Юрий трифонов дом набережной краткое содержание. Дом на набережной

Действие происходит в Москве и развертывается в нескольких временных планах: середина 1930-х, вторая половина 1940-х, начало 1970-х гг. Научный работник, литературовед Вадим Александрович Глебов, договорившийся в мебельном магазине о покупке антикварного стола, приезжает туда и в поисках нужного ему человека случайно наталкивается на своего школьного приятеля Левку Шулепникова, здешнего рабочего, опустившегося и, судя по всему, спивающегося. Глебов окликает его по имени, но Шулепников отворачивается, не узнавая или делая вид, что не узнает. Это сильно уязвляет Глебова, он не считает, что в чем-то виноват перед Шулепниковым, и вообще, если кого винить, то - времена. Глебов возвращается домой, где его ждет неожиданное известие о том, что дочь собирается замуж за некоего Толмачева, продавца книжного магазина. Раздраженный встречей и неудачей в мебельном, он в некоторой растерянности. А посреди ночи его поднимает телефонный звонок - звонит тот самый Шулепников, который, оказывается, все-таки узнал его и даже разыскал его телефон. В его речи та же бравада, то же хвастовство, хотя ясно, что это очередной шулепниковский блеф.
Глебов вспоминает, что когда-то, в пору появления Шулепникова в их классе, мучительно завидовал ему. Жил Левка в сером громадном доме на набережной в самом центре Москвы. Там обитали многие приятели-однокашники Вадима и, казалось, шла совсем иная жизнь, чем в окружающих обычных домах. Это тоже было предметом жгучей зависти Глебова. Сам он жил в общей квартире в Дерюгинском переулке неподалеку от «большого дома». Ребята называли его Вадька Батон, потому что в первый день поступления в школу он принес батон хлеба и оделял кусками тех, кто ему приглянулся. Ему, «совершенно никакому», тоже хотелось чем-то выделиться. Мать Глебова одно время работала билетершей в кинотеатре, так что Вадим мог пройти на любой фильм без билета и даже иногда провести приятелей. Эта привилегия была основой его могущества в классе, которой он пользовался очень расчетливо, приглашая лишь тех, в ком был заинтересован. И авторитет Глебова оставался незыблемым, пока не возник Шулепников. Он сразу произвел впечатление - на нем были кожаные штаны. Держался Левка высокомерно, и его решили проучить, устроив нечто вроде темной, - набросились скопом и попытались стащить штаны. Однако случилось неожиданное - пистолетные выстрелы вмиг рассеяли нападавших, уже было скрутивших Левку. Потом оказалось, что стрелял он из очень похожего на настоящий немецкого пугача. Сразу после того нападения директор устроил розыск преступников, Левка выдавать никого не хотел, и дело вроде бы замяли. Так он стал, к Глебовой зависти, еще и героем. И в том, что касается кино, Шулепников Глебова тоже перещеголял: зазвал однажды ребят к себе домой и прокрутил им на собственном киноаппарате тот самый боевик «Голубой экспресс», которым так увлекался Глебов. Позже Вадим подружился с Шулепой, как называли того в классе, стал бывать у него дома, в огромной квартире, тоже произведшей на него сильное впечатление. Выходило так, что у Шулепникова было все, а одному человеку, по размышлению Глебова, не должно быть все. Отец Глебова, работавший мастером-химиком на кондитерской фабрике, советовал сыну не обольщаться дружбой с Шулепниковым и пореже бывать в том доме. Однако когда арестовали дядю Володю, мать Вадима попросила через Левку его отца - важную шишку в органах госбезопасности - узнать про него. Шулепников-старший, уединившись с Глебовым, сказал, что узнает, но в свою очередь попросил его сообщить имена зачинщиков в той истории с пугачом, которая, как думал Глебов, давно забылась. И Вадим, который сам был среди зачинщиков и потому боялся, что это, в конце концов, всплывет, назвал два имени. В скором времени эти ребята вместе с родителями исчезли, подобно его соседям по квартире Бычковым, которые терроризировали всю округу и однажды избили появившихся в их переулке Шулепникова и Антона Овчинникова, еще одного их однокашника. Потом Шулепников появляется в 1947 г., в том же самом институте, в котором учился и Глебов. Прошло семь лет с тех пор, как они виделись в последний раз. Глебов побывал в эвакуации, голодал, а в последний год войны успел послужить в армии, в частях аэродромного обслуживания. Шулепа же, по его словам, летал в Стамбул с дипломатическим поручением, был женат на итальянке, потом разошелся и т. п. Его рассказы полны таинственности. Он по-прежнему именинник жизни, приезжает в институт на трофейном «БМВ», подаренном ему отчимом, теперь уже другим и тоже из органов. И живет он опять в элитарном доме, только теперь на Тверской. Лишь мать его Алина Федоровна, потомственная дворянка, совершенно не изменилась. Из прочих их одноклассников кое-кого уже не было в живых, а прочих размело в разные концы. Осталась только Соня Ганчук, дочь профессора и заведующего кафедрой в их институте Николая Васильевича Ганчука. Как приятель Сони и секретарь семинара, Глебов часто бывает у Ганчуков все в том же самом доме на набережной, к которому он вожделеет в мечтах со школьных лет. Постепенно он становится здесь своим. И по-прежнему чувствует себя бедным родственником. Однажды на вечеринке у Сони он вдруг понимает, что мог бы оказаться в этом доме совсем на иных основаниях. С этого самого дня, словно по заказу, в нем начинается развиваться к Соне совсем иное, нежели просто приятельское, чувство. После празднования Нового года на ганчуковской даче в Брусках Глебов и Соня становятся близки. Родители Сони пока ничего не знают об их романе, однако Глебов чувствует некоторую неприязнь со стороны матери Сони Юлии Михайловны, преподавательницы немецкого языка в их институте. В это самое время в институте начинаются всякие неприятные события, непосредственным образом коснувшиеся и Глебова. Сначала был уволен преподаватель языкознания Аструг, затем дошла очередь и до матери Сони Юлии Михайловны, которой предложили сдавать экзамены, чтобы получить диплом советского вуза и иметь право преподавать, поскольку у нее диплом Венского университета. Глебов учился на пятом курсе, писал диплом, когда его неожиданно попросили зайти в учебную часть. Некто Друзяев, бывший военный прокурор, недавно появившийся в институте, вместе с аспирантом Ширейко намекнули, что им известны все глебовские обстоятельства, в том числе и его близость с дочерью Ганчука, а потому было бы лучше, если бы руководителем глебовского диплома стал кто-нибудь другой. Глебов соглашается поговорить с Ганчуком, однако позже, особенно после откровенного разговора с Соней, которая была ошеломлена, понял, что все обстоит гораздо сложнее. Поначалу он надеется, что как-нибудь рассосется само собой, с течением времени, но ему постоянно напоминают, давая понять, что от его поведения зависит и аспирантура, и стипендия Грибоедова, положенная Глебову после зимней сессии. Еще позже он догадывается, что дело вовсе не в нем, а в том, что на Ганчука «катили бочку». И еще был страх - «совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье». Как-то сразу Глебов вдруг обнаруживает, что его к Соне вовсе не такая серьезная, как казалось. Между тем Глебова вынуждают выступить на собрании, где должны обсуждать Ганчука. Появляется осуждающая Ганчука статья Ширейко, в которой упоминается, что некоторые дипломники (имеется в виду именно Глебов) отказываются от его научного руководства. Доходит это и до самого Николая Васильевича. Лишь признание Сони, открывшей отцу их отношения с Глебовым, как-то разряжает ситуацию. Необходимость выступления на собрании гнетет Вадима, не знающего, как выкрутиться. Он мечется, идет к Шулепникову, надеясь на его тайное могущество и связи. Они напиваются, едут к каким-то женщинам, а на следующий день Глебов с тяжелым похмельем не может пойти в институт. Однако его и дома не оставляют в покое. На него возлагает надежды антидрузяевская группа. Эти студенты хотят, чтобы Вадим выступил от их имени в защиту Ганчука. К нему приходит Куно Иванович, секретарь Ганчука, с просьбой не отмалчиваться. Глебов раскладывает все варианты - «за» и «против», и ни один его не устраивает. В конце концов все устраивается неожиданным образом: в ночь перед роковым собранием умирает бабушка Глебова, и он с полным основанием не идет на собрание. Но с Соней все уже кончено, вопрос для Вадима решен, он перестает бывать в их доме, да и с Ганчуком тоже все определено - тот направлен в областной педвуз на укрепление периферийных кадров. Все это, как и многое другое, Глебов стремится забыть, не помнить, и это ему удается. Он получил и аспирантуру, и карьеру, и Париж, куда уехал как член правления секции эссеистики на конгресс МАЛЭ (Международной ассоциации литературоведов и эссеистов). Жизнь складывается вполне благополучно, однако все, о чем он мечтал и что потом пришло к нему, не принесло радости, «потому что отняло так много сил и того невосполнимого, что называется жизнью».

Все события произведения происходят в Москве. Главный герой – Вадим Александрович Глебов. Для покупки необходимой вещи главный герой и приезжает в Москву. Будучи занятым поиском продавца, он неожиданным образом встречает своего давнего товарища. Он видит, что Левка совсем спился и потерялся в жизни, он даже не поздоровался с ним, сделав вид, что не заметил. Это несколько расстроило Вадима Александровича.

После этой неприятной встречи Глебов приходит домой. Там его также ожидает известие. Его дочь выходит замуж, его не радует эта новость. Ночью Вадиму Александровичу позвонил Левка Шулепников (тот самый товарищ, которого он встретил днем на улице). Левка извиняется за то, что не подал виду, что знает Глебова.

Потом Вадим Александрович вспоминает свою молодость. Оказывается, когда они были еще мальчишками, Глебов страшно завидовал Левке. Жил он в те времена в роскошных условиях, у него было много возможностей, в отличие от Вадима. Еще до появления в школе Левки среди одноклассников непререкаемым авторитетом и уважением пользовался именно Глебов. Видимо, поэтому он так не любил своего товарища, он считал, что несправедливо, когда все блага и внимание сосредотачиваются только около одного человека.

Оба товарища учатся в одном университете, между ними продолжается соперничество. Как и раньше Левка пользуется популярностью, в жизни он с легкостью преодолевает все незначительные неприятности невзгоды, что только раздражает Вадима Александровича.

Глебов влюбляется в дочь заведующего кафедрой Софью. Она также признается в своей симпатии к молодому человеку. Они начинают близко общаться. Через некоторое время на отца девушки сыплются несправедливые обвинения и клевета. Вадима Александровича принуждают встать на защиту Ганчука, но он, в связи с обстоятельствами (накануне собрания у него умирает бабушка), не приходит на встречу.

Он заканчивает аспирантуру, достигает неплохих высот, но ощущения счастья у него нет. Произведение Трифонова учит читателя жить в соответствии с человеческими законами, совершать добрые дела, а не гнаться за мнимыми достижениями в области профессии, соперничать с конкурентами и видеть в этом смысл жизни. Ведь даже наш герой лишь потом понял, что все силы и энергию растрачивал попусту.

Картинка или рисунок Трифонов - Дом на набережной

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев Лёнька Пантелеев

    Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь.

  • Краткое содержание Чехов Скучная история

    Произведение повествует нам о жизни профессора медицины Николае Степановиче, которого все уважали и считали его достойнейшим человеком. Ведь он так много сделал для науки. Хотя на самом деле, это больной старичок

  • Краткое содержание Драгунский Похититель собак

    В книге рассказывается о собачке по кличке Чапка. Ранее рассказчик жил на даче у своего дяди Володи. По соседству с ним жил Борис Климентьевич со своей собачкой Чапкой.

  • Краткое содержание Американская трагедия Драйзера

    История начинается в Канзас-Сити, где проживает семья уличного проповедника, воспитывающего своих детей в строгости и вере. Но один из сыновей, Клайд, мечтает вырваться из этой нищеты и унылого существования, жить в роскоши и богатстве.

  • Краткое содержание Линдгрен Расмус-бродяга

    События повести происходят в Швеции в начале XX века. Главному герою – мальчику Русмусу девять лет. Он живёт в детском доме и, как и все дети, нуждается в любви и заботе, которых там ему очень не хватает. Расмус мечтает о богатых родителях.

Дом на набережной
Краткое содержание повести
Действие происходит в Москве и развертывается в нескольких временных планах: середина 1930-х, вторая половина 1940-х, начало 1970-х гг. Научный работник, литературовед Вадим Александрович Глебов, договорившийся в мебельном магазине о покупке антикварного стола, приезжает туда и в поисках нужного ему человека случайно наталкивается на своего школьного приятеля Левку Шулепникова, здешнего рабочего, опустившегося и, судя по всему, спивающегося. Глебов окликает его по имени, но Шулепников отворачивается, не узнавая или делая вид, что не узнает. Это сильно уязвляет Глебова, он не считает, что в чем-то виноват перед Шулепниковым, и вообще, если кого винить, то – времена. Глебов возвращается домой, где его ждет неожиданное известие о том, что дочь собирается замуж за некоего Толмачева, продавца книжного магазина. Раздраженный встречей и неудачей в мебельном, он в некоторой растерянности. А посреди ночи его поднимает телефонный звонок – звонит тот самый Шулепников, который, оказывается, все-таки узнал его и даже разыскал его телефон. В его речи та же бравада, то же хвастовство, хотя ясно, что это очередной шулепниковский блеф.
Глебов вспоминает, что когда-то, в пору появления Шулепникова в их классе, мучительно завидовал ему. Жил Левка в сером громадном доме на набережной в самом центре Москвы. Там обитали многие приятели-однокашники Вадима и, казалось, шла совсем иная жизнь, чем в окружающих обычных домах. Это тоже было предметом жгучей зависти Глебова. Сам он жил в общей квартире в Дерюгинском переулке неподалеку от “большого дома”. Ребята называли его Вадька Батон, потому что в первый день поступления в школу он принес батон хлеба и оделял кусками тех, кто ему приглянулся. Ему, “совершенно никакому”, тоже хотелось чем-то выделиться. Мать Глебова одно время работала билетершей в кинотеатре, так что Вадим мог пройти на любой фильм без билета и даже иногда провести приятелей. Эта привилегия была основой его могущества в классе, которой он пользовался очень расчетливо, приглашая лишь тех, в ком был заинтересован. И авторитет Глебова оставался незыблемым, пока не возник Шулепников. Он сразу произвел впечатление – на нем были кожаные штаны. Держался Левка высокомерно, и его решили проучить, устроив нечто вроде темной, – набросились скопом и попытались стащить штаны. Однако случилось неожиданное – пистолетные выстрелы вмиг рассеяли нападавших, уже было скрутивших Левку. Потом оказалось, что стрелял он из очень похожего на настоящий немецкого пугача.
Сразу после того нападения директор устроил розыск преступников, Левка выдавать никого не хотел, и дело вроде бы замяли. Так он стал, к Глебовой зависти, еще и героем. И в том, что касается кино, Шулепников Глебова тоже перещеголял: зазвал однажды ребят к себе домой и прокрутил им на собственном киноаппарате тот самый боевик “Голубой экспресс”, которым так увлекался Глебов. Позже Вадим подружился с Шулепой, как называли того в классе, стал бывать у него дома, в огромной квартире, тоже произведшей на него сильное впечатление. Выходило так, что у Шулепникова было все, а одному человеку, по размышлению Глебова, не должно быть все.
Отец Глебова, работавший мастером-химиком на кондитерской фабрике, советовал сыну не обольщаться дружбой с Шулепниковым и пореже бывать в том доме. Однако когда арестовали дядю Володю, мать Вадима попросила через Левку его отца – важную шишку в органах госбезопасности – узнать про него. Шулепников-старший, уединившись с Глебовым, сказал, что узнает, но в свою очередь попросил его сообщить имена зачинщиков в той истории с пугачом, которая, как думал Глебов, давно забылась. И Вадим, который сам был среди зачинщиков и потому боялся, что это, в конце концов, всплывет, назвал два имени. В скором времени эти ребята вместе с родителями исчезли, подобно его соседям по квартире Бычковым, которые терроризировали всю округу и однажды избили появившихся в их переулке Шулепникова и Антона Овчинникова, еще одного их однокашника.
Потом Шулепников появляется в 1947 г., в том же самом институте, в котором учился и Глебов. Прошло семь лет с тех пор, как они виделись в последний раз. Глебов побывал в эвакуации, голодал, а в последний год войны успел послужить в армии, в частях аэродромного обслуживания. Шулепа же, по его словам, летал в Стамбул с дипломатическим поручением, был женат на итальянке, потом разошелся и т. п. Его рассказы полны таинственности. Он по-прежнему именинник жизни, приезжает в институт на трофейном “БМВ”, подаренном ему отчимом, теперь уже другим и тоже из органов. И живет он опять в элитарном доме, только теперь на Тверской. Лишь мать его Алина Федоровна, потомственная дворянка, совершенно не изменилась. Из прочих их одноклассников кое-кого уже не было в живых, а прочих размело в разные концы. Осталась только Соня Ганчук, дочь профессора и заведующего кафедрой в их институте Николая Васильевича Ганчука. Как приятель Сони и секретарь семинара, Глебов часто бывает у Ганчуков все в том же самом доме на набережной, к которому он вожделеет в мечтах со школьных лет. Постепенно он становится здесь своим. И по-прежнему чувствует себя бедным родственником.
Однажды на вечеринке у Сони он вдруг понимает, что мог бы оказаться в этом доме совсем на иных основаниях. С этого самого дня, словно по заказу, в нем начинается развиваться к Соне совсем иное, нежели просто приятельское, чувство. После празднования Нового года на ганчуковской даче в Брусках Глебов и Соня становятся близки. Родители Сони пока ничего не знают об их романе, однако Глебов чувствует некоторую неприязнь со стороны матери Сони Юлии Михайловны, преподавательницы немецкого языка в их институте.
В это самое время в институте начинаются всякие неприятные события, непосредственным образом коснувшиеся и Глебова. Сначала был уволен преподаватель языкознания Аструг, затем дошла очередь и до матери Сони Юлии Михайловны, которой предложили сдавать экзамены, чтобы получить диплом советского вуза и иметь право преподавать, поскольку у нее диплом Венского университета.
Глебов учился на пятом курсе, писал диплом, когда его неожиданно попросили зайти в учебную часть. Некто Друзяев, бывший военный прокурор, недавно появившийся в институте, вместе с аспирантом Ширейко намекнули, что им известны все глебовские обстоятельства, в том числе и его близость с дочерью Ганчука, а потому было бы лучше, если бы руководителем глебовского диплома стал кто-нибудь другой. Глебов соглашается поговорить с Ганчуком, однако позже, особенно после откровенного разговора с Соней, которая была ошеломлена, понял, что все обстоит гораздо сложнее. Поначалу он надеется, что как-нибудь рассосется само собой, с течением времени, но ему постоянно напоминают, давая понять, что от его поведения зависит и аспирантура, и стипендия Грибоедова, положенная Глебову после зимней сессии. Еще позже он догадывается, что дело вовсе не в нем, а в том, что на Ганчука “катили бочку”. И еще был страх – “совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье”.
Как-то сразу Глебов вдруг обнаруживает, что его любовь к Соне вовсе не такая серьезная, как казалось. Между тем Глебова вынуждают выступить на собрании, где должны обсуждать Ганчука. Появляется осуждающая Ганчука статья Ширейко, в которой упоминается, что некоторые дипломники (имеется в виду именно Глебов) отказываются от его научного руководства. Доходит это и до самого Николая Васильевича. Лишь признание Сони, открывшей отцу их отношения с Глебовым, как-то разряжает ситуацию. Необходимость выступления на собрании гнетет Вадима, не знающего, как выкрутиться. Он мечется, идет к Шулепникову, надеясь на его тайное могущество и связи. Они напиваются, едут к каким-то женщинам, а на следующий день Глебов с тяжелым похмельем не может пойти в институт.
Однако его и дома не оставляют в покое. На него возлагает надежды антидрузяевская группа. Эти студенты хотят, чтобы Вадим выступил от их имени в защиту Ганчука. К нему приходит Куно Иванович, секретарь Ганчука, с просьбой не отмалчиваться. Глебов раскладывает все варианты – “за” и “против”, и ни один его не устраивает. В конце концов все устраивается неожиданным образом: в ночь перед роковым собранием умирает бабушка Глебова, и он с полным основанием не идет на собрание. Но с Соней все уже кончено, вопрос для Вадима решен, он перестает бывать в их доме, да и с Ганчуком тоже все определено – тот направлен в областной педвуз на укрепление периферийных кадров.
Все это, как и многое другое, Глебов стремится забыть, не помнить, и это ему удается. Он получил и аспирантуру, и карьеру, и Париж, куда уехал как член правления секции эссеистики на конгресс МАЛЭ (Международной ассоциации литературоведов и эссеистов). Жизнь складывается вполне благополучно, однако все, о чем он мечтал и что потом пришло к нему, не принесло радости, “потому что отняло так много сил и того невосполнимого, что называется жизнью”.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Краткое содержание Дом на набережной – Трифонов Юрий Валентинович

Августовским днем 1972 года Вадим Александрович Глебов, готовившийся к переезду в кооперативную квартиру, отправился в мебельный магазин, расположенный «у черта на рогах». Там ему предстояло приобрести антикварный стол. Чтобы получить желанный предмет мебели, сначала требовалось отыскать некого Ефима. Вместо него Глебов наткнулся на старого приятеля Левку Шулепникова (Шулепу), который почти спился. Ефим так и не нашелся. Глебов решил пообщаться по-товарищески с Шулепниковым, окликнул его, но тот не ответил.

Вечером, когда Глебов рассказывал жене Марине о случившемся днем, он больше волновался не из-за того, что старый приятель его не узнал, а из-за того, что существуют такие необязательные люди как Ефим и что теперь антикварный стол достанется кому-то другому. Глебов почти лег спать, когда к нему в кабинет вошли жена и дочь Маргоша. Марина сообщила, что дочка собирается через 12 дней выйти замуж за художника Толмачева, работавшего продавцом в книжном магазине.

Около часа ночи зазвонил телефон. Глебов взял трубку. На другом конце провода был Шулепников. Он рассказал, что сделал вид, будто не узнал Глебова, потому что тот ему «ужасно противен». Придя домой с работы, Левка подумал, что зря обидел старого знакомого и поэтому решил позвонить. Шулепников спросил, помнит ли Глебов его мать. Глебов начал отвечать, но тут связь прервалась.

Почти 25 лет назад Вадим Александрович был совсем другим человеком – часто сидел без денег, «обликом напоминал разночинца-семидесятника», работал грузчиком и колол дрова во дворах.

С Шулепниковым Глебов учился в школе. Осенью 1947 года Левка неожиданно возник в институте, причем сразу на третьем курсе. У Шулепникова был отчим, «обладавший гигантскими возможностями». Благодаря ему Левка стремительно делал карьеру. В то время окружающие либо рабски служили Шулепникову, либо «злобно завидовали».

Глебов никогда не был Левкиным рабом, даже в школе. В институте он много раз мог присоединиться к компании, собравшейся вокруг Шулепникова, но не стал этого делать.

Когда Вадим Глебов учился в классе пятом или шестом, в доме на набережной – богатом, напоминающем целый город или даже страну, - поселился Левка. Глебов же с рождения жил в коммуналке, в маленьком старом двухэтажном домишке, обитателям которого громадный дом на набережной по утрам загораживал солнце. В те годы и возникла у Вадима «неизживаемая болезнь», которую можно назвать «страданием от несоответствия». Глебову было обидно, что ему всего приходится добиваться тяжелым трудом, а Левке, например, все достается легко. Отец Вадима работал мастером-химиком на конфетной фабрике. Мать трудилась билетершей в захудалом кинотеатре. Это давало Глебову преимущество в классе, так как иногда ему удавалось бесплатно провести в кино одного товарища, а то и двух. Приглашал он только мальчиков, в дружбе которых был заинтересован.

Первые дни в новой школе Шулепников держался надменно. Одноклассники решили напасть на него и сорвать штаны. Такая расправа называлась «огого». Глебов в последний момент отказался от участия. Шулепников разогнал нападавших выстрелом в воздух из «заграничного пугача». Впоследствии Левка не стал сдавать тех, кто на него набросился. Так он превратился в героя. Вскоре Глебов с ним подружился. Отец Вадима советовал осторожнее общаться с Левкой, реже бывать в его богатой квартире. Он предупреждал, что эта дружба может повлечь неприятности. Глебов и сам так думал, но все равно продолжал ходить в дом на набережной.

У матери Вадима была сестра – тетя Поля. Однажды ее мужа – дядю Володю, человека бесхитростного и мягкодушного, работавшего наборщиком в типографии и любившего выпить, – обвинили «чуть ли не во вредительстве». Мать Глебова решила обратиться за помощью к влиятельному отчиму Левки. Отец с ней не согласился, но она поступила по-своему. Когда Левка пришел пить чай к Глебову, мать завела разговор о дяде Володе. Шулепников согласился поговорить по этому поводу с отчимом.

Как-то морозным днем Глебов сидел у Левки в гостях. Пришел отчим и пригласил Вадима в кабинет. Он пообещал постараться помочь дяде Володе, но взамен потребовал от мальчика назвать зачинщиков нападения на Шулепу, которое случилось несколько месяцев назад. Глебов назвал двух одноклассников – Медведя и Манюню. Вадим считал их плохими людьми, но все равно осталось неприятное чувство, будто он предал кого-то. В результате отчим Левки не смог помочь дяде Володе. Медведь уехал с родителями из Москвы, так как их перевели куда-то по работе. Манюню выгнали из школы, потому что он плохо учился.

Прошло семь лет. Как говорилось выше, судьба снова свела Глебова с Шулепниковым в институте. Во время войны у Глебова скончалась мать, отца ранили в голову, некоторые школьные друзья погибли, о местонахождении других Вадим не знал, сам он тоже чуть не умер. У Левки все сложилось лучше – Шулепников даже успел пожить в браке с итальянкой. Его мать снова вышла замуж, и опять за влиятельного человека. Предыдущий отчим был найден мертвым в машине, в запертом гараже.

Еще на первом курсе института Глебов вновь начал ходить в дом на набережной. Там осталась жить его бывшая одноклассница Соня Ганчук. Вот только девушка сперва мало интересовала Глебова. Он больше общался с ее отцом – профессором Ганчуком, который у него преподавал. Глебов старался завоевать симпатии преподавателя и преуспел в этом. Отношение к Соне у Вадима изменилось после одной из вечеринок, ею устроенных. Тогда Глебов понял, что может полюбить дочь Ганчука, но их роман начался только спустя года два.

Однажды, под Новый год вся «студенческая орава» отправилась в Брусково, на дачу к Ганчукам. В компании был и Шулепников, который на тот момент год как появился в институте. Закончилась вечеринка большой дракой. На рассвете практически все поспешили на электричку. Вскоре на даче остались только Соня и Глебов. Они торопились привести дом в порядок, так как ждали приезда родителей девушки, которые в итоге в тот день не приехали. Вечером Соня отдалась Глебову. Она призналась, что была влюблена в него с шестого класса. Вадим не смог точно сказать, когда полюбил Соню. Так начался их роман. Через много лет Глебов считал, что это была не истинная любовь, а «молодое телесное беснование».

Пока Глебов крутил роман с Соней, «жизнь глебовской семьи была на излете». Бабушка Вадима – Нила, – на которой держался дом, едва ходила. Отец после смерти матери сильно постарел, его съедала болезнь. К тому же, он начал выпивать. Периодически помогать приходила тетя Поля. Ее муж – дядя Володя, которого в свое время отправили на север, - завел новую семью и уехал с ней в Ташкент. У тети Поли завязались любовные отношения с глебовским отцом.

Поздней осенью, когда Глебов активно писал диплом о русской журналистике 1880-х годов, его вызвали в учебную часть. Там был недавно назначенный Друзяев, который ранее работал военным прокурором и демобилизовался лишь год назад. Во время беседы Друзяева и Глебова в комнату зашел аспирант Ширейко. Он у Вадима читал спецкурс по Горькому, заменив преподавателя языкознания Бориса Аструга, ученика Ганчука, которого около года назад «шуганули с треском».

Друзяев завел разговор о профессоре Ганчуке. Тот был научным руководителем у Глебова. Оказалось, профессор включил Вадима в «предварительный список дипломников, которые будут рекомендованы в аспирантуру». Глебов об этом слышал впервые. Кроме того, Друзяев знал, что у Вадима роман с Соней. Глебову кратко обрисовали сложившуюся ситуацию. Никто не был против того, чтобы Ганчук руководил его дипломом, чтобы Вадим женился на Соне, чтобы жена Ганчука оставалась в институте преподавать на кафедре языков. По отдельности это все было прекрасно, но вместе – перебор. От Глебова требовалось поговорить с Ганчуком, чтобы тот отказался от научного руководства дипломом и подобрал кого-то другого. Вадим, не увидев подвоха и подумав, что учебная часть проявляет заботу о его успешном завершении диплома, согласился. Ему казалось, будто в институте просто боятся формальных неприятностей.

Через несколько дней Глебов рассказал обо всем Соне. Она посоветовала ему поступить так, как он считает нужным. В то же время выяснилось, что Дороднов, заведующий учебной частью, уведомил жену Ганчука о необходимости сдать экзамены. Якобы для дальнейшего преподавания требуется диплом советского вуза, а у нее был диплом Венского университета. Интересно, что раньше это не всплывало, хотя супруга Ганчука преподавала двадцать лет.

Вскоре на одном из чаепитий у Ганчуков Соня рассказала отцу и матери, что встречается с Глебовым и что Вадима просили сменить научного руководителя. После этого профессор Ганчук объяснил, почему против него плетутся интриги. В частности, из-за того, что он защищал Аструга и других, кого незаслуженно унижали.

В четверг Глебов должен был выступить против Ганчука. Вадим обратился за помощью к Шулепникову, надеясь, что отчим Левки как-то сможет повлиять на ситуацию. Глебову очень не хотелось выступать, он страстно желал, чтобы обошлись без него. Шулепников неохотно попытался помочь, позвонив аспиранту Ширейко, который в интриге против Ганчука явно играл важную роль, но из этого звонка толком ничего не вышло. До четверга оставалось два дня, а Глебов так и не решил, что ему делать.

Ситуация осложнилась. Теперь Глебова заставляли выступить на собрании еще и сторонники профессора Ганчука, коих оказалось немало. Рано утром в четверг скончалась бабушка Вадима, что и спасло его. Никуда ему не пришлось идти. Правда, было еще и второе собрание. Там Глебов все-таки выступил. По мнению самого Вадима, сказал он что-то «короткое, малосущественное». Профессора Ганчука в итоге отправили в опалу, в областной педвуз. Вернуться ему удалось только через несколько лет. После второго собрания Глебов и Левка, тоже выступавший, напились. В пьяном бреду Шулепников постоянно повторял: «Скоты мы, сволочи…». Тогда и начал развиваться его алкоголизм. Еще до второго собрания Глебов расстался с Соней.

На протяжении всего произведения встречаются фрагменты, написанные от автора, который когда-то жил в доме на набережной, в детстве общался Глебовым, Шулепниковым, был влюблен в Соню. В финале автор нашел профессора Ганчука, которому на тот момент исполнилось уже 86 лет. В годовщину смерти Сони они вместе отправились к ней на могилу. На кладбище автор и Ганчук оказались перед самым его закрытием. Привратник долго не хотел их пускать, пока автор не узнал в нем Левку Шулепникова. Возвращаясь с работы домой на троллейбусе, бывший баловень судьбы Шулепа проезжал мимо дома на набережной и надеялся на чудо, на еще одну перемену в жизни.

  • «Дом на набережной», анализ повести Трифонова
  • «Обмен», анализ повести Трифонова