почему человеку или организации необходимо измениться. Укажите, что необходимо исправить, и помогите людям представить, как благодаря этому их жизнь изменится к лучшему.

Консолидация. Проведение преобразований – долгий процесс, в ходе которого прорывы чередуются с отступлениями. Его необходимо постоянно поддерживать. Если преобразования происходят в организации, ее руководитель должен быть в центре процесса перемен, оказывая всяческую поддержку подчиненным.

При соблюдении этих условий процесс преобразований будет проходить в пять этапов:

1.“Альфа-стабильность”. Все в порядке, люди довольны, система работает.

2.“Бета-обусловленность”. Мелкие проблемы превращаются в крупные, традиционные решения в новых условиях не работают. Сомнения в дееспособности системы нарастают. Попытки исправить ситуацию посредством более эффективного использования старых методов работы лишь усугубляют проблемы.

3.“Гамма-ловушка”. Проблемы становятся все более очевидными. Их отрицание – не лучший выход из ситуации. Вам кажется, что лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события, прежде чем действовать. Но действовать нужно именно сейчас. Промедлив, вы можете оказаться в “ловушке”, что приведет к личному, организационному и общественному краху. Восстановление после такого краха будет длительным, если оно вообще возможно.

4.“Дельта-всплеск”. Избежав “гамма-ловушки”, вы испытаете чувство эйфории. Но вас ждут и другие подводные камни. Изменения могут еще более ухудшить ситуацию либо оказаться поверхностными, и вы начнете соскальзывать назад в “ловушку”.

5.“Новая альфа-стабильность”. Если преобразования увенчались успехом и вы избежали “гамма-ловушки”, вы оказались на новом этапе развития. Обеспечьте стабильную работу системы, прежде чем цикл начнется заново.

Используйте точную оценку пяти условий успешных перемен и контроль пяти стадий процесса в качестве инструментов, с помощью которых вы поможете людям и коллективам добиться устойчивых преобразований. Действуйте на всех уровнях сразу, принимайте в расчет преимущества, которые дает каждый уровень, и разрабатывайте решения, подходящие для каждого из уровней. Следуйте принципам “вежливости” (проявляйте уважение к другим), “открытости” (слушайте других) и “автократии” (управляйте твердой рукой и смело принимайте на себя ответственность).

Прежде чем вступить на путь преобразований, разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться . Проведите ревизию имеющихся ресурсов и средств для внедрения изменений. Сформулируйте свое видение будущего и поделитесь им с членами своей группы. Разработайте схему работы, охватывающую все действия, влияющие на процесс перемен. Сформируйте команду менеджеров, которая обеспечит поддержку программы на всем протяжении ее выполнения. Контролируйте процесс и координируйте работу людей, осуществляющих изменения. Неуклонно двигайтесь вперед, подыскивая оптимальные решения проблем по мере их возникновения.

Когда вы оцениваете свои прошлые действия, решения и способы, с помощью которых справляетесь с проблемами, то кажутся ли ваши реакции последовательными и ? Изменились ли они за последние годы? Вероятно, да, потому что менялись ценности и мотивирующие факторы.

Модель спиральной динамики (Spiral Dynamics) - теория мотивации. Она не так популярна, как , но тем не менее является достаточно интересной. Теория была создана в 1930 году доктором Клером Грейвсом, который умер перед публикацией. Материалы обнаружил его последователь Дон Бек и опубликовал только в 1996 году. При этом он добавил в концепцию свое виденье, поэтому мы рассмотрим модель как союз двух концепций.

Объяснение теории

Модель спиральной динамики отличается от других теорий человеческого развития и мотивации одной важной чертой: она не пытается доказать, что мы движемся к конечной цели ради того, чтобы оставаться на вершине. Модель указывает на то, что человек движется по спирали персонального развития в зависимости от биологических, социальных и психологических особенностей.

Модель спиральной динамики была создана для того, чтобы понять:

  • Как именно люди думают (как противоположность теориям, которые пытаются выяснить, что думает человек).
  • Почему люди принимают решения по-разному.
  • Почему людей мотивируют разные вещи.
  • Почему и как возникают ценности.
  • На чем основана природа изменений.

Спиральная динамика: союз двух концепций

Последователь Грейвса, Дон Бек разработал теорию на основе двух других:

  • Оригинальной теории Грейвса
  • Концепции мемов Доукинза

Грейвс утверждал, что ценности влияют на поведение. Он классифицировал ценности (точка зрения человека на то, что важно для него и каким является или должен являться мир) на две группы: ориентированные на человека и на группу. Ценности человека влияют на то, как и что человек думает, как ведет себя и что ощущает. Ценности имеют воздействие также на такие аспекты как:

  • Чувства
  • Этика
  • Мотивация
  • Убеждения
  • Предпочтения в работе и обучении
  • Политическая позиция

Ричард Докинз использовал термин «мемы», чтобы описать культурную информацию, которая тиражируется среди людей. Это такие вещи как мода, техники художественного мастерства, слэнг, базовые убеждения, которые передаются от человека к человеку. Как и гены, которые являются биологическими единицами и передаются от организма к организму, мемы - фундаментальные культурные единицы, которые воспроизводятся в обществе.

Модель спиральной динамики вводит новое понятие - vMemes (мемы-ценности). Это глубоко скрытые ценности, которые влияют на человеческий опыт. Мемы-ценности - это образ мышления, концепции и парадигмы, при помощи которых человек принимает решения и действует. Модель спиральной динамики ставит перед нами один важный и старый вопрос: почему люди делают то, что делают?

Спиральная модель

Модель спиральной динамики представляет собой цветную спираль, где каждый цвет представляет разную мем-ценность. Различают восемь таких мемов:

  • Бежевый: инстинктивный . Поведение, необходимое для выживания.
  • Пурпурный: волшебный/спиритуалистический . Использование ритуалов для выявления причин и следствий.
  • Красный: импульсивный/эгоцентрический . Использование хитрости и желание делать то, что хочется. Сильный властвует, слабый служит.
  • Синий: целеустремленный/авторитарный . Желание упорядочить существование и обеспечить соблюдение принципов, основанных на том, что «правильно».
  • Оранжевый: стратегический/ориентированный на достижение . Получить преимущество, изучив все возможности и стремиться к успеху. Улучшать подходы и техники для получения больших результатов.
  • Зеленый: уравнительный/ориентированный на общество . Желание добиться равных прав для всех и развить заботливое общество.
  • Желтый: интегративный . Наблюдение за миром как за объединенными системами и акцент на гибкость. Изменения - это нормально.
  • Бирюзовый: целостный . Объединение разума и духа для того, чтобы ощутить жизнь во всей ее полноте и обеспечить существование со смыслом. Мир представляет собой хрупкую субстанцию, которая может повредиться в человеческих руках.
  • Коралловый: не определен . Мы еще не там и ничего не знаем об этом уровне.

Согласно теории, по мере того, как человек растет и развивается, его мемы-ценности растут вместе с ним и можно наблюдать переход от эгоизма к желанию помочь обществу. Человек не прыгает с одной ступени на другую, он скорее перемещается вниз и вверх по спирали (в отличии от пирамиды Маслоу). Чем выше перемещается человек по спирали, тем отчетливее понимает, насколько сложно устроен мир.

На работе чем выше уровень развития человека, тем он более эмпатичный. Он начинает больше понимать в управлении и , умеет мотивировать других людей и взаимодействовать с ними. Достигает успеха в таких аспектах:

  • Развитие команды
  • Умение справляться с
  • Гибкий лидерский стиль
  • Умение вовремя поощрять членов команды
  • Умение пользоваться мотивационными стратегиями
  • Эффективная коммуникация
  • Хорошие межличностные взаимоотношения

Определите, на каком уровне модели спиральной динамики вы находитесь. Будьте готовы к тому, что в некоторых жизненных ситуациях вы будете скользить по спирали вниз, поэтому относитесь к этому философски. Если вы достигли оранжевого уровня, это большой успех, потому что вы наконец перестали видеть в людях конкурентов и начали с ними сотрудничать ради общего блага. Не останавливайтесь на достигнутом.

Желаем вам удачи!

Принципы спиральной динамики

Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мимы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния - они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

  • Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые
  • Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы
  • Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие - относительно пассивны

Принцип 2: Мимы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мимы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мимов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мимов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего М ира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мимы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мимов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения - комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мим Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мимов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мимов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы - открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мимы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания - связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

...если условия жизни очень... ...то «нормальные» люди будут...
Бежевые - природные Вести себя подобно животным
Фиолетовые - мистические и непонятные Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности
Красные - жесткие и опасные, как в джунглях Бороться за выживание, не думая о других
Синие - направляемые высшей силой Слушаться высшего авторитета и хранить веру Истине
Оранжевые - полны практических возможностей Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть
Зеленые - подчеркивают общее во всех людях Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе
Желтые - сложные, чреватые распадом к хаосу Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами
Бирюзовые - подобны единому организму Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле

Краткий обзор мимов

Эволюция мимов происходит по нескольким траекториям:

От менее сложного К более сложному
природного, технологического и социального окружения

От выживания в джунглях К «серфингу» в Интернете и за его пределами
посредством пробуждения новых способов мышления и сознания

От маленького клочка земли К «глобальной деревне» и кибер-пространству
посредством межтерриториальной и информационной миграции

Первый уровень - «Мимы потребностей»

Бежевый мим - Выживание - 1-е Пробуждение

Основная тема: Делать все необходимое, чтобы остаться в живых

  • Использует инстинкты и привычки, просто чтобы выжить
  • Индивидуальное Я слабо проявлено
  • Приоритеты: Пища, Вода, Кров, Секс и Безопасность
  • Формирует группы выживания для продления жизни

Где наблюдается : первобытные люди, новорожденные, немощные старики, тяжело больные, бомжи, голодающие массы.

Фиолетовый мим - Мистика - 2-е Пробуждение

Основная тема : Умиротворять духов и поддерживать уют и безопасность в племенном «гнезде»

Характерные убеждения и действия:

  • Повинуется желаниям духов и мистическим знакам
  • Проявляет верность «главному», старшим, предкам и клану
  • Охраняет священные объекты, места, события и воспоминания
  • Соблюдает ритуалы, связанные с этапами жизни, временами года и племенными обычаями

Где наблюдается : Вера в ангелов-хранителей и проклятия, клятвы «на крови», давние распри, трансовые пение и танцы, приворотные чары, семейные ритуалы, мистические этнические верования и предрассудки. Силен в странах Третьего М ира, (преступных) группировках, спортивных командах и корпоративных «племенах».

Красный мим - Импульс - 3-е Пробуждение

Основная тема : Будь тем, кто есть, и делай то, что хочешь, ни с чем не считаясь

Характерные убеждения и действия:

  • Мир - это джунгли, полные опасностей и хищников
  • Вырывается на свободу от любого доминирования или принуждений, чтобы делать все, что пожелаешь
  • Возвышается надо всеми, ожидает внимания, требует уважения и всеми командует
  • Наслаждается «на полную» прямо сейчас - без чувства вины или угрызений совести
  • Покоряет - силой или обманом - и доминирует над другими агрессивными персонажами

Где наблюдается: Эгоистичные маленькие дети, бунтующие подростки, феодальные царства, эпические герои, рок-звезды, ОМОН, Пикассо, Атилла.

Синий мим - Осмысленность - 4-е Пробуждение

Основная тема : Жизнь имеет смысл, ориентацию и цель с предопределенными результатами

Характерные убеждения и действия:

  • Человек жертвует собой ради трансцендентной Миссии, Истины или праведного Пути
  • Закон предписывает правила поведения, основанные на вечных, абсолютных принципах
  • Праведная жизнь дает стабильность в настоящем и гарантирует награду в будущем
  • Импульсивность обуздывается чувством вины; каждый имеет свое место
  • Законы, предписания и дисциплина формируют нравственные качества и силу характера

Где наблюдается : Билли Грахам, пуританская Америка, конфуцианский Китай, Хассидский Иудаизм, кодекс рыцарства и чести, благотворительность и добрые дела, Армия Спасения, Исламский фундаментализм, патриотизм, «развитой» социализм

Оранжевый мим - Успех - 5-е Пробуждение

Основная тема : Действуй в личных интересах, и главное - выиграть

Характерные убеждения и действия:

  • Перемены и прогресс - неотъемлемый атрибут природы вещей
  • Прогресс через изучение секретов природы и поиск наилучших решений
  • Манипулировать ресурсами Земли, чтобы создать и распространять изобилие в жизни
  • Оптимистичные, идущие на риск и самодостаточные люди заслуживают своего успеха
  • Основой процветания общества является стратегия, технология и конкуренция

Где наблюдается: Эпоха Просвещения, философии «успеха», средний класс, косметическая промышленность, Палата Коммерции, колониализм, массовая культура, Холодная Война, новые русские

Зеленый мим - Сообщество - 6-е Пробуждение

Основная тема: Искать мира в глубине души и вместе с другими развивать узы в сообществе

Характерные убеждения и действия:

  • Дух в человеке должен быть свободен от жадности, догмы и сепаратизма
  • Эмоции, чувствительность и забота главенствуют над холодной рациональностью
  • Распределять ресурсы земли и возможности равно среди всех
  • Достигать решений через процессы примирения и консенсуса
  • Освежать духовность, привносить гармонию и обогащать человеческую среду обитания

Где наблюдается: Музыка Джона Леннона, роджерианская психология, Всемирный Совет Церквей, Грин Пис, шведский социализм, права животных.

Второй уровень - «Мимы бытия»

Желтый мим - Интеграция - 7-е Пробуждение

Основная тема: Жить полной и ответственной жизнью в соответствии с тем, кто ты есть, и кем ты учишься стать

Характерные убеждения и действия:

  • Жизнь - это калейдоскоп естественных иерархий, систем и форм
  • Величие бытия имеет большую ценность, чем объекты материальной собственности
  • Гибкость, спонтанность и функциональность имеют высший приоритет
  • Знание и компетентность должны главенствовать над званием, властью, статусом
  • Различия можно интегрировать во взаимозависимые, естественные потоки

Где наблюдается: Астрономия Карла Сагана, обучающиеся организации Питера Сенге, Тотальное Качество Деминга, теория хаоса, экоиндустриальные парки, «новая физика» Ф.А. Вольфа

Бирюзовый мим - Целостность - 8-е Пробуждение

Основная тема: Ощущать целостность бытия - разумом и духом

Характерные убеждения и действия:

  • Мир - это единый, динамичный организм, обладающий коллективным разумом
  • «Я» - обладает уникальностью, и вместе с тем является частью большего, «сострадательного» целого
  • Все связано со всем остальным в единые экосистемы
  • Энергия и информация целиком пронизывают атмосферу Земли
  • Ожидает холистического интуитивного мышления и деятельности в духе сотрудничества

Где наблюдается: «глобальная деревня» Мак Лухана, идеи Ганди, философия Кена Уилбера, концепции Вернадского, ноосфера Теяра де Шардена

Принцип 3: Мимы движутся зигзагом между темами Самовыражения и Самопожертвования.

Спиральная динамика происходит маятниковыми движениями между фокусом на «я» и заботой о «мы». Таким образом одно семейство мимов обозначается теплыми цветами (Бежевый, Красный, Оранжевый, Желтый). Это мимы Самовыражения, ориентированные на «я». Другая группа обозначается холодными цветами (Фиолетовый, Синий, Зеленый, Бирюзовый), и это мимы Самопожертвования, ориентированные на «мы».

Индивидуумы и общества склонны притягиваться от одного полюса этого «магнита» к другому. Всякий раз, когда этот человеческий «маятник» приближается к максимальному отклонению от положения равновесия, это порождает новые условия жизни с задачами, решить которые способны мимы другого полюса. Если проблемой становится слишком сильная ориентация на «я», то для восстановления равновесия потребуется та или иная форма ориентации на «мы». Если в избытке «мы», то появляется потребность в высвобождении какой-то степени «я».

Когда маятник начинает идти вниз, наше сознание активирует механизмы, способные обрабатывать послания, связные с грядущим семейством мимов. Сдвиг в направлении к Общинному/Коллективному «поиску внутреннего м ира » требует подобного радару инструмента, который бы улавливал, усиливал и адекватно реагировал эти внешние послания, чтобы обеспечивать согласие. Сдвиг к Индивидуальному/Элитному «движению против и обретению контроля» требует внутреннего «гироскопа», компаса, необходимого для исследования новых территорий, плавания по неизвестным водам и разрыва с безопасностью, создаваемой традицией.

Индивидуальное/Элитное семейство мимов сосредоточено на внешнем мире (вне себя) и том, как обрести над ним власть, научиться пользоваться им, изменить его. Контроль локализован в «атомарном» индивидууме, стремящемся склонить вещи в своем направлении. Самовыражающие системы, которые оно формирует, более свободно организованы, менее связаны, более склонны к переменам, больше готовы идти на риск и заметно увеличивают степень свободы в нашем поведении. Они стремятся разрушить оковы, чтобы расширить горизонты, но они также и расковывают звенья, удерживающие вместе части единых структур. По мере роста чувства индивидуальности и независимости, возникают требования личных прав и свобод, поощрений и прерогатив, и власти для «каждого». Девиз этого семейства: «Я капитан своей судьбы... властелин своей души».

На другом полюсе живет радаро-подобное семейство Общинных/Коллективных мимов. В этой зоне самопожертвования контролем наделяется нечто более могущественное, чем любой индивидуум - родственники, объединяющая Высшая Сила, община взаимных интересов или жизненная система Земли. Однако, подобно тому, как Самовыражающаяся группа сосредотачивается на изменении внешнего мира, глубинные заботы жертвующего собой человека лежат глубоко внутри - усилия понять, кто я, откуда и зачем, и обрести в этом душевный покой. Из-за подобного акцента стиль мышления в этой группе мимов более склонен быть более консервативным и ориентированным на сохранение статус-кво, поиска порядка. Общинная/Коллективная энергия создает консолидацию, принятие внешнего мира таким, как он есть и жертву немедленных личных интересов ради высшего интереса соответствующей группы. Хотя при продвижении в эти области Спирали и происходит некоторое расширение концептуального пространства, больше энергии уходит на построение надежных структур, поиску стабильности и привнесению единой согласованности в жизнь - «Долг, Честь, Страна...»

Мимы теплых цветов делят окружающих на иерархии. Бежевый - кто быстрее бегает или выше прыгает. Красный - власть. Оранжевый - статус. Желтый - знания и компетентность. Холодные мимы собирают людей в группы с плоской структурой, уравнивают окружающих и перераспределяют ресурсы. Для Фиолетового - это родственники. Для Синего - это община верующих. Для Зеленого - это сообщество людей с общими интересами и чувствительными моментами. Подобная динамика придает цикличность Спиральному развитию.

Принцип 4: Мимы возникают на Спирали подобно волнам

Пробуждение новых мимов при спиральном движении происходит после того, как накапливается достаточная энергия для перехода к следующей системе - обычно вверх по спирали, но иногда и вниз. Хотя такой сдвиг может выглядеть случайным и хаотичным, тем не менее незамечаемые движения происходили под поверхностью на протяжении всего предшествующего времени.

Новые системы мимов накатываются подобно волнам на пляже. У каждой есть свой гребень, стремящийся овладеть новыми условиям жизни в этом мире. В то же время каждая накладывается на предшествующую, уходящую систему. Иногда результат такой интерференции в целом замедляет движение вдоль Спирали и даже обращает его. Иногда же волны мимов входят в резонанс и усиливают друг друга, ускоряя эволюцию мышления.

Каждая волна несет с собой семена своего рождения и смерти, остатки с предшествующих, затухающих систем и первые отблески грядущих способов бытия. Активная жизнь мима состоит из трех фаз:

  1. Вхождение: Когда мим начинает пробуждаться, происходит подготовительный период и накапливается энергия. Это включает первоначальное формирование и оттачивание системы, а также период «Эврики!» - открытий и исследований. Это, можно сказать, возрастающий отрезок синусоиды.
  2. Пик: Затем приходит интервал динамического напряжения и кажущейся стабильности в районе максимума. Условия жизни и мим синхронизированы, согласованы и уравновешивают друг друга. Конечно, в реальности все не так упрощенно, но это удобно принять в качестве модели.
  3. Выход: За этим интервалом кажущейся стабильности следует период дезинтеграции, смутные времена, когда система становится разбалансированной и неэффективной, так как новые возникающие проблемы выходят за рамки ее способностей. Теперь мы находимся на скользком отлоге, и если обладаем внутренним потенциалом и ресурсами, готовимся к следующей волне.


Жизненный цикл мима

Спиральная динамика это всегда процесс в процессе, но здесь нет никаких гарантий движения или изменений. Ни изменение, ни поддержание статус кво не являются правилом. Если присутствует дисбаланс и нарушение динамического равновесия, изменения происходит. Если нет - нет.

Принцип 5: Движение по Спирали происходит параллельно с изменением уровня сложности

Развитие по Спирали происходит от меньшего уровня сложности к большему; от образа жизни, необходимого для решения одного набора проблем, до образа жизни, существенного для решения более сложных проблем следующего уровня условий жизни . Выживают те, кто «вписываются» в эти условия, чего бы это не требовало, а не обязательно «самые достойные» - будь то в физическом, интеллектуальном или эмоциональном планах.

Мы не хотим сказать, что каждый индивидуум или группа в социальной системе будет находиться на одной фазе развития. В действительности, многие будут упорствовать в неадекватном поведении, злонамеренном, дисфункциональном и уменьшающим шансы общества выжить в новых условиях жизни . Просто то, что кто-то обладает властью, не дает абсолютно никакой гарантии того, что мышление поспевает за уровнем сложности возникающих задач. Часто бывает все наоборот, и как сказал один комик: «Мы встретились с врагом, и им оказались мы». Очень часто целый ряд существенных переменных в условиях жизни лежит за рамками способностей настоящего набора мимов лидеров. Революции часто не приводят к реализации того, что обещают их лидеры, потому что в акте восстания уничтожаются критические умы и ресурсы, необходимые для того, чтобы удовлетворить ожидания людей. До тех пор, пока не будут введены или активированы новые мимы, можно ожидать лишь застоя и, что более вероятно, деградации.

То, насколько уместен тот или иной мим - это вопрос точки зрения. Принимая во внимание, что подобные суждения будут зависеть от положение самого «судящего» на Спирали, не удивительно, что возникают расколы в церкви и политике, возникают и исчезают целые культуры, и что то, что для одного является борьбой за свободу, для другого - терроризм. То, что для одного - пища, для другого - яд.

Хотя каждый новый мим строится на фундаменте предшествующих и добавляет новые факторы сложности, это не происходит предопределенным или механическим образом. Различные сегменты человечества, живя в разных психологических сферах, будут двигаться одновременно каждый к своему будущему. Это всегда можно объяснить постфактум, но не всегда можно предсказать. Хотя связи между внешними условиями жизни и мимами, лежащими в нас, направляют наше будущее, факторы свободы выбора индивидуума делают динамику живой не поддающейся чисто рациональному мышлении

Несмотря на это, поскольку наши знания и опыт аддитивны, в целом движение по Спирали идет в сторону большей сложности. Это включает в себя четыре характеристики:

  • Расширение психологического пространства - по направлению к более многогранным личностям, разнообразным организационным формам, и гораздо более сложной среды обитания на планете
  • Расширение концептуального пространства - по направлению к более масштабным взглядам на вещи, расширению зон влияния и охвату больших временных отрезков.
  • Последовательное увеличение числа альтернатив - по направлению к большему числу вариантов способов осуществления одной и той же вещи.
  • Последовательное увеличение числа степеней свободы поведения - по направлению к большему числу возможностей в плане того, каким быть, как проявлять свои эмоции, и строить взаимоотношения с другими

Это чем-то напоминает Интеловскую линейку микропроцессоров от когда-то знаменитого 8086, к 286, 386, 486, Пентиуму и дальше.

Принцип 6: Мимы сосуществуют внутри наших «луковичных» профилей

Если бы мы разрезали прозрачную Спираль сверху до низу, мы бы увидели ассиметричный, похожий на луковицу, профиль Мимов. Эта фигура бы отображала силу каждого из закрашенных слоев в каждой из конкретных областей жизни. Поскольку мимы - это образы мышления, присутствующие в нас , а не типы нас , и поскольку мы можем думать о многих вещах - религии, семье, работе, спорте, политике - отсюда следует, что мы можем вмещать в себя несколько различных способов мышления, которые могут по разному соотноситься с различными темами.

Набор мимов - Системы в Людях


Например, эти два профиля иллюстрируют относительную силу и приоритеты восьми глубинных мимов в двух различных индивидуумах. Один сосредоточен вокруг Красной зоны, а другой - больше в Зеленой. Заметьте то, что «Красный» человек думает о религии через Синий мим, и насколько близко Фиолетовый подходит к поверхности в области дома и семьи. С другой стороны, «Зеленый» персонаж активизирует Красный, занимаясь спортом, и сохраняет сильный Оранжевый в бизнесе.

Если бы можно было взглянуть на большую «луковицу» всего человечества, то вы бы увидели, что миллионы людей находятся на различных уровнях Спирали одновременно. Хотя в целом население находится где-то посередине, мы постоянно ощущаем на себе благословения и проклятия вновь пробуждающихся мимов. В этом помогает нам телевидение, даже неосознанно, например, всякий раз, когда мы смотрим вечерние новости. Здесь одновременно, в одном месте «собираются» все человеческие проблемы. Для того, чтобы разобраться в этом переплетении событий требуется незаурядная мыслительная работа. Многие из современных молодых людей страдают от того, что видят грандиозность проблем бытия, но не имеют ключа к их решению, который, конечно, лежит в Спирали

Принцип 7: Мимы в Спирали группируются в слои по шесть

На настоящий момент, похоже, что мимы счастливо живут в группах по шесть. Шесть систем Первого Уровня человеческой одиссеи начались с животного уровня и охватывают наши насущные потребности. Их можно представить себе как первую ступень ракеты, которая отделяется, когда заканчивается топливо. Следующий уровень подобен второй ступени, которая уточняет и корректирует траекторию, грубо заданную первой. И это уточнение траектории не имеет конца, потому что Спираль человеческих желаний имеет только начало. Исключением является только выход в другое измерение, за пределы индивидуального или расширенного эгоцентризма.

В настоящее время мы находимся посредине перехода с Первого Уровня шести мимов ко Второму Уровню Спирального развития. Как писал Грейвз: «После животных страхов выживания (Бежевый), боязни духов (Фиолетовый) и других хищных людей (Красный), страха преступить заведенный порядок (Синий), страха собственной жадности (Оранжевый) и боязни общественного неодобрения (Зеленый), неожиданно человеческое сознание оказывается на свободе. Теперь высвободив всю свою энергию для познания, человек сосредоточивается на себе и своем мире (Желтый, Бирюзовый и т.д.)

Помимо существенного избавления от всех этих видов страха, другие важные различия между Первым и Вторым уровнями включают в себя заметное расширение концептуального пространства, устранение принуждения, способность многому учиться из многих источников и тенденцию делать больше с меньшими затратами энергии или ресурсов.

Однако, этот процесс роста не обязательно приятен. Каждый шаг движения по Спирали решает один набор проблем и порождает новый. Сегодня многие люди ощущают себя истощенными, пройдя за свою жизнь через три или четыре подобных болезненных перехода. Некоторые сперва испытывали влияние Синего Закона и были верными последователями благородного дела. Но затем прагматизм Оранжевых Амбиций сдвинул их фокус к индивидуальным материалистическим целям и финансовым играм. «Пусть другие идут на жертвы ради будущего, не я», - стали говорить они. Затем, по мере того, как эти миры материального успеха начали распутываться, они стали рассматривать стареющих себя и других через Зеленое стекло. «Несомненно, это же не все в жизни?» - спрашивают они. «Да, человек не стоит даже того, что вы сказали!» - отвечает ему умное, но раздраженное и становящееся все более Красным «поколение» X по всему земному шару.

В то самое время, как эгоцентрические драконы Красного мима и демоны Фиолетового продолжают преследовать нас и выкачивать нашу энергию с одного конца Спирали, люди, находящиеся на другом, также ломают головы в поиске образа бытия, который включал бы самоуважение и участливое отношение к другим в этом сложном мире. Как много нам приходится разб ира ться в своих сердцах и умах, когда мы думаем о переходе с Первого Уровня ко Второму.

Желтый, первый из уровней «бытия» (а не потребностей), начинает этот Второй Уровень мимов с повторения основных шести тем нашей истории - вновь выживание, но теперь в контексте информационно насыщенной, высоко мобильной «глобальной деревни». Восьмая (Бирюзовая) система является повторением второй, но порядок величины более сложен - Мега-сообщества, Мега-тенденции и Мега-потрясения - воплощая все, что происходило на Первом Уровне. Если этот любопытный аспект «шестеричной» теории окажется справедливым, то девятый (Коралловый) будет версией третьего Красного уровня. Это может иметь грозные последствия для геополитики, рынка и нас, как индивидуумов. И вместе с тем история продолжается...

В заключение приведем еще две интересные /полезные таблицы, связанные со Спиральной Динамикой

Модель Менеджмента Грейвза

Мим Идеальный супервизор Пути обучения Стратегии общения
Бежевый Поставщик Адаптация Вкус/Осязание/Обоняние/Зрение/Слух Простое обращение к чувствам
Фиолетовый Заботливый вождь Выработка условного рефлекса (по Павлов) Ритуалистическая. Почитание сильных личностей, обращение к понятиям семьи, совместного пользования, безопасности и магии
Красный Энергетический Сильный Большой босс Принцип отвращения к боли у мясников Прямая, резкая манера разговора; Сильная, «В чем моя выгода здесь и сейчас», Суть. Дешевый, «простецкий» блеск
Синий Внешние силы, Единственный правильный путь, Последовательный, Авторитарный Распространение истины со страхом неудачи Почтение к «системе», обращение к традициям, самопожертвованию, сроку службы, патриотизму и стабильности в будущем
Оранжевый Ориентированный на успех, Успешный, Предприниматель Экспериментальный метод проб и ошибок Успешные, высокие образцы для подражания, Образы успеха, достижений, личного роста; «Утонченный» блеск
Зеленый Ориентированный на людей, Просвещенный, Друг Наблюдение Эмпиризм Теплые, обращенные к людям, сплачивающие речи. Поддерживающие и «помогающие» образы со служащими и покупателями / клиентами
Желтый Взгляд целостной картины, Серьезный партнер Все системы Функциональная информация для всех, кому нужно знать. Хай-тек, Свободный доступ

Спиральная динамика Грейвза

По материалам Д.Бека и К.Кована

Развивая концепции иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, во второй половине прошлого века выдающийся психолог К.Грейвз, обработав огромное количество экспериментальных и статистических данных, сформулировал удивительную модель системы человеческих ценностей. Его работы были развиты Доном Беком и Кристофером Кованом, которые построили на их основе целое новое направление в социопсихологии, которую они назвали «миметика» или Спиральная Динамика.

В настоящее время Спиральная Динамика захватывает живой интерес не только ученых, но и политиков, бизнесменов, педагогов и др., которые находят ее удобным инструментом для анализа и решения многих практических задач, связанных с управлением и обучением. В России эта тема практически не знакома. Поэтому мы будем рады изложить здесь основные концепции Спиральной Динамики, приведя переложение на русский язык некоторых глав из книги Д.Е.Бека и К.К.Кована “ Spiral Dynamics - Mastering Values, Leadership, and Change

Основные характеристики мимов

Сначала мы опишем характеристики тех невидимых глубинных образов мышления (мимов), которые часто неосознаваемо влияют на людей. Затем мы заглянем в законы, правила и принципы, которые влияют на сдвиги, развитие и внутреннюю организацию в этих развивающихся способах бытия.

Мим проявляет себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.

Мимы обладают следующими качествами:

1. Мимы проявляют глубинные образы мышления, которые формируют системы и влияют на поведение человека: Мим содержит в себе базовый пакет мыслей, мотивов и инструкций, которые определяют то, как мы принимаем решения и расставляем приоритеты в жизни. Каждый из нас имеет свой собственный входной и передающий каналы, способы организации, уровень интенсивности, правила поведения, и набор предположений относительно того, Как устроен мир.

Теорий эволюции человеческого общества было создано немало, однако до сих пор ни одна из них не претендует на то, чтобы стать общепринятой. Причина в том, что ни одна из них исчерпывающим образом (или хотя бы близко к тому) так и не смогла объяснить природу социальных процессов. В этом заключается их сходство, а что касается различий, то здесь мы сталкиваемся с исключительно богатым выбором — теорий и идей на этот счет так много, что в этом они могут конкурировать лишь с философскими теориями обоснования смысла человеческого бытия.

Значит ли все это, что все теории социальной эволюции, по причине исключительного многообразия социальных процессов и наличия множества разных и неожиданных факторов на них влияющих, априори обречены на провал? Может и так, но более очевидно здесь другое: пока человеческое общество развивается и существует, будут продолжаться и попытки найти общие для всех законы развития.

В этой статье мы расскажем вам об одной из таких теорий, которая на фоне других отличается изрядной оригинальностью, а также претендует на то, чтобы на самом деле объять необъятное и довольно простым способом объяснить то, что никому не удавалось.

Итак, встречайте — Теория Спиральной Динамики развития человеческих обществ.

Теория спиральной динамики довольно исчерпывающим образом изложена в одноименной книге 1996 года Дона Бека и Криса Кована (уже переведена на русский язык), которую мы настоятельно рекомендуем к прочтению, и представляет из себя творческое осмысление другой оригинальной теории, известной под названием «теория эмерджентных циклических уровней существования» профессора психологии из США Клера Уильяма Грейвза.

Уильям Грейвз

Теория увидела свет еще в 60-е годы прошлого века, и основная ее идея заключалась в том, что развитие систем мировоззрения в общественных системах идет по двойной спирали, где одна представляет из себя совокупность всех внешних условий существования — как отдельных людей, так и социума в целом, тогда как другая определяется психологическим состоянием индивидов в конкретном обществе, их представлениями об окружающем их мире и последующим видением этого мира.

Дон Бек

Из взаимодействия этих двух основных факторов происходили устойчивые во времени условия существования и способы мышления, которые и формировали текущую модель общества и условия для его дальнейшего развития.

Теория Спиральной Динамики.

Теория спиральной динамики базируется на следующих положениях:

— природа сознания человека не является чем-то незыблемым и определенным раз и навсегда, люди находятся в постоянно меняющихся условиях существования, к которым вынуждены приспосабливаться, и этот процесс обязательно проходит через создание новых идей — концепций, описывающих окружающий мир, при этом новые представления о мире всегда превосходят предыдущие.

— эти концептуальные модели мира, присущие отдельным членам общества всегда организованы вокруг общих для многих членов социума систем ценностей, которые были названы авторами теории V-Мемами.

V-Мем — это своего рода коллективный разум, который основан на комбинации основополагающих для данного сообщества ценностей и присущ и отдельным индивидам, и обществу в целом.

— в системе спиральной динамики V-Мемы представляют из себя социальные идеи, общие для всех обычаи и традиции, привычки, общепринятыемодели поведения, культурные проявления данного социума и т.п.

Интересная отличительное свойство V-Мемов — это их способность к самоорганизации и саморазвитию. Это свойство означает, что они способны изменяться во времени сами по себе, хотя и в тесной связи с меняющимися социальными тенденциями.

— V-Мемы — это доминирующие тенденция сознания как отдельных членов общества, так и самого общества в целом. Этих тенденций в системе спиральной динамики полагается две — сознание типа «Я» и сознание типа «МЫ».

*Буква V, которая находится в начале слова происходит от английского слова «value», что означает «ценность».

При варианте сознания типа «Я» большинство членов общества воспринимают себя как индивидуальность, интересы которой всегда выше общественных.

В варианте сознания типа «МЫ» доминирующим является осознание себя как члена группы или социума, и в этом случае интересы группы в общественном сознании являются превалирующими.

Разумеется, здесь необходимо четко понимать, что речь идет именно о доминирующих общественных установках или тенденциях, по отдельности же в любом обществе всегда представлены индивиды и даже группы, придерживающиеся разных тенденций поведения.

Этапы развития обществ — уровни спирали.

В системе спиральной динамики различные уровни развития обществ традиционно представлены разными цветами, а в основе такого разделения, как говорят нам авторы теории, лежит простая случайность. Читая лекции, Бек и Кован для собственного удобства помечали слайды о доминирующих уровнях общественного сознания разными цветами, которые впоследствии и были выбраны для обозначения этих уровней.

1 Уровень — Бежевый.

Человеческое общество существует очень давно, и в первобытные времена (примерно 100 000 лет назад) человек практически ничем не отличался от животного. Условия жизни были таковы, что главным и естественным жизненным ориентиром было физическое выживание.

Это уровень общественного сознания по типу «Я», и личное выживание здесь стоит на первом месте.

Психология индивида полностью зависима от трудных условий существования, это удовлетворение неотложных физиологических нужд посредством инстинктов. Психология уровня базируется на противопоставлении человека и враждебного окружающего мира, в котором следует выживать любой ценой. Убийство себе подобных ради выживания в таком мире обычная вещь, иногда это убийство совершается только для того, чтобы просто съесть другого.

По мере изменения внешних условий существования ориентация сознания постепенно меняется и переходит на следующий уровень.

2 Уровень — Фиолетовый.

Это уровень с коллективным V-Мемом сознания по типу «МЫ».

Окружающий мир в общественном сознании все еще крайне опасен и, помимо естественных врагов — других племен, болезней, диких животных, он населен различными духами и существами, большинство из которых также не несут человеку ничего хорошего.

В этот период племя (как группа) несет в себе главный потенциал для выживания и в соответствии с этим является превалирующей ценностью. Племя имеет большее значение, чем каждый из его членов сам по себе.

Такого рода сообщества до сих пор существуют в труднодоступных местах нашей планеты, например, в джунглях Амазонки и Индонезии, а ученые имеют возможность их изучения. Известно, что одно из самых ужасных наказаний в таком сообществе — изгнание из племени.

Главный мотив подобной культуры — физическое выживание, но на более высоком уровне, чем предыдущий. Более высокий уровень означает, что шансы на выживание здесь куда выше, чем у одиночки. Вместе людям удобнее охотиться, отражать натиск врагов, на этом же уровне возникают первые социальные отношения, социальные правила и коллективные воззрения на окружающий мир.

При рассмотрении уровней необходимо четко понимать, что их психология присуща не только тем сообществам, к которым они изначально отнесены. Элементы психологии примитивных сообществ могут встречаться на любых уровнях развития. Это очень свойственно примитивным группам — подростки, уголовники. Вспомните, как подростки часто воспринимают человека, переходящего в другую школу — о нем говорят как об изгнаннике или даже как о предателе.

3 Уровень — Красный.

Примерно 7 000 лет назад с появлением земледелия постепенно возникают и новые условия для существования — люди переходят на оседлый уровень жизни. Это поистине революционная перемена, поскольку она резко повышает шансы сообществ на выживание.

В соответствии с этими переменами меняется и общественное сознание, которое вновь, но уже на другом уровне, трансформируется в сознание типа «Я».

С развитием земледелия появляется такое явление, как эксплуатация человека человеком, возникает рабство, а вместе с ним повышается материальное благосостояние многих членов общества. Появляются большие классы эксплуататоров, которые привносят в общество эгоцентрическую систему ценностей. В полном соответствии с обстоятельствами меняются и социальные представления о мире, появляется религия, где вместо духов природы появляются фигуры сильных божеств — хозяев определенных стихий.

Это время характеризуется захватом новых территорий, поскольку именно они обеспечивают больше возможностей для земледелия, а оно, в свою очередь, служит основным источником материальных ценностей. Ценностные проявления красного уровня — сила, агрессия. Девиз — хочу всего, немедленно и любой ценой.

Этот уровень общественного сознания и в наше время нередко проявляется в мире, особенно в условиях развивающихся стран и стран с авторитарным типом правления.

4 Уровень — Синий.

В соответствии с внешними переменами общественное сознание снова меняет свой знак на противоположный. Примитивная жажда ресурсов и наслаждений сменяется на стремление к закону и порядку, основанных на повиновении власти абсолютного правителя — монарха. В обществах появляется четкое иерархическое деление.

Отныне закон и порядок — это гарантия выживания и успешного существования для многих, и это становится высшей ценностью общества. Многобожие с культом сильных богов, воплощающих природные стихии или отдельные человеческие качества, меняется на единобожие, а единый Бог становится источником порядка, закона и справедливости, своеобразным аналогом справедливого правителя, но только на небесах.

Это уровень, когда ценностью становится не грубая сила, а труд и возможности, которые он дает.

Синий — это уровень религиозного мировоззрения, хотя роль религии здесь вполне может выполнить любая консолидирующая социальная идея (коммунизм, национализм, фашизм).

Наиболее понятная иллюстрация социальных ценностей этого уровня — протестантская этика.

Характерным свойством уровней социального развития является их целесообразность. Они полностью отвечают текущим потребностям общества, а когда меняются обстоятельства, то и уровни начинают трансформироваться в соответствии с переменами. Это означает, что при определенных условиях возможно движение не только вверх, но и вниз. Например, если на синем уровне развития общества появляется некая угроза его существованию или же концепции его существования, то социальные ценности очень быстро могут вернуться на предыдущий уровень развития.

Так, в определенные периоды истории «синее» общество легко скатывается на красный уровень — возникают войны, захватываются территории, происходит геноцид и т.п. Причиной такого регресса не всегда является необходимость в виде отражения внешней угрозы, социальное сознание такого типа вполне способно создать мнимого врага, который в соответствии с принятой системой ценностей может появится в любой момент и выполнить свою роль для консолидации такого общества или удовлетворения его агрессивных амбиций. Примеры лежат в совсем недавней истории —это создание образа врага в лице евреев и других народов (нацистская Германия), враги в лице пятой колонны и мирового империализма (сталинская Россия), враг в лице всего мира (Северная Корея) и т.п.

5 Уровень — Оранжевый.

В средние века общество вновь трансформирует свою основную парадигму, и на первый план выходит индивидуальное сознание. В этот период совершаются великие географические открытия, развивается наука, искусства.

Оранжевый уровень для человечества — это время великих свершений, когда люди начинают понимать, что именно в их руках находится их судьба, а вовсе не в руках Господа или Монарха.

Личные качества ценятся очень высоко, оранжевый период истории — это время торжества лидерства, частной инициативы и бизнеса. Например, в наше время подавляющее большинство книг по бизнесу написаны так называемыми «оранжевыми авторами».

Но есть проблема в том, что оранжевый уровень — это тот же красный, просто перешедший на более высокую ступень развития и, тем не менее, остающийся уровнем крайнего индивидуализма, со всеми вытекающими последствиями в плане потребительского отношения к другим людям и к окружающей среде.

Оранжевый уровень построен на принципе потребления, возведенном в абсолют, а его девиз — хочу все и желательно прямо сейчас. Такой подход не считается с последствиями, особенно тогда, когда они касаются других людей и окружающей природы. В итоге из-за решений продиктованных жадностью «оранжевых» лидеров страдают множество людей и значительные природные территории, из которых беспощадно извлекаются полезные ресурсы.

6 Уровень — Зеленый.

В ответ на ситуацию, которая разворачивается на оранжевом уровне, общественной сознание вновь переживает трансформацию и переходит на следующий уровень, а чаша весов в очередной раз склоняется к коллективному сознанию. По классификации Бека и Кована это зеленый уровень.

V-Мем под номером шесть характеризуется появлением общественных движений за свободу, равенство, экологию, духовность. Важной особенностью этого уровня, в отличие от родственных уровней коллективно ориентированного сознания синего и фиолетового, является то, что зеленое сознание куда шире и гибче, на этом уровне люди объединяются не под знаком правил или ограничений, а на более добровольной и часто идейной основе.

В таком сознании намного меньше подозрительности к чужой психологии и образу жизни и намного больше приятия к незнакомому и непонятному. Это означает, что люди изначально настроены более позитивно к окружающему миру, чем на предыдущих уровнях, где большую роль играет недоверие и подозрительность.

Человек, живущий в зеленой парадигме, частенько покупает вещи сделанные из переработанного вторсырья, несмотря на их заоблачную стоимость, ездит на работу на велосипеде, чтобы не навредить экологии, часто это вегетарианец и борец за права животных, он заряжает свои гаджеты от солнечных батарей, а работу находит не ради денег, а ради возможности сделать что-то для мира вместе с себе подобными «зелеными» коллегами.

Сегодня культура «зеленого»сознания характерна больше для западной культуры. Даже в «оранжевой» области бизнеса, который, как обычно считается, работает только на прибыль, часто появляются «зеленые» элементы в виде стремления помимо заработка сделать что-то важное для мира или высокой идеи.

Однако и здесь есть свои нюансы. Зеленый тип сознания нередко страдает от столкновения среалиями несовершенного мира, представленного более примитивными социальными парадигмами, в рамках которых люди зачастую вообще не воспринимают зеленое сознание всерьез, ведь для них на первом месте всегда стоит безопасное потребление.

С другой стороны, в самой ориентированности зеленой парадигмы на доверие к миру, который далеко не всегда такого доверия заслуживает, заложена опасность, что эти идеи будут трансформированы под нужды других типов сознания и низведены до уровня, когда их изначальный смысл будет утерян.

Примером тому является пресловутая западная толерантность, проявления которой так любят ругать представители более примитивных уровней. К сожалению, это замечательное стремление к терпимости к проявлениям инакомыслия и инакодействия в значительной степени профанировало именно столкновение с более ранними видами сознания.

Давайте посмотрим, что может стать с толерантностью, которую взяли на вооружение представители других уровней сознания.

Во многих случаях она превращается в свою противоположность, ведь правила толерантного поведения, внедренные не на государственном уровне, очень быстро сводятся к набору жестких правил и зачастую бессмысленных социальных ограничений.

Вообще история знает немало примеров, когда насильственная попытка перевести общество на более высокий уровень развития приводила к краху самой идеи, а то и к трагедии, ведь естественная смена социальных парадигм развития всегда совершается под влиянием насущной необходимости, то есть является целесообразной. Что же касается искусственных попыток сделать это, то они в лучшем случае могут привести к тому, что находящееся на более низкой ступени развития общество просто трансформирует прекрасную идею под свои интересы таким образом, что эта идея совершенно утратит свой изначальный смысл.

Такое часто происходит с демократией и либерализмом, когда они, попав в условия архаичной социальной модели, преобразуются из реально работающих и полезных для общества методов в простую имитацию, а часто и в пугало, используемое для манипулирования широкими массами (яркий пример — современная Россия).

В наше время условия для тотального перехода на зеленую парадигму сознания еще не сформировались полностью, и потому ее проявления носят фрагментарный характер даже в западных либеральных сообществах, не говоря уж о тех странах, где правит бал традиционализм и насилие. Интересно, что в подобных обществах редкие проявления зеленого сознания частенько вызывают куда большее неприятие и ненависть, чем откровенная агрессия, убийства и несправедливость.

7 Уровень — Желтый.

Согласно теории, начиная именно с этого уровня, начинается переход на следующий этап эволюции спирали, ведь «желтый» этап— первый этап, на котором в обществе появляется осознание предыдущих уровней как необходимых и нужных этапов развития человечества.

Каждый тип сознания признается целесообразным и необходимым при определенных внешних условиях. В «желтом» сознании отсутствует идея об искоренении предыдущих уровней для дальнейшего развития и прогресса.

Гармоничные проявления всех типов сознания часто является необходимым условием для выживания. Как быть «зеленому» человеку, когда ему необходимо заработать себе на пропитание и одежду? Ответ очевиден — временно «вернуться» на оранжевый уровень.

Что делать, если на человека-носителя желтого уровня сознания будет совершено нападение? Естественно, для того, чтобы эффективно защитить себя, ему придется временно перейти на красный уровень или воспользоваться помощью людей, которые являются специалистами по такому переходу (полиция).

Каковы же проявления «желтого» сознания в нашей жизни? Эти проявления в первую очередь связаны с органичной интеграцией ранее несовместимого. Так, носители различных типов сознания чаще всего находятся в явном или скрытом противоречии друг с другом, однако именно «желтые» способны увязать эти противоречия, примирить их и добиться того, что люди разных уровней смогут работать в единой команде.

Зачастую такой подход означает трансформацию уровней сознания всех участников процесса. Это та самая эмерджентность, о которой мы упомянули в самом начале статьи и которая подразумевает, что качества правильно созданной системы в определенный момент начинают превосходить сумму своих составных частей, а сами эти составляющие под влиянием системы начинают эволюционировать.

Принципы на которых работает «желтое» сознание весьма прагматичны и целесообразны. И они куда более целесообразны по причине того, что одна из основных парадигм «желтого» уровня — сотрудничество и гармоничное взаимодействие. Есть надежда, что именно с помощью психологии, построенной на подобных принципах, удастся, наконец, решить самые трудные проблемы современного общества, особенно те, которые основаны на противодействии различных типов сознания.

«Желтый» V-Мем представляет из себя очередной виток сознания, когда на первые роли выходит тип «Я», но именно в этой его особенности заложено и ограничение его возможностей. В больших и сложных системах социальных отношений, к которым неумолимо движется мир, намного большую необходимость приобретает совместная деятельность, которая становится эффективнее индивидуализма.

Уровень 8 — Бирюзовый.

Бирюзовый уровень, по предположению авторов теории, не является однозначно уровнем «Я» или «МЫ», хотя в большей степени он и сориентирован на коллективную деятельность. Этот уровень называют холистическим, или уровнем целостности, когда разница между коллективными и индивидуальными особенностями сознания размывается, а в пределе между ними и вовсе нет разницы. Именно об этом говорит нам тысячелетняя буддийская доктрина, а также и исследования современной квантовой физики.

Большая ошибка современных способов мышления видеть все по отдельности, в то время как на самом деле окружающий нас мир един, а все отдельные вещи в нем связаны и на самом деле неразделимы. Понимание этого единства и деятельность, основанная на этом понимании, является неотъемлемой особенностью «бирюзового» способа мышления.

Конечно, на сегодняшний день бирюзовый уровень выглядит далекой и эфемерной утопией. Ведь на самом деле это уровень религиозного сознания, но не того, к которому мы привыкли и который является выражением социального стереотипа «религия». Речь идет о религии, которая построена на внутреннем опыте человека и последующей трансформации его сознания.

На бирюзовом уровне, как характеризуют его авторы теории, находится множество параллелей с тем типом сознания, о котором в религиях опыта говорят как о просветленном. Возможно, Бек и Кован именно это и имеют в виду.

Тем не менее, несмотря на то, что о бирюзовом сознании мало что известно, авторы идут немного дальше и, заглядывая в будущее, упоминают и о следующем уровне, который по их терминологии получает название «кораллового».

Идея следующего уровня пока никак не оформлена, ибо о нем не известно ничего, кроме предположения, что он должен существовать, ведь развитие человеческого сознания, по мнению авторов теории, должно продолжаться.

Пожалуй, на этом краткое изложение теории спиральной динамики следует завершить, а если вас заинтересовала эта теория, вы можете продолжить свое знакомство с ней, прочитав книгу Дона Бека и Криса Кована, которая на данный момент является единственной книгой на данную тему. Книга так и называется «Спиральная Динамика», и она доступна в многочисленных книжных интернет-магазинах.

Многие люди, наверняка, захотят узнать, к какому же типу сознания принадлежит наше общество, а также и они сами. Как вы вероятно поняли из статьи, это совсем не одно и то же.

Ответ здесь не может быть однозначным, поскольку и общество, и индивид могут оперировать различными типами сознания. При этом какой-то один тип будет доминирующим.

Как легко догадаться, большая часть современного мира, согласно изложенной теории, живет в рамках оранжевой парадигмы сознания. Общество, которое построено во многих странах, как демократических, так и не очень, базируется на похожих принципах — везде провозглашается принцип материального и духовного потребления и крайнего индивидуализма.

И эти условия иногда становятся тенденцией не только к прогрессу (переходу на зеленый уровень), но и к стремлению вернуться на предыдущий уровень, что многие ревнителитрадиционализма и духовных скреп склонны считать прогрессом. Но, конечно же, возврат к синему уровню, когда доминировало коллективное сознание, таковым не является.

И хотя такой временный возврат при определенных условиях вполне возможен, он никоим образом не приведет к отказу от принципа потребления, но лишь переведет его в несколько иную плоскость.

Для того, чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на страны, где отчетливо выражена тенденция«синего сознания», таких стран в мире немало, а счастливых и гармоничных обществ в них что-то не наблюдается.

Это может быть применимо и к индивидуальному сознанию, которое способно меняться куда быстрее, чем сознание общества. Конечно, ни одно индивидуальное сознание не может считаться полностью оранжевым, зеленым или синим, это всегда сводится к одному доминирующему уровню. Но здесь есть одна важная особенность: чем выше уровень, тем меньше вероятность регресса и выше прогресса.

И еще одно: в контексте развития личности большее значение имеет не то, чем ее сознание является сегодня, а ее стремление к прогрессу, регрессу или стабильности.

Резюме.

В теории спиральной динамики авторам удалось увязать психологические тенденции индивидуального сознания, события внешнего мира и результат их взаимодействия— общественное сознание (V-Мем). Возможно, на сегодняшний день это единственная в своем роде идея, претендующая на то, что с ее помощью удастся объяснить многие из тенденций развития современного общества. Важным вопросом остается область ее практического применения, которая в наше время лежит в основном в сфере планирования развития бизнеса в контексте отношений между его участниками, то есть в плоскости оранжевой парадигмы сознания. Найдет ли эта теория применение в области политики, практической психологии, принесет ли она пользу в области развития общества по-прежнему большой вопрос.