Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК). Методика определения доминирующего состояния

Диалектический материализм .
- 11.04.07 г.

[В отличие от других информационных источников в данной статье приводятся ранее плохо раскрытые методологические и некоторые критические аспекты диалектического материализма. Многие положения заслуживают детализации, но для первой статьи приведенного их изложения, на наш взгляд, вполне достаточно.]

Диалектический материализм - специализированное философское направление, основанное на (только) рационально-материалистическом использовании диалектики . Это, с одной стороны, определяет эффективность этого направления при решении конкретных материальных вопросов развития природы и общества, но, с другой стороны, обуславливает ограниченность, в т.ч. его существенности, в частности, обрекает диалектический материализм на забвение при уходе пролетариата с исторической сцены. Существенной проблемой для диалектического материализма была утрата диалектическим методом Маркса в СССР гносеологического источника и внутреннего содержания. Быть может, диалектический материализм и мог быть развит, для чего потребовалось бы сменить ряд его основоположений и принципов, что не противоречит воззрениям К. Маркса и В.И. Ленина, но этого не случилось: диалектический материализм был догматизирован и канул в Лету…

Возникновение диалектического материализма означало революционный переворот в истории развития человеческой мысли. В определенном смысле он являлся качественно новой философией, точнее - философским направлением, определенным в XIX в. 1) историческими событиями, в первую очередь, борьбой антагонистических классов, 2) развитием философии и наук, 3) существовавшими (утопическими) представлениями о смене капитализма и 4) новой совокупностью образующих принципов, в первую очередь, диалектическими гносеологическими подходами, но в совокупности с материалистическим пониманием природы и истории.
Существенным фактором появления диалектического материализма было то, что в первой половине XIX в. расширялось революционное движение, а его центр перемещался в Германию. Более того, сильно было общественное осмысление развивающейся ситуации. При этом следует учитывать развитие радикальной буржуазии и формирование ее взглядов, в т.ч. на основе воззрений младогегельянцев (левое крыло последователей философии Гегеля), к которым примыкал К. Маркс. Но К. Маркс не поддержал идеалистических взглядов младогегельянцев, более того, пришел к выводу о том, что течение жизни общества определяется материальными интересами классов. В статьях «Немецко-французских ежегодников» К. Маркс определил пролетариат, как единственную силу, которая может осуществить революционное преобразование, и фактически принципы диалектического материализма. В статье «К критике гегелевской философии права» уже определялось, что никакие идеи не могут сами по себе освободить человека от социального рабства, только материальная сила может опрокинуть материальные основы капитализма и, главное, то, что теория может стать материальной силой , когда она овладеет массами. Хотя... этот вывод был известен еще задолго до Гегеля и Маркса...
В становлении воззрений Маркса, можно сказать, диалектического материализма имела место острая критика Гегеля (но основанная на игре понятий «идея» и «сознание», что было уместно в силу выдвижения новых принципов; см . «Экономико-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса), Фейербаха и других мыслителей того времени. Показательной стала работа «Святое семейство», в которой дана историческая ретроспектива материалистического и идеалистического познания, а также проводится острая критика капитализма и безнравственности современной Марксу элиты.
Наиболее ярко диалектический материализм, как новое мировоззрение, был представлен в «Манифесте Коммунистической партии». По словам Ленина, в этом труде обрисовано было новое мировоззрение, 1) последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, 2) диалектика, как наиболее глубокое и всестороннее учение о развитии, и 3) всемирно-историческая революционная роль пролетариата (а также теория классовой борьбы и другие положения).
Диалектический материализм был существенно развит в работах В.И. Ленина, например, таких как «Материализм и эмпириокритицизм» и «Империализм, как высшая стадия капитализма». На его основе были сделаны великие открытия, например, о неравномерности развития капиталистических стран…

[Если у пользователей будет желание, то аспекты применения В.И. Лениным диалектического материализм в научном познании мира и к решению насущных проблем будут изложены отдельно.]

Диалектический материализм базируется на опорных положениях диалектического метода Маркса :
1. всеобщая связь и взаимозависимость явлений - вне закономерной связи не существуют никакие явления,
2. движение, изменение, развитие и обновление природы и общества,
3. переход количественных изменений в качественные преобразования, борьба старого и нового,
4. борьба противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития.
Диалектический метод Маркса».]

Диалектический материализм имеет основоположения материалистической теории познания :
1. материальности мира,
2. первичности материи и вторичности сознания,
3. познаваемости мира.
[Критика указанных положений при их применении в узком, рационально-материалистическом подходе дана в статье « Материалистическая теория познания».]

Диалектический материализм характеризуется рядом группируемых аспектов, из которых укажем следующие (остальные в данной краткой статье по причинам ее изрядного увеличения и инструментализации освещены не будут):
А. методологические аспекты.
В частности, был изменен предмет (понимание) философии: были отвергнуты претензии на ее понимание как науки наук (что соответствует и представлениям философии Гегеля и Новейшей философии , но по другим причинам и в других плоскостях). Было утверждено субъективное рационально-материалистическое использование диалектики. Диалектический материализм стал инструментом познания, методом, пронизывающим все науки;
Б. общественные аспекты.
Был определен и распространен материалистический подход на область общественных явлений, на жизнь отдельных людей и всего общества. Другое дело, что такой подход является частным, не может считаться единственным и самым общим, но и он, как частный, должен был быть и появился благодаря диалектическому материализму;
В. классовые аспекты.
Диалектический материализм характеризуется связью с определенным классом - с пролетариатом. Это, с одной стороны, дает ему практическую силу, но, с другой стороны, является слабым местом, ибо с исчезновением этого класса сам диалектический материализм теряет свою социальную основу;
Г. аспект теоретического развития.
Диалектический материализм был сформирован как творческая и развивающая теория (другое дело, что он был извращен в СССР). Следующей из этого является глубокая связь диалектического материализма с историей, научными открытиями и обществом, что выгодно его отличало от остальных, по сути консервативных или слишком уж общих, непрактичных теорий и течений.

Диалектический материализм оказался принципиально важным для понимания материального развития мира, открытия политико-экономических законов развития общества, обоснования негативности капитализма и возможности перехода к социализму на основе диктатуры пролетариата.
Существенной является явная антагонистичность диалектического материализма идеалистическим и реакционным философским и научным позициям и течениям, напр ., таким как агностицизм, позитивизм, эмпириокритицизм, а также общественным и политическим позициям и течениям, напр ., таким как оппортунизм и ревизионизм.
Но в силу своей ограниченности диалектический материализм оказался нежизненным, догматизированным и превратился в советский диалектический материализм . А, быть может, и по причине идеологической деградации общественных наук в СССР.
В любом случае, диалектический материализм не оставил теоретического наследника, поэтому в России в 90-х годах стали рассуждать о философии вообще, об эпистемологии, о зарубежных философствованиях...
Оказался существенным бег на месте российской философии и вырождение философии…

Добавление .
Учения К. Маркса, В.И. Ленина и диалектический материализм ни только не являются диалектическими учениями, но и противоположны диалектическому учению - диалектической философии (диалектической философии Гегеля и современной диалектической философии).

Продолжение : « Советский диалектический материализм ».

См. также «

ЛЕКЦИЯ 3.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ (ИДЕАЛИЗМ, ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕРИАЛИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением: материализма - идеализму, диалектики - метафизике, естествознания - религии. Все, в конечном счете, зависит от того, как те или иные мыслители решают вопрос о природе, сущности мира. Объективный идеализм «отрывает» сознание от материи, от природы, наделяет его сверхприродной сущностью, по существу, обожествляет сознание. Можно сказать, что некоторые представители субъективного идеализма также «отрывали» сознание от материи.

Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство и в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание - это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. gilo - вещество, soi - жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), французский материалист Дени Дидро. (1713-1784) и др.

Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. раn - все и psyche - душа).

Панпсихизм - это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.

Диалектический материализм (материя и сознание.)

Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей.

Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование.

Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др.

В-третьих, диалектический материализм рассматривает сознание как отражение объективного мира, вещей, явлений, процессов, их связей, свойств, отношений. Иными словами, диалектический материализм отрицает «самостоятельное», не связанное с материей, существование сознания. С точки зрения диалектического материализма сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира. Следовательно, в этом предельно кратком определении подчеркнуты два самых важных аспекта: во-первых, то, что сознание - это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира.


Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности.

Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.

Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание - это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь, желудок - желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное - противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, - это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания.

Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

· избирательно и целенаправленно;

· не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

· обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

· является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

· регулирует саму деятельность человека и его поведение;

· активно и целесообразно воздействует на мир;

· отражает прошлое и устремлено в будущее в виде программирования и выбора средств достижения целей;

· обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

· направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Проблема сознания и сегодня остается одной из трудных и загадочных, так как сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Некоторые западные исследователи говорят, что сознание - это своего рода фикция, не обладающая никакими особенностями. Сознание - это феномен «ничто», о котором нельзя сказать ничего специфического.

Сегодня возникла странная ситуация, когда в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, когда крепнет убежденность в иррациональности явлений сознания, а в практике исследования сознания, напротив, широко используются объективные методы, о сознании говорят как о языковом сознании, как о поведении, как о мозговых (нейрофизиологических) процессах. Все это свидетельствует о различных вариациях в трактовке сознания.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать их, хранить в памяти, воспроизводить вновь, обеспечивать ценностные и регулятивные ориентации людей, общаться, обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому, стимулировать творческие способности человека. Сознание мгновенно связывает, соотносит все то, что человек увидел, услышал, почувствовал и пережил.

Исходя из всего этого, можно дать следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. В этом определении нашли отражение основные принципы современного материализма в понимании сознания:

· в сознании нет ничего над природного и сверхъестественного;

· сознание присуще не всей материи, а только такой ее высокоорганизованной частице, как мозг человека;

· сознание есть идеальный образ объективного мира, и это не позволяет отождествлять его с материей, как это делали вульгарные материалисты;

· сознание производно, вторично по отношению к материи;

· сознание активно-творческое, а не пассивно-созерцательное;

· понятие «сознание» более узкое, чем понятие «психика», в том числе и психика человека, ведь способ отражения мира человеком потому и называется сознанием, что человек относится к миру с пониманием, со знанием. Интегральной характеристикой сознания выступает идеальность.

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Свойство отражения имеет всеобщий характер, т.е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения. Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Сознание есть продукт общественно - исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. Фиксируются 4 аспекта отношения сознания к материи: исторический, онтологический, гносеологический и праксеологический, деятельностный.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

· Сознание существует;

· Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.