Т бьюзен супермышление. Тони Бьюзен, Барри Бьюзен - Супермышление (скачать)

Контрольные диктанты для 6 класса

1четверть

Кедр растет высоко в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле наклонить. А он –высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.

На концах веток кедровые шишки висят. Орешки еще не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живет. Кедр всех кормит.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.

Поздней осенью еще больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.

(По Г.Снегиреву,103 слова)

Грамматическое задание.

1в.-На концах веток кедровые шишки висят.

2в.-Кедр растет высоко в горах.

2.Выписать из разобранных предложений словосочетания и сделать их разбор.

3.Разобрать слова по составу.

1в.-Собирают,орешки,поздней

2в.-Уронит,норку,кедровые

4.Определить,сколько звуков и букв в словах

1в.-Еще,умеет

2в.-Его,осенью

Серые разбойники

Я подтащил свое суденышко, сразу забрал из лодки снасти,часть рыбы и подошел к дому. Открылась и закрылась за мной дверь. Но я не вошел в дом, а остался в коридоре,заглянул в дверную щель.

Вороны появились мгновенно. Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой. Наконец весь разбойничий отряд расселся вокруг моего суденышка.

Первой начала грабеж только одна ворона. Она прыгнула на борт, повертела головой направо, налево и быстро схватила со дна рыбу. Тут и другие вороны ухватили по большой плотве.

Проходит минута,и птицы исчезают. Теперь можно появляться и мне…

Такие набеги вороны совершают каждый день, когда я возвращался с рыбалки. (По А.Снегову,105 слов)

Грамматические задания.

1.Подобрать антонимы к словам

1в.-Открылась, появились

2в.-Подтащил, возвращался

2.Составить схему предложения

1в.- Такие набеги вороны совершали каждый день, когда я возвращался домой.

2в.-Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой.

3.Морфемный разбор слов

1в.- Подтащил, закрылась, прыгнула

2в.- Открылась, кружили, повертела

4. Найти в тексте однокоренные слова

2 четверть

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было еще далеко.

Я выбрал для ночлега сухое, высокое местечко, но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увел меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом. Вокруг раздался грохот, вой, треск,но нас все это обошло стороной. К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда,где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов.

Как таежник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушел из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь все знает, слушайся в тайге медведя»,- закончил он свой рассказ.

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

1в-спутник,старичок,опасности

2в.-таежник,предчувствие,местечко

2.Разобрать по членам предложения и указать части речи.

1в.-Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом.

2в.-Вокруг раздался грохот, вой, треск, но нас все это обошло стороной.

3.Выписать 3 слова словосочетания с окончанием -Е или -И у существительных. Объяснить написание.

4. Выписать 2 слова с правописанием О или Е в окончаниях существительных. Объяснить написание.

3четверть

На реке Великой

Солнечным июльским утром наша туристская группа прибыла на станцию Насва.

Через три минуты около пятидесяти рюкзаков с вещами и продуктами и восемнадцать тюков с байдарками большой кучей лежат на перроне.

Но до реки еще километров тридцать пять. В ближайшей деревне мы договариваемся о машине, и к середине дня наш палаточный лагерь уже разбит в одиннадцати километрах за деревней Луково на поляне возле берега Великой.

Великая – главная река Псковской области. Ее протяженность –более четырехсот километров. На своем пути она принимает сорок семь протоков. Она то мирно журчит вдоль поросших ивой берегов, то превращается в горную речку, которая пробивает себе путь сквозь нагромождение камней. Здесь начинается наш водный поход на байдарках.

Грамматическое задание

1.Синтаксический разбор предложения

1в.-В ближайшей деревне мы договариваемся о машине.

2в.-Великая-главная река Псковской области.

2.Морфемный разбор слов

1в.-Туристская,прибыла

3.Выписать словосочетания с числительными и определить падеж имен числительных.

1в.-из 3 абзаца

2в.-из 4 абзаца

Дуб и ветер

Красивый и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру,что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо,грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: « Почему я не могу погубить тебя?»

Дуб ответил, что не ствол его держит, как думают некоторые. Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за нее держится. «Потому никто мне не страшен»,-добавил дуб.

Грамматическое задание.

1.Разбор по составу слов

1в.-побежал,листиком

2в.-налетел, вершина

3.Разобрать по членам предложение, указать части речи и составить схему данного предложения

1в.- Спросил тогда ветер у величественного дуба»Почему я не могу погубить тебя?»

4.Морфологический разбор слов

1в.-Каждым(листиком)

2в.-Некоторые

4 четверть

Битва во ржи

Высокая густая рожь-это для многих животных густой лес.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие-то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полевок. Надо много ловкости,чтобы словить их в высокой ржи.

Но во ржи живет множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления.

Грамматическое задание.

1.Разобрать по членам предложения и указать части речи

1в.-Солнце давно уже село.

2в.-Это совы вылетели за добычей.

2.Разобрать слова по составу

1в.- догорает, высокая, присматриваться

2в.- вылетели, ловкости, стараются

3.Морфологический разбор слова

1в.-спасают

2в.-догорает

4.Выписать 3-4 слова с орфограммами и объяснить их

Поход в лес

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 слов)

Котик

Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть с цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек. (110 слов)

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны с трудом проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле. (110 слов)

Стихийные бедствия

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло восьмисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч жизней. В тысяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. Погибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (106 слов)

(Из «Детской деловой газеты»)

Белка

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости. (110 слов) (По В. Бианки)

Сосновые деревья

Приходилось ли вам любоваться сосновым бором зимой? Это удивительное явление. Стволы сосен кажутся медно-красными. Вечером в бору постукивают о стволы сосен крепкими клювами дятлы.

Весны здесь долго ждать. Еще разгуляется непогода, будет бушевать ветер в сосновых вершинах и разбрасывать сухие сосновые иголки по земле. Сосны крепко держатся за землю своими могучими корнями. Эти красивые и сильные деревья не страшатся трескучего мороза. Но хорошо себя чувствовать они могут только на севере. Северный климат самый благоприятный для сосновых деревьев.

Сосна является прекрасным строительным материалом, топливом. Целебные свойства сосны широко используются в медицине. Это хвойное дерево завоевало себе почетное первое место в русских лесах. (104 слова)

Контрольные диктанты для 6 класса

Имя числительное.

Русский средневековый город во многом отличался от западноевропейского. Он всегда строился свободно и просторно. Иностранцев поражала Москва. Они считали, что она по размерам превосходит крупнейшие города Европы.

Обширные дворы, бескрайние огороды, необъятные пустыри делали ее похожей на большую деревню. В западноевропейских городах небольшие каменные дома тесно лепились друг к другу и создавали непрерывную стенку. Из-за тесноты они вырастали в два-три этажа. Любой средневековый русский город можно назвать деревянным. Богатейшие запасы лесов на Руси давали прекрасный строительный материал. Но главная угроза деревянных построек - пожары. Долгое время даже главная площадь Москвы в память о страшном пожаре 1493 года называлась Пожар.

Первый каменный жилой дом появился в Москве в середине XV века. (110 слов)

Большинство памятников древнерусского зодчества - церкви. Они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.

В древние времена на Руси строили в основном из дерева. Даже в первом десятилетии XIX века Москва была на две трети деревянной.

Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X века. Это была знаменитая Десятинская церковь в Киеве. До наших дней она не сохранилась.

Любое каменное сооружение Средневековья походило на неприступную крепость, а в случае необходимости и заменяло ее. Даже небольшие щелевидные оконца напоминали бойницы.

В 1240 году татары ворвались в Киев. Население города оказало яростное сопротивление, но не смогло преодолеть натиск врага. Последние защитники города укрылись за стенами церкви. Татары подкатили стенобитные машины и разрушили храм. Под его обломками погибли мужественные защитники города. (118 слов)

(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)

Озеро Асаль стало известно европейцам с недавнего времени. Это самый соленый водоем на планете. Его вода в 10 раз солонее океанской. Это самая низкая точка Африканского континента - 155 метров ниже уровня моря. 2 Летняя температура воздуха здесь иногда превышает 50 градусов.

Асаль - одно из самых негостеприимных мест на Земле. На окружающих его холмах из лавы растет только случайно попавшая сюда колючка. Здесь не поют птицы, даже ящерица не пробежит по берегу. Но это место обладает необыкновенной красотой. У озера не обрывистые, а пологие берега. Они покрыты блистающими на солнце соляными корочками разных цветов: бледно-зелеными, темно-синими, фиолетовыми. На берегу попадаются крупные образования из соли. Они похожи на стеклянные капустные кочаны. (111 слов)

Глубина озера Байкал - 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна - Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Местоимение.

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)

Глагол.

I Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи - полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

С каждым километром пути озеро становится длиннее и ýже. На его стеклянной поверхности гаснет неяркий свет заката. Легкий ветерок едва касается глади озера и рябит воду, шуршит темно-зелеными камышовыми зарослями. Водяные струи кажутся то серебряными, то золотистыми. Они тихо бьются о невысокий песчаный берег.

В прибрежных кустах завозился утиный выводок. Раздается негромкий гусиный гогот и другие птичьи голоса.

Вот показалась низкая деревянная избушка. Лодка причаливает к берегу. Из избушки выходит хозяин, помогает нам выгрузиться, приглашает в дом. Гостеприимный хозяин расспрашивает нас о дальнейшем маршруте, предлагает остаться на ночлег.

Наступает теплая летняя ночь. Усталость дает себя чувствовать. Добираемся до сарая, где приятно пахнет свежим сеном. Засыпаем там крепким, здоровым сном. (109 слов)

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох - со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь - косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.

Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится. (110 слов)

(По Л. Толстому)


Диктант № 1.

Осень.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, настоящие дни поздней осени. Лишь изредка пробежит легкий ветерочек по разноцветным листьям: золотистым, багровым, желто-оранжевым.

Спускаешься по лесной тропиночке вниз вдоль молодых берез, дубов, осинок, кустов орешника. Вокруг тишь. Не слышишь пения птиц. На багряных листьях кое-где повисли капельки росы от ночного тумана. Немножко грустно расставаться с летом.

Далеко видно вокруг. Грудь легко дышит осенней свежестью. Хотелось бы идти вперед по мягкому ковру.

Отовсюду доносятся разговоры пернатых о близком путешествии. Счастливый возвращаюсь я домой. А ведь так не хочется выбираться из объятий леса.

( 126 слов)

Диктант № 2.

Буря в пустыне.

Погода начинала портиться. С запада стали надвигаться черно-синие тучи. Через полчаса разразилась грозовая буря, и мыпринялись следить за ее развитием.

Шепотом зашелестел огненно-желтый песок, который сбежал по отвесному склону горы вниз. Резкий свист раздается слева и справа, и песок кое-где дымится, бурлит.

Все вокруг чудовищно грохочет и вздымается: вода, окрестные вершины, потоки песка.

Тяжелые капли дождя ложатся на горячую и беспокойную землю. С места не сдвинешься, потому что песчинки яростно бьют в лицо. Вдруг количество капель увеличивается, и под их мощностью смиряется песок.

Влага как будто сдерживает его порыв. Но все-таки дождь смог успокоить ветер, а затем прекратить безжалостную бурю. «Опасность миновала»,- говорит наш проводник. Пора идти вперед. Мы не предполагали, что такое может сотворить ненастная погода.

Вскоре воцарилась долгожданная тишина. До свидания, пустыня!

(127 слов)

Диктант №3.

Смелый всадник.

Врач предложил ему забыть о сражениях, потому что не было никакой надежды вернуться в строй из-за серьёзного ранения.

Вскоре в землянку к мальчишке пришёл комиссар и рассказал преинтересную монгольскую сказку о бесстрашном, честном человеке. Звали его Гайдар. В переводе с монгольского на русский– это всадник, который скачет впереди.

«Мальчик мой, идти впереди трудно!» - объяснил комбриг.

Мальчишка тот был Аркадий Голиков. Он вырос и запомнил чудесную сказку, которая не раз приходила ему на помощь во время преопасных жизненных ситуаций. Потом он стал прекрасным писателем и подарил огромное количество книг. Свои произведения подписывал именем мужественного всадника Гайдара.

(130 слов)

Диктант № 4.

Памятник собаке.

В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале сделана следующая надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого-погиб».

Сенбернары – это собаки-горноспасатели. Они приучены разыскивать путешественников, которые в непогоду исчезли под снежными обвалами. На спине собаки-разведчика прикреплены средства первейшей помощи: медикаменты, одеяла, продукты. Животное чувствует, если не может помочь. Тогда зовет на помощь людей, и те торопятся прибыть на место происшествия.

Барри отыскал сорок человек. Сорок первого он обнаружил под огромным завалом, но несчастный не подавал никаких признаков жизни.

Собака вытащила его за капюшон. В скором времени пострадавший очнулся, но испугался, прицелился и выстрелил в недруга.

История эта взволновала общественность, и люди бесстрашному герою по имени Барри поставили памятник в столице Франции.

(127 слов)

Диктант № 5.

Осина.

Осина – удивительное дерево, которой и зимой красиво. Причудливым узором переплетается тонкое кружево ее ветвей.

В дуплах старых осин гнездятся птицы, прячутся на ночь, а днем спешат уберечься от непогоды и лесных недугов. Белки-хлопотуньи собирают на зиму съестные припасы, а осиновой корой любят лакомиться зайцы и лоси.

Осина – полезное дерево. С давнего времени из толстых бревен долбили легкие лодки, мастерили нехитрую домашнюю утварь: корыта, кадки, черпаки.

Идешь по лесу, не торопишься, неосторожным прикосновением собьешь ветку и тут же засыплешься колючей порошей. Вдруг сорвется и полетит куда-то тяжелый глухарь, а из-под ног выскочит с перепугу резвый зайчонок.

Осина редко располагается сплошными зарослями, и чистый осинник почти не встречается. Обычно она расселяется между березами и елями.

Перед весной зазеленеет особенным цветом осина, и люди говорят радостно: «Здравствуй, весна!»

(127 слов)

Диктант № 6.

Самая прекрасная река.

Нева – удивительная река. Ее длина от истока до устья всего семьдесят четыре километра. Нева имеет очень своеобразный бассейн, который включает в себя около пятидесяти озер и более трех тысяч пятисот рек, маленьких и больших. Этиреки и озера соединяются друг с другом и образуют сложную сеть.

Нева течет по широкой ложбине, не имеет террас и поймы. В основном берега реки песчаные, но кое-где встречаются глиняные. Они довольно круты, а местами обрывисты, высота их достигает пять-девять метров. Нелегким бывает препятствием подняться на них путешественникам с тяжелым скарбом: рюкзаками, веревками, продуктами.

И лишь лыжникам приятно спуститься по льду Невы. Они проходят в день по пятнадцать-шестнадцать километров.

Небольшая скорость спортсменов позволяет им хорошо рассмотреть окрестности берегов реки. «Да, хороша наша река и зимой, и летом!» – думают они.

(129 слов)

Диктант № 7.

Подвиг солдата.

Сержанту Николаю Масалову было двадцать лет. Больше двух тысячкилометров прошел он с боями, и до победы ему оставалось около четырехсот метров земли.

Бойцы напряженно готовились к последнему решающему удару. Орудийные и минометные расчеты докладывали о готовности к бою, но в эту минуту из-под моста сержант Масалов услышал чей-то плач.

До моста была полоска больше полста метров, но каждый метр обстреливался врагом.

«Вскоре ударят орудия, и ребенка не спасет ничто», - подумал сержант. Малыш звал на помощь, махал ручонками, но никто не спешил помочь.

Бесстрашный знаменосец полка пополз, чтобы вынести из-под огня чужого ребенка.

Вдруг какая-то случайная пуля задела нашего солдата. Немецкая девчонка спасена, так как сержант накрыл ее своим плащом.

До сих пор в Германии стоит памятник советскому воину с немецкой девочкой на руках. Слава тебе, русский солдат!

(130 слов)

Диктант № 8.

Подвиг трубача.

Долго не могли взять фашисты Брестскую крепость, которую окружили со всех сторон. На нее враги обрушивали бомбы, громили из пушек, но героическая крепость все равно не сдавалась.

Петя Клыпов – горнист, сын полка. Он каждое утро играл зарю, а вечером – отбой. Фашисты свирепели, посылали пачки снарядов.

Но вот кончились патроны и гранаты. Командиры приняли решение: вести остатки гарнизона на прорыв, пробиться сквозь кольцо врагов к лесуи уйти в партизаны.

И тогда Петя вышел из крепости и затрубил: «В атаку, защитники!»

Готовьсяв поход.

Наконец-то зима сдает. По утрам все ярче разгорается восток. В затишье кричат воробьи.

Эту неделю я часто поглядываю на рюкзак. Рюкзак – мой неизменный спутник и верный товарищ. Я понимаю, что с приближением весны ему не нравится висеть на гвоздике. Он хочет, чтобы к нему прикоснулись мои руки, чтобы я пришил пряжку, которую потерял во время прошлогоднего похода. Он ждет, чтобы я положил на дно необходимые снасти: крючки, поплавки, грузила.

Все-таки стосковался бедняжка по лету. А ведь летом тонул он как-то, солнце выжгло на боках у него белесые пятна. Казалось мне, что он был доволен, когда осенью я повесил его отдыхать на гвоздь.

Из-за неудобного характера птенца подстерегали неприятности. Однажды откуда-то донесся разливистый собачий лай. Из гнезда виднеется лишь ряд бесформенных крыш, а внизу кудлатая собачонка лает на какого-то воробья. Никому не хочется пропустить такое преинтересное зрелище, и грачонок перевалился через край и чуть не вывалился из гнезда.

Грачата за матерью торопятся спуститься к ручью, чтобы учиться летать. Впервые неугомонный птенец стал с жадностью пить прохладную воду, но на скользком камне ноги разъехались, и малыш свалился вниз. Течение тут же захлестнуло его, но мать оказалась близко и быстро прихватила клювом непоседу за крылышко.

С помощью родителей грачата научились летать, подниматься и приземляться и чувствовали себя уверенно.

Так началась жизнь нового грачиного поколения.

Входная диагностика

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(96 слов)

(А.Волков.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант - Солнце ярко светило в окно.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант – спрыгнула;

2 вариант – расстилался.

4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Цель урока: контроль знаний, полученных в ходе изучения темы «Словообразование»

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Задания.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову . )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – весенний;

2 вариант – лесных.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(100 слов)

(По И. Соколову-Микитову . )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – росистый, прохладная;

2 вариант – алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

(По И. Соколову-Микитову .)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(119 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

1 вариант – на улей, подсолнух;

2 вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

1 вариант – лучик;

2 вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Итоговый диктант за 2 четверть по теме "Имя прилагательное"

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме "Имя числительное"

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы» )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Итоговый диктант за 3 четверть по теме "Местоимение"

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы» )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

Диктант по теме "Глагол"

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову .)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – услышите;

2 вариант – доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(110 слов)

(По Л. Толстому )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – поймали бы, светлеет;

2 вариант – ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый диктант за курс 6 класса

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву .)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.