Марк Андреевич Натансон: биография.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Марк Андре́евич Натансо́н (25 декабря , Свенцяны , Виленская губерния - 29 июля , Берн , Швейцария) - российский революционер и политический деятель, народник .

Ранние годы

Родился в состоятельной еврейской семье. Брат Натансона - Н. А. Натансон - был крупным предпринимателем или банкиром.

В народническом движении

В партии социалистов-революционеров

По возвращении из ссылки жил в Баку , где работал бухгалтером в городской управе. В 1904 году эмигрировал в Европу и поселился в Швейцарии, где встречался с В. И. Лениным . К этому времени российское освободительное движение окончательно разделилось на социал-демократическое, либеральное и народническое течения. Последователи народников объединились в 1902 году в Партию социалистов-революционеров . После некоторых колебаний Натансон примкнул к партии эсеров и стал одним из её лидеров. После удачного покушения на министра внутренних дел В. К. Плеве поддержал террористическую тактику эсеров.

До и после Февральской революции

Семья

  • Был женат первым браком на революционерке-народнице Ольге Александровне Шлейснер (Натансон) (1850 - 1881).
    • Дети: двое детей - умерли в раннем возрасте от скарлатины .
  • Второй брак с Варварой Ивановной Александровой .
    • Брак бездетный.

Сын сестры жены, Екатерины Ивановны Александровой, племянник Александр Иванович Коновалов .

Напишите отзыв о статье "Натансон, Марк Андреевич"

Ссылки

Литература

  • В. Н. Фигнер. М. А. Натансон. Полн. собр. соч., т. 5, М., 1932 г.
  • Т. А. Михалкина. М. А. Натансон в российском освободительном движении (1889-1919 гг.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.02). - Саратов, 2003. - 19 с.
  • Н. А. Тюкачев. Деятельность М. А. Натансона в партии эсеров // Из истории демократического движения и общественно-политической мысли конца XIX - второй половины XX века. - Брянск, 1994. - С.122 - 131.

Примечания

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Натансон, Марк Андреевич

Келья была пустой и влажной, без какого-либо освещения. А в самом её углу, на соломе сидел человек. Подойдя к нему ближе, я неожиданно вскрикнула – это был мой старый знакомый, кардинал Мороне... Его гордое лицо, на сей раз, краснело ссадинами, и, было видно, что кардинал страдал.
– О, я очень рада, что вы живы!.. Здравствуйте монсеньёр! Вы ли пытались звать меня?
Он чуть приподнялся, поморщившись от боли, и очень серьёзно произнёс:
– Да мадонна. Я давно зову вас, но вы почему-то не слышали. Хотя находились совсем рядом.
– Я помогала хорошей девочке проститься с нашим жестоким миром... – печально ответила я. – Зачем я нужна вам, ваше преосвященство? Могу ли я помочь вам?..
– Речь не обо мне, мадонна. Скажите, вашу дочь зовут Анна, не так ли?
Стены комнаты закачались... Анна!!! Господи, только не Анна!.. Я схватилась за какой-то выступающий угол, чтобы не упасть.
– Говорите, монсеньёр... Вы правы, мою дочь зовут Анна.
Мой мир рушился, даже ещё не узнав причины случившегося... Достаточно было уже того, что Караффа упоминал о моей бедной девочке. Ожидать от этого чего-то доброго не было ни какой надежды.
– Когда прошлой ночью Папа «занимался» мною в этом же подвале, человек сообщил ему, что ваша дочь покинула монастырь... И Караффа почему-то был этим очень доволен. Вот поэтому-то я и решил как-то вам сообщить эту новость. Ведь его радость, как я понял, приносит всем только несчастья? Я не ошибся, мадонна?..
– Нет... Вы правы, ваше преосвященство. Сказал ли он что-либо ещё? Даже какую-то мелочь, которая могла бы помочь мне?
В надежде получить хотя бы малейшее «дополнение», спросила я. Но Мороне лишь отрицательно покачал головой...
– Сожалею, мадонна. Он лишь сказал, что вы сильно ошибались, и что любовь никому ещё не приносила добра. Если это о чём-то вам говорит, Изидора.
Я лишь кивнула, стараясь собрать свои разлетающиеся в панике мысли. И пытаясь не показать Мороне, насколько потрясла меня сказанная им новость, как можно спокойнее произнесла:
– Разрешите ли подлечить вас, монсеньёр? Мне кажется, вам опять не помешает моя «ведьмина» помощь. И благодарю вас за весть... Даже за плохую. Всегда ведь лучше заранее знать планы врага, даже самые худшие, не так ли?..
Мороне внимательно всматривался мне в глаза, мучительно стараясь найти в них ответ на какой-то важный для него вопрос. Но моя душа закрылась от мира, чтобы не заболеть... чтобы выстоять предстоящее испытание... И кардинала встречал теперь лишь заученный «светский» взгляд, не позволявший проникнуть в мою застывшую в ужасе душу...
– Неужели вы боитесь, мадонна? – тихо спросил Мороне. – Вы ведь тысячу раз сильнее его! Почему вы его боитесь?!..
– Он имеет что-то, с чем я пока не в силах бороться... И пока не в силах его убить. О, поверьте мне, ваше преосвященство, если б я только нашла ключ к этой ядовитой гадюке!.. – и, опомнившись, тут же опять предложила: – Позвольте мне всё же заняться вами? Я облегчу вашу боль.
Но кардинал, с улыбкой, отказался.
– Завтра я уже буду в другом, более спокойном месте. И надеюсь, Караффа обо мне на время забудет. Ну, а как же вы, мадонна? Что же станет с вами? Я не могу помочь вам из заключения, но мои друзья достаточно влиятельны. Могу ли я быть полезным вам?
– Благодарю вас, монсеньёр, за вашу заботу. Но я не питаю напрасных надежд, надеясь отсюда выйти... Он никогда не отпустит меня... Ни мою бедную дочь. Я живу, чтобы его уничтожить. Ему не должно быть места среди людей.
– Жаль, что я не узнал вас раньше, Изидора. Возможно, мы бы стали добрыми друзьями. А теперь прощайте. Вам нельзя здесь оставаться. Папа обязательно явится пожелать мне «удачи». Вам ни к чему с ним здесь встречаться. Сберегите вашу дочь, мадонна... И не сдавайтесь Караффе. Бог да пребудет с вами!
– О каком Боге вы говорите, монсеньёр? – грустно спросила я.
– Наверняка, уж не о том, которому молится Караффа!.. – улыбнулся на прощание Мороне.
Я ещё мгновение постояла, стараясь запомнить в своей душе образ этого чудесного человека, и махнув на прощание рукой, вышла в коридор.
Небо развёрзлось шквалом тревоги, паники и страха!.. Где находилась сейчас моя храбрая, одинокая девочка?! Что побудило её покинуть Мэтэору?.. На мои настойчивые призывы Анна почему-то не отвечала, хотя я знала, что она меня слышит. Это вселяло ещё большую тревогу, и я лишь из последних сил держалась, чтобы не поддаваться сжигавшей душу панике, так как знала – Караффа непременно воспользуется любой моей слабостью. И тогда мне придётся проиграть, ещё даже не начав сопротивляться...
Уединившись в «своих» покоях, я «зализывала» старые раны, даже не надеясь, что они когда-либо заживут, а просто стараясь быть как можно сильней и спокойнее на случай любой возможности начать войну с Караффой... На чудо надеяться смысла не было, так как я прекрасно знала – в нашем случае чудес не предвиделось... Всё, что произойдёт, я должна буду сделать только сама.
Бездействие убивало, заставляя чувствовать себя всеми забытой, беспомощной и ненужной... И хотя я прекрасно знала, что не права, червь «чёрного сомнения» удачно грыз воспалённый мозг, оставляя там яркий след неуверенности и сожалений...
Я не жалела, что нахожусь у Караффы сама... Но панически боялась за Анну. А также, всё ещё не могла простить себе гибель отца и Джироламо, моих любимых и самых лучших для меня на свете людей... Смогу ли я отомстить за них когда-либо?.. Не правы ли все, говоря, что Караффу не победить? Что я не уничтожу его, а всего лишь глупо погибну сама?.. Неужели прав был Север, приглашая уйти в Мэтэору? И неужели надежда уничтожить Папу всё это время жила только во мне одной?!..
И ещё... Я чувствовала, что очень устала... Нечеловечески, страшно устала... Иногда даже казалось – а не лучше ли было и правда уйти в Мэтэору?.. Ведь кто-то же туда уходил?.. И почему-то их не тревожило, что вокруг умирали люди. Для них было важно УЗНАТЬ, получить сокровенное ЗНАНИЕ, так как они считали себя исключительно одарёнными... Но, с другой стороны, если они по-настоящему были такими уж «исключительными», то как же в таком случае они забыли самую простую, но по-моему очень важную нашу заповедь – не уходи на покой, пока в твоей помощи нуждаются остальные... Как же они могли так просто закрыться, даже не оглядевшись вокруг, не попытавшись помочь другим?.. Как успокоили свои души?..
Конечно же, мои «возмущённые» мысли никак не касались детей, находящихся в Мэтэоре... Эта война была не их войной, она касалась только лишь взрослых... А малышам ещё предстояло долго и упорно идти по пути познания, чтобы после уметь защищать свой дом, своих родных и всех хороших людей, живущих на нашей странной, непостижимой Земле.
Нет, я думала именно о взрослых... О тех, кто считал себя слишком «особенным», чтобы рисковать своей «драгоценной» жизнью. О тех, кто предпочитал отсиживаться в Мэтэоре, внутри её толстых стен, пока Земля истекала кровью и такие же одарённые, как они, толпами шли на смерть...
Я всегда любила свободу и ценила право свободного выбора каждого отдельного человека. Но бывали в жизни моменты, когда наша личная свобода не стоила миллионов жизней других хороших людей... Во всяком случае, именно так я для себя решила... И не собиралась ничего менять. Да, были минуты слабости, когда казалось, что жертва, на которую шла, будет совершенно бессмысленна и напрасна. Что она ничего не изменит в этом жестоком мире... Но потом снова возвращалось желание бороться... Тогда всё становилось на свои места, и я всем своим существом готова была возвращаться на «поле боя», несмотря даже на то, насколько неравной была война...
Долгие, тяжёлые дни ползли вереницей «неизвестного», а меня всё также никто не беспокоил. Ничего не менялось, ничего не происходило. Анна молчала, не отвечая на мои позывы. И я понятия не имела, где она находилась, или где я могла её искать...
И вот однажды, смертельно устав от пустого, нескончаемого ожидания, я решила наконец-то осуществить свою давнюю, печальную мечту – зная, что наверняка никогда уже не удастся по-другому увидеть мою любимую Венецию, я решилась пойти туда «дуновением», чтобы проститься...
На дворе был май, и Венеция наряжалась, как юная невеста, встречая свой самый красивый праздник – праздник Любви...
Любовь витала повсюду – ею был пропитан сам воздух!.. Ею дышали мосты и каналы, она проникала в каждый уголок нарядного города... в каждую фибру каждой одинокой, в нём живущей души... На один этот день Венеция превращалась в волшебный цветок любви – жгучий, пьянящий и прекрасный! Улицы города буквально «тонули» в несметном количестве алых роз, пышными «хвостами» свисавших до самой воды, нежно лаская её хрупкими алыми лепестками... Вся Венеция благоухала, источая запахи счастья и лета. И на один этот день даже самые хмурые обитатели города покидали свои дома, и во всю улыбаясь, ожидали, что может быть в этот прекрасный день даже им, грустным и одиноким, улыбнётся капризница Любовь...
Праздник начинался с самого раннего утра, когда первые солнечные лучи ещё только-только начинали золотить городские каналы, осыпая их горячими поцелуями, от которых те, стеснительно вспыхивая, заливались красными стыдливыми бликами... Тут же, не давая даже хорошенько проснуться, под окнами городских красавиц уже нежно звучали первые любовные романсы... А пышно разодетые гондольеры, украсив свои начищенные гондолы в праздничный алый цвет, терпеливо ждали у пристани, каждый, надеясь усадить к себе самую яркую красавицу этого чудесного, волшебного дня.
Во время этого праздника ни для кого не было запретов – молодые и старые высыпали на улицы, вкушая предстоящее веселье, и старались заранее занять лучшие места на мостах, чтобы поближе увидеть проплывающие гондолы, везущие прекрасных, как сама весна, знаменитых Венецианских куртизанок. Этих единственных в своём роде женщин, умом и красотой которых, восхищались поэты, и которых художники воплощали на веки в свои великолепных холстах.


Партия левых эсеров

Марк Андре́евич Натансо́н (25 декабря , Свенцяны , Виленская губерния - 29 июля , Берн , Швейцария) - российский революционер и политический деятель, народник .

Ранние годы

Родился в состоятельной еврейской семье. Брат Натансона - Н. А. Натансон - был крупным предпринимателем или банкиром.

В народническом движении

В партии социалистов-революционеров

По возвращении из ссылки жил в Баку , где работал бухгалтером в городской управе. В 1904 году эмигрировал в Европу и поселился в Швейцарии, где встречался с В. И. Лениным . К этому времени российское освободительное движение окончательно разделилось на социал-демократическое, либеральное и народническое течения. Последователи народников объединились в 1902 году в Партию социалистов-революционеров . После некоторых колебаний Натансон примкнул к партии эсеров и стал одним из её лидеров. После удачного покушения на министра внутренних дел В. К. Плеве поддержал террористическую тактику эсеров.

До и после Февральской революции

Семья

  • Был женат первым браком на революционерке-народнице Ольге Александровне Шлейснер (Натансон) (1850 - 1881).
    • Дети: двое детей - умерли в раннем возрасте от скарлатины .
  • Второй брак с Варварой Ивановной Александровой .
    • Брак бездетный.

Сын сестры жены, Екатерины Ивановны Александровой, племянник Александр Иванович Коновалов .

Напишите отзыв о статье "Натансон, Марк Андреевич"

Ссылки

Литература

  • В. Н. Фигнер. М. А. Натансон. Полн. собр. соч., т. 5, М., 1932 г.
  • Т. А. Михалкина. М. А. Натансон в российском освободительном движении (1889-1919 гг.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.02). - Саратов, 2003. - 19 с.
  • Н. А. Тюкачев. Деятельность М. А. Натансона в партии эсеров // Из истории демократического движения и общественно-политической мысли конца XIX - второй половины XX века. - Брянск, 1994. - С.122 - 131.

Примечания

Отрывок, характеризующий Натансон, Марк Андреевич

– Mais c"est impossible. [Но это невозможно.]
– Vous ne daignez pas descende jusqu"a moi, vous… [Вы не удостаиваете снизойти до брака со мною, вы…] – заплакав, сказала Элен.
Лицо стало утешать ее; Элен же сквозь слезы говорила (как бы забывшись), что ничто не может мешать ей выйти замуж, что есть примеры (тогда еще мало было примеров, но она назвала Наполеона и других высоких особ), что она никогда не была женою своего мужа, что она была принесена в жертву.
– Но законы, религия… – уже сдаваясь, говорило лицо.
– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.
Все, что делалось за это время вокруг нее и с нею, все это внимание, обращенное на нее столькими умными людьми и выражающееся в таких приятных, утонченных формах, и голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), – все это доставляло ей удовольствие; но из за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. И как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных, она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений {о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия. И с этою целью она в одной из своих бесед с духовником настоятельно потребовала от него ответа на вопрос о том, в какой мере ее брак связывает ее.
Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела.
Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое…
– Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия.
Directeur de conscience [Блюститель совести] был изумлен этим постановленным перед ним с такою простотою Колумбовым яйцом. Он восхищен был неожиданной быстротой успехов своей ученицы, но не мог отказаться от своего трудами умственными построенного здания аргументов.
– Entendons nous, comtesse, [Разберем дело, графиня,] – сказал он с улыбкой и стал опровергать рассуждения своей духовной дочери.

Элен понимала, что дело было очень просто и легко с духовной точки зрения, но что ее руководители делали затруднения только потому, что они опасались, каким образом светская власть посмотрит на это дело.
И вследствие этого Элен решила, что надо было в обществе подготовить это дело. Она вызвала ревность старика вельможи и сказала ему то же, что первому искателю, то есть поставила вопрос так, что единственное средство получить права на нее состояло в том, чтобы жениться на ней. Старое важное лицо первую минуту было так же поражено этим предложением выйти замуж от живого мужа, как и первое молодое лицо; но непоколебимая уверенность Элен в том, что это так же просто и естественно, как и выход девушки замуж, подействовала и на него. Ежели бы заметны были хоть малейшие признаки колебания, стыда или скрытности в самой Элен, то дело бы ее, несомненно, было проиграно; но не только не было этих признаков скрытности и стыда, но, напротив, она с простотой и добродушной наивностью рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург), что ей сделали предложение и принц и вельможа и что она любит обоих и боится огорчить того и другого.
По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.
Одна только Марья Дмитриевна Ахросимова, приезжавшая в это лето в Петербург для свидания с одним из своих сыновей, позволила себе прямо выразить свое, противное общественному, мнение. Встретив Элен на бале, Марья Дмитриевна остановила ее посередине залы и при общем молчании своим грубым голосом сказала ей:
– У вас тут от живого мужа замуж выходить стали. Ты, может, думаешь, что ты это новенькое выдумала? Упредили, матушка. Уж давно выдумано. Во всех…… так то делают. – И с этими словами Марья Дмитриевна с привычным грозным жестом, засучивая свои широкие рукава и строго оглядываясь, прошла через комнату.
На Марью Дмитриевну, хотя и боялись ее, смотрели в Петербурге как на шутиху и потому из слов, сказанных ею, заметили только грубое слово и шепотом повторяли его друг другу, предполагая, что в этом слове заключалась вся соль сказанного.
Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.
– Helene, j"ai un mot a vous dire, – говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. – J"ai eu vent de certains projets relatifs a… Vous savez. Eh bien, ma chere enfant, vous savez que mon c?ur de pere se rejouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chere enfant… ne consultez que votre c?ur. C"est tout ce que je vous dis. [Элен, мне надо тебе кое что сказать. Я прослышал о некоторых видах касательно… ты знаешь. Ну так, милое дитя мое, ты знаешь, что сердце отца твоего радуется тому, что ты… Ты столько терпела… Но, милое дитя… Поступай, как велит тебе сердце. Вот весь мой совет.] – И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.
Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comite [маленьком интимном кружке] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.
– Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), – и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. – Dites moi comme vous diriez a une s?ur, que dois je faire? Lequel des deux? [Послушайте, Билибин: скажите мне, как бы сказали вы сестре, что мне делать? Которого из двух?]

(25 декабря 1850, город Свенцяны Виленской губернии, – 29 июля 1919, город Берн, Швейцария). Из мещан. Учился в Петербургской медико-хирургической академии (1868 – 71) и в Земледельческом институте (1871). Участвовал в студенческом движении, выступал против тактики С.Г. Нечаева, арестовывался в 1869 и 1870. В 1869 один из основателей и руководителей народнической организации (так называемых "чайковцев"). В ноябре 1871 арестован, в феврале 1872 выслан в г. Шенкурск Архангельской губернии, в апреле 1873 переведен в г. Бобров Воронежской губернии. В декабре 1874 вернулся в Петербург и занялся объединением разрозненных и деморализованных народнических групп, уцелевших после разгрома массового "хождения в народ" летом 1874. Весной и осенью 1875 участвовал в двух съездах народников, пытаясь создать всероссийскую организацию. В 1876 один из организаторов общества "Земля и воля". Руководил подготовкой и проведением демонстрации на Казанской площади 6 декабря 1876. Был организатором и руководителем рабочего кружка "Земли и воли". В июне 1877 арестован. До декабря 1878 находился под следствием в Петропавловской крепости. Выслан в 1879 в Верхоленск (Иркутской губернии), затем в 1881 переведен в Якутскую область, в 1886 – в Иркутск. После окончания ссылки летом 1889 приехал в Гельсингфорс, в 1890 поселился в Саратове. Вокруг него группировались революционные деятели. В 1892 переехал в Орел. Летом 1893 по его почину в Саратове состоялся съезд представителей революционных кружков, положивший начало партии "Народного права", которая ставила задачей объединение всех оппозиционных элементов страны для уничтожения самодержавия. В феврале 1894 переехал в Петербург, куда переместился центр партии. В апреле 1894 был арестован, в конце 1895 выслан в Восточную Сибирь. Ссылку отбывал в Иркутской губернии и в Иркутске.

Вернувшись из ссылки летом 1902, примкнул к только что возникшей партии эсеров. Жил в Тифлисе, затем в Баку, где служил бухгалтером в городской управе. Выступал за необходимость союза всех революционных партий. Весной 1904 приехал в Женеву, восстановил знакомство с Г.В. Плехановым, которого еще в 70-х гг. ввел в народническое движение. Здесь же познакомился с В.И. Лениным, который очень им "увлекся". «Натансон был великолепным организатором... Он знал массу людей... понимал, кто на что способен... он прекрасно знал состав не только своих, но и наших социал-демократических организаций лучше, чем многие наши тогдашние цекисты... Владимиру Ильичу показалось, что Натансона можно бы убедить стать социал-демократом. Натансон очень был близок к социал-демократической точке зрения... Об одном не мог Владимир Ильич сговориться с Натансоном: не согласен Натансон был с подходом социал-демократии к крестьянству... Натансон хорошо знал Плеханова, был с ним на "ты". Владимир Ильич разговорился с ним как-то о наших партийных делах, о расколе с меньшевиками. Натансон предложил поговорить с Плехановым. От Плеханова вернулся каким-то растерянным: надо идти на уступки» (Крупская Н.К., Воспоминания о Ленине, 3 изд., М., 1988, с. 85 – 86). Участвовал в работе 1-го съезда ПСР (29 декабря 1905 – 4 января 1906); единогласно был избран членом ЦК. В период Революции 1905 – 07 жил в Финляндии, в конце 1907 эмигрировал. Жил во Франции, Англии, в Швейцарии, заведовал финансами партии. Во время первой мировой войны "интернационалист". Участвовал в международных социалистических конференциях в Циммервальде (5 – 8 сентября 1915) и Кинтале (11 – 17 апреля 1916) как делегат от левого крыла ПСР. Вместе с Лениным и П.Б. Аксельродом подписал от имени русской делегации воззвание Циммервальдской конференции, обращенное к пролетариату Европы. В Россию Натансон вернулся после Февральской революции 1917, со вторым эшелоном политэмигрантов (9 мая). Участник 1-го Всероссийского съезда КД (4-28 мая, Петроград). Избран в Исполком Всероссийского Совета КД от Самарской губернии. На 3-м съезде ПСР (25 мая – 4 июня, Москва) возглавил так называемую "оппозицию 42-х", подвергшую резкой критике платформу ЦК по всем основным вопросам повестки дня: аграрному, об отношении к Временному правительству, задачам партии. Выступил с содокладом по вопросу о международной политике и возрождении Интернационала, осудил продолжавшуюся войну и оборонческую политику ЦК ПСР. Избран членом ЦК (207 голосами из 270). Был одним из авторов программного документа левых эсеров – "резолюции 34-х", внесенной на 7-м Совете ПСР, открывшемся 6 августа. В ней констатировалась неспособность Временного правительства предпринять "активные шаги для воплощения политики мира", торможение им радикальных финансовых и экономических реформ, "оттяжку всех земельных законов". Были сформулированы основные требования лидеров нарождающейся партии: заключение перемирия на всех фронтах, передача всей земли земельным комитетам, а власти – Советам, прекращение травли "партий левого крыла рев. социализма" (см.: "Дело Народа", 1917, 11 августа). Во время переговоров левых эсеров и большевиков 6-7 октября, связанных с отношением к Предпарламенту, обещал полную поддержку большевикам "в случае революционного выступления вне его стен" (Штейнберг И., От Февраля по Октябрь 1917 г., Берлин - Милан, 1919, с. 115). Добиваясь свободы критики ЦК, автономии левых эсеров в пределах ПСР Натансон не форсировал окончательного раскола. Он делал ставку на легитимное – через решения очередного съезда – изменение (по левоэсеровскому образцу) и политики, и состава ЦК. "Молодым вождям" – В.А. Алгасову, П.П. Прошьяну и другим поведение Натансона казалось недостаточно наступательным. Даже В.М. Чернов склонен был считать его "широчайшим соглашателем и коалиционистом" (цитируется по: Фельштинский Ю., Крушение мировой революции. Очерк первый. Брестский мир. Октябрь 1917 – ноябрь 1918, Лондон, 1991, с. 93).

Однако во время Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде Натансон без колебаний использовал свой авторитет для того, чтобы левые эсеры остались в Петроградском ВРК и продолжали сотрудничать с большевиками (ЦПА НМЛ, ф. 70, оп. 4, д. 377, л. 38). Он вошел во ВЦИК, избранный 2-м съездом Советов РСД, был избран в Президиум ВЦИК. Натансон пытался наладить диалог между различными группами эсеров, но, когда 29 октября ЦК ПСР исключил из партии всех эсеров, не пожелавших покинуть 2-й съезд Советов РСД, а затем распустил петроградскую, гельсингфорсскую и воронежскую организации ПСР, он принял участие в работе Временного Центрального бюро левых эсеров, которое подготовило созыв собственного партийного съезда. Натансон был избран в Президиум 1-го съезда ПЛСР (19 – 28 ноября, Петроград), а затем и в ЦК, получив при выборах самое большое количество голосов. На съезде 20 ноября Натансон говорил: "Наша революция не только политическая, как утверждают меньшевики, в громадном большинстве ведущие соглашательскую политику. Этот вопрос... мне пришлось поставить... в ЦК партии Гоцу, Авксентьеву, которые в союзе с меньшевиками. Меньшевики... считают, что революция не социальная, а политическая и поэтому нужно соглашательство с буржуазией, так как в дальнейшем она пойдет путем эволюции. Социалисты-революционеры же говорили, что мы будем ломать все основы капиталистического строя, не будем останавливаться. Международный социализм Запада решил этот вопрос: мы стоим в периоде социальной революции... Почему мы можем быть с большевиками, потому что в основе понимания, вступаем ли в период социальной революции или должны стоять на точке зрения политической революции, в этом пункте мы сходимся с ними. Вот основа, которой мы можем провести грань между правыми и левыми эсерами, международными и национальными социалистами. У многих товарищей... сознание затемнено войной, может быть, некоторая часть вернется к революционному социализму. Но большая часть их... переходила на точку зрения национального социализма, то есть по существу против социальной революции и против коренных перемен... ЦК партии, который был в большинстве захвачен национальными оборонческими чувствами, видел, что массы от него отходят, и должен был вступить на путь насилия. Другого средства у него не было. Не насильник только тот, кто чувствует, что он выражает массовое желание. Всякий, кто стоит в меньшинстве, кто хочет диктатуры меньшинства, тот будет только насильником. И наш ЦК начал... сначала откладывать съезд, а потом фальсифицировать съезд, который должен был решить все вопросы... мы можем признать только такой съезд, который представляет все организации Партии Социалистов-Революционеров, а не те, которые стоят на точке зрения ЦК... Мы должны... на этом съезде выпустить свою декларацию, свой символ веры левых Социалистов-Революционеров. Она будет гласить, что мы интернационалисты, стоящие на точке зрения международного социализма Циммервальда и Кинталя, признаем, что вступили в фазу социальной революции, то есть, что все, что мы можем смести в буржуазном обществе, – все сметем, что будет в наших силах, что мы будем действовать именем Советов, именем трудового народа. Что мы будем обращаться ко всем трудовым народам с призывом нас поддержать. И мне кажется, будет ясно, что это говорит организованный Российский трудовой народ" ["Протоколы 1-го съезда Партии левых социалистов-революционеров (интернационалистов)", б.м., 1918, с. 21 – 23].

Был избран в Исполком Всероссийского Совета КД на Чрезвычайном (11 – 25 ноября), а затем на 2-м (26 ноября – 10 декабря) Всероссийском съездах Советов КД. В ноябре – декабре участвовал в переговорах с большевиками об условиях слияния ВЦИК Советов РСД и Исполкома Всероссийского Совета КД, об образовании коалиционного Совнаркома.

В декабре, когда определилось правоэсеровское большинство в Учредительном Собрании, заявил о необходимости роспуска Учредительного Собрания. Считал ошибкой выход левых эсеров из СНК в марте 1918, пытался препятствовать разрыву правительственного блока большевиков и левых эсеров, не был согласен с частью членов ЦК ПЛСР, утверждавших, что большевики срывают социализацию земли. Выступая на 2-м съезде ПЛСР (17 – 25 апреля, Москва), говорил: «Левые эсеры с большевистской партией... составили договор. В определенной части этого договора большевики теоретически расходились с нами в вопросе социализации. Они пошли против своих теоретических положений. Причем такие товарищи, как Ленин [заявляли]: "Народ хочет. Мы идем с народом". Я должен сказать, что за все время, пока Министерство земледелия было в руках левых эсеров, большевики в этом отношении до конца честно выполняли это дело. В основе они предоставили левым эсерам проводить социализацию земли»; был поддержан М.А. Спиридоновой, предупреждавшей: "В настоящее время нам разрывать свою связь с большевиками – это значит... подкосить Советскую власть" (ЦПА НМЛ, ф. 564, оп. 1, Д. 2, л. 79, 104). Съезд не согласился с позицией обоих лидеров, одобрил выход наркомов – левых эсеров из СНК, но избрал Натансона и Спиридонову в новый состав ЦК. 3-й съезд ПЛСР (28 июня – 1 июля 1918, Москва) и мятеж левых эсеров 6 июля застали Натансона в Швейцарии, где он находился в составе "Зарубежной делегации", направленной ЦК для налаживания контактов с социалистами Западной Европы и организации в Женеве крупного левоэсеровского издательского центра [журнал "Знамя", 1920, № 1 (3)], на съезде заочно избран в ЦК. Вернувшись в Советскую Россию, Натансон осудил вооруженную акцию левых эсеров в Москве. Вместе с А.Л. Колегаевым, А.М. Устиновым выступил одним из инициаторов создания "Партии революционного коммунизма", объединившей несколько тысяч левых эсеров, которые признали недопустимость срыва Брестского мира и борьбы с коммунистами с целью захвата власти.

Из-за прогрессирующей болезни с осени 1918 Натансон постепенно отходит от активной политической деятельности, в 1919 выехал на лечение в Швейцарию.

Литература: Фигнер В.Н., М.А. Натансон, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1932.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАТАНСО́Н Марк Андреевич (Мордехай; основной псевдоним - Бобров; 1850, Свенцяны, Виленская губерния, ныне Швенчёнис, Литва, - 1919, Берн), русский революционер.

Родился в зажиточной купеческой семье. Учился в Петербургской медико-хирургической академии (1868–71; исключен) и Земледельческом институте (1871). В революционном студенческом движении (с 1869 г.) выступал против лишенного всяких моральных принципов радикализма С. Нечаева. Натансон был одним из основателей общества чайковцев (1871), сыгравшего значительную роль в русском революционном движении. В 1869–71 гг. трижды был арестован, находился в заключении в Петропавловской крепости. В 1872 г. выслан в Архангельскую губернию, где в том же году принял православие , чтобы жениться на последовавшей за ним в ссылку дворянке, участнице народнического движения О. Шлейснер.

До 1875 г. находился под гласным надзором полиции в различных населенных пунктах (в том числе в городе Бобров Воронежской губернии). С 1876 г. в Петербурге; сыграл руководящую роль в консолидации революционных кружков, с этой целью объездил города центра и юга России. Натансон стоял во главе северной революционно-народнической группы (которая с конца 1878 г. стала называться «Земля и воля»); после ее раскола примыкал к организации «Народная воля», был организатором рабочего кружка «Общество друзей», одним из руководителей демонстрации на Казанской площади (6 декабря 1876 г.). За свой организаторский талант Натансон получил в революционных кругах прозвище «Иван Калита - собиратель земли русской». Влияние и авторитет Натансона среди революционной молодежи были настолько велики, что народник Д. Лизогуб передал на нужды революции в его полное распоряжение свое состояние (200 тыс. рублей).

В июне 1877 г. Натансон был арестован, до конца 1878 г. содержался в Петропавловской крепости, а в 1879–89 гг. отбывал сибирскую ссылку. Вернувшись в центральную Россию, служил на различных железных дорогах. Был основателем и главой социально-революционной партии «Народное право» (1893–94). Вновь арестован в апреле 1894 г. и сослан в Восточную Сибирь сроком на пять лет. В 1900–1904 гг. служил в бакинской городской управе. В 1904 г. уехал в Швейцарию, в 1905 г. вступил в партию социалистов-революционеров (эсеры) и, наряду с М. Гоцем и Г. Гершуни, стал членом ее ЦК.

С 1905 г. принадлежал к левому флангу партии. В 1905–1907 гг. жил в Финляндии. В 1907–17 гг. находился в эмиграции, заведовал финансами партии. Во время партийного разбирательства дела Е. Азефа (1908) защищал его, не считая провокатором. В годы Первой мировой войны занимал интернационалистическую позицию, сблизился с большевиками, вместе с которыми участвовал в международных антивоенных конференциях - Циммервальдской (1915) и Кинтальской (1916). В 1917 г. в Петрограде вместе с И. Н. Штейнбергом , Б. Камковым (Кац; 1885–1938) и др. возглавлял партию левых эсеров, вел переговоры с большевиками о совместной работе. Был членом президиума ВЦИК.

В 1918 г., после так называемого лево-эсеровского мятежа, вышел из партии левых социалистов-революционеров и стал одним из организаторов партии революционного коммунизма (Партия интегрального социализма), выступавшей за сотрудничество с большевиками. В связи с болезнью выехал за границу, где вскоре скончался.

Значение НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ

Натансон Марк Андреевич - политический деятель. Родился в 1850 г. Будучи студентом Императорской медико-хирургической академии, принял участие в студенческом движении, а затем участвовал в организации кружка "Чайковцев". Арестованный в 1871 г. по делу студента Гончарова, Натансон был выслан сначала в северные губернии, а затем, в Тамбовскую, откуда и скрылся. В 1875 - 1876 гг. Натансон способствовал сплочению революционных элементов. При его ближайшем участии в 1876 г. возникла так называемая "северная организация", вскоре ставшая известной под именем "Земли и Воли". Вновь арестованный в мае 1877 г., Натансон, после долговременного заключения в Петропавловской крепости, был выслан в 1879 г. в Восточную Сибирь. Вернувшись в Европейскую Россию, в 1889 г., Натансон был вновь арестован в 1894 г. по делу "Народного Права", одним из организаторов которого он являлся, и после двухлетнего заключения в Петропавловской крепости и доме предварительного заключения снова был выслан на 5 лет в Восточную Сибирь. Возвратясь в Европейскую Россию в 1901 г., Натансон принимал деятельное участие в общественном движении последующих годов, примыкая к лево-народническому направлению. Осенью 1907 г. Натансон уехал за границу.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ
    (1850/51-1919) деятель российского революционного движения 1870 - 1910-х гг. Один из основателей кружка "чайковцев" и "Земли и воли". В 1879-89 …
  • НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ
    Марк Андреевич (псевдоним - Бобров) , русский революционер, народник. Из мещан. …
  • МАРК в Библейском словаре:
    (Деян.12:12,25; Деян.15:39; 1Пет.5:13; Кол.4:10; 2Тим.4:11; Флм.1:23) — первоначальное имя Иоанна (см. Иоанн,г), сына Марии из Иерусалима (см. …
  • МАРК в Энциклопедии кельтской мифологии:
    В легендах Артуровского цикла - король Корнуолла, законный супруг Изольды и дядя …
  • НАТАНСОН в 1000 биографий знаменитых людей:
    М. А. (1850-1919) - народоволец, с 1905 г. - эсер, член ЦК партии. В годы первой мировой войны - интернационалист, …
  • АНДРЕЕВИЧ
    Андреевич, см. Соловьев, Евгений …
  • АНДРЕЕВИЧ в Литературной энциклопедии:
    — псевдоним Евгения Андреевича Соловьева — критика и историка лит-ры (другие псевдонимы: Скриба, В. Смирнов, Мирский). Написал ряд очерков …
  • МАРК в Большом энциклопедическом словаре:
    (Marc) Франц (1880-1916) немецкий живописец. Один из организаторов объединения "Синий всадник". Динамичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, …
  • МАРК СТАРЕЦ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ
    схимонах и пустынник (1739—1817); происходил из курского купечества; постригся в 1778 г., при чем наречен Мефодием, а в 1811 г. …
  • МАРК ПАПА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от 18 янв. до 7 окт. 336 г.). Ему приписывают построение двух церквей, введение в литургию никейского символа и издание …
  • МАРК НИДЕРЛАНД. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (van der Mark) — нидерландские дворяне: 1) Граф Вильгельм фан дер М. (1446—83); изгнанный из Люттиха, за насильственные действия над …
  • МАРК МИТРОПОЛИТ ЭФЕССКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ум. в 1450 г.), известный защитник православия на флорентийском соборе (1439) и после него. Папа Евгений IV, не видя подписи …
  • МАРК ИМЯ НЕСК. СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых: 1) мученик, пострадал в начале IV века в царствование Диоклетиана, в Антиохии Писидийской: память 28 сент.; —2) …
  • МАРК ГРАФСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Mark) — графство в нынешней прусск. пров. Вестфалии; 2200 кв. км. С конца XII в. принадлежало графам М.; в XIV …
  • МАРК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Марк св. - один из четырех евангелистов, по происхождению Иудей, ноеще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать …
  • МАРК в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАРК в Энциклопедическом словарике:
    автор 2-го Евангелия в Новом Завете (Евангелие от Марка), спутник апостола Павла. Евангелие от Марка считается самым ранним из сохранившихся …
  • НАТАНСОН
    НАТАНС́ОН Марк Анд. (1850/51-1919), полит. деятель. Один из основателей кружка "чайковцев" и тайного об-ва "Земля и воля" 1870-х гг. В …
  • НАТАНСОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НАТАНС́ОН Георг. Григ. (р. 1921), режиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1981). Ф.: "Шумный день" (1961, с А.В. Эфросом), "Старшая сестра" …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭФ́ЕССКИЙ (?-1450), визант. митрополит, защитник православия и противник унии на Ферраро-Флорентийском соборе (1438-39) и после …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТ́ОНИЙ, см. Антоний …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВР́ЕЛИЙ, см. Аврелий …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Маrc) Франц (1880-1916), нем. живописец. Один из организаторов объединения "Синий всадник" . Динамичные, напряжённые по колориту мистико-символич. картины отмечены экстатической …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Mark) Герман Фрэнсис (1895-1992), химик, ин. ч. РАН (1966). Род. в Австрии, с 1940 в США. Осн. тр. по методам …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Иоанн-Марк), автор 2-го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записано со слов апостола Петра) и предназначенного для …
  • МАРК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МАРК в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, евангелист, …
  • МАРК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Марк, (Маркович, …
  • НАТАНСОН
    Марк Андреевич (1850/51-1919) , деятель российского революционного движения 1870 - 1910-х гг. Один из основателей кружка «чайковцев» и «Земли и …
  • МАРК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Иоанн-Марк) , автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому, записанным со слов апостола Петра) и …
  • ХОРИС ЛОГГИН АНДРЕЕВИЧ (ЛЮДВИГ АНДРЕЕВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Хорис [Логгин (Людвиг) Андреевич] - путешественник и живописец (1795 - 1828). Немец по происхождению, он воспитывался в харьковской гимназии. В …
  • АРТЕМИЙ АНДРЕЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-09 Time: 06:03:24 Навигация Википедия = Лебедев, Артемий Андреевич Артемий Андреевич Лебедев — российский дизайнер, основатель, арт-директор и владелец …
  • МАРК, АПОСТОЛ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк или Иоанн-Марк (+ 63), апостол от 70, евангелист. Память 4 января (70 …
  • МАРК ЕФЕССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк Евгеник (+ 1457), архиепископ Ефесский, святитель. Память 19 января В миру Мануил …
  • МАРК АФИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк Афинский, Фраческий (+ 400), преподобный. Память 5 апреля. Родился в Афинах. …
  • МАРК (АРНДТ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк (Арндт) (род. 1941), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский, первый заместитель председателя Архиерейского Синода Русской …
  • КАРАУЛОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Караулов Василий Андреевич (1854 - 1910), политический деятель, член III государственной думы, председатель …
  • ВЕТЕЛЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ветелев Александр Андреевич (1892 - 1976), протоиерей, профессор, доктор богословия. Родился 24 …
  • МАРК АВРЕЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Анний Вер Антонин Римский император из династии Антонинов, правивший в 161-180 гг. Род. 26 апр 121 г. Умер 17 марта …
  • МАРК АВРЕЛИЙ, АННИЙ ВЕР АНТОНИН в биографиях Монархов:
    Римский император из династии Антонинов, правивший в 161—180 гг. Род. 26 апр 121 г. Умер 17 марта 180 г. Марк …
  • ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Федотов (Павел Андреевич) - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина …
  • ТИЛЬМАН КАРЛ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Тильман (Карл Андреевич, 1802 - 1875) - лейб-окулист (с 1851 г.) и известный врач-практик, родился в Силезии. В 1817 г. …
  • СОЛОВЬЕВ ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Соловьев (Евгений Андреевич) - талантливый писатель. Родился в 1863 г.; учился на историко-филологическом факультете СПб. университета. Недолго был учителем гимназии. …
  • МУРОМЦЕВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Муромцев, Сергей Андреевич - известный юрист и политический деятель (1850 - 1910). Родился в Санкт-Петербурге, в старинной дворянской семье, учился …
  • КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Крылов Иван Андреевич - знаменитый русский баснописец. Родился 2 февраля 1768 г., по преданию - в Москве. Отец его "наукам …
  • ИОАНН АНДРЕЕВИЧ (КНЯЗЬ МОЖАЙСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн Андреевич - князь можайский, (1430 - 1462), старший сын А. Димитриевича. Вскоре после смерти отца Иоанн Андреевич заключил …
  • ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ (КНЯЗЬ ДОРОГОБУЖСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Владимир Андреевич - князь Дорогобужский, сын А. Владимировича-Доброго, князя Владимиро-Волынского (1146 - 1170). Дядя Владимира Андреевича, Вячеслав Владимирович Туровский, …
  • НАТАНСОН ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Natanson) Якуб (20.8.1832, Варшава, - 14.9.1884, там же), польский химик. В 1855 окончил Дерптский (Тартуский) университет. В 1862-66 профессор Варшавского …
  • КОСТЫЧЕВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Андреевич , русский учёный, один из основоположников современного почвоведения. Родился в семье крепостного. Окончил Шацкое …