Презентация на тему: "У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину,". Скачать бесплатно и без регистрации

Военная галерея в Эрмитаже требует целого дня, чтобы рассмотреть все портреты русских военачальников. Хотя вряд ли можно рассмотреть все - те, что внизу, можно, но те, что наверху рядов, только мельком. Портреты расположены тесно, и имена многих полководцев мне даже незнакомы.

Когда ходила по Галерее, вспомнила, что у Пушкина есть стихотворение "Полководец", посвящённое героям войны 1812 года, и я пожалела, что не знала из стихотворения ни одной строчки. Позже я нашла у Пушкина это стихотворение, оно длинное и посвящено М.Б. Барклаю де Толли, но некоторые строфы подходят в качестве стихотворной иллюстрации для данной темы, что я не преминула сделать.))).

В эту поездку в Петербург у меня была другая цель посещения Эрмитажа, но пройти мимо Военной галереи я не смогла и в этот раз - в ней "русский дух, в ней Русью пахнет", в ней атмосфера военных подвигов и чувство уважения ко всем участникам русских баталий. Когда я созерцаю эти тесно расположенные на стенах полотна, у меня создаётся впечатление, что рамы картин исчезают, а все эти люди в военных мундирах образуют отряд воинов-защитников, вставших плечом к плечу навстречу врагу.
Военная галерея в Эрмитаже - уникальное сооружение!

В ней сразу привлекают внимание большие портреты, их всего семь - это полководцы Кутузов и Барклай де Толли, император Александр I, его брат великий князь Константин, австрийский император Франц I, прусский король Вильгельм III , австрийский герцог Веллингтон, который стал генерал-фельдмаршалом русских войск после победы над Наполеоном при Ватерлоо в 1815 г.


Остальные погрудные портреты расположены в пять рядов в высоту.
Среди них глаза сразу ищут портреты со знакомыми лицами и фамилиями: Багратион, Н.Раевский, братья Тучковы, Денис Давыдов... Я не задавалась целью фотографировать все портреты в галерее (это немыслимо и не нужно), просто ходила, разглядывала их и вспоминала, что я вообще знаю об этой Галерее.

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.

А знала я достаточные для обычного любителя живописи и русской истории.
Александр I пригласил для создания портретов талантливого английского художника Джорджа Доу, он познакомился с ним в 1816 году в небольшом немецком городке Аахене, где проходил Первый конгресс Священного союза. Туда же съехались многочисленные художники, искавшие заказов. Джорджа Доу представили Александру, и тот поразился быстроте, с которой работал Джордж Доу и сходству с оригиналом. Император пригласил художника в Россию для работы по созданию портретов в Военной галерее. Доу "с радостью согласился".

Император Александр сам лично просматривал списки кандидатур для портретов и утверждал имена. Главным условием "попадания" в галерею было непосредственное участие в боевых действиях в кампаниях 1812–1814 годов, и все кандидаты должны были быть в чине генерала. Было запланировано создание 342 портретов. Разумеется, для такой огромной работы Доу понадобились ассистенты.

Помощников-ассистентов у Доу было два - художник-самоучка Александр Поляков, крепостной костромского помещика генерала П.Я. Корнилова и Василий (Вильгельм Август) Александрович Голике - "человек бедный и робкий, не знавший себе цены".
Доу с помощниками изобразил генералов в мундирах их полков с полным набором орденов и знаков отличия.

Что удивительно, погрудные портреты генералов выглядят одинаковыми только на первый взгляд. Они отличаются друг от друга разными ракурсами, разнообразными фонами, то деревьев, то гор, то облаков, и просто нейтральным фоном тёмного, светлого или красного фона. В галерее нет двух одинаковых портретов.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот,- а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

Современники удивлялись поразительному сходству портретов с оригиналами. Например, побывавший в Петербурге в 1827 году английский медик Огастус Гранвилл, с восхищением признавал, что "портреты <...> поразительно передают сходство. Я могу это подтвердить по отношению к тем, с кем я уже был знаком или познакомился позднее".

Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой...

Пожар в Зимнем дворце в декабре 1837 года уничтожил декор практически всех залов, но портреты Военной галереи были спасены гвардейскими солдатами. После пожара за короткий срок (1838–1839) был восстановлен весь Зимний дворец, а Галерею отстроили заново по проекту В.П.Стасова. Она несколько изменила свой вид. В журнале "Отечественные записки" об изменениях написано так: "потолок поднят, и дано более света сверху; здесь можно видеть некоторые части хитрого устройства крыши-фонаря (просветы) потолка. Над карнизом сделана вновь прелестная галерея (хоры) с бронзовою решёткою, украшенною жирандолями".

Галерея благополучно пережила революцию 1917 года, а в Великую Отечественную войну портреты вместе с другими произведениями искусства были эвакуированы за Урал в Свердловск.

К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга Военную галерею отреставрировали, стенам возвратили первоначальный цвет, восстановили росписи потолка, старые стеклянные плафоны заменили современными с подсветкой, все портреты прошли консервацию.

Торжественное открытие состоялось в День рождения города 27 мая 2003 года, и вот уже 15 лет, как и прежде, Галерея хранит облик и имена тех, кто создавал героическую страницу в истории России.


Фрагмент картины Г.Г. Чернецова "Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце", 1829 г.

Стихотворение A.C. Пушкина «Полководец» (1835), посвящено Барклаю де Толли, без упоминания его имени

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, – а все плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

Нередко медленно меж ими я брожу

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики.

Из них уж многих нет; другие, коих лики

Еще так молоды на ярком полотне,

Уже состарились и никнут в тишине

Главою лавровой…

Но в сей толпе суровой

Один меня влечет всех больше. С думой новой

Всегда остановлюсь пред ним – и не свожу

С него моих очей. Чем долее гляжу,

Тем более томим я грустию тяжелой.

Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,

Высоко лоснится, и, мнится, залегла

Там грусть великая. Кругом – густая мгла;

За ним – военный стан. Спокойный и угрюмый,

Он, кажется, глядит с презрительною думой.

Свою ли точно мысль художник обнажил,

Когда он таковым его изобразил,

Или невольное то было вдохновенье, -

Но Доу дал ему такое выраженье.

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал…

И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь! как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -

. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора фон Зенгер Харро

11.1. Стихотворение Формулировка стратагемы восходит к собранию народных песен и баллад, изданному «Музыкальной палатой» Юэфу, основанной ханьским императором У Ди (140-87 до н. э.). Назначением «Музыкальной палаты» было записывать литературные и народные стихи и песни.

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

18.1. Объяснительное стихотворение Краткой формулировке Стратагемы № 18 уже более 1200 лет. Мы находим ее в стихотворении Ду Фу (712–770), знаменитейшего после Ли Бо (701–762) поэта эпохи Тан, одного из более чем 2300 поэтов этого периода расцвета китайской литературы, от которого до

Из книги Украинка против Украины автора Бобров Глеб Леонидович

2.4. Первое стихотворение Девятилетний ребенок в Луцке написал стихотворение "Надія": Ні долі, ні волі у мене нема, Зосталася тільки надія одна: Надія вернутись ще раз на Вкраїну, Поглянуть іще раз на рідну країну, Поглянуть іще раз на синій Дніпро, - Там жити чи вмерти, мені

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Есть что-то особенное в том, что этот музей москвичи называют просто Пушкинским. Ведь в России искусство и творчество великого поэта давно уже стали синонимами изящества. Первоначально Государственный

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

17. Договор с дьяволом, написанный и подписанный Фаустом, и приговор от имени Андроника-Христа, написанный в то же время от имени Бога Напомним важный факт, обнаруженный нами при анализе жизнеописания Андроника-Христа и описанный в нашей книге «Царь Славян», гл. 2:6. Никита

Из книги Государево око. Тайная дипломатия и разведка на службе России автора Кудрявцев Николай Александрович

М. Б. Барклай де Толли Князь Михаил Богданович Барклай де Толли родился в 1761 г. Он происходил из древнего шотландского рода. В 1767 г. Михаил Богданович был записан на военную службу в Новотроицкий кирасирский полк. Воспитание получил в доме своего дяди по матери, бригадира

автора Бельская Г. П.

Виктор Безотосный Солдат, военный министр, полководец Барклай де Толли Официальные заслуги Михаила Богдановича Барклая де Толли были налицо. Он занимал высшие посты в армии, носил чин генерал-фельдмаршала, удостоился самого престижного военного ордена Святого Георгия

Из книги Герои 1812 года [От Багратиона и Барклая до Раевского и Милорадовича] автора Шишов Алексей Васильевич

Михаил Барклай-де-Толли В истории грозы 12-го года фигура полководца М.Б. Барклая-де-Толли с его отступательной стратегией по сей день вызывает жаркие споры исследователей и любителей отечественной военной истории. Его личность в самых разных тонах и полутонах

Из книги Отечественная война 1812 года. Неизвестные и малоизвестные факты автора Коллектив авторов

Солдат, военный министр, полководец Барклай де Толли Виктор Безотосный Официальные заслуги Михаила Богдановича Барклая де Толли были налицо. Он занимал высшие посты в армии, носил чин генерал-фельдмаршала, удостоился самого престижного военного ордена Святого Георгия

Из книги Полководцы 1812 года. Книга 1 автора Копылов Н. А.

Барклай-де-Толли Михаил Богданович Сражения и победыВыдающийся российский полководец, военный министр, генерал-фельдмаршал, командующий русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 г. и командующий объединенной русско-прусской армией в заграничном походе

Из книги Гений войны Кутузов [«Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву»] автора Нерсесов Яков Николаевич

Глава 17 Слава – Коновницыну, Дохтурову и Барклаю!!! Энергичный и хладнокровный Петр Петрович Коновницын успел-таки отвести войска назад – на 300–400 метров, а кое-где и на километр – за Семеновский овраг, где, используя высоты, спешно принялся организовывать новую

Из книги И время и место [Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата] автора Коллектив авторов

автора Егорова Елена Николаевна

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич ПОЛКОВОДЕЦ. У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом: Но сверху до низу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстро-окой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. Из них уж многих нет; другие, коих лики Еще так молоды на ярком полотне, Уже состарелись и никнут в тишине Главою лавровой... Но в сей толпе суровой Один меня влечет всех больше. С думой новой Всегда остановлюсь пред ним - и не свожу С него моих очей. Чем долее гляжу, Тем более томим я грустию тяжелой. Он писан во весь рост. Чело, как череп голый, Высоко лоснится, и, мнится, залегла Там грусть великая. Кругом - густая мгла; За ним - военный стан. Спокойный и угрюмый, Он, кажется, глядит с презрительною думой. Свою ли точно мысль художник обнажил, Когда он таковым его изобразил, Или невольное то было вдохновенье, - Но Доу дал ему такое выраженье. О вождь несчастливый!... Суров был жребий твой: Всё в жертву ты принес земле тебе чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчаньи шел один ты с мыслию великой, И в имени твоем звук чуждый не взлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. И тот, чей острый ум тебя и постигал, В угоду им тебя лукаво порицал... И долго, укреплен могущим убежденьем, Ты был неколебим пред общим заблужденьем; И на полу-пути был должен наконец Безмолвно уступить и лавровый венец, И власть, и замысел, обдуманный глубоко,- И в полковых рядах сокрыться одиноко. Там, устарелый вождь! как ратник молодой, Свинца веселый свист заслышавший впервой, Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, - Вотще! - (1) .......................................... .......................................... О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и в умиленье! 1835
(1) вместо этих строк в беловом автографе было: Там, устарелый вождь! как ратник молодой, Искал ты умереть средь сечи боевой. Вотще! Преемник твой стяжал успех, сокрытый В главе твоей. - А ты, всепризнанный, забытый Виновник торжества, почил - и в смертный час С презреньем, может быть, воспоминал о нас! 
Скачать
презентацию
<< Александр Сергеевич Пушкин был одним из первых, кто во весь голос Такой увидел Военную галерею А.С. Пушкин >>

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот,- а всё плащи, да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. Из них уж многих нет; другие, коих лики Еще так молоды на ярком полотне, Уже состарились и никнут в тишине Главою лавровой... Но в сей толпе суровой Один меня влечет всех больше. С думой новой Всегда остановлюсь пред ним - и не свожу С него моих очей. Чем долее гляжу, Тем более томим я грустию тяжелой. Он писан во весь рост. Чело, как череп голый, Высоко лоснится, и, мнится, залегла Там грусть великая. Кругом - густая мгла; За ним - военный стан. Спокойный и угрюмый, Он, кажется, глядит с презрительною думой. Свою ли точно мысль художник обнажил, Когда он таковым его изобразил, Или невольное то было вдохновенье,- Но Доу дал ему такое выраженье. О вождь несчастливый!... Суров был жребий твой Всё в жертву ты принес земле тебе чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчаньи шел один ты с мыслию великой, И в имени твоем звук чуждый не взлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. И тот, чей острый ум тебя и постигал, В угоду им тебя лукаво порицал... И долго, укреплен могущим убежденьем, Ты был неколебим пред общим заблужденьем; И на полупути был должен наконец Безмолвно уступить и лавровый венец, И власть, и замысел, обдуманный глубоко,- И в полковых рядах сокрыться одиноко. Там, устарелый вождь! как ратник молодой, Свинца веселый свист заслышавший впервой, Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,- Вотще! - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и в умиленье! 1835.

Картинка 7 из презентации «Память о герое Отечественной войны 1812 года Барклае де Толли – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Полководец»»

Размеры: 128 х 128 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Память о герое Отечественной войны 1812 года Барклае де Толли – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Полководец».pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 5321 КБ.

Скачать презентацию

«Добыча золота» - Уже в 1941г. уровень добычи золота артелей старателей достиг 40,5 т. К 1924 г. старательская добыча в России сократилась более чем в двое. Артели при Советской власти. На Урале доля старательской добычи составила – 49,8%. Добыча золота в современной России. В Восточной Сибири доля старательской добычи составила – 62,7%.

«Добыча золота» - Структура производственных активов. История золота в мире. Подъем золотодобывающей отрасли в Китае и России!!! НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ (в тыс.тонн). Мировой рынок золота. Продукция и бизнес цикл. Российская золотодобывающая промышленность. Мировое производство золота. Динамика мировой добычи золота. Потребление золота.

«Торгово-промышленная палата Карелии» - Международная выставка «Karjalan Messut». Заочное участие в выставках. Торгово-промышленная палата Карелии была бенефициаром проекта. Сайт «Карелия-Финляндия: добрососедство и сотрудничество». «Торговые палаты – опора в развитии предприятий». Торгово-промышленная палата Республики Карелия. Проект «Электронная Карелия».

«Экспонаты оружейной палаты» - Немного истории. Братина – старинная чаша для питья – «заздравная чаша». Зал государственных регалий. Образцы русского ювелирного искусства. В Оружейной палате хранятся. Выполнен придворными ювелирами иранского шаха. Богато представлены древние рукописные богослужебные книги. Как возникло название Оружейная палата?

«Города в Золотом кольце России» - Первое упоминание относится к 988 году, основателем считается Владимир Святославович. . Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Ярославль. Золотое кольцо России. Владимир. Принятая дата основания 937 год. Город Су?здаль расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира.