Быть сильным- побеждать все. «Они поступили так, потому что я китаец»

5 апреля 1943 года завершилась эпопея китайского моряка, который несколько месяцев провел в одиночестве в открытом океане.

В начале апреля 1943 года трое бразильских моряков, вышедших на промысел, в открытом море наткнулись на странного вида плот с единственным пассажиром. По состоянию плота и по внешнему виду мужчины можно было понять, что плавание продолжается довольно долго. Понять, насколько долго, не удалось – странный мореплаватель не говорил по-португальски.

Лишь когда рыбаки доставили мужчину в устье Амазонки, в бухту Мараджа, с помощью переводчика удалось узнать, что неизвестный – моряк с британского торгового судна «Бен Ломонд», которое было уничтожено подводной лодкой.

Последний день транспорта «Бен Ломонд»

Пань Лянь, или Пун Лим, как называют его в англоязычных источниках, родился на китайском острове Хайнань в марте 1918 года. Многие жители Хайнаня становились рыбаками или моряками, и Пун Лим не стал исключением. Ремесло моряка в 1942 году привело его на британское торговое судно «Бен Ломонд», на котором он служил вторым стюардом.

Морские линии в военный период были небезопасны, зато такая работа хорошо оплачивалась. В ноябре 1942 года судно, переоборудованное в военный транспорт, выполняло рейс из Кейптауна в Южную Америку.

На третий день плавания «Бен Ломонд» был атакован немецкой подводной лодкой U-172. Пораженное торпедой судно стало стремительно уходить на дно. Пун Лим оказался в числе тех немногих, кто успел надеть спасательный жилет и покинуть гибнущее судно.

На маленьком плоту

Отплыв на некоторое расстояние от тонущего корабля, стюард увидел пятерых членов команды, находившихся на спасательном плоту. Он стал отчаянно звать на помощь, но они его не услышали. Плот быстро уносило ветром.

Через некоторое время Пун Лим увидел еще один спасательный плот с «Бен Ломонда». Ему удалось доплыть до него, но никого из членов команды на борту не оказалось. Деревянный спасательный плот площадью 2,5 квадратных метра был оборудован тентом, призванным спасать моряков от палящего солнца. На борту имелся аварийный двухсуточный запас пресной воды и продуктов, рассчитанный на 25 человек: пресная вода в стальных баллонах, галеты, консервные банки с ветчиной, сгущенное молоко, шоколад.

Этого запаса должно было хватить на то, чтобы дождаться помощи – ведь судно затонуло в районе активного судоходства, и моряк полагал, что его быстро обнаружат.

Надо выжить

Однако плот стремительно сносило в сторону от судоходной трассы. Спустя несколько дней Пун Лим, разделивший свои запасы с расчетом на месяц, понял, что, возможно, был слишком оптимистичен.

Время шло, запасы таяли. Спасаясь от нестерпимой дневной жары, моряк, привязав себя линем (тонкий корабельный трос), плавал в море. Это помогало бороться с опуханием ног, вызванным длительной неподвижностью. Во время одного из таких заплывов он обнаружил неподалеку от себя акулу, чудом не став ее добычей.

Вскоре он понял – если не придумает способ добывать пищу и воду, то выжить не сможет. Пун Лим стал собирать дождевую воду с тента. Разобрав фонарик, найденный на плоту, он вытащил из него пружину, сделав из нее рыболовные крючки. Вместо лески моряк использовал расплетенный линь. Из остатков консервированной ветчины сделал наживку и после трех дней экспериментов поймал первую рыбу.

Схватка с «деликатесом»

Из своей добычи Пун Лим высасывал сок, а кусочки вялил на солнце. Часть из них он съедал, а часть использовал в качестве новой наживки.

Чем дольше длилось плавание, тем хитрее и изворотливее он становился. Из старой консервной банки он сделал «гнездо», которое набил водорослями с днища плота. Рядом с «гнездом» Пун Лим положил кусочки вяленой рыбы. Одна из чаек, круживших возле плота, позарилась на угощение и была мигом схвачена китайцем. Пун Лим выпил кровь птицы, часть мяса съел сырым, остальное оставил вялиться на солнце.

Вытащив один из гвоздей, которыми крепился плот, он сумел превратить его в нож. Второй вытащенный гвоздь моряк сделал большим рыболовным крючком. Теперь акулы не пугали его – он решил, что превратит хищников в добычу.

Новую пойманную чайку Пун Лим использовал в качестве приманки, и полутораметровая акула клюнула на нее. Китаец вытащил хищницу на борт, но разъяренная акула едва не схватила его. Тогда Пун Лим ударами стального баллона из-под пресной воды оглушил акулу, после чего добил ее ножом.

Кровь акулы он использовал для питья, а плавники завялил на солнце. На родном Хайнане акульи плавники считались деликатесом.

Иногда над ним пролетали американские самолеты, но летчики не замечали его. Один раз американский корабль пытался оказать ему помощь, но в этот момент начался шторм, и его потеряли из виду.

Несколько раз неподалеку от него всплывали немецкие подлодки, но в этих случаях сам Пун Лим предпочитал оставаться незамеченным.

Один случай запал ему в душу на всю жизнь. Проходящий мимо корабль заметил его, подошел ближе, но затем изменил курс. «Они поступили так, потому что я китаец», - рассказывал Пун Лим.

Ни это происшествие, ни шторма, ни изнуряющий зной, ни бесконечное одиночество не свели его с ума. За несколько дней до встречи с рыбаками он понял, что приближается к суше - изменился цвет воды, а чайки теперь кружили вокруг его плота, не переставая.

На берег он сошел без посторонней помощи. Его доставили в больницу, где врачи установили, что угрозы жизни нет. Кожа обветрилась и загрубела, на ней имелись солнечные ожоги, но это были сущие мелочи.

Когда через британского консула в Бразилии удостоверили личность моряка, установив все обстоятельства его истории, оказалось, что его скитания в океане продлились 133 дня. Удивительно, но за это время он похудел всего на 9 килограммов.

Из 55 членов экипажа «Бен Ломонда» спастись удалось только десятерым. Пун Лим, несколько месяцев считавшийся погибшим, стал одиннадцатым. История моряка стала широко известной, и английский король Георг VI пригласил его в Лондон, где вручил медаль Британской империи.

После окончания Второй мировой войны Пун Лим решил уехать в США, где к тому времени уже жил его брат, однако не получил разрешения. Но его известность помогла - сенатор Уоррен Магнусон вступился за героя, и Пун Лиму позволили жить и работать в Соединенных Штатах.

Он продолжил работать на флоте, теперь уже американском. В отставку шеф-стюард Пун Лим вышел в 1983 году.

Журналисты любили беседовать с Пун Лимом и часто напоминали ему - никому, кроме него, не удалось, потерпев кораблекрушение, в одиночестве продержаться в океане 133 дня. «Я надеюсь, что никому и никогда не придётся побить этот рекорд», - ответил однажды мудрый китаец.

Многие считают себя сильными людьми… Но что будет, если они столкнуться со смертью лицом к лицу? Выпадут из самолета без парашюта или будут похоронены заживо? Такое может присниться только в страшном сне, однако эти люди пережили такое наяву…

Весна Вулович - рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, ей принадлежит мировой рекорд высоты для выживших при свободном падении без парашюта - 10 160 метров…


Инцидент произошёл 26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии, после катастрофы рейса JAT 367, на котором Вулович работала стюардессой. Взрыв, предположительно произведённый террористами, разорвал самолёт на части, но Весне, посчастливилось спастись, единственной из находящихся на борту


После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем ещё 16 месяцев оставалась в госпитале. Она продолжила работать в авиакомпании, но уже на наземной работе - у неё были повреждены череп, ноги и три позвонка

Весна Вулович считалась национальной героиней Югославии


Арон Рэлстон, инженер-механик, работающий в корпорации Интел, увлекался скалолазанием…

Арон Рэлстон исследовал горы в штате Юта, когда ему на руки свалился огромный валун и придавил его

Ему удалось высвободить одну руку, вторую же придавило намертво. Озоснав, что погибнет, если не освободится, Арон отрезал свою вторую руку небольшим перочинным ножиком. Он перетянул руку перевязью, чтобы избежать большой потери крови, после чего переломал кости руки и с помощью почти тупого ножа резал оставшуюся плоть, пока не освободился. На все ушло около часа

Рэлстон долго лечился, но любовь к скалам не оставила его. Со временем он заменил отсутствующую руку на более пригодный для скалолазания инструмент…

Джеймс Томпсон провел в качестве военнопленного девять лет во Вьетнаме, став таким образом рекордсменом среди военнопленных. Джеймс был обычным работником магазина, до тех пор, пока не подался в Зеленые береты…Во время вьетнамской войны Томпсона поймали и держали в заложниках, подвергая его пыткам и мучениям

Когда его самолет был сбит в 1964 году, он был ранен пулей и получил перелом позвоночника. Для большинства людей пережить подобное уже само по себе может стать душераздирающей историей, но для Джеймса все только начиналось. После того, как Джеймса схватили, его держали в джунглях, заперев в непомерно маленькой для него деревянной клетке, в которой он не мог ни сидеть прямо, ни вытянуться. Долгое тюремщики при помощи пыток пытались заставить Джеймса подписать бумаги, в которых говорилось, что с ним хорошо обращаются…В конце концов он всё-таки поставил свою подпись. После этого он был помещен в тюрьму вместе с другими заключенными

На новом месте условия были не намного лучше: голод, антисанитария, избиения. 5 раз Джеймс пытался бежать, но безуспешно. Во время своего заключения он настолько ослаб, что перенес сердечный приступ. Однако, он смог продержаться до своего освобождения в 1973 году. При освобождении Томпсон весил приблизительно 40,8 кг. Он умер спустя 30 лет во Флориде

Пунн Лим поставил рекорд экстремального выживания в морских условиях. 19 ноября 1942 английский пароход "Бен Ломонд", на котором он плыл из Кейптауна в Бразилию, торпедировала германская субмарина

Пун Лим, кок затонувшего корабля, остался единственным человеком на типовом 25-местном спасательном плоту, имевшем 2-суточный запас питания и воды на экипаж. Влекомый течением и ветром, плот шел в неизвестность, а невольный матрос мигрировал заодно с ним. В жару китаец плавал, обвязавшись линем, и едва не угодил в акулью пасть, в дождь он собирал воду. Его меню разнообразили пойманные рыбешки, чайки и добытая самодельным крючком акула. Разделка хищницы велась таким же импровизированным ножом

Подобрали одиночку 5 апреля 1943 года бразильские рыбаки. Загоревший и обветренный, он похудел всего на 10 килограммов. Английский консул отправил морского пилигрима в Нью-Йорк, где брат спасенного держал китайский ресторанчик

Британское правительство наградило Пун Лима имперской медалью за доблесть. Вручивший награду сообщил герою, что тот установил мировой рекорд пребывания в море на плоту – 133 дня. В ответ скромный китаец заметил: "Хочу верить, что никогда и никому не доведется этот рекорд побить"

Двое китайских шахтеров - Братья Менг, оказавшихся после обвала замурованными в шахте, в течение шести дней пробивали себе дорогу на поверхность. Мужчины выживали, питаясь углем и мочой

Братья Менг Ксианчен и Менг Ксианью оказались в западне, работая на нелегальной шахте в окрестностях Пекина вечером 18 августа 2007 года. Спустя два дня служба спасения прекратила попытки отыскать их, и родственники приступили к традиционным ритуалам, принятым по смерти близких

"Сначала я ничего не чувствовал, но затем во мне проснулся такой голод, что я не мог больше ползти, – вспоминает Ксианчен. – Я съел немного угля, и он показался мне даже вкусным. Само собой, уголь на вкус горький и неприятный. Но небольшой кусочек размером с палец можно пожевать. В шахте мы отыскали две пустые пластиковые бутылки и пили свою мочу. Это можно делать только крохотными глотками, а когда закончишь, хочется разрыдаться".Чудом спасшиеся братья пообещали, что ни за что больше не полезут ни в одну шахту

На канадца Брента Кейса в лесу напал 400-килограммовый медведь гризли

У Брента был только небольшой топор с собой, поэтому он притворился мертвым. Тем не менее, медведь начал грызть череп Брента, но затем бросил это занятие и внезапно ушел, оставив беднягу умирать

Несмотря на все это, Брент, с висящим скальпом, встал и пошел искать помощь. Он вернулся к своей машине, проехал 15 миль, истекая кровью, где и встретил помощь…

7-летняя американка Алексис Гоггинс стала героиней Детройта, заслонив собой свою мать от пуль вооруженного грабителя! Девочка получила в общей сложности шесть пуль, из них три - в лицо, но чудом выжила…

29-летний Кевин Тилли - бывший «бойфренд» матери, ранее судимый преступник, отпущенный каким-то безответственным идиотом на поруки - попытался угнать машину, в которой находилась девочка и ее мать. Когда женщина попыталась вызвать полицию на ближайшей заправке, Кевин, не раздумывая, всадил в нее две пули практически в упор. Алексис бросилась к своей матери и закрыла ее своим телом. После чего разъяренный бандит выпустил в ребенка 6 пуль


Одна из них попала Алексис в глаз, вторая - в район подбородка, а третья - в челюсть. Девочка спасла свою мать, получившую не опасные для жизни ранения, но сама оказалась на грани смерти: она перенесла шесть тяжелейших операций в отделении интенсивной терапии


И ей ещё предстоит дальнейшее лечение…

Ранее был материал про этого моряка, но тогда о нем говорилось вскользь, сегодня чуточку больше.

5 апреля 1943 года завершилась эпопея китайского моряка, который несколько месяцев провел в одиночестве в открытом океане.

В начале апреля 1943 года трое бразильских моряков, вышедших на промысел, в открытом море наткнулись на странного вида плот с единственным пассажиром. По состоянию плота и по внешнему виду мужчины можно было понять, что плавание продолжается довольно долго. Понять, насколько долго, не удалось - странный мореплаватель не говорил по-португальски.

Лишь когда рыбаки доставили мужчину в устье Амазонки, в бухту Мараджа, с помощью переводчика удалось узнать, что неизвестный - моряк с британского торгового судна «Бен Ломонд», которое было уничтожено подводной лодкой.

Последний день транспорта «Бен Ломонд».

Пань Лянь, или Пун Лим, как называют его в англоязычных источниках, родился на китайском острове Хайнань в марте 1918 года. Многие жители Хайнаня становились рыбаками или моряками, и Пун Лим не стал исключением. Ремесло моряка в 1942 году привело его на британское торговое судно «Бен Ломонд», на котором он служил вторым стюардом.

Морские линии в военный период были небезопасны, зато такая работа хорошо оплачивалась. В ноябре 1942 года судно, переоборудованное в военный транспорт, выполняло рейс из Кейптауна в Южную Америку.

На третий день плавания «Бен Ломонд» был атакован немецкой подводной лодкой U-172. Пораженное торпедой судно стало стремительно уходить на дно. Пун Лим оказался в числе тех немногих, кто успел надеть спасательный жилет и покинуть гибнущее судно.

Отплыв на некоторое расстояние от тонущего корабля, стюард увидел пятерых членов команды, находившихся на спасательном плоту. Он стал отчаянно звать на помощь, но они его не услышали. Плот быстро уносило ветром.

Через некоторое время Пун Лим увидел еще один спасательный плот с «Бен Ломонда». Ему удалось доплыть до него, но никого из членов команды на борту не оказалось. Деревянный спасательный плот площадью 2,5 квадратных метра был оборудован тентом, призванным спасать моряков от палящего солнца. На борту имелся аварийный двухсуточный запас пресной воды и продуктов, рассчитанный на 25 человек: пресная вода в стальных баллонах, галеты, консервные банки с ветчиной, сгущенное молоко, шоколад.

Этого запаса должно было хватить на то, чтобы дождаться помощи - ведь судно затонуло в районе активного судоходства, и моряк полагал, что его быстро обнаружат.

Однако плот стремительно сносило в сторону от судоходной трассы. Спустя несколько дней Пун Лим, разделивший свои запасы с расчетом на месяц, понял, что, возможно, был слишком оптимистичен.

Время шло, запасы таяли. Спасаясь от нестерпимой дневной жары, моряк, привязав себя линем (тонкий корабельный трос), плавал в море. Это помогало бороться с опуханием ног, вызванным длительной неподвижностью. Во время одного из таких заплывов он обнаружил неподалеку от себя акулу, чудом не став ее добычей.

Вскоре он понял - если не придумает способ добывать пищу и воду, то выжить не сможет. Пун Лим стал собирать дождевую воду с тента. Разобрав фонарик, найденный на плоту, он вытащил из него пружину, сделав из нее рыболовные крючки. Вместо лески моряк использовал расплетенный линь. Из остатков консервированной ветчины сделал наживку и после трех дней экспериментов поймал первую рыбу.

Схватка с «деликатесом».

Из своей добычи Пун Лим высасывал сок, а кусочки вялил на солнце. Часть из них он съедал, а часть использовал в качестве новой наживки.

Чем дольше длилось плавание, тем хитрее и изворотливее он становился. Из старой консервной банки он сделал «гнездо», которое набил водорослями с днища плота. Рядом с «гнездом» Пун Лим положил кусочки вяленой рыбы. Одна из чаек, круживших возле плота, позарилась на угощение и была мигом схвачена китайцем. Пун Лим выпил кровь птицы, часть мяса съел сырым, остальное оставил вялиться на солнце.

Вытащив один из гвоздей, которыми крепился плот, он сумел превратить его в нож. Второй вытащенный гвоздь моряк сделал большим рыболовным крючком. Теперь акулы не пугали его - он решил, что превратит хищников в добычу.

Новую пойманную чайку Пун Лим использовал в качестве приманки, и полутораметровая акула клюнула на нее. Китаец вытащил хищницу на борт, но разъяренная акула едва не схватила его. Тогда Пун Лим ударами стального баллона из-под пресной воды оглушил акулу, после чего добил ее ножом.

Кровь акулы он использовал для питья, а плавники завялил на солнце. На родном Хайнане, акульи плавники считались деликатесом.

«Они поступили так, потому что я китаец»

Иногда над ним пролетали американские самолеты, но летчики не замечали его. Один раз американский корабль пытался оказать ему помощь, но в этот момент начался шторм, и его потеряли из виду.

Несколько раз неподалеку от него всплывали немецкие подлодки, но в этих случаях сам Пун Лим предпочитал оставаться незамеченным.

Один случай запал ему в душу на всю жизнь. Проходящий мимо корабль заметил его, подошел ближе, но затем изменил курс. «Они поступили так, потому что я китаец», — рассказывал Пун Лим.

Ни это происшествие, ни шторма, ни изнуряющий зной, ни бесконечное одиночество не свели его с ума. За несколько дней до встречи с рыбаками он понял, что приближается к суше — изменился цвет воды, а чайки теперь кружили вокруг его плота, не переставая.

«Надеюсь, никому не придется побить рекорд»

На берег он сошел без посторонней помощи. Его доставили в больницу, где врачи установили, что угрозы жизни нет. Кожа обветрилась и загрубела, на ней имелись солнечные ожоги, но это были сущие мелочи.

Когда через британского консула в Бразилии удостоверили личность моряка, установив все обстоятельства его истории, оказалось, что его скитания в океане продлились 133 дня. Удивительно, но за это время он похудел всего на 9 килограммов.

Из 55 членов экипажа «Бен Ломонда» спастись удалось только десятерым. Пун Лим, несколько месяцев считавшийся погибшим, стал одиннадцатым. История моряка стала широко известной, и английский король Георг VI пригласил его в Лондон, где вручил медаль Британской империи.

После окончания Второй мировой войны Пун Лим решил уехать в США, где к тому времени уже жил его брат, однако не получил разрешения. Но его известность помогла — сенатор Уоррен Магнусон вступился за героя, и Пун Лиму позволили жить и работать в Соединенных Штатах.

Он продолжил работать на флоте, теперь уже американском. В отставку шеф-стюард Пун Лим вышел в 1983 году.

Журналисты любили беседовать с Пун Лимом и часто напоминали ему — никому, кроме него, не удалось, потерпев кораблекрушение, в одиночестве продержаться в океане 133 дня. «Я надеюсь, что никому и никогда не придётся побить этот рекорд», — ответил однажды мудрый китаец.

Кока небольшого буксира, затонувшего близ берегов Нигерии. Мужчине удалось пробыть под водой почти трое суток, укрывшись в воздушном кармане затонувшего судна. Харрисон провел на глубине 30 метров 62 часа, пока спасатели из береговой службы не нашли его, обыскивая обломки. Вдохновившись его «героизмом поневоле», мы решили вспомнить, кому ещё удавалось похожим образом остаться в живых после длительной изоляции.

Роджер Чапмен и Роджер Маллисон

76 часов на глубине 480 метров

Похожий, но чуть более впечатляющий случай произошёл 29 августа 1973 года, когда со дна океана на поверхность поднялись Роджер Чапмен и Роджер Маллисон. Подводники застряли на затонувшем батискафе «Пайсис III», который залёг на дно на глубине 480 метров вблизи побережья Ирландии. Спустя 76 часов, проведённых в подводной тюрьме, их нашли члены экипажа спасательного судна «Джон Кабот» и совместно с двумя батискафами «Пайсис» и «Пайсис II» вытащили моряков на поверхность.


Пун Лим

133 дня на спасательном плоту в открытом море

25-летний стюард Пун Лим, служивший на британском торговом судне Merchant, был частью экипажа корабля, когда в ноябре 1942 года в судно попала немецкая торпеда. Когда в корабль врезался снаряд, Пун выпрыгнул за борт и через два часа, проведенных в открытом море, смог найти спасательный плот с пресной водой, сухим печеньем, сигнальными ракетами и фонариком. Лим экономил еду, съедая в день по два крекера и делая шесть глотков воды - два утром, два в обед и два вечером.

Этих запасов должно было хватить на месяц скитаний. Примерно через три недели Пун увидел первый корабль, но экипаж судна не заметил его. За ним прошли ещё несколько кораблей. Отчаявшийся Пун Лим стал ловить рыбу, используя кусочек лески и самодельный крючок - первую он поймал, используя в качестве наживки мясо чайки, предварительно схваченной им на краю плота. Чтобы избежать атрофии мышц, моряк плавал вокруг плота дважды в день, однако потом зарядку пришлось прекратить, чтобы не привлекать акул.

Через 131 день плавания Лим, пересекший Атлантику, заметил смену цвета воды и появление водорослей. Спустя еще два дня, оказавшись, как выяснилось позже, в устье реки Амазонки, Пун увидел на горизонте маленький парус и через пару часов уже был доставлен в ближайшую больницу.


Наташа Косорукова

36 дней в тайге

5 июня 1981 года геологический отряд Эрика Алексеева отправился в поход, разбив палатки в якутской тайге. К вечеру, когда уже было впору отходить ко сну, в группе студентов недосчитались практикантки Наташи Косоруковой - девушка не пришла и на следующее утро. Ни на крики, ни на выстрелы в воздух Косорукова не отзывалась. Члены отряда решили, что девушка, скорее всего, просто ушла домой, что, конечно, было маловероятным - все документы и большая часть вещей Наташи остались в лагере.

О ЧП было доложен в партийный штаб, который был расположен в 50 километрах от тайги. Девушку искали наземные группы, пытались найти вертолёты, однако безуспешно. Первые следы Косоруковой удалось обнаружить лишь 24 июня - она двигалась в противоположную от лагеря сторону.

8 июля, когда поиски уже собирались прекратить, следопыты нашли новые свидетельства того, что Наташа жива. Идя по следам, поисковикам удалось найти девушку лишь 10 июля. Косорукова была обнаружена на расстоянии 75 километров от разбитого лагеря - за 36 дней студентка прошла примерно 200 километров, петляя по тайге. Вопреки проведённому инструктажу по технике безопасности, девушка шла не вниз, а вверх по течению ручья, чем существенно усложнила поисковые работы.

В рюкзаке потерявшейся практикантки-геолога, помимо сухарей, которые она не успела выложить в лагере, был коробок спичек и лупа, однако развести с их помощью костер Косорукова смогла лишь в конце своих скитаний. Вероятно, выжить в тайге девушке помогло крепкое здоровье и относительно тёплое время года.

Лариса Савицкая

4 дня в лесу после падения с высоты 5220 метров

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая со своим мужем были пассажирами борта Ан-24, который столкнулся с бомбардировщиком Ту-116 на высоте 5220 метров. После восьми минут свободного падения девушка чудом уцелела - ее супруг погиб сразу же. Во время столкновения Ан-24 разломился на две части - Лариса оказалась в хвосте самолёта и кое-как доползла до кресла, чтобы пристегнуться.

На место происшествия выехали спасатели, которые нашли живую Савицкую с многочисленными переломами рук, ног, ребер и позвоночника. В качестве компенсации физического ущерба авиакомпания выплатила Ларисе всего 75 рублей. Первое сообщение в прессе о выжившей появилось четыре года спустя - издание «Советский спорт» написало, что Савицкая якобы испытывала самодельный летательный аппарат, упала с высоты пять километров и осталась при этом жива.

Девушка вспоминала, что, несмотря на полученные травмы, находилась в шоковом состоянии примерно три дня - не чувствуя боли, голода и холода, она звала на помощь, но безрезультатно. Когда на четвертый день после катастрофы к фюзеляжу самолёта прибыли спасатели, Савицкая находилась без сознания и очнулась уже в больнице.


Джордж Ду Присн

13 дней в висконсинской пещере

Спелеолог Джордж Ду Присн занимался исследованием пещер американского штата Висконсин. Во время очередного рейда в 1983 году он сорвался с обрыва, попал в быстрое течение подземной реки и оказался затянут водоворотом в подземную пещеру. Спустя четыре дня после случившегося спасатели прекратили поиски.

Имея твердое желание выжить, Ду Присн мобилизовал силы: при нём был фонарик, пресная вода и складной нож. При помощи фонаря и ножа Ду Присн рыбачил на мелководье. Чтобы выбраться из ловушки, он распустил свой шерстяной свитер оранжевого цвета, поделив каждую полученную нить на несколько более тонких. Их он привязал к лапам летучих мышей. Меченых животных заметили жители ближайшего городка, которые помогли Джорджу выбраться на свободу.

Георг Хайнцл

10 дней под завалами в шахте

В июле 1998 года шахтер Георг Хайнцл заканчивал смену в угольной шахте в небольшом промышленном поселке Лассинг, что в Австрии. Однако выйти на поверхность в тот день ему было не суждено: обвал заблокировал Георга на глубине 63 метров. Спустя несколько часов на его поиски отправились десять других шахтеров, попытавшихся разобрать завал, однако спасательный отряд погиб, оказавшись раздавленным новым оползнем. Поисковые работы велись на протяжении десяти дней, и Хайнцла удалось найти. Всё это время шахтер провел в темноте, имея минимальный запас воды, который он растянул на девять дней пребывания под завалами.

Уругвайская сборная по регби

72 дня в заснеженных Андах

Крушение уругвайского чартерного рейса номер 571 с регбистами и их семьями над Андами стало одной из самых, с позволения сказать, медийных катастроф - о трагедии снято несколько фильмов и написана не одна книга. Примерно треть пассажиров погибли при падении самолёта, столкнувшегося со скалой из-за сильной облачности, еще восемь человек оказались похороненными под лавиной, накрывшей фюзеляж самолёта. Трое членов экипажа скончались от полученных травм. 16 выживших остались с минимальным запасом продовольствия, находясь на высоте три с половиной тысячи метров. Чтобы не умереть от холода, пассажиры самолёта снимали одежду с тел погибших. Когда спустя несколько дней люди отчаялись, а спасатели так и не появлялись, они стали есть тела своих погибших товарищей.

Как оказалось, о крушении рейса никто не знал - лишь спустя 72 дня двое пассажиров, Нандо Паррадо и Роберто Канесса, совершили десятидневный переход через горы, где нашли чилийского фермера, накормившего их и вызвавшего спасателей. О невероятной воле к жизни и обо всех деталях действительно чудесного спасения можно узнать из книги «Чудо в Андах» или из фильма Фрэнка Маршалла «Выжить», сценарий которого был написан в сотрудничестве с Нандо Паррадо.


В начале апреля 1943 года трое бразильских моряков, вышедших на промысел, в открытом море наткнулись на странного вида плот с единственным пассажиром. По состоянию плота и по внешнему виду мужчины можно было понять, что плавание продолжается довольно долго. Понять, насколько долго, не удалось – странный мореплаватель не говорил по-португальски.

Лишь когда рыбаки доставили мужчину в устье Амазонки, в бухту Мараджа, с помощью переводчика удалось узнать, что неизвестный – моряк с британского торгового судна «Бен Ломонд», которое было уничтожено подводной лодкой.

Последний день транспорта «Бен Ломонд»

Пань Лянь, или Пун Лим, как называют его в англоязычных источниках, родился на китайском острове Хайнань в марте 1918 года. Многие жители Хайнаня становились рыбаками или моряками, и Пун Лим не стал исключением. Ремесло моряка в 1942 году привело его на британское торговое судно «Бен Ломонд», на котором он служил вторым стюардом.

Морские линии в военный период были небезопасны, зато такая работа хорошо оплачивалась. В ноябре 1942 года судно, переоборудованное в военный транспорт, выполняло рейс из Кейптауна в Южную Америку.

На третий день плавания «Бен Ломонд» был атакован немецкой подводной лодкой U-172. Пораженное торпедой судно стало стремительно уходить на дно. Пун Лим оказался в числе тех немногих, кто успел надеть спасательный жилет и покинуть гибнущее судно.

Пун Лим. Фото: Commons.wikimedia.orgНа маленьком плоту

Отплыв на некоторое расстояние от тонущего корабля, стюард увидел пятерых членов команды, находившихся на спасательном плоту. Он стал отчаянно звать на помощь, но они его не услышали. Плот быстро уносило ветром.

Через некоторое время Пун Лим увидел еще один спасательный плот с «Бен Ломонда». Ему удалось доплыть до него, но никого из членов команды на борту не оказалось.

Деревянный спасательный плот площадью 2,5 квадратных метра был оборудован тентом, призванным спасать моряков от палящего солнца. На борту имелся аварийный двухсуточный запас пресной воды и продуктов, рассчитанный на 25 человек: пресная вода в стальных баллонах, галеты, консервные банки с ветчиной, сгущенное молоко, шоколад.

Этого запаса должно было хватить на то, чтобы дождаться помощи – ведь судно затонуло в районе активного судоходства, и моряк полагал, что его быстро обнаружат.

Надо выжить

Однако плот стремительно сносило в сторону от судоходной трассы. Спустя несколько дней Пун Лим, разделивший свои запасы с расчетом на месяц, понял, что, возможно, был слишком оптимистичен.

Время шло, запасы таяли. Спасаясь от нестерпимой дневной жары, моряк, привязав себя линем (тонкий корабельный трос), плавал в море. Это помогало бороться с опуханием ног, вызванным длительной неподвижностью.

Во время одного из таких заплывов он обнаружил неподалеку от себя акулу, чудом не став ее добычей.

Вскоре он понял – если не придумает способ добывать пищу и воду, то выжить не сможет. Пун Лим стал собирать дождевую воду с тента. Разобрав фонарик, найденный на плоту, он вытащил из него пружину, сделав из нее рыболовные крючки. Вместо лески моряк использовал расплетенный линь. Из остатков консервированной ветчины сделал наживку и после трех дней экспериментов поймал первую рыбу.

Месть разъяренного кита. Настоящая история «Моби Дика» Схватка с «деликатесом»

Из своей добычи Пун Лим высасывал сок, а кусочки вялил на солнце. Часть из них он съедал, а часть использовал в качестве новой наживки.

Чем дольше длилось плавание, тем хитрее и изворотливее он становился. Из старой консервной банки он сделал «гнездо», которое набил водорослями с днища плота. Рядом с «гнездом» Пун Лим положил кусочки вяленой рыбы. Одна из чаек, круживших возле плота, позарилась на угощение и была мигом схвачена китайцем. Пун Лим выпил кровь птицы, часть мяса съел сырым, остальное оставил вялиться на солнце.

Вытащив один из гвоздей, которыми крепился плот, он сумел превратить его в нож. Второй вытащенный гвоздь моряк сделал большим рыболовным крючком. Теперь акулы не пугали его – он решил, что превратит хищников в добычу.

Новую пойманную чайку Пун Лим использовал в качестве приманки, и полутораметровая акула клюнула на нее. Китаец вытащил хищницу на борт, но разъяренная акула едва не схватила его. Тогда Пун Лим ударами стального баллона из-под пресной воды оглушил акулу, после чего добил ее ножом.

Кровь акулы он использовал для питья, а плавники завялил на солнце. На родном Хайнане акульи плавники считались деликатесом.

船被德潜艇击沉:中国水手上演现实版少年派
编者按:潘濂是一名中国水手,他曾孤身一人在南大西洋上漂浮了133天,靠捕鱼、捉鸟和雨水http://t.co/d10baryMdU pic.twitter.com/pznGO43Mxz

Иногда над ним пролетали американские самолеты, но летчики не замечали его. Один раз американский корабль пытался оказать ему помощь, но в этот момент начался шторм, и его потеряли из виду.

Несколько раз неподалеку от него всплывали немецкие подлодки, но в этих случаях сам Пун Лим предпочитал оставаться незамеченным.

Один случай запал ему в душу на всю жизнь. Проходящий мимо корабль заметил его, подошел ближе, но затем изменил курс. «Они поступили так, потому что я китаец», - рассказывал Пун Лим.

Ни это происшествие, ни шторма, ни изнуряющий зной, ни бесконечное одиночество не свели его с ума. За несколько дней до встречи с рыбаками он понял, что приближается к суше - изменился цвет воды, а чайки теперь кружили вокруг его плота, не переставая.

Одиночное плавание. Как солдаты из советского стройбата потрясли мир «Надеюсь, никому не придется побить рекорд»

На берег он сошел без посторонней помощи. Его доставили в больницу, где врачи установили, что угрозы жизни нет. Кожа обветрилась и загрубела, на ней имелись солнечные ожоги, но это были сущие мелочи.

Когда через британского консула в Бразилии удостоверили личность моряка, установив все обстоятельства его истории, оказалось, что его скитания в океане продлились 133 дня. Удивительно, но за это время он похудел всего на 9 килограммов.

Из 55 членов экипажа «Бен Ломонда» спастись удалось только десятерым. Пун Лим, несколько месяцев считавшийся погибшим, стал одиннадцатым.

История моряка стала широко известной, и английский король Георг VI пригласил его в Лондон, где вручил медаль Британской империи.

После окончания Второй мировой войны Пун Лим решил уехать в США, где к тому времени уже жил его брат, однако не получил разрешения. Но его известность помогла - сенатор Уоррен Магнусон вступился за героя, и Пун Лиму позволили жить и работать в Соединенных Штатах.

Он продолжил работать на флоте, теперь уже американском. В отставку шеф-стюард Пун Лим вышел в 1983 году.

Журналисты любили беседовать с Пун Лимом и часто напоминали ему - никому, кроме него, не удалось, потерпев кораблекрушение, в одиночестве продержаться в океане 133 дня. «Я надеюсь, что никому и никогда не придётся побить этот рекорд», - ответил однажды мудрый китаец.