Мая may 11 лет вселенная отечество мое. Северо-осетинский информационный портал

Людмила ОСАДЧАЯ 2017-10-21
С именем Коста Хетагурова, гениального осетинского поэта, основоположника родной литературы, революционного демократа, художника, прозаика, драматурга, этнографа, публициста, общественного деятеля, кровно связаны как Северная и Южная Осетия, так и, безусловно, Карачаево-Черкесия. Здесь, в селе у подножия горы Шоана с древним храмом византийского зодчества, поэт провел последние годы и был похоронен, как и его отец Леван Елизбарович и сестра Ольга. И хотя впоследствии прах Коста был перевезен во Владикавказ, место первой усыпальницы поэта почитается жителями села, давно носящего его имя. Пребывание Коста в Карачае, когда он работал конторщиком на Эльбрусском свинцовом руднике, дало ему возможность близко познакомиться с карачаевцами и другими местными народами. В свое время долгожитель аула Каменномост Сеит-Умар Герюгов рассказывал, что он часто встречал поэта, спускавшегося на скакуне по дороге Большого Карачая. Он был всегда желанным гостем в горских семьях, тем более что у него было немало друзей по Ставропольской гимназии. А о его трогательной дружбе с карачаевским просветителем, художником и поэтом Исламом Крымшамхаловым хорошо известно каждому школьнику, потому как вехи жизни этих выдающихся людей являются хрестоматийными. Сохранилось письмо, где Коста обращается к Исламу Крымшамхалову: «Дорогой Ислам! Устрой возможно лучше моего земляка доктора Газданова. Докажи ему, что наша Теберда - самый лучший курорт в мире»… Речь идет об известном в Осетии в начале ХХ века враче Дзыбыне Газданове, приехавшем в наши края.
Многих из нас, жителей Карачаево-Черкесии, стихотворные строки Коста сопровождают всю жизнь. В стихотворении «Пророк» в строках «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, Вселенная - Отечество мое» заложен мощный, почти космический посыл последующим поколениям: жить в мире и согласии с окружающими, ибо все мы - дети одной галактики, которая дала нам жизнь, как и всему живущему на Земле…
Именно такая атмосфера царила 15 октября в селе великого поэта, где широко, торжественно, с кавказским размахом отмечали 158-ю годовщину со дня рождения Коста Хетагурова. По давней традиции высоких гостей у осетинского кафе «Националь» встречали председатель Народного Собрания КЧР Александр Иванов, председатель Правительства КЧР Аслан Озов, заместитель председателя Правительства КЧР Мурат Озов, министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Мурат Хапиштов, глава администрации Карачаевского муниципального района Спартак Кущетеров, председатель общественной организации по защите прав и интересов осетин КЧР «Фарн» Олег Хетагуров, жители села.
И вот, наконец, у места встречи останавливается длинная кавалькада автомашин, которую юные жители села в национальной одежде встречают с ритуальным подносом (фынг) с тремя осетинскими пирогами, мясом и кубком национального напитка баганы.
На осетинском языке слова «молитва» и «тост» совпадают, и три пирога, олицетворяющие солнце, землю и воздух, - это не только еда, но и часть ритуального общения с Всевышним. Так заведено в каждой осетинской семье, независимо от ее достатка. Для крестьян, политиков и бизнесменов этот ритуал одинаков.
Олег Хетагуров приветствует на осетинском языке гостей, среди которых президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, министр по делам национальностей РСО-Алания Аслан
Цуциев и другие, затем слово для приветствия предоставляется первым лицам Карачаево-Черкесии. Когда были соблюдены ритуалы приветствия гостей, все направились к пантеону славы и скорби села - мемориалу павшим во время Великой Отечественной войны односельчанам и памятнику детям Беслана, жертвам чудовищного теракта. После возложения цветов и венков кавалькада автомобилей проехала в центр села к могиле Левана Хетагурова, основателя села. Поскольку президент Южной Осетии Анатолий Бибилов в наших краях впервые, в качестве экскурсовода Олег Хетагуров вводит его в курс событий, происходивших в этом селе в далекие времена.
На площади возле сельского дома культуры к этому дню была сооружена сцена с впечатляющим баннером, на котором изображен Коста Хетагуров. Под портретом - дата рождения поэта - 1859 год, вместо даты кончины - знак бесконечности в виде лежащей цифры 8, то есть память о великом Коста переживет столетия, он жив в сердцах поколений…
Жители села и многочисленные участники праздника тепло приветствуют президента Южной Осетии, и его подводят к старейшей жительнице, участнице Великой Отечественной войны Марии Васильевне Датиевой. И тут не суть важно, о чем они беседуют на родном языке, но при виде этой трогательной картины, когда Анатолий Бибилов, по-сыновьи обняв долгожительницу села с героической биографией (Датиева на войне сражалась на передовой и была отважной зенитчицей), в почтении склонив голову, слушал ее наставления, у многих повлажнели глаза… Вообще, сам ход этого незабываемого праздника, на который всех собрал великий Коста, был наполнен многими эмоциями. Здесь нашлось место и грусти, и восхищению, и радости встреч. В этот день, казалось, здесь собрался весь Кавказ, вся Россия.
Праздничный митинг открыла и. о. главы администрации Коста-Хетагуровского СП Ирина Хетагурова:
- День села и день рождения Коста Хетагурова - наши самые любимые и долгожданные праздники! Это праздник ветеранов, чьим трудом преображалось наше село, молодого поколения, кому только предстоит перенять эстафету ответственности за судьбу своей малой родины. Мы можем по праву гордиться историей и современными достижениями, верить в наше будущее и создавать его славным трудом.
В своем выступлении президент Южной Осетии Анатолий Бибилов сказал:
- Я безмерно рад, что нахожусь впервые в этом селе, где чтят традиции, пронизанные глубоким уважением к старшим, берегут память о великом Коста, в Карачаево-Черкесии очень внимательно относятся к духовным ценностям, в том числе и осетинского народа.
Далее Анатолий Ильич представил делегацию Южной Осетии, в составе которой были: депутаты Парламента, ректор университета, главный тренер сборной России по вольной борьбе Джамболат Тедеев, представители творческой интеллигенции. А писатель Милитон Казиты, сопредседатель объединенной писательской организации Осетии, в представлении не нуждался - он здесь был несчетное число раз, чтобы посетить места, связанные с Коста Хетагуровым.
От имени Главы Карачаево-Черкесии приветственный адрес зачитал председатель Народного Собрания КЧР Александр Иванов: «Дорогие земляки! Примите самые искренние и теплые поздравления с Днем села и 158-летием со дня рождения осетинского поэта, прозаика, публициста, художника, великого гуманиста Коста Левановича Хетагурова! Для тех, кто родился и живет в этом селе с его славной историей и традициями, кто своим каждодневным трудом способствует решению ключевых социально-экономических задач, этот день особенный. Коста Хетагуров был и остается патриотом и гражданином, чей яркий жизненный путь, огромный вклад в укрепление дружбы и братства народа, в развитие осетинской литературы и языка являются национальным достоянием и великим наследием и ныне живущих, и будущих поколений».
Приветственный адрес от главы РСО - Алания Вячеслава Битарова озвучил министр по делам национальностей Аслан Цуциев: «Мы, жители Северной Осетии, счастливы и горды, что в Карачаево-Черкесии вот уже полтора века горит очаг осетинской культуры и живут замечательные люди, не дающие угаснуть национальным традициям. Пусть же нынешний праздник послужит стимулом для будущих ярких свершений и созидания».
Глава администрации Карачаевского района Спартак Кущетеров подчеркнул, что героической славой этого села по праву гордятся все народы многонациональной республики, а у него лично немало друзей-осетин. Как бывший борец, Спартак Асхатович не преминул напомнить, что село Коста Хетагурова еще и родина именитых спортсменов. И сегодня на спортивном олимпе России появилось имя заслуженного мастера спорта, шестикратного чемпиона мира по армспорту Олега Черкасова. Спартак Кущетеров также поблагодарил всех гостей и отметил, что Коста Хетагуров имел еще талант политика и дипломата - он прекрасно знал карачаевский язык, налаживал отношения со всеми соседними народами.
По окончании торжественной части гости и жители села направились к величественному монументу Коста Хетагурову, созданному осетинским скульптором Умаром Дзантиевым в 1961 году, что высится в центре села, а также посетили Аллею героев для возложения цветов.
Праздничный концерт открыл ансамбль песни Южной Осетии «Симд», где слаженный хор мужских голосов блестяще исполнил героические осетинские песни. Его сменил самобытный оркестр народных инструментов Северной Осетии, и усиленные динамиками мелодии возвращали старое поколение зрителей в те времена, когда так же далеко окрест звучала музыка из общественного репродуктора на столбе в центре села. Своими искрометными танцами поднимал настроение народный ансамбль «Кавказ» под руководством заслуженного работника культуры РФ Эдуарда Хугаева. Бесподобен был дуэт сестер Альбины и Фатимы Царикаевых (РСО - Алания), известный нашему зрителю по телеканалу «9 волна», массу аплодисментов сорвала и местная группа «Домбай», исполнившая популярные эстрадные осетинские песни, покорил зрителей и ансамбль барабанщиков из Северной Осетии, которому аккомпанировал известный в КЧР гармонист Ислам Салпагаров.
Праздник завершился грандиозным банкетом на 400 персон в кафе «Националь», куда были приглашены все присутствовавшие на мероприятии.

«Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое…» — по-школьному, с выражением произнес я, улыбаясь красивой девушке-консультанту в магазине, на бейджике которой прочитал фамилию Хетагурова.

Однако улыбка исчезла с моего лица, стоило мне услышать дежурно вежливое «слушаю вас». И никакой реакции на строчки классика. Я стушевался, представив, как глупо выгляжу со стороны. Взрослый мужчина, читающий молоденькой девушке-консультанту «любовь - моя святыня». И где? В магазине. Ладно бы дома. В родном Владикавказе это бы выглядело, как дань уважения великому поэту и представительнице его фамилии. Но в Московском магазине? Девочка могла быть просто носителем фамилии, родившейся в столице. Мало ли. С тем же успехом я бы мог спеть «Ихджын дæ, ихджын суадон» Жанне Агузаровой, желая вызвать в ней отчизнолюбие. Ситуацию разрядил мой товарищ, который находился рядом. Он быстро объяснил то, что нам нужно, и мы вышли.

— Что это было? — уже на улице спросил он.

Я стал объяснять, что у девочки фамилия, как осетинского поэта, и что мне просто захотелось сделать ей приятное.

Нет, — перебил он, — читал ты что?

Я вновь прочитал строчки.

— Это Коста Хетагуров — осетинский поэт. Основоположник осетинской литературы, он считается основоположником литературного осетинского языка, — выдал я, как школьник, тщательно вызубривший домашнее задание.

— А еще что-нибудь можешь? — спросил он.

«Я смерти не боюсь,-холодный мрак могилы

Давно меня манит безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для родины моей…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить».

— Конечно чтец из меня не очень, но Коста писал красивые стихи.

И в этот момент я сам ощутил всю красоту и глубину этих строк.

Странно, подумал я, с самого детства нам преподносили его, как как некую глыбу, монумент, возвышающийся над Осетией. И ассоциировался он у нас всегда, как тот памятник у Осетинского театра. Высокий, красивый, решительный, взирающий с недосягаемой высоты и вызывающий благоговейное уважение, как строгий, но справедливый учитель. Но стоит на минуту опустить тот факт, что Коста «наше все», открывается вся выразительность и лиричность его поэзии, вся его тоска и безысходность. Вспомнилось мне, как когда-то в разговоре мой друг Аркадий заявил, что Коста, конечно, уважаемый поэт, но вряд ли его можно назвать основоположником осетинской литературы. Первым изданным произведением на осетинском языке была поэма Кубалова «Афхардты Хасана» настаивал он. Да и вообще, что касается языка, Сека и Цомахъ сделали для него ничуть не меньше. Поэтому ставить Коста выше всех несправедливо. Тогда я не стал с ним спорить, а просто отмахнулся. Скорее всего не стал от того, что боялся что не хватит аргументов. Он значительно лучше на мой взгляд разбирался в осетинской литературе. Сегодня, думается мне, я нашел бы, что ответить.

— Круто, — искренне улыбнулся товарищ, прерывая мои размышления, — наверное, на вашем осетинском он звучит еще лучше.

— Наверное, — теперь уже улыбнулся я и напряг память.

Ныббар мын, кæд-иу дæм мæ зарæг,

Кæуæгау фæкæса, мыййаг, -

Кæй зæрдæ нæ агуры хъарæг,

Уый зараед йæхи фæндиаг!..

Æз дзыллæйæ къаддæр куы дарин,

Куы бафидин искуы мæ хаес,

Уæд афтæ æнкъардæй нæ зарин,

Нæ хъуысид мæ кæуынхъæлæс…

Пред взором снова предстал поэт. Но теперь не тот, который сияющей скалой гордо стоит в бурке, держа в руках бесценный для нас свиток, а тот, который незаметный, но от этого не менее родной, сидит на лавочке перед парком. Тот, которого каждый раз, проходя мимо хочется обнять, и произнести «Коста, люблю тебя всем сердцем».

Сегодня у меня есть аргумент для друга Аркадия. Да, и Сека, и Цомахъ, и Нигер, и многие другие занимают достойное место в сокровищнице осетинской поэзии, но Коста любим нашим народом больше остальных оттого, что его выбирают сердцами, в которые он сумел проникнуть глубже остальных. Очень бы хотелось, чтобы красивая девушка-консультант с фамилией Хетагурова, когда-нибудь все же открыла для себя поэта Хетагурова, и улыбнулась, прочитав «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое…»

Тамерлан Тегаев

CЕГОДНЯ не принято вспоминать некоторые памятные даты, очень широко отмечавшиеся во времена СССР. Особенно не везет событиям, связанным с историей государственного устройства России. В Северной Осетии многие считают, что если в этом нет сознательного манкуртизма, то не много и обыкновенного здравого смысла, а потому и воспринимают большинство таких "немодных" дат как повод поразмыслить о прошлом, настоящем и будущем.

Октябрь 1999 года для Северной Осетии - месяц двух очень важных юбилеев: 225-летие добровольного вхождения в состав России и 140-летие основоположника осетинской литературы, поэта, прозаика, художника, драматурга и общественного деятеля Коста Хетагурова - по выражению Фадеева, "Леонардо да Винчи осетинского народа".

МЫ - РОССИЯ, МЫ - КАВКАЗ...

Именно этот поддержанный народом девиз стал одним из основных тезисов президентской избирательной программы Александра Дзасохова в 1998 году. Президент республики продолжает придерживаться его и сегодня. "Еще десять лет назад, - говорит он, - мы бы такой акцент не делали. Мы сказали бы: "Мы - Советский Союз". Но сегодня идет как бы новая волна самоопределения народов, проявление их самосознания, утверждение на новом витке самоощущений. Поэтому мы и говорим: "Мы - Россия, мы - Кавказ". Эти два понятия и два наших состояния, мировоззренческое и духовное, вполне совмещаются".

Верность таких подходов подтверждают исторические связи Северной Осетии и России, прослеживающиеся задолго до 1774 года, когда было подписано соглашение, по которому "Осетия вошла под протекцию всемилостивейшей государыни Екатерины II". Как отмечает Юрий Готье, "c самого начала русской исторической жизни до Батыева погрома ясы (осетины) жили рядом с русскими и среди них".

Историческими хрониками зафиксированы многие факты взаимодействия русских и осетин. Например, в походе 945 года славян на Каспий принимали участие и аланы (осетины). Известный исследователь дипломатии Киевской Руси Андрей Николаевич Сахаров утверждает, что при подготовке похода славяне заключили договор с аланами, а сирийский историк Бар-Гебрей сообщает такую деталь похода: "В тот год, когда начал править Мусафид Марзубан, вышли разные народы - аланы, славяне и лезги, - проникли до Азербайджана и взяли город Бердау". Объединение славян с аланами и лезгинами указывает на вероятную остановку русов в Дагестане, где и произошло их объединение с северокавказцами.

Поход 945 года - первое зафиксированное документально совместное выступление славян и алан. Оно свидетельствует уже не столько о контактах, сколько о тесном сближении и сотрудничестве двух народов, которое развивалось столь стремительно (касаясь не только военной сферы), что в XII веке браки между представителями славянской и аланской аристократии стали обычным явлением. Согласно сообщениям летописей, князь Андрей Боголюбский был женат на аланке, а его брат князь Всеволод Большое Гнездо "имел жену аланку Марию, сестра же ее была с 1182 года за Мстиславом, сыном Святополка, Великого князя Киевского". Князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, "после похода на Дон в 1116 году получил аланку Елену, девицу необычной красоты, и на ней в Киеве женился". Имя Елены упоминается и в 1146 году: "Перенесе благоверная княгиня Елена князя своего Ярополка из гробницы в церковь святого Андрея и положи его у янкы". По данным Ипатьевской летописи, "Елена умерла в глубокой старости в 1201 году".

Династические браки являлись традиционным инструментом средневековой дипломатии и отражали политическую ориентацию в восточной политике Киевской Руси. В средневековье много алан переселялось на территорию Киевского государства, а находки русских крестов XII века на Северном Кавказе свидетельствуют о проникновении в предгорья Центрального Кавказа русских. На это же указывает фрагмент персидской хроники "Тарасол" из Тебризской библиотеки, в которой Георгий Лаша наименован "царем царей Абхаза, Шака, Алана и Руса". По единодушному мнению ученых разных стран, под именем "русы" здесь подразумевается часть жителей Древней Руси, оторвавшихся от родных мест и еще в XII веке населявших Северный Кавказ в непосредственной близости от государства грузинских Багратидов, т.е. на территории Алании.

Нарушенные татаро-монгольским нашествием русско-аланские связи в последующем быстро восстановились. Однако окончательно они оформились осенью 1774 года подписанием упоминавшегося русско-осетинского соглашения, позитивное влияние которого на всю последующую историю Северной Осетии никогда в этой северокавказской республике не ставилось под сомнение. "Главное для современного государственного человека, говорящего от имени народа, - имеет ли он ответ на вопрос: лучше ли будет для его народа в составе большого федеративного государства или в рамках очень небольшой, но независимой страны?" - считает Дзасохов.

В Северной Осетии абсолютно убеждены в правильности сделанного предками 225 лет назад выбора. При самом взыскательном отношении к истории российского государственного устройства - а народы России входили в ее состав по-разному, - видно, что именно Россия являет собой пример того, как народы могут реализовать свои возможности в одном государстве. Предположим чисто гипотетически, что в XVIII веке Северная Осетия становится частью Турции - 225 лет назад это не было фантастикой. Сегодня в Турции нельзя обнаружить следы какой-нибудь национальной автономии. Вывод: осетины как этнос могли давно прекратить свое существование.

Суровое заключение полностью совпадает с мнением историков XVIII века, предрекавших потомкам древних аланских племен полное исчезновение. Был период, когда численность осетин упала до 16 тысяч, что поставило этнос на грань вымирания. Еще и поэтому осетины полагают выбор своих предков в пользу России проявлением мудрости.

Во время подписания соглашения 1774 года между Северной Осетией и Россией оговаривалась и идея строительства укрепления в Дарьяльском ущелье, но реализовать ее удалось только после заключения Георгиевского трактата, когда российское правительство решило основать на Центральном Кавказе крепость как политический центр региона. На строительстве крепости у входа в Дарьяльское ущелье настаивал и царь Грузии Ираклий II, заинтересованный в постоянной и безопасной связи с Россией.

12 марта 1784 года по распоряжению генерал-аншефа Толмачева на правом берегу Терека было заложено укрепление, названное Владикавказом. 6 мая крепость была освящена, и этот день считается днем рождения Владикавказа, который отметил в этом году свое 215-летие.

Евгений Вахтангов - один из крупнейших российских театральных деятелей, Гайдо Газданов - недавно открытый для широкого российского читателя, эмигрировавший после революции во Францию писатель европейского масштаба, Георгий Токати - изобретатель самолета вертикального взлета, после вынужденной эмиграции возглавлявший в Англии Комитет аэронавтики и космонавтики, Валерий Гергиев - художественный руководитель Мариинского театра, дирижер мирового уровня... Можно привести еще немало имен людей, которые родились и сформировались в здешней традиционно интернациональной, неповторимой атмосфере.

ЗВЕЗДА КОСТА

15 октября 1999 года Международный астрономический союз занес в каталог звезд звезду "Коста", чем подтвердил исключительность "знаменитого осетинского и известного российского поэта, прозаика, драматурга, художника и публициста Коста Хетагурова".

Коста родился 15 октября 1859 года в ауле Нар, в самой сердцевине Кавказских гор. Он рано потерял мать, а отец его Леван Елизбарович, человек уважаемый в горской среде, почти всю жизнь провел на военной службе и не мог уделять единственному сыну много внимания. О суровых, спартанских нравах горцев тех лет, из-за которых Осетия едва не лишилась своего гения, свидетельствует эпизод из раннего детства поэта. Коста не было еще и двух лет, когда он играл на крыше сакли и, не устояв на ногах, покатился вниз. Находившийся рядом отец успел наступить на край рубашки малыша, соскользнувшего уже с крыши. По неписаному горскому этикету отец не мог брать на руки ребенка в присутствии посторонних, для мужчин это считалось проявлением слабости. Леван невозмутимо стоял, прижимая ногой рубашку раскачивавшегося над пропастью сына до тех пор, пока на крики соседских женщин не прибежала мать Коста.

Леван Елизбарович дал сыну хорошее образование: Владикавказская прогимназия (1869-1870), Ставропольская гимназия (1871-1881) и Петербургская академия художеств (1881-1885) - поставившее его под сильное влияние русской культуры. Поэт постоянно подчеркивал, что "осетинскому народу по пути с русской культурой" и "осетины на Кавказе никогда не служили враждебным элементом для русских". В статье "Неурядицы Северного Кавказа" он напишет о необходимости "видеть и непосредственно наблюдать русскую гражданственность и жизнь, а также деятельность культурных людей, слышать русскую речь, работать рука об руку с русским пионером, отдавать детей в русские школы". Говоря "Я вырос среди русских", Хетагуров никогда не втискивался в прокрустово ложе национальных рамок.

Весь мир - мой храм,
Любовь моя - святыня,
Вселенная - отечество мое!

"Мы, русские писатели, - скажет Фадеев, - особенно горды тем, что Коста Хетагуров, будучи истинным сыном своего народа, будучи глубоко национальным по формам, в то же время не мог бы сложиться как писатель, как поэт без переклички, которая происходила у него с лучшими людьми русского народа".

Прекрасно владея и русским, и осетинским языками, Коста большую часть произведений написал по-русски: стихи, поэмы, публицистические статьи, рассказы, драматургические произведения, историко-этнографические исследования - обращены же они зачастую к осетинскому народу.

Люблю я целый мир,
люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных,
обиженных сирот,
Но больше всех люблю -
чего скрывать позорно? -
Тебя, родной аул
и бедный наш народ.

Национальным же поэтом, основоположником осетинской литературы и осетинского языка Хетагуров стал благодаря сборнику "Ирон фандыр" ("Осетинская лира"). Задолго до выхода сборника стихи уже звучали на встречах интеллигенции, переписывались вручную, сразу став энциклопедией жизни осетин. Популярность стихов объяснялась их актуальностью и связью с фольклором, что подчеркнул и сам поэт, написав на титульном листе сборника: "Думы сердца, песни, поэмы, басни".

Глубокую связь Коста с устным народным творчеством отмечала и Мариэтта Шагинян, обронившая: "Его нельзя не любить".

Социально-экономическое и общественно-политическое положение не только осетин, но всех народов Северного Кавказа было главным предметом Коста-публициста. По точному замечанию Игоря Сельвинского, Коста "и сегодня остается для осетин, и не только для них, зеркалом, которое правдиво отразит любые общественные процессы". Эта мысль перекликается с высказыванием Александра Дзасохова на одной из встреч во Владикавказе в дни юбилея Коста: "Необходимо привыкнуть к тому, что, действуя в каких-то направлениях, будь то внешнеполитическое или, скажем, в отношениях с Чечней, мы обязаны всегда принимать во внимание состояние общественной мысли. Передовой общественной мысли, которая похожа на светильник, зажженный в ночи".

Могу ли я смущать Божественным ученьем:
"Любите ближнего, как самого себя", -
Людей, готовящих с таким ожесточеньем
Кровавую зарю для радостного дня!

Одна осетинская девушка требует от меня прекратить провокации и не разжигать тлеющий костер неприязни между нашими народами. Магдалена, так ее зовут, пишет: "Абадиев, если у тебя и у твоих соотечественников есть проблемы, то решайте их по- мужски, не привязывая их к осетинам. О каких " экстремистах" ты говоришь? Или напрочь не знаешь значения слова? Почему твой пост о человеке, заслуживающий уважение с твоей стороны остается в тени, а на передний план выносишь негатив по отношению к осетинскому народу или это так задумано? Читая пост, Хашагульгов остается на заднем плане, зато в изобилии - " экстремисты - осетины"," вандалы - человечества", приплел зачем- то 92 год... Если ты хочешь донести до своего народа, о том, что осетины мерзкий народ, то каждый имеет такого врага, коим является сам(это абсолютная истина) . Значит, вы заслужили такого врага и не надо ныть!У КАЖДОГО ингушского блогера перед собой стоит задача- как можно больше привнести раздора между двумя народами, очернить осетинскую сторону, но при этом, ждут от осетин правильного к проблеме ПР выводов(((А в это время, ингушские дети лечатся в детском отделении РКБ, ингушские молодые женщины, которые не могут родить- лечатся в Центре планирования семьи во Владикавказе, а Медцентр в Беслане полностью " забит" вайнахами))) . 8-10 августа в супермаркетах Владикавказа было столпотворение из ингушских покупателей, которые, как цунами проходили по отделам, сбивая с ног других, но НИКТО из осетин не роптал, все понимали - у людей праздник! Неужели, нельзя понять, что никто никуда не денется, нужно жить и по возможности, если не получается между нами большая любовь, то хотя бы,не бросать дрова в тлеющий костер."

Я ответил своей новой подруге:

"Милая Вы моя! Ничего против осетин как народа я не имею, я не шовинист какой-нибудь. Мое жизненное кредо - это слова замечательного осетинского поэта Коста Хетагурова: "Весь мир - мой храм, Любовь - моя святыня, Вселенная - отечество мое". Я пишу об осетинских экстремистах, точно также пишу и об ингушских. Я искренне хочу мира между нами, Но осетины должны понять одно: мира никогда не будет, если условием этого мира ставить отказ ингушей от своей Родины. Не нужен нам такой мир. Каждое слово в моем посте - это правда. За каждое слово в этом посте я отвечаю. Это подтверждают и осетинские адвокаты, которые бьют в набат по поводу этого концлагеря. Многие заключенные там - мои друзья. Вот пойдите и разберитесь с этим концлагерем и со своими экстремистами - тогда и мне не придется об этом писать. Что касается ПР: ингуши всегда были готовы к научной дискуссии и диалогу. Это осетины, точнее их власть имущие не хотят идти на диалог и решают свои проблемы при помощи грубой силы, а конретнее российских войск. Покажите хотя бы один дом, который ингуши отобрали у осетин. Назовите хотя бы одно осетинское село, захаченное ингушами. Покажите одно осетинское кладбище, оскверненное ингушами. Покажите хотя бы одну фотографию убитого осетина, которую ингуши выдавали за фотографию убитого ингуша. Покажите хотя бы одного осетина, которому ингуши вскрывали живот. Покажите хотя бы одну осетинку, которую ингуши насиловали и прижигали сигаретами. Покажите хотя бы один документ, в котором ингуши радовались горю осетин и просились в их дома и на их земли. У нас все это есть и мы готовы это предоставить. Что касается того, что ингуши ездят во Владикавказ лечиться и за покупками: мы ездим не к осетинам в гости, мы ездим к себе домой. Ни одного сантиметра осетинской территории мы не требуем. Мы не требуем ни Алагир, ни Ардон, ни другие осетинские земли. Мы требуем Ангушт, мы требуем Буро, требуем Эзми, требуем Галгай-Юрт, Ахки-Юрт, Цхьорой-Юрт, Яндиево, Гадаборшево, Шолхи, Чми, Балту, Ларс, требуем Базоркино и другие сои земли. Мы в Осетию убивать осетин не ездим и осетинские парни в Ингушетии в концлагерях не содержатся, их там не пытают током и удушением пакетами. С чем из мной написанного Вы не соласны, доогая Магдалена?!"

Антитолерантность в 21 веке - это NONSENS!

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – отечество мое… /Коста Хетагуров - основоположник осетинской литературы/

«Бирюлево» - это угроза не только Евразийскому Союзу, но и многонациональной России!

О происходящем сегодня в Бирюлево за эти два-три дня сказано и написано уже много… Отметим лишь двух авторов – В.Массальского и А.Венедиктова. Вчера,14.10.2013, опубликован материал: «Бирюлево как угроза Евразийскому Союзу» Вадима Массальского на сайте «Голосе Америки». В.Массальский прав: «речь идет о серьезном социальном звонке. Звонке не первом и далеко не последнем» и что «Бирюлево - угроза Евразийскому Союзу»

А.Венедиктов: я не говорю, что плохо визы, я говорю, что это неэффективно.

Вчера же о «Бирюлево» на «Эхо Москвы» высказал свое мнение главный редактор этой радиостанции. И на наш взгляд, А.Венедиктов абсолютно прав - введение виз не решают проблему под названием: «Бирюлево», «Сагра», «Кондопога»… А.Венедиктов прав в том, что «эту карту меньшинства-большинства, неприятия чужих, боязнь иных… эксплуатируют все политические силы. …Этому процессу власть может противостоять, а может его стимулировать. В России он стимулируется в лучшем случае. …Гнать и не пущать – это лозунг российской бюрократии. Все предложения сводятся к этому. …Я не говорю, что плохо визы. Я говорю, что это неэффективно…

Поиск «врага» - это реакция на несправедливость.

На наш взгляд, речь сегодня по большому счету должна вестись не только и даже не столько о происходящем в конкретном Бирюлево, а о социальном здоровье в стране, о состоянии межнационального взаимопонимания как таковом в России в целом! Да, на наш взгляд, «Кущевская», «Гусь-Хрустальный», «Манежная», «Домодедово», г.Пугачев, «Матвеевский рынок», а теперь и «Бирюлево» - это «явления» одного ряда. И главной и основной причиной того, что они имели место быть, на наш взгляд, являются никак не межнациональные отношения, и тем более не межнациональная рознь. Да, есть случаи «выяснений отношений», в которых иногда появляется и национальный «момент». И часто национальную «окраску» и национальный «контекст» (или «основу») придают тем или иным случаям или даже преступлениям или чиновники, или СМИ, или СМИ - с «подачи» чиновников. В действительности же причиной происшедшего во всех этих «городах и весях» России является безответственность и неисполнение закона. А «результатом» этого - несправедливость! И реакцией именно на несправедливость становится поиск «врага»(виновника) происходящего. И, как это не прискорбно, но «врага» всегда «ищут и находят» в «чужом»... Да, «врагом» всегда оказывается «чужой» («не свой») - человек иного цвета кожи, иного овала лица, формы носа, иного вероисповедания, иной национальности… И, как следствие всего этого, «поиски врага» сопровождаются проявлениями национализма.

Толерантность - это наша вера!

В Германии накануне прошли выборы. На одном празднике, отмечает в СМИ один из очевидцев, распространялась открытка, на которой значилось: «Наша вера – толерантность!» У нас же, в России, напротив, сегодня в большой «моде» антитолерантность…? И многие свое неприятие ИНОГО(читай:"чужого») не только не пытаются скрыть(как нечто неприличное и нецивилизованное), а всячески «демонстрируют» и чуть ли не гордятся этим…

Антитолерантность в 21 веке - это NONSENS!

Да, антитолерантность в 21 веке - это NONSENS и самая что ни на есть ДИКОСТЬ! И тем, кто каждый раз и по любому поводу пытается «решать» любую проблему путем «поиска врага» в «ЧУЖИХ» пора осознать вредоносность своей позиции и понять, что не «стену» (из глупостей…) надо «городить», а исправлять то, что можно и должно исправлять! А это значит, что и решать ее (эту проблему общероссийского масштаба и значимости!) можно и должно не возводя «антикавказскую стену», которой не быть никогда(!), но которая способна разрушить Россию, а совсем по иным, цивилизованным меркам, предполагающим уважительное отношение ко всем и к каждому народу, населяющим сегодня Россию и объединенных в одно единое целое под названием: «россияне»!

Толерантность - это НОРМА и ОСНОВА существования общества и государства!

Да, уходить от решения существующей проблемы (проявлений нетерпимости к «чужим»...) нельзя - это большая ошибка. Мы считаем, что именно эта проблема является центральной для России во всех смыслах! И мы уверены: без кардинального изменения места и роли гражданского общества, изменения значимости голоса народа в происходящем в стране, не решить проблему усугубляющегося процесса взаимного отчуждения власти и общества.

«Вселенная – Отечество мое…»

Сегодня, 15 октября 2013 года в Северной Осетии отмечают 154-ю годовщину со дня рождения Коста Хетагурова - основоположника осетинской литературы. Коста Хетагуров – еще 1,5 века назад демонстрировал такую толерантность, к которой мы никак не можем прийти и сегодня - в 21 веке… Ему принадлежат приведенные выше строки: Весь мир – мой храм, Любовь – моя святыня, Вселенная – отечество мое… Писатель Александр Фадеев назвал Коста Хетагурова «осетинским Леонардо да Винчи»… Да, это правда, что будучи осетином, Коста испытывал самые большие чувства к своему народу:

Но больше всех люблю -

чего скрывать позорно? -

Тебя, родной аул

и бедный мой народ.

«Я привык СВОБОДОЙ – как счастьем дорожить…»

Но, правда и то, что Коста Хетагуров не только не замыкался в границах своего аула и своего(осетинского) народа, а был по большому счету самым что ни на есть космополитом, для которого «Отечество» – это не его родной аул, не родная Осетия, и даже не его большая родина - великая Россия, а… - целая Вселенная! И о такой по настоящему широкой душе(духе(!) поэта говорит его восприятие и значимость, которую Коста Хетагуров придавал СВОБОДЕ…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить.