Самостоятельная работа по теме перемещение. Разноуровневые самостоятельные работы
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. - Громцева О.И.
6-е изд., пер. и доп. - М.: 2017. - 1 60с. 5-е изд., пер. и доп. - М.: 2015. - 1 60с. М.: 2010. - 1 60с.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Издание предназначено для проверки знаний учащихся по курсу физики 9 класса. Оно ориентировано на учебник А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс» и содержит контрольные работы по всем темам, изучаемым в 9 классе, а также самостоятельные работы. Контрольные работы даются в четырех вариантах, каждый вариант включает разноуровневые задачи, структура которых подобна формату ОГЭ и ЕГЭ. Пособие поможет оперативно выявить пробелы в знаниях и адресовано как учителям физики, так и учащимся для самоконтроля.
Формат: pdf (2017, 6-е изд., 160с.)
Размер: 2,5 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Формат: pdf (2015, 5-е изд., 160с.)
Размер: 3 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Формат: pdf (2010, 160с.)
Размер: 3,8 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1.
Законы взаимодействия и движения тел 7
Кинематика 7
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 7
СР-1. Материальная точка. Система отсчёта 7
СР-2. Перемещение 8
СР-3. Определение координаты движущегося тела 9
СР-4. Перемещение при прямолинейном равномерном движении 10
СР-5. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение 11
СР-6. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График
скорости 12
СР 7. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении 14
СР-8. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении
без начальной скорости 15
СР-9. Путь в п-ю секунду 16
СР-10. Относительность движения 17
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 18
Вариант № 1 18
Вариант № 2 21
Вариант № 3 ". 23
Вариант № 4 26
Динамика 29
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 29
СР-11. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона 29
СР-12. Второй закон Ньютона 30
СР-13. Третий закон Ньютона 31
СР-14. Свободное падение тел 32
СР-15. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость 33
СР-16. Закон всемирного тяготения 34
СР-17. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
35
СР-18. Сила тяжести (повторение) 36
СР-19. Сила упругости (повторение) 37
СР-20. Вес (повторение) 39
СР 21. Сила трения скольжения (повторение) 40
СР-22. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по
окружности с постоянной по модулю скоростью 41
СР-23. Искусственные спутники Земли 42
СР-24. Импульс тела 43
СР-25. Закон сохранения импульса 44
СР-26. Реактивное движение. Ракеты 45
СР 27. Механическая энергия. Её виды (повторение) 46
СР-28. Вывод закона сохранения механической энергии 47
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 48
Вариант № 1 48
Вариант № 2 51
Вариант № 3 54
Вариант № 4 57
Глава 2. Механические колебания и волны. Звук 59
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 59
СР-29. Колебательное движение. Свободные колебания. Величины,
характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания 59
СР-30. Превращение энергии при колебательном движении 61
СР-31. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс 62
СР-32. Распространение колебаний в среде. Волны 63
СР-33. Длина волны. Скорость распространения волн 64
СР-34. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и
громкость звука 65
СР-35. Распространение звука. Звуковые волны 66
СР-36. Отражение звука. Звуковой резонанс 67
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 68
Вариант М° 1 68
Вариант № 2 70
Вариант М° 3 73
Вариант № 4 75
Глава 3. Электромагнитное поле 78
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 78
СР-37. Магнитное поле 78
СР-38. Неоднородное и однородное магнитное поле 80
СР 39. Направление тока и направление линий его магнитного поля 81
СР-40. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический
ток. Правило левой руки 82
СР-41. Индукция магнитного поля 84
СР-42. Магнитный поток 85
СР 43. Явление электромагнитной индукции 87
СР-44. Направление индукционного тока. Правило Ленца 89
СР-45. Явление самоиндукции 91
СР-46. Получение и передача переменного электрического тока.
Трансформатор 92
СР-47. Электромагнитное поле 93
СР-48. Электромагнитные волны 94
СР-49. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.
Принципы радиосвязи и телевидения 95
СР-50. Электромагнитная природа света, 97
СР-51. Преломление света 98
СР-52. Физический смысл показателя преломления 99
СР-53. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров 100
СР-54. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение
линейчатых спектров 102
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 103
Вариант № 1 103
Вариант № 2 107
Вариант № 3 111
Вариант № 4 115
Глава 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии
атомных ядер 119
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 119
СР-55. Радиоактивность. Модели атомов 119
СР 56. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные
методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона 120
СР-57. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект
массы 121
СР-58. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор.
Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую
энергию. Атомная энергетика 123
СР 59. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного
распада. Термоядерная реакция 125
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 127
Вариант № 1 127
Вариант № 2 130
Вариант № 3 132
Вариант № 4 135
Глава 5. Строение и эволюция Вселенной 138
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 138
СР-60. Состав, строение и происхождение Солнечной системы 138
СР-61. Большие планеты Солнечной системы 139
СР-62. Малые тела Солнечной системы 140
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 141
Вариант № 1 141
Вариант № 2 143
Вариант № 3 145
Вариант № 4 147
ОТВЕТЫ 154
1 вариант
1 = - 2 м, у 1 2 = 6 м, у 2
2. Движение материальной точки описывается уравнением х = -150 +10t. Опишите характер движения точки. Найдите начальную координату, модуль и направление вектора скорости, координату и перемещение через 20 с. Когда автомобиль пройдёт через начало координат? Постройте график зависимости х(t) и v x (t).
2 вариант
1. Тело переместилось из точки А с координатами х 1 = - 3 м, у 1 = 2 м в точку с координатами х 2 = 6 м, у 2 = 4 м. Сделайте чертёж, найдите перемещение тела и его проекции на оси координат, графически и аналитически.
2. Движение материальной точки описывается уравнением х = -15 +15t. Опишите характер движения точки. Найдите начальную координату, модуль и направление вектора скорости, координату и перемещение через 20 с. Когда автомобиль пройдёт через начало координат? Постройте график зависимости х(t) и v x (t).
3 вариант
1. Тело переместилось из точки А с координатами х 1 = - 2 м, у 1 = 4 м в точку с координатами х 2 = 6 м, у 2 = - 2 м. Сделайте чертёж, найдите перемещение тела и его проекции на оси координат, графически и аналитически.
2. Движение материальной точки описывается уравнением х = -250 +20t. Опишите характер движения точки. Найдите начальную координату, модуль и направление вектора скорости, координату и перемещение через 20 с. Когда автомобиль пройдёт через начало координат? Постройте график зависимости х(t) и v x (t).
4 вариант
1. Тело переместилось из точки А с координатами х 1 = - 5 м, у 1 = 2 м в точку с координатами х 2 = 3 м, у 2 = 5 м. Сделайте чертёж, найдите перемещение тела и его проекции на оси координат, графически и аналитически.
2. Движение материальной точки описывается уравнением х = -75 +10t. Опишите характер движения точки. Найдите начальную координату, модуль и направление вектора скорости, координату и перемещение через 20 с. Когда автомобиль пройдёт через начало координат? Постройте график зависимости х(t) и v x (t).
5 вариант
1. Тело переместилось из точки А с координатами х 1 = - 2 м, у 1 = -6 м в точку с координатами х 2 = 6 м, у 2 = 2 м. Сделайте чертёж, найдите перемещение тела и его проекции на оси координат, графически и аналитически.
2. Движение материальной точки описывается уравнением х = -50 +5t. Опишите характер движения точки. Найдите начальную координату, модуль и направление вектора скорости, координату и перемещение через 20 с. Когда автомобиль пройдёт через начало координат? Постройте график зависимости х(t) и v x (t).
6 вариант
1. Тело переместилось из точки А с координатами х 1 = - 2 м, у 1 = - 2 м в точку с координатами х 2 = 6 м, у 2 = 5 м. Сделайте чертёж, найдите перемещение тела и его проекции на оси координат, графически и аналитически.
2. Движение материальной точки описывается уравнением х = -150 +25t. Опишите характер движения точки. Найдите начальную координату, модуль и направление вектора скорости, координату и перемещение через 20 с. Когда автомобиль пройдёт через начало координат? Постройте график зависимости х(t) и v x (t).
До последнего времени итоговая аттестация учащихся 9 класса по физике в нашей школе проводилась в традиционной форме, то есть по билетам. Однако в недалеком будущем планируется проводить всю итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена. Поэтому необходимо уделять время для подготовки учащихся к этим мероприятиям.
Внедрение контрольных работ в виде тестов, соответствующих формату ЕГЭ показало неготовность учащихся к данному виду контроля. Это обусловлено тем, что на протяжении 7-го и 8-го классов одним из главных способов изучения физических явлений и отработки знаний для них являлось решение задач в традиционном виде: с краткой записью условия, записью математических соотношений между искомой величиной и начальными данными, переводом единиц и т. д. Безусловно, в будущем придется менять подход обучения физике и в этих классах, заменяя частично, или полностью задания для запоминания той или иной формулы, контрольно-измерительные материалы тестами, в которых прослеживается логика создания тестов ЕГЭ. Но для сегодняшних девятиклассников стоит проблема быстрого (на сколько это возможно) “привыкания” к таким видам контроля. В связи с этим автор статьи планирует вводить самостоятельные работы в виде трехуровневого теста наряду с обычными “задачными” вариантами.
Для организации такого вида деятельности существует большое количество литературы, предлагающей контрольно-измерительные материалы для любых классов и разделов курса физики. Но детальный анализ этих работ и статистика их применения в нашей школе свидетельствуют о том, что не каждая подобная работа применима без предварительного испытания. В связи с этим автор считает необходимым изучать тесты перед их использованием на уроках.
Структура самостоятельной работы
Самостоятельная работа в виде теста содержит следующие части:
- Часть А. Решая эти задания, учащийся должен выбрать один правильный ответ из четырех. В бланке ответов в соответствующей позиции нужно поставить крестик.
- Часть В. В заданиях части В требуется записать правильный ответ. Как правило, в вопросах ЕГЭ из части В требуется записать ответ предварительно округлив его или избавившись от множителя со степенью и т. д. В тренировочных самостоятельных работах мы этого не делаем и записываем результат с единицами измерений.
- Часть С. В части С нужно привести полное решение задачи , соблюдая следующие этапы решения:
- краткая запись условия;
- перевод единиц в СИ (если требуется);
- рисунок (для задач, в которых идет речь о векторных величинах, рисунок обязателен);
- запись основных уравнений, описывающих данное явление или связывающих между собой исходные данные и результат решения;
- вывод метода решения или решение задачи “по частям”;
- подстановка исходных данных и вычисление результата;
- представление конечного ответа.
Распределение вопросов по уровням сложности соответствует современной классификации уровней владения знаниями:
- Узнавание. Для правильного решения учащийся должен сопоставить собственные знания с информацией, содержащейся в вопросе (выбрать правильное написание формулы, правильное определение, график соответствующий процессу и т. д.). Как правило, эти задания являются самыми легкими и выполняемыми, так как даже учащиеся, уделяющие недостаточное внимание домашней подготовке, находят в своей памяти образ информации, соответствующий вопросу.
- Воспроизведение. Этот уровень требует от учащихся восстановления имеющейся в памяти информации. Задания такого типа требуют от тестируемого закончить определение, сопоставить формулу и ее словесное прочтение и т. д.
- Применение. Ответ на вопрос этого уровня предполагает использование выученных формул, законов, определений из данной темы. Обычно это вычислительные задачи или ситуации, в которых нужно объяснить специфику протекания явления. Такие задачи в большом количестве рассматриваются на уроках применения знаний, повторения и обобщения.
- Применение в измененной ситуации. Для решения задач данного типа кроме знаний из текущей темы, учащийся должен применить знания их других разделов физики, математические знания, сведения из других смежных наук.
Одно и то же задание может быть выполнено разными учащимися за разное количество времени, поэтому традиционные контрольно-измерительные материалы содержат несколько уровней, дифференцированных по сложности. Автор выделил два уровня сложности работ (которые по его мнению соответствуют обучению физике в адаптивной школе) и условно назвал их так: “3-4” и “4-5”. “3-4” - контрольно-измерительные материалы для учащихся, которые не планируют заниматься физикой в дальнейшем и для тех, кто имеет общий уровень успеваемости ниже среднего. “4-5” - задания для учащихся, изучающих физику дополнительно.
- задания части А – вопросы, в которых преобладает узнавание изученного материала и его воспроизведение;
- задания части В – задачи в 1 – 2 действия;
- задания части С – задачи более чем в 2 действия.
- охват большинства вопросов изученной темы (раздела, параграфа);
- задания части А – вопросы, в которых преобладают воспроизведение изученного материала и применение знаний в задачах с одним действием;
- задания части В – задачи в 2 – 3 действия;
- задания части С – задачи более чем в 3 действия, для решения которых учащийся должен в совершенстве владеть математическими приемами преобразования выражений, чтения графиков и т. д.
Рассмотрим одно из контрольных мероприятий в виде теста, структура которого соответствует структуре ЕГЭ.
Самостоятельная работа по теме “Равномерное прямолинейное движение”
Уровень “3 – 4”
Часть А
А1. Материальной точкой называется…
- тело, имеющее небольшие размеры;
- тело, которое движется прямолинейно и равномерно;
- тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь;
- тело, шарообразной формы.
А2. Какая из ниже перечисленных физических величин является векторной?
- путь;
- время;
- скорость;
- координата.
А3. Мяч, отвесно падающий с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Перемещение мяча равно…
А4. Путь, пройденный мячом, равен…
А5. С какой средней скоростью бежит спортсмен, если за 10 с он пробегает расстояние 60 м?
- 6 м/с;
- 10 м/с;
- 60 м/с;
- 600 м/с.
Часть В
В1. Материальная точка движется по закону: х = -25 + 10t. Определите перемещение тела за 1 минуту.
В2. Велосипедист движется со скоростью 8 м/с. Скорость бегущего навстречу мальчика относительно земли 4 м/с. Какое расстояние пройдет велосипедист за 15 с относительно системы отсчета, связанной с мальчиком?
Часть С
С1. Движение двух материальных точек описывается уравнениями: х 1 =2-6t и х 2 =-5+8t. Определите место и время встречи этих тел.
Бланк правильных ответов
Анализ сложности работы
№ вопроса | Уровень | Необходимые знания и умения |
А1 | узнавание материала | |
А2 | узнавание материала | векторные и скалярные величины |
А3 | применение знаний | сложение векторов, направленных вдоль одной прямой |
А4 | воспроизведение знаний | сложение длин отрезков |
А5 | применение знаний | определение скорости |
В1 | применение знаний | физический смысл коэффициента при аргументе линейной функции, расчет перемещения |
В2 | применение знаний | расчет перемещения, сложение перемещений |
С | применение знаний | физический смысл коэффициента при аргументе, решение линейного уравнения |
Уровень “4 – 5”
Часть А
А1. Какое из ниже перечисленных тел нельзя считать материальной точкой?
- Самолет при перелете Москва-Владивосток;
- Земля при расчете длины экватора;
- Земля при вычислении средней скорости движения по орбите;
- Пуля автомата Калашникова при вычислении дальности ее полета.
А2. Чему равно перемещение автомобиля, который, выехав из гаража, проехал 300 м, затем, повернув на 90 градусов, проехал еще 400 м?
- 300 м;
- 400 м;
- 500 м;
- 700 м.
А3. Автомобиль проехал 80 км за 1 час 40 минут. Определите его среднюю скорость.
- 48 км/час;
- 36 км/час;
- 80 км/час;
- 140 км/час.
А4. На графике представлена зависимость координаты материальной точки от времени. Начальная координата точки равна…
- 16 м;
- 12 м;
А5. Скорость материальной точки равна…
- 4 м/с;
- 2 м/с;
- 10 м/с;
- 14 м/с.
Часть В
В1. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатами х 1 = - 1 м и у 1 = 5 м. Затем тело переместилось в точку с координатами х 2 = 3 м и у 2 = 2 м. Найти модуль вектора перемещения тела.
В2. Велосипедист, двигаясь со скорость 8 км/ч, проехал половину пути за некоторый промежуток времени. С какой скоростью он должен двигаться, чтобы за то же время доехать до пункта назначения и вернуться обратно?
Часть С
С1. Самолет, стартовав из аэропорта, держит курс на север, летя со скоростью 720 км/ч. Чему будет равен модуль перемещения самолета за 2 часа после начала полета, если во время полета дует западный ветер со скоростью 10 м/с?
Бланк правильных ответов
Анализ сложности работы
№ вопроса | Уровень | Необходимые знания и умения |
А1 | воспроизведение знаний | определение материальной точки |
А2 | применение знаний | сумма векторов и свойства прямоугольного треугольника |
А3 | применение знаний | перевод единиц, расчет скорости движения |
А4 | применение знаний | чтение графика линейной функции и определение физического смысла его характерных точек |
А5 | применение знаний | чтение графика и применение определения скорости |
В1 | применение знаний | координаты и модуль вектора перемещения |
В2 | применение знаний | понятие средней скорости, преобразование верного равенства |
С | применение знаний | перевод единиц, определение скорости, модуль вектора результирующего перемещения |
На основании однократного тестирования нельзя сказать, сколько времени потребуется для решения учащимися обеих групп рассмотренных заданий. Автор, составляя тесты, планировал предоставить учащимся на их решение 20 минут. Учащиеся уложились в этот временной интервал. Однако данный результат нельзя считать достоверным, так как задания такого рода применялись в девятом классе впервые. Кроме того, в школе, где работает автор, нет параллельных девятых классов, что не позволяет собрать статистический материал одномоментно.
В короткую самостоятельную работу невозможно включить задания, решение которых подразумевает применение знаний в новой или измененной ситуации. Такие задания нужно включать в контрольные работы, так как на их выполнение отводится большее количество времени.
Самостоятельная работа
1-Вариант
t
t
а) υ x = 0,6t ;
б) υ x = 5 + 0,6t ;
в) υ x = 5 – 0,6t .
4. По графикам зависимости проекции скорости от времени определите для каждого тела:
а) проекцию начальной скорости;
б) проекцию скорости через 2 с;
в) проекцию ускорения;
г) уравнение проекции скорости;
д) когда проекция скорости тел будет равна 6 м/с?
Самостоятельная работа
2-Вариант
1. Постройте графики зависимости проекции скорости от t , в зависимости от ускорения:
2. Записать уравнение скорости (t
) от времени для каждого участка графика:
3. По уравнению движения определите чему равно ускорение?
а) υ x = - 0,2t ;
б) υ x = 5 - 6t ;
в) υ x = -3 + 10t .
а) начальную координату;
б) координату через 4 с;
в) проекцию скорости;
д) когда координата будет равна 20 м?
Самостоятельная работа
3-Вариант
1. Постройте графики зависимости проекции скорости от t , в зависимости от ускорения:
2. Записать уравнение скорости (t ) от времени для каждого участка графика:
3. По уравнению движения определите чему равно ускорение?
а) υ x = - 10t ;
б) υ x = -2 - 6t ;
в) υ x = -5 + 5t .
4. По графикам зависимости координаты
тел от времени определите для каждого тела:
а) начальную координату;
б) координату через 2 с;
в) проекцию скорости;
г) уравнение координаты (уравнение движения);
д) когда координата будет равна 10 м?
Самостоятельная работа
1-Вариант
1. Постройте графики зависимости проекции скорости от t , в зависимости от ускорения: