Образ народа в русской литературе. Образ крестьянина в русской литературе

Образ крестьянства в литературе

В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. В 19 веке в русском обществе существовало 2 класса: крестьяне и дворяне – с непохожей культурой и языком, поэтому одни писатели писали про крестьян, а другие дворян. У Крылова, Пушкина, Гоголя и других мы увидим образ крестьян. Все они изображали крестьян разными, но было у них и много схожего. Крылов Иван Андреевич,например, в своей басне «Стрекоза и муравей» показывает на примере муравья – крестьянина трудягу, жизнь которого тяжела, а стрекоза означает противоположное. И такое мы видим в множестве басен Крылова.

Другой писатель, один из величайших представителей культуры 19 века Александр Сергеевич Пушкин. Мы знаем, что Пушкин очень любил свою Родину и свой народ, поэтому проблемы русского общества писателя очень волновали. У Пушкина образ крестьянства, прежде всего, проявляется в его двух самых важных произведениях «Капитанская дочка» и «Дубровский». В этих произведениях Пушкин описывает быт и нравы крестьян того времени, в произведениях он говорит о народе русском простом ни как о толпе, а как о сплоченной команде, которая понимает, что антикрепостнические настроения – это вполне реально. В первом произведении мы видим, как автор описывает крестьянское восстание Пугачева, во втором видим противостояние крестьянства и дворянства. В каждом из произведений писатель подчеркивает трудное состояние крестьян, а также острые разногласие между двумя сословиями, вытекающие из угнетения одного сословия другим.

Кроме Пушкина эту тему поднимает Гоголь Николай Васильевич. Образ крестьянства, который рисует Гоголь представлен, конечно, в его произведении «Мертвые души». Гоголь в своей поэме русское общество представил не только в величии, но и со всеми своими пороками. Автор нам представляет в своем произведении множество лиц разных властных структур и обрисовывает ужасные картины крепостного права. Гоголь говорит, что крестьяне представлены в качестве рабов помещиков, в качестве вещи, которую можно отдавать или продавать. Но несмотря на то, что Гоголь показывает такую нелестную картину жизни крестьянства и сочувствует им, тем не менее, он не идеализирует их, а лишь показывает силу русского народа. Именно эту мысль автор отражает в 11 главе:

« Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства» .

Гоголь в этом отрывке подчеркивает силу народа и силу Руси, а также отражает своё отношение к русскому простому работящему народу.

Иван Сергеевич Тургенев как и предыдущие авторы заинтересовался темой закрепощения. Образ крестьянства представлен у Тургенева в его сборнике «Записки охотника». Этот сборник состоит из ряда рассказов не взаимосвязанных между собой, но объединенные одной темой. Автор говорит о крестьянстве. Многие считают, что автор нарисовал образы крестьян, подчеркивающие наиболее типичные черты русского национального характера. Тургенев в рассказах описывает жизнь крестьянства и быт крестьян.

Николай Алексеевич Некрасов свои взгляды о крепостном праве высказал в произведении «Кому на Руси жить хорошо?». Уже в заглавии понятно о чем идет речь в произведении. Главное местно в поэме занимает положение крестьян при крепостном праве и после отмены его. Автор повествует о том, что несколько крепостных мужиков отправились в путь, чтобы выяснить кому на Руси жить хорошо. Крестьяне встречаются с разными людьми, мы через встречи видим отношение к крестьянскому вопросу и вообще к крестьянам.

Важную роль тема крестьянства сыграла в творчестве Салтыкова-Щедрина. Свою критику он выражает в сатирических сказках. Автор правдиво отразил Россию, в которой помещики всесильны и угнетают крестьян. Но не каждый понимает истинный смысл сказки. В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость и глупость. Об этом речь идет и в сказке «Дикий помещик». В сказке размышляет автор о безграничной власти помещиков, которые угнетаю всячески крестьян. Автор высмеивает господствующий класс. Жизнь помещика без крестьян совершенно невозможна. Автор сочувствует народу.

71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15)Вариант 1

«Василий Теркин» - это «книга про бойца». Ее герой - рядовой солдат нашей армии, простой советский человек.

Первое знакомство читателя с героем происходит в начальной главе «На привале», тогда Теркин, участник финской войны, «из за­паса рядовой» - прибывает на фронт («В строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне»). Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, «свой». Главная же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от советского народа и не пред­ставляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей:
И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблен...

Но, однако,

Жив вояка...
Вторая глава - «Перед боем» - раскрывает еще одну существен­ную черту героя - его сознательность. В этой главе говорится о пер­вом, очень тяжелом этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения.

«Я ж, как более идейный, был там как бы политрук, - «расска­зывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе:
Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.
Третья глава - «Переправа» - рассказывает о героизме и муже­стве Теркина: в ледяной воде он переплывает реку, чтоб доставить командиру нужное донесение:
Переправа, переправ!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.
Таким образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины военной жизни («На привале», «Перед боем», «Переправа» и др.), что дает ему возможность полнее рас­крыть внутренний мир героя произведения. В последующих гла­вах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологичес­кая характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынос­лив, скромен, стоек в рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.

Так шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем по­эмы - рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весель­чак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот «святой и грешный русский чудо-человек», который выстоял и победил в величайшей из войн.

«Читая «Василия Теркина» с начала и до конца, я видел прежде всего самого себя, своих" близких боевых товарищей, всю нашу се­мью во всем своем поистине правдивом облике», - так писал Твар­довскому один из рядовых бойцов.

В образе Теркина раскрываются глубокие национальные тради­ции русского народа. Он «не иной какой, не энский, безымянный ко­решок». В Теркине очень развита чувство национального самосоз­нания. Именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава «Два солдата»). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее воинским традициям.

Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек, обаятельный, дельный и сметливый, спо­собный сварить щи из топора.

Лирическое и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардов­ского «Василий Теркин». Личность в понимании поэта - это средо­точие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников:

Я счастлив тем, что я оттуда,

Из той зимы, из той избы.

И счастлив тем, что я не чудо

Особой, избранной судьбы.
Теркин обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувства юмора. Ему все сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, построить дом, сложить печь, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.

В литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чув­ствует ответственность «За Россию, за народ // И за все на свете». Но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житей­ский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.

Оптимизм и нравственное здоровье Теркина - от сознания пра­воты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной зем­лей, всеми поколениями соотечественников. Это «Русский чудо-че­ловек», национальный тип.

Вариант 2

Поэма А. Т. Твардовского "Василий Теркин" - народная, вернее солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, "эта книга про бойца, без начала и конца".

Главный герой - воплощенный в образе Василия Теркина народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Пе- ред нами предстает человек, который любит свою Родину и не жалеет своей крови ради нее, который может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности, который любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Теркин - весельчак, он за словом в карман не полезет.

На мой взгляд, главная черта его характера - любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души: на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а "ради жизни на земле"; поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости (обращение Теркина к немцу). Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он "согласен на медаль".

Но больше всего меня привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.

Только посмотрите, как Теркин живет и радуется жизни на фронте, где каждый день грозит стать последним, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули":

Ведь он в кухне - с места,

С места - в бой,

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой...

А вот мы уже видим героя, когда тот переплывает ледяную реку, тащит, надрываясь, "языка". Но надо остановиться, "а мороз - ни стать, ни сесть". И тут Теркин не унывает, он начинает играть на гармони:

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Я думаю, можно сказать, что Теркин - душа солдатской компании. Ведь не случайно с огромным интересом товарищи слушают его то шутливые, а то и серьезные рассказы. А вспомним, как промокшая рота лежала в болотах и солдаты мечтали уже "хоть бы смерть, да на сухом". Они не могли даже закурить: размокли спички. И вот уже всем солдатам кажется, что "хуже нет беды". Но Теркин как всегда не отчаивается, усмехается и начинает длинное рассуждение о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. И, лежа в мокром болоте, он смог развеселить друзей, они засмеялись. На мой взгляд, это необычайный талант подбодрить людей в трудных жизненных ситуациях. И этим талантом обладал Теркин.

А как интересно обращение героя к Смерти в главе "Смерть и воин", когда тот раненый лежит и замерзает, а ему чудится, что пришла к нему Косая:

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

И Теркин не покоряется судьбе, он побеждает смерть.

А. Т. Твардовский в своем произведении показал жизненную силу человека, силу народного характера, а также привел читателя к осознанию нравственного величия русского воина.

"Василий Теркин" - это "книга про бойца". Ее герой - рядовой солдат нашей армии, простой советский человек.
Первое знакомство читателя с героем происходит в начальной главе "На привале", тогда Теркин, участник финской войны, "из запаса рядовой" - прибывает на фронт ("В строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне"). Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, "свой". Главная же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей:

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...
Но, однако,
Жив вояка...

Третья глава - "Переправа" - рассказывает о героизме и мужестве Теркина: в ледяной воде он переплывает реку, чтоб доставить командиру нужное донесение:

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.

Таким образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины военной жизни ("На привале", "Перед боем", "Переправа" и др.), что дает ему возможность полнее раскрыть внутренний мир героя произведения. В последующих главах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологическая характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынослив, скромен, стоек в рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.
Так шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем поэмы - рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот "святой и грешный русский чудо-человек", который выстоял и победил в величайшей из войн.
"Читая "Василия Теркина" с начала и до конца, я видел прежде всего самого себя, своих" близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике", - так писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он "не иной какой, не энский, безымянный корешок". В Теркине очень развита чувство национального самосознания. Именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава "Два солдата"). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее воинским традициям.
Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек, обаятельный, дельный и сметливый, способный сварить щи из топора.
Лирическое и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардовского "Василий Теркин". Личность в понимании поэта - это средоточие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников:


Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы.
И счастлив тем, что я не чудо
Особой, избранной судьбы.

Теркин обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувства юмора. Ему все сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, построить дом, сложить печь, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.
В литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность "За Россию, за народ // И за все на свете". Но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.
Оптимизм и нравственное здоровье Теркина - от сознания правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников. Это "Русский чудо-человек", национальный тип.

Поэма «Василий Теркин» повествует о Великой Отечественной войне. В ней Твардовский показывает, как жилось русскому солдату в годы тяжелых испытаний. Его герой - Василий Теркин - рядовой пехотинец из простых смоленских крестьян:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

Главный герой воплощает лучшие черты русского характера русского, проявляя их на войне. Перед нами возникает образ солдата - труженика. Теркин с некоторым юмором повествует молодым бойцам о фронтовой жизни. Этот человек воюет с самых первых дней, был ранен и три раза оказывался в окружении. Но Теркин не теряет бодрости духа, несмотря на все испытания, которые ему приходится преодолевать:

Будем живы - не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

Два раза приходится Теркину переплывать через холодную реку, чтобы восстановить утерянную связь со «своими». Ему даже удается занять немецкий блиндаж, хотя он и оказывается под обстрелом со стороны собственной артиллерии. Однажды Теркину даже удается из винтовки сбить немецкий штурмовик.

Твардовский показывает, что простой солдат на войне - это труженик, который изо дня в день делает свою работу - защищает Родину. И делает он ее на совесть, не забывая о своей душе, оставаясь человеком.

У Твардовского особое отношение к простому солдату. Для него не начальники вершат историю, а обычные люди. Так было и раньше, так есть и сейчас:

…тем путем идут суровым,

Что и двести лет назад

Русский труженик - солдат.

Твардовский говорит, не только о простом народе, но и генералах и начальниках, которым достается вся слава. Автору трудно принять эту несправедливость, но такова суровая действительность:

…Разделен издревле труд:

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

Нет сомнений в том, что Твардовский на стороне тех, кого именует в своей поэме «труженик - солдат». Это человек, который чувствует свою значимость, и поэтому тверд в своем стремлении к победе.

…В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за

безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт

в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает

русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни,

«сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать

человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные

блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.

Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего

хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба

его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его

произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов,

строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию

предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую

картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для

того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают

сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на

пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям,

поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя

Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих

мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси,

переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал

трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их

жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и

услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано

понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет

тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге»

поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной

избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли,

Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые

детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая

«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит

работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит

себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.

Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве

труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина

добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий,

который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена

Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве

поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих

а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая

Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой

славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла

на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой

крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в

Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает»,

признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку».

Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней

привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной

стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из

народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать

удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли,

чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми

условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из

дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный,

непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким

каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение

«Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его

жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка,

остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в

защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и

свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди,

когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь»,

бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила

тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде,

добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо

некрасовской поэзии, составляет её сущность.Через всё творчество поэта

проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в

которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.