Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Посвящение в следопыты

Сценарий игровой программы по обучению грамоте на основе телевизионной передачи «Вопрос на засыпку»

Мальцева Елена Михайловна, учитель-логопед МБОУ «Северокоммунарская СОШ», МБДОУ «Северокоммунарский детский сад» п. Северный Коммунар Сивинского района Пермского края
Описание работы: Игровая программа по обучению грамоте «Вопрос на засыпку» предназначена для детей 6-7 лет. В ходе игры дети в игровой форме закрепляют знания по изученным темам. В зависимости от уровня развития детей задания можно усложнять или упрощать. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные задачи:
проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;
учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи:
закреплять умение определять количество слогов;
закреплять умение находить слова с заданным звуком;
закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные;
развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование:
ручки, фломастеры, жетоны, ксероксная цветная бумага, буква Ы, карточки с заданиями, рисовое зёрнышко, магическая коробка, грамоты, сертификаты, призы, часы, протокол для жюри.
Подготовительная работа:
приглашаются для участия в игре родители, подготавливаются по 15 листочков трёх цветов (например, розовый, зелёный, жёлтый) , выбираются курьеры, которые помогают учителю-логопеду собирать ответы, раздавать жетоны, приглашается жюри (родители, методист, воспитатели) и болельщики.
Музыкальное сопровождение:
Заставка из телепередачи «Вопрос на засыпку».
Музыкальные композиции из альбома «Новые детские песенки»:
« Буква А», «Раз, два, три…».
Музыкальная композиция «Каждый маленький ребёнок».
Музыкальная композиция «Неразлучные друзья».
Музыкальная композиция «Азбука».
Участники:
1 команда - 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
2 команда - 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
3 команда – 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)

Ход игры:

Учитель-логопед:
Добрый день, участники игры, уважаемые родители и гости. Я рада сегодня приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре «Вопрос на засыпку» (звучит музыкальная композиция и демонстрируется на экране заставка из передачи «Вопрос на засыпку»)
Учитель-логопед:
В "Вопросе на засыпку" принимают участие 3 команды по 4 человека, один из которых отважный капитан. В его обязанности входит руководить командой, писать верные ответы на поставленные вопросы на листочках и ответственно вести свою команду к победе. За правильный ответ команда получает фишку, которая равна 10 секундам. Каждая команда зарабатывает время для последнего решающего конкурса.
Самое главное - это разгадать финальный вопрос. У каждой команды своё время, которое она заработала во время игры. Та команда, которая справится с последним заданием первой и станет победительницей.
Поприветствуем наши команды бурными аплодисментами.

(Приветствие и представление команд).

Учитель-логопед:
У каждой команды есть свой наставник, который поможет команде заработать дополнительные 10 секунд. Поприветствуем наших наставников.
Учитель-логопед:
Оценивать ваши результаты будет строгое, но справедливое жюри (представление жюри)
Учитель-логопед:
Внимание! Внимание! Дорогие болельщики! Сейчас наши интеллектуалы продемонстрируют свою эрудицию. От души приветствуем и поздравляем всех. Пожелаем успехов нашим командам победы.
Учитель-логопед:
Есть и у нас для вас игра, где знания вам проявить пора!
Пусть смекалка вам поможет проявить себя в игре!
Не стесняйся, не ленись – победителей ждёт приз!

1 раунд – «Слоги»

Учитель-логопед:
Познакомимся с правилами игры.
Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать курьеру, который приносит листок с ответом жюри.
Помогать мне будут мои помощники – Наташа и Настя.
1 вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога (файл с изображением называется "ris2")
1. Грач
2. Дятел
3. Воробей
Справка: А вы знаете, что длина языка дятла достигает 15 сантиметров.
2 вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог (файл с изображением называется "ris3")
1. Лось
2. Лиса
3. Белка

Справка: Зимой за 1 сутки лось обгладывает кору около 100 (ста) деревьев и кустарников.
(Жюри подводит итоги, во время игры курьеры собирают листочки с ответами, раздают жетоны)

2 раунд – «Гласные звуки»

Учитель-логопед:
Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.
1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и] (файл с изображением называется "ris4")


2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
1. синий
2. зелёный
3. красный


3 вопрос: Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук (файл с изображением называется "ris6")
1. мак
2. роза
3. тюльпан


Справка: Самый маленький бутон розы – размером с рисовое зёрнышко учитель-логопед демонстрирует рисовое зёрнышко).
(Жюри подводит итоги)

3 раунд – «Согласные звуки и буквы»

Учитель-логопед:
Когда мы произносим согласные звуки, воздушная струя встречает преграду (зубы, губы, язык)
1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится (файл с изображением называется "ris7")
1. ы
2. м
3. у


2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (файл с изображением называется "ris5")
1. синий
2. зелёный
3. красный
3 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный мягкий (файл с изображением называется "ris8")
1. матрёшка
2. мяч
3. кукла

(Жюри подводит итоги)


4 раунд – «Перемена»

Учитель-логопед:
Команда строится в колонну за капитаном. По сигналу каждый игрок команды добегает до мольберта, обводит предмет, в названии которого встречается звук [а]. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием и верно обведёт все картинки с заданным звуком (файл с изображением называется "ris9")


(Во время конкурса звучит композиция « Буква А»)

5 раунд – «Звуки и буквы»

1 вопрос: Определи количество звуков в слове дом? (файл с изображением называется "ris10")

(Жюри подводит итоги)

6 раунд «Физкульт - привет»

Учитель-логопед:
Вы знаете, что буквы можно вылепить, выложить из разных предметов, а мы с вами сейчас при помощи разных частей тела её изобразим.
Задание: Подумайте, изобразите командой букву М. Выигрывает та команда, которая более точно, разнообразно и оригинально изобразит эту букву. Выигравшая команда получает жетон. (Во время конкурса звучит композиция «Азбука»)
(Жюри подводит итоги)

7 раунд «Магический шар»

Учитель-логопед:
Сегодня в «Магическом шаре» спрятана гласная буква. В русском языке на этот гласный звук нельзя назвать ни один предмет. Напишите эту гласную букву. ответ: буква Ы(Жюри подводит итоги)

8 раунд «Спецзадание»

Учитель-логопед:
Сейчас приглашаем к участию наших наставников, ваших родителей. Для вас тоже есть задание, ответив правильно, вы принесете своей команде дополнительный жетон.
Задание: Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие (файл с изображением называется "ris11")
1. арбуз
2. груша
3. мандарин


(Во время конкурса звучит композиция «Взрослые и дети»)
(Жюри подводит итоги)

9 раунд «Вопрос на засыпку»

Учитель-логопед:
Каждая команда подсчитывает количество жетонов, каждый жетон равен 10 секундам. Команда выполняет последнее задание за время, заработанное во время игры. Выигрывает та команда, которая первая справляется с заданием (во время конкурса жюри следит за временем)
Задание: Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки
(файл с изображением называется "ris12")

За основу взят материал учителя начальных классов Пановой Н.Ю. МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи

Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание; мелкую моторику.

Закреплять знания детей о звуках и буквах, навык чтения по слогам; умение делить слова на слоги, определять местонахождение звука в слове.

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Предупредить переутомление детей на занятии.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, текст письма в конверте, карточки с заданием «Узнавай-ка», карандаши, воздушные шарики.

Ход занятия

На зкране заставка «Путешествие в Буквоград» (слайд № 1)

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
“Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.

Прежде чем начать занятие, я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо.(слайд № 2)

Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо из сказочного города Буквограда для детей подготовительной группы, то есть для вас! Прочитаем письмо?(Педагог открывает конверт, достает письмо, читает его)

Текст письма:

Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители сказочного города Буквограда. Мы узнали, что вы ходите в подготовительную к школе группу и выучили все буквы. Вы такие умные, молодцы! Поэтому мы хотим пригласить вас в гости в наш волшебный город. Жители Буквограда приготовили для вас интересные игры и увлекательные приключения. С нетерпеньем ждем вас, приезжайте поскорее.

Жители Буквограда

Ну что, отправимся сегодня в гости в сказочный город Буквоград?

А кто же живет в Буквограде?

Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в гостях.

А на чем мы поедем? (дети предлагают варианты)

(слайд № 3)

Ой, смотрите, а вот и поезд, давайте поедем на нем!

Мы хотим отправиться в волшебную страну, поэтому и поезд у нас тоже непростой, а волшебный.

Ребята, чтобы поезд смог тронуться мы должны ответить на вопросы:

1Какие бывают звуки?

2)Чем гласные звуки отличаются от согласных?

3)Какими бывают согласные звуки?

4)Какие звуки всегда бывают только твёрдыми?(ж, ш, ц)

5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч,щ)

6)Чем отличаются буквы от звуков?

7) Сколько всего гласных букв?

8)Какие буквы не имеют звука?

Мы можем отправляться в Буквоград!

(Звучит гудок поезда и стук колёс)

Закрываем глаза и под звуки движущегося поезда представляем, как мы едем, проезжаем города и села.

(слайд № 4)

Открываем глаза: мы в Буквограде! Давайте прогуляемся по улицам этого чудесного города!

(слайд № 5)

Ой, смотрите, мы попали на улицу, которая называется… (дети читают) («Угадай-ка»,). Жители Буквограда предлагают нам отгадать загадки.(слайды № 6-11)

Дети отгадывают загадки.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие. (слайд № 12)

Мы с вами оказались на следующей улице. Прочитайте и скажите её название. («Сочиняй-ка») Это очень интересная улица, здесь любят гулять буквы и образовывать слоги. Они приглашают нас с ними поиграть. Давайте посмотрим, какие слоги гуляют сейчас по улице и придумаем слова, начинающиеся на эти слоги.

(слайд №13)

Смотрите, ребята, мы пришли на улицу… (дети читают) («Путешествий»)

А вот и наш поезд. Буквы тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. Сейчас слева от паровозика будут появляться буквы. Что обозначают буквы? Я буду называть слова со звуком, который обозначается этой буквой. Вы будете внимательно слушать слова. Если звук, который обозначается этой буквой, находится в начале слова, то букву мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?

Слова:

К-кот М-компот И- кит

П- гриб Т- рот

А-аист

Молодцы, ребятки, все буквы правильно рассадили по вагончикам и мы можем двигаться дальше.

(слайд № 14)

Смотрите, ребята, мы попали на улицу «Заблудившихся букв». Мне кажется, здесь произошла беда: буквы в словах заблудились и не могут найти свое место. Давайте поможем им?

Дети выполняют задание. (слайды № 15-19)

Жители этой улицы благодарят вас за помощь и предлагают немного с ними потанцевать. (слайд №20) Звучит музыка «Зверобика»- дети танцуют.

Молодцы! Мы идем на следующую улицу.

(слайд № 21)

Смотрите, ребята, куда мы попали? (на поляну игр ). Буквы решили поиграть с нами в прятки. Они образовали слова и спрятались от нас. Давайте отыщем их и составим с ними предложения.

Дети выполняют задание.

Здорово! Мы поиграли и отыскали все буквы! Движемся дальше!

(слайд № 22)

Посмотрите, где же мы с вами находимся сейчас?

Что за улица расположилась вдоль реки?(«Сказочная»)

Здесь живут слова-названия сказочных героев. Всех их вы хорошо знаете.

Сказочные герои перепутали свои дома. Герой, название которого состоит из одного слога живёт в домике с одним окошком и т.д. Дети, давайте поможем героям вернуться в свои дома.

Дети выполняют задание. (слайды №23-24)

Мы попали в переулок. Какое он носит название? («Узнавай-ка») Мне кажется, здесь побывал злой дед-Буквоед, который любит питаться буквами. Хорошо, что мы с вами вовремя пришли, и он не успел съесть все буквы. (слайд № 26)

Смотрите, что от них осталось. Нам нужно помочь буквам: узнать и дописать их.

Дети садятся за столы и выполняют задание, свои выполненные работы выставляют на мольберт.

Ребята, мы побывали на всех улицах сказочного города Буквограда.

В память о нашем путешествии в город Буквоград жители сказочного города дарят вам воздушные шары! (слайд № 27)

А нам пора возвращаться в родной детский сад.

Смотрите, а вот и поезд. (слайд № 28)

Закроем глаза и под звуки поезда отправимся домой. (звучит гудок поезда и стук колёс)

Открывайте глазки. Вот мы и в родном детском саду.

Понравилось вам путешествие в сказочный город? Что понравилось больше всего?

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

ТЕМА : «Цветик-Семицветик»

Возраст : подготовительная к школе группа .

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие :

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал : цветок с семью лепестками, конверт с письмом.

карточки с рисунками.

Раздаточный материал : цветные кружочки (красные, синие) ; карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.

Организация детей : в кругу, за столами;

Предварительная работа : игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори» ; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура :

1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»

2. Работа по теме занятия : - 2 задание

3 задание

4 ФИЗМИНУТКА - 5 задание «Найди звук»

6 задание «Игра Звуковые домики» .

7 задание

3. Итог занятия . Ход :

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг) .

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт , достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.) Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, какой лепесток откроем первым , Имя ребёнка?

Ответы детей.

1 Задание «Отгадай загадку и опиши»

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня … Воспитатель : Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети : теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, 2 задание «Составь предложение по картине»

Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна» ). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений :

1. Наступила долгожданная весна.

2. Дети пошли гулять в парк.

(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились. Воспитатель : Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.

Воспитатель : какой лепесток с заданием будем открывать ?

3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

Воспитатель : Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ» . Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Сколько звуков в слове «МАРТ» ?

Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ» .

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

Воспитатель : Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

4. Физкультминутка :

Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание :

5 задание «Игра Звуковые домики» . Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки) . Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 6 задание «Подели слова на слоги и определи их количество» .

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

7 Задание «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н?

Дети. В середине слова.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Цели занятия:

Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.

Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.

Способствовать развитию звукого анализа и фонематического слуха.

Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.

Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.

Оборудование : дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.

1 Орг. Момент

2 Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

В сказке небо синее

В сказке птицы страшные

Яблонька спаси меня

Реченька спаси меня

(Гуси-лебеди)

Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Ра-ра-ра- начинается игра.

СА-са –са- ждут в пути нас чудеса.

(Выбегает баба-яга под музыку)

Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.

(Убегает баба-яга)

Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)

3.Фонетическая зарядка

В лесу воют волки у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

Что мы произнесли? (Звуки)

Что такое звуки?(мы слышим, произносим)

Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных?

Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

  1. Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».

(передаем яблоко называя слово)

…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.

Физминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

  1. Ребята смотрите мы дошли до речки может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку

Унесли? Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.

Лимон-зеленая фишка

Рыба-синяя фишка

(Работа с карточками и фишками)

Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.

  1. Встречаем печку

Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?

Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.

Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.

Физминутка

Руки подняли

И покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули

Тихо встряхнули

Это деревья в лесу

Руки подняли плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже

Покажем, руки положим назад.

(Баба-яга выбегает под музыку)

  1. Отгадайте загадку

На опушке

На дорожке

Стоит дом

На курьих ножках

Звуковой анализ слова изба

Ск-ко звуков в слове? (4)

1 зв? (и) гласный

2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.

3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.

4 зв? (а)гласный

Сколько слогов в этом слове? Молодцы!

Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.

  1. Работа в тетради

Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.

Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,

угощайтесь

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Программное содержание.

  1. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
  2. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
  3. Закреплять умение составлять предложение из двух слов; с заданным словом.
  4. Учить выкладывать предложение.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал:

Красные, синие, зеленые фишки; доска; игрушка-грузовик; яблоки.

Раздаточный материал:

Красные, синие, зеленые фишки; серебристые прямоугольники; карточки для выкладывания с изображением яблока; картинки с изображением различных предметов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I . АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения)

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы.). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой. Сел на лошадку. Поскакал домой. А лошадка с горки бежит быстро (имитация цокота копыт быстро).

II. ИГРА С МЯЧОМ

«Назови слово»

— Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в веселую игру «Назови слово». Я вам скажу тему, а вы мне будете называть слова. При этом передаете мяч друг другу, пока я не скажу СТОП! (Темы: Домашние животные, Фрукты, Дикие животные, Головные уборы, Предметы мебели, Овощи.).

— А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Я назову вам звук, а вы мне любое слово, которое начинается на этот звук.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ

Предложение

Ребята, смотрите, что у меня в руках (показываю игрушку-грузовик). А теперь смотрите, что она делает (показываю, что грузовик едет).

— Грузовик (машина) едет. У нас с вами получилось предложение. Сколько слов в нашем предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово.

— А сейчас я научу вас выкладывать предложение. Посмотрите, у нас есть серебристые прямоугольники. Один прямоугольник обозначает одно слово предложения. Слова в предложении нужно выкладывать на расстоянии друг от друга. Давайте попробуем вместе выложить наше предложение МАШИНА ЕДЕТ.

— А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас есть картинки с изображением предметов. У каждого картинка своя. Ваша задача придумать предложение с этими предметами.

Даю детям время на самостоятельную работу.

— А теперь давайте послушаем, у кого какие предложения получились.

Предлагаю детям выложить свое предложение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Ветер»

Ветер дышит, дышит (Руки вверх — глубокий вдох)

И деревья все колышет (Затем — в стороны, взмах кистями)

Ветер тише, тише, (Снова вверх — глубокий вдох)

А деревья выше, выше (И вниз, продолжительный выдох)

Сядем тише, тише. (Дети садятся за парты)

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Звуковой анализ слова

Выкладываю яблоки в кузов грузовика и спрашиваю у детей, что везет грузовик. (Яблоки). Затем убираю яблоки и оставляю одно, спрашиваю, что сейчас везет грузовик. (Яблоко). Предлагаю детям сделать звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Предлагаю детям послушать, как звучит слово, интонационно выделяя каждый звук. Далее предлагаю самостоятельно сделать звуковой анализ слова и выложить его фишками на карточке с изображением яблока.

Далее ребенок у доски разбирает слово, называет звуки и характеризует их. Вспоминаем правило, что звук [й`] самый короткий в нашей речи и всегда мягкий согласный. Дети должны найти ошибки (если они есть) у себя и исправить их.

— А кто мне скажет, сколько твердых согласных звуков в слове? А сколько мягких согласных? А сколько гласных звуков?

— А сколько слогов в этом слове? А почему ты так решил(ла)? А давай проверим. Как мы можем это сделать? (подставить руку к подбородку). А на какой слог падает ударение? Выслушиваю ответы детей, при этом помогаю, где требуется помощь.

IV. ИТОГИ

— Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?

— А что нового мы узнали?

— А кто у нас сегодня был самым активным?

воспитатель, ГБОУ СОШ № 1995, г.Москва