Дети руанды. Народ тутси: где живут самые высокие люди на Земле

Геноцид — умышленное, целенаправленное истребление какой-либо нации, религиозной группы, расы, направленное на ее полное уничтожение.

Геноцид может включать систематическое, в грубой, аморальной форме унижение чести и достоинства, то есть психологическое убийство, ведущее к сломлению духа, а не только физические действия насилия и лишения жизни.

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде — считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря — по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным — от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами — их было меньшинство) и Хуту (палачами — их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..»

из показаний свидетелей

Тутси. Хуту. Руанда

Руанда — небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена — более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность — еще не нация.

Хуту — и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве — 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности — различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы — хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым — в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали — все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида — 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию — Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ — 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия» (Википедия).

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Видео:

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси . Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

- женится на тутси

- заводит любовницу-тутси

- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

- имеющий компаньона-тутси в бизнесе

- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси

- дающий или берущий в долг у тутси

- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

- хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту

- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси

- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители — многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали — боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем — убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН — им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях — со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар . Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка — страна бедная, необразованная… По одним данным — грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты — не сложно. Но кроме всего прочего — физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе — эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси — около 250 тысяч «жертв» — привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они — у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек — примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века — в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей»

— Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами — слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс — делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».

Геноцид в Руанде 1994 - кампания массовых убийств тутси и умеренных хуту, совершенные хуту. А также массовые убийства хуту, совершенные Руандийским патриотическим фронтом (РПФ) тутси. Со стороны хуту осуществлялись военизированными формированиями экстремистов хуту «Интерахамве» и «Импузамугамби» в Руанде при активной поддержке сочувствующих из числа рядовых граждан с ведома и по указанию властей страны. Число убитых за 100 дней превысило 800 тысяч человек, из них примерно 10% составили хуту. Со стороны тутси осуществлялись РПФ и вероятно военнизированными формированиями тутси. Число убитых хуту - порядка 200 тысяч человек.

Скорость убийств превышала в пять раз скорость убийств в немецких концлагерях в годы Второй мировой войны. Конец убийствам тутси положило наступление Руандийского патриотического фронта тутси.
















10 указов хуту

Каждый Хуту должен знать, что женщина Тутси, где бы она ни была, преследует интересы ее этнической группы. Поэтому предателем будет считаться тот хуту, который женится на женщине тутси, заведет дружбу с женщиной тутси, или будет держать тутси в качестве секретарши или наложницы.
Каждый Хуту должен помнить, что дочери нашего племени более сознательно относятся к своей роли жен и матерей. Они более красивы, честны и работоспособны в качестве секретарш.
Женщины Хуту, будьте бдительны, попытайтесь образумить своих мужей, братьев и сыновей.
Каждый Хуту должен знать, что Тутси лжив в сделках. Его единственной целью является превосходство его этнической группы. Посему предателем будет считаться каждый хуту, который
— является деловым партнером тутси
— который вкладывает деньги в проект тутси
— который одалживает или ссужает деньги тутси
— который помогает тутси в бизнесе посредством выдачи лицензии и так далее.
Хуту должны занимать все стратегические посты в политике, экономике, правоохранительных органах.
В сфере образования большинство учителей и учеников должны принадлежать к племени хуту.
Вооруженные силы Руанды будут комплектоваться исключительно представителями Хуту.
Хуту должны перестать жалеть Тутси.
Хуту должны быть едины в борьбе против Тутси.
Каждый Хуту должен распространять идеологию Хуту. Хуту, который попытается помешать своим братьям распространять идеологию хуту, считается предателем.

Руандийское общество традиционно состояло из двух каст: привилегированного меньшинства народности тутси и подавляемого большинства народности хуту, хотя ряд исследователей высказывает сомнения относительно целесообразности разделения тутси и хуту по этническому признаку и указывает на то обстоятельство, что в период бельгийского контроля за Руандой решение об отнесении конкретного гражданина в тутси или хуту выносилось по имущественным признакам.



Говорят тутси и хуту на одном языке, но теоретически имеют заметные расовые отличия, сильно сглаженные многолетней ассимиляцией. До 1959 статус кво сохранялся, но в результате периода массовых беспорядков хуту получили административный контроль. В период обострения экономических сложностей, совпавший по времени с активизацией повстанческого движения на базе тутси, известного как Руандийский патриотический фронт, c 1990 года начался процесс демонизации тутси в средствах массовой информации, особенно в газете «Kangura» («Пробудись!»), публиковались всевозможные домыслы о всемирном заговоре тутси, акцентировалось внимание на жестокости боевиков РПФ, а некоторые репортажи сознательно фабриковались, как случай с женщиной хуту, забитой насмерть молотками в 1993 или захватом близ бурундийской границы шпионов-тутси.








Хроника

6 апреля 1994 года на подлёте к Кигали из ПЗРК был сбит самолёт, на котором летели президент Руанды Жювеналь Хабьяримана и президент Бурунди Нтариамира. Самолет возвращался из Танзании, где оба президента участвовали в международной конференции

Премьер-министр Агата Увилингийимана была убита на следующий день, 7 апреля. Утром этого дня охранявшие дом премьер-министра 10 бельгийских и 5 ганских миротворцев ООН были окружены солдатами президентской гвардии Руанды. После недолгого противостояния бельгийские военные получили по радиосвязи от своего командира распоряжение подчиниться требованиям нападавших и сложить оружие. Увидев, что охранявшие её миротворцы разоружены, премьер-министр Увилингийимана с мужем, детьми и несколькими сопровождающими пыталась спрятаться на территории американского посольства. Однако солдаты и боевики молодёжного отделения правящей партии, известного как «Интерахамве», нашли и зверски убили премьер-министра, её супруга и ещё несколько человек. Чудом уцелели только ее дети, спрятанные одним из сотрудников ООН.

Судьба сдавшихся бельгийских солдат ООН также была решена боевиками, руководство которых считало необходимым нейтрализовать миротворческий контингент и избрало хорошо показавший себя в Сомали метод расправы с членами контингента. Боевики «интерахамве» изначально подозревали бельгийский контингент сил ООН в «симпатиях» к тутси. К тому же в прошлом Руанда была колонией Бельгии и многие были не прочь посчитаться с бывшими «колонизаторами». По свидетельствам очевидцев, озверевшие боевики сначала кастрировали всех бельгийцев, затем запихнули отрезанные половые органы им в рот и после жестоких пыток и издевательств застрелили

Государственное радио и частная станция, с ним аффилированная, известная как «Тысяча холмов» (Radio Television Libre des Mille Collines), подогревали обстановку призывами к убийству тутси и зачитывали списки потенциально опасных персон, бургомистры на местах организовывали работу по их идентификации и убийству. При помощи административных методов в организацию кампании массовых убийств были вовлечены и обычные граждане, и многие тутси были убиты своими соседями. Орудием убийства в основном служило холодное оружие (мачете). Наиболее жестокие сцены разыгрывались в местах временной концентрации беженцев в школах и церквях.

1994, 11 апреля - убийство 2000 тутси в школе Дон Боско (Кигали), после эвакуации бельгийских миротворцев.
1994, 21 апреля - Международный Красный Крест сообщает о возможных казнях сотен тысяч гражданского населения.
1994, 22 апреля - резня 5000 тутси в монастыре Сову.
США не вмешивались в конфликт, опасаясь повторения событий 1993 в Сомали.
1994, 4 июля - отряды Руандийского патриотического фронта вошли в столицу. 2 миллиона хуту, опасаясь кто расплаты за геноцид (в военизированных отрядах было 30 тысяч человек), а большинство геноцида со стороны тутси, покинули страну.

Плакат с разыскиваемыми из Руанды

Международный трибунал по преступлениям в Руанде

В ноябре 1994 года в Танзании начал работу Международный трибунал по преступлениям в Руанде. Среди подследственных - организаторы и вдохновители массового уничтожения граждан Руанды весной 1994 года, среди которых в основном бывшие чиновники правящего режима. В частности вынесен пожизненный приговор бывшему премьер-министру Жану Камбанде за преступления против человечества. Среди доказанных эпизодов было поощрение человеконенавистнической пропаганды госрадиостанции RTLM, призывавшей уничтожать граждан народности тутси.

В декабре 1999 года приговорён к пожизненному заключению Джордж Рутаганде, в 1994 году возглавлявший отряды «Интерахамве» («молодёжного крыла» правящей тогда Партии «Республиканское национальное движение за развитие демократии»). В октябре 1995 года Рутаганде был арестован.

1 сентября 2003 года рассматривалось дело Эммануэля Ндиндабахизи (Emmanuel Ndindabhizi), бывшего в 1994 году министром финансов Руанды. По данным полиции он причастен к массовому уничтожению людей в префектуре Кибуйе. Э. Ндиндабахизи лично отдавал приказы убивать, раздавал оружие добровольцам из народности хуту и присутствовал во время нападений и избиений. По данным свидетелей он заявлял: «Немало тутси проходят здесь, почему вы их не убиваете?», «Вы убиваете женщин-тутси, которые замужем за хуту? … Идите и убейте их. Они могут вас отравить».

Роль международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нем очень продолжительны, а подсудимые не могут быть наказаны смертной казнью. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных судов, вынесшая не менее 100 смертных приговоров.

Премьер министр Агата Увилингийимана, была на пятом месяцу беременности когда ее убили в ее резиденции. Восставшие вспороли ей живот.

















43 -летняя Мукаруринда Алисе, потерявшая всю семью и руку во время массовых убийств, живет с человеком, причинившим ей увечья

42 -летняя Альфонсина Мукамфизи, чудом уцелевшая во время геноцида, остальные члены ее семьи были убиты

Р.S

Поль Кагаме, президент Руанды, здесь его очень любят, потому что он был предводителем Руандийского патриотического фронта (РПФ), который в 1994 году в результате гражданской войны захватил власть в стране и остановил геноцид представителей племени тутси.

После прихода к власти РПФ Кагаме был министром обороны, но фактически именно он и руководил страной. Потом в 2000 году его избрали президентом, в 2010 году он избрался на второй срок. Ему удивительным образом удалось восстановить силы и экономику страны. Например, с 2005 года ВВП страны выросло вдвое, и население страны на 100% стало обеспечено едой. Быстрыми темпами начали развиваться технологии, и правительству удалось привлечь в страну множество иностранных инвесторов. Кагаме активно боролся с коррупцией и хорошо укрепил государственные структуры власти. Он развил торговые связи со странами-соседями и подписал с ними договор об общем рынке. При его правлении женщины перестали ущемляться в правах и начали участвовать в политической жизни страны.

Большая часть населения гордится своим президентом, но есть и те, кто его боится и критикует. Проблема в том, что в стране практически исчезла оппозиция. То есть не совсем исчезла, а просто многие ее представители оказались в тюрьме. Также были сообщения о том, что во время предвыборной компании 2010 года некоторые люди были убиты или арестованы - это тоже связывают с политическим противостоянием президенту. Кстати, в 2010 году в выборах помимо Кагаме участвовали еще три человека от разных партий, и он тогда много говорил о том, что в Руанде свободные выборы и что граждане сами вправе выбирать свою судьбу. Но и тут критики отмечали, что эти три партии оказывают большую поддержку президенту и что трое новых кандидатов - его добрые друзья.

Как бы то ни было, в декабре прошлого года в Руанде прошел референдум о поправках в конституцию, которые дали бы Кагаме право избраться президентом на третий семилетний срок, а потом еще на два срока по пять лет. Поправки были приняты 98% голосов. Новые выборы пройдут в следующем году.

В 2000 году, когда Кагаме стал президентом, парламент Руанды принял программу развития страны Vision 2020. Ее цель состоит в том, чтобы превратить Руанду в технологичную страну среднего достатка, побороть бедность, улучшить качество здравоохранения и сплотить народ. Разработку программы Кагаме начал в конце 90-х. При ее составлении он и его соратники опирались на опыт Китая, Сингапура и Тайланда. Вот основные пункты программы: эффективное управление, высокий уровень образования и здравоохранения, развитие информационных технологий, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства и скотоводства.

Как понятно из названия, реализация программы должна быть закончена к 2020 году, а в 2011 в правительстве Руанды подвели промежуточные итоги. Тогда каждой из целей плана присваивали один из трех статусов: «по плану», «с опережением» и «с отставанием». И выяснилось, что реализация 44% целей шла по плану, 11% - с опережением, 22% - с отставанием. Среди последних было увеличение численности населения, борьба с бедностью и защита окружающей среды. В 2012 году Бельгия провела исследование реализации программы и заявила, что успехи весьма впечатляющие. В числе главных достижений она отметила развитие образование и здравоохранения и создание благоприятной среды для ведения бизнеса.

Когда речь заходит о программе развития, Кагаме часто начинает рассуждать о том, что основной капитал Руанды - это люди: «Наша стратегия базируется на мысли о людях. Поэтому при распределении национального бюджета мы делаем упор на образование, здравоохранение, развитие технологий и внедрение инноваций. Мы постоянно думаем о людях».

В Руанде действует много государственных программ, которые помогают населению выбираться из бедности и жить более-менее достойно. Например, там есть программа «Чистая вода», которая за 18 лет смогла повысить доступ населения к обеззараженной воде на 23%. Еще там есть программа, благодаря которой все дети имеют возможность попасть в начальную школу. В 2006 году была запущена программа с названием что-то вроде «Корову в каждый дом». Благодаря ей бедные семьи получили по корове. По другой программе детям из малоимущих семей дарят простенькие ноутбуки.

Президент Руанды также активно занимается продвижением технологий. В частности он обеспечил страну сносно работающим интернетом и построил что-то вроде местной Силиконовой долины - центр информационно-коммуникативных технологий kLab. В нем специалисты занимаются разработкой онлайн-игр и IT-технологий.

Геноцид в Руанде-один из самых тяжелых моментов в истории человечества. Авиакатастрофа в 1994 году с участием президентов Руанды и Бурунди стала поводом для начала организованной кампании насилия в отношении народа Тутси и умеренных мирных жителей Хуту по всей стране.

Приблизительно 800,000 Тутси и умеренных хуту были убиты в тщательно организованной программы геноцида за 100 дней, что делает историю как самый быстрый убийств в мировой истории.

Начало геноцида в Руанде

Гражданская война разразилась в Руанде в 1990 году, усугубив существующую напряженность в отношениях между меньшинством Тутси и большинством Хуту. В гражданскую войну началась, когда в Руанде изгнанники образовали группу под названием Руандийского патриотического фронта (РПФ) и начали наступление на Руанду на своей базе в Уганде.

РПФ, в состав которого входили в основном Тутси, возлагал вину на правительство за то, что оно не обращалось к беженцам Тутси. Все Тутси в стране были охарактеризованы как сообщники РПФ, а все Хуту-члены оппозиционных партий считались предателями. Несмотря на противодействие сил достичь мирного соглашения в 1992 году, политические переговоры продолжились в попытках достичь гармонии между тутси и хуту.

6 апреля 1994 года, когда президент Руанды Ювенал Хабиаримана вернулся из раунда переговоров в соседней Танзании, он был убит, когда его самолет был сбит за пределами столицы страны, Кигали.

После крушения США помощь депутата Государственного секретаря США предупредил о “большая вероятность того, что повсеместное насилие может вспыхнуть.”

Смерть президента стала искрой для организованной кампании насилия в отношении Тутси и умеренных мирных жителей

Хуту по всей стране. Всего за несколько часов повстанцы Хуту окружили столицу и захватили улицы Кигали. В течение дня Хуту успешно ликвидировали умеренное руководство Руанды. По мере того, как недели прогрессировали, Тутси и любой, кто подозревается в каких-либо связях с Тутси, были убиты.

Политический вакуум позволил хуту-экстремистам взять под свой контроль страну. Подробные списки Тутси цели были заранее подготовлены и государственных радиостанций призвал руандийцев, чтобы убивать своих соседей. Эти конкретные списки включены имена, адреса и иногда номерных знаков. Через радио ненависти, призвал людей выйти на улицы и уничтожить тех, кто соответствует списку.

Кто такие Хуту и Тутси?

Руанда состоит из трех основных этнических групп: Хуту, Тутси и тва. Почти 85% населения идентифицировано как Хуту, что делает ее основной группой в Руанде. Тутси составлял 14% населения, а тва — 1%.
Колониальная держава, Бельгия, считала, что Тутси превосходят Хуту и Туу и поставила Тутси во главе Руанды. Однако в конце колониального правления Бельгия начала давать больше власти Хуту. Как хуту получили больше рычагов, они начали гнать Тутси из Руанды и значительно снизил населения Тутси в стране.

Предвестники Геноцида

Этническая напряженность существовала в Руанде на протяжении веков, еще более обостряясь после того, как Руанда получила независимость от Бельгии в 1962 году. В 1990-х годах политическая элита Хуту обвинила население Тутси в росте политических, социальных и экономических проблем в стране. Они также связывали гражданских лиц Тутси с повстанческой группировкой патриотического фронта Руанды (РПФ).

Многие Хуту возмущались Тутси, так как они обычно считались элитой и правили страной на протяжении десятилетий. В результате они также боялись Тутси и были полны решимости сохранить свою собственную власть. Когда разбился самолет Президента Хабиариманы (Хуту), экстремисты Хуту предположили, что именно Тутси его сбил. Тут же Хуту решили уничтожить все население Тутси и отомстить за власть, которая всегда считалась элитой.

Ответ

С самого начала, несмотря на то, что Соединенные Штаты и международное сообщество, утверждая, что их не знают об этих убийствах, знали об опасности и беспорядках в Руанде. Но не было принято никаких мер, чтобы остановить убийства. Месяцев до того, как начались убийства, генерал Ромео Далер, командующий миротворцев ООН в Руанде, отправил сейчас пресловутый “геноцид факс”, предупреждая о “истребление Тутси” сюжет.

Средства массовой информации освещали свидетельства очевидцев и прямые рассказы миссионеров, которые не смогли спасти своих Руандийских друзей от неизбежной смерти. Рассказы попадет на первые полосы газет из Вашингтон Пост и Нью-Йорк Таймс, даже с описания шести футов груды трупов. Там были разведывательное управление Министерства обороны сообщает, заявил, что убийства были напрямую контролируется государством и разведки заметки, которые сообщили зачинщиков геноцида.

Соединенные Штаты

Несмотря на эти отчеты, президент Клинтон специально избегал называть резню геноцидом, чтобы избежать участия США. Администрация Клинтона придерживалась идеи, что в Руанде нет интересов США, поэтому вмешиваться было не их место. Они также полагали, что авторитет США будет снижен, если они будут считать Руандой акты геноцида, а затем не будут вмешиваться.

Высокопоставленный американский чиновник описал решение не вмешиваться в Руанде как “предрешен.” Военного вмешательства не было на столе для обсуждения; он автоматически отметил, что Соединенные Штаты не принимают участие в остановке геноцида в Руанде.

Международное сообщество

Международные лидеры также отказались использовать свою власть, чтобы бросить вызов легитимности правительства, совершившего геноцид. Когда, наконец, прозвучало неодобрение, те, кто совершил убийство в Руанде, не остановили его. Весь мир видел, что происходит, но отказался вмешаться.

В апреле в Руанду была направлена миротворческая операция ООН (МООНПР). Миссия, однако, не удалось быть достаточно и был очень плохо оборудован. Отсутствие функционирования транспортных средств и те, которые были доступны были руки-мне-падений. Медицинские быстро расходные материалы закончились без денег, чтобы пополнить запасы, и другие поставки редко могли быть заменены.

Соединенные Штаты были главным сторонником вывода МООНПР из Руанды. Американские чиновники считали, что небольшая миротворческая миссия приведет к большой и дорогостоящей войне для американцев. Бельгия присоединилась к Соединенным Штатам, призвав к полному выходу ООН в апреле 1994 года. Позднее в середине мая Совет Безопасности проголосовал за возвращение 5000 военнослужащих в Руанду после сообщений о распространении геноцида. Однако к тому времени, когда силы вернулись, геноцид давно завершился.

Те, кто был у власти в то время, утверждают, что имеющаяся информация была упущена из виду путаницу гражданской войны и быстроту, с которой развернулся геноцид. Но недавно опубликованные архивные материалы о дискуссиях в правительство США и Совет Безопасности ООН предлагаю еще могли и должны были сделать для предотвращения и реагирования на геноцид в Руанде.

Последствия

Когда убийство прекратилось, РПФ учредила коалиционное правительство с Пастером Бизимунгу (Хуту) в качестве президента и полом Кагаме (Тутси) в качестве вице-президента и министра обороны.
ООН также восстановила и реорганизовала операцию МООНПР в Руанде, которая оставалась там до марта 1996 года. После геноцида МООНПР оказала гуманитарную помощь.

Отток бывших творящих геноцид сторон через границу в Демократической Республике Конго имеет долгосрочные последствия, которые продолжают ощущаться в области сегодня.

Последствия геноцида для народа Руанды неизмеримы. Люди подвергались пыткам и террору, когда они видели, как те, кого они любят, умирают и боялись потери собственной жизни. По оценкам, почти 100 000 детей стали сиротами, были похищены или брошены. Двадцать шесть процентов населения Руанды по-прежнему страдает от посттравматического стрессового расстройства сегодня.

В 1994 году ООН создал Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), предназначенные для привлечения виновных в геноциде. Несмотря на медленные темпы, МУТР начал судить и обвинять виновных в 1995 году.
Организация Объединенных Наций провела более 70 судебных разбирательств, а Руандийские суды судили до 20 000 человек. Однако судебное разбирательство дел отдельных лиц в судах оказалось сложным процессом, поскольку местонахождение многих преступников было неизвестно.

Иметь дело с тысячами обвиняемых и примирения, в традиционной судебной системе, известной как “Гакака” был использован, что приводит к более 1,2 миллиона делам. МУТР также определил, что широко распространенные изнасилования, совершенные во время геноцида в Руанде, могут также рассматриваться как акт пыток и геноцида. МУТР закрыт в конце 2014 года.

«Руанда может снова стать раем, но для этого потребуется любовь всего мира…и это, как и должно быть, за то, что произошло в Руанде с нами всеми – человечество было ранено в результате геноцида.”
— Immacuée Ilibagiza, Rwandan author

Факты о геноциде в Руанде

Геноцид в Руанде имел место в период с апреля по июль 1994 года. В течение 100 дней этническая группа большинства-Хуту-систематически убивала более 800 000 Тутси, принадлежащих к меньшинствам.
Руандийский народ коллективно известный как Баньяруанда. Баньяруанда связаны исторически, культурно и лингвистически, но состоят из трех этнических подгрупп с различными историческими социально-политическими ролями. Тремя группами являются Тутси, Хуту и тва.
Геноцид в Руанде имеет глубокие исторические корни, включая долгосрочную напряженность в социально и этнически разделенном населении Руанды. Эти разногласия были усугублены в различных отношениях европейским колониализмом.
Официальное название геноцида в Руанде — «геноцид против Тутси», как было решено организацией Объединенных Наций в 2014 году.
Руанда была частично колонизирована Германией с 1897 по 1916 год. После Первой мировой войны в уставе Организации Объединенных Наций Бельгия была назначена колониальным надзирателем Руанды, которая действовала до 1961 года. Бельгийские колонизаторы подняли и без того социально возвышенную Тутси на видное место в местных органах власти, что часто глубоко меняло давние руандийские обычаи и социальные структуры.
Различия между тремя соматическими группами в Руанде-Тутси, Хуту и тва-являются предметом многих научных дискуссий. Ранние европейские антропологи рассматривали их как различные расы, хотя складывающееся мнение было гораздо более неоднозначным относительно точного характера разрыва между тремя социальными / этническими группами.
Взаимосвязь доминирующих Тутси и хуту были более людными исторически сформированная социальная практика, известная как ubuhake, который был похож на пути европейского феодализма. Убухаке был своего рода системой патронажа, в которой Тутси будет позволять защиту и шансы на повышение социальной мобильности для своих клиентов Хуту, которые трудились и воевали от их имени. Убухаке был объявлен вне закона в 1954 году, но его глубоко укоренившиеся последствия остались.
После Второй мировой войны идеологи Хуту начали агитировать за больший контроль над Хуту и осудили то, что они называли социально-экономической монополизацией власти, удерживаемой европейскими сторонниками Тутси.
Европейские колонизаторы в значительной степени отдавали предпочтение Тутси, который имел более светлую кожу и более тонкие черты, чем их Хуту и twa соотечественников. Европейские антропологи построили сложные объяснения и расовые теории, чтобы объяснить различия между группами и защитить превосходство Тутси.
Руандийская динамика власти резко изменилась в 1959 году, когда восстание Хуту унесло жизни многих сотен Тутси и заставило тысячи других покинуть страну. В период с 1959 по 1961 Год Хуту осуществили социальную революцию, которая привела к независимости Руанды от бельгийского правления в 1962 году и к созданию правительства большинства Хуту.
Насилие и беспорядки революционного периода 1959-1961 гг. создали большое количество беженцев Тутси, которые бежали в соседние страны. Эти беженцы начали искать пути восстановления политической власти в Руанде, напрягая расовую и этническую напряженность и создавая почву для насилия 1994 года.
В 1988 году перемещенные Тутси сформировали Руандийский патриотический фронт (РПФ) с целью репатриации Руандийских беженцев и реформирования правительства с целью разделения власти между Хуту и Тутси.
Искра, которая зажгла копилку этнической ненависти и спровоцировала геноцид, была убийством Президента Руанды Ювеналя Хабиаримана. 6 апреля 1994 года возле аэропорта Кигали был сбит самолет Хабьяриманы. Были убиты и Хабьяримана, и Киприен Нтарьямира, президент соседней Бурунди, который также находился в самолете.
Чиновники хуту поспешили обвинить в сбитии самолета Хабьяриманы на рпф под руководством Тутси. Многие Тутси утверждали, что экстремисты Хуту сбили самолет президента как предлог для последовавшей резни Тутси. До сих пор окончательно не известно, кто был ответственен за смерть Хабьяриманы.
Полиция и хуту «Интерахамве», или ополченцами под руководством убийства в течение месяца в руандийского геноцида; однако, подавляющее большинство фактического кровопролития было совершено хуту крестьян.
К 1994 году этническая напряженность в Руанде между Тутси и Хуту была настолько накалена, что даже до убийства Президента Хабиариманы был опубликован Руандийский журнал с заголовком: «кстати, Тутси можно было погасить.»
Французский историк и эксперт по Руанде Жерар Прунье теоретически утверждает, что план полного уничтожения народа Тутси был запланирован некоторыми экстремистскими элитами Хуту еще в 1992 году.
Геноцидное насилие началось с крайней быстроты после смерти Президента Хабьяриманы. Его самолет был сбит в 8:30; в 9: 15 вечера полиция Хуту уже установила блокпосты и начала обыскивать дома Тутси. Это может быть свидетельством общего происхождения заговора об убийстве и совершения геноцида.

Руандийский геноцид носит смешанный характер — частично классический геноцид с систематическим массовым убийством якобы расово чуждого населения и частично политический с систематическим убийством политических оппонентов.
— Gérard Prunier

В первые часы после убийства Хабиариманы агитаторы Хуту сообщали о радиоволнах Руанды о вторжении сил Тутси и о необходимости восстать и уничтожить их. Один радиоведущий крикнул: «могилы еще не заполнены. Кто будет делать добрую работу и помогать нам наполнять их полностью?»
74-летний Хуту, участвовавший в геноциде, признался в содеянном позоре за содеянное РПФ (конкурирующей военной группировкой Тутси). Он защищал свои действия, говоря: «либо вы приняли участие в резне, либо вы были убиты сами. Поэтому я взял свое оружие и защищал членов моего племени против Тутси.» 247.
Одной из первых жертв насилия был премьер-министр Руанды Агата Увилингийимана. Ее белиганские охранники были схвачены, замучены и убиты, и она была убита.
Вместе с Тутси были уничтожены либеральные и умеренные Хуту, а также многие Хуту, которые просто отказались участвовать в кровопролитии.
Лица, виновные в геноциде-или в геноциде-убили многих священников и монахинь просто потому, что они пытались остановить убийц от нанесения вреда другим.
Некоторые люди были убиты просто за то, что они» смотрели на Тутси», говорили на хорошем французском или владели хорошими автомобилями, потому что эти признаки социального различия обозначали их как возможных либералов.
Идеологи хуту подстрекали крестьянство Хуту к насилию по радио, призывая их выйти и уничтожить «Тутси таракана.»
«Геноцидеры» стремились к полному уничтожению Тутси, убивая как пожилых людей, так и младенцев.
Ополченцы и крестьяне хуту использовали изнасилование в качестве тактики войны и запугивания, насилуя сотни тысяч женщин в течение месяцев насилия. Многие женщины подвергались групповому изнасилованию, изнасилованию с применением оружия или заточенных палок, а также калечащим операциям на половых органах.
Большинство убийств с использованием мачете было совершено «геросидерами» — общим инструментом в каждой Руандийской семье.
В период 1990-1994 годов как внутри Руанды, так и со стороны международного сообщества было приложено много усилий для укрепления мира между Хуту и Тутси. В то время как обе стороны участвовали в мирных переговорах, экстремисты в правительстве Хуту уже планировали систематическое убийство Тутси и умеренных Хуту.
В течение месяцев насилия, приведшего к геноциду, было изнасиловано от 150 000 до 250 000 Руандийских женщин
Большинство женщин, изнасилованных во время геноцида, были убиты сразу после этого, хотя некоторым было позволено выжить, но им сказали, что это только для того, чтобы они могли «умереть от печали».
Многие Руандийские женщины были принуждены к сексуальному рабству или» принудительным бракам » с командирами хуту.
В более отдаленных районах Руанды трупы жертв иногда сваливались на четыре или пять футов в высоту; никто не мог похоронить их.
Геноцид поставил некоторых людей в положение невероятной социальной и моральной сложности, особенно в случаях смешанных браков Хуту-Тутси. Дети смешанного происхождения часто спасались родственниками Хуту, в то время как Тутси их семья была убита.
Во время геноцида имели место случаи крайнего героизма среди Руандийского народа. Многие христиане боролись за защиту Тутси, и ряд Хуту рисковали своей жизнью, чтобы спасти Тутси друзей, соседей или близких.
Международное сообщество мало что сделало для того, чтобы остановить геноцид в Руанде. Бельгия вывела свои войска; Франция отправила солдат для создания «безопасной зоны», которая в конечном итоге способствовала бегству многих Хуту; и Соединенные Штаты фактически ничего не сделали.
Число убитых во время Геноцида в Руанде было в пять раз выше, чем в нацистских лагерях смерти.
Во время интервью один из убийц Хуту сказал, что семя геноцида было посажено в ум Хуту в 1959 году, после революции против Тутси. Смерть Президента Хабьяриманы была просто сигналом для начала.
Многие из Хуту-геоцидеров говорят в интервью о насилии с клиническим отрядом, как будто обсуждая сбор урожая.
Поскольку было почти невозможно запечатлеть убийства на видео, большая часть западного мира по-прежнему не знала о масштабах насилия в Руанде.
В целом, международное сообщество не смогло оказать помощь Руанде в трудный для нее час по целому ряду причин, и не в последнюю очередь это было желание оставаться в стороне от ситуации, в которой внутренняя напряженность не была полностью понята.
Насилие прекратилось в начале июля 1994 года, когда военные силы Тутси (РПФ) захватили Руандийский капитал.
РПФ, военная сила Тутси, положившая конец геноциду, возглавлялась полом Кагаме, который стал президентом Руанды в 2000 году.
С 2004 года говорить об этнической принадлежности в Руанде незаконно.

Конфликт между двумя африканскими народностями хуту и тутси длится уже не первое столетие. Его причины очень простые: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - была нарушена единственная в своем роде "общественная договоренность", существовавшая между двумя африканскими народами на протяжении как минимум пяти веков.

Дело в том, что в конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту, а в XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси зовут баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси повезло. Завоевав страну, они смогли создать здесь своеобразную экономическую систему под названием убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своего рода симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п. Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ: Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов // Разоблаченная Африка. - 2000. - С.17

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократами. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Анголе) образовали своеобразную «благородную» касту. У земледельцев не было права владеть скотом, они занимались лишь его выпасом на определенных условиях. У них также не было права занимать административные посты. Так продолжалось длительное время. Но конфликт между двумя народами был неизбежен, ведь, несмотря на то, что как в Руанде, так и в Бурунди тутси составляют всего 10-15% населения, именно ими формируется основа военной и экономической элиты региона. Поэтому любыми свободными выборами обеспечиваются перевес хуту, которые в свою очередь начинают «отыгрываться» на тутси". Лебедева М. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. Методологический аспект / М. М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. -2000. - № 1. - С. 33

Результатом постоянных междоусобиц и межэтнической напряженности стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде. Бывшая колония сначала Германии, а после Первой мировой войны - Бельгии, Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту сразу же пришли к власти и стали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси начались в конце 80-х и достигли апогея в апреле 1994 года, когда примерно за неделю преимущественно деревянными мечами и мотыгами было убито около миллиона тутси. Сигналом к началу такого небывалого еще в Африке геноцида послужила смерть тогдашнего президента Руанды Хабьяримана, когда в апреле 1994 года самолет, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди, был сбит ракетой "земля-воздух".

Тем не менее, тутси удалось быстро организовать армию и, вторгшись с территории Уганды, захватить власть в Руанде.

Реакция ООН на геноцид оказалась, мягко говоря, своеобразной. Тогдашний генсек Бутрос Гали, под давлением США, принял решение вывести миротворческие силы из Руанды - слишком уж большой опасности они там подвергались.

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту произошло в 1965 году, но оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 г. в следствии военного переворота была провозглашена республика и в стране был установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., что приняло характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту были убиты и не менее ста тысяч стали беженцами. А в Бурунди утвердились представители народности тутси.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту начали оказывать помощь вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, которые были вынуждены бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалось вовлеченным еще одно государство - Конго.

В 1997 году в Демократической республики Конго произошли важные события. Местные тутси не стерпели присутствие в стране такого большого количества ненавистных хуту, и выступили с жесткими обвинениями в адрес тогдашнего президента Мобуту Сесе Секо. В результате в мае 1997 года к власти пришел Лоран-Дезире Кабила, свергнувший диктатора Мобуту. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, правившие как в Уганде, так и в Руанде. Емельянов, Андрей Современная конфликтность в Африке / А. Емельянов // Журнал теории международных отношений и политических процессов. - 2011. - №12. - С. 25

Однако Кабила очень быстро поссорился с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылаются из страны все иностранные военные (преимущественно тутси) и гражданские чиновники и расформировывается подразделение конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерениях «восстановить средневековую империю тутси». В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованиями признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, что нарушили устав ООН.

В следствии хуту, которые сбежали из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли убежище в Конго, а в ответ Кагаме были введены на территорию этой страны свои войска. Война, что началась, быстро зашла в тупик, пока Лорана Кабила не был убили 16 января 2001 года. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была часть правды. Потом спецслужбы Конго нашли и приговорили к смертной казни убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Для того, чтобы война закончилась, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года двумя президентами - Кагаме и Кабила - подписано соглашение, по которому хуту, которые участвовали в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежали в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящиеся там 20-тысячные вооруженные силы.

Интересен то факт, что три из четырех стран, что участвовали в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность прекратить конфликт.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По некоторым данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая "Академия Хуту".

Пока все способы примирить тутси и хуту остаются без результата. Потерпел неудачу способ Нельсона Манделы, который был опробован в Южной Африке. Будучи международным посредником при проведении переговоров между правительством Бурунди и повстанцами, бывшим президентом ЮАР в 1993 году была предложена схема «один человек - один голос». Он заявил, что мирное урегулирование 7-летнего межэтнического конфликта может быть возможным только в случае отказа меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что "армия должна состоять, хотя бы наполовину, из другого народа - хуту, а голосование необходимо проводить согласно принципу один человек - один голос".

Сегодня власти Бурунди полагают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" будет означать продолжение войны. Поэтому необходимо создание системы чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той или другой этнической группы. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, но никому не известно сколько оно продлится.

Положение в Руанде более спокойное - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, в независимости от их национальной принадлежности. Но при этом жестоко преследует тех хуту, что виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Ту́тси (также упоминаются как вату́тси , бату́тси ) - народ в центральной Африке (Руанда , Бурунди , Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек.

Язык

История и версии происхождения

Культура

Образование

Не более половины тутси Руанды и Бурунди могут читать и писать на родном языке и совсем немногие читают и пишут по-французски.

Фольклор

Фольклор тутси включает в себя пословицы, сказки, мифы, загадки и песни. В одной из сказок народа говорится о Себгугугу, бедняке, которому помог бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым. Но с каждым разом Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

Музыка

Плетение остается одним из наиболее широко распространённых среди народов Бурунди и Руанды ремеслом. Многовековое развитие традиции плетения привело к появлению художественных форм, не только удовлетворяющих бытовые нужды людей, но также являющихся самобытными произведениями искусства. Цвета, характерные для плетеных изделий тутси - чёрный, красный и бледно-золотистый цвет сухой соломы. Чёрный краситель получали путём вываривания цветов банана, красную краску аналогичным образом получали из корней и семян растения «урукамги ». К 1930 году палитра пополнилась зарубежными красителями, стали появляться корзины, украшенные зелёными, оранжевыми, лиловыми узорами.

Миниатюрные коробочки, сплетённые кольцевой техникой, носят название «агасеки». Издревле плетением занимались женщины из богатых семейств привилегированного сословия тутси, которые обладали достаточным количеством свободного времени для совершенствования навыков плетения. С тех пор как тутси утратили господствующее положение, традиция затейливого, изящного плетения уходит в прошлое, плетёные изделия постепенно вытесняются пластиковыми.

Тутси украшали бисером рукояти клинков и ножны , чтобы подчеркнуть свой высокий статус. Для оплетения применялась техника «кирпичного низания» - бисерины располагаются подобно кирпичам в кладке. Такая техника характерна для Южной Африки в целом.

Геноцид тутси в Руанде

Ко времени геноцида в Руанде деление на хуту и тутси носило больше социальный характер, между этими этническими группами уже не было языковых и культурных различий, а физические различия во многом стёрлись из-за межэтнических браков, хотя до сих пор распространено представление, что тутси выше ростом, и что их кожа светлее . Со времён бельгийского колониального правительства национальность была записана в идентификационной карточке руандийца, при этом запись о национальности ребёнка соответствовала записи о национальности его отца. То есть, если отец был записан как тутси, то все его дети считались тутси, даже если их мать была из хуту .

Из-за конфликтов между хуту и тутси обстановка в регионе Великих Африканских озёр остаётся напряжённой.

Известные тутси

Напишите отзыв о статье "Тутси"

Примечания

Литература

  • Пирцио-Бироли, Детальмо. Культурная антропология тропической Африки. М.: «Восточная литература», 2001
  • Корочанцев В. А. Бой тамтамов будит мечту // О народах Западной и Центральной Африки. М.: 1987.
  • История тропической Африки с древнейших времен до 1870 года / Отв. ред. Ольдероге Д. А./ Перев. Матвеевой Г. А., Кальщикова Е. Н. М.: «Наука», 1984
  • Общество и государство в тропической Африке, отв. ред. А.Громыко, М.: «Наука», 1980
  • Lemarchand, Rene. Burundi: Ethnocide as Discourse and Practice. New York: Cambridge University Press, 1994.
  • Nyankanzi, Edward L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, Vt.: Schenkman Books, 1997.

Отрывок, характеризующий Тутси

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.