Кого называют принцесса на горошине. Характеристика героев сказки

2002 года), я внезапно — и в этом давно нет ничего удивительного, — начал размышлять. Так бывает, когда в детстве смотришь, и даже мысли не возникает о подтексте и вменяемости сюжета. А тут видишь ли, задумался, в чём же смысл столь странной истории о принцессе, которая под перинами почувствовала сухую горошинку? Как оказалось, не я один задавался этим вопросом. Ниже представлены (от обстоятельных до кратких) мнения из комментариев, не все — но этих достаточно.

(1) Не всё золото, что блестит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Никогда не верь первому впечатлению, оно всегда обманчиво.

Только немного больше узнав о человеке, можно делать какие-либо выводы.
Так и в этой сказке: просто одетую девушку нельзя было сразу назвать принцессой, однако жизненные привычки в любой ситуации расскажут сами все о человеке, ведь то, к чему человек привык, как он сформировался умственно, трудно скрывать.

(2) Смысл сказки в том, что люди, оказывается, не все одинаковы, а отличаются друг от друга своим уровнем интеллигентности, развития нравственности, природной мудрости. Всего на одной странице, Андерсен определил всю философию нового времени. Принцесса пришла в рубищах, босая и замерзшая. За ней стелется шлейф необыкновенной истории, которую мы не знаем. Но она принцесса, и в этом ее суть. И достаточно всего одной горошины, чтобы понять это.

(3) Способ проверки подлинности принцессы всего лишь образ. Очарование принцессой происходит ещё до проверки горошиной. Если бы она не понравилась королевскому семейству, королева не пошла бы на такой риск — вручить судьбу сына и свою воле случая. То есть, мнение о незнакомке сперва таково: девушка хороша, но не обманулись ли мы? Чтобы удостовериться в том, что избранница действительно достойная, в жизни понадобились бы годы жизни с ней. В сказке же всё можно проверить горошиной. Сказочное свойство горошины — дать подтверждение — да, это именно та. А коль подтверждение получено, вот вам и доказательство, что и в лохмотьях может быть золотая, благородная, чистая душа.

(4) Принцесса не замуж шла, просто попросилась на ночлег, голодная и холодная, а коварная королева подсунула ей горошину в виде испытания. Принцесса утром разохалась от синяков, оставленных градинами (накануне она забегалась, промокла, разволновалась + твёрдые осадки побили), а потенциальная свекруха решила, что заполучила невестку голубых кровей. Сказка на внимательность.

(5) Способность почувствовать горошину дает право предполагать в человеке возможность почувствовать и состояние находящегося рядом человека, его боль, радость, сомнения. А там рядом и сочувствие, и соучастие. А еще и то, что принцесса сказала о том, что ей плохо спалось — это же ведь открытость!

(6) Главный смысл сказки состоит в том, что, если человек хочет что-то узнать, он обязательно придумает, как это сделать. Сказка учит быть сообразительным и находчивым, придумывать оригинальные решения для достижения цели.

(7) Смысл в том, что люди высшего общества привыкли к самому лучшему. Это стиль жизни принцессы не спят на тюфяках они не служанки. Поэтому и подвох чувствуют сразу. Без таких принцесс в реальной жизни не было бы класса люкс.

(8) Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по одёжке — неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире.

(9) Данная сказка — насмешка над королевскими кровями. Автор высмеивает знать, ржет над родителями принца и их критериями поиска жены своему сыну.

(10) Смысл в том, что сейчас принцесс настоящих не осталось. Спим на своих жестких кроватях с ортопедическим матрацем и ни одного синяка с утра.

(11 ) Горошина символизирует нечистую совесть.
Как ее не прикрывай, настоящая принцесса не сможет спать спокойно.

(12 ) Конечно же, всё может быть, но вот для меня мораль сказки такая: если чувствуешь себя принцессой, даже драные лохмотья тебе не будут помехой.

(13 ) Мне кажется... просто им нужна была "породистая" жена, а не какая-нить самозванка деревенская с улицы, вот в этом смысл, наверное.

(14 ) Мораль — оказаться в нужное время в нужном месте, подслушать и подсмотреть, как тебя будут испытывать. PS: Добавил не знаю зачем... а вдруг?

(15 ) У сказки нет морали. Мораль бывает у БАСНИ! Для этого данный жанр и создавался. А сказка — это отражение действительности, созданное творчеством. И Андерсен не морализирует, он показывает мир во всем его многообразии.

Такие дела, некоторые мнения в чём-то похожи, многие чисто домыслы — воображение рисует детали. Вы как думаете, какой номер близок к истине? Возможно, у кого-то включился СПГС. Что касается меня, то я склоняюсь к варианту 15 и 9.

Литературное чтение 2 класс.

УМК «Школа России»

Тема: Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»; развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать в слух с постепенным переходом про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных произведений и героями русских сказок, находить сходства и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение сказки.

    Речевая разминка.

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

Кто такой король? /слайд 2/

Король- государь, управляющий королевством.

    Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадку. /слайд 3/

Про принцессу вам загадка:

Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

Добрая, хорошая

Принцесса на..... (ГОРОШИНЕ) /слайд 3/

Назовите тему урока? (Мы будем знакомиться со сказкой «Принцесса на горошине»)

Сегодня мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». Продолжим учиться инсценировать сказки. А какие сказки Андерсена вы читали?

    Работа по теме урока.

    Рассказ учителя о Г.Х.Андерсене. /слайд 4/

Ганс Христиан Андерсен- датский писатель, сказочник. Родился в семье бедного сапожника. После смерти отца мать отправила его в Копенгаген, юному Гансу пришлось очень тяжело, но он поступает учиться в театральное училище. Будучи студентом Андерсен начинает писать стихи, пьесы, оперы для театра.

В 1835 г. В свет вышли «Сказки, рассказанные детям». Андерсен и помыслить не мог, что именно сказки- столь не солидный, «несерьезный» жанр- сделают его всемирно известным.

Из какой страны этот сказочник? (из Дании)

В его сказках, как и в жизни, правил король. А в России кто правил в давние времена? (царь)

2. Чтение сказки.

(Сказку читают учащиеся.)

    Физкультминутка. /слайд 5/

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком:

«Зайка, зайка попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

    Закрепление изученного.

    Словарная работа. /слайд 6/

Принцесса- 1. Титул представителя потомка монархов (королей, царей), наследник престола. 2. О тех, кто чересчур привередлив, чувствителен к неудобствам.

Тюфяк- мешок, набитый сеном и служащий матрасом.

Перина- мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера- музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

    Обсуждение сказки. /слайд 7/

Как выглядела принцесса, которая постучалась в ворота?

В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? /слайд 7/

Как вы думаете, в каких ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине? Приведите примеры.

Похожа ли принцесса Андерсена на принцесс из русских сказок?

(Выразительное чтение сказки с элементами инсценирования)

    Рефлексия.

Мини- викторина.

    Кто хотел жениться на принцессе? (Принц)

    Какой должна быть принцесса? (Настоящей)

    Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса? (Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра)

    Кто решил проверить принцессу?(Старая королева)

    Сколько было тюфяков? (Двенадцать)

    Сколько было перинок? (Двенадцать)

    Что было с принцессой после той ночи? (Все тело было в синяках)

    Куда попала горошина? (В кунсткамеру)

    Подведение итогов урока. /слайд 8/

Какую сказку мы читали на уроке?

Какой представляете себе принцессу Г.Х.Андерсена?

Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?

    Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки «Принцесса на горошине», нарисовать рисунок.

Андерсен Г-Х. сказка "Принцесса на горошине"

Главные герои сказки "Принцесса на горошине" и их характеристика

  1. Принц, молодой и красивый, ищет себе в жены настоящую принцессу, но видимо и сам не знает, какая принцесса настоящая.
  2. Принцесса, молодая и красивая, привыкшая спать на самых мягких перинах, изнеженная и непривычная к другим условиям.
  3. Королева, мудрая женщина, которая придумала интересный способ испытания принцесс.
План пересказа сказки "Принцесса на горошине"
  1. Поиски принцессы
  2. Грусть
  3. Гроза
  4. Задумка королевы
  5. Горошина
  6. Плохой сон
  7. Свадьба
Кратчайшее содержание сказки "Принцесса на горошине" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Принц ищет настоящую принцессу, но нигде не может ее найти
  2. Принц грустит
  3. Страшная гроза и принцесса у ворот замка
  4. Королева кладет горошину под перину
  5. Принцесса жалуется, что не могла уснуть
  6. Принц женится на принцессе.
Главная мысль сказки "Принцесса на горошине"
Настоящая принцесса способна почувствовать горошину даже под большим количеством перин.

Чему учит сказка "Принцесса на горошине"
Эта сказка учит нас тому, что привыкнув к очень хорошим условиям жизни, человек становится изнеженным и не может уснуть даже на мягких перинах, потому что они кажутся ему твердыми. Эта сказка учит тому, что все в мире относительно.

Отзыв на сказку "Принцесса на горошине"
Эта сказка мне очень понравилась, не потому что в ней какой-то особенный сюжет, а потому что она написана с юмором. В ей описано забавное испытание, которое призвано определить настоящую принцессу и после этой сказки многие наверняка проверяли, способны ли они почувствовать горошину под периной или подушкой.

Пословица к сказке "Принцесса на горошине"
Отведаешь сам - поверишь и нам.
Не испытав - не узнаешь.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Принцесса на горошине"
Жил в одной стране красивый молодой принц, который очень хотел найти себе красивую принцессу. Он везде искал настоящую принцессу, но никак не мог такую найти.
Он вернулся домой и очень грустил.
Но вот однажды разразилась страшная гроза и в ворота замка кто-то постучал.Там оказалась принцесса, очень мокрая принцесса.
Ее провели в замок и королева решила проверить, настоящая она принцесса или нет. Для этого королева положила на кровать горошину, а сверху двадцать тюфяков и двадцать перин.
Потом принцесса пошла спать.
Утром ее спросили, как ей спалось и принцесса принялась жаловаться, что всю ночь не могла уснуть, потому что лежала на чем-то твердом.
Так все поняли, что перед ними самая настоящая принцесса.
Принц женился на этой принцессе, а горошина хранится с тех пор в музее.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Принцесса на горошине"

Пришел, увидел, победил

Это слова римского политического деятеля и полководца Гая Юлия Цезаря. Разгромив врагов в Италии, он отправился на восток, укрепил свою власть в Египте, а в Малой Азии молниеносно разбил войска царя Фарнака. О победе Цезарь послал в сенат отчет из трех слов: "Пришел, увидел, победил".

Сейчас выражение полководца используют в двух значениях: прямом - молниеносно добиться успеха и ироническом - не разобравшись, сделать выводы.

Приложить руку

Во времена Киевской Руси многие были неграмотными или малограмотных. Вместо подписи они прикладывали руку слегка окрасив палец или несколько пальцев, прижимали их к бумаге. Как и почерк, отпечатки рук очень разнятся, ведь в природе нет двух человек, у которых бы узор тонких линий на пальцах точно повторялся. Поэтому отпечаток пальцев на бумаге считали не только равноценной, но и надежной заменой подписи. Когда человек должен ставить на документе отпечаток пальца или кисти руки, это и называли "приложить руку".

В современном понимании такое выражение означает принять участие в чем-то, быть причастным к чему-то.

Принцесса на горошине

Происхождением этот фразеологизм обязан одноименной сказке Г.-Х. Андерсена. Один королевич захотел жениться на настоящей принцессой. Для этого всех девушек он искал нежным и деликатным, устраивая им испытания: претендентка должна переночевать во дворце на кровати, застеленной 12 матрасами и 12 перинами, под которые принц тайно положил горошину. Большинство принцесс ее не почувствовало, и только одна утром пожаловалась, что ни на минуту не смогла заснуть, потому что что-то ей страшно мучило и она натерла синяки на всем теле. Именно ее королевич избрал невесту.

Фразеологизм "принцесса на горошине" употребляют, когда речь идет о человеке разнеженный, которая болезненно воспринимает даже самые маленькие трудности.

Притча во языцех

Выражение происходит из Библии (псалмы, 44:14): "Сделал Бог вас притчей во языцех, предметом покиванием головой в чужеземцев". В современной речи фразеологизм "притча во языцех" понимают как предмет разговоров, сенсацию; то, что стало общеизвестным, о чем все в шутку или с осуждением говорят.

Прокатить на вороных

Фразеологизм связан с голосованием. В древности на выборах в ящики с именами претендентов бросали шарики - баллы (отсюда и слово "баллотирования"). Белые шарики означали "за", черные - "против". А поскольку ранее черный цвет (преимущественно масть лошадей) называли вороным, то за черными шариками для голосования также закрепилась это название.

Прокрустово ложе

В одном из греческих мифов рассказывается о разбойнике Полипемона по прозвищу Прокруст, что в переводе означает "розтягувач". Всех, кто к нему приходил, он заключал на кровать.

Разбойник отрубал ноги тем, для кого это кровать была короткой, а для кого длинным - растягивал ноги. Фразеологизм "прокрустово ложе" характеризует надуманное мерило, под которое насильно подгоняют факты действительности.

Прометея огонь. Прометею муки

Прометей - титан, мощный герой древнегреческих мифов. Его образ и имя получили распространение в европейских литературах и фразеологизмах.

Пожалев людей, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природными стихиями, Прометей похитил у богов огонь и передал его смертным. За это верховный бог осудил титана на страшную муку: его приковали к скале в Кавказских горах, и каждый гигантский орел терзал тело и выклевывал печень. Ночью раны заживали, и на утро тело было готово к новым мучениям. Впоследствии могучий Геракл освободил страдальца по приказу Зевса, захваченного выдержкой и мужеством Прометея. Выражение "прометеев огонь" употребляют тогда, когда характеризует дух благородства, мужества и таланта, а "Прометее муки", когда речь идет о страданиях во имя высокой цели.