Как советские и американские лётчики сбивали друг друга. Из четырёх истребителей вернулся один

Участившиеся за последнее время инциденты, связанные с перехватом российскими ВКС у границ РФ американских разведывательных самолётов, заставили многих заговорить о начале новой холодной войны.

В связи с этим уже возникают опасения: что, если у кого-то из пилотов однажды сдадут нервы или же воздушное лихачество приведёт к столкновению? Итогом такого ЧП может стать военный конфликт. Впрочем, подобное уже происходило в 50–70-е годы прошлого века, когда советские и американские лётчики беззастенчиво открывали друг по другу огонь, отчего холодная война в воздухе по факту была очень даже горячей.

В непримиримых врагов вчерашние союзники СССР и США превратились практически сразу по окончании Второй мировой войны. Согласно официальной истории первый конфликт в воздухе произошёл весной 1950 года. 8 апреля проводивший аэрофотосъёмку самолёт ВМС США PB4Y-2 «Приватир» вторгся на территорию Советского Союза у берегов Балтики. На его перехват были подняты истребители. В ходе короткого боя самолёт оказался сбит – все его 10 членов экипажа погибли.

С тех пор воздушные бои с участием советских и американских пилотов стали практически обыденным делом. Осенью 1951 года близ Владивостока был сбит самолёт P2V-3W «Нептун», годом позже над Дальним Востоком советские истребители уничтожили два разведывательных самолёта RB-29 «Суперфортресс», ещё один разведчик был перехвачен там же летом 1953 года.

Всего с 1950 по 1970 год в ходе воздушных боестолкновений были сбиты 252 американских лётчика.

Самолёт шефа ЦРУ расстреляли над Арменией

Большинство инцидентов, закончившихся перестрелками в воздухе, приходится на 50–60-е годы, когда США активно вели авиационную разведку, позже вместо самолётов стали использовать спутники. При этом наблюдение за своим главным противником американцы зачастую вели совсем уж беззастенчиво. Летом 1958-го большой скандал вызвал инцидент с самолётом «Дуглас» С-118. 27 июня транспортник нарушил границу СССР, залетев на территорию Армении. На его перехват вылетели два истребителя Як-25. В ответ на приказ снизиться и следовать на посадку пилот прибавил ходу и попытался уйти в Турцию. По приказу командующего войсками Бакинского округа ПВО генерала Иванова пилоты открыли огонь. В результате самолёт загорелся. Часть членов экипажа выпрыгнули с парашютом, однако затем пилот «Дугласа» смог сбить пламя и посадить машину на советском аэродроме Гиндарх.

На допросе американцы сообщили: они являются военнослужащими ВВС США, границу не нарушали, самолёт выполнял обычный грузовой рейс. Однако сбивчивые ответы задержанных дали контрразведчикам повод усомниться, что те имеют отношение к авиации. Впрочем, конкретных улик в их адрес не нашлось, поэтому после выставленной Вашингтоном дипломатической ноты задержанных передали американским властям. Лишь спустя почти 40 лет один из участников того инцидента, полковник Дейл Бреннер, рассказал: сбитый С-118 был личным самолётом шефа ЦРУ Аллена Даллеса, на борту «Дугласа» находилось три офицера спецслужбы, а везли они суперсекретный груз – отчёты о разведывательных полётах самолёта U-2 над СССР и план таких полётов на будущее. Эти документы были уничтожены за те несколько минут, пока горящий «Дуглас» шёл на посадку.

Из четырёх истребителей вернулся один

Стоит отметить, что в воздушных конфликтах гибли не только американские, но и советские пилоты. По информации историка Александра Орлова, одним из самых масштабных стал инцидент, произошедший 18 ноября 1952 года в районе мыса Гамова, на Дальнем Востоке, где между советскими МиГ-15 и палубными истребителями с подошедшего к границам СССР американского авианосца разгорелся настоящий бой. «В 14 часов 48 минут командир авиазвена капитан Беляков доложил с воздуха, что два самолёта заходят в хвост и что вступаем с ними в бой. После этого связь с истребителями прекратилась», – приводит Орлов текст донесения. В результате из четырёх советских истребителей на базу вернулся лишь один.

Серьёзные потери случались и позже, однако формально они считались катастрофами, поскольку прямых доказательств причастности американцев к катастрофам советских военных самолётов не было. Хотя не исключено, что о них просто не сообщалось, чтобы обычный инцидент не превращался в повод для начала войны. Так, в июле 1964 года самолёт Ту-16Р вылетел для проведения авиаразведки в Японском море, где находился авианосец «Энтерпрайз». На базу разведчики не вернулись.

Ещё один Ту-16Р оказался потерян спустя четыре года. Экипаж подполковника Плиева был направлен в Норвежское море для слежения за авианосцем «Эссекс». Официально считается, что Плиев решил утереть нос американцам, для чего пролетел над авианосцем на предельно малой высоте. Однако при развороте самолёт крылом задел море и разрушился. Но есть и другая версия – вероятно, у американцев сдали нервы и они практически в упор расстреляли заходящую на авианосец реактивную машину.

Аналогичным образом в 1973 году едва не погиб Ту-16Р, направленный следить за авианосцем «Джон Кеннеди». В попытке отогнать разведчика поднятый на перехват истребитель F-4 своим килем пропорол обшивку советского самолёта.

200 американцев на советской базе

На фоне столь острого противостояния двух сверхдержав почти курьёзно выглядит история, случившаяся летом 1968 года. Утром 1 июля заместитель командира расположенного на острове Итуруп 308-го истребительного авиационного полка Ярослав Хиров получил из штаба сообщение, что в воздушное пространство Советского Союза вторгся американский самолёт. Поднявшись в небо, дежурное звено МиГ-17 быстро настигло нарушителя – им оказался реактивный пассажирский лайнер «Дуглас» ДС-8. На приказ следовать к советскому аэродрому американец не отреагировал, поэтому пилоты выпустили предупредительный залп из пушек. После этого командир «Дугласа» решил не искушать судьбу и пошёл на снижение.

Далее история начала развиваться, словно в комедии положений. Во-первых, в штабе вспомнили, что военный аэродром Буревестник не предназначен для столь больших судов и при посадке «Дуглас» может просто разбиться. К счастью, всё обошлось. Во-вторых, сюрпризом стал список пассажиров лайнера, летевшего, как выяснилось, с американской военной базы Маккорд во Вьетнам. К удивлению советских военных, оцепивших «приз», на взлётную полосу вышли две сотни американских солдат.

Как позже вспоминали очевидцы, в воздухе мгновенно почувствовалось заметное напряжение. Впрочем, американцы были перепуганы не меньше. Положение усугубляло то, что из наших военных никто не говорил по-английски, а американцы не понимали русский. В итоге кое-как объяснились на ломаном немецком. Поскольку никто не хотел конфликта, стороны пришли к компромиссу – «гости» ведут себя смирно, за это их не арестовывают, а препровождают на постой до поступления распоряжений.

Тем временем Москва и Вашингтон решали, как быть дальше. Как раз на 1 июля Кремль и Белый дом назначили подписание договора о нераспространении ядерного оружия, потому скандал с «Дугласом» пришёлся совсем не ко времени. В результате США принесли извинения за непреднамеренное нарушение идиотом-лётчиком границ СССР, а советские власти, установив за два дня, что на борту лайнера не имелось шпионского оборудования, согласились отпустить самолёт и пассажиров на все четыре стороны. На прощанье «Дуглас» даже заправили керосином из армейских хранилищ, а на борт погрузили хлеб, консервы и масло из офицерского рациона. Впрочем, вряд ли в этом была большая необходимость – уже спустя час «Дуглас» приземлился в Токио, где его командир Джозеф Тозолини заявил: дескать, он ни в чём не виноват, границу не нарушал, а совершить посадку его принудили незаконно.

КСТАТИ

Исследователей давно занимает судьба американских пилотов, чьи самолёты были сбиты у границ СССР или прямо над территорией Союза. При этом, по некоторым данным, 24 пилота погибли, а 138 пропали без вести. Вероятно, кто-то из них утонул в море, кто-то сгорел в разбившемся самолёте, чьи-то останки не были найдены. Однако резонно предположить, что кто-то вполне мог и выжить.

В 2002 году журналист Александр Постнов провёл расследование, по итогам которого заявил: в плену в СССР действительно находились сбитые американские лётчики. Один из них якобы был замечен в закрытой Свияжской психиатрической колонии.

Косвенно информацию о пленении сбитых пилотов позже подтвердил член совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и лиц, пропавших без вести, генерал-майор Николай Безбородов. «В начале 90-х годов сотрудники комиссии в Московском авиационном институте обнаружили кабину истребителя-бомбардировщика F-111, сбитого над Северным Вьетнамом в 1972 году. Состояние практически неповреждённой кабины свидетельствовало о том, что экипаж самолёта скорее всего выжил», – сообщил он. Официально информация о том, что в СССР в плену находились сбитые американцы, не подтверждается.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Прошлое и настоящее: основной истребитель ВВС США Второй мировой войны "Мустанг" и новейший "Раптор" на авиашоу в Калифорнии

Военные США и России в ближайшее время должны провести уже третью по счету телеконференцию о безопасности полетов в воздушном пространстве Сирии, или, как выражаются журналисты, о разделе сирийского неба.

10 октября американские и российские боевые самолеты "оказались на расстоянии визуальной идентификации друг от друга", сблизившись на дистанцию от 16 до 32 км.

Пилоты всех воюющих стран скрупулезно вели счет воздушным победам, но "Мустанги" Кожедубу, естественно, не зачли. Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Евгений Савицкий сказал: "Никому не рассказывай. Эти победы - в счет будущей войны".

Первые выстрелы

После того, как советские и американские войска в начале сентября 1945 года вступили в Корею, американские самолеты первое время свободно летали над советской зоной, направляясь в Маньчжурию за своими бывшими пленными. Но уже через два месяца прибывшая из Москвы комиссия потребовала "навести порядок".

Очередная "воздушная крепость" Б-29 была перехвачена четверкой советских истребителей, которые стали заводить ее на посадку.

Сначала экипаж отказывался подчиниться, но когда истребитель очередью поджег один из двигателей, им пришлось приземлиться на советском аэродроме.

Летчиков отправили на родину, но самолет не отдали, а отправили в Москву для изучения.

Когда советские офицеры поинтересовались у американского командира, почему он не открыл ответный огонь, тот искренне изумился: "Как, стрелять по русским?".

Бой над Мерклином

Вскоре это перестало казаться немыслимым. 10 марта 1948 года случилось первое вооруженное столкновение между советским и западным блоками в Европе: воздушный бой над Мерклином, пограничной деревней в западной Чехии.

Два советских истребителя сбили американский военный самолет, якобы нарушивший чехословацкую границу с разведывательным заданием. Пилот катапультировался.

Драма над Балтикой

8 апреля 1950 года советские истребители сбили в районе Лиепаи самолет ВМФ США PB4Y-2 "Приватир". Машина упала в море, все 10 членов экипажа погибли.

Случай имел сильный резонанс, как из-за беспрецедентного на тот момент количества жертв, так и потому, что "Приватир", по словам хозяев, выполнял законную патрульную миссию над нейтральными водами Балтики.

Советская сторона утверждала, что это был не "Приватир", а "летающая крепость" Б-29, что самолет получил фатальные повреждения над Латвией и якобы первым открыл огонь по приближавшимся истребителям.

По имеющимся данным, ноты, которыми обменялись Москва и Вашингтон, редактировали лично Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.

Удар по аэродрому

8 октября 1950 года два американских истребителя-бомбардировщика F-80 "Шутинг стар" во время боевого вылета против наземных целей в Северной Корее отклонились от курса и по ошибке атаковали аэродром "Сухая речка" под Владивостоком, повредив восемь стоявших на земле советских истребителей американского производства "Кинг кобра".

США принесли официальные извинения, командир авиагруппы был переведен с понижением на штабную работу.

Единственное признание

22 июня 1955 года американский патрульный самолет P2V "Нептун" был атакован советскими истребителями МиГ-15 над нейтральными водами Берингова пролива и разбился при попытке сесть на принадлежащем США острове Святого Лаврентия. Члены экипажа отделались травмами.

Данный случай примечателен тем, что является единственным в истории, когда Советский Союз признал свою ошибку и выплатил компенсацию в 725 тыс. долларов - вдвое меньше, чем запросили США.

Чей борт?

27 июня 1958 года американский транспортный самолет С-118 во время полета из ФРГ в Пакистан слегка "зацепил" советское воздушное пространство над Арменией, был немедленно подбит и совершил аварийную посадку. Экипаж освободили через неделю.

Пикантность этой истории придали утверждения советской прессы, будто бы это был личный борт директора ЦРУ Аллена Даллеса.

Полет Пауэрса

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Фрэнсиса Пауэрса приговорили к 10 годам колонии, но вскоре обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик У-2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом С-75 в районе Свердловска.

Говорить о недоразумении в данном случае не приходится - разведывательную миссию У-2 никто не отрицал.

Инцидент примечателен политическими последствиями (отменой запланированного визита Дуайта Эйзенхауэра в Москву и длительным замораживанием советско-американских отношений), а также тем, что ракетчики заодно с американской машиной сбили поднявшийся на ее перехват собственный истребитель МиГ-19, причем американский пилот Фрэнсис Пауэрс благополучно приземлился на парашюте, а его советский коллега Сергей Сафронов погиб. Публике об этом сообщили через 30 лет.

"Черная суббота"

К 27 октября 1962 года Москва и Вашингтон уже приступили к конфиденциальным контактам с целью выхода из . Но тут Фидель Кастро приказал кубинским ПВО сбивать американские разведывательные самолеты. Стреляли много, однако ни в кого не попали.

Рядовые советские участники операции тоже были настроены воинственно. Командир одного из зенитно-ракетных дивизионов капитан Антонец сообщил в штаб, что в зоне его ответственности замечен У-2, и попросил разрешения поддержать огнем кубинских товарищей.

Ему ответили, что советские войска соответствующего приказа не получали и требуется санкция командующего Плиева, а того в данный момент нет на месте. Но капитан принял решение самостоятельно и сбил самолет. Погиб пилот Рудольф Андерсон.

Историки называют этот день "черной субботой" и считают кульминацией Карибского кризиса.

Именно тогда сделалось ясно, что мировая война может начаться в любой момент из-за случайности и помимо воли первых лиц.

Узнав об уничтожении У-2, советское руководство пошло на беспрецедентный шаг: чтобы не тратить времени на передачу текста по дипломатическим каналам, примирительное послание Хрущева к Кеннеди было зачитано прямо в радиоэфире.

Пошли на таран

28 сентября 1973 года иранский разведывательный самолет RF-4C "Фантом" вошел в воздушное пространство СССР в Закавказье. Посланный на перехват пилот "МиГа" Геннадий Елисеев безуспешно израсходовал все ракеты, после чего совершил сверхзвуковой воздушный таран.

Два члена экипажа иранского самолета катапультировались и были освобождены через неделю, а Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

16 июля 1981 года пилот перехватчика Су-15 Валентин Куляпин таранил аргентинский транспортный самолет, совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшийся в воздушное пространство над Арменией.

На сей раз погибли все четыре члена экипажа транспортника, включая одного британца, а Куляпин выжил и получил орден Красного Знамени.

Жесткая посадка

20 апреля 1978 года пассажирский "Боинг-707" компании "Korean Air Lines" с 97 пассажирами на борту, выполняя рейс из Парижа в Сеул, отклонился от маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска.

По советской версии, экипаж не реагировал на сигналы; по утверждению командира "Боинга", огонь был открыт без предупреждения.

Перехватчик Су-15 выпустил по авиалайнеру две ракеты и отстрелил ему часть крыла. "Боинг" совершил аварийную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Два пассажира погибли, 13 получили травмы.

Трагедия над Сахалином

Примерно две трети жертв холодной войны в воздухе, 269 человек, погибли в один день 1 сентября 1983 года, когда советский перехватчик , следовавший из Нью-Йорка в Сеул и отклонившийся от маршрута из-за ошибки автопилота и невнимательности экипажа.

На волне эмоций в СССР высказывались предположения, будто американцы умышленно направили самолет в советское воздушное пространство с целью проверить на прочность ПВО потенциального противника, в США - будто коммунисты сознательно уничтожили мирных пассажиров, чтобы запугать мир своей неумолимой жестокостью.

Рассекреченные документы и данные бортовых самописцев сбитого лайнера свидетельствуют, что случилось чудовищное недоразумение, помноженное на атмосферу холодной войны.

Юрий Андропов в разговоре с советским послом в Вашингтоне Анатолием Добрыниным бранил "тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике", но слов сожаления для погибших не нашел.

Советское правительство признало факт уничтожения лайнера и выразило сожаление по поводу гибели ни в чем не повинных людей лишь 7 сентября. Ранее было выпущено знаменитое заявление ТАСС, в котором утверждалось, что "самолет-нарушитель продолжал полет в сторону Японского моря". Слова "удалиться в сторону Японского моря" стали классикой советского черного юмора.

Согласно протоколу заседания политбюро от 2 сентября, Михаил Горбачев, тогда молодой выдвиженец из провинции, за несколько часов ограничился единственной ремаркой: "Самолет долго находился над нашей территорией. Если он сбился с курса, американцы могли поставить нас в известность".

Вопроса, почему советские власти не попытались, в свою очередь, связаться с компетентными представителями США или Южной Кореи, не возникло.

В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана и установили прямую связь между своими диспетчерскими службами.

Политическая воля

Правообладатель иллюстрации UK Defemce Ministry Image caption Привычное дело: истребитель "Тайфун" британских Королевских ВВС сопровождает российский стратегический бомбардировщик Ту-95 над Северным морем

Регулярные патрульные и тренировочные полеты стратегических бомбардировщиков над Атлантическим и Северным Ледовитым океанами, проводившиеся как американскими, так и советскими и российскими ВВС на протяжении десятилетий, вызывали взаимное недовольство, но серьезных инцидентов не повлекли.

По мнению военных экспертов, этому способствовали их рутинный характер, а главное, чувство ответственности обеих сторон. Как показал опыт, чтобы инциденты в небе не превращались в трагедии, сторонам надо не бравировать надменной неуступчивостью, а общаться.

Руководство министерства обороны России официально объявило о прекращении взаимодействия с США по предотвращению инцидентов в воздухе.

Такое решение военные России приняли после инцидента в воскресенье, когда силы международной коалиции сбили Су-22 сирийских ВВС.

Как сообщается в пресс-релизе Минобороны, с сегодняшнего дня все летательные аппараты коалиции западнее Евфрата «будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей».

Со своей стороны, Москва также потребовала «тщательного расследования» инцидента с Су-22 с американской стороны. В министерстве назвали атаку на самолет «циничным нарушением» суверенитета Сирии. При этом, как говорится в документе, военные США не выходили на связь с российскими ВВС перед атакой на Су-22. Хотя Вашингтон сделал заявление о том, что россиян предупредили об операции.

Согласно данным американского командования, сирийский Су-22 был сбит, когда он сбрасывал бомбы над дружественными международной коалиции формировании в провинции Ракка. Что характерно, судьба пилота до сих пор неизвестна.

Удар США по истребителю ВВС Сирии является актом агрессии и помощью действующим на территории этой страны террористам, заявил в понедельник замглавы МИД РФ Сергей Рябков.

Рябков на всрече с журналистами в Москве пояснил, что «это, если хотите, помощь тем террористам, против которых борются США, заявляя о том, что они проводят антитеррористическую политику».

"Я думаю, что этот удар надо рассматривать прежде всего как продолжение американской линии на пренебрежение нормами международного права. Независимо от того, кто находится у власти в Вашингтоне, люди там привыкли к тому, что есть определенные нормы, обстоятельства, которые позволяют им смотреть свысока, пренебрежительно и в некоторых ситуациях просто откровенно игнорировать азы международного поведения", - подчеркнул Рябков.

Уничтожение самолета сирийских ВВС американской авиацией в воздушном пространстве Сирии - циничное нарушение суверенитета Сирийской Арабской Республики. Неоднократные боевые действия авиации США под прикрытием "борьбы с терроризмом" против законных вооруженных сил государства-члена ООН являются грубейшим нарушением международного права и фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике", - говорится в сообщении российского военного ведомства.

"Неоднократные боевые действия авиации США под прикрытием «борьбы с терроризмом» против законных вооруженных сил государства-члена ООН, являются грубейшим нарушением международного права и фактически - военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике",- заявили в Минобороны России.

"Более того, в воздушном пространстве Сирии в данный период времени выполняли задачи самолеты российских ВКС. Однако командование коалиционных сил не использовало существующий канал связи между воздушными командованиями авиабазы Эль-Удейд (Катар) и авиабазы Хмеймим для предотвращения инцидентов в воздушном пространстве Сирии",- добавили военные.

"Рассматриваем данные действия американского командования как сознательное невыполнение своих обязательств в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии от 20 октября 2015 г. Министерство обороны Российской Федерации с 19 июня с.г. прекращает взаимодействие с американской стороной в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии",- пояснили они.

"В районах выполнения боевых задач российской авиацией в небе Сирии любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее р.Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей",- констатировали в Минобороны России.

"НАТО направила в Сирию гораздо больше самолетов, чем Москва, однако российская операция показывает гораздо более высокий результат благодаря превосходным навыкам пилотов и мощности боевой техники",- ранее писал Focus.

Также, когда моморандум был аналогично "заморожен" в прошлый раз, американские ВВС каждый раз вынуждены просить у России разрешение на полеты над Сирией, чтобы не попасть в сферу действия ПВО и ВКС РФ, заявил СМИ российский военно-дипломатический источник.

По его словам, летчикам США приходится действовать осторожно, чтобы "самим не сбить русских". Несмотря на то, что меморандум по предотвращению воздушных инцидентов в Сирии до сих пор де-факто приостановлен, американские войска "используют другие доступные каналы".

Источник пояснил, что "сирийское небо, по меркам военной авиации, очень небольшое. Поэтому американская сторона по другим пока доступным каналам, частенько просит у нас разрешение зайти в ту или иную зону сирийского воздушного пространства. Мы понимаем важность обеспечения безопасности полетов и поэтому зачастую идем им навстречу. Но не более".

"В случае боестолкновения нынешней авиации США, стран НАТО, российские МИГи и Су, безусловно, снесут их с неба. Это не шапкозакидательство, а сравнение технических характеристик планёров и оружия. Это признают и западные военные эксперты, однако лучше бы такого не произошло, Третья мировая не нужна никому", резюмировал высокопоставленный источник в Минобороны РФ.

ведь еще до Сирии американские летчики называли себя "хозяевами неба" и возмущались "почему Россия вообще смеет летать". А тут в "разрешенном небе" появляются современные бомбардировщики, истребители и штурмовики России.

"Безусловно, целая армия может уничтожить и Су-35, но это - уже война, а тогда Россия может начать бить хоть "Калибрами" по базам и аэродромам противника, хоть силами РВСН, хоть проводить военно-морскую операцию на Босфоре. Но в равном бою даже с десятком F-15/16 наши Су-35 с "Хибинами", скорее всего победят",- заключил военный эксперт.

"Эскалация конфликта набирает обороты. В попытках замедлить продвижение САА, дабы не допустить захват ключевой развязки к югу от Ракки, США сбили самолёт Сирийской армии, а также направили отряды курдов на захват Ресафы(ключевая дорожная развязка южнее Ракки). Однако, этот ход не возымел нужного эффекта, и САА отогнала разрозненные отряды халифатчиков, что и позволило захватить Ресафу",- пишут авторы телеграм-канала Couch Politilogy.

"В свою очередь, форсирование наступления на Ракку привело к тому, что обходной маневр Сирийской армии был упущен, а попытки купировать этот прорыв оказались недостаточными. Захват этой развязки войсками Асада открывает возможность похода на Ракку с южных рубежей, что всеми силами пытались предотвратить штаты. Без сомнения, если Асад решит наступать на Ракку, это приведет к ещё большим конфликтам с США",- добавляют эксперты.

"Так же, это даёт хорошую возможность развить наступление на Дейр-эз-Зор с целью деблокирования анклава, который фактически находится в окружении с самого начала войны. Что касается заявления Минобороны, то тут все покажет время. Скатится ли это все во вьетнамский сценарий, либо же это игра мускулами - думаю узнаем в ближайшие недели. Раздел остатков погибающего Халифата приобретает все более грубые очертания, приводя к подобного рода столкновениям",- считают они.

На кладбище в китайском Люйшунькоу (бывший Порт-Артур) есть 248 могил советских военнослужащих и членов их семей. Если не изменяет память, то около 60 захоронений принадлежат летчикам, которые воевали в небе Кореи и были сбиты в воздушных боях. Где захоронены американские пилоты, соотношение потерь которых в два раза больше, доподлинно неизвестно - частично на Арлингтонском национальном кладбище под Вашингтоном, частично в Южной Корее. В - и ее исход решался не только боевым мастерством, но и силой моторов, в данном случае реактивных.Советский Союз в развитии реактивных и сверхзвуковых самолетов изначально существенно уступал западным странам - лидерство держали Германия, Штаты, Англия и Италия. И хотя первые разработки реактивных двигателей в нашей стране начались еще в конце 30-х годов прошлого столетия, первый испытательный полет состоялся 27 марта 1943 года на аэродроме НИИ ВВС Кольцово в Свердловской области. Самолет БИ-1, который пилотировал летчик-истребитель Георгий Башчиванджи, достигнув скорости в 800 км/ч, неожиданно перешел в пике и столкнулся с землей. Спустя 30 лет пилоту было посмертно присвоено звание Героя, его именем был назван поселок и одноименная железнодорожная станция вблизи от Звездного городка в Подмосковье. Но эта катастрофа стала важным этапом в развитии самолетостроения с реактивными двигателями.Разработки велись с модификациями Як-3, Ла-7 и Су-6 с ускорительным ЖРД (жидко-реактивным двигателем), но потребовалось еще несколько лет, до появления воздушно-реактивных моторокомпрессорных двигателей ОКБ Микояна и Сухого. И к 1950 году появился знаменитый МиГ-15, который стал лучшим истребителем в мире на тот момент. Доказывать это пришлось в небе над Кореей в противостоянии с американским реактивным F-80 Shooting Star и новыми истребителями F-86 Sabre.
Советским пилотам на «мигарях» предполагалось вести переговоры на корейском языке, которые они заучивали перед вылетом - по нескольку фраз. В ходе воздушного боя, естественно, переходили на родной язык, не без какой-то там матери, что в ситуациях боестолкновений позволяло одерживать победу. Американцы, не сведущие в тонкостях русского языка, так и не могли понять, какой соперник им противостоит в небе.1 ноября 1950 года советским летчикам впервые разрешили пересекать корейскую границу, чтобы вести поиск и уничтожение американских самолетов. В этот же день состоялся и первый бой «мигов» - пять наших самолетов вылетели в район Аньдуня и вскоре обнаружили тройку P-51 «Мустанг». В результате скоротечного боя один самолет противника был поврежден, еще один сбит. Так был открыт счет побед советских летчиков в корейском небе. В тот же день МиГ-15 впервые проявили себя в бою с реактивными самолетами американцев. Тройка наших истребителей встретила десяток самолетов F-80 и внезапно атаковала их сверху. В результате один Shooting Star был подбит, остальные предпочли ретироваться.За первые полтора месяца воздушных боев были подбиты всего три советских МиГа, тогда как потери противника были в разы больше. А зону действия наших истребителей вдоль корейско-китайской границы американские летчики позже назвали «Аллея МиГов», признав, что небо в этой части корейского полуострова уверенно контролировали советские асы.
Если сравнивать технические характеристики нашего МиГа и американского F-86, то они практически одинаковы. Максимальная скорость у земли 1042 против 1093 км/ч. МиГ-15 имел преимущество в скороподъемности, а «Sabre» лучше маневрировал на малых высотах. Практический потолок «мигаря» достигал 15100 метров, американец поднимался чуть меньше - на 14300. По вооружению - МиГ был оснащен 37-мм пушкой и еще двумя 23-мм пушками, а F-86 был вооружен шестью 12,7-мм пулеметами. При таких соотношениях в силе главным считалось именно мастерство пилотов, их готовность идти на риск и переигрывать противника чисто тактически. Тут трудно переоценивать мастерство соперников, но, судя по количеству сбитых самолетов, советские пилоты имели явное преимущество.«Первый бой между МиГ-15 и F-86 произошел 17 декабря 1950 года, - пишет в книге "Красные дьяволы в небе Кореи" Игорь Сейдов. - Победить американцам помогла военная хитрость. В районе Аньдуня четверка советских самолетов обнаружила четверку истребителей с красными носами, о чем и было доложено ведущему группы. Тот ответил: "Вижу, это наши!" - и продолжил полет по маршруту. Но неожиданно группа была обстреляна сзади и сверху. Машина ведущего загорелась, двигатель заглох, и летчику пришлось катапультироваться. К слову, это было первое катапультирование с МиГ-15 в боевых условиях в советских ВВС. Как выяснилось позже, у первых "Сейбров" для введения в заблуждение противника была окрашена в красный цвет носовая часть фюзеляжа, подобно тому, как на МиГах были красные круги вокруг носовой части фюзеляжа. Поэтому после боя на всех наших самолетах красные носы были стерты техниками».
Первую победу над новым американским истребителем советские летчики одержали только через неделю, спустя десяток боев. Наши летчики еще изучали противника и на первых порах попадались на приманку из одной группы «Сейбров», не замечая следовавшую за ней и с превышением другую группу F-86, и попадали под ее удар. За это время СССР потерял три истребителя МиГ-15. Дальнейший счет побед в воздушных боях оказался на стороне советских истребителей. В тот день американцы совершали массированные налеты через реку Ялуцзян. В налете участвовали 48 бомбардировщиков В-29 и 76 истребителей прикрытия. На перехват вылетело 44 МиГа, которые сбили 10 бомбардировщиков и 3 истребителя, полностью сорвав бомбардировку.В октябре того же года МиГи вылетели на перехват воздушной армады из двадцати бомбардировщиков и около 200 истребителей сопровождения. Советских самолетов было опять 44 (еще 12 прикрывали аэродромы), которые сбили 12 «бомберов» и 3 истребителя, потеряв при этом один свой самолет.
Всего, по неофициальным данным, во время боевых действий в небе Кореи советские летчики, в основном на истребителях МиГ-15, провели около двух тысяч воздушных боев и Собственные потери оцениваются в 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11.