Экологическая проблема в современном мире. Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала – он ее переделывает. Анатоль Франс

Человечество тысячелетиями стремится познать Законы Природы.Но человек-лишь часть Мироздания.И познание происходит "узко", то есть лишь с человеческой точки зрения.
Возможности человеческого осознания безграничны.Но для его активации и разумного проявления вовне требуется время.

С точки зрения биоэнергетического строения человек состоит как минимум из семи структурированных тел.При этом лишь тело обладает плотной проявленной структурой, которую можно пощупать и увидеть обычным взглядом.Остальные шесть энергетических тел в структуре человеческого существа состоят из тонких энергетических субстанций и каждое (!) имеют свои качества и способность воспринимать и осознавать окружающий мир.

Кроме тела с его физиологией (физически-эфирный план природы) человек пользуется почти неосознанно и своими высшими телами с присущими этим структурам качествами.

Наше тело обладает разумом, который психология именует инстинктивным или подсознательным. Многие относят инстинкты к низшей природе разумных проявлений.Но задумайтесь на минутку:-знаете ли вы,как в точности функционирует хотя бы одна единственная клетка в вашем организме.Что ей нужно в плане очищения, питания,защиты каждое здесь и сейчас.А может быть этой клеточке не хватает любви для того, чтобы быть жизнеспособной? А может быть ей для здоровья нужен не кальций, а магний?А может она хочет не яблоко, а грушу,и,вообще, не белки,а жиры,потому,что замерзла?


Инстинктивный разум тела обеспечивает такое огромное количество явлений и процессов внутри нашего организма,которое логика просто не в состоянии воспринимать и осознавать.В том то и дело,что мы пользуемся отнюдь не одним видом восприятия окружающего мира, а сразу несколькими.

Наше астральное тонко энергетическое тело обладает разумом (восприятием и осознанием)эмоций и желаний.

Наше еще более тонкое тело ума -ментальное тело-воспринимает тонкие мысленные формы и умеет само создавать такие формы посредством слов и речи.

Наше буддхическое тело (тело души) обладает интуицией-то есть разумом высших чувств, способностью воспринимать информацию тонких планов внешнего мира,к прискорбию человечества,часто на полубессознательном или вообще бессознательном уровне.

Наш атмический разум (промежуточная структура,объединяет тонкие составляющие нашей души и духа)-почти не развит в плане осознанности тонких явлений и процессов и внутри нас самих и в окружающем мире.

В структуре человека более плотные его аспекты превалируют и не дают возможности для осознания тонких процессов жизнедеятельности внутри организма и вовне его.Но,от того,что эти тонкие виды разума слабо осознаны более плотным разумом ментального тела мыслей и астрального тела эмоций-эти наши способности восприятия никуда не исчезли!
Они просто ждут определенных жизненных ситуаций,которые помогут им выразить себя и проявиться на практике через реальное действие всего целостного человеческого существа.

Природа в ее Единстве всех явлений и процессов может быть полностью осознанна только целостным универсальным сознанием.Человеческое существо уже обладает таким универсальным сознанием потенциально.Все инструменты универсального сознания в структуре человеческого существа есть!

Второй вопрос состоит в том,как этот целостный потенциал раскрыть и реализовать на практике в форме физических действий?Для этого и требуются и личностный и духовный рост.Будем считать,что в плане роста и развития у нас все впереди.


Из-за некоторой ограниченности (несомненно временной) нашего осознания человеку присуще определенное отчуждение от Природы.Эта относительная отчужденность приводит к психологическому непониманию нужд и потребностей Природы и внутри и вовне нас.Психологическая отчужденность может быть выражена в различных формах взаимодействия человека с природой.

Психологические аспекты взаимодействия проявляются в том, что:
--с одной стороны, человек проживает в природной среде бездумно, без учета потребностей окружающего, без стремления к усовершенствованию внешнего мира;
--с другой стороны, людьми овладевает стремление к изменению окружающего мира в своих узко утилитарных интересах.
И тот, и другой аспекты имеют место в нашей жизни.

Подобное отношение к Природе в итоге приводит к активному потреблению природных ресурсов, а, практически, к их варварскому уничтожению. Стремление все переделать по своему вкусу (сдвинуть горы, осушить реки) до добра не доводит. Создание новых форм в Природе (пород животных, сортов растений) резко нарушает природную гармонию и баланс в окружающей среде. Это мешает естественному течению эволюции в Животном и Растительном Царствах (эволюционных нишах планеты).

Загрязнение окружающей среды в общепланетарном масштабе уже достигло критической точки.Этому прямо способствует пренебрежительное отношение к Природе,как к чему-то более низкому и неразумному,а также стремление "улучшить" , переиначить Природу в соответствии со своими узкими интересами.

Человеку, который стремится к личному и духовному росту в первую очередь надо помнить о том, что он является частью всеобщих природных процессов. Отделенность от природы ведет к самоуничтожению.


Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и смешанные.

По мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества.

Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она находится под влиянием космических, а также глубинных подземных воздействий: это гигантская природная биофизическая и биохимическая лаборатория по преобразованию солнечной энергии через зеленый покров планеты. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а, будучи самоорганизующейся, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования происходили уже не раз и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер.

Понятие "ноосфера" ввел Вернадский.- создатель антропокосмизма, представляющего в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой - с проблемой ограниченности природных ресурсов Глобальные проблемы современности. проблема экологии - сохранения мира - освоения космоса и Мирового океана - продовольственная проблема - проблема народонаселения - проблема преодоления отсталости - проблема сырья.

Особенности глобальных проблем.

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

В целом глобальные проблемы представляют собой сложную систему, включающую в себя три основные группы взаимосвязанных проблем. Первая группа - это интерсоциальные проблемы, выражающие противоречия между странами и группами стран. Первая из интерсоциальных проблем и самая важная из всех вообще глобальных проблем на данном этапе - это проблема сохранения мира между ведущими державами и предотвращения термоядерной войны. Какими бы серьёзными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы (экологическая, демографическая, сырьевая и др.) они даже в совокупности несопоставимы с гибельными последствиями мировой термоядерной войны. Она может привести не только к непосредственной гибели многих сотен миллионов людей, но и к необратимой экологической катастрофе. По мнению специалистов, даже 5% имеющегося к настоящему времени ядерного оружия (в случае его применения) будет достаточно, чтобы вызвать необратимые экологические последствия: поднявшаяся сажа от испепелённых городов и лесов создаст непроницаемый для солнечных лучей экран и приведёт к падению средней температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит долгая полярная ночь. В итоге от такой «ядерной зимы» погибнет не только всё человечество, но и, по-видимому, все биологические виды за исключением простейших.

Вторая из интерсоциальных проблем - преодоление разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение в последних голода, нищеты и неграмотности миллионов людей. В малоразвитых странах живёт более 75% населения Земли, и этот громадный регион служит постоянным источником социальных взрывов, экологических бедствий и эпидемий. Особая опасность, исходящая от этих стран, заключается в терроризме и возможности использования ими ядерного оружия.

Вторая группа глобальных проблем - проблемы в системе «человек-общество». К ним относятся проблемы здравоохранения и демографии. Несмотря в целом на улучшение условий жизни и развитие медицины на планете растёт количество таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания, злокачественные опухоли, гипертония, СПИД, которые угрожающим образом подрывают трудоспособность общества. В развивающихся странах миллионы людей не имеют медицинской помощи, часто возникают эпидемии. Из-за распространения в окружающей среде химических и радиоактивных мутагенов нарастает генетическая отягчённость человеческой популяции.

Серьёзной проблемой на планете является «демографический взрыв». В начале нашей эры численность человечества составляла около 200 млн. человек, в 1850 г. - 1 млрд., в 1930 г. - 2 млрд., в 1960 г. - 3 млрд., в 1987 г. - 5 млрд., в 1999 г. - 6 млрд. человек. При современных технологиях и агротехнике Земля позволит содержать при средних американских нормах потребления продуктов питания около 6 млрд. человек. Но рост населения продолжается. Острота ситуации состоит в том, что свыше 80% роста населения падает на развивающиеся страны, в результате чего их доля в численности мирового населения неуклонно растёт из-за увеличения в развивающихся странах разрыва в росте численности населения и росте производства материальных благ усиливается нестабильностью в мировой экономике и политике. В этих странах свыше 90% мирового количества голодающих, неграмотных, не полностью занятых.

Не являются в демографическом отношении благополучными и развитые страны. Здесь наблюдается снижение рождаемости, постарение населения, роет удельного веса пенсионеров в общей массе населения и соответственно увеличение расходов на их содержание. Поэтому демографическая политика в развивающихся странах направлена на снижение рождаемости, а в развитых странах - на её повышение. В нашей стране на фоне происходящих катаклизмов смертность превышает рождаемость, и население России уменьшается.

Третья группа глобальных проблем - проблемы в системе «общество - природа». К ним относятся экологическая, сырьевая, энергетическая и продовольственная проблемы. О первой из них, которая, по-видимому, по своей остроте после военной проблемы стоит на втором месте среди всех глобальных проблем. Здесь отметим, что в обозримом будущем человечество исчерпает традиционные сырьевые ресурсы и источники энергии (уголь, нефть, газ, уран и др.). Интенсивные технологии истощают плодородие почвы. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящаяся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть. С 1984 г. мировое производство зерна (которое используется не только в пищу человека, но и служит кормом для мясного и молочного скота) ежегодно возрастало лишь на 1% - в 2 раза медленнее, чем рост населения. Поэтому число голодающих на планете не уменьшается, а увеличивается.



Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась, и довольно противоречивым образом.

С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им "второй природой", человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусственно охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и сейсмостойких сооружений - все это и многое другое позволяет не только обеспечить людям более стабильные и более комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории Земли, а теперь и ближнего космоса.

Наряду с этими процессами, ослабляющими зависимость человека от природы, с развитием производительных сил связана и другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

Изобретая, скажем, способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на планете запасов железных руд, от их разведки и хозяйственного использования.

Или возьмем другой пример. Уголь и нефть долгое время использовались почти исключительно в качестве топливно-энергетического ресурса, попросту говоря - сжигались. Однако затем человечество научилось получать из угля и нефти обширную гамму продуктов самого разнообразного применения. Так, современная нефтехимия производит порядка 8 тыс. видов продуктов различного назначения.

Подобного рода примеры можно множить до бесконечности, и каждый из них будет раскрывать все ту же тенденцию возрастающей зависимости человека от природы. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию их имеющихся на планете запасов. В большей или меньшей мере это относится к рудам черных и многих цветных металлов, к имеющимся на Земле запасам нефти и угля, воды и древесины и т.п. Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тенденций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.


Мы видим, таким образом, что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы.

Все более интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью колоссально возрастающих по своей мощи технических средств, человечество в прогрессирующей форме улучшало условия развития своей цивилизации и своего роста как биологического вида. Однако, "завоевывая" природу, человечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности. Известно, например, что за последние 500 лет при участии человека было истреблено до 2/3 покрывающих Землю лесов. Но самый мощный удар по биосфере был нанесен в конце XIX века, и в особенности в XX столетии, когда стало развиваться индустриальное производство.

С одной стороны, оно принесло, разумеется, значительные блага. За последние 100 лет человечество увеличило в тысячу раз свои энергетические ресурсы. Общий объем товаров и услуг в развитых странах удваивается теперь каждые 15 лет, и наблюдается тенденция к сокращению этого срока. Однако соответственно удваивается и количество отходов хозяйственной деятельности, засоряющих и отравляющих атмосферу, водоемы, почву. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует 3-4, а 97 единиц выбрасывает в природу в виде отравляющих веществ и других отходов. В расчете на каждого жителя индустриально развитых стран ежегодно из природы извлекается около 30 т вещества, из которых лишь 1- 1,5% принимает форму потребляемого продукта, а остальное составляют отходы, обладающие нередко весьма вредоносными свойствами для природы в целом.

В итоге заметно снизилось самоочищение биосферы, которая уже не справляется с инородным грузом, выбрасываемым в нее человеком (накопление углекислоты в атмосфере, запыленность возросли во многих городах в десятки раз и глобально - на 20% по сравнению с состоянием в начале XX века). В результате образования вокруг Земли слоя углекислого газа, покрывающего ее, подобно стеклянному колпаку, появилась угроза неблагоприятного изменения климата, при котором наша голубая планета уже в течение ближайших десятилетий может превратиться в огромную теплицу с возможным катастрофическим эффектом: изменением энергетического баланса и постепенным повышением температуры, что приведет к поднятию уровня воды в океанах (из-за таяния полярных и дрейфующих льдов) и затоплению множества прибрежных земель и городов. Возникла опасность нарушения баланса кислорода, разрушения озонового экрана в нижней стратосфере при полетах сверхзвуковых самолетов, а также вследствие всякого рода техногенных факторов (разрушение этого экрана на 50% в 10 раз увеличит ультрафиолетовую радиацию, что резко изменит условия существования животных и людей). Увеличилось загрязнение Мирового океана, и оно проявляет тенденцию стать глобальным.

Все это в очень существенной степени и весьма отрицательно влияет на состояние здоровья людей, на производительность их труда и творческую активность, требует возрастающих капиталовложений для поддержания плодородия земель и очистки водоемов, так как вода в них делается непригодной для хозяйственного и бытового использования. Загрязнение природной среды химическими, физическими и биологическими агентами и появление в связи с этим микробов и сельскохозяйственных вредителей, устойчивых к лекарствам и ядам, увеличение количества и видов ионизирующих излучений приводят, кроме всего прочего, к усилению мутагенного действия этих факторов на людей, то есть к патологическому изменению их наследственности. Результат - появление большого числа врожденных пороков развития, наследственных заболеваний и возрастание генетически обусловленной предрасположенности к тяжелым и хроническим болезням, что подрывает жизнеспособность людей, ведет к их генетическому вырождению. По расчетам ученых, повышение естественного фона радиации всего на 10 рад может привести к появлению в каждом новом поколении 6 млн наследственно отягощенных людей. Из опубликованных американским Национальным институтом рака данных о смертности от различных видов рака следует, что не менее 60% случаев раковых заболеваний из 500 тыс. в год вызывается различными канцерогенными факторами окружающей среды.

В результате деятельности человека, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других видов.

Итак, последние десятилетия, на которые приходится развитие научно-технической революции, принесли человечеству небывалое прогрессивное изменение его производительных сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы, заставляющее всерьез задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять последствиям человеческой деятельности. Однако вызывает ли с неизбежностью сам по себе научно-технический прогресс и применение его достижений разрушение природной среды, истощение природных ресурсов и ухудшение условий человеческого существования? Или же все эти негативные последствия обусловлены конкретными методами и формами воздействия на природу, определенными формами использования достижений науки и техники. Возникает в связи с этим и более общий, фундаментальной важности вопрос: в чем сущность экологической проблемы и какие реальные дилеммы она ставит перед человечеством, каковы пути ее теоретического и практического решения?

Из попыток ее философского осмысления следует выделить такую, которую принято называть руссоистской или неоруссоистской. Вдохновляясь лозунгом "Назад, к природе", многочисленные ее сторонники в своих концепциях опираются на справедливый в своей сути тезис о единстве человека и природы. Однако, абсолютизируя этот тезис, игнорируя то обстоятельство, что человек становится и остается человеком, не пассивно приспосабливаясь к природе, а активно ее преобразуя, они приходят к неверным выводам: выходящее за разумные пределы преклонение перед дикой, невозделанной природой оборачивается отрицательным отношением к культуре, недоверием к человеку, его творческим силам и его разуму. И потому выводы, следующие из руссоистских концепций, и обосновываемые ими решения проблем экологии нередко носят реакционно-утопический, односторонне запретительный характер. В конечном счете подобные концепции антигуманистичны, поскольку они предполагают необходимость ограничения культурного прогресса человечества в интересах сохранения природы в ее естественной данности.

Позитивно в содержании этих концепций то, что они отвергают понимание человека как своего рода демиурга, стоящего над чуждой ему и косной природой, которая выступает лишь в роли объекта покорения, подчинения. Это выливается в своего рода волюнтаризм, высокомерное небрежение возможными последствиями природопреобразующей активности и для природы, и для человека. Отсюда - враждебность руссоистских концепций по отношению к науке и технике в целом. Технократическая безжалостность рассматривается как прямое следствие использования достижений науки и техники в процессе взаимодействия человека с природой, как неизбежное зло научно-технической цивилизации.

Однако вопреки руссоистским концепциям, считающим научно-технический прогресс и только его первопричиной деградации среды обитания, сегодня мы видим, что наиболее прогрессивные, наиболее передовые из разрабатываемых и внедряемых технологий и материалов являются, как правило, экологически чистыми. А происходит это потому, что разработка таких технологий и материалов в современном обществе наделяется социальным приоритетом. С одной стороны, сами разработчики - ученые и инженеры - не могут не учитывать экологических характеристик своих проектов; с другой стороны, там, где общество проявляет озабоченность по поводу своих взаимоотношений со средой обитания, при прочих равных условиях из числа предлагаемых научно-технических решений отбираются и принимаются к практическому исполнению как раз те, которые экологически безопасны. Кроме того, во многих случаях новые научно-технические решения необходимы и для минимизации либо ликвидации того ущерба, который уже нанесен окружающей среде.

Перспектива разрешения экологической проблемы, стоящей перед человечеством, требует развития гармонических отношений с природой, способствующих ее обогащению, очеловечению, гуманизации. Мы уже отмечали, что в период своего становления научное познание исходило главным образом из представления о необходимости "завоевания", "покорения" сил природы. Этот стереотип, имеющий вековую историю и еще не преодоленный сегодня, должен постепенно меняться; соответственно должно утверждаться убеждение в том, что современный человек не может ставить себя по отношению к природе в положение "завоевателя", не заботящегося о последствиях своей деятельности.

Поскольку экологические проблемы носят ныне общечеловеческий характер, эти перемены должны быть взаимосвязаны с глубокими перестройками международно-правового, политического и культурного плана во взаимоотношениях между народами. С тяжелыми последствиями небрежительного отношения к природе люди сталкиваются непосредственно в своем повседневном существовании, причем перед обитателями каждого из регионов планеты экологические проблемы предстают в конкретных, своеобразных формах. Нисколько не преуменьшая всей важности и неотложности этих задач, необходимо вместе с тем особо подчеркнуть глобальное изменение экологической проблемы в целом.

Перед современным человечеством стоят две основные опасности - опасность того, что оно уничтожит себя в огне ядерной войны, и опасность необратимого разрушения естественного базиса своего существования. Первая из них, впрочем, в достаточной степени осознается сегодня, хотя немало здесь зависит от политики, проводимой силами, стоящими у власти в некоторых странах, не отрешившихся еще от устремлений "холодной войны", что мешает проведению практических мер по снижению и ликвидации ядерного противостояния.

Что же касается второй опасности, то в целом уровень ее осознания людьми заметно отстает от реальных масштабов нависшей угрозы. Прежде всего это находит выражение в том, что в своих практических взаимоотношениях с природой люди во многом продолжают руководствоваться частными, ограниченными интересами, когда природа фактически выступает как всего лишь плацдарм, на котором развертывается соперничество различных наций, социальных сил. А между тем угроза настолько велика, что для ее предотвращения человечеству по многим параметрам уже необходимо выступать в своих взаимоотношениях с природой в качестве единого целого, поскольку целый ряд серьезных негативных эффектов интенсивной природопреобразующей деятельности человека не ограничивается региональными рамками, а приобретает планетарный характер.

Вполне понятно, что единство действий, глобальное международное сотрудничество в борьбе за выживание человечества предполагает выработку единой согласованной идейной платформы, которая могла бы стать приемлемой для самых разных общественных движений, для всех стран и регионов планеты.

Следует также иметь в виду, что глобальную экологическую проблему приходится решать в условиях неравномерного развития разных стран и народов, причем не просто по уровню доходов на душу населения, но и по целому комплексу социальных, экономико-производственных, культурных факторов.

Очевидно, что у развитых и развивающихся стран разные возможности для создания здоровой жизненной среды. Развивающиеся страны не имеют достаточных средств для того, чтобы быстро решить эту проблему, однако они, как правило, располагают большими естественными ресурсами. Развитые страны обладают высоким экономическим и научно-техническим потенциалом, но их природная среда испытывает значительное неблагоприятное воздействие интенсивной производственной деятельности. Тем самым акценты в решении единой экологической проблемы ставятся по-разному: для развивающихся стран - это экологически обоснованное развитие, для развитых стран - экологически обоснованное развитие.

Кроме того, управление природными условиями жизни общества нельзя сводить лишь к регулированию потребления ресурсов; в более широком смысле это означает создание здоровой жизненной среды для человека, социальные и природные параметры которой обеспечивали бы максимум возможностей для его развития.

Сохранение жизни впервые в человеческой истории выступает как цель, стоящая перед людьми, и как задача, которую они обязаны решать. И вследствие этого людям придется переоценивать многие устоявшиеся взгляды и воззрения, перестраивать свои взаимоотношения не только с природой, но и друг с другом, пересматривать направления и способы своей деятельности. Первым, неотложным и минимальным условием спасения жизни на Земле является предотвращение ядерного пожара. Существуют и другие, пусть менее очевидные, но также весьма серьезные источники угрозы для живого. Все они так или иначе связаны с деятельностью человека, и устранить их можно лишь в том случае, если они познаны и люди организуют свою деятельность, опираясь на эти знания.

Жизнь всегда воспринималась человеком как нечто позитивное, как ценность. Лучше всего об этом свидетельствует наш язык - ведь прилагательные "живой", "жизненный", когда они употребляются в переносном смысле, всегда заключают в себе положительную характеристику того, к чему они относятся. Немало было и философских учений, подчеркивавших не только своеобразие, но и ценность живого. В этом отношении характерны, например, взгляды философа-гуманиста первой половины XX столетия А. Швейцера, который развивал "этику благоговения перед жизнью". Он усматривал глубокий мировоззренческий смысл в том, что существование человека необходимо предполагает сохранение жизни как таковой. "...Самоотречение, - писал А. Швейцер, - должно совершаться не только ради человека, но и ради других существ, вообще ради любой жизни, встречающейся в мире и известной человеку" [Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 297.]. Существует и другая позиция, согласно которой жизнь тоже воспринимается как ценность, но лишь постольку, поскольку ее сохранение есть необходимая предпосылка для существования человека и человечества. Каждая из этих позиций имеет свои достоинства и свои основания; во многих ситуациях обе они могут побуждать к примерно одинаковому образу действий. Вместе с тем при всей их близости между ними имеются и достаточно серьезные расхождения.

Вторая позиция, по существу, воспроизводит тезис древнегреческого софиста Протагора о человеке как мере всех вещей. Но в качестве такой меры может быть взят человек какой-либо определенной эпохи, например человек сегодняшний, с характерными именно для представителя современной эпохи интересами, потребностями и целями, которые, однако, всегда исторически ограничены и отнюдь не раскрывают всего богатства потенций, заложенных в человеке. Нам не дано предугадать, какие именно свойства живых организмов будет воплощать и использовать человек завтрашнего дня. В этом смысле первая позиция более осмотрительна, хотя порой ее сторонники доходят до крайностей, считая недопустимым никакое вмешательство человека в биосферу.

Но человечество является составной частью биосферы, и уже по одному этому не может не воздействовать на происходящие в ней процессы. Следовательно, самоограничение, к которому призывал А. Швейцер, разумно понимать не в крайнем смысле, а как осознание возможностей пагубного и необратимого вмешательства человека в течение жизни на Земле и как предостережение против безответственного вмешательства, как призыв, обращенный к человеческой мудрости, - призыв ныне особенно актуальный. Человек достиг в своих возможностях разрушения, такой степени могущества, которая вынуждает его принять ответственность за сохранение жизни на Земле. Взаимодействие человечества с биосферой вышло на качественно новый уровень. И пути назад у человечества нет.

В 20-е годы XX столетия французский ученый Э. Леруа ввел понятие ноосферы (в переводе с греческого - сферы разума).

Впоследствии это понятие было углублено Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским, исходившими из того, что человечество, вооруженное научной мыслью, превращается в ведущую силу, которая впредь будет определять эволюцию нашей планеты. Сегодня мы со всей определенностью осознали, что дальнейшее существование как человечества, так и жизни на Земле зависит от того, достанет ли человечеству мудрости, разума для надлежащего устройства своих отношений с природой и с другими людьми. Некогда поэт грезил о том времени, когда "народы, распри позабыв, в единую семью соединятся".

Ныне задача сохранения жизни настоятельно требует этого. Будущее человека и человечества, как и будущее живой природы, возможно лишь в форме ноосферы. Для этого, однако, одной научной мысли мало, ее необходимо дополнить волей, желанием и ответственной деятельностью человека.

Все, таким образом, выводит нас на центральную проблему философии - проблему человека, его сущности, его жизни и деятельности, его места и роли в мире. Рассмотрим ее в специальной главе, чтобы затем дальше продолжить и детализировать ее философское осмысление, а тем самым - и понимание самой философии.

«Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала – он ее переделывает».

Очень трудно представить человека и природу. Нет природы, значит нет человека. Так в чем же смысл высказывания? В данном высказывании автор- французский писатель и литературный критик Анатоль Франс имел в виду, что природа и человек тесно взаимосвязаны. Человек является частью природы. Для начала вспомним, что такое человек и природа. Природа – это весь окружающий мир в многообразных формах. Человек – это целостное, биопсихосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов, создатель, носитель культуры человеческого общества, но и природа в некотором роде зависит от человека – ________

Я полностью согласна с данными высказыванием, потому что на мой взгляд разделить человека и природу невозможно. Человек является детищем природы. Это то самое, что его создало, он же в ответ на это, как ребенок, старается принести пользу, не редко совершая ошибки. Человек связан с природой и биологически и духовно. Ему присущ разум, воля, ценности, присуща и общительность. Он постоянно развивается. И развивается не только благодаря обществу, но и благодаря природе. Если человек и природы взаимосвязаны, то и зависят друг от друга. Влияние природы на человека оказывает немалое значение.

26 декабря 2004 года многочисленные отдыхающие на тайских пляжах наблюдали необычную картину. Из океана на них катилась невиданного размера волна. Практически никто не выжил, это цунами унесло жизни более 170 тысяч человек. Что говорить о влиянии человека на природу. И в итоге обострялись экологические проблемы. Но есть и другой аспект проблемы.

Взглянем на взаимодействие природы и общества- человека, и наоборот. Одним из примеров можно привести то, что природа дает человеку здоровье, то есть мы бываем в лесах, дышим свежим воздухом, природа приучает человека к труду- люди ездят на дачи, обрабатывают землю и получают от этого удовольствие. Влияние человека на природу можно проиллюстрировать и подтвердить следующими примерами: человек создает отечественные сооружения, парки заповедники… Созданы тысячи видов растений и животных.

В заключении хочу сказать, что для человека важно находиться в гармонии с окружающей его природой, так как от нее он черпает нужную ему энергию. К сожалению, в последнее время отношение природы и общества утрачивает свою ценность в мировоззрении людей, но стоит задуматься. Нами жит на этой планете. Нам ее сохранять для своих будущих поколений.

Увлекательные видео курсы по астрологии. Акция три дня - Три курса по цене одного. Самая низкая цена в рунете!

Здравствуйте, уважаемые друзья, вы находитесь на сайте сайт. Приятного чтения! Такая зависимость очевидна. Она представляет собой как основу существования человека и общества в целом. При рассмотрении этого вопроса стоит выделить материальную и биологическую зависимость человека от природы.

Материальная зависимость

Издревле человек пользовался дарами природы. Она обеспечивала ему и кров, и пропитание. Сегодня в принципе ничего не изменилось. Только пользуемся мы этими дарами в большем количестве и иногда даже неразумно.

Прогресс помог нам отстраниться от природы, обуздать ее и использовать ее уникальность в своих интересах. Все, что производит человек сегодня, это результат многовековых наблюдений и накопления опыта. На протяжении тысячи лет жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Благодаря этому человеку удалось сохранить свое превосходство и достичь новых эволюционных высот.

Природа является источником всех знаний общества в целом. Открывая новые законы планеты земля, человечество продуктивно использует в своих целях естественные процессы и законы. Эти процессы способствуют созданию более комфортной и удобной жизнедеятельности общества.

Согласно многим выдающимся ученым мыслителям, природа играет две основные роли в существовании человечества. Во-первых, роль средства существования. Это плодородные почвы, дичь, рыба в водоемах, овощи и фрукты, злаковые растения и тд. Во-вторых, роль получения блага путем труда. Здесь имеется в виду применение для своих благ сил природы, полезные ископаемые и производные из них.

Добывая природные ископаемые, мы все меньше задумываемся о наносимом вреде природе и нарушении тонкого баланса равновесия природных явлений. Но эти нарушения впрямую отражаются на состоянии здоровья людей. Никому не секрет, что чистый воздух, вода, безопасные продукты питания, есть залог здоровья и долголетия. Именно эта зависимость наиболее выражена для человека.

Биологическая зависимость

Иногда мы даже не задумываемся, насколько выражена зависимость человека от природы. Ведь, например, без воздуха наш организм способен просуществовать всего несколько минут, без воды несколько дней, а пищи около двух недель.

Всем известна польза солнца, воды, чистого воздуха, богатых полезными веществами продуктов. Все чаще мы стараемся заменить это, принимая витамины, БАДы и другие вещества. Однако они часто не дают нужного эффекта. Надо понимать, что нельзя жить рядом с металлургическим заводом, принимать определенные вещества и надеяться на сохранение здоровья.

Многие физиологические процессы в организме протекают благодаря прямой связи с природой. От воздействия солнца вырабатывается витамин D. Чистый воздух обогащает все органы и системы кислородом, помогая им работать в правильном ритме. Вода обеспечивает чистоту кожных покровов и предупреждает развитие обезвоживания организма.

Видео по теме:

Вам Может Понравиться