Батюшков что характерно для его творчества. Поэтическое творчество К

Константин Николаевич Батюшков был талантливейшим поэтом своего времени. Этот человек умел наслаждаться всеми радостями жизни, воспевал любовь и дружбу I [о вместе с тем его занимала героическая тема, которой было отведено значи-гсльное место в творчестве Константина Николаевича. Поэт, подобно любому мыслящему и обладающему гражданской честностью человеку, не мог остаться равнодушным к войне 1812 года. Сам Батюшков не понаслышке знал, что такое военные действия. В 1807 году он был сотенным начальником в Петербургском милиционном батальоне, принимал участие во второй Войне России против Франции. И битве при Гейльсберге Батюшков был тяжело ранен и спасся, можно сказать, только чудом: его нашли на поле боя среди погибших.
В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова отправиться на военную службу. В октябре 1812 года он писал П. А. Вяземскому. «Я решился, и твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, Вишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени».
Во время войны Батюшков находился в эпицентре исторических событий. Он
сражался под Дрезденом, Теплицем, Лейпцигом и т. д. Поэт на собственном опыте И()знал весь ужас войны. Батюшков считал, что главным достоинством поэта является правдивость изображения. Константин Николаевич писал: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». В стихах, посвященных войне 1812 года, ясно прослеживаются трагические мотивы. Послание «К Дашкову» помогает понять эмоцио-напьное состояние поэта, который был очевидцем и участником военных действий. Батюшкову особенно тяжело сознавать, что Родина страдает, гибнут невинные люди. В своих стихах он доносит до окружающих собственную позицию, говорит о чудовищной несправедливости войны.
Мой друг!Я видел море зла И неба мстительные жары, Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары; Я видел сонмы богачей, Бегущих в рубищах издранных,Я видел бледных матерей. Из милой родины изгнанных; Я на распутьи видел их...
Батюшков убежден, что долг поэта в столь сложное время донести до окружающих всю трагедию войны. Он отвергает совет Дашкова о продолжении любовной лирики. Батюшков утверждает, что поэт не должен оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу родной страны.
А ты, мой друг, товарищ мой, Велишь мне петьлюбовь и радость, Беспечность, счастье и покой И шумную за чашей младость, Среди военных непогод, При страшном зареве столицы На голос мирным цевницы Сзывать пастушек в хоровод, Мне петь коварные забавы Армид и ветреных Цирцей Среди могил моих друзей. Утраченных па поле славы!... Лет, нет, талант погибни мой И лира, дружбе драгоценна, Когда ты будешь мной забвении, Москва, отчизны край златой!
(«К Дашкову»).
В 1813 году Батюшковым была написана историческая элегия «Переход русских войск через Неман». В этом произведении поэт говорит о том, как нашествие закончилось, русская армия освободила Родину и вступила на землю неприятеля. В стихах изображена дорога, по которой проходила армия врага. Из строк Батюшкова мы узнаем о покинутых селах, о трупах, которые остались на снегу. Но поэт рисует не только мрачные картины. В этом произведении ясно чувствуе-тя вера в могучую силу русского народа. Элегия очень патриотична, вера поэта в несокрушимость России очевидна.
В 1814 году Батюшков написал элегию «Пленный». В этом произведении рассказывается о том, как пленный казак вспоминает родной Дон, сво} милый край. Тоска несчастного пленника ассоциируется с образом снега. Все, что связано с чужой страной, не радует казака. Для него намного ближе и милее воспоминания об Отчизне, пусть даже они могут показаться обыденными. Казак говорит: «Какие радости в чужбине! Они в родных краях...». В этом произведении снова раскрывается патриотическая тема. Любовь к родной стране является для Батюшкова одной из основных ценностей, присущих человеку.
В 1816-1817 годах Батюшковым было создано произведение «Переход через Рейн». В этом произведении поэт изображает военные картины, а также раздумывает о прошлом страны. Патриотическая тема получает свое новое яркое развитие.
Хорошо зная все тяготы военного времени, Батюшков не скупился на краски в описании всего увиденного. Поэт неоднократно упоминал о картинах войны. Например, стихотворение послание «Н. И. Гнедичу» показывает нам «печальную кар-
I пну» походной жизни.
11о мрачные впечатления не могут заслонить для поэта радости, которую испы-п.шает настоящий воин, сознающий свою силу. В послании «К Н. М. Муравьеву» (IН17 г.) есть такие строки:
... Как весело перед строями Лететь па ухарском коне И с. первыми в дыму, в огне, Ударить с криком за врагами...
Гордость за свой народ, за его силу и смелость, Батюшковым воспринимается пик нечто само собой разумеющееся. Даже на войне зрелип;е может быть прекрасным, несмотря на противоречивость ситуации.
Колонны сдвинулись как лес, И вот... О зрелище прекрасно!... Идут. Безмолвие ужасно! Идут, ружье наперевес; Идут... Ура! И все сломили, Рассеяли и разгромили. Ура! Ура! - и где же враг? Бежит... А мы в его домах...
(«К Н. М. Муравьеву»).
Поэзия Батюшкова воспринимается современными читателями с большим ин-есом. Патриотическая тема раскрывается глубоко, что дает возможность лучше ять отношение самого поэта к исторической судьбе своей Родины.

Батюшков родился 18 мая1787г в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.Мать Б.принадлежала к роду Бердяевых. в 1795 году мать умирает от душевной болезни(Б.ожидает сумасшествие). Отец Б., большой книголюб, собравший в своей усадьбе богатую библиотеку, сумел дать сыну хорошее образ-е. Б учился в частных франц и итал.пансионах, что отразилось на его литературных вкусах. Большое влияние на него оказал М.Н.Муравьев, формируя его лит.интересы Молодой Б.приобрел обширные познания в области антич., франц, итал лит-ры.

Много общаясь с М. Н. Муравьевым,Б вынес представление об идеал человеке, в котором высоко нравственный хар-р, способность к самоотречению сочетаются с любовью к жизни. Просвещенный и гуманный писатель, предшественник Карамзина в создании русского сентиментализма, знаток древних литератур, попечитель Московского университета, М. Н. Муравьев развивал учение о врожденном нравствственном чувстве человека, о счастье как ощущении чистой совести. Под влиянием учения и лирической поэзии М. Н. Муравьева в батюшковской лирике тех лет к эпикурейству была сделана прививка «чувствительности» и нравственности. Эпикурейство поэта включало как совершенно необходимое наслаждение радостями духовными. Батюшков однажды встал перед тяжелым выбором между «своим благополучием» и «несчастием» другого. Это было связано с его нераздел любовью к Анне Фурман, воспитаннице А. Н. Оленина. Уже готовясь к женитьбе на страстно любимой им девушке, поэт нашел в себе силы от нее отказаться, как только догадался, что она его не любит и ее согласие на брак вынужденно. Он пережил несколько мучит-х лет, не раскрывая причин своего странного, как казалось, поведения, чтоб не навлечь на девушку неудовольствия опекавшей ее семьи.

Большое место в его жизни заняла воен.служба. Он был участн-м 3-х войн, считал войну отрицательным опытом для поэзии: 1).Поход в Пруссию(1807) 2)В Шведской кампании.Поход на Аланские острова(1809) 3)Европейский поход(1813-1814). Б.не сделал военной карьеры и стал статским служащим. Служил в рус.посольстве в Италии Именно там началась душевная болезнь, которой он боялся всю жизнь. Друзья поместили Б.в псих.клинику, где рядом с ним постоянно была его сестра, которая немного позднее заболела и сама. Болезнь Б.носила буйный характер. Но он писал и рисовал.

Б.-человек не очень счастливой судьбы-и поэтич. и жизненной.У него не было своей семьи. ему ее заменили семья сестер и племянники. И он поэт одной книги1817 года, двухтомник «Опыты в стихах и прозе» Б был рожден большим поэтом, а остался в границах одной книги. Его трагедия – в незавершенности жизненного пути.Ведь он не успел выразить себя до конца. Многие Б.считали странным чел-м. Смысл странности в раздвоенности хар-ра: 2 ч-ка, один – добр, щедр, мил, другой – злой, коварный, жадный. Тип странного ч-ка – преждевременная старость души, причиной кот.явл-ся разочарование, ведь у него была слишком ранимая и чувствит.душа.

Выделяется 2 ПЕРИОДА ЛИРИКА БАТЮШКОВА.

1-й период- гедонистический .В 1 половине своей творч жизни, до войны 1812 года, Б выработал собств «маленькую», по его выражению, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера, Б своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий исторический опыт породил жизненную и поэтическую философию Б- гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья.

Поэт никогда не был сторонником революционного просветительства с его грандиозными замыслами разумного переустройства мира. Разочарование в «веке Просвещения» сближало Б с его старшим современником - Карамзиным. Но позиция Б отличалась от не лишенной фатализма позиции Карамзина. По Карамзину, человек и его жизнь - неизбежное смешение тени и света, добра и зла, печали и радости, непрерывно переходящих одно в другое и неотделимых друг от друга. Отсюда «меланхолия» Карамзина. Карамзин испытывал именно жалость к человеку, а не восхищение им (на этом основан его сентиментализм). По Б же, смысл жизни - в даруемой ею радости.

Лирика данного периода рождается из чувства неудовл-я действ-ю. Действ-ть и идеал одинаково значимы и для романтиков и для реалистов. Но различался реализмом и романтизмом своей доминантой. Для реализма главным явл-ся образное воспроизведение объективной действительности в соотнесении с идеалом художника. Для романтика – образное воссоздание идеала в соотнесении с действ-ю. Тяга к недостижимому и главным является мечта об идеальном мире. У Б.разлад м-у идеалом и действительностью. Главное – мечта о другом мире.

Программное стих-е данного периода – «Мечта» 1810г.Он работал над стих-ем 13 лет и 4 раза перерабатывал его. Мечта для Б – это щит от злой печали, это то, что дарит поэту блаженство и счастье. Поэт призывает мечту «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса. Из этого мира, он переносится мечтой к образу любимой женщины. Погружаясь в «романтич» туманы, поэт забывает печальн действ-ть. Мечта способна дать утешение. Счастье мечты поэт противопоставляет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». «Мечтанье есть душа поэтов и стихов»-культ мечты.

Осн.жанром данного периода явл-ся Послание .(«к Гнедичу», «к Жук-му», «к Вяземс»и др). В «Послании к Хлое» поэт противоп-ет свою хижину, куда он удалился с Хлоей, «свету», с кот-м он порвал. Выражена романтич.антитеза высокого мира человеческой личн-ти и несовершенство действит-ти.

Стих-е «Мои пенаты» написано в 1811-1812 г, напечатано в 1814. Все стих-е построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного героем, «богатству с суетой». Герой находит счастье «в стране безвестной» в любви и дружбе, в вине и веселье, в чтении любим поэтов и в поэтич.тв-ве. Мечта об ином мире, о другом ч-ке. В стих-ии образы античности, реалии антич.мира. Б.усваивает философию античности. Герой не боится смерти, бросает ей дерзкий вызов.

Особенность героя лирики Б.1-го периода :не явл-ся двойником автора. Явный контраст действит-ти и «иного»мира. Качества героя и автора противоп-ны.Герой – воплощение мечты.Герой погружен в некую условную лит.действ-ть.Идеал – в античности.

Возлюбленная героя Б.выступает в лирике под условным лит.именем или выражается местоимением ОНА.

Б.пишет о земной, чувственной любви это – «изящная эротика».

Эротическая тема отдана поэтом лирическому герою и имеет не автобиографическую (также и не жанровую), а эстетически более широкую функцию.

Любовь для Батюшкова, как и красота, - «олицетворение» жизни, образ, символ земной жизни. Качества, которыми наделен батюшковский лир герой, призваны символизировать полноту физич бытия. Это молодость, чувство влюбленности, красота.

Возлюбленная батюшковского героя всегда идеально прекрасна. Ее уста непременно алые, очи - голубые, «ланиты» пылают, как розы, локоны ниспадают золотой или каштановой волной; ее руки - лилейны и т. п. Она благоуханна и украшена душистыми цветами. Батюшков утверждает, что красота - важнейшее из свойств жизни и принадлежит только ей. Батюшковское восхищение красотой имеет более глубокий смысл, чем эстетство и эротизм легкой поэзии XVIII века («poésie fugitive»). Любовь батюшковского лирического героя (на что обратил внимание еще Белинский) овеяна ореолом духовности. В ней «много нежности, - писал Белинский, - а иногда много грусти и страдания».

Лирический герой Батюшкова зачастую дан как некий античный персонаж, воскуряющий фимиам пред алтарем домашних богов, преследующий вакханку на празднике Эригоны и т. п. Он обрисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окружен музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов.

Античность была для Батюшкова идеалом гармонических взаимоотношений между человеком и миром. Вот почему так велико в его поэзии значение античной темы.

Границей между 2-мя периодами тв-ва Б.явл-ся 1812 год.

Охваченный сильным патриот чувством, Б в 1813 году добровольно вступил в действующую армию, был адъютантом генерала Н. Н. Раевского, участвовал в сражении под Лейпцигом и вместе с рус.войсками вступил в Париж. Однако события Отеч войны Б воспринял во многом иначе, чем больш-во его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Ужас перед преступлениями вторгшихся в Россию «образованных варваров»(французов) омрачал для него радость и гордость победой. В этом Б был одинок - в рус общ-ве господствовало настроение общего подъема и радужных надежд. Тот самый 1812 год, который резко поднял общ-ую активность, дал толчок движению декабристов, Батюшкова погрузил в мрачные раздумья. Он разочаровывается в идеях Просвещения.Б-а уже не привлекает эпикуреизм, даже в той изящной форме, которая восхищала его у М. Н. Муравьева. Единств.средством спасения поэт считает теперь христ.религию . Земная жизнь для Б-временная жизнь. Ч-ка он считал странником на земле.

У Б.развивается философия аскетизма в земном мире он не видит надежды на радости. Задача ч-ка – пережить все земные страдания. Религиозность Б скорбная, герой Б.был слишком сильно привязан к земн.жизни. Лирика 2-го периода – сознательное отречение от эпикуреизма и спор с 1-м периодом

Осн.жанр лирики 2-го периода – жанр элегии .

Различаются 2 вида элегий: Интимная («Тень друга», «Мой гений», «Разлука», «Я чувствую» и др.) и Историч-я («переход русских войск через Неман», «переход ч-з Рейн»)

«интимная» элегия –это элегия разочарования.Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Б достигает здесь не только эмоц-ой напряженности, но и подлинного психологизма.

Лиризм наиболее интим-х элегий Б - очень мягкий, нежный, сдержанный. Лирич самораскрытие осущ.не столько погружением в себя, сколько изображением внеш мира, пробуждающего чувства поэта. Так, в «Выздоровлении» и особенно в «Моем гении» композиционным центром явл.образ любимой женщины, к которой обращен благодарный восторг поэта.

Разлад м/у бесконечно привлекательным миром и душой, которая в тоске своей чужда наслаждению, впервые в рус поэзии положен в основу самой композиции.

Все его позднее тв-во пронизано чувством острого трагизма, ощущением невозвратности счастья. Обуреваемый страхом перед революцией, ее насилием и разруш-ой силой, он боится за Россию. Не исключено, что в катастрофическом обострении наследственной душевной болезни, выключившей Батюшкова из жизни в начале 1820-х годов, сыграла роль его осведомленность о существ-ии тайных декабр обществ. Сын его старшего друга и учителя, М. Н. Муравьева, Никита Муравьев был одним из организаторов движ-я, и это усугубляло тревогу поэта.Но и здесь перед Б возникало неразрешимое противоречие. По своим общ-полит воззрениям он был либералом. Феодальная реакция, искоренение возбужденного революцией «вольного духа», вызывала у него отвращение, заставляла резко критиковать внутр и внеш политику русского самодержавия.

Обаяние поэзии Б - в удивительном переплетении иллюзорного и действительного.

Б сам ясно сознает нереальность своей утопии (ведь современному человеку уже не стать человеком «древним»), но он наделяет свою мечту всеми красками жизни, лучшими ее св-ми - любовью, радостью, наслаждениями, молодостью, красотой.

Жизнь батюшковского лир героя дана как заведомая утопия, как «украш-ый мир вымыслов» (выражение В. В. Виноградова). Отсюда - нарочитое использование мотивов, сюжетов, образов античной и новой европейской лирики.

Б.стал конструктивным элементом для развития поэзии. Эл-ты его тв-ва мы можем найти у Броцкого, Тютчева, Анненского, Лерм-ва и других писателей.

Мы можем определить историко-литературное значение Б словами Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Б. достаточно, чтоб имя его произносилось в истории рус лит-ры с любовью и уважением».

К.Н. Батюшков 1787–1855

Константин Николаевич Батюшков вошел в историю русской литературы XIX в. как один из зачинателей романтизма. В основу его лирики легла «легкая поэзия», которая в его представлении ассоциировалась с развитием малых жанровых форм (элегии, послания), выдвинутых романтизмом на авансцену русской поэзии, и совершенствованием литературного языка. Всеэти произв. вошли во 2 том сборника «Опыты в стихах и прозе»(1817). В 1816 г.он написал «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Батюшков непосредственный предшественник Пушкина. Поэт раннего рус. романтизма(предромантик). Соединяя лит. открытия классицизма и сентиментализма, он стал одним из родоначальников новой рус. соврем. поэзии.

Б. родился в старинной дворянской семье. Его мать Александра Григорьевна умерла от душ. болезни, когда ему было 8 лет. Домаш. воспит и образованием занимался его дед-Лев Андреевич Батюшков. Учился в частных пансионах, владел в совершенстве фр., итал. и лат яз.

В 1802-1807 гг. служил чиновником в министерстве Просвещения. В юные годы он основательно изучил античную поэзию (Вергилий, Гораций), философию французского Просвещения (Вольтер, Дидро, д"Аламабер), литературу итальянского Возрождения.

Огромное влияние на формирование культурных интересов Батюшкова оказал его двоюродный дядя, писатель М.Н. Муравьев, занимавший пост товарища министра народного просвещения. Спустя годы, уже после смерти своего наставника, Батюшков в письме 1814 г. В.А. Жуковскому напишет: «Я обязан ему всем»

В доме дядюшки он знакомится с крупнейшими литераторами и культурными деятелями России: Г.Р. Державиным, В.В. Капнистом, И.А. Крыловым, А.Е. Измайловым, В.А. Озеровым, Н.А. Львовым, А.Н. Олениным. Под их непосредственным влиянием складываются гуманистические представления Батюшкова, пробуждается интерес к творчеству, формируется литературный вкус, а духовное самоусовершенствование становится программой всей жизни. У него возникает потребность найти свой самостоятельный путь в литературе, иметь свою позицию, независимую от мнения большинства. Именно в это время начинается формирование Батюшкова как личности, способной на непримиримое противостояние обществу.

Периодизация творчества Батюшкова:

  1. по Коровину:

1802–1808 гг. – ученический период;

1809–1812 гг. – начало оригинального творчества;

1812–1816 гг. – духовный и поэтический кризис;

1816–1823 гг. (поэт почти перестает писать стихи в 1821 г.) – попытки преодоления кризиса и выхода к новым рубежам творчества; трагическое завершение творческого развития.

II) Моск. школа Аношкина – Петров

1802-1912 – создание «легкой поэзии»

1812-1813, весна 1814 – отказ от эпикуреизма,становление историч. мышления, интерес к ист. и личности. Б. истолковывает предромантически.

сер. 1814 – 1821 – изменение предромант-го мира,обогащение предромант. тенденциями.

Творч. путь начин-ся с 1805 г. Батюшков принимает участие в заседаниях «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», посещает кружок А.Н. Оленина. В это время еще больше упрочился его интерес к античной и западноевропейской философии. Он зачитывается Эпикуром, Лукрецием, Монтенем.

В печати Батюшков дебютировал с сатирой «Послание к стихам моим» (1805), и на начальном этапе творчества поэта сатира стала ведущим жанром. Но в некоторых произведениях уже проступают мотивы предромантизма. Его привлекла «легкая поэзия» антич. мира,любов.лирика Анакреона и Сафо,Горация и Тибула. Также он увлекся «легкой поэзией» фр.поэтов Трикура и Парни.

В 1807 году Батюшков резко меняет свою жизнь: он записывается в народное ополчение и отправляется в поход в Пруссию. В мае 1807 года в одном из сражений пуля задела спинной мозг, что в дальнейшем стало причиной больших физических страданий поэта. Но в отставку Батюшков вышел только в 1809 году.

После этого он вел походный образ жизни. Это проявлялось в постоянной душевной неустроенности, в острых приступах «хандры», «охоте к перемене мест»; он не жил на одном месте более полугода.

Опубликованная в 1809 году сатира «Видение на берегах Леты» открыла зрелый этап творчества Батюшкова. Автор дал оценку современным авторам: проверки в Лете («реке забвения стихов») не выдержал ни один из его современников. Единственным поэтом, достойным бессмертия, Батюшков назвал И.А.Крылова. «Видение...» было опубликовано только в 1814 году, но стало известно сразу после написания и разошлось во множестве списков.

Из-за болезни поэт не ушел в действующую армию во время Отечественной войны 1812 года, но испытал на себе все «ужасы войны». «Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и ее окрестностях, - пишет поэт, - поступки, беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством». Свои настроения и чувства он выразил в стихотворении «К Дашкову» (1813). Увиденное заставило Батюшкова переосмыслить свое творчество, и он отказался от прежней тематики своих произведений.

Впечатления о сражениях и о буднях армейской жизни Батюшков отразил в стихотворениях «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн» и в очерках «Воспоминание мест, сражений и путешествий», «Путешествие в замок Сирей». Читателей удивляла точность изображения войны, ощущений русского солдата.

В период с 1810 по 1812 год Батюшков сблизился с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, П.А.Вяземским и другими известными литераторами того времени. Он становится представителем «легкой поэзии», воспевает любовь, дружбу, радость жизни, свободу личности. Но упоение жизнью и молодостью соединяется у поэта с предчувствием кризиса. Противоречия составляли основную особенность стихотворений Батюшкова. (

В 1814-1817 годах Батюшков заслуженно считается первым поэтом России. Но именно в этот период он переживает идейный и психологический кризис. Поэт отказывается от сатиры, переосмысливает содержание «легкой поэзии». В его стихотворениях появляются философские и религиозные размышления, мотивы трагической любви, вечного разлада художника с действительностью. Безнадежность становится основной темой многих его стихотворений.(Мой гений, Разлука, К другу, Пробуждение, Таврида).

В 1817 году вышел сборник Батюшкова «Опыты в стихах и прозе». В первом, прозаическом томе были собраны переводы, философские статьи, рассуждения о литературе, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк. Во втором томе стихи были объединены по жанровым признакам: «Элегии», «Послания», «Смесь».

В поэзии Б. следовал язык. реформам Карамзина, цель которой сблизить книж. яз. с разг., «утончить» яз. как средство выраж-ия внутр. мира чка, расширить лексич. окраску сл.

Основной мотив поэзии: прославление любви и жизни. Поэзия К.Н.Батюшкова привлекает лирической проникновенностью, романтической устремленностью автора к идеалу, благозвучием, музыкальностью, «златострунностью» стиха. Несмотря на трагизм личной судьбы, в стихотворениях Батюшкова много света, душевной гармонии.

Новаторство Батюшкова состоит в том, что чувство разочарования получает историческую мотивировку, благодаря чему элегия становится медитацией на философско-историческую тему о безрадостных превратностях безжалостной судьбы.( «На развалинах замка в Швеции»)

Итогом печальных размышлений об участи человека явилось стихотворение «К другу», одно из лучших у поэта. Оно обращено к князю П.А. Вяземскому. В нем Батюшков прощается с юностью.

Т.о. Лирика 1817-1821 гг –антологич. стих.: элегия умирающий ТАСС,беседка муз,новая редакция мечты послание «К Никите», и «К Тургеневу».

Значение творчества батюшкова высоко оценил белинский. Он отмечал признак худ. образов и пластичность, как глав. отличит. особен-ти.

Творчество Батюшкова - вершина русского предромантизма.
Лирика Батюшкова пережила свое время и не утратила обая­ния и в наши дни. Ее эстетическая ценность - в пафосе «общежительности», в поэтическом переживании молодости и счастья, пол­ноты жизни и духовной окрыленности мечтой. Но и исторические элегии поэта сохраняют поэтическую привлекательность и своей гуманной нравственной тенденцией, и яркой живописью лирико-исторических картин.

Периодизация по Коровину:

  1. Первый период творчества (1802-1812) - это время создания «легкой поэзии». Батюшков был и ее теоретиком. «Легкая поэзия» оказалась звеном, связавшим средние жанры классицизма с предромантизмом. Статья «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» была написана в 1816 г., но автор обобщал в ней опыт творчества разных поэтов, в том числе свой собственный. «Легкую поэзию» он отделил от «важных родов» - эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в «легкую поэзию» «малые роды» поэзии и назвал их «эротическими». Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме («вежливо», «благородно» и «красиво») личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещен-ного века. Теоретические предпосылки, раскрывающиеся в статье о «легкой поэзии», значительно обогащались художественной практикой поэта.
    Его «легкая поэзия» «общежительна» (поэт употреблял это характерное для него слово). Творчество для него - вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Отсюда главные жанры для него - послание и близкое ему посвящение; адресатами оказываются Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев (брат декабриста), И.М. Муравьев-Апостол, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, П.И. Шаликов, просто друзья, нередко стихи посвящены женщинам с условными именами - Фелиса, Мальвина, Лиза, Маша. Поэт любит в стихах разговаривать с друзьями и любимыми. Диалогическое начало значительно и в его баснях, к которым поэт также имел большую склонность. Печать импровизаций, экспромтов лежит на малых жанрах - надписях, эпиграммах, различных стихотворных шутках. Элегии, появившись уже в начале творческого пути поэта, сделаются ведущим жанром в дальнейшем творчестве.
    Батюшкову свойственны высокое представление о дружбе, предромантический культ «родства душ», «душевной симпатии», «чувствительного дружества».
    Шесть стихотворных посланий Батюшкова Гнедичу были созданы в период с 1805 по 1811 г., они во многом уясняют своеобразие его творчества на первом этапе. Условности жанра отнюдь не лишали послания Батюшкова автобиографичности. Поэт в стихах передавал свои настроения, мечты, философские умозаключения.
  1. Второй период творчества. Участие в событиях Отечественной войны 1812 года. Становление исторического мышления Батюшкова.
    1812-1813 гг. и весна 1814-го обособляются в самостоятельный период творчества поэта, пережившего подлинный перелом, полный отказ от эпикуреизма юных лет; в это время происходит становление исторического мышления Батюшкова.
    Участвуя в событиях Отечественной войны, свою историческую миссию очевидца, свидетеля выдающихся свершений он связывал с писательским трудом. Его письма тех лет, особенно Н.И. Гнедичу, П.А. Вяземскому, Е.Г. Пушкиной, Д.П. Северину, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека той поры, гражданина, патриота, личности весьма восприимчивой, чувствительной.
    В письмах второй половины 1812 г. - смятение, тревога за род­ных и близких, негодование против «вандалов» французов, усиле­ние патриотических и гражданственных настроений. Чувство истории складывается и развивается у Батюшкова в коде Отечественной войны. Он все больше осознает себя не просто зрителем событий («все случается перед моими глазами»), но активного их участника: «Итак, мой милый друг, мы перешли за Рейн, мы во Франции. Вот как это случилось...»; «Мы вступили в Париж <...> удивительный город». Понятно историческое значение происходящего: «Здесь что день, то эпоха».
    В письма и стихи входит идея относительности ценностей в свете истории - и возникает центральный философский вопрос, выношенный в перипетиях времени: «Что вечно, чисто, непороч­но?». И так же как в письмах он заявлял, что исторические пре­вратности «превосходят всякое понятие» и все кажется таким же иррациональным, как сон, так и в стихах размышляющий поэт не находит ответа на вопросы о смысле истории. И все же его не оставляет стремление осознать ее законы.
  2. Третий период творческого развития Батюшкова – с середины 1814 г. по 1821 г. Предромантический художественный мир поэта видоизменяется, обогащаясь сугубо романтическими элементами и тенденциями. Лирическое «я» его стихов и его лирические герои не только мечтают и ощущают полноту счастья, но погружаются в размыш­ления о жизни. Философские интересы и занятия Батюшкова от­разились в жанре элегий, занявших теперь центральное место в его поэзии. В элегиях - лирическое раздумье поэта о жизни че­ловека, об историческом бытии. Предромантизм Батюшкова получил гражданственное содер­жание. За элегическим посланием «К Дашкову» последовали ори­гинальные исторические элегии. В них обнаруживаются первые веяния романтического историзма. Сильны романтические начала в элегии «Умирающий Тасс».

Русская поэзия XX столетия стала наследницей пушкинской эпохи, несмотря на призывы сбросить классиков «с парохода современности», которые неоднократно раздавались из уст футуристов в десятые годы и «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в двадцатые. Были и другие направления, например Дмитрий Мережковский и его символизм. Проблема традиций и новаторства в литературе нашего времени породила целое направление в науке, но имя Константина Батюшкова как предшественника поэтов XX века редко возникает не только в читательском сознании, но и в литературоведческих изысканиях. В работах И.М. Семенко отмечается, что «в широком смысле воздействие Батюшкова на русских поэтов никогда не прекращалось» [Семенко И. М. Батюшков и его опыты // Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977. С. 492.], однако в первую очередь исследователей интересует батюшковская традиция в «узком смысле» - его влияние на раннего Пушкина и становление русского романтизма, развитие жанра элегии и т.д. Между тем еще в 1955 году во вступительной статье Л. А. Озерова к изданию «Сочинений» поэта была обозначена батюшковская линия в русской поэзии XX столетия: А. Блок, С. Есенин, Н. Тихонов. [Озеров Л. А. Константин Николаевич Батюшков / Вступ. ст. // Батюшков К. Н. Соч. М., 1955. С. 11-15.] Новый подход к проблеме традиций Батюшкова намечен в статье В. А. Кошелева «Батюшков в двадцатом веке». [Кошелев В. А. Батюшков в двадцатом столетии // Литература в школе. 2001. № 2. С. 9-12.]

Образы и мотивы Батюшкова, подхваченные романтизмом, развиваются в русской поэзии на протяжении двух столетий. Особенно отчетливо их звучание в поэзии «серебряного века». Общественная и литературная ситуация конца XIX - начала XX века в какой-то мере была повторением обстановки первой трети предшествующего столетия: исторические катаклизмы (Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, с одной стороны, революции 1905 - 1917 годов и первая мировая война - с другой), изменение типа творчества и становление нового художественного сознания. В поэзии рубежа веков преобладает личность батюшковского толка. Трагическое переживание противоположности «мечты» и действительности, неприятие «века железного» и обращение к мифологической реальности, двойничество, существование «белого» и «черного» человека «в одном теле», о чем писал Батюшков, создавая свой автопортрет [Батюшков К. Н. Соч.: В 2т. М., 1989. Т. 2. С. 49-51. В дальнейшем ссылки на это издание (с обозначением тома и страниц) даются в тексте.], своеобразное соединение «скептицизма с гедонизмом» [Семенко И. М. Батюшков и его «Опыты». С. 434.], свойственное Батюшкову, неустойчивость душевной организации, наконец, присущи многим поэтам-символистам, А. Блоку, А. Белому, Ф. Сологубу. Подобно Батюшкову, разочарование в революционной стихии испытали 3. Гиппиус и Д. Мережковский, он ощутим и в тональности знаменитого сборника «Вех». Батюшковское восприятие войны как духовной катастрофы, ее «гибельны пожары», изображенные в послании «К Дашкову», проявятся в лирике десятых годов от В. Маяковского до А. Ахматовой.

Певцом «средь стана русских воинов» в двадцатом столетии стал Н. Гумилев. Известные слова Батюшкова о своей «бурной» и «непостоянной жизни»: «Какую жизнь я вел для стихов! Три войны, все на коне и в мире на большой дороге» (II, 442) - можно отнести и к судьбе Гумилева, который, подобно Батюшкову, «скитался из края в край»: несколько небезопасных путешествий в Африку, война четырнадцатого года, участие в русском экспедиционном корпусе. В творческой и личной судьбе Гумилева воплотился батюшковский принцип: «Живи как пишешь и пиши как живешь» (I, 41). Разумеется, это высказывание нельзя понимать буквально, как отождествление внешней жизни автора и его героя, против чего протестовал Батюшков в известном письме к Н. И. Гнедичу от 21 июля / 3 августа 1821 года по поводу неудачного стихотворения П. А. Плетнева «Б... - из Рима»: «...мой прадед был не Анакреон, а бригадир при Петре Первом, человек нрава крутого и твердый духом. Я родился не на берегах Двины &;lt;...&;gt;. Скажи, бога ради, зачем не пишет он биографии Державина? Он перевел Анакреона - следственно, он - прелюбодей; он славил вино, следственно - пьяница; он хвалил борцов и кулачные бои, ergo (следовательно) - буян; он написал оду «Бог», ergo - безбожник? Такой способ очень легок» (II, 570). Говоря о том, что «поэзия требует всего человека» (I, 41), Батюшков ведет речь о соответствии творчества внутренним потребностям души и жизненным ценностям автора. Позже М. Пришвин сформулирует это кредо писателя: «Искусство как поведение». [Пришвин М. М. Незабудки: Дневник // Пришвин М. М. Весна света. М., 2001. С. 348.]

Поэзия Батюшкова оставила заметный след в художественном сознании Осипа Мандельштама, на что одним из первых обратил внимание B. C. Баевский. [Баевский B. C. История русской поэзии: 1730 - 1980. Компедиум. Смоленск, 1994. С. 212-214.] В. А. Кошелев отмечает, что Мандельштам воспринял батюшковский «принцип контрастной соподчиненности далеких по смыслу понятий и явлений», и рассматривает истоки батюшковских образов в стихотворении «Батюшков». [Кошелев В. А. Батюшков в двадцатом столетии. С. 11.]

Действительно, многое сближает двух поэтов: тяга к античности - Элладе, Риму - как идеалу гармонии, мифологические образы, сюжеты, античная окраска лексики, неоклассицистический стиль, «скульптурность» («архитектурность») стихов, их насыщенность литературными реминисценциями, ассоциативность мышления и многозначность слова, совмещение в нем предметного и символического значений, особое внимание к теме Италии, увлеченность поэзией Петрарки, Тассо. Духовная эволюция Мандельштама по-своему повторяет путь Батюшкова: ощущение полноты жизни, восприятие культуры как символа вечности (сборник «Камень») сменяются скорбью о ее утрате («Tristia»). А в поздних стихотворениях раскрывается мужественная готовность к встрече с судьбой. О неслучайности сопоставления двух художников говорит тот факт, что имя Батюшкова упоминается в программных стихотворениях Мандельштама.
Нередко тексты Мандельштама начинаются отрицанием («Не говори никому...», «Не мучнистой бабочкой белой...»). Такое «отрицательное построение» [Баевский B. C. История русской поэзии. С. 214.] складывается в начале творчества и объясняется стремлением молодого поэта утвердить собственное видение мира, которое совпало с путями искусства десятых годов. Шестистишие «Нет, не луна, а светлый циферблат» (1912), вошедшее в первое издание сборника «Камень», было провозглашением принципов нового искусства, противостоящего символизму, чем объясняется его полемический характер. Как и В. Маяковский («Послушайте!»), Мандельштам создает нетрадиционный образ звезды, противостоящий романтическому символу вечности и символистскому значению надмирности:

Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне, - и чем я виноват,
Что слабых звезд я ощущаю млечность.
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час, его спросили здесь,
И он ответил любопытным: вечность.
[Мандельштам О. Э. Соч.: В 2т. М., 1990. Т. 1. С. 79.]

Стихотворение строится на оппозиции высокого и низкого, нематериального и вещного, предметного: луна/циферблат; слабая звезда/млечность. Поэт противопоставляет «млечность», то есть осязаемость, предметность звезд, их символической образности, которая к началу XX столетия теряет оригинальный характер и становится поэтическим шаблоном. «Час Мандельштама» становится «часом XX века», по выражению Н. Струве. [Струве Н. А. Осип Мандельштам. Томск, 1992. С. 14.]

Эпизод со «спесивым» Батюшковым не выдумка. О нем поведал доктор А. Дитрих, описывая душевное заболевание поэта. Рассказ Дитриха был помещен на немецком языке в первом томе сочинений Батюшкова 1887 года. [См. об этом: Михайлов А. Д., Нерлер П. М. Комментарии // Мандельштам О. Э. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 460; Струве Н. А. Примечания // Струве Н. А. Осип Мандельштам. Томск, 1992. С. 212.] Готовя второе издание сборника Мандельштама, М. А. Аверьянов, вычеркнувший это стихотворение, восстановил его, получив записку поэта, где он просил «согласиться относительно «Батюшкова», о котором я много думаю». [Михайлов А. Д., Нерлер П. В. Комментарии. С. 460.] Нравственное чувство читателя, знающего о недуге Батюшкова, задевает однозначно-оценочное отношение Мандельштама к предшественнику: «противна спесь» (в позднем стихотворении «Я пью за военные астры» «рыжая спесь англичанок» рассматривается как одна из позитивных примет красоты бытовой жизни). Этическая нечуткость автора в стихотворении «Нет, не луна, а светлый циферблат» может быть объяснима категоричностью суждений, которая была свойственна молодому поэту вообще: «Нет, никогда он Рима не любил» («На розвальнях, уложенных соломой», 1916). В стихотворении 1912 года, помещенном в «Камне» сразу за «батюшковским», он повторяет: «Я ненавижу свет однообразных звезд» - и выстраивает такую же оппозицию «неба» и «земли»: «пустую грудь неба» заменяют «кружево камня», «башни стрельчатый рост». Таким образом, манделынтамовская «архитектурность» намеренно противопоставлена «пустоте» звездной надмирности, и не Батюшков-человек, а Батюшков-поэт, с которым Мандельштам связывает романтический образ звезды, становится предметом его эстетического неприятия. В своих же поэтических пристрастиях Мандельштам мог быть намеренно резким и субъективным. Кроме того, необходимо учитывать и дистанцию времени. Вполне очевидно, что трагический эпизод с Батюшковым, ставший хорошо известным, со временем стал восприниматься как очередная легенда о чудачествах и «безумии» гения, приобретать черты анекдота, не случайно Н. Струве в примечании к стихотворению Мандельштама называет описанную А. Дитрихом сцену анекдотом. [Струве Н. А. Осип Мандельштам. С. 212.]

Вновь имя поэта XIX века появится в стихотворении Мандельштама «Батюшков» (18.06.1932), примыкающем к «Стихам о русской поэзии». Н. Струве полагает, что «Батюшков служит ему связующим звеном между Италией и Россией &;lt;...&;gt; обоих соединяет погружение в фонетическую нежность итальянских звуков». [Там же. С. 188.] Между тем смысл произведения не сводится к итальянской теме, а образ героя - к «оплакавшему Тасса». Стихотворение свидетельствует о том, что Мандельштам знал не только поэзию Батюшкова, но и его прозу. Стихотворение, как уже было отмечено В. А. Кошелевым, повторяет ритмический рисунок стихотворения Батюшкова «Источник» и отсылает читателя к батюшковской «Прогулке по Москве»:

Словно гуляка с волшебною тростью,
Батюшков нежный со мною живет.
Он тополями шагает в замостье,
Нюхает розу и Дафну поет.
[Мандельштам О. Э. Соч.: В 2т. Т. 1. С. 189.]

В «Прогулке по Москве» Батюшков обещает приятелю написать о городе «мимоходом, странствуя из дома в дом, с гулянья на гулянье» (курсив мой. - Т.П.) (I, 288). Мандельштам рисует поэта - беззаботного счастливца, что соответствует замечанию повествователя «Прогулки» о том, что «на гулянье все кажутся счастливыми». Взятое у Батюшкова определение создает образ поэта - любимца муз, совпадающий с пушкинской характеристикой гения, «гуляки праздного» Моцарта. О пушкинской оценке Батюшкова («Что за звуки, прямо итальянские») напоминает в стихотворении Мандельштама восхищенное: «Ни у кого - этих звуков изгибы...» [Там же.] Словосочетание «говор валов» («И никогда - этот говор валов») заимствовано у Батюшкова: «И кормчего на палубе взыванье / Ко страже, дремлющей под говором валов...» (I, 180) («Тень друга»). Оно встречается и в элегии 1819 года «Есть наслаждение и в дикости лесов...»: «И есть гармония в сем говоре валов, / Дробящихся в пустынном беге» (I, 414). «Роза» и «Дафна» также перешли в стихотворение Мандельштама из текстов Батюшкова. Роза упоминается в «Радости», «К другу», «Совете друзьям», «Подражаниях древним» и других стихотворениях: «Где твой Фалерн и розы наши?» (I, 199); «Любите в юности забавы / И сейте розы на пути» (I, 354). Помимо «Источника», Дафна появляется в «Ответе Тургеневу» (I, 220). Вполне возможно, что и батюшковская дева любви Зафна («Источник») есть «белый» двойник суровой нимфы Дафны.

К Батюшкову восходит и «замостье», куда направляется персонаж Мандельштама. Герой «Прогулки по Москве» предлагал «пойти потихоньку на Кузнецкий мост», потом шел далее, за мост, по Тверскому бульвару: «Вот гулянье, которое я посещал всякий день и почти всегда с новым удовольствием» (I, 290, 291, 292). Обращение Мандельштама к своему герою: «Ты горожанин и друг горожан» - также говорит о знакомстве поэта с «городскими натюрморами», созданными Батюшковым в его «Прогулках».

Помимо прямого обращения к Батюшкову, в стихотворениях Мандельштама есть «двух голосов перекличка», слышимая внимательному уху. Так, в знаменитом «Я пью за военные астры, за все, чем корили меня...» (1931) нарочитое эпикурейство, чувство радостной сопричастности живой жизни, наслаждение красотой природы и искусства, полнота переживаний бытия («музыка сосен савойских», «масло парижских картин», «роза в кабине рольс-ройса», «желчь петербургского дня», «бискайские волны», «сливок альпийских кувшин») намеренно противопоставлены идеалу аскетизма и вынужденного ограничения личности в литературе и общественной жизни начала тридцатых. В стихотворении Мандельштама отражено гедонистическое мироощущение, которое было присуще и «легким стихам» Батюшкова. А упоминание о «военных астрах», которыми провожали уходящих на войну 1914 года, соотносится с «военными» мотивами в лирике Мандельштама тридцатых, в частности, со «Стихами о неизвестном солдате». Почему через два десятилетия после окончания мировой войны поэт обращается к теме войны? Н. Мандельштам пишет, что в этих стихах говорится про целую эпоху «крупных оптовых смертей». «Это оратория в честь настоящего двадцатого века, пересмотревшего европейское отношение к личности». [Мандельштам Н. Я. Вторая книга. Париж, 1978. С. 542.] По мнению мемуаристки, Мандельштам предчувствовал новую войну и появление нового оружия. И. Семенко говорит о «предельно детализированном антивоенном сюжете стихотворения, который имеет расширительное значение осуждения всяческой вражды и ненависти, всяких страданий и гибели». [Семенко И. М. Поэтика позднего Мандельштама: от черновых редакций к окончательному тексту. Рим, 1986. С. 125-126.] Образы Лейпцига, Ватерлоо, Аустерлица, Египта, «черномраморной устрицы» наполеоновской гробницы, «аравийское месиво, крошево», «миллионы убитых задешево», «яд Вердена - всеядный и деятельный» сопрягают мировую войну 1914 года с описанием европейских войн наполеоновской эпохи у Батюшкова. Лирический герой Мандельштама и Батюшкова - свидетель множества смертей. Батюшковские «море зла и неба мстительного кары» (I, 190), сознание, потрясенное ужасами войны, воскресают в стихотворении Мандельштама. Отмеченные примеры свидетельствуют о длительном и глубоком воздействии Батюшкова на лирику «серебряного века» и на поэзию Мандельштама.

В ранней советской литературе оно почти не ощущается, вновь заявляя о себе во второй половине двадцатых - тридцатые годы, когда обозначился явственный поворот к классическому наследию, прежде всего в творчестве художников, воспитанных поэзией «серебряного века». Среди них надо назвать поэта-романтика Н. Тихонова. Как и Батюшков, он прошел крещение огнем, в восемнадцать лет уйдя добровольцем на фронт первой мировой. В составе гусарского полка «в походах и боях изъездил всю Прибалтику», был контужен, «участвовал в большой кавалерийской атаке под Роденпойсом». [Тихонов Н. С. Вместо предисловия // Тихонов Н. С. Собр. соч.: В 7 т. М., 1973. Т. 1. С. 7.] Сходство внешних обстоятельств военной жизни предопределило сходство умонастроений Батюшкова и Тихонова. «Мрачные пейзажи войны, смерть боевых друзей рождали большую внутреннюю тревогу», - вспоминал Тихонов о своих чувствах на войне. [Там же.] Тревога была вызвана предчувствием новых исторических катастроф. Стихам раннего Тихонова о войне присущ мрачный колорит, «йодистое дыхание тоски». В сборниках двадцатых годов «Орда» и «Брага» поэт воспевает мужество духа, идею выполнения долга любой ценой. Переплетение мотивов жестокости мира, в котором царит смерть («Огонь, веревка, пуля и топор»), и его «праздничности», воспевание красоты любви, «веселости» героя («Праздничный, веселый, бесноватый») свидетельствуют о типологической близости мирочувствования двух художников. Она усиливается перекличкой конкретных образов.

В 1935 году Н. Тихонов в составе советской делегации приехал в Париж на международный конгресс писателей в защиту культуры. Ему удалось также посетить Англию, Бельгию, Швецию. В результате этого путешествия появилась книга «Тень друга» (1936). Ее заголовок представляет собой заимствованное название стихотворения Батюшкова. Словосочетание «тень друга» повторяется и внутри текста. «Я написал книгу «Тень друга», где пытался изобразить эту растерянную, обреченную Европу, проданную и преданную надвигавшемуся фашистскому кошмару» [Тихонов Н. С. Собр. соч.: В 7т. М., 1973. Т. 1. С. 557.], - это авторское пояснение напоминает батюшковское переживание европейского кошмара времен наполеоновских войн.

Сборник Тихонова «Тень друга» открывается стихотворением, давшим ему название. Другие стихи объединены в тематические циклы: «Все - как начало повести», «Парижская тетрадь», «Бельгийские пейзажи», «Английские доки», «Море». Последнее, внецикловое, стихотворение «Возвращение» замыкает композиционное кольцо. О сознательной ориентации на произведение далекого предшественника говорит эпиграф к первому стихотворению, взятый из «Тени друга» Батюшкова: «Я берег покидал туманный Альбиона». В стихотворении есть еще один лексический повтор из Батюшкова:

О птицы полуночные!
Вас кличут просто чайками,
Вас кличут гальционами,
Летящими бесстрашно.
[Там же. С. 255.]

У Батюшкова «за кораблем вилася Гальциона, / И тихий глас ее пловцов увеселял» (I, 180). Мифологическая Гальциона, дочь бога ветров, превращенная Зевсом в морскую птицу, была мало известна широкому читателю тридцатых годов и ее упоминание не мотивировано ни тематикой, ни лексико-стилевыми особенностями сборника, ни тихоновской поэтикой в целом, которой не свойственны мифологические образы. Оно может быть объяснимо батюшковским контекстом стихотворения.

Межтекстуальные связи в книге Тихонова не ограничены прямым заимствованием. Тихонов воссоздает ситуацию батюшковского стихотворения, перед героем которого, находящимся на корабле, возникает тень друга, погибшего на войне. Смысловое значение образа тени, который становится лейтмотивным в сборнике, двойственно.

Непосредственная семантика раскрывается в социальном аспекте, определяющем главную идею книги:

Но в тенях ночи запада
Тень друга я угадывал.
Быть может, он в Валенсии,
В Париже или Праге он.
Кузнец ли он, рыбак ли он,
На баррикадах Вены ли
Он ранен и скрывается,
Ушел в страну чужую.
[Там же. С. 253-254.]

У Батюшкова речь идет о конкретном человеке, И. А. Петине, друге автора, погибшем в Лейпцигском сражении. У Тихонова - об обобщенном образе друга. В соответствии с социально-политической доктриной времени автор рассматривает пролетариат Европы, революционеров в качестве союзников и друзей «своему советскому лагерю», а значит, и ему. Героям венской революции 1934 года посвящено стихотворение «Сорок семь», в «Парижской тетради» рисуется облик «неукротимого» Марата («Марат»), звучат «дантоновские строки, скрепленные красной звездой» («Снова вечер»), над площадью Бастилии, «над Сеной, к сраженью готовой», появляется «тень боевого крыла» французского народа («Площадь Бастилии», «Размышления») и т. д. В «Парижской тетради» главной становится тема революционного единства народов Европы и СССР. В «Бельгийских пейзажах» на первый план выходят тема прошлой войны, начатая «парижским» стихотворением «На верденских холмах (Форт Дуомен)», мотив предостережения западному милитаризму, угрозы гибели мира. Есть определенное сходство в восприятии Тихоновым стертой с лица земли деревни «на верденских холмах» и батюшковским «На развалинах замка в Швеции». Тени прошлой войны ассоциируются с батюшковской военной лирикой, изображением «страшного зарева Беллониных огней». Образы теней прошлого и тени друга у Тихонова взаимозависимы: «друг» способен возродить революционное прошлое Европы и спасти ее от новой войны.

Второе значение образа «тень друга» связано с темой творчества. Ее появление подготовлено строками о «друге», который «сложит песню нам / О беспощадном времени, / Расскажет и Европе / Все, / Чего не расскажу я». [Там же. С. 254.] Творчество соединяет прошлое и будущее время. Герой Тихонова слышит на корабле «ночью темною» «дыханье строф неведомых... / Шум приближенья песни той», «явленье слова дальнего». [Там же.] Возникает образ «ставки очной». Имя Батюшкова не названо. Но в тексте намечен переход от конкретного к философскому осмыслению творчества и образа поэта. Птицы «своей тревогой вечною» напоминают герою «хозяйство стиховое» с его вечными тревогами о мире. На отсылку к «тени Батюшкова» указывает упоминание о гальционах, которое завершает тему творчества.

В стихотворении Батюшкова «...горний дух исчез / В бездонной синеве безоблачных небес...» (I, 181), так и не откликнувшись на призыв поэта молвить слово; герой остается в одиночестве. Оптимистическая тональность книги Тихонова была обусловлена концепцией героического в искусстве социалистического реализма. Книга «Тень друга» завершалась уверенностью в победе над зловещими тенями прошлого и мотивом верности «тени друга»:

Угасает запад многопенный.
Друга тень на сердце у меня.
[Там же. С. 321.]

Влияние Батюшкова на поэзию XX века не ограничивается именами О. Мандельштама и Н. Тихонова. Своего исследователя ждет тема «элегии Батюшкова и поэзия «тихих лириков», Н. Рубцова прежде всего. В стихотворениях элегического характера «Душа хранит», «Видения на холме», «Ночь на родине» и других Рубцов использует поэтические открытия Батюшкова, в элегиях которого «лирическое самораскрытие осуществляется не столько погружением в себя, сколько изображением внешнего мира, пробуждающего чувства поэта». [Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. С. 43.] Душа лирического героя Рубцова хранит «всю красоту былых времен», «бессмертных звезд Руси, спокойных звезд безбрежное молчание». В их свете отчетливо видна тень Батюшкова, сопровождающая русскую поэзию вот уже два столетия.

Начало романтизма в русской поэзии неразрывно связано с именами знаменитых поэтов В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Творчество поэтов невозможно назвать ни тождественным, ни кардинально противостоящим друг другу. (Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова)

Основным различием в их творческих путях остается то, что произведения В. А. Жуковского в большой мере подданы монархическому влиянию, в них живет старая добрая эпоха классического сентиментализма: грусть о несбывшихся надеждах, меланхолическое томление сердца. Стихи Батюшкова наполнены новым влиянием: поэт наслаждается настоящим, ценит все хорошее, что ему посылает жизнь и с огромным оптимизмом видит будущее.

Особенности поэзии Жуковского

Литературный мир считает Жуковского классическим представителем эстетического гуманизма, наполненным идеями немецких романтиков. В своих стихах он предавал колоссальное значение эстетике морали, общественных отношений, религии. Также как и немецким романтикам, Жуковскому было свойственно находить религиозный смысл во всех окружающих вещах, будь то искусство или романтические отношения.

Темы поэзии Жуковскогосвязаны с прородой, в его стихотворениях приобретает мистический смысл и скрытую таинственность. Лирическим героям поэзии Жуковского свойственно наслаждение собственными страданиями, которые, однако, не уничтожают его сердце, а наоборот, наполняют, понимаем скрытого смысла человеческой сущности, необыкновенной гармонией и безмятежностью. Но вопреки этому, открытый трагизм в его стихах звучит только в конце его творчества, когда автор узнает о своей болезни, и в произведение дает выход своей личной печали.

Особенности поэзии Батюшкова

Наполнение творчества Батюшкова абсолютно противоположно творчеству Жуковского. Его произведения были наполнены мощными страстями и энергией. Батюшкову было свойственно с небывалой силой отдаваться как радостям, так и печалям в своих стихах. Лирический герой, переживая душевные трагедии, не ищет философский смысл, а опьянен верой в то, что его драма со временем перерастет в личное счастье. Константина Батюшкова считают своеобразным предтечей Александра Пушкина. Ведь в его творчество легли основы классицизма и сентиментализма, которые со временем будут отшлифованы Пушкиным и станут основными характерными чертами русской классической поэзии.

Первым стихотворениям Батюшкова свойствен эпикуреизм: лирический герой безумно и неистово наслаждается жизнью. Он нашел новый способ выражения чувств лишенный сентиментальности и излишнего морализма. Трагизм в его стихах звучит только в конце его творчества, когда автор узнает о своей болезни, и в произведение дает выход своей личной печали. К огромному сожалению, поэт закончил свой путь на много раньше, чем жизненный. Из-за душевной болезни он не смог творить после сорока лет.

Начало романтизма было вызвано общенациональным подъемом сознания русского народа, в связи с историческими событиями 1812 года. Русская литература в начале 19 века начала становиться частью европейского литературного развития. Творчество Батюшкова и Жуковского обобщали общеевропейские тенденции Просвещения и классицизма, в особенности идеи гармоничной эстетической созидательности сочетающейся с культом чувственности и меланхолии.