«Школьник», анализ стихотворения Некрасова. Некрасов николай алексеевич

Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы . Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу . однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну . При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Школьник Некрасова анализ стихотворения 4 класс

Отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ. Он считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который пошел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верит в его ум, силу, характер. Он считает, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение - в этом и проблема:
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь …
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Но учить крестьянскнх детей надо. Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие как Ломоносов или Виноградов. Некрасов не случайно вспоминает М.В. Ломоносова, ведь он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему, и всей стране. Поэту кажется ненормальным, что талантливые люди из народа не имеют возможности учиться. Но он понимает, что таковы порядки в стране. Герою стихотворения можно рассчитывать
только на милосердие других людей:
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь …
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Но все же Некрасов верит, что хороших людей в странс больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему. Для этого он и писал свои стихотворения.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова 6 класс

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа . край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Послушать стихотворение Некрасова Школьник

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Школьник

«Школьник» Николай Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы . Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу , однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну . При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

(1821 — 77/78), русский поэт.

В 1847 — 66 — редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. — редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки".

В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871 — 72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", 1875 — 76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.

Биография

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — "В дороге" (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице" , "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса" , "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке" , "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 — цикл стихов "Последние песни".

Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы.

Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому языку.

В период с 1832 - 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учеба довалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же начал писать стихи.

В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына, отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны. Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы, нашли отражение в его стихах и неоконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". Понемногу жизнь поэта улучшилась и он решил выпустить свой первый сборник стихотворений "Мечты и звуки".

В 1841 году Н.А.Некрасов начал работу в "Отечественных записках".

В 1843 году происходит знакомство Некрасова с Белинским, что послужило появлению реалистических стихотворений, первое из которых "В дороге" (1845 год), и публикации двух альманахов: "Физиология Петербурга" (1845 год) и"Петербургский сборник" (1846 год).В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич Некрасов является издателем и редактором журнала "Современник", в котором печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. В этот период Некрасов написал лирические стихотворения, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народа ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В 1850-60-х, во время крестьянской реформы, поэт создает "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862 году, после ареста лидеров революционной демократии, Н.А.Некрасов побывал в Грешневе. Так появилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862 год).

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни. В эти годы поэт пишет поэму "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76 года), поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка" (1870 год); "Русские женщины"(1871-72 года), сатирическая поэма "Современники" (1875 год).

В 1875 году Некрасов Н.А. тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника, а сложные операции не дали желаемого результата.

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге скончался Николай Алексеевич Некрасов. Тело поэта было захоронено в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Как жил Некрасов?


Жизнь и творчество знаменитого русского поэта и публициста Николая Некрасова были сопряжены с многочисленными трудностями и лишениями. Тем не менее, он достойно выдержал все испытания и нашел силы для того, чтобы в полной мере реализовать свой талант.

Биография Н. А. Некрасова

Родился Николай Алексеевич 10 декабря 1821 года в семье военного и дочери богатого посессионера. Отец вышел в отставку, когда сыну исполнилось 3 года. Детство мальчик провел в родовом имении в деревне Грешнево Ярославской области. В семье, помимо Николая, было еще 13 детей. Несмотря на то, что жизнь была достаточно обеспеченной, радости в детстве мальчика было мало. Отец отличался жестким деспотичным характером, всячески обижал и унижал жену, изменял ей с крестьянками, устраивал в доме бурные застолья.

В школе Некрасов учился не слишком хорошо. Тогда он начал сочинять свои первые сатирические стишки, всячески осмеивая в них преподавателей, за что и получал регулярные выговоры со стороны педагогического коллектива.

По окончании школы Николай собирался поступить по настоянию отца, желавшего сыну карьеру военного, в дворянский полк Санкт-Петербурга. Однако, пообщавшись с товарищами по гимназии, которые уже успели обрести статус студентов, Некрасов твердо решил получить высшее образование. Экзамены в Петербургский университет он провалил, поэтому на последующие 2 года стал вольнослушателем на факультете филологии.

Разъяренный отказом сына от карьеры военного, отец Николая прекратил всяческое финансирование нужд отпрыска. Нетрудно догадаться, как жил Некрасов в то время... Вынужденный совмещать учебу с подработками, он часто оставался голодным и без крова. Как-то раз даже ночлег на улице будущему славному русскому поэту помог найти бездомный.

Со временем дела Николая Алексеевича наладились. Он начал понемногу писать для различных литературных журналов, театра. Сильнейшее воздействие на творчество поэта оказал Виссарион Белинский, который нещадно критиковал не очень удачные работы Некрасова, но зато самые лучшие его произведения искренне хвалил.

Лучшими годами творчества Некрасова считаются 1846-1860 г.г. - период его активной деятельности в роли издателя, редактора, автора и идейного вдохновителя литературного журнала «Современник». За эти годы Некрасов написал и напечатал свои самые знаменитые произведения, а также помог обрести признание и славу другим талантливым представителям русской литературы: Тургеневу, Огареву, Герцену, Гончарову, Григоровичу. Кроме того, в «Современнике» печатали работы Достоевского, Толстого, Островского, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского и Добролюбова и многих других.

С середины 50-х годов для журнала наступает тяжелое время - среди членов редакции происходил раскол по идейным соображениям. Деятельность «Современника» приобретает ярко выраженный политический подтекст на фоне общей государственной обстановки. Умирает Добролюбов, а Чернышевского ссылают в Сибирь. В 1966 году журнал полностью закрывается. Некрасов продолжает работу, но уже в других, менее значительных изданиях.

В 1975 году поэту ставят диагноз «рак кишечника». Спустя 2 года он умирает.

В разделе вы найдете интересные статьи о жизни и творчестве других известных представителей отечественной и зарубежной литературы.