История создания картины попкова осенние дожди. Картина Попкова «Осенние дожди

Итак, перед нами картина Попкова «Осенние дожди».

Что мы видим на ней? Художник изобразил Александра Сергеевича Пушкина, задумчиво глядящего вдаль. На картине осень, известный поэт стоит, опершись на колонну. Какие мысли бродят в его голове, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом можно только догадываться …

Но картина Попкова «Осенние дожди» очень живо рассказывает о том, что происходит в этот момент, запечатлённый художником. Если присмотреться, то она как будто оживает.

Вот деревья гнутся под порывами дождя, теряя последнюю листву. Вот Пушкин стоит, обхватив себя рукою за плечо. Сразу на ум приходит шум дождевых капель по земле и крыше, мы как будто слышим шум сурового осеннего ветра, его порывы раздувают полы чёрного сюртука. Но поэт и не думает уходить с холодной улицы, плохая погода – не помеха ему.

Давно известно, что именно осеннее ненастье служило одним из главных источников вдохновения для него, ведь в это зябкое и хмурое время года написано так много замечательных стихов.

И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод … Не только эти строки написаны Пушкиным в то время, которое отображено на картине. В этот период времени он много и плодотворно работает.

Но даже если не брать в расчёт какой-то определённый промежуток времени, а рассматривать картину как общий фон к жизни поэта, к его мыслям и чувствам, то картина Попкова «Осенние дожди» превосходно справляется с этой задачей.

Картина Попкова « » написана точными, скупыми мазками, в ней преобладают оранжевые, жёлтые, коричневые и серые тона. Более яркими цветами прорисованы деревья в осеннем убранстве, с которых ещё не облетела осенняя листва, и радуют глаз поэта последние золотисто-рыжие краски наступившей осени.

Крыльцо дома, на котором стоит поэт, написано светло-серым цветом, как будто выбеленное осенними дождями и зимними холодами. Сам Александр Сергеевич написан словно одним точным мазком, таким цельным и натянутым выглядит его силуэт. Именно силуэт, поскольку ни лица, ни рук поэта не видно, он как будто находится в тени. Но его фигура является олицетворением вечного поиска вдохновения, так напряжена она … и в то же время словно расслаблена.

Создаётся впечатление, что поэт стоит на крыльце уже давно в ожидании вдохновения, а может, просто любуясь пейзажем, таким привычным и родным. Он не волнуется и не переживает, он знает: придёт час, и снова налетит, закружит его в своих объятиях муза, и польются из-под пера строки, впоследствии ставшие бессмертными и знакомыми каждому школьнику …

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса …Кто не слышал этих строк! Кто не учил их наизусть! Картина Попкова «Осенние дожди» возвращает нас на несколько мгновений в то далёкое и безвозвратно ушедшее время, когда осенний холод не мог заставить великого поэта уйти в тёплый дом.

Кстати, самого на картине как будто не видно, но не это главное. Возможно, пройдёт несколько минут – и грянет гром, и польётся с неба холодный и хмурый осенний дождь. И поэт вздохнёт, расправит плечи, взглянет в последний раз на бушующую непогоду и отправится творить.

Картина Попкова «Осенние дожди» — последнее творение великого мастера, она словно пронизана грустью – грустью расставания, грустью уходящего летнего тепла, грустью осени, окончательно взявшей власть в свои руки … Но грусть эта светлая, тихая, словно с улыбкой напоследок. Ведь именно такая погода обернётся великими строками для поэта, что стоит на зябком ветру, ёжась от холода.

На картине В. Попкова «Осенние дожди» на крыльце дома стоит человек в черном фраке. В этом человеке любой узнает великого писателя Пушкина. Его образ нельзя спутать ни с кем другим. Художник изобразил на своем полотне известного человека неспроста. Осень любимое время года Пушкина, которому он посвятил много произведений. Поэтому именно он как никто другой органично вписался в осенний пейзаж.

Писатель стоит на крыльце дома, который находится на возвышенности. Отсюда открывается великолепный вид. От дома идет спуск, в конце которого на площадке стоит белая скамейка. На крыльце две колонны и к одной из них прислонился Пушкин. Он в черном фраке, подол которого развивается на ветру. Деревья и кустарники, идущие вдоль спуска, покрыты желтой листвой, осень в самом разгаре. На крыльце также можно увидеть опавшие листья, которые ветер разносит везде, где захочет.

Серое небо льет на землю дождь и даже на одной ступеньке уже образовалась лужа. Мрачное небо и даль добавляют грусти осенней картине, и лишь желтые деревья как яркие пятна, разбавляют серость. Внизу течет изогнутая речка, вода в которой уже совсем холодная, а чуть подальше находится небольшое озеро. Возле речки, справа можно увидеть пасущуюся одинокую белую лошадь. И Пушкин, и эта лошадь навевают чувство тоски и одиночества.

Великий русский поэт Александр Пушкин часто, и при жизни, и после, становился объектом изображения мастерами кисти. Его образ вдохновлял, и дарил интересные, наполненные разными смыслами сюжеты.

Так, на незавершенной картине Виктора Попкова, «Осенние дожди. Пушкин», мы видим осенний пейзаж, который развернулся перед глазами известного стихотворца. Он стоит на крыльце, опершись плечом на колонну, и смотрит вдаль. Руки, с тонкими пальцами покоятся на груди. Темные кудри, бакенбарды и точеный профиль известны всем почитателям таланта Пушкина.

Полы сюртука колышутся от порывов осеннего ветра. Он стоит на высоком крыльце большого дома, с двумя колоннами. Вниз спускаются ступени - площадки. С них обитатели дома и их гости любуются окрестностями. На площадках лужицы воды. Видимо шел дождь, нудный, навевающий тоску. На последней ступеньке- площадке, мокрая скамейка. Вдоль крыльца стоят деревья. Все они «оделись» в золотой убор. Желто-коричневые листья, сорванные порывами холодного воздуха, лежат на крыльце. Они перелетают по воздуху, их уносит, «играя», ветер. Вдали видна река и необъятные просторы: возвышенности, холмы и пригорки.

Их цветовая гамма невероятно разнообразна: от нежно – фиолетовой и синей, плавно переходящей в желто-голубой и коричневый. Чувствуется ширь и необъятность русского открытого пространства. Художник, как бы показывает взаимосвязь поэта и природы. Она дает ему вдохновение. Ведь всем известно, что Пушкин очень любил осень. Она, своими необычными красками, задумчивой панорамой, необъятностью пространства не раз давала ему поводы для творчества. Небо, на полотне, серое, тяжелое с белыми сумрачными облаками.
Холст, написан спокойными, не яркими мазками. Но они раскрывают перед нами тесную взаимосвязь творца, времени и природы.

Сочинение по картине Осенние дожди Попкова 8 класс

Картина «Осенние дожди. Пушкин» - последняя в творчестве Виктора Попкова, чья жизнь трагически оборвалась в 1974 году. Для известного графика она стала ярким завершающим аккордом его творческого пути.

Художник, очевидно, был большим поклонником поэзии Пушкина. Поэтому он поехал в село Михайловское – в родовую усадьбу поэта. Все, что увидел там Виктор Попков, безусловно, произвело на него сильное впечатление. Поэтому он взялся за это полотно.

На картине мы видим высокое крыльцо усадебного дома с колоннами осенним днем. На дворе беспрерывно идет дождь, это чувствуется по промокшим доскам крыльца, по огромной луже на ступенях, мокрым деревьям и кустам. Художнику очень реалистично удалось передать пропитанные влагой поверхности.

На крыльце дома, прислонившись к колонне, стоит Пушкин. Его изящная фигура в черном фраке контрастно смотрится на фоне золотистой листвы осеннего сада. Поэт словно на минуту вышел из комнат на мокрые ступени, да так и остался стоять, залюбовавшись красотой осеннего пейзажа.

Поза Александра Сергеевича непринужденная и задумчивая, одной рукой он обхватил предплечье. Лицо поэта обращено в ту сторону, куда порывистый ветер гонит темные тучи, куда наклонились золотые кроны деревьев и текут воды бурной речки. Края пушкинского фрака тоже развеваются на ветру. Вся эта разбушевавшаяся осенняя стихия, очевидно, вдохновляет Пушкина.

Всем известно, сколько великолепных стихотворений поэт написал в Михайловском. Осень была его любимой порой, ее он много раз воспевал в своей гениальной поэзии. Художнику удалось передать на картине одно мгновение из михайловского периода, которое дает представление, как окружающая природа влияла на воображение поэта.

Можно себе представить, как в солнечный день, когда нет дождя, Пушкин спускается с крыльца и по ступеням идет в сад к скамье, которая видна напротив дома, как он гуляет среди деревьев с золотой листвой, спускается к реке.

А в этот день дождь помешал поэту совершить привычную прогулку. Но даже в непогоду Пушкин не отказывает себе в удовольствии полюбоваться прелестью осенней природы. Он словно возвышается над парком, извилистой рекой, над дальними лугами, где пасется одинокая белая лошадка, над быстро движущимися по небу облаками. И в его душе рождаются новые стихотворные строки.

Эту картину Виктора Попова можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.


Сейчас читают:

    В каждом человеке закладывается определенный фундамент начала, который потом развивается и укрепляется. Также и с Родиной.

    Любовь - великолепное чувство, показывающее все грани характера, раскрывает сущность человека. Его использовали многие писатели и А.С.Грибоедов не является исключением.

    Конец осени. Листья разноцветными кучками лежат на земле. Все: холмы и пригорки, деревья, кусты, травы засыпают. Крепко спят животные и насекомые. Они, плотно закрыли, входы домиков-муравейников,

А. С. Пушкин Российский художник Виктор Ефимович Поп­ков (1932-1974) - яркая личность. Он работал в техниках живописи и графики. Однозначного мнения по поводу работ художника не существует. Попкова называют одним из основоположников «сурового стиля» в искусстве нашей страны. «Суровый стиль» характеризовался лаконичными цветовыми решениями, своеобразным упрощени­ем пространства полотна, некоторой плоскостной ориентацией изображения. Но Попков стремился адаптировать «суровый стиль» под свою бурную, неуемную и эмоциональную натуру. Для худож­ника характерны картины-метафоры, глубокий смысл в которых кроется за обычными, казалось бы, образами. Точность наблюдений, отображения натуры в работах живописца сочетаются с нравс­твенными и историческими деталями. Картина «Осенние дожди», о которой хотелось бы рассказать в данной работе, условно может быть отнесена к исторической ветви творчества Попкова. Она отличается спокойствием, в контрасте с эмоци­ональной насыщенностью и драматизмом боль­шинства работ художника, даже элегичностью. Картина «Осенние дожди» создана в 1974 г. Эта работа окончена не была, тем не менее по ней пре­красно виден замысел художника. Картина прони­кнута любовью творца к русской истории, культуре и особенно к народному русскому поэту, классику, Александру Сергеевичу Пушкину. Словно бы родс­твенную душу художник почувствовал в поэте. Впрочем, многие исследователи творчества худож­ника находят общее между двумя этими фигура­ми - великим русским поэтом и ярким, талантли­вым художником, работавшим и стремившимся к новым горизонтам в сложные для нашей страны времена. Неудивительным считается то, что на по­хоронах Попкова рядом с гробом стояла именно кар­тина «Осенние дожди». Это произведение не оконче­но - художник не успел этого… Он умер, глупо и случайно. И в этом исследователи отмечают об­щность с Пушкиным… Художника и поэта объеди­няет прежде всего их пронзительная любовь к ро­дной стране, бескрайним просторам природы. Вик­тор Попков, как и Пушкин, любил осень. Осенью ему, как и поэту, работалось более вдохновенно. Игорь Обросов, художник, так писал о собрате по кисти: «Виктора Попкова увлекала глубина жи­зненных явлений, постоянные поиски, изыскания непреходящих духовных ценностей. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, ско­рее, низвергался вниз. Такое стремительное движе­ние в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Он увлекал за собой то, что живо, не­равнодушно, дерзновенно и направлено к постиже­нию тайн природы и души человеческой». В 1973 г. художник побывал в Михайловском, месте, тесно связанном с жизнью и творчеством Пушкина. Попков был очарован прекрасной при­родой, восхитительной осенью. Композиция картины достаточно проста. Цен­тральным персонажем картины можно назвать… осень. Именно изображение осени - золотой, дож­дливой - занимает большую часть полотна. Осень на картине сквозит светлой печалью. Картина решена в желто-коричневых тонах. Тускло-желтые деревья, мрачное дождливое небо с всплесками блеклых желтоватых листьев… Влаж­ное дерево крыльца… Все это придает работе осо­бенное, печально-осеннее