Задания "подготовка к олимпиаде по русскому языку". Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

7-8 классах и ответы

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать знание фонетической системы русского литературного языка.

Выпишите по группам слова, которые начинаются с одинаковых звуков. Сколько групп должно получиться? Выпишите их.

Яма, искра, утюг, ёмкость, эра, йод, южный, эхо, юность, астра, ехать, остров, уют, ель, озеро.

Ответ

1) яма, ёмкость, йод, южный, юность, ехать, ель (2)

2) искра (1);

3) утюг, уют (1);

4) эра, эхо (1);

5) астра (1);

6) остров, озеро (1).

Итого – 7 баллов

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической и пунктуационной нормы.

Перепишите, расставив знаки препинания и исправив орфографические ошибки. Объясните свои исправления.

В дали я видел сквозь туман

В снегах горящих как алмаз

Седой не зыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Что некогда и я там жил

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней ясней... (Лермонтов)

Ответ.

Оценка.

По 1 баллу за каждое исправление. – 1балл за любую ошибку от максимального балла. Максимально 8 баллов.

Вопрос №3

Семантической системы современного русского литературного языка и умение видеть лексическую ошибку.

Найти правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только данные слова.

Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

Ответ.

Укрепить здоровье, повысить зарплату, улучшить качество, улучшить условия, укрепить оборону, усилить оборону.

Количество баллов.

Одно словосочетание – 1 балл. Итого 6 баллов

Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, облачиться, наволочка. Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Проволока, облако, облачиться, наволочка. Корень этих слов имеет значение обертывать, обволакивать. Волкодав – к волк , невольно – к воля , волнушка – к волна

По 1 баллу за каждую позицию объяснения. Итого 8 баллов.

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Назовите неправильно разобранные слова. Объясните ошибку. Укажите способ образования этих слов .

Части речи" href="/text/category/chasti_rechi/" rel="bookmark">часть речи , лексико-синтаксический.

Оценка .

За каждую позицию по 1 баллу. Итого – 6 баллов.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать понимание семантических и стилистических различий синонимических средств русского языка и обусловленности языковой системой.

1.Дайте толкование выделенных слов;

2. как эти слова называются;

3.какую художественную нагрузку несут.

О Но вград! В вековой одежде

Ты предо мной, как в седине,

Используются в тексте, чтобы передать былое величие и славу Новгорода.

Оценка – по 1 баллу – итого 7 б.

Вопрос № 7

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка, способность объяснять особенности употребления грамматических форм в речи.

Сделайте орфографическую запись слова [туш]. Укажите все возможные морфологические характеристики этого слова, проиллюстрируйте примером.

Туш – сущ. в нач. ф., неодуш., нариц.,2 скл., м. р, И. или В. п ед. ч.Заиграть туш.

Тушь – сущ. в нач. ф., нариц., неодуш., 3 скл., И или В. п., ед. ч. Достать тушь.

Туш – сущ., нач. ф. туша, нариц., неодуш., 1 скл., мн. ч., Р. п. Много туш.

Оценка.

До 3 баллов за каждое слово. Итого 9 баллов.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Изменится ли синтаксическая характеристика предложения Широкая, полноводная река. при изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

Ответ.

Синтаксический строй предложения изменится: предложение

Широкая, полноводная река. - односоставное назывное, осложненное однородными согласованными определениями - превратится в предложение Река широкая, полноводная. – двусоставное, осложненное однородными составными именными сказуемыми.

Оценка

По 2 балла за характеристику каждого предложения. Итого – 4 балла

Вопрос № 9

Участники должны показать знание грамматической системы русского языка

В роли каких частей речи может выступать слово ЧТО? Приведите примеры.

Ответ.

Вопр. мест (1), отн. мест.(1), союз (1), част. (1)+ до 4б за примеры.

Что случилось? Он заплакал, что показалось странным. Он сказал, что ответит. Что за погода!

Оценка

Итого – 8 баллов

Вопрос № 10.

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания .

1.В каком словаре можно узнать толкования устойчивых выражений? 2.Приведите пример устойчивого выражения и его толкования. 3.Вспомните авторов таких словарей. 4.Кто из них связан с Новгородской землей

Ответ.

1.Словарь фразеологизмов (или фразеологический словарь). 2.Пример: вешать нос – грустить. 3., и др. 4. , – новгородские ученые.

Оценка.

Максимально – 4 балла (по баллу за каждую позицию).

Всего – 67 балла.

Задания для проведения Олимпиады в 9 классе и ответы

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Гречневый, булочная, Ильинична, девичник, конечно, нарочно, молочный, скучно, яичница, горничная.

Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

А) [чн ]; Б) [шн ]; В) [чн ] // [шн ];

Ответ.

А) [чн ] гречневый

Б) [шн ] Ильинична, конечно, нарочно, скучно, яичница, девичник

В) [чн ] // [шн ] булочная, молочный, горничная

Оценка .

За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего – 10 баллов.

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Сколько раньше книг недоставало? Ответ с этим числительным запишите словами.

Ответ

…с семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью).

Не было семидесяти восьми тысяч четырехсот девяноста восьми книг

Итого – 8 баллов . – 1 балл за ошибку от максимального.

Вопрос № 3

1.Какое действие в приведенном ниже отрывке из романа «Евгений Онегин» названо выделенным глаголом? 2.Каково его значение? 3.Приведите родственное слово, имеющее то же значение. 4.Приведите другие значения этого слова. 5. Приведите близкий фразеологизм и его значение.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут ,

И, взвившись, занавес летит.

Ответ.

1.Глагол плескать выражает следующее действие: взмахивая обеими руками, ударять одной ладонью о другую; хлопать в ладоши в знак одобрения или приветствия – 1 балл 2. Значение – хлопать в ладоши, аплодировать – 1 балл 3. Рукоплескать – 1 балл 4.создавать брызги (плеснула рыба), ударять (о воде: плещет волна о камень), развеваться (плещет знамя) – 3 балла . 5. Всплеснуть руками – взмахнуть руками в знак удивления – 1 балл.

Итого: 7 баллов.

Вопрос № 4

Участники должны показать знание и понимание образных средств русского языка и умение анализировать их функционирование в художественном тексте.

В стихотворении «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встаёт,

Червонная рубаха

Забыться не даёт.

1. Какое образное средство выражается словосочетанием червонная рубаха ? 2.Определите значение выделенного слова. Что вы можете сказать о его происхождении? 3.Почему именно это слово употребил поэт в своём стихотворении?

Ответ.

1. Метонимия червонная рубаха. Палач носил красную рубаху. 2. В старославянском языке было слово чръвьнь , в древнерусском – чьрвенъ – красный. От слова червь, из которого вырабатывали красную краску.

3. Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идёт о временах восхождения на престол Петра Первого, казни стрельцов, выступавших на стороне сестры Петра I, Софьи.

Оценка.

1 вопрос - 2 балла. 2 вопрос - 2 балла. 3 вопрос - 2 балла. Итого – 6 баллов .

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Какое значение имеет слово лепота , которое используется в данном стихотворении. Подберите однокоренные слова к нему. Являются ли слова лепет и лепта родственными слову лепота ? Свое решение объясните.

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь –

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

«Лепота!» - молвил царь.

И ответили все: «Лепота!» ()

Ответ.

Лепота – древнерусское «красота», об этом свидетельствует значение корня в однокоренных словах: великолепие , благолепие, нелепость, нелепый. Лепет и лепта не являются однокоренными, у них совсем другое значение корня: лепет – несвязная речь, лепта – мелкая монета (внести свою лепту)

Оценка.

Значение – 2 балла, однокоренные слова – 2 балла, значение слов лепет и лепта – по 2 балла. Итого 8 баллов .

Вопрос № 6

Участники должны показать знание понимание образных средств русского языка и умение анализировать их функционирование в художественном тексте.

1. Какой основной стилистический прием использует автор в стихотворении, посвященном освобождению Новгорода от фашистов, и с какой целью. 2.Найдите в тексте этноним (наименование наций, народов), какую художественную задачу несет это слово. 3.Найдите в стихотворении агороним (название площади), чем это название мотивировано (почему так названо), существует ли такое название в современном Великом Новгороде.

Рукой от вьюги заслонив подбровье,
Мороз глядит на Волхов, в злой туман,
Где тучи, перепачканные кровью,
Всей грудью придавили вражий стан.

Сквозь лапы елок, сквозь снега густые
Вновь русичи вступают в жаркий бой.
Там Новгород: там с площади Софии
Их колокол сзывает вечевой.

Всеволод Рождественский

1. Прием олицетворения (мороз глядит, тучи придавили, колокол сзывает), используется для того, чтобы показать, что и природа, и весь город как живое существо тоже борется со злом фашизма.

2. Русичи - поэтическое название жителей Древней Руси, оно напоминает об славной истории Руси и Новгорода, о боевых подвигах, о словах Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

3. Площадь Софии, названо так, потому что рядом расположен древний Софийский собор. В современном городе площадь называется Софийская-Победы

По 3 балла за каждую позицию. Итого 9 баллов.

Вопрос № 7

Покажите современное и историческое членение на морфемы слов подарок, сукно, дело, бодрый

азберите по сот

Ответ.

Современное
членение

Историческое членение

По-дар-ок-

По-да-р-ок - (ср. дать)

Сукн-о

Сук-н-о (ср. сучить)

Дел-о

Де-л-о (ср. деяние)

Бодр-ый

Бод-р-ый (ср. бдительный)

Оценка.

8 баллов.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

1.Найдите фразеологизм в строчке из песни В. Высоцкого: «Мы тарелки бьем весь год. Мы на них уже собаку съели, если повар нам не врет… »? 2.Приведите его значение, проиллюстрировав его предложением. 3. Какой эффект создается при использовании этого фразеологизма в данном контексте.

Ответ.

1.Фразеологизм съесть собаку на чем-либо 2.имеет значение ‘приобрести большое искусство, значительный опыт, навык в чём-нибудь; владеть чем-либо в совершенстве; быть мастером чего-либо. В науках он, что называется, собаку съел . 3.Строчки о словах повара указывают на реальность события, поэтому фразеологизм воспринимается буквально, из-за чего создается комический эффект.

Оценка.

2 балла за выявление фразеологизма, 2 балла за значение и пример. 2 балла за объяснение комического эффекта. Итого – 6 баллов.

Вопрос № 9

Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа : дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин , колено, полено, кочерга. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.

Ответ

До́ньев, ту́фель, грузи́н, просты́нь/не́й, блю́дец, эполе́т/то́в, боя́р, коле́ней/коле́н (устар.), поле́ньев, кочерёг.

Оценка

10 баллов.

Вопрос № 10

Произведите синтаксический разбор предложения. Какое образное синтаксическое средство здесь используется.

Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман ()

Прост., повеств., невоскл., двусост., неосложн.

Подл. –обман

Сказ. – дороже

Дополн. – тьмы, мне, нас

Определ. – низких, истин

В предложении используется инверсия.

Оценка.

Характеристика предложения – 1 балл, члены предложения – по 1 баллу, инверсия – 1 балл. Всего: 10 баллов.

Вопрос № 11

В каком словаре может быть такая словарная статья. Конкретизируйте, о каком именно словаре идет здесь речь, что на это указывает. Назовите автора.

Осню́г, -а, м. То же, что осиння́г. Ходила в оснюг собирать грибы. Новг. Оснюг – осиновый лес. Как войдешь в оснюг, кругом краснеют подосиновики. Под. Оснюг – лес из осин. Шим. + Бор, Ст.

Сокращения: Новг. – Новгородский, Под. – Поддорский, Шим. – Шимский, Бор. – Боровичский, Ст. - Старорусский

Ответ.

1.Статья из диалектного, или областного словаря, 2. в данном случае - из Новгородского областного словаря, т. к. об этом говорят сокращения. 3. Автор.

Оценка.

6 баллов (по 2 за каждую позицию)

Общее количество - 88 балла

Задания для проведения Олимпиады в 10 классе

Вопрос № 1

Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Д ет ектив, бутерброт, фон ема, д екан, т ермин, р ейтинг, арт ерия, т енд енция, кр ем, акад емия, т енор, инд екс, экспр есс, пл енэр, барт ер, котт едж, с ессия, шин ель, д екольт е, бизн ес, компьют ер, т емп, коф е.

Ответ

Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, пленэр, крем, шинель, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.

Оценка – 10 баллов.

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.

В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки. Напишите эти буквы и сопоставьте их с буквами современного алфавита.

1. У нея ротик фитою. () 2. Станет фертом, ноги-то азом распялит. (-Печерский) 3. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. ()

1. Фита Ѳ – в совр. алфавите нет такой буквы. 2. Ферт Ф – совр. Ф, Аз А – совр. А 3. Ижица Ѵ - нет такой буквы, совр. - И.

Оценка.

По 2 балла за каждую позицию. Итого - 8 баллов.

Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Как называются данные пары слов. Составьте словосочетания с данными словами, учитывая разницу в значении.

Широчайший, широченный;

Целостный, целый;

Царский, царственный;

Спасительный, спасательный;

Ответ.

1. Паронимы.

2. Широчайший резонанс, широченный двор;

3. Целостный образ, целый банан;

4. Царский указ, царственный взгляд;

5. Спасительный совет, спасательный круг.

Оценка.

О,5 баллов за каждое значение, 1 балл за определение разряда. Итого – 5 баллов.

Вопрос № 4.

По отрывку из древней былины восстановите современный фразеологизм, приведите его значение и проиллюстрируйте его предложением.

В темном лесе – пень да колода, в чистом поле – белоярова пшеница.

Ответ.

Делать что-либо через пень-колоду – 1.без усердия, небрежно, кое-как, плохо что-либо делать, 2. неслаженно, с заминками идти. Он уроки всегда делал через пень-колоду. Шли они через пень-колоду.

Оценка.

По 3 балла за каждый пункт. Итого 9 баллов.

Вопрос № 5

Участники должны показать осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Какие из приведенных ниже слов можно объединить в группы как родственные? Прокомментируйте свой ответ.

Бор, борода, борьба, борей, брадобрей, подбородок, боровик, брать, борец, боровой, боронить, оборонять, бородач, забористый, бранить, забирать, борона

Ответ

1. Бор, боровик, боровой, к бор –лес на песчаном месте

2. Борода, брадобрей, подбородок, бородач, к борода – часть лица

3. Забористый, забирать, брать, к брать, захватывать

4. Борец, оборонять, брань, борьба, к бороться, сражаться

5. Боронить, борона – к боронить, пахать.

Борей – название ветра в греч. мифологии

Количество баллов.

Каждая группа – 1 балл. Комментарий – 1 балл к каждой группе, 1 балл – к оставшимся словам.

Итого максимум 11 баллов.

Вопрос № 6

1.Найдите речевые ошибки в предложениях. 2.Что эти ошибки объединяет? 3.Объясните ошибки и исправьте предложение.

1. На прощанье выпускники, радостные и счастливые, спели свою лебединую песню.

2. Он взирал на все происходящее с греческим спокойствием.

3. Со всех своих длинных ног она бросилась бежать.

4. Не зря она полюбила этого человека, он отплатил ей той же монетой.

5. Приступая к работе на дрейфующей станции, наш коллектив еще не чувствовал почвы под ногами.

Ответ.

1. Лебединая песня – последнее, обычно наиболее яркое творческое свершение, предсмертное произведение. Употребление фразеологизма без учета его лексического значения. …. Прощальную песню.

2. Нарушение структуры фразеологизма - … с олимпийским спокойствием.

3. Нарушение структуры фразеологизма, слово длинных – лишнее. …со всех ног бросилась бежать.

4. Употребление фразеологизма без учета лексического значения. Значение – отомстить. Он ответил взаимностью .

5. Фразеологизм неуместен, так как его можно воспринять буквально (станция - дрейфующая), ..чувствовал себя неуверенно.

Все ошибки связаны с неправильным употреблением фразеологизмов.

Оценка – 11 баллов
(по 2 балла – за каждое предложение, 1 балл – за обобщение ошибок)

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный?

Ответ

1. В современном русском языке слова невероятный и неимоверный членятся на морфемы таким образом:

не-вер-/о/-я-т-н-ый – 7 морфем, включая соединительную гласную;

не-им-/о/-вер-н-ый - 6 морфем, включая соединительную гласную.

Общими являются морфемы: не-, - вер-, - о-, - н-, - ый.

2. С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемыим - и –я -, доказательством чего является чередование этих корней в таких словах, как взять – взимать, понять - понимать, обнять – обнимать.

Оценка .

По 1 баллу за правильно разделенные на морфемы слова. Итого – 6 баллов

Вопрос № 8

Участники должны показать понимание образных средств русского языка и умение анализировать их функционирование в художественном тексте.

Перед вами отрывок из стихотворения Е. Боратынского «Дельвигу». 1.Какой троп используется в последней строчке? 2.Укажите лексические и морфологические характеристики последнего слова. 3.Приведите к нему родственные слова.

Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой

Боролся я, почти лишенный сил?

Я погибал - ты дух мой оживил

Надеждою возвышенной и новой.

Ты ввел меня в семейство добрых Муз…

Ответ.

1. Здесь используется перифраз, т. е. приобщил к поэтическому творчеству.

2. Муза – прямое значение: из греч. мифологии - одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве, здесь в перен. значении - источник поэтического вдохновения, олицетворяемый в образе женщины, богини. Это сущ., н. ф. муза, собственное, используемое в нарицательном значении, одуш. (видеть муз), ж. р., мн. ч., р. п., определение.

3. Родственные слова: музыка, музей, имя собственное Муза

Оценка. 1- 4б.(если метафора – 2б.), 2 – 6 б., 3 – 2б. Итого 12 баллов.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Выделите во всех словах окончания. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:

А) Столовая – стая

Б) Портной - герой

В) Рыбачий – рабочий

Г) Лекторий – лисий

Ответ

Ответ: Г). В слове лисий и лекторий нулевое окончание.

А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая , в слове стая – я).

Б) Портной - герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)

В) Рыбачий – рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

Оценка.

По 0,5 балла за каждое окончание. 1 балл – за выделение пары с одинаковыми окончаниями. Итого – 5 баллов.

Максимальный балл – 4.

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Какие сочетания слов не являются словосочетанием? Почему? Найдите грамматическую ошибку.

1) Работа выполнена. 2) Согласно приказа 3) В деревне. 4) Квартира с балконом. 5) Деревья выросли. 6) Белый гриб. 7) Мёд из вереска . 8) В течение недели. 9) Жизнь хороша. 10) За столом. 11) Мне кажется. 12) Чтобы радоваться. 13) Будучи добрым. 14) Будем надеяться.

Ответ.

1. Согласно приказу – форма слова

2. В деревне – форма слова

3. В течение недели – форма слова

4. За столом – форма слова

5. Будем надеяться – форма слова

6. Работа выполнена – грамматическая основа

7. Деревни выросли – грамматическая основа

8. Жизнь хороша – грамматическая основа

9. Чтобы радоваться – союз и слово

10. Ошибка: согласно приказу (предлог требует Д. п.)

Оценка.

По 1 баллу за каждую позицию. Итого – 10 баллов.

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Какое слово должно стоять вместо точек. Кто сделал эту запись и началом какого труда она стала.

".….. - иначе пасмурнеть - в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью".

Оценка.

1. Замолаживать. – 2 б.

3. Толковый словарь живого великорусского языка – 1 б.

Оценка

4 балла.

Общее количество – 90 баллов

Задания для проведения Олимпиады в 11 классе и ответы

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Расставьте точки над ё.

Понт море – Черное море

Оценка:

За перевод – 3 балла. За название пути – 1 балл. За топонимы – по 1 баллу. Итого - 10 баллов.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова или фразеологизма. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Докажите этимологическое родство слов сырой и суровый на фонетическом (есть ли чередование ы/у в корне других слов) и семантическом (близость значения слов) уровне.

Ответ.

1 Фонетическое родство корней сыр/сур подтверждается тем, что чередование у//ы достаточно широко отражается в других корневых морфемах, ср. сухой – засыхать, слух – слышать, (воз)дух – дыхание, наука – навык, студить – стынуть;

б) В семантическом плане слова сырой и суровый перекрещиваются в значении «необработанный, натуральный, первозданный»: сырые овощи, сырое мясо (невареные, нежареные и т. п.), сырая кожа (необработанная), промышленное сырье; суровые нитки, суровое полотно (небеленое), суровая природа (первозданная). Это значение и является первичным, исходным, на его основе развиваются другие (переносные) значения: сырой -- «влажный , мокрый», суровый – «угрюмый, жестокий».

Оценка.

За выявление фонетического родства – 5 баллов (в зависимости от количества примеров), за приведение значения – 4 балла, итого максимальный балл – 9.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

1.Напишите текст, выбирая из скобок нужное слово (его подчеркните). 2.Как называются ряды слов, помещенные в скобки? 3. Найдите ряды, составленные некорректно. Укажите, в чем заключается ошибка. 4. Выпишите эти «неправильные» слова и объясните свой выбор, указав их значения.

Раннее (солнце, солнышко, дневное светило) (разбудило, пробудило, активизировало, активировало, подняло) меня (задолго, за много времени) до (колокольного звона, благовеста). (Как, каким образом) я (заснул, уснул, задремал, забылся сном), (полураздетый, полуодетый) не (знаю, помню). (Поднялся, встал, восстал, воздвигнулся) я (освеженный, свежий, с обновленными силами) и (веселый, здоровый, энергичный, бодрый), (будто, словно, как будто, точно) (за моей спиной, прежде, раньше, недавно, в недалеком прошлом) не была (пройдена, преодолена, брошена) почти тысяча верст (изнурительного, изнуренного, утомленного, утомительного) (дороги, пути, маршрута). Но (недуги, болезни, недомогания, страдания, немощи) мои (оставались, были, сохранялись, находились) при мне, даже еще как будто (сильнее, ожесточеннее, мучительнее, злее, болезненнее) (вцепились, вгрызлись, впились) в мой (прочно, крепко, основательно) (скроенный, сшитый, сделанный) организм, столько (времени, лет, годов) (ратоборствовавший, боровшийся, сражавшийся, воевавший, воинствующий, сопротивлявшийся, бившийся) с моими «лихими болестями» и (только, лишь) (в последнее время, недавно) (ставший, начавший) им (уступать, сдаваться, поддаваться) с (устрашающей, пугающей, зловещей, подозрительной, настораживающей, угрожающей) (слабостью, бессилием, пассивностью, беспомощностью)».

Ответ

1.Всего 5 баллов . (Исходный текст С. Нилуса. Раннее солнышко разбудило меня задолго до благовеста. Как я задремал, полураздетый, не помню. Поднялся я свежий и бодрый, точно за моей спиной не была брошена почти тысяча верст утомительного пути. Но недуги мои были при мне, даже еще как будто злее вцепились в мой крепко скроенный организм, столько лет ратоборствовавший с моими “лихими болестями” и только в последнее время начавший им поддаваться с зловещей слабостью.)

Снижаются по 0,5 балла за стилистически неуместные слова активизировало, активировало, полуодетый, восстал, воздвигнулся, изнуренного, маршрута, воинствующий, пассивностью.

2.Это синонимические ряды, в них помещены контекстные синонимы. – 2 балла

3.В синонимические ряды попали паронимы (1 балл ): (разбудило, пробудило, активизировало, активировало , подняло): активировать - производить, вызывать активацию чего-либо
активировать уголь, активизировать - усиливать активность, делать более деятельным, энергичным. (2 балла )

(изнурительного, изнуренного , утомительного): изнурительный – утомительный; изнуренный – подвергшийся изнурению (2 балла )

(ратоборствовавший, боровшийся, сражавшийся, воевавший, воинствующий , сопротивлявшийся, бившийся): воевавший – сражавшийся, воинствующий – исполненный агрессии, ведущий борьбу с чем-либо, враждебный. 6 баллов. (2 балла )

Оценка.

Итого – 14 баллов.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос .

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: волокно, бессмертный, медведь, просторный

Ответ.

Современное
членение

Историческое членение

Волокн-о

Волок-н-о (ср. волочить)

Бес-смерт-н-ый

Бес-с-мер-т-н-ый (ср. мертвый, умереть)

Медведь-

Мед-в-едь - (мед едящий)

Простор-н-ый

Про-стор-н-ый (сторона, простираться)

Оценка.

По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова. Итого – 8 баллов.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в речи.

Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались данные ниже слова. Приведите пример из художественной литературы с одним из получившихся фразеологизмов.

наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.

Ответ.

1.Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться. 2.Крылов (Квартет): «На лад так дело не пойдет…», Пушкин (Сказка о рыбаке и рыбке): «Ты что, старуха, белены объелась?».

Оценка.

За каждый фразеологизм – 1 балл. 2 балла – за любую иллюстрацию. Итого – 10 баллов.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка, способность объяснять особенности употребления грамматических форм в речи.

Существительное муж в разных значениях имеет разные формы множественного числа именительного падежа : мужья – от «муж», супруг, мужи – от «муж», мужчина (устарелое и в высоком стиле). Однако форма родительного падежа в этих значениях совпадает: мужей . Одинаково ли образована эта форма? Ответ объясните.

Ответ.

Две формы родительного падежа образованы по-разному. В первом случае все формы мн. числа образованы с наращением в основе «йота» [й]: муж[й]а, муж[й]ам, муж[й]ах. Следовательно, в родительном пад. в основе перед [й] появляется беглая гласная Е, а окончание – нулевое: муже[й]. Также образованы слова: друзей, князей

Во втором случае родительный падеж мн. числа образован с помощью окончания -ЕЙ , закономерного у сущ. мужского рода 2-го склонения: царей , сторожей , товарищей .

Оценка

По 3 балла по каждой позиции. Максимально - 6 баллов.

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности

Сделайте синтаксический разбор предложения

Полковника Пономарева едва удалось заставить сесть играть в покер. ()

Ответ

Прост., повеств., невоскл., односоставн., безличн., неосложн. – 1 б.

Сказуемое – удалось заставить – 2 б.

Дополнение – сесть, полковника – 2 б.

Обстоятельство – играть, едва, в покер – 3 б.

Приложение – Понамарева 1б.

Оценка.

За каждую позицию 1 балл. Всего– 9 баллов.

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Из какого словаря может быть данная словарная статья. О чем можно узнать из такого словаря. Назовите авторов подобного словаря.

Зо́дчий, зо́дчество, др.-русск., цслав. зьдъчии «гончар, строитель, каменщик» от зьдъ «каменная стена», зьдати (см. здать)…Образование аналогично кра́вчий, ло́вчий, стря́пчий.

Ответ

1. Этимологический словарь русского языка

2. Происхождение слова

3. М. Фасмер, и др.

Оценка.

За каждую позиции. 1 балл. Итого – 3 балла.

Общее количество – 94 баллов .

Квартал, вероисповедание, каталог, искра, обеспечение, диспансер, ходатайство, мизерный, заплесневеть, заиндеветь. Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

а) звуков больше, чем букв;

б) в которых букв больше, чем звуков.

За невестою своей

Королевич Елисей

Междк тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец. (А. Пушкин)

Всего 2 баллов (по 0,2б за каждое слово).

Об..жаться следует только тогда когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды случайность то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.

Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городных произв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.

В общем(то) излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой(то) закомплексова..ости. Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)

Существительные

Глагол

Наречие

Предлог

Деепричастие

Краткое причастие

Местоимение

Краткое прилагательное

Числительное

    Лингвистическая задача. В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встаёт,

Червонная рубаха

Забыться не даёт.

Определите значение выделенного слова. Что вы можете сказать о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своём стихотворении?

    В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:

Переведите её на русский язык и подберите ей русский фразеологический эквивалент.

    Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

Десница, виктория, ланиты, блиставица, ветрило, шуйца, толмач, сиречь, тать, чага.

Когда море вернёт всех погибших в нём;

Для каждой собаки наступит её день;

Не стоит пороха и дроби;

Возить уголь в Ньюкасл;

Называть лопату лопатой;

Птицы одного оперенья держатся вместе.

    « Составляем текст». Расскажите о своем городе, о тех изменениях, которые в нем произошли уже на Вашей памяти, о том, чем он славится и чем он дорог Вам. Используйте данное начало. Постарайтесь увидеть в привычном неожиданное. Напишите о нем так, чтобы заинтересовать читателя. Озаглавьте сочинение - миниатюру.

К месту, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться…

Но бывают мгновения, когда родной город видишь словно со стороны.

ОТВЕТЫ:

    Расставьте ударение в данных словах:

КвартА л, вероисповЕ дание, каталО г,И скра, обеспЕ чение, диспансЕ р, ходА тайство, мизЕ рный, заплЕ сневеть, заИ ндеветь.

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

    Выпишите из текста слова в две группы:

а) звуков больше, чем букв: НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е после гласной обозначает 2 звука); ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова обозначает 2 звука)

б) в которых букв больше, чем звуков: ГОРЬКО (Ь звука не обозначает); ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает звук Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает)

За каждое правильно указанное слово – 0,4 балла. За правильный комментарий каждого слова – 0,1 балла. Максимальное количество баллов – 5.

    Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. (Д.С. Лихачев)

Максимальное количество баллов – 5.

    Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи. Можно использовать падежные формы.

Существительные

Глагол

Жгут

Наречие

Тепло

Предлог

В течение

Деепричастие

Краткое причастие

Бита

Местоимение

Краткое прилагательное

Числительное

Сорок

Всего 4 балла (по 0,5б за каждое слово).

    ЧЕРВОННЫЙ - красный, алый, цвет крови.

В старославянском языке было слово чръвьнь , в древнерусском – чьрвенъ – красный.

Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идёт о временах восхождения на престол Петра Первого, казни стрельцов, выступавших на стороне сестры Петра I, Софьи.

За правильно определённое значение слова – 1 балл. За объяснение происхождения слова – 1 балл. За комментарий функции слова – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 3.

    Kovaceva kobila je vendo bosa. = Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной).

Русский фразеологизм – сапожник без сапог.

За правильный перевод - 1 балл. За правильно подобранный русский эквивалент – 1балл. Максимальное количество баллов – 2

    Этимологически родственными являются слова НАВОЛОЧКА, ПРОВОЛОКА и ОБЛАКО . Все они происходят от глагола ВОЛОКУ. ОБЛАКА – то, что обволакивает; ПРОВОЛОКА – железная нить, созданная путём проволакивания металла; НАВОЛОЧКА наволакивается на подушку.

За правильно определённые слова – по 1 баллу. За комментарий – 1 балл. Максимальное количество баллов –4

    Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница – правая рука;

виктория – победа;

ланиты – щёки;

блиставица - молния;

ветрило – парус;

шуйца – левая рука;

толмач – переводчик;

сиречь - то есть;

тать – вор;

чага – рабыня.

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

    Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по –русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Когда море вернёт всех погибших в нём – когда рак на горе свистнет;

для каждой собаки наступит её день – будет и на нашей улице праздник;

не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит;

возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром;

называть лопату лопатой – называть вещи своими именами;

птицы одного оперенья держатся вместе – одного поля ягодки, два сапога пара.

За правильный перевод - 0,5 балла Максимальное количество баллов – 3

    Задание 10. Всего 10 баллов.

Общее количество баллов: 40

    задание – 2 б.

    задание – 5 б.

    задание – 5 б.

    задание – 4 б.

    задание – 3 б.

    задание – 2 б.

    задание – 4 б.

    задание – 2 б.

    задание – 3 б.

    задание – 10 б.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

10-11 КЛАСС


«olimp-10-11»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

10-11 КЛАСС

Максимальное время выполнения заданий: 180 минут

Максимальное количество набранных баллов: 100

1. Даны слова:

Утром небо ясно и прозрачно ,

Ночью звёзды смотрят так светло ;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело ?

(А.К.Толстой)

5.

6. «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?

А. Поднос – от глагола подносить перенос – от глагола переносить

7.

9. объясняющей конструкцией писатель, возчик «человек, который…».

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

дi м

пi сок

сi ль

кi т

кi сть

вечi р

Просмотр содержимого документа
«otvet- 10-11»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

201 6 -201 7 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТВЕТЫ

10 -11 КЛАСС

задания

Максимальный балл

Итого:

100 баллов

ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ

1. Даны слова: краснота, чернота, лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, география, тарификация.

Эти слова можно разделить на две группы:

1. слова, образованные простым соединением значащих частей;

2. слова, у которых соединение значащих частей сопровождалось некоторым дополнительным преобразованием (одним и тем для всех слов этой группы).

Определите, в чём заключалось это дополнительное преобразование. Запишите все слова, входящие во вторую группу.

Оценка: по 1 баллу за каждое правильное слово 2-ой группы (6 баллов); 4 балла – за объяснение дополнительного преобразования.

Итого: 10 баллов максимально.

Ответ. 1.Прилагательные лиловатый и розоватый образованны соответственно от прилагательных лиловый и розовый с помощью суффикса -оват-, как и многие другие. При простом соединении производящей основы и суффикса получилось бы: лил ововат ый и роз ововат ый . Существительные лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация по общему правилу должны были бы иметь вид: лермонт ово вед, шолох ово вед, минерал оло гия, тариф ифик ация . У этих слов при соединении значащих частей оказываются рядом две сходные последовательности звуков, одна из которых выпадает. Такое явление называется наложение морфем (4 балла).

2. Лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация (6 баллов).

2. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулём звуков, то есть быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.

Оценка: по 1 баллу за каждую гласную (4 балла); за каждый пример по 1 баллу (8 баллов)

Итого: 12 баллов максимально.

Ответ. «Беглыми» являются гласные О (рот-рта, уголок-уголка), Е (день – дневной, глупец – глупца), И (собирать – собрать, лисий – лисья), Ы (называть –назвать, втыкать – воткнуть)

3. Определите часть речи выделенных слов. Какую синтаксическую роль они играют? Какой морфемой является в них конечный гласный?

Утром небо ясно и прозрачно ,

Ночью звёзды смотрят так светло ;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело ?

(А.К.Толстой)

Оценка: по 1 баллу за правильное определение части речи у выделенных слов; по 1 баллу за определение морфемы; по 1 баллу за определение синтаксической роли.

Итого: 11 баллов максимально

Ответ: Ясно, прозрачно краткие прилагательные (2 балла) , О в их морфемном составе является окончанием, указывающим на форму среднего рода, единственного числа (1 балл) ; синтаксическая роль – составное именное сказуемое (1 балл) . Светло качественное наречие (1 балл), производное от прилагательного светлый суффиксальным способом, О в этом слове - словообразующий суффикс (1 балл); наречие светло является обстоятельством (1 балл). С помощью суффикса О (1 балл) образованы от имён прилагательных также и слова мрачно и тяжел , но они являются иной частью речи – это слова категории состояния (2 балла) , выступающие в роли главного члена односоставных предложений (безличных) (1 балл).

4. Какие из данных слов являются старославянскими по происхождению? Почему?

Враг, брат, страна, ворота, шлем, хлеб, власть, предать, молоко.

Оценка: по 1 баллу за каждое правильно определённое слово (5 баллов); 3 балла – за объяснение.

Итого: 8 баллов

Ответ.

Слова враг, страна, шлем, власть, предать (5 баллов) являются старославянскими по происхождении, так как содержат неполногласные сочетания ра-, ла-, ре-, ле- в соответствии с русскими полногласными сочетаниями –оро-. –оло-, ере, -ело: враг –ворог, страна –сторона, шлем – шелом, власть – волость, предать –передать (3 балла).

5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атлет, банкротство, триумф.

Оценка: За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.

Итого: 4 балла.

Ответ: Традиция (обычай), атлет (силач, крепыш), банкротство (разорение), триумф (победа, успех).

6. Прочтите сведения А и Б, объедините информацию и ответьте письменно на вопрос: что у древних русичей означала фраза «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?

А. Поднос – от глагола подносить , означает «то, на чем подносят»; перенос – от глагола переносить , означает «то, при помощи чего переносят (слово на новую строчку)».

Б. Многие народы в древности при счете или для запоминания делали зарубки на палочках (бирках). Так велись календари, отмечались договоры купли-продажи, долговые обязательства. Бирки с зарубками известны у аборигенов Австралии, Африки, Центральной Америки. Существовали такие бирки и в Европе.

Оценка. За ответ на вопрос о значении фразеологизма – 5 баллов.

За ответ на вопрос, что обозначало слово «нос» – 5 баллов.

Итого: 10 баллов.

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, очень хорошо запомнить.

Нос – дощечка, палочка, бирка – предмет, на котором делали зарубки для лучшего запоминания.

Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собствен­ном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

7. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.

Оценка:

Итого: 4 балла.

За наличие аргумента (указание на значение слов, выстраивание однокоренного ряда) дополнительно 4 балла.

Максимально за выполненное задание – 8 баллов.

Сокровище – от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто); крышка – от крыть, накрыть (то, что накрывают); покрывало – от покрыть, укрыть (то, чем покрывают); укрытие – от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь).

Слово кровавый происходит от слова кровь,а крыло – по-славянски крило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть.

8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». О каком лингвистическом явлении идет речь?

Еще нужно сказать, что дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. Чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и поэтому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых.

Максимальный балл за выполненное задание – 10 баллов.

Ответ. В ответе учащегося есть ключевые слова, которые он использовал для объяснения.

Речь в этом отрывке идет о табу – запрете на употребление какого-либо слова, связанном с религиозными, культурными, социально-политическими, этическими или эмоциональными причинами. В данном случае имеется этическая причина: слова, которые кажутся дама города N неприличными, заменяются допустимыми, с их точки зрения, эвфемизмами или французскими словами, которые в глазах дам, независимо от значения, являются принадлежностью высокого стиля .

9. Производные слова можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы (исходных слов), составляя с ними фразы, например: писатель – «человек, который пишет»; возчик – «человек, который возит»; читальня – «место, где читают»; стульчик – «маленький стул» . Часть объясняющей фразы, остающуюся, если отбросить исходное слово, называют объясняющей конструкцией для рассматриваемого слова. Слова писатель, возчик имеют одну и ту же объясняющую конструкцию: «человек, который…».

Даны глаголы, образованные от существительных или прилагательных: озорничать, глохнуть, голодать, лодырничать, пилить, звереть, свирепеть, нуждаться, хамить, горевать, каменеть, рыбачить, блаженствовать, бороновать, толстеть, бинтовать, столбенеть, сверлить.

а) Сгруппируйте эти глаголы в таблицу таким образом, чтобы в пределах каждой группы для всех глаголов подходила одна и та же объясняющая конструкция. Озаглавьте колонки таблицы (количество колонок значимо для ответа) наименованием объясняющей конструкции.

б) Укажите, при помощи каких образовательных средств образованы глаголы каждой группы.

Оценка: за правильное определение каждого глагола в нужную группу по 0,5 балла (9 баллов); за определение каждой группы по 1 баллу (5 баллов); за определение словообразовательных средств по 1 баллу за группу (5 баллов).

Итого: 19 баллов максимально

Ответ.

    Если проанализировать определения производных глаголов через исходные слова и выявить их общий смысловой костяк, то можно выделить пять объясняющих конструкций (5 баллов – по 1 баллу за каждую группу):

совершать действие, свойственное…

становиться…

испытывать…

действовать с помощью…

становиться похожим на …

озорничать, лодырничать, хамить, рыбачить

глохнуть, свирепеть, толстеть

голодать, нуждаться, горевать, блаженствовать

пилить, бороновать, бинтовать, сверлить

звереть, каменеть, столбенеть

2. Глаголы каждой группы образованы при помощи суффиксов: глаголы 1 группы: -ать, -ничать, -ить; глаголы 2 группы: - нуть, -еть; глаголы 3 группы: -ать, -аться, -евать, -овать; глаголы 4 группы: -ить, -овать; глаголы 5 группы: -еть, -енеть (5 баллов – по 1 баллу за каждую группу)

10. Сравните соответствующие слова украинского и русского языков и заполните пропуски в таблице.

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

дi м

пi сок

сi ль

кi т

кi сть

вечi р

Оценка: за каждое верно указанное слово – 1 балл.

За наличие объяснения причины чередования – 2 балла.

Итого: 8 баллов.

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

д i д

дi м

пi сок

сi ль

соль

кi т

кi сть

в i тер

вечi р

Русские о и е , ё заменяются на украинское i , если они не выпадают при изменении слова, в противном случае (сон – сна, овёс – овса, песок – песка, вечер – вчера) они сохраняются и в украинских словах. Вместо ё в украинских словах – е .

Просмотр содержимого документа
«trebovaniya_russkiy_7-11»

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО русскому языку
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

7 – 11 классы

2016-2017 учебный год

    Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий.

При разработке заданий учитывалось, что в целом участники Олимпиады муниципального этапа должны продемонстрировать:

    владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

    знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

    знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

    знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

    знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

    навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

    знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

    знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

    элементарную осведомленность в области истории русского языкознания; коммуникативные умения и навыки;

В то же время для разных возрастных групп на муниципальном этапе учтены следующие особенности.

7-8 классы

Для данной возрастной группы решаются следующие конкретные задачи:

1) привлечение широкого круга участников,

2) дифференциация участников по степени подготовки,

3) умение анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

4) выявление одаренных и интересующихся лингвистикой детей и создание условий для их поддержки.

Задания отражают следующие разделы: фонетика, орфоэпия, состав слова, лексика, морфология, синтаксис в современном состоянии и исторической ретроспективе.

На муниципальном уровне участникам 7 – 8 классов предлагается выполнить 7-10 заданий, время выполнения – полтора астрономических часа (90 минут).

Предлагается один (общий) комплект заданий для учащихся 7-8 классов, так как это позволит лучше дифференцировать учащихся и выявить среди семиклассников лингвистически одаренных детей.

Определение победителей и призеров как на школьном уровне, так и на муниципальном уровне, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 7 и в 8 классе.

9-11 классы

При составлении заданий в 9-11 классах решаются следующие задачи:

Дифференциация участников по степени подготовки, умению анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

Формирование круга учащихся для подготовки к участию в олимпиаде регионального и всероссийского уровней,

Выявление одаренных детей и создание условий для их поддержки.

Количество заданий в 9-11 классах - 10-12 заданий, время выполнения 3 астрономических часа (180 минут).

Определение победителей и призеров как на школьном, так и муниципальном уровнях, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 9, 10, 11 классах.

2. Материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий

Для проведения муниципального этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 15 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается.

В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом во время проведения Олимпиады.

    Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапов.

1) Научная и методическая литература

А) Основная литература:

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

Б) Дополнительная литература:

    Введенская Л.А., Колесников Н. П. Этимология. М., 2004.

    Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных. Отв. ред. Н.Ю. Шведова, М., 1994.

    Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013.

    Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М., 2007.

    Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2010.

    Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 2000.

2) Специализированные словари, которые могут быть использованы для составления заданий:

    Алексеева Л.М. и др. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2006. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2004.

    Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка. 7-11 классы. 1 600 слов, происхождение, исторические связи. M., 2013.

    Бобылев В.Н. Краткий этимологический словарь научно-технических терминов. М., 2004.

    Бурцева В.В. Словарь наречий и служебных слов русского языка. М., 2007.

    Буцева Т.Н. и др. Новые слова и значения. ТТ. 1-2. СПб., 2009.

    Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008.

    Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М., 2002.

    Гильбурд А.М. Словарь описательных синонимов русского глагола. Сургут, 2003.

    Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. М.-Владимир, 2009.

    Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. М., 2009.

    Епишкин Н.И. Краткий исторический словарь галлицизмов русского языка. Чита, 1999.

    Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., 2004.

    Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2010 (обратный).

    Иванова Н.Н. и др. Словарь языка поэзии. М., 2004.

    Ким О.М. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

    Кожевникова Н.А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-ХХ вв. М., 2000.

    Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных. М., 2001. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

    Лепнев М.Г. Словарь непроизводных предлогов современного русского языка. СПб., 2009. Мгеладзе Д.С., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. Тбилиси, 1970.

    Окунева А.П. Русский глагол. Словарь-справочник. М., 2000.

    Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка. М., 2002. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1- . Л., 1967-.

    Рогожникова Р.П. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

    Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М., 2008.

    Сазонова И.К. Толково-грамматический словарь русского языка. Глагол и его причастные формы. 2500 глаголов. 7500 причастий. М., 2002.

    Словарь русских народных говоров. Вып. 1- . М.-Л., Л., СПб., 1965- .

    Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований. Владикавказ, 2009. Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. М., 2009.

    Федосов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка. М., 2001.

3) Интернет-ресурсы

    http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

    http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, с помощью которого можно научиться читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

    www.etymolog.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка.

Также могут быть использованы материалы с порталов http://gramota.ru, http://gramma.ru, http://slovari.ru, http://dic.academic.ru, http://ruscorpora.ru.

    Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются в Оргкомитет, который производит обезличивание (кодирование) работ и передаёт их председателю жюри. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания. Для объективности оценки олимпиадных работ (особенно на муниципальном уровне) не рекомендуется проверять одной группой из состава жюри всю работу от начала до конца. Рекомендуется групповая проверка одного задания во всех работах одной возрастной категории. Например: 1-я группа проверяет задание №1 во всех работах 9 класса; 2-я группа – задание №2 во всех работах 9 класса; 3-я группа – задание №3 во всех работах 9 класса и т.д. по работам всех классов. Оргкомитет суммирует результаты выполнения каждого задания в работе, таким образом определяется общее количество баллов по результатам выполнения всей работы в целом. Оргкомитет выстраивает рейтинг, проводит декодирование работ участников, жюри определяет победителей и призёров Олимпиады.

    Процедура регистрации участников олимпиады.

Все участники олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации, для подтверждения правомочности участия в олимпиаде.

Перечень документов необходимых для регистрации:

      копия приказа о направлении обучающегося на муниципальный этап;

      паспорт или свидетельство о рождении;

      медицинский полис (оригинал);

      справка об эпидокружении.

    Показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников олимпиады.

Жюри совместно с оргкомитетом олимпиады осуществляет показ работ
и рассматривает апелляции участников.

      апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы;

      рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

      участнику олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией;

      апелляция участника олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания;

      для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление;

      заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри

      При рассмотрении апелляции присутствует только участник олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

      По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

    об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

    об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

      критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат;

      решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса;

      решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит;

      проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета;

      протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию;

      документами по проведению апелляции являются:

    письменные заявления об апелляциях участников олимпиады;

    журнал (листы) регистрации апелляций;

    протоколы апелляции.

Задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году

9 класс

1. Найдите слово, происшедшее от того же корня, что и слово лукавый: луковый, излучение, излучина, лучина, получить. (2 балла)
2. В каких словосочетаниях прилагательное имеет нулевое окончание? (2 балла)Отчий дом Висячий шкаф Заячий тулуп Жгучий мороз Колючий еж
3. Какие слова образованы при помощи приставки? (2 балла)Вознаграждение, подземелье, нездоровится, заполучить, безопасный.
4. Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах: лошадь, река, трико, стремя, пюре, папаша, путь, кофейня, мозоль? (2 балла)
5. В сочетании с каким существительным прилагательное тонкий употребляется не в том значении, что в остальных? (2 балла)Запах, работа, намек, одеяло, различия, обращения, ценитель.
6. По библейскому преданию, когда еврейский народ шел по пустыне в землю обетованную, Бог каждое утро посылал ему пищу с неба. Это предание породило фразеологизм. Вспомните – какой, его современное значение. (2 балла)
7. В старину заготовки осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалось совсем простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните какой, что он означает? Подберите синонимичные фразеологизмы. (2 балла)
8. Угадайте, как звучат по-русски названия известных сказок Ш.Перро и Г.-Х. Андерсена, представленные в таблице на болгарском, сербском и польском языках. (5 баллов)Болгарский


9. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. (4 балла)
Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
10. Впишите в правый столбик таблицы существительные, сочетающиеся со словами из левого столбика. (5 баллов)С ней выступают, ею захватывают, ее подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда бывает наказуема
11. Как правильно писать слово (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый? Обоснуйте свой ответ. (3 балла)
12. Сделайте синтаксический разбор приведенного ниже стихотворного отрывка. Определите части речи. Определите вид сказуемых (до 9 баллов).Только мама за порог,Малыши с кровати скок,Стулья хвать, подушки хватьИ давай воевать! (Э.Успенский)
Максимальное количество баллов – 40.

Ответы

    Излучина. «Река делает излучину», т.е. лукавит, обманывает. Отчий дом, заячий тулуп. Заполучить, безопасный. Среди данных сущ. нет сущ. 2 склонения. Одеяло. Только с этим словом прилагательное тонкий употреблятся в прямом значении – «не толстый», в остальных случаях значение переносное – «деликатный, изысканный, не грубый» Манна небесная, ждать как манны небесной – с нетерпением, очень сильно желать. Бить баклуши. Баклушами назывались эти чурки. Синонимы: валять дурака, лодыря гонять.
Болгарский
    Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облако . Все они происходят от глагола волоку . Облако – с полногласием оболоко – то, что обволакивает. Проволока – металлическая нить, созданная путем проволакивания , протягивания металла. Наволочку на-волакивают на подушку.
Слово волкодав происходит от слова волк , невольно – от воля , волнушка – от волна. 10. Впишите в правый столбик таблицы существительные, сочетающиеся со словами из левого столбика.С ней выступают, ею захватывают, ее подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда бывает наказуема 11. Это слово (вернее, три разных слова) может быть написано тремя способами: 1) суженый – жених, от глагола судить, тот, кого судил Бог; 2) суженный – от глагола сузить, например суженный пиджак; 3) ссуженный – от глагола ссудить, ссуженный под большие проценты миллион.
12. Предложение повествовательное, восклицательное, сложное, 1-я часть –двусоставное, неполное (пропущено сказуемое вошла), распространенное предложение. 2-я часть – двусоставное, полное, распростр. предложение, осложненное однородными сказуемыми.Мама, порог, малыши, кровать, стулья, подушки – сущ.Скок, хвать, давай, воевать – глаголы. Первые два – в особой усеченной форме прошедшего времени. С другой стороны, их можно отнести и к междометиям, так как они выражают эмоциональное восприятие внезапного, быстрого действия.Только – частица.За, с – предлоги.И – союз.