Восполнение пробелов в знаниях учащихся. Как ликвидировать пробелы в знаниях

Ильченко Любовь Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекумский региональный политехнический колледж
Населённый пункт: город Нефтекумск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся
Дата публикации: 04.10.2016
Раздел: среднее профессиональное

Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях

обучающихся

Ильченко Любовь Валерьевна

ГБПОУ Нефтекумский региональный

политехнический колледж
Моя педагогическая деятельность в Региональном политехническом колледже г. Нефтекумска началась с сентября 1999 года. Я работаю в группах начального и среднего профессионального образования преподавателем спецдисциплин нефтяного цикла. В своей деятельности я использую элементы современных образовательных методик: технологию полного усвоения знаний, способы применения теоретических и практических знаний на практике, индивидуальное освоение программы за счёт дифференцированного и индивидуального подхода, интеграцию предметного образования через связь с другими дисциплинами. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, так как неудовлетворительное качество этой работы ведёт к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для студентов практически невозможным, и они переходит в разряд стабильно неуспевающих. В массовой практике преподаватели пытаются ликвидировать пробелы на дополнительных занятиях, которые чаще всего ведутся вслепую, а потому на холостом ходу: решаются одни и те же дополнительные задачи, хотя пробелы и ошибки, их истоки у всех разные. Поэтому в учебных заведениях должна быть продумана система фиксации, предупреждения и ликвидации пробелов, без которой любая дополнительная работа неэффективна. Одно из эффективных средств ликвидации пробелов в знаниях –
сочетание таблиц индивидуальных пробелов в знаниях с индивидуальными

карточками пробелов в знаниях студента.
Таким индивидуальным средством регистрации и фиксации устранения пробелов могут служить зачётные книжки по предметам.
В своей педагогической практике я использую следующую схему

работы по фиксации и устранению пробелов знаний:
1. В таблице регистрации пробелов располагается список студентов по вертикали, по горизонтали перечисляются наиболее часто встречающиеся ошибки, трудноусваиваемые понятия, способы действия, темы и т.д. 2. Обнаруженный по результатам проверок домашних и контрольных работ, опросов учащихся пробел фиксируется в соответствующей клетке таблицы знаком «-» 3. Копия таблицы помещается на стенде успеваемости группы 4. Каждый студент переносит в свою индивидуальную карточку пробелов все отметки таблицы 5. Студенты информируются о том, что, выходя отвечать к доске или при сдаче зачёта по теме, они должны подавать преподавателю свою индивидуальную карточку, поскольку 1-2 вопроса будут получать на формулировку и применение правила, вызвавшего затруднение
6. Если пробел ликвидирован, в карточке вычеркивается соответствующая строка и в таблице выставляется полученная оценка 7. На каждом занятии отводится время для повторения забытых правил, способов действий 8. Необходимо проводить анализ наиболее часто встречающихся ошибок 9. Выделяются наиболее часто встречающиеся в данной группе или у данного студента ошибки 10. Работу по устранению пробелов можно проводить во внеурочное время. При этом
лучше на консультации приглашать не студентов одной

группы, а студентов с данной группой пробелов.
11. На дополнительных занятиях создаётся атмосфера внушения уверенности во временном характере трудностей, в способности студента их преодолеть. 12. Ребятам можно доверить проверку тетрадей. При этом цель – не разгрузить себя, а реализовать методический приём, направленный на устранение пробела в знаниях, способности сосредоточить внимание. Это ведёт к изменению статуса неуспевающего и вечно ошибающегося студента. 13. Использование специальных карточек: на лицевой стороне - текст правила или образец выполнения задания, а на оборотной – задание для самостоятельного выполнения.
Закрепление знаний – надёжный путь предупреждения пробелов
Можно выделить 2 варианта этой работы: 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом на уроке 2. Независимо от того, проводилось ли закрепление материала при его изучении, вслед за ним организуется специально спроектированный этап своеобразной «доводки» понимания и отработки умений использовать полученные знания в разных задачах и ситуациях с разными дидактическими целями.
Закрепление может проводиться:
1. Обобщённым повторением основных положений изученной темы, которое даёт преподаватель после детального объяснения. Такой повтор уже не включает иллюстраций, доказательств и аргументов.
Фиксируется только основное.
2.
Записью

основных

изученных положений, составлением опорной

схемы,
отражающей связи фрагментов материал а,
выделением

ключевых слов и

выражений,
фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу студентами, тогда преподаватель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторению изученного по плану, заданному перед началом изучения материала. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 6. Решениями в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, переводом в другую знаковую систему, тематическим рисованием, составлением планов и алгоритмов деятельности.

Схема деятельности преподавателя на этапе закрепления знаний может

быть представлена так:
1. Определите цель закрепления и связанную с ней главную задачу урока (они должны вытекать из целей и задач урока в целом). Проанализируйте, завершается ли изучение данного материала и его закрепления на данном занятии или будет продолжено на следующих - от этого зависит распределение времени и уровень требований к результату закрепления. 2. Опустите вспомогательные факты, подробности, иллюстрации, «проявить» структуру изученного материала и связи его элементов, а также связи с изученным ранее. Желательно упорядочить эту информацию с помощью наглядной информационной схемы. Выделите главное, фундаментальное, что должно быть понято и прочно закреплено. 3. Определите критерии, по которым можно будет судить об усвоении материала (понимание или способность применить). 4. Отберите вопросы, иллюстрации, задачи и задания, которые могут достаточно достоверно выявить, достигнуты ли эти цели, положите их в системе, обеспечивающей надёжное закрепление не только вновь, но и ранее изученных связей, положений, законов. 5. При закреплении сохраняйте системность, структуру и логику изложения. 6. Используйте приёмы систематизации, классификации, сравнения, вычленения сходства и различия. 7. Ориентировочно определите, сколько времени займёт отработка понятий, умений и навыков, выполнение заданий, комментирование и коррекция ошибок. Установите, достаточен ли объём заданий для полноценного завершения урока с постановкой и комментированием домашнего задания. 8. Проверьте, достаточно ли точно, лаконично сформулированы подготовленные к этапу закрепления вопросы, задания, требования, не нуждается ли их выполнение в предварительном восстановлении дополнительных опорных знаний, в пояснениях и т.д. 9. Не стоит делать предметом закрепления справочный материал, требующий заучивания (даты, фамилии, наименования). Этап закрепления - это элемент обучения, а не контроля знаний, и его цель достичь понимания, а не запоминания положений материала. 10. Не надо требовать на этом этапе запоминания формулировок правил и определений. Это блокирует способность к установлению связей, характеризующих понимание изученного. 11. Постепенно усложняйте и укрупняйте закрепляемый материал. Отрабатывайте не только элементы знаний, но и целостное понимание темы, способы анализа, творческие подходы к выполнению заданий. 12. Не забывайте, что чем сложнее задание, тем больше времени нужно студенту на его обдумывание и выполнение. Не давая времени на обдумывание, вы приучаете к необязательности и безответственности, поверхностности, провоцируете ошибки. 13. После постановки тренировочного задания выдерживайте паузу для обдумывания. Помните:
студент может думать только тогда, когда преподаватель

молчит.
14. Не торопите и не создавайте дополнительных помех. 15. Ставьте только одно задание. Удержание в памяти второго мешает
поиску ответа на первое. 16. Разрешите неуверенным студентам после вызова подготовиться к ответу, набросать его план, успокоиться, собраться с мыслями. 17. Не превращайте закрепление в контроль знаний с оценкой качества усвоения. Если для закрепления используются вопросы и задания, студент должен быть проинструктирован, что будет ставиться только поощрительная оценка. Любой ответ, даже неправильный, принимайте положительно, это всего лишь информация о том, что надо ещё раз разъяснить. 18. Не упускайте возможности организовать работу студентов в индивидуальном темпе. Подумайте, чем занять сильных в то время, когда идёт доработка материала со слабыми, иначе появятся проблемы с дисциплиной незанятых и скучающих ребят. Предусмотрите дополнительные задания и способы контроля, не озвучивающие решения, чтобы не мешать работе остальных, а также меры стимулирования успехов. 17. Не торопите ребят с медленным темпом восприятия и выполнения заданий, это только тормозит их. Пока материал не усвоен, задание не понято, а студент находится в стадии обдумывания ответа - не спрашивайте, а объясняйте и демонстрируйте образцы. 19. Результаты выполнения заданий, которые могут быть проверены средствами обратной связи у всего класса, не выносите на предварительное индивидуальное заслушивание. Организуйте фронтальную проверку с исполь- зованием средств получения массовой обратной связи (сигнальные карточки, программированные средства и др.). Обратную информацию можно получить разными способами. Если ответ позволяет использовать вариант «да» - «нет», можно попросить поочерёдно поднять руку тех, у кого такой ответ, а затем другой. Если вариантов ошибок может быть много, проговорите правильный ответ, покажите его крупной карточкой или напишите на доске и попросите поднять руку тех, у кого такой же ответ. Если ошибочных ответов довольно много, предложите тем, у кого ответ соответствует показанному, продолжить работу над следующим заданием, а осталь- ным объясните материал, дайте посмотреть дополнительный образец, покажите на доске способ выполнения первого задания, после чего продолжите работу. Если таких студентов мало, не стоит проводить фронтальное объяснение, можно пригласить одного- трёх студентов к доске, к столу, специально поставив в кабинете стол для консультаций с несколькими стульями. Только после получения информации о том, что все поняли прорабатываемый фрагмент материала (или не поняло его большинство), можно вызывать студента комментировать ответ, решение, способ действия. Вызывайте того студента, который представил правильный вариант. 22. Не выносите на доску и не анализируйте допущенные ошибки. Полезно разбирать, как
надо
делать, а не как делать
не надо. Чем дольше идёт работа с

ошибкой, тем больше она запоминается.
23. Предусмотрите способы поэтапной индивидуальной помощи тем студентам, которые могут не справиться с заданием. Например, карточки с образцами промежуточных действий и решений, которые вы, проходя по кабинету, кладёте студентам, испытывающим затруднение и прекратившим работу на уроке. Карточку можно просто показать студенту, если подсказка проста и не требует обдумывания. 24. Продумайте
меры стимулирования и поощрения
даже самых слабых
ребят.
Закрепление способов действия осуществляются по другой схеме:
1. Завершив на этапе первичного восприятия вывод или решение, дайте время на его повторный просмотр как первый элемент закрепления. 2. На первом этапе отработки умения всем студентам ставьте одинаковые задания, не используя работу по вариантам. 3. Предоставьте ребятам все возможности получить своевременную и полноценную помощь, образцы для сверки ответов и промежуточных действий. Образец решения, его анализ, взаимопомощь в применении способа, обращение к единым источникам информации - всё работает на закрепление. Тексты, образцы, инструкции должны быть открыты для использования, так как самостоятельное конструирование правила, определения закона студентом ведёт к прочному запоми- нанию. 4. Не требуйте быстрого успеха, правильного и абсолютно са- мостоятельного выполнения задания с первого предъявления. Повторю ещё раз: функция поставленных
на

этапе

закрепления

заданий

контрольная,

обучающая.
Только в процессе неоднократного применения знаний большинство студентов приходит к пониманию сути, способа, закона правила. 5. Самостоятельное выполнение первого примера, написание первого тренировочного упражнения проводите с обязательной сверкой. Исправляйте ошибки сразу. 6. При отработке способа действия сначала помогите студенту понять сам способ на простейших иллюстрациях, научите действовать и только потом отрабатывайте словесное описание способа. Часто студенту легче понять, как делать и повторить действие, чем описать его словами. Сначала покажите, поясните, научите и только затем требуйте воспроизведения и применения. 7. Не увлекайтесь заданиями на воспроизведение и заучивание наизусть описания способа или правила. Большую пользу приносит понимание сути явления и л и способа, и есть довольно много приёмов, помогающих овладеть способами действий и достичь понимания правила. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть её, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со
страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно

этот

психологический

барьер

часто

бывает

причиной

непонимания.
Через несколько повторов определение самопроизвольно отложится в памяти. 8. Е СЛИ правило или способ в пересказе искажены или потеряли существенную часть, дайте задание вернуться к тексту правила и проверить его содержательную и смысловую тождественность ответу. 10. Выберите способ регистрации учащихся, не справляющихс я с применением способа и требующих дополнительных занятий. 11. Не давайте закрепиться ошибкам! На этапе первичного закрепления, когда знание ещё непрочно, вызывайте к доске только тех студентов, в правиль- ности выполнения заданий которых вы уверены. Допущенную ошибку устраняйте сразу, без её анализа. Анализируйте
не ошибочное

написание

действие,
а
правильное
выполнение. 12. Сложностью вычислений не затуманивайте осознание способа и
последовательности действий, пока они полностью не усвоены. 13. Не свёртывайте промежуточные действия, пока студент полностью не освоил технику применения обобщённого способа. Боясь «затормозить» развитие студента, мы преждевременно переходим к непосильным ему способам действий. Это «выключает» его из работы, заставляет терпеть неудачи, отбивает желание учиться, ухудшает отношение к предмету, а в итоге приводит к стабильной, хотя и прикрытой тройкой неуспеваемости. 14. Задавайте на дом не простое прочитывание текста, а его анализ. Это может быть составление плана текстовой информации, поиск ответа на вопросы, выписыва- ние ключевых слов, выделение главных мыслей каждого абзаца. 15. Разрешайте на уроке отвечать по этому плану или использовать при ответе ключевые слова, особенно пока связная, логическая речь студента не сформирована. Иначе он не научится строить связное изложение, его ответы так и останутся косноязычными, сумбурными, отрывочными. Этот опыт каждый преподаватель может адаптировать к своим возможностям, к своему опыту и видению проблемы. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших студентов (громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача - помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

Хочу поделиться своим опытом работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Считаю, что учителю для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интерес к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.

Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие:
1) незнание познавательных особенностей учащихся;
2) невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
3) большое количество пропусков по болезни;
4) мастерство учителя – преподавателя и педагога;

О двух последних причинах достаточно сказано в педагогической литературе. Поэтому остановлюсь только на первых трех причинах неуспеваемости учащихся.
Отставание в умственном развитии от своих сверстников. К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием. Что скрывать, с такими детьми приходиться работать в обыкновенном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение по отношению к этим детям.

Предлагаю несколько методических приемов:
1) Самый удобной способ проверки знаний таких учащихся – это карточки, перфокарты и т.д. Но при такой форме опроса необходимо дать еще ряд карточек и другим учащимся (задания, естественно, дифференцированные), чтобы у класса создалось впечатление, что проверяется по теме целая группа ребят.
2) Хороший стимулятор в работе с такими учащимися – коллективный урок в сменяющихся парах.
3) Помогают в работе с такими учащимися карточки взаимного контроля, который может быть проведен и по теоретическим вопросам, и по практической части.

Например, для проверки умений и навыков работы с обыкновенными дробями класс разбивается на пять групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая – вычитать, третья – умножать, четвертая – делить, пятая – решать примеры на все действия с дробями. Каждый учащийся группы получает от учителя карточку с заданием и контрольную карточку, в которой указываются фамилия ученика, номер его группы и его оценка за выполнение задания. Для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение заданий. Затем каждый ученик обязан проверить умение решать задание его карточки у четверых человек – у одного учащегося каждой из оставшихся групп (с учетом, чтобы фамилии не повторялись) – и оценить их знания.
Итак, каждый ученик получает по пять оценок – одну у учителя и четыре у товарищей. Заполненные контрольные карточки сдаются учителю, и результаты сводятся в общую ведомость для обзора.

4) Эффективна «цепочная» отработка практических навыков при изучении нового материала. Суть ее заключается в том, что решение новых примеров комментируется учениками по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.

Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала. Одна из проверенных форм работы с учащимися в этом случае – подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы.

Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующие формы работы с ними:
1) Парные диалоги с целью проверки теоретических знаний.
В начале урока в течение пяти-семи минут учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученного теоретического материала. Они отвечают на поставленные товарищем вопросы, исправляют друг друга и оценивают.
2) Коллективный контрольный урок в сменяющихся парах. Перед таким уроком дома учащиеся готовят карточки с заданием для товарищей по данной теме. Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. В классе каждый учащийся решает задания по карточкам товарищей, а те его проверяют и оценивают. При этом ставится цель – «обойти» как можно больше одноклассников.
3) Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные (по силе) группы. Работа ведется методом обсуждения. Если задания у групп одинаковые, то можно в конце урока провести общую консультацию по решению упражнений. Если задания разные, то для самопроверки учитель должен дать контрольную карту. В конце урока в группе обсуждается участие в работе каждого ученика и ему выставляется соответствующая оценка.
4) При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и к каждой ошибке учителем даются рекомендации, назначаются дополнительные или индивидуальные задания, даются карточки с подзаданием.
Если отрабатываются сложные темы типа «Решение примеров с дробями на все действия», «Алгебраические преобразования дробных выражений», учащиеся оставляют широкие поля для рецензии ошибок. Если задание не получается, учащийся ставит знак вопроса, а учитель решает это задание прямо в дополнительной тетради ученика. Эти работы проверяются ежедневно и у каждого ученика.
Большое количество пропусков по болезни. В данном случае необходимы послеурочные консультации, дополнительные и следующие занятия.
Но я в обязательном порядке использую метод «контрольных карт». После болезни ученик отрабатывает тему, посещает дополнительные и индивидуальные занятия, получает контрольную карту с вопросами и заданиями по пропущенной теме. Кто-нибудь из товарищей обязательно согласится помочь ему ответить на теоретические вопросы и решить практические задания. Контрольная карта вывешивается в классе для того, чтобы все ребята видели, что пробел в знаниях их товарища ликвидирован.
Вообще бороться с пробелами и ребячьей ленью помогает наглядный графический учет знаний учащихся. И еще – класс должен быть единым рабочим коллективом, а не сборищем индивидуумов, болеющих только за свой личный успех.

Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших задач учителей-предметников, неполный подход к данной работе ведёт к накоплению пробелов в знаниях, что требует практических выходов путём дополнительных занятий.

Мы видим, что именно при письменных работах большинство учащихся допускают простые ошибки. Правописание орфограмм и несоблюдение пунктуации зависит иногда не только от мастерства учителя. Зачастую причины большого количества ошибок бывают не только в недоучённости учащегося, а и в психологической дисгармонии в классе; а бывает просто у ученика неуверенность в собственных силах.

Здесь уже необходима специальная работа со школьниками, внушение им посильности при выполнении поставленной задачи.

Причина ученических неудач очень часто связана с конфликтностью в отношениях ученика к учителю, неверное оценивание учащегося.

Вот несколько способов ликвидации пробелов в знаниях школьников:

1 Ведение индивидуальной таблицы пробелов ученика, где можно видеть результативность.

2 Работа по карточкам с текстами правил и тестированием.

Ученик забывает, в учебнике какого класса надо искать данное правило. При появлении затруднения или неуверенности в правильности написания слова ученику разрешается консультироваться с текстом соответствующей карточки. Таким образом оказывается индивидуальная помощь школьнику в ликвидации того или иного пробела в его знаниях.

3 Проверка учениками тетрадей, основываясь на опорный образец. Цель проверки: не разгрузить учителя, а реализовать методический приём, направленный на устранение пробела в знаниях учеников, выработку сосредоточить внимание. Это ведёт к положительному изменению статуса неуспевающего ученика.

4 Взаимопроверка заданий, выполненных на уроке.

Если учащиеся выполняют тренировочную работу, и вы видите, что слабый ученик понял, усвоил этот материал, его можно назначить дежурным консультантом по ряду, (пусть он проверяет правильность выполнения задания другими и оказывает помощь тем, кто нуждается в этом). Для ученика это лучший способ закрепления материала, кроме того – это эффективный способ применить статус и внушить уверенность в возможной успешной деятельности по этому предмету.

5 Проведение шуточно-игрового дня « День письмоговорения».

В этот день ученики и учителя говорят слова так, как пишутся, а не слышатся.

Это будет забавно, но полезно. Нужно заметить, что и диктанты должны диктоваться чётко на всех этапах, кроме контрольных. Очень важный момент стимулирования учебной деятельности должен быть отражён на этапах закрепления, где надо учитывать следующее:

Чем сложнее задание, тем больше времени нужно школьнику на его выполнение. Не давая времени на одбумывание, вы приучите его к безответственности, провоцируя на ошибки;

Учащимся не нужно объявлять все задания, так как только одно задание удерживается в памяти, а второе мешает поиску ответа;

На этапе закрепления надо максимально использовать факторы попутного изучения и снятия факторов, мешающих ученику сосредоточиться;

Этап закрепления - это элемент обучения, а не контроля знаний, поэтому ученикам может ставиться только поощрительная оценка; любой неправильный ответ ученика – это информация о том, что надо ещё раз объяснить учебный материал;

Надо продумать, чем занять сильных учеников, иначе появятся проблемы с дисциплиной и незанятостью учащихся;

Использование игровых форм закрепления материала;

Фронтальная проверка с использованием средств получения массовой обработанной связи (сигнальные карточки и др.);

Нельзя выносить на доску и анализировать допущенные ошибки: полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо, (чем больше идёт работа с ошибкой, тем больше она запоминается;

Надо придумывать меры стимулирования и поощрения даже самых слабых учеников;

Нельзя увлекаться заданиями на заучивание правил, ученикам необходимо понять суть правила.

Боясь затормозить развитие учащегося, мы преждевременно переходим к непосильному ему способам действий. Это «выключает» ученика из работы, заставляет терпеть неудачи, отбивает желание учиться, ухудшает отношение к предмету, а в итоге приводит к стабильной, хотя и прикрытой тройкой неуспеваемости.

Все эти рекомендации каждый учитель может адаптировать к своим возможностям и опыту работы. Важно понять, что проблемы в знаниях – это не вина, а беда многих наших учеников. И наша задача – помочь школьникам понять, что надо делать, чтобы материал был понят, и чтобы ученье было в радость.

ГУ « Каракольская СШ»

ДОКЛАД на тему: « Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях учащихся».

Подготовила: учитель русского языка и литературы Халилова З.Н.

2016 – 2017 учебный год

  • JavaScript ,
  • ReactJS ,
  • Разработка веб-сайтов
    • Перевод

    Вчера я разговаривал с другом, который ищет разработчика на открытую вакансию. Он выразил некоторое разочарование, которое я тоже испытываю в последнее время:

    У меня проблемы с поиском фронтенд-разработчика, в основном, по WP, Foundation, CSS, JS, на низкоуровневую позицию. Не могу понять, в чём дело. Ни у кого из кандидатов нет «базовых знаний» ничего из перечисленного. Но они могут делать сайты на React или других JS-фреймворках, или на базе WP-шаблонов. Но если я говорю, что нужно сделать простые изменения в CSS, смотрят пустыми глазами… Или какую-нибудь мелочь на чистом JS, ничего.
    Нет недостатка в учебных лагерях, курсах, полно ресурсов для изучения фронтенд-разработки. Но я собеседовал кучу ребят из этих учебных лагерей и думаю, что там серьёзно недооценивают важность CSS и основ JavaScript.

    Конечно, есть ограничения на то, сколько можно усвоить за 12 недель обучения. Но огромная часть проблемы в том, что наша индустрия восхищается новым, одержима самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками, в то же время обесценив CSS и «старые» имплементации.

    Восхищение новым

    Наша индустрия восхищается новыми подходами к разработке. Чем ещё можно объяснить непрерывное стремление выбросить все наработки и «переделать с нуля» каждый раз, когда появляется новый, лучший и более сложный фреймворк? Каждый раз мы утверждаем, что это приведёт к более чистой, простой, идеально абстрагируемой архитектуре, и каждый раз всё заканчивается изобретением велосипедов, воссозданием багов и открытием заново всех пограничных ситуаций, которые снова приводят к такому же безобразному коду.

    Это не означает, что никогда ничего не стоит переписывать или что новое никогда не бывает лучшим. Просто мы пали жертвами культа бесплатных вещичек и идеи идеальной абстракции. Каждая новая архитектура идеальна до тех пор, пока не сталкивается с жёсткими условиями реального мира. К сожалению, люди - довольно хаотичные существа, и весь наш софт создан для решения человеческих проблем. Поэтому каждая программа в реальном мире заканчивает дырявыми абстракциями, неуклюжими пограничными ситуациями и новыми компромиссами.

    Эта гонка по бесконечной переделке и концентрации только на последнем и самом лучшем часто приводит к отказу от прежних решений тех проблем, которые в итоге появляются заново. Также она приводит к тому, что мы применяем новые инструменты в абсолютно неподходящих областях, просто потому что они новые.

    Одержимость самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками

    Публикуя список рассылки по фронтенд-разработке, я каждый день вижу эту проблему во время текущего бума SPA. Читаю огромное множество статей, где авторы пишут о разных технологиях, и поверьте, почти все в мире JavaScript пишут об одном или другом из этих фреймворков как будто это абсолютно новая и уникальная инновация. Хотя это отличные инструменты, но каждый из них создан для решения конкретной проблемы. Они основаны на схожем базисе и делают разный выбор в зависимости от задач, для которых оптимизированы.

    Можно взять React для примера, потому что он так сильно продвигается в последние несколько лет…

    Не поймите меня неправильно, я люблю React. Это феноменально мощный инструмент. Он делает не только возможным, но и простым создание интерфейсов, которые казались нереальными, когда я начинал веб-разработку. Однако новички в индустрии приходят и видят всю эту шумиху вокруг React и предполагают, что это единственная истина, как следует писать на JavaScript. Сделать новое веб-приложение? Используй React! Нестандартный шаблон для блога? React! Переделать старый сайт? Переходи на React!

    Это катастрофический подход к использованию технологии! И не слушайте меня, послушайте одного из самых видных разработчиков в сообществе React, Дэна Абрамова! Когда Кори Хаус попросил высказаться о недостатках React, Дэн дал наиболее подробное описание:


    «Его производительность хуже шаблонов, если много вещей исключительно быстро обновляются одновременно. Например, приложения для биржевой торговли»


    «Ради выразительных возможностей языка приносится в жертву память. Приложения React обычно делают больше краткосрочных размещений в памяти под большой нагрузкой»


    «Он в основном спроектирован исходя из потребностей Facebook. Так что если ваши приложения сильно отличаются от того, что делает Facebook, то React может не подойти для ваших нужд»

    Это только часть, но открытость Дэна подтолкнула Кори к ответу:
    «Должен сказать, я поражён, что лучший список причин не использовать React пришёл именно от вас, Дэн. Действительно восхищаюсь столь откровенным и подробным ответом»

    Очевидно, у Дэна нет иллюзий о том, что React идеален для всего; он хорошо знаком с компромиссами, на которые пошли разработчики! Но такая большая часть сообщества спешит перейти на SPA-фреймворки для всего подряд и полностью игнорируют факт, что эти инструменты решают конкретные области задач. Да, это феноменальные инструменты и огромное удовольствие с ними работать… но часто они абсолютно не подходят для решения задач в других областях.

    Превознося фреймворки над всем остальным, мы не замечаем решений, которые гораздо более подходят для этих областей.

    Обесценивание CSS

    В индустрии появилась тенденция унижать HTML и CSS как «не настоящую разработку» и нечто низшего уровня. Думаю, это идёт от того, что логику стали превозносить над графическим/пространственным мышлением… CSS и HTML воплощают иерархические, графические и пространственные отношения, в то время как JavaScript фокусируется в первую очередь на логике.

    Но замечательная особенность логических языков/выражений состоит в том, что часто они могут включать другие типы отношений… что позволяет выражать пространственные отношения на логическом языке. Однако мы в индустрии часто неправильно интерпретируем такую большую широту возможного выражения как то, что выражение на этом языке строго превосходно.

    Это НЕ так!

    На самом деле, если посмотреть на примеры из математики и физики, то часто наоборот! В этих областях, если вы начинаете с логической модели, то часто отчаянно пытаетесь найти пространственную или графическую модель, которую можно здесь применить.

    Причина в том, что эти пространственные модели зачастую раскрывают гораздо более интуитивные или лаконичные способы представления проблем - и они приводят к важным озарениям и выводам, которые мы затем кропотливо пытаемся перевести обратно в логическую форму.

    CSS представляет невероятно мощный фреймворк для выражения графических и пространственных отношений, иногда исключительно сложных!

    Сохранение сложности

    Это приводит меня к моему ключевому тезису о разработке ПО - сохранение сложности .

    В любой решаемой проблеме есть некий присущий уровень сложности, и эта сложность должна быть где-то учтена.

    Это всплывает во многих случаях, но в данном примере речь идёт о сложности выражения графических и пространственных отношений. Различные элементы на странице пространственно взаимосвязаны друг с другом невероятно сложным образом на разных уровнях, особенно с учётом манипуляций и перемещений этих элементов. Эта сложность должна быть где-то учтена, а в случае CSS браузер делает почти всю работу за вас!

    Существует *невероятно много* кода JavaScript, написанного просто потому что разработчик недостаточно хорошо знает CSS.


    «Это правда. Я работала над проектом, где 2000 строк JS делали то, что уже реализовано в position: absolute , просто потому что разработчики не понимали этого»

    Что делать?

    Я не пытаюсь сказать, что нам не следует использовать или учить людей новейшим и самым лучшим инструментам. SPA-фреймворки вроде React, Angular, Vue и Ember позволяют создавать в вебе невероятно мощные интерфейсы, которые просто были невозможны всего несколько лет назад. Эти инструменты действительно изменили представление о том, что возможно сделать в онлайне.

    Но я считаю, что следует искоренить элитизм SPA и вновь подчеркнуть важность фундаментальных знаний и выбора правильного инструментария.

    Создатели этих фреймворков редко заявляют, что они хороши для всего подряд, но мы в индустрии настолько их возвысили, что новички полностью пропускают изучение базовых основ и предполагают, что только этот сложный инструментарий - единственный «правильный» способ решения их проблем.

    Если все новые разработчики будут с презрением смотреть на CSS, то мы придём к тому, что 2000 строчек JavaScript будут пытаться заново реализовать position: absolute; .

    Если все новые разработчики решат, что новый код HTML и JavaScript можно писать только через SPA, то мы придём к исключительно перепроектированным, глючным и тормозным блогам, маркетинговым сайтам и всему остальному, что сейчас хорошо реализовано на старых технологиях.

    Нам следует серьёзно поговорить о том, какие навыки мы ожидаем от разработчиков в нашей отрасли и чему мы их обучаем. Вполне нормально начать обучение новичка в каком-нибудь учебном лагере, но есть серьёзный разрыв между современными выпускниками этих лагерей и тем, что требует индустрия. Может быть нереально ожидать соответствие этим требованиям после 8-12 недель обучения, но нужно хотя бы направить их по правильному пути.

    К учебному плану основ

    Я не составлял учебник основ веб-разработки, но несколько вещей определённо включил бы туда. Они перечислены ниже со ссылками на бесплатные и платные ресурсы для более глубокого изучения, но что бы ВЫ включили в список? Напишите в комментариях.

    CSS

    1. Базовая блочная модель в CSS (box model). Это главная из основ, которую вы ОБЯЗАНЫ понять. В качестве бесплатного ресурса можно порекомендовать Шея Хоу из его бесплатного курса Learn to code HTML & CSS . С платной стороны, особенно если вы легче воспринимаете аудиовизуальный контент, у моего друга Джеймса Стоуна есть неплохой видеокурс по блочной модели в CSS .
    2. Специфичность CSS . Это ещё одна важная основа, которую нужно понять, если собираетесь заняться веб-разработкой. Без прочного понимания специфичности вы непрерывно будете пытаться заставить свой код CSS работать так, как нужно. В Smashing Magazine есть отличный обзор для начала .
    3. Flexbox . Спецификации Flexbox произвели революцию в методах вёрстки, и вам непременно нужно воспользоваться преимуществами этой технологии. Лучший ресурс по Flexbox, который я видел, - этот справочник от CSS Tricks . Если ищете видеокурс по Flexbox, посмотрите

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».

    4 слайд

    Описание слайда:

    Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

    5 слайд

    Описание слайда:

    В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Главная задача Учителя создать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

    8 слайд

    Описание слайда:

    Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

    9 слайд

    Описание слайда:

    Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни

    10 слайд

    Описание слайда:

    Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности

    12 слайд

    Описание слайда:

    Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий. 1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками. Например:

    14 слайд

    Описание слайда:

    Контрольная работа: Цилиндр, конус. 1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса. 2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра; *г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Анализ работы (делается по горизонтали). Задача № 1. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. определении элементов конуса: а) вершины, б) образующей, в) высоты, г) радиуса, д) осевого сечения; 3. определении тангенса, синуса, косинуса; 4. нахождении неизвестного члена пропорции; 5. написании формул: 6. выполнении арифметических операций. Задача № 2. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. нахождении элементов цилиндра: а) образующей, б) высоты, в) радиуса, г) осевого сечения, д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси, 3. определении формулы площади прямоугольника; 4. решении линейных уравнений вида: ах = в; 5. написании формул: 6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.

    16 слайд

    Описание слайда:

    1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д. 2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус (« - »). 3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете. 4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы. 5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение. 6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+». 7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения. 8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами. 9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала

    17 слайд

    Описание слайда:

    2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Примеры дифференцированных заданий. 1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся). №1. Найдите угловой коэффициент касательной к функции у = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5. План РЕШЕНИЯ: 1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции. 2. Найдите производную функции. 3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5. 4. Запишите ответ.

    19 слайд

    Описание слайда:

    2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся) 3 . Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале. Пример. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству. 1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему? 2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей? 3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность? 4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует? 5. Какое противоречие с условием получено? 6. Сделать вывод. Это же задание для более сильных обучающихся. Вопросы к доказательству. 1. Какое дополнительное построение надо выполнить? 2. Каким методом доказывается теорема? 3. Что получено в результате предположения? 4. Сделать вывод.

    20 слайд

    Описание слайда:

    3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов. Можно выделить два варианта этой работы. 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока. 2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Закрепление может проводиться: 1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное. 2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.

    Описание слайда:

    Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими: -помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая, Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается, Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит. Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания. Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

    24 слайд

    Описание слайда: