Кадры из аниме. Основные ТТХ ПКР "Киев"
Документальный сериал
(Россия, 2007). 24 фильма.
Руководитель проекта Армен Медведев.
Над сериалом работали: Владимир Герчиков, Андрей Трещалин, Николай Конюшев, Олег Никитин, Александр Сорокин, Сергей Измайлов, Татьяна Ставицкая, Вера Дорохина, Ирина Романова, Константин Миллер, Эдуард Редженов, Елена Судакова, Антон Пластинин, Ирина Тарасова, Анна Ворон, Галина Иванова.
Лауреаты "Фонда Ролана Быкова" делятся воспоминаниями из детства, рассказывают о своих родителях, домах, в которых выросли, о своем творчестве.
Фильм 1-й.
"Дядя Ералаш"
Юмористический журнал "Ералаш" стал популярным благодаря сегодняшнему его художественному руководителю Борису Юрьевичу Грачевскому.
Фильм 2-й.
"Я родом из цирка"
Александр Михайлович Татарский - известный режиссер-мультипликатор. Оказывается, для него с детства самым сладким запахом был запах цирковой конюшни.
Фильм 3-й.
"Начальник академии дураков"
.
Он любим взрослыми, его обожают дети. Известный клоун рассказывает, как в детстве в новогоднюю ночь увидел по телевизору маленького человечка с тросточкой и полюбил на всю жизнь мир клоунады и пантомимы.
Фильм 4-й.
"Встреча в Сокольниках".
Талантливый и любимый многими, острый на слово, умный, ироничный... Ведущий актер театра "Современник" и популярный киноактер Валентин Иосифович Гафт. Его память хранит удивительно счастливые встречи с великими деятелями искусства, которые помогли состояться его актерской мечте, сформироваться профессиональному мастерству и вкусу.
Фильм 5-й.
"Балетная сюита"
Восхищаясь многими блестящими ролями и многогранностью амплуа замечательного драматического актера театра и кино Михаила Михайловича Козакова, не многие почитатели его таланта знают, что в детстве он намеревался стать профессиональным танцовщиком.
Фильм 6-й.
"Тайна пластилиновой вороны"
Дворовое детство 1960-х. Все свои таланты детвора демонстрировала перед приятелями во дворе, любовь к музыке начиналась с концертов, где инструменты заменяли кастрюли, сковородки и тазы. У некоторых, как это произошло с Гришей Гладковым, позже появились свои ВИА. Кантри-группа "Кукуруза" и многочисленные песни, написанные для мультфильмов, среди которых почетное место занимает "Пластилиновая ворона", а начиналось все с "кастрюльных" концертов...
Фильм 7-й. "Мамин урок"
Уже много лет на экране танцует веселая Чуча - героиня одноименного веселого мультфильма замечательного сценариста и режиссера-аниматора Гарри Бардина. Но мало кто знает, что создание этого фильма совпало с уходом из жизни его мамы - самого любимого и главного для него человека. Радость и горе очень часто шагают рядом. С самого детства Гарри Яковлевичу пришлось убеждаться в справедливости этой фразы.
Фильм 8-й. "Перерождение человека"
Сергей Соловьев - мэтр отечественного кинематографа, известный кинорежиссер - рассказывает о том перерождении, которое может случиться с человеком, встретившем на своем пути незаурядную личность.
Фильм 9-й. "Где музыка берет начало"
Композитор Евгений Крылатов - автор многих популярных песен. Основной лейтмотив его произведений - радостный и беззаботный мир детства и вера в "прекрасное далеко".
Фильм 10-й. "Очевидное и вероятное".
Как закладывается интеллект ребенка? Какие люди на всю жизнь остаются в памяти юноши? Об этом зритель узнает из встречи с выдающимся отечественным ученым, академиком РАН, популярным телеведущим .
Фильм 11-й. "Смех и радость мы приносим людям"
Многие песни на стихи поэта Юрия Энтина стали музыкальными хитами, которые знают и поют все от мала до велика. Причина такой популярности его творчества - в неповторимой индивидуальности восприятия им окружающего мира и в семейном климате.
Фильм 12-й. "Путешествие из Екатеринбурга в Москву"
Известный режиссер, снявший много фильмов для детей, Владимир Грамматиков вспоминает, как большое семейство - четверо детей, мама, собака и корова - добирались в послевоенное время в товарном вагоне из Свердловска в Москву.
Фильм 13-й. "Мы с тобой одной крови"
Многое пришлось пережить семье военных медиков Табаковых в голодное время с маленькими детьми. Но и после их жизнь не стала легче, поскольку семейство оказалось под прицелом карательных структур. С благодарностью вспоминает Олег Павлович верных друзей семьи, не предавших ее в те времена, когда люди боялись своей тени. Имеено это и спасло их.
Фильм 14-й. "Продолжение легенды"
Легендарный хоккеист Владислав Третьяк, титулованный спортсмен, не одно десятилетие самоотверженно защищавший ворота сборной страны, вспоминает свой первый выход на лед в качестве вратаря, свои детские годы, проведенные в подмосковном Дмитрове.
Фильм 15-й. "Музыка юности"
Музыка в кино и театре. Как важно, чтобы своеобразие драматургии на сцене и на экране совпадало с мелодичным и гармоничным языком музыки. Герой фильма - Исаак Иосифович Шварц, всем своим композиторским талантом доказал, что он обладает ярким чутьем музыканта-драматурга и ему присущ тонкий психологизм. Именно это определило появление на свет замечательных кино- и театральных работ, созданных при его участии.
Фильм 16-й. "Обретение родителей"
Писатель рассказывает о трагической судьбе своих родителей, о своем сиротском детстве.
Фильм 17-й. Светописец из Малаховки
Учеба во ВГИКе подарила Анатолию Михайловичу Мукасею множество неповторимых встреч как с товарищами, выросшими впоследствии в известных актеров, режиссеров и операторов, так и с выдающимися педагогами, внесшими свою лепту в дальнейшее развитие талантливого ученика. Теперь за плечами уже хорошо известного в отечественном кинематографе кинооператора много великолепных профессиональных работ, от которых зритель получает огромное художественное удовольствие. И среди них одна из любимых - кинокартина "Нос", сделанная совместно с неповторимым .
Фильм 18-й. "Доктор мира"
Леонид Михайловия Рошаль - человек, чье сердце уже многие годы отдано больным детям, чьи руки спасли не одну детскую жизнь, чья гражданская позиция вызывает уважение и восхищение всех соотечественников.
Фильм 19-й. "Папа Бонифация"
Народный художник России Сергей Алимов - создатель таких прекрасных мультфильмов, как и . Теперь он работает в Театре кукол им. С.В. Образцова главным художником, полон сил и замыслов и продолжает талантливыми работами радовать своих почитателей.
Фильм 20-й. "Мастер"
Детство Зураба Церетели, пришедшееся на тридцатые годы, красивые сказки, которые рассказывала ему бабушка, Тбилиси, славящийся своими художественными и музыкальными традициями, сформировали многогранного и любящего жизнь художника.
Фильм 21-й. "На все роли мастер"
Своими воспоминаниями о создателе Фонда, разносторонне одаренном человеке Ролане Быкове, очень искренне и эмоционально делится народный артист СССР Алексей Баталов. Ему посчастливилось работать с мастером на двух фильмах - "Нос" и "Шинель".
в Избранное в Избранном из Избранного 0
Уважаемые форумчане. представляю Вашему вниманию исправление ошибок в повествованиии Вбоквел 3,5. Оговорюсь сразу, что приподнятое носовое образование корабля - исключительно ради повышения мореходности. Конструкция самолетов сначала не предполагала даже короткого взлета и посадки. Просто красивая переделка получилась. За основу брал импортный Альфа-Джет. На рисунке самолетов в малом масштабе слегка удлиненная носовая часть Як-41 в двухместном исполнении. Остекление фонаря общее с перемычкой по середине. Постарался выделить жирным наклонным основные изменения. Поскольку текст правился несколько десятков раз, боюсь не смог заметить всех огрехов. Пока на этом все.
История создания
Опыт создания и эксплуатации первых отечественных противолодочных крейсеров (ПКР) проекта 1123 потребовал разработки более совершенного корабля этого класса.
Прежде всего для обеспечения эффективного выполнения возложенных на ПКР задач требовалось увеличить численный состав корабельной авиагруппы, усилить вооружение, улучшить мореходные качества корабля и условия размещения личного состава.
Поэтому еще до вступления в строй головного корабля пр.1123 (ПКР «Москва») Невское ПКБ приступило к разработке проекта 1123.3, по которому предполагалось построить третий противолодочный крейсер-вертолетоносец с усиленным составом вооружения, увеличенной дальностью плавания и т.п. Корабль, уже получивший название «Киев» (заводской номер заказа С-703), планировалось заложить на стапеле «0» Черноморского судостроительного завода в Николаеве в феврале 1968 года. Однако, несмотря на то, что завод провел соответствующую подготовку производства и даже успел изготовить несколько днищевых секций нового ПКР, его закладка на стапеле не состоялась. Главной причиной этого стало намерение командования ВМФ оснастить будущий корабль самолетами вертикального взлета и посадки. Демонстрация экспериментального СВВП Як-36 прошла летом 1967 года в Домодедове (разработчик - ОКБ А.С. Яковлева).
Надо сказать, мнение о возможностях СВВП у специалистов было далеко не однозначным. Авиастроители Германии и Франции ограничились постройкой лишь опытных экземпляров. Наибольших успехов достигли англичане. Западные специалисты и военные в ряде случаев видели в СВВП многообещающую и менее дорогостоящую альтернативу самолетам классической аэродинамической схемы, то есть с горизонтальным взлетом и посадкой. В частности, их привлекала возможность использования СВВП с небольших взлетно-посадочных площадок, на создание которых не требовалось значительных затрат. С другой стороны, сами машины оставались тогда еще весьма несовершенными - их уникальная способность вертикально взлетать и садиться достигалась за счет значительного ухудшения других летно-технических характеристик. В итоге они значительно уступали самолетам с горизонтальными взлетом и посадкой. Особенно проблематичным было использование их в качестве летательных аппаратов корабельного базирования (ЛАК). Подобным опытом в то время не располагал никто. В нашей стране идея применения СВВП как палубного самолета, по воспоминаниям очевидцев, исходила от Д.Ф. Устинова, в то время секретаря ЦК КПСС по оборонным отраслям промышленности. Он был убежден в перспективности нового направления развития авиационной техники и в том, что отечественная авиапромышленность после освоения околозвуковых СВВП сможет создать и более совершенные сверхзвуковые истребители. За всем этим стояло то, что сегодня бы мы назвали «несимметричным ответом» - надежда с меньшими, чем у вероятного противника, затратами создать собственные авианосные корабли.
Для главкома ВМФ СССР адмирала флота С.Г. Горшкова ограниченные возможности СВВП не являлись секретом, однако возражать он не стал. Перспектива получения флотом авианосных кораблей даже относительно небольшого водоизмещения его вполне устраивала, так как появлялась реальная возможность создать столь необходимую морскую авиацию корабельного базирования. А личный контроль за ходом работ со стороны Д.Ф. Устинова гарантировал их выполнение в установленные сроки.
28 декабря 1967 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании на базе Як-36 легкого корабельного штурмовика Як-36М. Кроме того, Минавиапрому поручалась разработка по тактико-техническим требованиям ВВС и ВМФ аванпроекта более совершенного варианта машины - Як-36МФ (или Як-36П) с улучшенными характеристиками. Як-36МФ виделся как истребитель-перехватчик для флота и как фронтовой истребитель для ВВС. При этом в интересах обеспечения возможности базирования СВВП на борту кораблей Невскому ПКБ было поручено в 1968 году откорректировать проект 1123.3 (главный конструктор - А.В. Маринич). Невское ПКБ приступило к предварительным проработкам возможности базирования таких самолетов на ПКР еще до выхода указанного постановления- в сентябре 1967 года. В частности, конструкторы оценили возможности размещения и боевого применения СВВП на крейсере «Москва», определив габариты будущего самолета корабельного базирования и его основные конструктивные особенности, включая складывающиеся консоли крыльев, условия крепления и транспортировки в ангаре и на палубе, заправки топливом, сопряжения бортовой аппаратуры самолета с радиоэлектронными средствами корабля для управления полетами.
Иначе обстояло дело с корректировкой проекта 1123.3 - попытки совместить несовместимое привели к очевидному результату. Дело в том, что, с одной стороны, оставалось в силе ограничение ГУК ВМФ по величине стандартного водоизмещения будущего корабля (15 000 т). С другой, руководство флота выдвигало все новые требования в части решаемых будущим ПКР задач. Так, при базировании на нем вертолетов Ка-25ПЛ и СВВП Як-36М корабль теперь не только должен был обеспечивать поиск и уничтожение подводных лодок, но и нанесение авиационных ударов по надводным и наземным целям. Позднее добавилось также участие в десантных операциях. При этом требовалось увеличить общее количество ЛАК до 20-22 единиц, усилить зенитное вооружение (путем установки 30-мм автоматов), предусмотреть возможность временного размещения десанта, вдвое увеличить автономность плавания по запасам провизии и улучшить условия обитаемости личного состава. Дополнительно в целях повышения боевой устойчивости ПКР необходимо было найти место для пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса малой дальности. А проект 1123.3, с точки зрения свободных площадей, объемов и резервов энергообеспечения, свои возможности исчерпал.
В итоге постановлением правительства от 2 сентября 1968 года № 685-251 было принято совместное предложение Министерства обороны и Минсудпрома о прекращении постройки на ЧСЗ в г. Николаеве ПКР по пр. 1123.3 и о начале строительства ПКР «Киев» с авиационным вооружением уже по новому проекту 1143.
На корабли этого проекта возлагалось выполнение следующих задач:
Прикрытие корабельных соединений от ударов с воздуха, их противолодочное и противокорабельное обеспечение;
Обеспечение боевой устойчивости ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
Обеспечение развертывания подводных лодок;
Прикрытие морской ракетоносной, противолодочной и разведывательной авиации в зоне досягаемости корабельной истребительной авиации;
Поиск и уничтожение ракетных подводных лодок противника в составе группировок разнородных противолодочных сил;
Поражение группировок надводных кораблей противника;
Обеспечение высадки морских десантов.
Указанным постановлением поручалось: Министерству обороны выдать в месячный срок ТТЗ на проектирование корабля; Минсудпрому (НПКБ) - разработать по заданию Минобороны в 1968 году эскизный и в 1969-м -технический проекты ПКР пр.1143, а также обеспечить его постройку на Черноморском судостроительном заводе и сдачу флоту в 1973 году (!). Для обеспечения проектирования и строительства нового ПКР предусматривалось сохранение кооперации в поставках вооружения, механизмов и оборудования, сложившейся при создании ПКР типа «Москва».
Большое значение для соблюдения сроков строительства имела своевременная подготовка производства на ЧСЗ. Поэтому Невское ПКБ приступило к разработке эскизного проекта нового корабля еще до формального выхода постановления. Предполагалось при минимальных главных размерениях ПКР обеспечить завершение его строительства и испытаний без реконструкции стапеля «0» на ЧСЗ и сухого дока на Севастопольском морском заводе.
По инициативе А.В. Маринича в рамках эскизного проектирования было разработано в общей сложности девять вариантов проекта (I - IX), из них шесть - согласно ТТЗ и три инициативных. Первые различались между собой архитектурной компоновкой, размещением вооружения, механизмов и оборудования, объемом конструктивной защиты и, соответственно, сроками строительства и стоимостью. Так, варианты I и VII по составу вооружения и защите полностью соответствовали ТТЗ, но при равных главных размерениях и водоизмещении имели различия в расположении надстройки; во II и III вариантах надстройка сохранялась по аналогии с пр. 1123 (без смещения на правый борт); VI вариант отличался от I наличием усиленной конструктивной защиты, в IV предусматривалась возможность катапультного старта Як-36М, а для случаев аварийной посадки самолета на палубу с пробегом планировалась установка аварийного барьера.
В инициативных вариантах - V и VIII (со смещением надстройки на правый борт и увеличенной площадью полетной палубы) - основной акцент делался на усиление авиационного вооружения - оценивалась возможность базирования на корабле до 30-36 истребителей уже двух типов Як-36МФ и МиГ-23 (для обеспечения взлетно-посадочных операций последних предусматривалось наличие паровых катапульт и аэрофинишеров). Вариант VIII отличался от V увеличенными габаритами платформ самолетоподъемников из расчета возможности базирования в дальнейшем более тяжелых перспективных самолетов катапультного старта. Наконец, IX вариант, в отличие от остальных, должен был иметь ядерную главную энергетическую установку, а также нести самое большое количество летательных аппаратов (до 50 единиц, включая истребители Як-36МФ и МиГ-23, самолеты радиолокационного дозора и противолодочные, а также вертолеты Ка-25). Этот вариант не предусматривал наличия ударного ракетного оружия, ЗРК и десанта, а водоизмещение корабля должно было возрасти до 45 000 т. Помимо этого, НПКБ выполнило 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения более перспективными.
По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран VII вариант как наиболее оптимальный.
16 октября 1968 года главком ВМФ утвердил ТТЗ на проектирование ПКР с авиационным вооружением (проект 1143). С учетом поступивших в ходе рассмотрения эскизного проекта предложений и дополнений, были приняты решения по сокращению объема конструктивной защиты, комплексированию средств радиосвязи, а также увеличению водоизмещения до 28 000 т. По поводу размещения на корабле комплекса П-500 рассказывали следующее. Стремясь увеличить самолетовместимость, адмирал Горшков на одном из совещаний предложил осмотреть ракету «Базальт» и макет самолета Як-36М???. Говорят, что адмирал сказал буквально следующее: «, Вот это летит на 500 км и попадет или нет. А вот это, адмирал указал на самолет – может выпустить две ракеты и вернуться еще за двумя…». Летом 1969 года на основании предложений НПКБ, ВМФ и МСП отдельным решением увеличили водоизмещение до 29 000 т. Для обеспечения закладки корабля на стапеле в 1970 году НПКБ разрешалось выпустить предварительные заказные ведомости материалов и оборудования, плазовую документацию и основные рабочие чертежи по корпусу до утверждения его технического проекта, с последующей корректировкой (на Черноморском заводе для этого специально создали постоянную опергруппу Невского ПКБ).
Технический проект 1143 (шифр «Кречет») был разработан в крайне сжатые сроки и утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970 года. Основные элементы корабля и мероприятия по обеспечению его строительства утвердили в феврале 1971-го. При рассмотрении техпроекта министр судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутома, сторонник развития отечественного авианосного флота, назвал корабль «нашей хрустальной мечтой» и «визитной карточкой страны». Действительно, новый ПКР со смещенной по-авианосному к правому борту островной надстройкой, полетной палубой с консольным свесом, на которой разместили в ряд пять взлетно-посадочных площадок, смотрелся весьма эффектно и выгодно отличался от кораблей предыдущей серии.
Установку ЗРК средней дальности «Бук-М» разместили в корму от надстройки, а ЗРК ближней дальности типа «Оса-М» -в носу. Расположение 30-мм автоматов позволяло вести круговой обстрел воздушных целей. Торпедные аппараты помещались в специальных закрывающихся вырезах-амбразурах (по аналогии с ПКР проекта 1123) побортно.
Шлюпки и устройства для их спуска разместили в специальных нишах в кормовой части с обоих бортов.
Основные тактико-технические элементы крейсеров проектов 1123.3 и 1143 |
||
Наименование элементов |
Техпроект 1123.3 |
Техпроект 1143 (1976 г.) |
Авиационное вооружение |
14 ЛАК (Ка-25) |
22 ЛАК (Як-38, Ка-25) |
Ударное ракетное вооружение |
||
Зенитное ракетное вооружение |
2×2 ПУ ЗРК "Шторм" |
1×2 ПУ ЗРК "Бук-М" |
2×2 ПУ ЗРК "Оса-М" |
1×2 ПУ ЗРК "Оса-М" |
|
Артиллерийское вооружение |
2х2-76-мм АК-726 |
8х6-30-мм АК-630 |
Противолодочное вооружение |
||
ракетное |
1×2 ПУ РПК "Вихрь" |
|
торпедное |
2×5-533 мм ТА |
2×5-533 мм ТА |
бомбовое |
2×12 РБУ-6000 |
2×12 РБУ-6000 |
Водоизмещение, т: |
||
стандартное |
||
Скорость полного хода, уз. |
||
Дальность плавания, миль (уз.) |
Значительным изменениям подверглось радиоэлектронное вооружение. При сохранении многих прежних систем (МР-600, «Гурзуф», «Орион» и др.) корабль должен был получить целый ряд новых, более совершенных систем дальней связи и управления, большая часть которых еще не была принята от промышленности. Так, прежняя трехкоординатная РЛС освещения воздушной обстановки «Ангара» заменялась на более совершенную станцию «Фрегат». Предстояло также впервые установить на головном корабле, испытать и принять на вооружение комплексы связи «Тайфун-1», «Цунами-БМ», навигационный комплекс «Салгир-1143», систему управления «Каспий», системы «Привод-СВ», «Аист-К», «Лазурь» - всего 24 (????) совершенно новых изделия и системы.
Одновременно с этим, как известно, проводились работы по созданию самолетов корабельного базирования. Экспериментально-опытный СВВП Як-36 был создан в ОКБ А.С.Яковлева (ОКБ ММЗ «Скорость») в начале 1960-х годов для отработки компоновочных принципов, изучения работы силовой установки с изменяемым вектором тяги, а также для исследований динамики вертикального взлета и посадки и переходных режимов. После успешной демонстрации Як-36 в Домодедове А.С. Яковлев обращался в правительство с предложением о постройке малой серии (10-12 машин) для отработки корабельного базирования СВВП. Постановлением предусматривалось создание учебно-боевого варианта машины, а в перспективе - и истребителя. Правда, лишь 25 января 1969 года, то есть уже после завершения разработки эскизного проекта корабля, Главнокомандующие ВМФ и ВВС СССР утвердили тактико-технические требования (ТТТ) к будущему самолету, одновременно с Яковлевским КБ данной темой поручили заниматься и Эксперементальному Машиностроительному Заводу Мясищева.
Согласно ТТТ, Як-36М создавался как легкий штурмовик вертикального взлета и посадки, предназначенный для уничтожения самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), транспортных и противолодочных вертолетов, а также надводных кораблей противника и береговых целей. В этой связи обращает на себя внимание первое назначение СВВП корабельного базирования- уничтожение самолетов ДРЛО. Что в приложении к интересам ВМФ СССР могло означать только одно - первоочередное уничтожение в случае войны патрулировавших над Норвежским морем АВАКСов с тем, чтобы обеспечить развертывание советских подводных стратегических крейсеров. С этой задачей, принимая во внимание огромные расстояния до потенциальных целей, могли справиться только истребители корабельного базирования. Правда, шансы на уничтожение вражеского самолета ДРЛО у «яка» были невелики - с учетом малой полезной нагрузки и небольшого радиуса действия на ведение воздушного боя у него оставалось всего несколько минут. Нельзя не принимать во внимание также наличие у объектов атаки сильного истребительного прикрытия. И все же теоретически считалось, что в случае массированного применения Як-36 поставленная задача может быть выполнена. Вероятно, именно в этом кроется одна из главных причин оснащения ПКР проекта 1143 самолетами вертикального взлета и посадки. Причина, которая, по понятным соображениям, в бывшем СССР никогда не афишировалась и из-за которой «Киев» имел первоначально несколько странную и экзотическую классификацию: «Противолодочный крейсер с авиационным вооружением» (Любопытный пример из истории: в конце 1950-х годов в ЦКБ-17 проводили разработки по авианосной тематике (так называемая ПБИА - плавучая база истребительной авиации). Появление этого странного класса кораблей пояснялось тем, что термин «авианосец» военно-политическим руководством страны тогда воспринимался не иначе как «империалистическое оружие агрессии». Отсюда и вынужденный и унизительный для боевого корабля первой линии термин - плавучая база. Типичный пример того, как в угоду политиканам, вопреки здравому смыслу и общепринятой классификации корабельного состава в великой стране вынужденно изобретались «новые» типы кораблей, призванные решать, в общем-то, совершенно конкретные «старые» задачи. Следуя этой логике, с равным успехом можно было бы, например, ракетный крейсер классифицировать как плавучую базу крылатых ракет и т.п. - Прим, автора. ).
Эскизный проект и макет Як-36М ОКБ ММЗ «Скорость» представило на рассмотрение в марте 1970 года, а в апреле уже был готов первый опытный экземпляр за номером 01. Затем были построены еще два самолета - № 02 и № 03. В ходе заводских испытаний 25 февраля 1972 года летчик-испытатель М.С. Дексбах на самолете № 02 впервые совершил полет «по полному профилю» (вертикальный взлет - горизонтальный полет - вертикальная посадка).
Проектирование нового корабля сопровождалось решением целого ряда сложных проблем, таких, как создание беспиллерсовой конструкции ангарного покрытия площадью около 3000 м2, специального термостойкого покрытия полетной палубы, защищающего ее от воздействия высокотемпературных (более 1000°) газовых струй вертикально взлетающих самолетов, изготовление и установка звукопрозрачного и прочного обтекателя антенного поста ГАС диаметром 8,4 м, обеспечение взрывопожаробезопасности и эксплуатационного обслуживания авиационного вооружения, упорядочение воздушных потоков над верхней палубой (для создания благоприятных условий взлета и посадки). При активном участии ЦНИИ технологии судостроения и ряда других институтов Черноморский завод активно осваивал новые сварочные технологии, особенно автоматическую и полуавтоматическую сварку металлов больших толщин в среде защитных газов, сварку легких сплавов, дуговоздушную строжку и т.п.
В 1972 году заводчане по документации НПКБ изготовили и построили на аэродроме ЛИИ натурный отсек корабля с участком ВПП. На нем установили Як-36 и провели серию испытаний двигателей для определения силового и теплового влияния газовых струй на палубу, а также замер уровней шума в подпалубных помещениях. Первые же запуски повлекли за собой сильное коробление стального палубного участка поверхности отсека, испытания пришлось прервать. Предстояло срочно решать проблему теплоизоляции. Всесоюзный институт авиационных материалов разработал теплостойкое покрытие типа АК-9Ф.
Морская фаза испытаний самолета проходила в Феодосийском заливе на борту ПКР «Москва». На палубе крейсера была смонтирована специальная, оснащенная датчиками стальная площадка 20×20 м с жаростойким покрытием АК-9Ф из плит размерами 550×550 мм и толщиной 10 мм. 18 ноября 1972 года М.С. Дексбах, пилотировавший Як-36М, успешно совершил здесь первую посадку, корабль при этом стоял на якоре. Затем отрабатывалась методика посадки самолета на крейсер на ходу, а также во время качки. Интересно, что волнение моря на испытаниях имитировалось с помощью активных успокоителей качки - ПКР «Москва» раскачивали до требуемых значений. По результатам испытаний в 1973 году было принято решение о запуске Як-36М в серийное производство на Саратовском авиационном заводе. В 1974-м собрали три первые серийные машины. В 1975 года этот самолет официально приняли на вооружение авиации ВМФ под обозначением Як-38.
Здесь даже не знаю, как и продолжить! В общем ЭМЗ передали доработку и производство бывшего Як-38 (теперь это М-1381 в одно и двухместном вариантах), а КБ Яковлева сосредоточилось на разработке более совершенного Як-39 (41). Как-то так.
Несмотря на общность схемных решений, М-1381 мало походил на прототип Як-36 и предсерийный Як-38 и представлял собой достаточно оригинальный СВВП, с которым связывались большие надежды. Это был среднеплан с трапециевидным крылом двойной стреловидности и стреловидным оперением. Для удобства размещения в ангаре консоли крыла выполнялись складывающимися. Машина оборудовалась системой управления тягой САУ-36. Шасси - трехопорное, с носовым колесом, основные колеса - тормозные. Первоначально принятая ширина колеи шасси составляла всего 2,2 м, что оказалось недостаточным и однажды даже привело к опрокидыванию самолета на пробеге. В связи с этим, изменив конструкцию амортизационных стоек, колею увеличили до 2,75 м.
В состав комбинированной силовой установки входили подъемно-маршевый двигатель (ПМД) Р27В-300 с тягой в 6100 кгс и подъемный двигатель (ПД) РД36-35ФВ (позже РД36-35ФВР) с тягой 2900 (3050) кгс. ПМД имел одиннадцатиступенчатый компрессор и двухступенчатую турбину. Сопло - нерегулируемое, подвод воздуха - через однорежимные боковые воздухозаборники. Запуск ПМД - электрический, от внешнего источника питания. Двигатель РД36-35ФВ имел шестиступенчатый компрессор, одноступенчатую турбину и располагался наклоном оси на 10° вперед от вертикали. Двигатели работали на авиационном керосине, штатный запас которого составлял 2750 кг и помещался в кессонбаке между ПД и ПМД, а также в баке, расположенном в хвостовой части фюзеляжа. Надо отметить, что в связи с чрезвычайно малой дальностью полета на режиме вертикального взлета, самолет М-1381 был переработан для режима КВВП. Поэтому серийные варианты отличались кардинально переработанными силовыми установками Рыбинского завода и двигательной схемой. Самолет имел два маршевых двигателя типа РД36-36 и один подъемный РД36-35.
Пилотажно-навигационное и прицельное оборудование самолета обеспечивало выполнение боевых задач днем в простых и сложных метеоусловиях над сушей и над морем. В условиях плохой видимости использовался индикатор системы ближней навигации, работающий от корабельного приводного радиолокатора «Луч».
Самолет имел только подвесное вооружение: ракеты воздушного боя Р-60, неуправляемые ракеты в пусковых контейнерах, 23-мм подвесные пушечные установки, бомбы ФАБ-500 и ракеты Х-23 класса «воздух - поверхность».
Для стрельбы по наземным, надводным и воздушным целям на Як-38 устанавливался коллиматорный прицел АСП-ПФ-21. В дополнение к системе управления огнем монтировался блок системы «Дельта», предназначенный для управления крылатыми ракетами Х-23. Для спасения пилота в аварийных ситуациях М-1381оснащался системой принудительного катапультирования, выдававшей команду на покидание при достижении самолетом граничных значений углов крена и тангажа, а также на предельных значениях угловых скоростей вращения машины вокруг центра масс. В отличие от ВВС, не проявивших интереса к М-1381 из-за его слабых ЛТХ, для ВМФ использование КВВП выглядело вполне приемлемым, прежде всего сточки зрения решения специфических флотских задач. Так, например, для уничтожения неманевренных самолетов, вертолетов и надводных целей на дальностях порядка 150 км считалось достаточным наличие подвесных пушечных контейнеров ГШ-23Л, управляемых ракет Р-60 и Х-23 или шести бомб ФАБ-100. И хотя в качестве истребителя ПВО использование КВВП не предполагалось (для этого проектировалась более совершенная машина), он вполне мог решать задачи вытеснения воздушных и надводных средств дозора и ПЛО противника из зоны патрулирования атомных ракетных подводных лодок. Правда, реально это могло быть достигнуто лишь в случае массированного применения таких самолетов, для чего требовалось их групповое базирование на специализированном авианосном корабле с достаточно большой полетной палубой и средствами ПВО. Первоначально предполагалось использовать КВВП с борта крейсеров-вертолетоносцев проекта 1123, затем 1123.3, однако расчеты показали, что для размещения на борту необходимого числа летательных аппаратов этим кораблям явно не хватало водоизмещения. В результате, как уже говорилось, было принято решение о разработке нового проекта -1143. Основные ЛТХ СВВП/КВВП корабельного базирования
Экипаж, чел. |
||
Двигатели, тип и тяга, кг: |
||
подъемно-маршевые |
ТРД Р27-В-300 1×6100, |
ТРД РД36-36 2×5500, |
подъемные |
РД36-35 2×3250 |
ТРД РД36-35Ф 1×4100 |
Взлетная масса, кг: |
||
нормальная |
||
максимальная |
||
порожнем |
||
Запас топлива, кг |
||
2800 (макс. 3200) |
||
Размеры, м: |
||
размах крыла наибольший/в сложенном состоянии |
||
длина наибольшая |
||
высота максимальная |
||
Площадь крыла, м2 |
||
Летные характеристики |
||
Скорость, км/ч: |
||
наибольшая на высоте |
||
наибольшая у земли |
||
крейсерская |
||
Способ взлета/посадки |
Вертикальный или с коротким разбегом |
С коротким разбегом |
Практический потолок, м |
||
Дальность полета, км/высота, м (боевая нагрузка, кг): |
||
с подвесными топливными баками |
1300/10000 (400) |
|
без подвесных топливных баков |
Поначалу планировалось выпускать самолеты в одно и двухместных модификациях, но позже приняли решение делать только двухместный вариант, а в заднюю кабину при одноместной эксплуатации ставить малогабаритный вариант самолетной РЛС. Для этого, начиная с 30-й машины, изменили носовую часть. Для дозаправки в воздухе была разработана установка подвесного бака и системы дозавравки с вытяжным парашютом.
Основные ТТХ ПКР "Киев"
ВООРУЖЕНИЕ Авиационное:
общее количество ЛАК………………………………………………………………………………….22 (30)
в том числе:
штурмовики У/ВВП………………………………………………………………………………….М-1381
вертолёты………………………………………………………………………………………………….Ка-25
Ракетное:
зенитное…………………………………………1×2 ПУ ЗРК "<Бук-М", 1х2 ПУ ЗРК «Оса-М»
Артиллерийское…………………………………………………………………….8х6-30-мм АК-630
Противолодочное:
торпедное…………………………………………………………………………………..2х5-533-мм ТА
бомбовое……………………………………………………………………………………2×12 РБУ-6000
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Длина наибольшая, м ………………………………………………………………………………..273,1
Длина по КВЛ, м……………………………………………………………………………………….235,9
Ширина наибольшая, м………………………………………………………………………………..49,2
Ширина по КВЛ, м………………………………………………………………………………………31,0
Высота борта, м:
в носу………………………………………………………………………………………………………24,9
на миделе…………………………………………………………………………………………………21,6
в корме…………………………………………………………………………………………………….21,6
Наибольшая габаритная высота, м…………………………………………………………….61,6
Осадка средняя, м:
при нормальном водоизмещении…………………………………………………………….8,03
при полном водоизмещении……………………………………………………………………8,95
максимальная………………………………………………………………………………………..11,05
Водоизмещение, т:
стандартное………………………………………………………………………………………….30530
нормальное…………………………………………………………………………………………..36300
полное………………………………………………………………………………………………….41370
наибольшее…………………………………………………………………………………………..42100
Скорость хода, узлы:
экономического……………………………………………………………………………………….14,2
боевого экономического…………………………………………………………………………..18,3
полного……………………………………………………………………………………………………30,7
максимального…………………………………………………………………………………………32,5
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)……………………………………8000 (18)
Автономность, суток*…………………………………………………………………………………30
Экипаж, чел………………………………………………………………………………………….1433**
* По запасам провизии.
** Со штабом - 1483 чел.
Описание конструкции
Наличие на борту корабля пр. 1143 многочисленных ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов, предназначенных для решения различных боевых задач, предопределило своеобразный тип архитектуры корабля.
Система набора корпуса по всей длине была продольной (шпация 500 мм), в оконечностях - поперечной. Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали АК-25 (для толщин до 30 мм) и АК-27 (для толщин свыше 35 мм). Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Все вертикальные поверхности надстройки, дымовой трубы и самого корпуса делались наклонными от вертикали (до 10°) с тем, чтобы максимально снизить величину радиолокационного поля и, как следствие этого, - заметность корабля в целом.
Корпус крейсера имел 18 главных поперечных и две продольные водонепроницаемые переборки. В его средней части находилось шесть палуб и две платформы. Непосредственно под ангаром располагались машинные отделения; они, а также погреба авиабоезапаса и погреба запасных ракет главного ударного комплекса оснащались подводной конструктивной защитой (ПКЗ). Сплошное по длине двойное дно на достаточно большом протяжении (район машинных и котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса) переходило в двойной борт, где размещались бортовые цистерны, поднимавшиеся по высоте до 6-й палубы.
Согласно существовавшим в то время требованиям противоатомной защиты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырех смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).
В окончательном виде корабль проекта 1143 имел следующие расчетные ТТХ: наибольшая длина - 273,1 м, максимальная ширина - 49,2 м и осадка - 7м, наибольшая габаритная высота от киля до клотика (точнее, до верхней точки азимутально-радиодальномерного маяка)- 61,1 м; стандартное водоизмещение - около 30 500 т, полное - около 41 300 т, наибольшее - около 42 000 т. «Киев» (в отличие от «Москвы» и «Ленинграда», на которых до 1973 года были только бортовые номера) имел и целый ряд чисто внешних особенностей. Прежде всего, на нем установили впервые вводимое специально для кораблей этого класса носовое украшение - якорь с красной звездой и раскинутыми в стороны бронзовыми крыльями, напоминающими эмблему ВВС. Оно весило 1,2 т и имело внушительные размеры - 9,6×2,6 м. Над обоими якорными клюзами были приварены, как это принято на кораблях ВМФ СССР, красные звезды - по одной с каждого борта. Кроме того, название корабля из литых бронзовых литер помещалось в носовой части на обоих бортах, а также повторялось в верхней части транца кормы, под Государственным гербом СССР.
Полетная палуба общей площадью 6200 м2 совмещала взлетный участок с посадочной полосой. На ней располагались пять взлетно-посадочных позиций для СВВП и вертолетов. На правом борту в кормовой части полетной палубы находилось еще 6 технических позиций для обслуживания летной техники.
Авиационное вооружение.
На головном корабле предусматривалась возможность базирования 22 летательных аппаратов, в двух вариантах комплектации - самолетном (18 штурмовиков Як-36М (Як-38) позднее М-1381 и четыре спасательных вертолета Ка-25ПС) или вертолетном (18 противолодочных вертолетов Ка-25ПЛ и четыре спасательных Ка-25ПС). Всего же имелась возможность одновременного базирования на борту до 30 машин. Все они хранились в одноярусном ангаре (130×22,5×6,6 м), связанном с полетной палубой двумя самолетоподъемниками (лифтами), расположенными в нос и в корму от надстройки, по центру. Первый (носовой) служил обычно для спуска ЛАК в ангар, а второй - для подъема. Проектная вместимость ангара - 22 летательных аппарата. Перемещение самолетов и вертолетов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару - с использованием системы продольно-поперечной буксировки. Ангар оборудовался системами вентиляции с автоматическим выключением при пожаре, контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожаротушения и сигнализации; при необходимости пять опускаемых противопожарных асбестовых штор могли разделять общее пространство ангара на шесть изолированных зон.
Несколько слов об организации корабельного авиаполка. В отличие от американской практики, состав авиагруппы корабля пр. 1143 не был фиксированным и мог варьироваться в зависимости от решаемой задачи.
На полетной палубе имелись площадка для спасательного вертолета (с буквой «С» внутри круга) и пять ВПП (№ 1-5), обозначенных ярко-белыми кругами с соответствующими номерами внутри каждого. Кроме того, в кормовой части располагалась площадка для посадки транспортных вертолетов с буквой «Т» внутри круга. Вдоль полетной палубы слева и справа наносились пунктирные полосы ярко-желтого цвета, ограничивавшие участки палубы, в пределах которых ЛА могли осуществлять взлетно-посадочные операции.
Для обеспечения деятельности корабельной авиагруппы (в самолетном варианте) на борту хранились необходимые запасы авиатоплива, а также 18 спецавиабомб РН-28, 143 управляемые ракеты Х-23,176 ракет Р-ЗС, 4800 неуправляемых ракет С-5, 30 баков с зажигательной жидкостью ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250 (с бомбами ПТАБ-2,5).
Решение задач поиска, обнаружения, сопровождения и огневого поражения подводных лодок возлагалось на вертолеты Ка-25ПЛ. В состав специально разработанных для них систем ПЛО, объединенных в поисково-прицельную систему (ППС) «Байкал», входили РЛС «Инициатива-2К», опускаемая гидроакустическая станция (ОГАС) «Ока», радиогидроакустическая система «Баку» с приемным устройством СПАРУ-55 и 36 сбрасываемых радиогидроакустических буев (РГАБ), а также аналоговое прицельно-вычислительное устройство «Жасмин». На Ка-25 применялись четырехканальный автопилот и система автоматического управления двигателями. Вертолеты при решении задач ПЛО могли осуществлять поиск подводных целей, используя РГАБ, а также целеуказание с выносных постов (других кораблей и самолетов). Для уточнения координат обнаруженных целей использовалась ОГАС.
Поражать обнаруженные подводные лодки могли как сами вертолеты (самонаводящимися противолодочными торпедами АТ-1 или глубинными бомбами массой 50 или 250 кг), так и собственно крейсер, используя торпедные аппараты либо РБУ.
Для обеспечения деятельности авиагруппы в вертолетном варианте на борт (взамен указанной для самолетного варианта) принимались 30 авиаторпед АТ-1, 40 противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев «Поплавок» и 300 ориентирных буев ОМАБ-25.
Зенитно-ракетное вооружение было представлено одним ЗРК ближней дальности (ЗРК БД) «Оса-М» и одним ЗРК средней дальности (ЗРК СД) «Куб-М».
ЗРК БД «Оса-М» включал пусковую установку ЗИФ-122, 2 станции управления стрельбой 4РЗЗ и боекомплект из 20 ЗУР 9МЗЗ. В походном положении подъемная часть с пусковыми балками и вращающейся частью находилась в специальном погребе, где размещался и боекомплект. Ракеты располагались в четырех барабанах по пять ЗУР в каждом. Подъемная часть поднималась над палубой только в боевом положении вместе с двумя ЗУР. После пуска первой ракеты пусковые балки автоматически принимали вертикальное положение, а подъемная часть ПУ опускалась за очередными двумя ЗУР Перезаряжание занимало от 16 до 21 с. Скорострельность по воздушным целям составляла 2 выстр./ мин, по надводным - 2,8 выстр./мин. Масса комплекса без боезапаса равнялась 6850 кг. РЛС управления огнем находилась в непосредственной близости от пусковой установки и позволяла самостоятельно обеспечивать обнаружение целей, летящих на высоте 3,5-4 км, на дальности до 25- 30 км и на больших высотах - до 50 км. Координаты обнаруженной и опознанной цели поступали на станцию сопровождения, где использовались для наведения АП по пеленгу и поиска цели по углу места. Благодаря совмещению режимов обнаружения и захвата цели на сопровождение в одной системе время реакции сокращалось на 6-8 с.
Ракета 9М33 - одноступенчатая, твердотопливная, с двухрежимным двигателем, компоновка по схеме «утка».
После схода с направляющих ПУ наведение ЗУР осуществлялось системой управления. При приближении ракеты к цели на нее подавалась команда для взведения радиовзрывателя, который начинал излучать радиомагнитные импульсы и срабатывал при определенном уровне их отражения от цели. Предельный радиус срабатывания взрывателя - 15 м. Комплекс получал ЦУ как от корабельной системы обнаружения, так и от собственной системы управления, для этого служила РЛС. ЗРК «Оса-М» был принят на вооружение в 1973 году.
ЗРК СД "Куб" включал пусковую установку ЗИФ-101М, 2 комплекта РЛС обнаружения воздушных целей и целеуказания 1C11 и РЛС сопровождения цели и подсвета 1С31 и боекомплект 16 ракет. Антенны РЛС располагались в два яруса - сверху антенна станции 1С31, ниже - 1C11 - и могли вращаться по азимуту независимо друг от друга.
ЗУР 3М9 выполнена по схеме "поворотное крыло". Ракета была оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 1СБ4, которая захватывала цель со старта, сопровождала ее по частоте Доплера в соответствии со скоростью сближения ракеты с целью и вырабатывала управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель. ГСН размещалась в передней части ракеты, при этом диаметр антенны приближался к размеру миделя ЗУР. За ГСН устанавливалась боевая часть, а далее - аппаратура автопилота и двигатель.
Ракета была оснащена комбинированной двигательной установкой. Впереди располагался камера газогенератора с зарядом двигателя маршевой (второй) ступени 9Д16К. Продукты сгорания заряда газогенератора поступали в камеру дожигания, где остатки горючего сгорали в потоке воздуха, входящего через 4 воздухозаборника. Входные устройства воздухозаборников, рассчитанных на сверхзвуковые условия работы, оснащались коническими центральными телами. На стартовом участке, до включения маршевого двигателя, выходы каналов воздухозаборников в камеру дожигания были закрыты стеклопластиковыми заглушками.
В камере дожигания размещался твердотопливный заряд стартовой ступени - обычная шашка с бронированными торцами (длиной 1,7 м и диаметром 290 мм, с цилиндрическим каналом диаметром 54 мм) из баллиститного топлива ВИК-2 массой 172 кг. Так как газодинамические условия работы твердотопливного двигателя на стартовом участке и ПВРД на маршевом участке требовали различной геометрии сопла камеры дожигания, по завершении работы стартовой ступени (длительностью 3-6 секунд) предусматривался отстрел внутренней части соплового аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый заряд.
Подрыв осколочно-фугасной боевой части 3Н12 массой 57 кг (разработка НИИ-24) производился по команде автодинного двухканального радиовзрывателя непрерывного излучения 3Э27, созданного в НИИ-571.
Длина ракеты составляла около 5,8 м при диаметре 330 мм. Для обеспечения перевозки собранной ракеты в контейнере 9Я266 применили складывание левых и правых консолей стабилизаторов навстречу друг другу.
Станция 1С11 представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора (скорость обзора - 15 об./мин) сантиметрового диапазона с двумя независимыми работающими на разнесенных несущих частотах волноводными приемо-передающими каналами, излучатели которых были установлены в фокальной плоскости единого антенного зеркала. Обнаружение, опознание цели и целеуказание станции сопровождения и подсвета обеспечивалось при нахождении цели на дальностях от 3 до 70 км и на высотах от 30 до 7000 м при импульсной мощности излучения 600 кВт в каждом канале, чувствительности приемников порядка 10Е-13 Вт, ширине лучей по азимуту около 1 град и суммарном секторе обзора по углу места около 20 град. Для обеспечения помехозащищенности в станции 1С11 были предусмотрены:
- системы селекции движущихся целей (СДЦ) и подавления несинхронных импульсных помех
- ручная регулировка усиления приемных каналов;
- модуляция частоты повторения импульсов;
- перестройка частоты передатчиков.
Станция 1С31 также состояла из двух каналов с излучателями, установленными в фокальной плоскости параболического отражателя единой антенны - сопровождения цели и подсветка цели. По каналу сопровождения цели станция имела импульсную мощность 270 кВт, чувствительность приемника порядка 10Е-13 Вт, ширину луча около 1 град. Среднеквадратичная ошибка (СКО) сопровождения цели по угловым координатам составляла около 0,5 д.у., по дальности - около 10 м. Станция могла захватывать на автосопровождение самолет типа "Фантом-2" с вероятностью 0,9 на дальности до 50 км. Защита от пассивных помех и отражений от земли осуществлялась системой СДЦ с программным изменением частоты повторения импульсов, от активных помех - использованием метода моноимпульсной пеленгации целей, системы индикации помех и перестройкой рабочей частоты станции. В станции предусмотрели специальные меры для устойчивого сопровождения низколетящих целей. Передатчик подсвета цели (и облучения ГСН ракеты опорным сигналом) генерировал непрерывные колебания и обеспечивал надежную работу ГСН ракеты.
Тактико-технические характеристики
Ударное ракетное вооружение принесено в жертву авиационному. Установка ЗиФ-101 модернезирована для подвески ракет 3М9.
Артиллерийское вооружение состояло из четырех автоматизированных арткомплексов АК-630-МР-123. Комплекс АК-630-МР-123 включал две башенные шестиствольные 30-мм установки АК-630 (А-213) с системой управления МР-123 («Вымпел»). Боекомплект - 32 000 выстрелов; темп стрельбы- до 5000 выстр./мин. Дальность стрельбы 4-5 км. Патроны - осколочно-зажигательные и осколочные фугасно-зажигательные. Масса установки -до 3700 кг. Принят на вооружение в 1976 году. Основное назначение - поражение средств воздушного нападения, прежде всего атакующих крылатых ракет, а также малоразмерных морских целей, плавающих мин и т.п.
Противолодочное вооружение было представлено двумя поворотными пятитрубными торпедными аппаратами ПТА-53-1143 и двумя реактивными бомбометными установками РБУ-6000.
Два 533-мм пятитрубных поворотных торпедных аппарата ПТА-53-1143 (с боезапасом 20 торпед(всего)) размещались в специальных бортовых нишах с лацпортами побортно. Такая компоновка на корабле с избыточным надводным бортом обуславливалась значением величины предельно допустимой высоты падения торпед в воду (не более 7-7,5 м). Аппараты предназначались для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами СЭТ-53 и СЭТ-65, хранившимися в аппаратах.
Две автоматические 12-ствольные реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект 120 бомб), входившие в состав системы «Смерч-2», принятой на вооружение в 1961 году, предназначались для одиночной или залповой стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-60 массой 119,5 кгс23,5-кг фугасной боевой частью на дальность до 6000 м. В состав системы также входили заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-60 со взрывателями УДВ-60 и ВБ-2, система ПУСБ «Буря». Целеуказание выдавалось корабельной системой «Спрут-1143».
Основной задачей РБУ являлось поражение подводных лодок, вспомогательной - уничтожение атакующих корабль торпед за счет стрельбы по площадям. В то же время достаточно эффективные против дизель-электрических субмарин РБУ не могли представлять серьезной угрозы для быстроходных атомных подлодок. Поэтому на корабле пр. 1143 основной задачей РБУ было как раз поражение атакующих торпед.
Радиотехническое вооружение «Киева» включало автоматизированную систему сбора и обработки информации, целеуказания и выработки решения «Аллея-2» (управление оружием и радиотехническими средствами ПКР, а также наведение вертолетов), гидроакустическую станцию дальнего обнаружения быстроходных подводных лодок МГ-342, гидроакустический комплекс для обнаружения подводных лодок «Платина», аппаратуру приема информации от РГАБ МГС-407К, станцию обнаружения подводных лодок по тепловому контрасту кильватерной струи МИ-110К, станцию обнаружения подводных лодок по кильватерному следу МИ-110Р, трехкоординатную помехозащищенную РЛС дальнего воздушного обнаружения и целеуказания МР-600 (основная), трехкоординатную помехозащищенную РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Фрегат» (резервная), систему автоматизированной обработки радиолокационной информации и целеуказания «Байкал-1143», аппаратуру системы радиолокационного опознавания «Кремний-2М», морские приборы целеуказания МПЦ-301, навигационные РЛС «Волга» и «Вайгач-1143» (с блоком «Пальма»). Корабль оснащался навигационным комплексом «Салгир-1143», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ- и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ-радиостанций).
Средства радиоразведки - три радиоприемника типа Р-678Н, шесть - типа Р-670М и два - типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устройства СРС-2, широкообзорные УКВ-приемники Р-710 и Р-714 и система постановки радиопомех(УКВ) Р-740К.
Согласно проекту корабль оснащался автоматизированными системами ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов («Привод-СВ»).
В состав радиотехнического вооружения входили средства информации о радиолокационной обстановке и радиоэлектронного противодействия («Гурзуф» и «Гурзуф-1»), аппаратура обеспечения одновременной работы корабельных радиотехнических средств, гидроакустические станции «Орион» (подкильная) и «Платина» (с буксируемой антенной).
При этом, в отличие от опускаемой антенны на ПКР проекта 1123, гидроакустическая антенна ГАС «Орион» на «Киеве» размещалась в стационарном бульбовом обтекателе. Бортовые акустические комплексы в сочетании с другими средствами позволяли обнаружить цель на любой доступной для подводных лодок глубине погружения.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) крейсера была унифицирована с применявшейся ранее ЭУ крейсеров проектов 58 и 1123. На «Киеве» она была принята четырехвальной, котлотурбинной (восемь котлов КВН 98/64), с высокими параметрами пара, суммарной мощностью 180 000 л.с. ГЭУ состояла из четырех автономных турбокотельных групп, расположенных по две в двух машинно-котельных отделениях, образующих два самостоятельных отсека и работающих каждая на свой гребной винт. Четыре главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-12-3 позволяли кораблю развивать скорость полного хода 30,7 узла.
В качестве движителей использовались четыре бронзовых четырехлопастных малошумных гребных винта. Корабельные электростанции (шесть турбогенераторов и четыре дизель-генератора общей мощностью 15 000 кВт) располагались в смежных с машинно-котельными отделениями энергоотсеках, из расчета по два на каждый эшелон. Элементы установки, генераторные агрегаты и главные распределительные щиты были унифицированы с проектом 1123. Для автоматизированного управления электроэнергетической установкой служила система «Терек-2». Широко применялись амортизация механизмов и использование изолирующих покрытий, особенно в машинных отделениях.
Основные корабельные устройства и системы включали:
Автоматизированный якорный комплекс из двух якорей Холла массой по 10 т, двух якорь-цепей калибра 72 мм по 350 м и двух якорно-швартовных шпилей с дистанционным управлением ШЭ72; предусматривалась возможность автоматического подтормаживания свободного падения якоря (опускания якорь-цепи). Отдача якорей осуществлялась дистанционно из ходовой рубки корабля;
Рулевое устройство в составе двух полубалансирных рулей, двух рулевых машин Р35, аппаратуры авторулевого «Питон-231Н»;
Успокоители качки - один комплект устройства 89-1 в составе одной пары выдвижных управляемых рулей с закрылками и аппаратуры управления рулями «Руль-63М»;
Система автоматического включения противопожарных средств «Карат-М».
Все корабельные системы имели централизованное дистанционное и автоматизированное управление посредством системы «Каспий». Корабль оснащался четырьмя холодильными машинами МХТМ-235-2000, четырьмя водоопреснительными установками котельной воды МЗ-С, а также системой кондиционирования из 25 установок «Пассат» в жилых и служебных помещениях крейсера.
Корабельные плавсредства включали два больших командирских катера пр.1404 («Соколенок»), два больших рабочих катера пр.1402Б («Бекас»), два шестивесельных яла проекта ЯЛ П6. Все они, как и устройства для спуска на воду и подъема на борт, размещались на шлюпочных площадках в нишах корпуса в корме. 120 спасательных плотиков типа ПСН-10М размещались на специальных креплениях вдоль обоих бортов.
Корабль комплектовался устройствами для приема жидких и сухих грузов - одним «Струна 2П-400», двумя «Струна П-1000» и одним «Струна 1П-2.5» типа СО.
Химическое вооружение включало систему универсальной водяной защиты, комплекты зимней спецобработки и 52 фильтровентиляционные установки (ФВУ).
В общей сложности только на головном корабле серии предполагалось установить образцы 24 новых систем, еще не принятых на вооружение ВМФ СССР (!).
Экипаж крейсера составлял по штату 1433 человека (1483 со штабом), в том числе 280 (320) офицеров, 216 (221) мичманов и главстаршин и 937 (942) старшин и матросов. Офицеры размещались в 68 одно- и двухместных каютах, мичманы и главстаршины - в 66 одно- и шестиместных каютах, старшины и матросы- в 55 шести-двадцатишестиместных кубриках. Автономность по запасам провизии составляла 30 суток.
Парочка красивых фото
В наше перенасыщенное информацией и событиями время уже трудно удивить кого бы то ни было рассказом о встрече с НЛО. Более того, эта тема прямо-таки "навязла в зубах". Складывается впечатление, что добрая половина жителей планеты уже сталкивалась так или иначе с представителями других миров. Приводятся очень убедительные факты, впечатляющие описания произошедших контактов, видеосъёмки, фотографии.
И вот на этом "рублёвом" фоне я предлагаю читателю свои "три копейки", "почти не веря во взаимность". Исхожу при этом только из того, что реальное событие имеет право быть зафиксированным на бумаге. И не более.
Случилось это в январе 1992 года. Число, за давностью лет, уже не помню. Вроде бы, была середина месяца. Жил я на окраине города Новосибирска, откуда, собственно, и наблюдал интереснейшее явление, подобного которому ни до, ни после никогда не видел.
Итак, вечером морозного январского дня стоял я на автобусной остановке, притопывая ногами и с тоской ожидая появления транспорта. Период, когда всё произошло, могу назвать точно – с 19.20 до 19.35 по новосибирскому времени. Было по-вечернему темно. Небо чистое, с появившимися кое-где звёздами. Кроме меня на остановке находилось ещё несколько человек. Наблюдали ли они это явление наряду со мною, сказать затрудняюсь.
И вот, прохаживаясь и постукивая ногу об ногу, в какой-то момент я повернулся лицом в сторону севера, и вдруг узрел что-то необычное. Подняв взгляд к небу, с некоторым недоумением я увидел, как прямо на моих глазах участок ночной тьмы несколько выше уровня горизонта стал светлеть. Высветился изрядный кусок пространства. И стало отчётливо видно, что по направлению с запада на восток там, в космосе, движется объект цилиндрической формы, с одной стороны как бы, что ли, скошенный под конус. Этот объект я моментально окрестил про себя "Салютом", поскольку внешне он напомнил мне эту советскую орбитальную станцию. (Так я его и буду называть.)
Итак, "Салют" плыл в космосе слева направо медленно-спокойно. А навстречу ему не менее величаво двигался другой объект, шарообразной формы, светло-серого цвета, сопоставимый по размеру.
Я, с любопытством, следил за этим потрясающим рандеву. Ещё бы! Вот так, запросто, увидеть момент стыковки двух космических кораблей, это, знаете ли, дорогого стоит! Такое и по телевизору нечасто наблюдать приходится, а тут – въяве, собственными глазами! В том, что это происходит плановая стыковка наших аппаратов, я не сомневался. Единственное, что меня тогда удивляло – почему же всё это действо видно ТАК отчётливо, словно кто-то нарочно осветил "сцену" гигантским прожектором? Однако, был я ещё сравнительно молод и неопытен, и в тот момент просто решил, что бывает в жизни и такое. Хотя ничего подобного с тех пор видеть мне уже не пришлось.
События, меж тем, развивались своим чередом. "Салют" и шар неуклонно сближались, и я с интересом ждал, когда стыковочные узлы их сойдутся. Оставалось совсем чуть-чуть до их касания друг с другом. В этот момент меж двух аппаратов произошла яркая вспышка. Я просто обомлел, когда увидел это. Что-то вроде взрыва. В стороны полетели какие-то непонятные ошмётки и сгустки. А потом произошло то, что я мог ожидать ещё в меньшей степени. Серебристый шар с потрясающей скоростью рванулся от "Салюта" вниз-влево, отлетел на некоторое расстояние, затем без малейшей задержки помчался по горизонтальной прямой вправо, прочертив в пространстве длинный яркий след, уменьшился в точку и... исчез.
"Как хвостик росписи." – подумал я, глядя на светившуюся, утончавшуюся к концу
полосу. (Теперь-то я полагаю, что шар не "исчез", а просто-напросто умчался по направлению "от меня", наблюдавшего за ним с Земли.)
"Салют" же как ни в чём не бывало продолжал медленно двигаться на восток. Так я
и провожал его взглядом, пытаясь в то же время хоть как-то осознать, что же это, собственно, приключилось только что на моих глазах.
А освещённый участок неба, где всё это происходило, начал довольно быстро темнеть и вскоре уже ничем не отличался от остального мерцающего звёздами пространства, поглотив в конце концов мраком и "Салют". Вот и всё. Заняло это действо не больше 15-ти минут от "проявления" в небе до "ухода во тьму". Дальше были мои размышления по поводу.
То, что это не была стыковка двух космических аппаратов, сомневаться уже не приходилось. Ведь если бы в момент подлинной стыковки произошло какое-нибудь ЧП со взрывом, и станция, и подошедший к ней модуль получили бы повреждения, вплоть до полного разрушения обоих объектов. Здесь же ничего подобного не было. Ну, а самое главное – в любом случае обычный космический корабль не смог бы улететь от станции с такой скоростью. А именно СКОРОСТЬ передвижения шара поразила меня сразу же. Тогда ещё мысленно я сравнил её со скоростью мчащегося высоко в небе самолёта, который, даже будучи сверхзвуковым, всё равно при взгляде с земли кажется совсем не быстро летящим, а вполне неторопливо ползущим там, в вышине (хотя, это обманчивое впечатление на самом-то деле!) Улепетнувший же от станции шар зримо превысил все мыслимые критерии "благопристойности", учитывая, к тому же, ещё большее расстояние от наблюдателя с Земли!
Как хотите, а сомнений у меня не оставалось – наша техника с такой скоростью НЕ ЛЕТАЕТ! И, стало быть, этот шар являлся либо каким-то природным явлением, либо это был самый натуральный инопланетный корабль. Наблюдал я его, будучи вполне вменяемым. По цвету и по форме шар представлял собой скорее искусственную конструкцию, нежели, скажем, некий плазменный сгусток. Хотя, конечно же, для специалистов мои слова прозвучат неубедительно, но, как говорится, что есть, то есть.
И вот, будучи воспитанным в духе советской науки и очень скептически относившийся к разным там НЛО, я, тем не менее, в тот вечер сделал вывод – инопланетяне-то существуют! Или я должен перестать верить собственным глазам и разуму.
Всё же я ждал какого-либо подтверждения этого события в газетах и по ТВ. Шли дни, недели, месяцы, годы, и ничего нигде "не просочилось". Возможно, если бы я приложил максимум усилий в поисках свидетелей, глядишь и нашёл бы. Но интернета тогда ещё не было и в помине, в кружке любителей астрономии я не занимался, так что в итоге всё осталось там, где находилось. Жизнь к тому же в те годы была весьма своеобразного качества и, в общем-то, не до НЛО мне было, как и многим моим соотечественникам.
Уже много позже я уточнил, что в январе 1992-го года на околоземной орбите находилась российская космическая станция "Мир" с двумя космонавтами. И, стало быть, кто-нибудь из них вполне мог наблюдать НЛО в непосредственной близости, с борта станции. И подобное событие не оставило бы их равнодушными. И, сдаётся мне, происшествие это было ими таки зафиксировано, и доложено о нём было кому следует, на чём всё, надо полагать, и закончилось.
Что касаемо меня, событие это оказалось единственным знакомством с инопланетной техникой. Весьма, впрочем, впечатляющим и не оставляющим сомнений в её реальности. Глядя теперь по телевизору на другие свидетельства существования инопланетян, я мысленно приплюсовываю их к своему собственному и... жду?
P.S.
Как-то раз, в 2009-м году, зимним вечером, занимался я домашними делами. Телевизор был включён, и внезапно то, что донеслось до моего слуха, заставило меня вздрогнуть и быстренько устроиться перед экраном.
Пожилой человек в военной форме рассказывал о том, как однажды, находясь на орбитальной станции, он наблюдал в иллюминатор приближение некоего шарообразного объекта. И когда до столкновения с ним оставалось всего ничего, и волнение космонавта достигло предела, в иллюминаторе вдруг вспыхнул ослепительный свет, и космонавт, с изумлением, увидел, как объект уносится прочь на воистину фантастической скорости.
Сами понимаете, что я был потрясён услышанным. Ведь рассказ этого космонавта совпал с моим давнишним наблюдением. И стало быть...
Выводы так и напрашиваются.
Единственно, жалко, что фамилию этого человека я в титрах пропустил. Но в любом случае я получил серьёзное подтверждение и укрепился в своём мнении о существовании инопланетян, что очень немаловажно для меня.
всю неделю весенних каникул вместо того, чтобы носиться во дворе с пластмассовыми автоматами, привычно переругиваясь, кто кого «убил», мы с двоюродным братом сидели за столом, бросали кубики, покупали предприятия, разоряли друг друга, трепались и ссорились уже не до драк, а с саркастической ленцой взрослых школьников девяти и одиннадцати лет соответственно. Южный город, где в марте погода жарче, чем на севере летом и где в нашем безкомпьютерном прошлом родители не стремились выгнать детей «подышать воздухом», а радовались, когда наконец отпрыски выбирали себе тихие домашние развлечения.
В воскресенье мы с ним вдвоём намылились в кинотеатр по соседству у него в школе распространяли билеты на советско-индийский фильм «Али Баба». СССР, скрипя суставами, тихонько разваливался, волны бардака накрывали страну с головой, но там в детстве мы дети только радостно покачивались на отголосках этого шторма, гораздо лучше взрослых осознавая, что для нас означает падение железного занавеса не только джинсы и жвачку, но знания: книги, фильмы Итак, кинотеатр продал билетов в два раза больше, чем было мест, извинений не приносили, в зал пускали от балды того, кто понравится. Нам повезло, нас пустили в зал, где вместо обещанного индийского этношедевра продемонстрировали японский мультфильм «Это было много лет назад».
Думаю, такой опыт повторить нельзя. Мир изменился. Нет людей, которые не слышали про анимэ, дети 90-х смотрели японские сериалы перед походом в детский садик, клеили на тетрадки наклейки с Дораэмоном, даже в соцстранах наших дней знают, что такое японское анимэ. А тогда в советском городке по праздникам на местном канале показывали разве что «Кота в сапогах», борющегося с Люцифером, да счастливчикам повезло видеть в кинотеатрах «Корабль-призрак». Мы играли не в «Монополию», а в «Нэп», не увлекались актёрами или молодёжными поп-группами Было ли это хорошо? Не знаю. Но это было наше детство.
Первые кадры, когда умирает человек пусть сейчас новое поколение или впадающее в рассеянный склероз старое кричит, что в советских мультфильмах не было жестокости, это не так, к картинам смерти советские мульты меня приучили. Непривычным было иное душа человека, превратившись в красную птицу, летит к луне, где её забирает Собиратель Душ таинственный космический корабль.
Мистика вот, что изгонялось отовсюду во времена моего детства. Через год я прочитаю самиздатовское издание «Мастера и Маргариты» и начну скупать пиратские дешёвые издания всего-всего от «Омена» до Меррита. Но ещё только 89-й, я сижу в тёмном зале и смотрю, как на экране тысячи душ-птиц взлетают из разрушенной церкви
Я пересмотрела мульт только недавно, двадцать пять лет спустя. И поразилась, что единственный раз увиденную ленту я запомнила почти покадрово. Эту любовь между принцем и принцессой воющих государств я вставила в игру, которую программировала, когда я читала как Фальк из «Города иллюзий» летит над рекой на своём воздушном мотоцикле, я точно знала, как это должно выглядеть. Мульт отзывался в моей жизни раз за разом.
Слабая графика даже для 80-х, не мотировано предательство, на котором строится весь сюжет, но режиссёр потом снимет шедевральных «Покемонов», чем и прославится. Какое мне до этого дело? Я до сих пор сижу в тёмном зале и в своих фантазиях дорисовываю интерьеры корабля, собирающего души.
Это было много лет назад