Человек становится самим собой когда. Откажитесь от сравнения с другими не в лучшую сторону

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Сегодня я бы хотела раскрыть секрет - как быть собой всегда. Для начала мы разберемся как понять себя и прийти к внутренней гармонии, а потом рассмотрим факторы, которые мешают нам оставаться собой в любой ситуации. Если вы сумеете найти свой путь, то вам останется просто следовать ему.

Найти себя

Часто бывает крайне сложно понять, какой ты человек на самом деле. В нас сидят ожидания родителей, суждения окружающих, желания преподавателей и так далее. У каждого человека есть такие внутренние стопоры, которые мешают найти собственный голос.

Моя подруга с детства хотела стать актрисой, но ее мать считала подобную профессию полнейшей ерундой. Она видела свою дочь успешным юристом. Конечно, пойти против матери девочка не могла и сейчас работает адвокатом. Что в итоге привело к , нереализованному внутреннему потенциалу и постоянным .

Понять себя не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Некоторые люди привыкли думать о себе слишком хорошо, что не позволяет дать реальную оценку.

Поэтому вам нужно научиться не предвзято смотреть на вещи, себя, свои поступки и желания.

Попробуйте составить свою подробную характеристику. Начать можно с прошлого опыта. Опишите важные события или ситуации и опишите свой выбор и поступки. Постарайтесь ответить на вопросы: почему вы так поступили и что бы вы изменили сейчас.

  • Что сейчас происходит в вашей жизни,
  • почему вы выбрали именно такую работу,
  • хотели бы ее сменить,
  • где и с кем хотите жить.
  • Что сейчас вас не устраивает и как вы можете это изменить.

Так вам будет гораздо легче определить что делать в будущем и какую линию поведения выбрать.

В моей статье « » вы можете найти много полезных и практичных советов о том, как научиться быть с собой в гармонии. Старайтесь чаще и больше анализировать свои поступки. Со временем это войдет в привычку и вы будете лучше понимать себя. С легкостью определите где истинное ваше желание, а где просто чужие ожидания.

Окружающие

Почему многие люди не могут позволить себе быть настоящим в любой ситуации? Потому что они считают себя должными перед окружающими. Мол, ты должен вести себя определенным образом и делать определенный выбор.

Страх показаться смешным, не успешным в чужих глазах. Человек хочет получать позитивную оценку самого себя или своих поступков. И вот это ожидание похвалы зачастую и не позволяет быть настоящим.

Редко кто задумывается, что мнение окружающих является их индивидуальным суждением и зачастую не имеет никакого реального отношения к нам. Давайте рассмотрим пример.

Девочка Маша хочет устроить у себя дома тихие девичьи посиделки. Ее подруги подначивают на более шумную вечеринку, говорят, что надо пригласить больше людей, обязательно мальчишек и еще надо не забыть купить вина. Внутренне Маша не хочет этого, но не может отказать подругам, ведь иначе они ее засмеют, а может быть, вообще перестанут дружить с ней.

А вот ее друг Вася считает, что подруги слишком давят на нее. Он всегда ценил в Маше тихий и спокойный . Ему нравится, что Маша не «тусуется», как все остальные девочки, а занимается своим развитием, например. Как вы думаете, чье мнение в итоге окажет большее влияние на Машу?

Очень важно научиться слышать тех людей, которые могут по достоинству оценить любые наши качества. И только к таким людям стоит прислушиваться. Чаще всего они не критикуют, не пытаются тебя исправить. Наоборот, они готовы помочь, предлагают несколько вариантов для выхода из затруднительной ситуации, никогда не смеются над тобой.

Вокруг невозможно. Поэтому ожидания других людей должны так и оставаться их ожиданиями, а не становиться планом для наших поступков. Вам следует научиться не бояться неоправданных надежд. Тогда вы сможете быть собой в любой ситуации.

Основные помехи

Но кроме ожиданий и оценок окружающих, есть еще несколько моментов, которые мешают человеку быть самим собой. Давайте рассмотрим их более подробно.

Стыд. Когда человеку стыдно за себя перед другими, он не может быть настоящим, ведь приходится скрывать эту часть себя. Научитесь смело и открыто говорить о подобных вещах, тогда вам не придется ничего скрывать и быть не таким, какой вы есть на самом деле.

Спешка. Темп сегодняшней жизни невероятно быстрый. Надо все успеть, сделать как можно больше. Это только мешает человеку оставаться настоящим. В спешке вы не успеваете подумать, реально оценить происходящее. Не бойтесь брать паузы, останавливаться и давать себе передышки.

Триггеры. Существуют определенные ситуации или люди, когда мы просто не можем быть настоящими. Так, сотрудник тушуется перед большим начальством, студенты сутулятся при виде профессора и так далее. Если вы поймете какие именно обстоятельства заставляют вас становиться другим человеком, вам станет гораздо проще справляться с этим.

Страх. Страх быть не таким, каким хочется. Каждый человек имеет о себе определенное представление. Это можно назвать идеальным образом себя. Смотря на других, мы ищем качества, которыми бы хотели обладать. Самое тяжелое в этом процессе отмести ненужное и оставить полезное.

У меня есть замечательная статья, которая поможет вам определиться с тем, что в вас есть хорошего, а над чем еще стоит поработать: « ». Ведь любой свой недостаток можно превратить в достоинство.

Мой любимый совет на тему «быть собой» — завести личный дневник. Там вы можете быть честным, писать откровенно и не бояться ничего. Только так вы сможете реально понять себя, отпустить свои страхи, найти и начать двигаться вперед.

Всегда бывают обстоятельства, в которых нам приходится сдерживать себя, быть более или менее каким-то. Это норма жизни. Но даже в таких обстоятельствах вы можете быть самим собой. Более спокойной версией или, наоборот, более веселой.

Что вам мешает быть собой? Знаете ли вы о своих реальных мечтах и желаниях? В какой ситуации вы испытываете внутренний дискомфорт?

Будьте честным сами перед собой. Именно это поможет вам быть настоящим.
Удачи вам!

И здесь вам нужно понять следующее. Ответ нужно искать не в книгах или у других людей, то есть не во внешнем окружении, а внутри самого себя.

Этот ответ заложен внутри вас и именно там и надо искать.

Путь этот достаточно долгий – не одного года. Чем больше вам лет, тем труднее его пройти, то есть отбросить все маски, убеждения, предубеждения, догмы, мнения, знания и влияния и так далее и стать самим собой.

Но на самом деле не все так плохо. Самое важное – это понять – А зачем вам это нужно? Найти свою мотивацию, ради которой вы и будете стремиться к самому себе.

И если такая мотивация у вас будет, то путь этот вы пройдете гораздо быстрее.

То есть для вашего пути - Как стать самим собой – вы должны иметь конечную цель – то, что будет вдохновлять вас и придавать силы для поступательного движения вперед.

У некоторых людей процесс нахождения самого себя проходит мгновенно под влиянием экстренных обстоятельств – кого-то ударит молния, кому-то ставят смертельный диагноз и так далее.

Но думаю, испытывать судьбу и рисковать своей жизнью не стоит.

Пусть этот путь будет подольше, но зато намного безопасней.

Что конкретно надо делать – я вам сказать не могу. Как я уже говорил – ответ надо искать в себе.

Но я могу задать направление, которое поможет найти путь к самому себе и наконец начать жить на полную катушку.

Для начала давайте определимся – а кто он такой, этот человек, который нашел себя и стал самим собой.

Итак, таким людям присущи следующие качества.

Осознанность – они четко понимают, что они делают и почему именно это они и делают.

Чувство гармонии внутри и снаружи – эти люди спокойны, уравновешанны.

Улыбающееся лицо и блестящие глаза – эти люди буквально светятся изнутри.

Они делают то, что им нравиться – в этом как раз и проявляется осознанность. Большинство людей из года в год делают как раз то, что не нравится.

А также отсутствие негативных реакций, нет чувства страха, энергичность, успешность и так далее.

Где найти таких людей – вопрос конечно интересный. Но особо ходить далеко не надо.

Эти люди находятся у вас под носом. Это дети.

Да именно дети, но до 5 лет. Когда они еще не так подвержены влиянию воспитания взрослых.

Советую посмотреть и понаблюдать за ними. Они радуются каждому дню, они естественны в своих проявлениях – если смеются, так смеются, если плачут, так плачут, они рады уже одному обстоятельству, что живут, у них грандиозные планы…

Среди взрослых тоже есть такие люди, просто надо приглядеться и посмотреть вокруг и вы их обязательно найдете.

Поэтому в своих поисках самого себя вам опять нужно стать ребенком. Вновь почувствовать те яркие ощущения от жизни, так сказать воспоминания детства.

Вы должны начать исследовать себя, свои ощущения и шаг за шагом снимать все ненужное, что закрывает доступ к вашему истинному Я.

ЗА годы вашей жизни у вас сформировалось эго – социальная маска, то есть некий образ, который вы должны играть, чтобы в обществе вас адекватно воспринимали.

У некоторых этих эго, как говорится, на все случаи жизни.

Итак, поиски самого себя вы должны начать с действий. Не с чтения книг, не с советов знакомых, у которых, зачастую, еще большие проблемы, а с конкретных телодвижений.

Путь к самому себе лежит через нахождения своего дела, занятие которым и даст все, что вам нужно.

Но чтобы найти его, вам нужно что-то сделать, а потом обратиться к ощущениям – нравиться это лично вам, комфортно или нет, испытываете ли вы подъем сил.

Если после достаточного периода времени вас это только еще больше захватывает, значит вы на правильном пути.

Если со временем запал угасает, значит это либо не то, либо у вас недостаточная мотивация.

Только так- путем действий и анализа своих ощущений – Вы найдете самого себя.

Дерзайте и как говорит Стив Джобс – основатель Apple- ОСТАВЬТЕ ВМЯТИНУ НА ВСЕЛЕННОЙ

Многие люди часто ждут в жизни чудо. Чего-то волшебного и сродни магическому, что может раз и навсегда кардинально изменить их жизнь! Как в сказке. По взмаху волшебной палочки или дуновения пыльцы.

И таки иногда начинает происходит нечто необычное. Гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей, одинокие обретают пары, а страдающие чувствуют облегчение…

Иногда, такие чудеса и правда случаются. Но только вот не магическим образом. А в результате работы человека над собой, итогом которой является, на самом деле, даже не волшебные изменения, а обретение себя. Раскрытия своих качеств, возможностей, талантов.

Главная жизненная задача личности

Согласно теории основателя клиентцентрированого подхода в психотерапии, К. Роджерса, это и есть главной жизненной задачей каждой личности – самоактуализация, то есть реализации того, что в тебе уже и так есть, раскрытие и понимание своих черт и особенностей, их принятие.

Это не стремление к чему-то идеальному и неповторимому (хотя образ желаемого безусловно присутствует). Это принятие реальности во всех её проявлениях. Как есть: без иллюзий и проекций.

К огромному сожалению, не всегда и не у всех именно так . Как правило, в силу тех или иных причин человек может быть неконгруентным. Так происходит, когда его внутренние переживания, представления, мысли, не соответствуют тому, что он транслирует миру, людям вокруг.

Причины несоответствий

Почему так происходит? На то может быть несколько причин:

1) «Ты должен быть…»

Очень часто с самого детства мы усваиваем определенные убеждения, слыша родительские предписания и оценочные суждения.

  • Ты должен быть, как твой отец: сильным духом и стойким!
  • Ты же хорошая девочка? Слушайся взрослых! Им виднее.
  • Наш мальчик очень скромный и покладистый. Слова лишнего не скажет. Такой послушный.

Ребенок, не зависимо от того в каких вариациях это транслируется, получает послание: «Я буду тебя любить, если…» .

Возможно, он так и не узнает, что его ценность уже в том, что он есть. И для принятия другими не обязательно соответствовать перечисленным характеристикам. Но, его образ, грубо говоря, уже создан.

  1. Список ожиданий

Следующим шагом после семьи на пути во взрослую жизни является социализация, вхождение в социум, который тоже имеет свои требования и ожидания.

В каждой культуре есть образ успешной личности, так называемой личности – «достигатора». Какой-то эталон, пример, норматив, идеал, на который стоит равняться.

Увы, иногда, в сознании тех, кто к нему стремиться, постоянно сравнивая себя, формируется огромный разрыв между «я – реальным» и «я – идеальным», вследствие чего «я – концепция» приобретает ярко негативный оттенок.

Часто, эти две причины идут рука об руку. Как результат «личность не функционирует полноценно» (тоже понятие К. Роджерса).

Полноценно функционирующая личность

Какова же личность, которая функционирует полноценно? Это личность, которая стала сама собой, она всецело использует свои способности, таланты, возможности. Её жизнь – это движение к познанию себя и своих переживаний.

Такая личность имеет пять важных характеристик, среди которых:

Очевидно, что главная цель жизни человека, согласно К. Роджерса – рост каждой личности в направлении познания и реализации всех своих возможностей, ориентируясь на то, кем она может быть!

Для этого важно не бояться жизни, застревая на обвинениях родителей и социума. А быть в её потоке, делая её насыщенной, наполненной и полноценной! Работать над собой! Стремиться к осознанию, что единственный, от кого зависит всё происходящее в вашей жизни – это вы сами!

И для этого нужно всего – лишь желание и немного мужества!

«Разумеется, людям не нравится, когда ты не такой, как они. Они будут долго тебя высмеивать, осуждать, унижать, но это все происходит от зависти. Они не могут так, как ты, у них духу не хватает. Проще назвать кого-то психом, чем признать, что тебе страшно отличиться от толпы.» Леди Гага

В подростковом возрасте, а затем в кризисы жизни, мы начинаем задавать себе вопрос об идентичности. Мы тонем в жизненной суете, желаниях других людей, информационном шуме и советах окружающих. Кто я такой и куда иду?

Как стать самим собой?

1. Осознай себя как личность

Найди время поразмыслить на тем, кто ты такой и куда идешь. Чего хочешь достичь и как выглядят твои мечты? Какие принципы для тебя важны? За что готов бороться, а что не важно для тебя? Каким бы человеком хотел быть и к чему следует стремиться? С какими людьми ты хотел бы общаться? Какую девушку ищешь?

Запиши на листике свои базовые установки жизни. Составь письменный список целей в жизни. Какой твой план на ближайшие пять лет? Какие черты характера стоит развивать и над чем работать? Осознай себя как личность.

2. Не бойся быть уникальным

Быть нормальным, стандартным и ничем не отличающимся от толпы – это глупость. Каждый человек уникальный индивидуум. Тебе не нужно одобрение окружающих, чтобы жить так, как хочешь сам. Ты не обязан никому ничего доказывать, жить чужими мечтами или целями. Не иди против себя, своих жизненных принципов и правил.

Если окружающие не принимают тебя, то это из-за узости их взглядов. Ты не обязан любить алкоголь и тусить по клубам, если у тебя другие интересы. Ты не должен сидеть в тренажерном зале круглые сутки, работая над идеальными кубиками пресса. Ты не обязан трахать всех девушек, которых только можешь снять, тратя на них все деньги, время и молодость. Ты не должен пахать с утра до вечера, поклоняясь деньгами. Не бойся быть уникальным и самим собой.

3. Полюби себя

В жизненной суете тебе слишком часто говорят делай то и помоги этому. Но нас забывают научить любви к самому себе. Проявляй разумный эгоизм, отстаивай свои интересы, научись отказывать и говорить «нет», желающим воспользоваться тобой. Радуй себя отдыхом, хорошей одеждой, вкусной пищей и другими мелочами. Полюби себя и найди гармонию.

4. Будь собой

Не будь в плену чужого мнению, не следует зависеть от окружающих, не пытайся всем понравиться и угождать. Не сравнивай себя с другими и не бойся несовершенства. Перестань беспокоиться как воспринимают тебя другие люди.

Окружай себя позитивными людьми, избавляй от общения с токсичными и критикующими личностями. Развивай и уважай свою индивидуальность. Твой стиль, манера поведения и образ жизни. Не позволяй окружающим сбивать тебя с толку.

Будь самим собой. Все остальные роли уже заняты.


45. Сознание и самосознание человека

Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе собственного индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и дейст­виях. Он осознает себя как личность. Самосознание предпо­лагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «я» от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании само­сознания существенную роль играют ощущения человеком соб­ственного тела, своих движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключа­ется не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулирова­нии требований общества, предъявляемых к отдельному чело­веку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам лучезарно сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися по воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Самосознание теснейшим образом связано с таким духовным феноменом, как рефлексия (порой эти понятия употреб­ляются как синонимы). Под рефлексией имеется в виду прин­цип человеческого сознания, ориентирующий его (человека) на осмысление собственных духовных процессов, нередко кри­тический анализ духовного и душевного состояний в их про­тиворечивости, направленности чувств, побуждений и мысли; раздумья над приемами своей мысли и их социальной значи­мостью. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны­ми - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Познавая себя, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования. Оно появи­лось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека, чтобы он умел оценить свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уро­ками научила человека осуществлять самоконтроль и саморе­гулирование. Регулируя свои действия и предусматривая ре­зультаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

46. Диалектика процесса познания. Агностицизм и его истоки.

Характеризуя важность рассмотрения познавательной проблематики, необходимо сделать несколько замечаний.

Первое . Деятельность человека носит, как правило, осмысленный характер (иногда говорят осознанный характер, и это правильно). Но почему-то мы недостаточно внимания обращаем на то обстоятельство, что в основе этой деятельности (осмысленной, осознанной) находится знание. Познавательный (гносеологический) компонент лежит если не в основе, то по крайней мере находится в начале человеческой деятельности. Именно правильное начало обеспечивает базу для эффективного познания, именно от начала зависит истинность знания и, как следствие, результаты практики.

Второе. В условиях современной динамичной жизни много и справедливо говорят о кризисе в области методологии, а это напрямую связано с наукой, которая существенно влияет на реальную жизнь людей. Извечный вопрос, как усилить познавательные возможности человека, повысив тем самым эффективность его деятельности, остается, безусловно, актуальным. Несмотря на трудности познания, связанные со сложностью, неисчерпаемостью и противоречивостью окружающей нас действительности, с наличием ошибок в ходе чувственного восприятия, возможностью искажений реальности в процессе абстрагирования, наше время не является исключением в поиске эффективных средств и способов познавательной деятельности. Вот почему необходимо обратиться к проблемам, которые возникают при рассмотрении процесса познания, так как от их эффективного решения зависят результаты практической деятельности людей.

Третье. Процесс познания, а точнее его результат – знание, имеет еще один очень важный ценностный аспект. Смысл его очень удачно выразил К.Э. Циолковский, который писал: "Большая разница – знать и не знать. Положим, я сейчас беден, терплю голод и холод. Но если я знаю, что через 10 лет меня ожидает богатое наследство, то мне легко перенести мою нужду. Я уже буду счастлив одним ожиданием счастья. Это ожидание придаст мне силы и бодрость. Даст энергию, которая может принести в жизни плоды. Напротив, безнадежность отнимает силы, отнимает радость и даже убивает". Таким образом, знание оказывается связано с социальным оптимизмом.

Изучение феномена познания предполагает раскрытие природы и особенностей исследуемого процесса. Психические познавательные процессы, используемые как модель познавательных процессов в психологии, далеко не исчерпывают процесс познания; проблема рождения и функционирования знания затрагивает немало других наук, прямо или косвенно занимающихся исследованием процесса познания, его сущности, содержания, форм и особенностей протекания. Обусловленное практикой требование исследования процесса познания сопутствовало всей истории развития человека и общества. Начатый на заре формирования науки анализ анатомии познавательного аппарата или последующие попытки систематизации и осмысления приобретенных знаний были нацелены на раскрытие сущности и механизма познавательного акта. Следует заметить, что познание функционирует на уровне отношений "субъект - объект", формирование которых связано с эволюцией форм отражения материи.

Теория познания изучает:

    возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности;

    структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);

    характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности.

При всей остроте познавательных проблем, при всей их пестроте, обусловленной разными (порой полярными) школами в гносеологии, все же можно выделить некоторые узловые, которые обозначаются как основные проблемы теории познания.

Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Переводя эту проблему для понимания в более упрощенное русло, можно поставить вопрос: а почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего? Безусловно, ответов может более чем достаточно: по причине практической, в силу потребностей и интересов и т. д.

Но не менее важна и вторая часть проблемы - выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся: 1) природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств); 2) человек (мозг человека как продукт той же природы); 3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства). Если все три компонента в наличии и во взаимосвязи, феномен познания возникает. В противном случае говорить о познании проблематично.

Необходимо определиться также и с понятием "отражение", которое лежит в основе осмысления процесса познания. Упрощенное понимание этого термина приводит к вульгаризации диалектики познания. Под отражением понимается процесс взаимодействия, при котором одни материальные тела, процессы, явления своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, процессов, явлений, сохраняя при этом след взаимодействия. Осмысливая понятие отражения, необходимо обратить внимание на следующие положения.

    При отражении в живых системах (а человек относится к таковым) нет жесткой связи при воспроизведении (фотографического эффекта).

    Формы отражаемого и отражающего настолько разнятся, что по этой причине и возникает вопрос о степени соответствия, который в свою очередь выливается в учение об истине.

Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания . Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет в конечном счете исходную информацию для обработки. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

В большом массиве объектов познания можно выделить первичные, вторичные и третичные.

Первичным объектом познания (а соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира. Однако поскольку в процессе отражения первичных объектов формируется сознание, возникают его образы, постольку возникают вторичные объекты познания (и соответственно вторичный источник знаний). Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей. Наконец, можно говорить и о третичных объектах познания – объектах, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.

Общество является особым объектом познания. В силу этого социальное познание, в частности, отличается гораздо меньшей, по сравнению с естествознанием, стандартизацией языка исследования, отсутствием четкой алгоритмизации в исследовательском поведении, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем. В социальном познании в большей мере, чем в естественнонаучном познании, проявляется личность исследователя с его жизненным опытом, с особенностями его видения явлений и их оценки, его мышления и воображения. Одна из особенностей социального познания заключается в том, что здесь имеет место взаимодействие собственно научного исследования с обыденным сознанием ("здравым смыслом"), с различными вненаучными формами "практического" ценностного сознания и познания. Все это говорит о том, что общество является особым объектом познания.

К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих суть этой проблемы.

Субъект познания - это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке. Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс, как минимум, по двум направлениям:

    по линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);

    по линии "коллективной" субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).

Абстрагироваться от этих влияний при выделении объекта познания невозможно.

Следует сформулировать ряд положений, касающихся особенностей субъектно-объектных отношений.

    Основа отношений "субъект-объект" - практическая деятельность. В ходе ее развития осуществляется становление познавательного (гносеологического) отношения.

    Субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности - в объект познания. Законом развития субъектно-объектных отношений служит процесс дифференциации познания, выделение его различных областей.

    Специфика познания зависит прежде всего от объекта, которым являются природа и общество.

    Общество является особым объектом познания, т.к. исторический процесс - деятельность преследующих свои цели людей. Познание в таком случае выступает как самопознание.

    Важной особенностью субъектно-объектных отношений является их социально-исторический характер.

Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются?

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии?

Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и о принципах, на которых она базируется, в их числе:

    принцип познаваемости мира;

    принцип определяющей роли практики;

    принцип отражения, который включает в себя следующие идеи: всеобщности отражения; отражаемое первично, отражающее вторично; отражение - это диалектический процесс; познание - высшая форма отражения; образы отражения субъективны по форме, объективны по содержанию; исходный и конечный пункт познания - практика.