Как называют языки используемые для общения людей. Естественные и формальные языки

Наряду со звуковым языком (членораздельной речью) люди издревле использовали другие звуковые средства общения – «язык свиста» и «язык барабанов» (гонгов). Свистовой язык сильно используется на острове Гомера Канарского архипелага; известен он мазатеко – коренным жителям Мексики. Барабаны широко распространены в Западной, Восточной и Центральной Африке. Следует, однако, напомнить, что в точном значении термина особых отдельных «языков барабанов» нет, так как они перекодируют особым способом язык народности или племени.

У цивилизованных народов для перекодирования их языков также есть дополнительные средства общения и передачи мыслей. Эти дополнительные языки бывают звуковыми и письменными.

Звуковые сигналы – звонки, гудки; сюда же примыкают современные технические средства общения: звукозапись, телефон и др.

Более разнообразны письменные дополнительные средства общения. Для всех них характерно то, что они переводят звуковую форму языка в форму, воспринимаемую при помощи органов зрения и осязания полностью или частично.

Кроме основной формы графических форм речи – общего письма данного народа различаются:

а) вспомогательные языки – ручная и точечная азбуки;

б) специализированные системы сигнализации: дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т.п.;

в) научная символика – математическая, химическая, логическая.

Все это используется как средства общения.

Но язык является всеобъемлющей и всеобщей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности. Дополнительные системы не обладают этими свойствами. Сфера их применения очень узкая.

Язык и мышление

Будучи орудием обмена мыслями и закрепления их для потомства, язык, как форма национальной культуры, непосредственно связан с сознанием и мышлением.

Язык является важнейшим стимулом развития общества не только потому, что является средством общения, средством передачи накопленных знаний, но и потому, что является самым удобным и современным орудием мышления.

Язык не может существовать без мышления. Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей.

Мышление - это работа коры больших полушарий головного мозга, направленная на познание окружающей действительности и заключающаяся во всякого рода оперировании ощущениями, восприятиями, представлениями и строящимися на их основе понятиями, а также в установлении связей между ними.

Ощущения, восприятия и представления – это образы внешнего мира, возникающие в нашем сознании в результате воздействия внешних предметов и явлений на наши органы чувств, которые анализируются нашим сознанием, в результате появляются новые образы и понятия. Таким образом, познание действительности становится более глубоким. С помощью языка у человека образ замещается обозначающим его словом. Слово, таким образом, органически входит в самый мыслительный процесс, язык является основным элементом мышления. Благодаря этому человек получает возможность мыслить о таких предметах, которых в данный момент нет в окружении. Эта способность у животных крайне не развита.

Слово оказывается одинаково удобным средством выражения и восприятия, и представления, и понятия как различных ступеней познания действительности.

Однако наиболее убедительно проявляется роль слова как орудия мышления в том, что слово не только называет какое-то понятие или представление, но и относит его в определенную рубрику, и посредством слова переводим понятия и представления из одной рубрики в другую. В данном случае слово – звено в системе языковых средств. Слова разносим по морфологическим признакам исходя из того, какие понятия и представления стоят за ними. А общее понятие, заключенное в корне, мы с помощью языковых средств (морфем) переводим из одной рубрики в другую.

На этой же способности языка основывается и такой важный для познания окружающего процесс мысли – абстрагирование. От предмета, обладающего множеством признаков, отвлекается отдельный признак, и он начинает мыслиться как нечто отдельное от предмета, самостоятельно существующее.

Между языком и мышлением существует не тождество, а диалектное единство: мышление не отражается во всей своей полноте в языке; язык, несмотря на свою зависимость от мышления, проявляет в своем бытии определенную самостоятельность.

Единство мышления и языка включает и их противоречие. В мышлении, т.е. в познании действительности, происходит непрерывное накопление нового, а в языке не оказывается соответствующих средств для их выражения. В языке создаются новые слова и выражения. Не так легко разрешается противоречие, когда речь идет о новых грамматических категориях. Проявление нового в языке как результат преодоления противоречий между ним и мышлением и представляет собою развитие языка, его движение вперед.

Язык и мышление отличаются друг от друга по назначению и строению своих единиц. Целью мышления является новое знание, их систематизация, тогда как

Знаковая природа языка

Наиболее удобной формой материального выражения мысли в целях общения явилась система звуковых знаков, т.е. язык.

Но языковая система – не единственный способ передачи информации. Исследователи отмечают, что таких знаковых систем, средств обмена информацией, без которых не может возникнуть общество и сложиться культура, всего семнадцать. Это приметы, гадания, предзнаменования, пластика тела и танец, изобразительное искусство, архитектура, ориентиры, сигналы, обряды, игры. Очевидна особая роль языка как системы знаков в сравнении с другими системами. Во-первых, язык, представленный звуками речи, может передавать информацию в любой момент, без каких-либо условий употребления. Во-вторых, язык является средством связи между другими знаковыми системами.

Такая универсальность языка как средства общения обусловлена природой языкового знака. Во-первых, языковой знак не похож на обозначаемое. Слова, за исключением звукоподражаний, не имеют никакой связи с предметами и явлениями, которые они обозначают, никакого сходства с их чувственно воспринимаемыми особенностями.

Во-вторых, языковой знак обычно условен, случаен. Связь звукового комплекса, слова, с обозначаемым им понятием условна, случайна, произвольна, ничем не мотивирована. Для языкового коллектива, который им пользуется, эта связь обязательна.

Знак – в широком понимании – это материальный носитель социальной информации.

Знак – это нечто (произносимое, записанное), что указывает своим присутствием на другое. Знак – это заместитель.

Знак имеет форму и содержание, т.е. он что-то значит и обязательно как-то выражен материально.

Структура знака:

план выражения

Знак двупланов. Он не может существовать без одной из сторон. Знаки изучает специальная наука семиология или семиотика.

Язык в его отношении к речи – это общее по отношению к отдельному. Речевая деятельность – это совокупность психофизиологических работ, осуществляемых человеком для производства речи.

Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит, во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, а во-вторых, в том, что и речевой акт, и речевая ситуация предполагают общественные отношения говорящих, знающих единый язык общения, общую культуру, общую тематику.

Речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента – говорение (писание), восприятие и понимание речи (текста).

Речевой акт предполагает установление связи между собеседниками. Здесь реализуется контактная функция речи.

Речевое общение предполагает включение собеседников в тематическую и композиционную ситуацию речевого акта, в его диалогический и монологический контекст. Эта ситуативная функция состоит в актуализации языковых форм и значений.

Речевой акт – это единство передачи сообщения и совместного мышления.

Происхождение языка

Происхождение языка нельзя методологически правильно рассматривать в отрыве от происхождения общества и сознания, а также самого человека.

Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с эволюцией человеческого организма, и факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому великое множество высказываний о происхождении языка можно разделить на 2 основные группы:1) теории биологические; 2) теории социальные.

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата. Среди биологических наиболее известны две – звукоподражательная и междометная.

Социальные теории происхождения языка объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека (теория социального договора, рабочая теория, или теория трудовых выкриков).

Материалистическое учение о происхождении языка опирается на следующие положения:

1) возникновение человека, общества и языка – процесс очень длительный и сложный;

2) на формирование человека и языка оказало воздействие много факторов, но ведущим признается производственная деятельность, которая может быть только в обществе;

3) происхождение языка связано с происхождением сознания, т.е. понимания человеком своего существования, своего отношения к внешнему миру. Сознание возникает только в обществе, когда в процессе трудовой деятельности открываются новые свойства предметов. Язык закрепляет эти достижения мыслительной деятельности, развивая сознание;

4) основой мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата;

5) возникновение в процессе сознательной общественно-производственной деятельности речевого аппарата и человеческого мозга обеспечило совершенствование рефлекторной деятельности человека, привело к созданию второй сигнальной системы.

Язык как система

Сложность и своеобразие системы языка определяют своеобразие составляющих её единиц, называемых единицами языка.

Единицы языка – это его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка (номинативные, коммуникативные и строевые).

Ярус языка – совокупность однотипных единиц и категорий языка.

Основными ярусами являются фонетический, морфологический, синтаксический и лексический. Как единицы внутри категории, так единицы внутри яруса связаны друг с другом на основе типовых отношений.

Систему языка образуют единицы языка, объединенные в категории и ярусы по типовым отношениям.

Отношения между ярусами и частями единиц образуют структуру языка. Следовательно, структура языка лишь один из признаков системы.

В слове отчетливо проявляется специфика языка как особой знаковой системы, в слове осуществляется связь фонем и морфем, слово выступает как строительный материал для единиц следующего уровня – словосочетаний и предложений.

Все это указывает на важность и одновременно трудность определения слова. Недаром до сих пор нет общепринятого определения слова. Сами различия в подходах к определению слова свидетельствуют о его сложности и своеобразии.

Слово определяют через его связь с предложением как предельный минимум предложения, минимальную синтаксическую единицу (Л.В. Щерба, И.Я. Бодуэн де Куртене и др.), через связь с понятием (философы), через отношение к действительности (Виноградов). В определениях слова подчеркивают его самостоятельность и целостность, совмещение грамматической, фонетической и семантической сторон.

Сложность слова, разнообразие его в пределах одного языка и в разных языках делают важным выявление свойств слова как единицы языка. При этом должны быть учтены функции слова, своеобразие его отношений с другими единицами языка, специфика проявления слова в языке и речи, особенности его смысловой, фонетической и грамматической структуры.

Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека - возможность общаться с себе подобными. Счастье общения оценивает каждый, кому по тем или иным причинам приходилось его лишаться, долгое время оставаться в одиночестве. Человеческое общество не мыслимо без связи между членами общества, без общения. Общение – это прежде всего обмен информацией, коммуникация (от лат. communiсatio - ‘делать общим’). Это обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д., это обмен информацией, инфовзаимодействие.

Одной из первых информационных потребностей человека является получение информации от другого человека или передача ему информации, т.е. обмен информацией . Само формирование информации нередко происходит в процессе обмена информацией между людьми. Информационные потоки пронизывают все виды деятельности человека - социальную, научную, познавательную и др.

В сознании каждого человека накапливаются два слоя информации: научная и обыденная. Выделяются также такие два вида информации, как информация, которая составляет часть общественного сознания и информация, обладающая уникальностью, неповторимостью, принадлежащая только данному индивиду.

Понятие информации применимо тогда, когда налицо система и некоторое взаимодействие, в процессе которого передаются определенные сведения. Без учета потребителя, пусть даже воображаемого, потенциального нельзя говорить об информации. Информацию иногда понимают как сообщение. Однако нельзя говорить об информации безотносительно к процессу восприятия сообщения. Только соединяясь с потребителем, сообщение “выделяет” информацию. Само по себе оно информационной субстанции не содержит. Одно и то же сообщение одному потребителю может дать много информации, а другому мало.

Информация имеет производителя и потребителя, субъекта и объекта. В ХХ в. получила распространение информационная модель коммуникации. Стали использоваться автоматические (кибернетические) системы, использующие (де) кодирующие устройства



Благодаря коммуникации вводимая информация воспроизводится на другом конце цепочки. Информация преобразуется в сигналы кода, который транслируется через канал связи.

В человеческой коммуникации участвуют отправитель (говорящий) и получатель (слушающий). Говорящий и слушающий владеют языковым (де)кодирующим устройством и мыслительными процессорами. Это упрощенное понимание человеческой коммуникации.

Информационное общение человека с внешним миром носит двусторонний характер: человек получает необходимую информацию и сам в свою очередь вырабатывает ее. Сам человек как общественный индивид развивается благодаря взаимодействию двух информационных потоков, генетической информации и информации, которая непрерывно поступает к человеку на протяжении всей его жизни из окружающей среды.

Сознание не передается по наследству. Оно формируется в процессе общения с другими людьми, усвоения их опыта, а также опыта, накопленного многими поколениями. Человек получает и живую, сиюминутную информацию, и информацию, накопленную, сохраненную в виде книг, картин, скульптур и других культурных ценностей. Приобретение такой информации делает человека общественным существом. Информация, которая наследуется таким образом, называется социальной информацией.

Лингвисты рассматривают вербальную информацию, информацию, извлекаемую из речевых сообщений.

Естественным (хотя и не единственным) путем обмена информацией является речевое общение . Речь материализует сознание, делая его достоянием не одного человека, но и других членов коллектива, превращает индивидуальное сознание в часть социального, индивидуальную информацию в общественную, а также раскрывает информацию всего общества для его отдельных членов.

Среди лингвистов распространена схема речевого общения, описанная Р. Якобсоном. Коммуникативный акт, согласно Р.Якобсону, включает следующие компоненты: 1) сообщение, 2) адресант (отправитель), 3) адресат (получатель). Оба партнера пользуются 4) кодом, «полностью или хотя бы частично общим». За сообщением стоит воспринимаемый адресатом 5) контекст (или референт, денотат). Наконец, необходим 6) контакт, понимаемый как «физический канал и психологическая связь между адресантом и адресатом, обусловливающая возможность «установить и поддержать коммуникацию».

Согласно Р.Якобсону, каждому из выделенных факторов коммуникации, соответствует особая функция языка.

Обмен информацией означает ее распространение. Приобретая информацию, мы не лишаем этой информации ее прежнего владельца.

Фиксация информации в материальных носителях имеет двойную функцию: напоминать первичному владельцу содержание информации и служить средством передачи информации.

Речь является материализацией информации. Однако речь быстротечна и недальнодейственна. В настоящее время изобретены средства передачи информации на расстояния, средства фиксации информации.

Коренной революцией в развитии средств фиксации и передачи информации стал переход к передаче письменными средствами плана выражения языковых знаков.

Общение людей - это знаковое взаимодействие коммуникантов. В процессе общения устанавливается контакт между людьми, осуществляется обмен идеями, интересами, оценками, происходит усвоение общественно-исторического опыта, социализация личности.

Общение определяют как процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей и их групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение – это “одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности” (Философский энциклопедический словарь, 1983). Общение включает психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга, а также обмен информацией посредством вербального или невербального общения и взаимодействие и взаимовлияние друг на друга..

Общение – это процесс, протекающий по многим каналам: звуковому, зрительному, вкусовому, обонятельному, осязательному (улыбка, пожатие руки, поцелуй, запах духов, пищи и т.д.). Война, дуэль – это антиобщение. Обмен деятельностью здесь направлен на взаимное уничтожение, на прекращение взаимодействия, на разрушение контакта. Эти виды взаимодействия можно назвать общением со знаком “минус”.

Для речевого акта нетипична ситуация, когда и передачу и прием сообщения осуществляет одно лицо (например в случае заучивания наизусть, репетиции и т.п.). Иногда возможно общение одного и того же лица с самим собой на временной оси. Иногда люди могут в поиске собеседника обращаться к кому-то существующему в представлении говорящего, или к предмету, животному. В этом случае для говорящего важно изложить свои мысли в конкретный адрес.

Типичным случаем общения является общение двоих. Однако достаточно часты и большие, чем из двух человек, кортежи (упорядоченные ограниченные множества) общающихся. В условиях свободного регламентированного общения оптимальным является кортеж из двух- четырех человек. В случае регламентированного общения (когда имеется координатор. например, председательствующий, тамада и т.п.) возможны и большие кортежи общающихся (см. Супрун 1996)

Биокоммуникация

Человеческое общение качественно отличается от общения животных (биокоммуникации ). Общение животных основывается на врожденных реакциях на определенные стимулы. Общение животных имеет место только при наличном стимуле, оно инстинктивно. Способность к коммуникации наследуется животными и не видоизменяется. У животных имеется сигнальная система, с помощью которой особи одного вида или разных видов могут общаться. Животные не выходят за рамки первой сигнальной системы. Они реагируют на звуковой сигнал как на физический раздражитель.

Звуки, издаваемые животными, не имеют содержания, значения. Они ничего не сообщают о внешнем мире. Они дают лишь инструкцию, какой из возможных вариантов поведения надо избрать в данный момент, чтобы выжить.

Каким бы сложным ни было звукосочетание, издаваемое тем или иным животным (например, речь попугая), оно всегда соответствует по своей психофизиологической организации речи, выученной наизусть. Попугай произносит слова, как магнитофон, а не как человек. Издаваемые животным крики лишь присоединяются к поведению уже существующему и без звука.

Понимают ли животные человеческую речь? Например, собака, кажется понимает человека. Однако, оказывается, собака совершенно не понимает слова в человеческом смысле. Она не слышит в слове всех составляющих его звуков, а реагирует на общий звуковой облик слова, на место ударения и, главное, на интонацию, с которой мы говорим.

Американские психологи супруги Гарднеры пытались обучить шимпанзе Уошо человеческому языку. Они обучали Уошо жестовому языку глухонемых. Она научилась использовать 132 знака, причем использовала эти знаки в ситуациях все менее и менее сходных: вода, жидкость, пить, дождь. Уошо научилась употреблять сочетания знаков. Например, чтобы получить лакомство из холодильника, она воспроизводила три знака: “открыть - ключ - пища”.

Знаковая коммуникационная деятельность обезьян развилась преимущественно на мимико-жестикуляторном фоне, потому что гортань обезьян плохо приспособлена к произнесению звуков. Подтверждением этому могут служить эксперименты супругов Гарднеров, обучавших шимпанзе языку глухонемых. Шимпанзе Уошо изучила 90 фигур в качестве знаков предметов, действий и событий. Глухонемые знакомые Гарднеров могли безошибочно распознать до 70 % ее жестов.

Немецкий ученый Кёллер описал свои наблюдения за поведением шимпанзе. Он отмечает, что интеллект шимпанзе - это практический интеллект, он проявляется только в непосредственной деятельности. Человек же планирует свою деятельность. Его интеллект, хотя и связан с практической деятельностью, но не вплетен в нее непосредственно, не совпадает с ней. У взрослого человека практическое мышление соединено с теоретическим.

Изучая поведение слонов, исследователи с помощью высокочувствительной аппаратуры выяснили, что животные общаются при помощью “инфразвукового языка”. Оказалось, что при “разговоре” слоны, кроме обычных звуков применяют и сигналы на частоте 14 герц, которые не воспринимает человеческое ухо. С помощью такого языка слоны могут общаться на таких расстояниях, на которых даже самый мощный рев бессилен. Это сразу объясняет две старые загадки: как самцы обнаруживают молчащую самку, находящуюся вне пределов видимости, и как стадо может без явной ”слышимой” команды дисциплинированно совершать “поворот все вдруг”, срываться с места, останавливаться, покидать район предполагаемой опасности.

Муравьи обладают широким набором врожденных поз и сигналов, позволяющих передавать информацию. С помощью поз муравьи могут “поведать” о голоде, пище, требовать помощи, подчинить кого-либо и т.д. Муравьи достаточно хорошо обучаются и способны улавливать логические связи.

Наблюдения К. Фирша так называемых танцев пчел доказали, что с помощью подобных танцев пчелы передают информацию о направлении и расстоянии до источника пищи. Пчелы могут опознавать классы фигур вне зависимости от их размера и взаимного поворота, т.е. обобщают фигуры по признаку формы.

Домашняя кошка имеет много звуковых сигналов для выражения своих чувств. Короткие отрывистые звуки выражают готовность общения или желание познакомиться. Сдавленные звуки свидетельствуют об обиде. Высокие тона, вопли говорят об агрессивности, готовности к драке. Нежные, ласковые интонации издают мамы-кошки в общении с котятами.

Интересной и очень разнообразной формой знакового общения служит ритуальное общение животных, достигшее весьма большого разнообразия у птиц. Очень сложны и разнообразны позы ухаживания, включающие украшение гнезда, “преподнесение подарков” и под. Используемые в ритуальном общении различные позы представляют собой информационные сигналы, характеризующие эмоциональный настрой и намерения партнеров. При изучении “языка птиц” на помощь несовершенному человеческому уху приходят вычислительные машины, позволяющие орнитологам мгновенно идентифицировать пение птицы и расшифровать смысл ее послания. В настоящее время удалось понять многие птичьи музыкальные фразы. Например, стал понятен язык дроздов, состоящий из 26 базовых фраз, которые в различных комбинациях составляют различные музыкальные темы. Ученые выяснили, что у птиц тоже имеются свои диалекты. Зяблик из Люксембурга, например, плохо понимает своего собрата из Центральной Европы.

Количество сигналов, которыми пользуются животные, ограничено; каждый сигнал животного передает законченное сообщение; сигнал нечленоразделен. Языковое общение людей основывается на усвоении (стихийном или сознательном) того или иного языка, не на врожденном, а на приобретенном знании. Язык человека состоит из конечного набора языковых единиц разных уровней, которые способны комбинироваться. Благодаря этому человек может продуцировать практически неограниченное количество высказываний. Человек может говорить об одном и том же по-разному. Речь человека творческая. Она носит осознанный характер и не является только прямой реакцией на непосредственный стимул. Человек может говорить о прошлом и будущем, обобщать, воображать. Человеческая речь - это не просто сообщение каких-либо фактов, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.

24 .Паралингвистика

Человеческое общение может быть вербальным, т.е. общением с помощью звуковых или графических языковых знаков, и невербальным, осуществляемым в форме смеха, плача, телодвижений, мимики, жеста, некоторых изменений звукового сигнала - темпа, тембра и т.п. Средства невербального общения человек использует с первых дней жизни. У человека, овладевшего искусством вербального общения, невербальное общение сопровождает вербальное.

Средства невербального общения не дают возможности обмениваться мыслями, абстрактными понятиями, составлять тексты и т.д. Все неязыковые факторы лишь сопутствуют речи, играют вспомогательную роль в общении.

Неязыковые факторы, сопровождающие человеческое общение и участвующие в передаче информации, изучаются паралингвистикой. Сфера паралингвистики – несловесная (невербальная) человеческая коммуникация.

Одним из разделов паралингвистики является кинесика, изучающая жесты, пантомимы, т.е. выразительные телодвижения, участвующие в процессе коммуникации.

Привлечение паралингвистических средств к участию в коммуникации диктуется не ущербностью языковой системы, а лишь обстоятельствами внешнего порядка, связанными с характером коммуникации.

Использование паралингвистических средств свойственно конкретной речевой деятельности, но паралингвизмы можно изучать как типизированные внеязыковые средства, используемые в коммуникации.

К паралингвистическим явлениям относят фонацию. Тембр голоса, манера говорить, интонация могут рассказать многое о человеке. Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, торжествующий и т.п. Можно выделить сотни оттенков голоса, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека. Область экспрессивной фонации не входит в структуру языка, является надстроечной. В каждом языковом коллективе складывается определенный стереотип просодических признаков коммуникации, связанный с выражением таких сторон коммуникации, как грубость, деликатность, уверенность, сомнение и т.п. Такие стереотипные фонации – предмет рассмотрения в паралингвистике.

Другой раздел паралингвистики – кинесика, язык телодвижений. Устное общение широко пользуется физическими проявлениями говорящего субъекта, направленными на ориентацию слушающего однозначно воспринимать высказывание. К этим средствам относятся прежде всего жесты (телодвижения) и мимика (выражение лица говорящего). Жесты могут иметь интернациональный и национальный характер. Например, жест солидарности – поднятие руки, сжатой в кулак, жест согласия/несогласия – кивок головы. К жестам относятся такие телодвижения, как пожимание плечами, покачивание головой, разведение рук, щелкание пальцами, махание рукой и т.д.

Паралингвистический компонент общения может приобрести самостоятельное значение, может использоваться и без текста. Таковы, например, жесты, заменяющие слова: поклон, приподнятие шляпы, кивок головой, покачивание головы, указывание рукой направления и др. В каждом социуме (общественном, социальном коллективе) складывается своя система паралингвистических средств. Они используются в комплексе с собственно речевыми актами. Набор самостоятельно функционирующих паралингвистических знаков касается в основном следующих понятийно-коммуникативных кругов: приветствия и прощания, указания направления, призыва к движению и указания на остановку, выражения согласия-несогласия, запрета, одобрения и некоторых других.

На письме также используются специфические паралингвистические знаки, например, подчеркивания, скобки, кавычки, стрелки.

25. Речевая деятельность

Речевая деятельность большей частью – это деятельность по передаче информации. Сущность речевой деятельности в том, что она служит общению людей, передаче информации. Речевая деятельность имеет свою специфику по отношению к другим видам деятельности. Процесс речи сводится к тому, что определенная мысль одного человека материализуется в виде произнесенных или написанных этим человеком фраз, которые воспринимаются другим человеком, извлекающим из материальной оболочки идеальное содержание, заложенное в нее первым участником общения.

В процессе речевой деятельности происходит передача образов-смыслов. Смысл – это всегда личностное отношение конкретного индивида к содержанию, на которое в данный момент направлена его деятельность (Тарасов 1977). Значения – это единицы содержания языка, а смыслы – это единицы содержания речи (текста). В речевой деятельности происходит передача смыслов, а не значений, точнее воплощение смысла в значениях.

Содержание речи не сводится к комбинаторике языковых значений, а представляет собой систему образов, нагруженных определенным смыслом. Эти образы не являются фиксированными отражениями предметной действительности, закрепленными за какими-то языковыми значениями, существующими в виде застывших языковых форм (знаков). Эти образы выступают как отображения каких-то конкретных фрагментов действительности, они каждый раз складываются в особую динамическую систему, соотносясь с разными языковыми значениями. Но должны быть какие-то универсальные характеристики, иначе языковое общение было бы невозможным.

Речевая деятельность предполагает, что субъект деятельности должен иметь мотив деятельности и осознавать цель деятельности. Цель речевой деятельности заключается в том, чтобы передавать кому-то (точнее, возбудить в сознании кого-то) мысль, какой-то образ, нагруженный смыслом. Эта мысль воплощается в слове, в языковых значениях. Необходимо сопоставить результат с целью, т.е. посмотреть, соответствует ли результат намеченной цели, т.е. эффективно ли (результативно ли) речевое действие. Если субъект чувствует, что намеченная цель не достигнута или достигнута не полностью, он может скорректировать действие. О результативности действия субъект может судить по реакции на него со стороны адресата.

Итак речевое действие предполагает:

Постановку цели (хотя и подчиненной общей цели деятельности);

Планирование (составление внутренней программы);

Осуществление плана;

Сопоставление цели и результата.

Речевая деятельность может происходить параллельно с другой деятельностью или автономно.

Как и большинству других действий, речевой деятельности обучаются, хотя способность обучиться ей заложена в человеке.

Речевая деятельность не направлена сама на себя: мы говорим, как правило, не для того, чтобы просто говорить, а для того чтобы передать какую-то информацию другим. И слушаем мы чужую речь обычно не просто ради удовольствия слушать, а ради того, чтобы получить информацию.

Речевая деятельность может протекать совместно с другой деятельностью, не требующей размышлений, сосредоточенности. Это обычно механическая, стандартная деятельность, привычная и знакомая говорящему, не отвлекающая его от разговора, т.е. процесса, включающего не только собственно речевой акт как таковой, но и его мыслительную основу.

Не совместимы две речевые деятельности. Трудно читать один текст, а слушать другой или говорить и одновременно слушать, участвовать в двух диалогах одновременно. Умственная деятельность возможна совместно с речевой, когда обе эти деятельности протекают с очень малым напряжением.

Речевая деятельность нередко происходит совместно с движениями рук, глаз, разными телодвижениями, что составляет паралингвистический компонент речевой деятельности.

Речевой компонент общения является его важнейшей составной частью. Но это не должно отрицать или принижать значение других составляющих общения. Чрезвычайно важен видеоряд . Нам очень не хватает зрительного канала, например, при общении по телефону.

Чем полнее контакт, чем более раскрыты друг другу общающиеся, чем больше у них эмоциональных и рациональных предпосылок для общения, тем более полноценна и захватывающа “роскошь человеческого общения” (по выражению Антуана де Сент-Экзюпери). В полифоническом оркестре общения речевое общение исполняет партию первой скрипки (Супрун 1996). Оно занимает настолько бесспорно ведущую роль, что порой под общением понимают именно речевое его проявление. Когда общение происходит в ансамбле различных средств, включая и речевую форму, именно на нее падает наиболее весомая часть межсубъектного взаимодействия. Речевой компонент общения по праву считается важнейшим.

Речевая деятельность есть объект изучения теории речевой деятельности, или психолингвистики.

Минимальной реализацией речевого общения (коммуникации) является речевой акт . Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевого акта осуществляется передача речевого (словесного) сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения.

Коммуникативная природа речевого акта предполагает его двусторонний характер. Речевой акт имеет две стороны: производство и прием речевого сообщения. Соответственно этому, можно говорить о двух участниках речевого акта: говорящем и слушающем, пишущем и читающем, адресанте и адресате. Адресат (говорящий, пишущий) производит речевое сообщение и передает его адресату (слушающему, читающему), который принимает (воспринимает) его и понимает. Первый кодирует, зашифровывает, а второй декодирует, расшифровывает сообщение; первый превращает замысел сообщения в речевую цепочку, а второй извлекает из него смысл.

В речевом акте роль говорящего и слушающего (адресанта и адресата) обычно непостоянны. Адресант превращается в адресата и адресат становится адресатом. В некоторых случаях у одного из говорящих преобладает роль говорящего, у другого – слушающего. Чем демократичнее отношения в данном обществе, в данном коллективе, между данными участниками речевого акта, тем естественней смена ролей и тем чаще она происходит (см. Супрун 1996).

Речевые акты исследуются в рамках теории речевых актов, разработанной Дж. Остиным, Дж. Серлем и П. Стросоном. Теория речевых актов исходит из того, что основной единицей коммуникации является не предложение или какое-либо другое выражение, а выполнение определенного рода деятельности: утверждения, просьбы, благодарности, извинения и др.

Речевой акт представляется в рамках теории речевых актов как состоящий из трех звеньев:

Локуционного акта – акта высказывания;

Иллокуционного акта – манифестации цели высказывания;

Перлокуционного акта – распознания коммуникативного намерения, интенции, адресатом и его реакции на речевой акт говорящего.

Иллокутивная сила высказывания иногда может быть выражена иллокутивным глаголом, например: Я прошу тебя сделать это . Глагол прошу выражает иллокутивную силу просьбы.

Высказывания, содержащие иллокутивные предикаты типа клянусь, обещаю, объявляю и др., называются перформативными высказываниями. Они как бы создают ситуацию. Без произнесения высказывания Я обещаю , не может иметь место акт обещания. Такие высказывания не описывают ситуацию, а выражают намерение говорящего. Перформативную силу такие предикаты имеют только в том случае, если они употреблены в 1-м лице, ед. числа, настоящего времени, т.е. если они соотнесены с Я-говорящим. Высказывание Он обещал сделать это – не имеет перформативной силы обещания, оно является констатацией факта принятия обещания каким-то другим лицом.

Некоторые высказывания обладают иллокутивной неоднозначностью. Такие высказывания используются в косвенных речевых актах, под которыми понимаются такие речевые акты, которые выражаются языковыми структурами, предназначенными для другого типа речевых актов, например: Не могли бы Вы сказать, как проехать на вокзал? Естественно, говорящий не ждет ответа: Могу . Речевой акт имеет силу вежливой просьбы, хотя имеет форму вопроса. Адресат правильно устанавливает иллокутивную силу высказывания и адекватно реагирует на высказывание как на просьбу.

Естественный язык - в лингвистике и философии языка язык, используемый для общения людей (в отличие от формальных языков и других типов знаковых систем, также называемых языками в семиотике) и не созданный искусственно (в отличие от искусственных языков).

Словарь и грамматические правила естественного языка определяются практикой применения и не всегда бывают формально зафиксированы.

Функции естественного языка

Естественный язык как система знаков

В настоящее время системность считается важнейшей характеристикой языка. Семиотическая сущность естественного языка состоит в установлении соответствия между универсумом значений и универсумом звучаний.

По основанию природы плана выражения в своей устной форме человеческий язык относится к слуховым знаковым системам, а в письменной – к зрительным.

По типу генезиса естественный язык относят к культурным системам, таким образом он противопоставляется как природным, так и искусственным знаковым системам. Для человеческого языка как знаковой системы характерно сочетание черт как естественных, так и искусственных знаковых систем.

Система естественного языка относится к многоуровневым системам , т.к. состоит из качественно разных элементов – фонем, морфем, слов, предложений, отношения между которыми сложны и многогранны.

Что касается структурной сложности естественного языка, то язык называют самой сложной из знаковых систем .

По структурному основанию различают также детерминированные и вероятностные семиотические системы. Естественный язык принадлежит к вероятностным системам, в которых порядок следования элементов не является жёстким, а носит вероятностный характер.

Семиотические системы разделяют также на динамические, подвижные и статические, неподвижные . Элементы динамических систем меняют своё положение по отношению друг к другу, тогда как состояние элементов в статических системах неподвижно, устойчиво. Естественный язык относят к динамическим системам, хотя в нём присутствует и статические признаки.

Ещё одной структурной характеристикой знаковых систем является их полнота . Полную систему можно определить как систему со знаками, представляющими все теоретически возможные комбинации определённой длины из элементов заданного множества. Соответственно, неполную систему можно охарактеризовать как обладающую определённой степенью избыточности систему, в которой для выражения знаков используются не все из возможных комбинаций заданных элементов. Естественный язык является неполной системой, обладающей высокой степенью избыточности.

Различия между системами знаков в их способности меняться делают возможным их классификацию на открытые и закрытые системы . Открытые системы в процессе своего функционирования могут включать в себя новые знаки и характеризуются более высокой адаптивностью по сравнению с закрытыми системами, не способными к изменению. Способность изменяться присуща и человеческому языку.

Согласно В. В. Налимову, естественный язык занимает срединное положение между «мягкими» и «жёсткими» системами. К мягким системам относятся неоднозначно кодирующие и неоднозначно интерпретируемые знаковые системы, например, язык музыки, к жёстким – язык научных символов.

Основная функция языка - конструирование суждений , возможность определения смысла деятельных реакций, организации понятий, которые представляют собой некоторые симметрические формы, организующие пространство отношений «коммуникаторов»: [источник не указан 1041 день]

коммуникативная :

констатирующая (для нейтрального сообщения о факте),

вопросительная (для запроса о факте),

апеллятивная (для побуждения к действию),

экспрессивная (для выражения настроения и эмоций говорящего),

контактоустанавливающая (для создания и поддержания контакта между собеседниками);

метаязыковая (для толкования языковых фактов);

эстетическая (для эстетического воздействия);

функция индикатора принадлежности к определённой группе людей (нации, народности, профессии);

информационная;

познавательная;

эмоциональная.

Искусственные языки - специальные языки, которые, в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно. Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые и новые.

Классификация

Различают следующие виды искусственных языков:

Языки программирования и компьютерные языки - языки для автоматической обработки информации с помощью ЭВМ.

Информационные языки - языки, используемые в различных системах обработки информации.

Формализованные языки науки - языки, предназначенные для символической записи научных фактов и теорий математики, логики, химии и других наук.

Языки несуществующих народов , созданные в беллетристических или развлекательных целях, например: эльфийский язык, придуманный Дж. Толкином, клингонский язык, придуманный Марком Окрандом для фантастического сериала «Star Trek» (см. Вымышленные языки), язык На"ви, созданный для фильма «Аватар».

Международные вспомогательные языки - языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения.

Идея создания нового языка международного общения зародилась в XVII-XVIII веках в результате постепенного уменьшения международной роли латыни. Первоначально это были преимущественно проекты рационального языка, освобождённого от логических ошибок живых языков и основанного на логической классификации понятий. Позднее появляются проекты по образцу и материалам живых языков. Первым таким проектом был универсалглот, опубликованный в 1868 году в Париже Жаном Пирро. Проект Пирро, предвосхитивший многие детали позднейших проектов, остался незамеченным общественностью.

Следующим проектом международного языка стал волапюк, созданный в 1880 немецким языковедом И. Шлейером. Он вызвал весьма большой резонанс в обществе.

Наиболее известным искусственным языком стал эсперанто (Л. Заменгоф, 1887) - единственный искусственный язык, получивший широкое распространение и объединивший вокруг себя довольно многих сторонников международного языка.

Из искусственных языков наиболее известны:

бейсик-инглиш

эсперанто

интерлингва

латино-сине-флексионе

окциденталь

сольресоль

клингонский язык

эльфийские языки

Также есть языки, которые специально были разработаны для общения с внеземным разумом. Например - линкос.

По цели создания искусственные языки можно разделить на следующие группы :

Философские и логические языки - языки, имеющие четкую логическую структуру словообразования и синтаксиса: ложбан, токипона, ифкуиль, илакш.

Вспомогательные языки - предназначены для практического общения: эсперанто, интерлингва, словио, словянски.

Артистические или эстетические языки - создаются для творческого и эстетического удовольствия: квенья.

Также язык создается для постановки эксперимента, например для проверки гипотезы Сепира-Уорфа (о том, что язык, на котором говорит человек, ограничивает сознание, загоняет его в определённые рамки).

По своей структуре проекты искусственного языка могут быть разделены на следующие группы:

Априорные языки - на основе логических или эмпирических классификаций понятий: логлан, ложбан, ро, сольресоль, ифкуиль, илакш.

Апостериорные языки - языки, построенные преимущественно на основе интернациональной лексики: интерлингва, окциденталь

Смешанные языки - слова и словообразование частично заимствованы из неискусственных языков, частично созданы на основе искусственно придуманных слов и словообразовательных элементов: волапюк, идо, эсперанто, нэо.

Число носителей искусственных языков можно назвать лишь приблизительно, ввиду того что систематического учета носителей не ведётся.

По степени практического употребления искусственные языки делят на проекты, получившие широкое распространение: идо, интерлингва, эсперанто. Такие языки, как и национальные языки, называют «социализованными», среди искусственных их объединяют под термином плановые языки. Промежуточное положение занимают такие проекты искусственного языка, которые имеют некоторое количество сторонников, например, логлан (и его потомок ложбан), словио и другие. Большинство искусственных языков имеет единственного носителя - автора языка (по этой причине их более корректно называть «лингвопроектами», а не языками).

Иерархия коммуникативных целей

Функции языка

Базовые функции:

Когнитивная (познавательная) функция состоит в накоплении знаний, их упорядочении, систематизации.

Коммуникативная функция состоит в обеспечении взаимодействия отправителя вербального сообщения и его получателя.

Частные языковые функции

Контактоустанавливающая (фатическая)

Воздействия (волюнтативная)

Референтная - функция, связанная с предметом мысли, с которой соотнесено данное языковое выражение.

Оценочная

Эмотивная (эмоционально-экспрессивная)

Аккумулятивная - то свойство языка накапливать, аккумулировать знания людей. Впоследствии эти знания воспринимаются потомками.

Метаязыковая

Эстетическая - Способность языка быть средством исследования и описания в терминах самого языка.

Ритуальная и др.

§ 1.4. Представление информации

1.4.3. Естественные и формальные языки

Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками . Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком считается китайский язык, являющийся родным более чем для миллиарда человек. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык, используемый более чем в ста странах. Естественные языки характеризуются:

    Широкой сферой применения - естественный язык известен всему национальному сообществу;

    Наличием большого количества правил, одни из которых сформулированы явно (правила грамматики), другие неявно (правила смысла и употребления);

    Гибкостью - естественный язык применим для описания любых, в том числе новых, ситуаций;

    Открытостью - естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки (слова), а также использовать существующие знаки в новых значениях;

    Динамичностью - естественный язык быстро приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей.

Развитие науки и техники повлекло создание формальных языков , применяемых специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.

Формальный язык - это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми вы будете знакомиться на уроках информатики.

Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме; это обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.

Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.

Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт мо­жет воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник - в картине.

Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это - алфавитное представление информации. Форма представления одной и той же информации может быть различной . Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. С подобными операциями вы сталкиваетесь на уроках математики и физики, когда представляете решение в разной форме. Например, решение задачи: «Найти значение математического выражения у = 5х + 3, при х = -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3» можно представить в табличной или графической форме.
Для этого вы пользуетесь визуальными средствами представления информации: числами, таблицей, рисунком.
Таким образом, информацию можно представить в различной форме:

  • знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять:
  • символьную в виде текста, чисел, специальных символов (на­
    пример, текст учебника);
  • графическую (например, географическая карта);
  • табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента);
    • в виде жестов или сигналов (например, сигналы регулировщика
      дорожного движения);
  • устной словесной (например, разговор).
Форма представления информации очень важна при ее передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя; если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе. В разные времена люди пе­редавали информацию в различной форме с помощью: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефо­на, факса. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-либо языка.
На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого - цифры, знаки арифметических действий и отношений. Они составляют алфавит языка математики. На уроках физики при рассмотрении какого-либо физического явления вы используете характерные для данного языка специальные символы, из которых составляете формулы. Формула - это слово на языке физики.
На уроках химии вы также используете определенные символы, знаки, объединяя их в «слова» данного языка.
Существует язык глухонемых, где символы языка - определенные знаки, выражаемые мимикой лица и движениями рук.
Основу любого языка составляет алфавит - набор однозначно оп­ределенных знаков (символов), из которых формируется сообщение. Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные. Алфавит естественных языков зависит от национальных традиций. Формальные языки встречаются в специальных областях человеческой деятельности (математике, физике, химии и т. д.). В мире насчитывается около 10 000 разных языков, диалектов, наречий. Многие разговорные языки произошли от одного и того же языка. Например, от латинского языка образовались французский, испанский, итальянский и другие языки.Естественные и формальные языки.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена информация.

В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число языков. Примеры языков:

  • · разговорные языки (в настоящее время в мире их насчитывают более 2000);
  • · языки мимики и жестов;
  • · языки чертежей, рисунков, схем;
  • · языки науки (математики, химии, биологии и т.д.);
  • · языки искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры и т.д.);
  • · специальные языки (азбука Брайля для слепых, азбука Морзе, Эсперанто, морской семафор и т.д.);
  • · алгоритмические языки (блок-схемы, языки программирования).

Язык –– это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Основой большинства языков является алфавит – набор символов, из которых можно составлять слова и фразы данного языка.

Язык характеризуется:

  • · набором используемых знаков;
  • · правилами образования из этих знаков таких языковых конструкций, как “слова”, “фразы” и “тексты” (в широком толковании этих понятий);
  • · набором синтаксических, семантических и прагматических правил использования этих языковых конструкций.

Все языки можно разделить на естественные и искусственные.

Естественными называются “обычные”, “разговорные” языки, которые складываются стихийно и в течение долгого времени. История каждого такого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт:

  • · почти все слова имеют не одно, а несколько значений;
  • · часто встречаются слова с неточным и неясным содержанием;
  • · значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от их окружения (контекста);
  • · распространены синонимы (разное звучание - одинаковый смысл) и омонимы (одинаковое звучание - разный смысл);
  • · одни и те же предметы могут иметь несколько названий;
  • · есть слова, не обозначающие никаких предметов;
  • · многие соглашения относительно употребления слов не формулируются явно, а только предполагаются и для каждого правила есть исключения и т.д.

Основными функциями естественного языка являются:

  • · коммуникативная (функция общения);
  • · когнитивная (познавательная функция);
  • · эмоциональная (функция формирования личности);
  • · директивная (функция воздействия).

Искусственные языки создаются людьми для специальных целей либо для определенных групп людей: язык математики, морской семафор, язык программирования. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил образования выражений и правил придания им значений.

Любой язык –– и естественный и искусственный –– обладает набором определенных правил. Они могут быть явно и строго сформулированными (формализованными), а могут допускать различные варианты их использования.

Формализованный (формальный) язык –– язык, характеризующийся точными правилами построения выражений и их понимания. Он строится в соответствии с четкими правилами, обеспечивая непротиворечивое, точное и компактное отображение свойств и отношений изучаемой предметной области (моделируемых объектов).

В отличие от естественных языков формальным языкам присущи четко сформулированные правила семантической интерпретации и синтаксического преобразования используемых знаков, а также то, что смысл и значение знаков не изменяется в зависимости от каких-либо прагматических обстоятельств (например, от контекста).

Большинство формальных языков (созданных конструкций) строится по следующей схеме. сначала выбираетсяалфавит , или совокупность исходных символов, из которых будут строиться все выражения языка; затем описываетсясинтаксис языка, то есть правила построения осмысленных выражений. Буквами в алфавите формального языка могут быть и буквы алфавитов естественных языков, и скобки, и специальные знаки и т.п. Из букв, по определенным правилам можно составлять слова и выражения . Осмысленные выражения получаются в формальном языке, только если соблюдены определенные в языке правила образования. Для каждого формального языка совокупность этих правил должна быть строго определена и модификация любого из них приводит чаще всего к появлению новой разновидности (диалекта) этого языка.

Формальные языки широко применяются в науке и технике. В процессе научного исследования и практической деятельности формальные языки обычно используются в тесной взаимосвязи с естественным языком, поскольку последний обладает гораздо большими выразительными возможностями. В то же время формальный язык является средством более точного представления знаний, чем естественный язык, а следовательно, средством более точного и объективного обмена информацией между людьми.

Формальные языки часто конструируются на базе языка математики. Веком бурного развития различных формальных языков можно считать XX век.

С точки зрения информатики, среди формальных языков наиболее значительную роль играют формальный язык логики (язык алгебры логики) и языки программирования .

Возникновение языков программирования приходится на начало 50-х годов XX века.

Языков программирования и их диалектов (разновидностей) насчитывается несколько тысяч. Классифицировать их можно по-разному. Некоторые авторы разбивают все многообразие языков программирования на процедурные и декларативные. В процедурных языках преобразование данных задается с помощью описания последовательности действий над ними. В декларативных языках преобразование данных задается посредством описания отношений между самими данными. Согласно другой классификации, языки программирования можно разделить на процедурные, функциональные, логические, объектно-ориентированные. Однако любая классификация несколько условна, поскольку, как правило, большинство языков программирования включает в себя возможности языков разных типов.Особое место среди языков программирования занимают языки, обеспечивающие работу систем управления базами данных (СУБД). Часто в них выделяют две подсистемы: язык описания данных и язык манипулирования