Анк марций - четвёртый царь рима. Иоганн юстус марций из мюльгаузена в тюрингии

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Внук второго древнеримского царя Нумы Помпилия был таким же миролюбивым и рассудительным, как и его дед. Анк Марций, четвертый древнеримский царь , переживал по поводу упадка благочестия в период предыдущего правления и неправильного проведения обрядов, которые и вознамерился возродить по всем правилам. Будущее царствование предвещало мир и согласие – римляне надеялись, что Анк Марций будет руководствоваться принципами правления своего деда. Но обстоятельства заставили четвертого древнеримского царя ввязаться в войну с соседствующими племенами, которые его неагрессивную политику приняли за слабость.

Первыми устраивать набеги на римские земли начали латины. Они угоняли скот и грабили население. Марций не стерпел подобной наглости и, собрав воинов, смог победить врага в результате кровопролитных сражений, разрушив несколько городов противника. Решающая битва была выиграна, а царь вернулся в Рим с огромной добычей.

Древнеримская тюрьма. Одно из помещений

Некоторые исследователи считают, что могут быть одним и тем же легендарным персонажем, хотя четвертый царь считается уже реальной личностью . Противоречия связаны с многочисленными мифами.

Он был очень благочестив, как и его дед, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и мирным промыслам.

Царский титул он получил не по наследству, а в результате народного избрания, как и два его предшественника. В предании о римских царях Анк Марций полностью противопоставляется своему предшественнику, воинственному Туллу Гостилию .

Анк Марций

677 г. до н. э. – 617 г. до н. э.

лат. Ancus Marcius

4-й царь Древнего Рима
641 г. до н.э. — 617 г. до н. э.
Предшественник Тулл Гостилий
Преемник Луций Тарквиний Приск
Место рождения
Место смерти Рим, Римское царство
Вероисповедание римская религия
Место погребения
Отец Нума Марций
Мать Помпилия
Род Марции
Жена
Дети 2 сыновей

На динариях Луция Марция Филиппа , выпущенных в 56 г. до н. э., изображен легендарный Анк Марций , которого мастер считал своим прародителем

Имя Анка Марция означает «служитель Марса». Внук со стороны матери не подражал воинственным и , а пошел путем своего мирного деда, восстановил религиозные обряды в их прежней чистоте и снова приучил народ к благочестивой жизни, к мирным занятиям земледелием и скотоводством.

Смерть показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Анк Марций поручил одному верховному жрецу собрать все предписания о религии и выставить их публично.

Соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие за слабость. Племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков нарушили мир вошли в римские владения и стали опустошать их. Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов стало основой плебейского сословия и было переселено на Авентинский холм, который вместе с Мурцийской долиной был присоединен к составу города.

Сначала переселенцев включали в трибы и курии; позже доступ туда был закрыт. Так образовалась особая группа населения — плебс. Плебеи были лишены прав на общественную землю (ager publicus), они не входили в курии и не участвовали, следовательно, в куриатных комициях, не считались квиритами, их представителей не было в сенате.

Плебеи были преимущественно земледельцами в этой местности, свободными людьми со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях (jus suffragii) и без права на государственные должности (jus honorum), без коннубия (права на законные бракосочетания с полноправными гражданами) и без участия в богослужебных отправлениях старых граждан. Плебеи составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам (патрициям), без обыкновенных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. От них отличались клиенты (наследственные домочадцы) – часть древнейшего римского населения, тесно связанная с патрициями, распределенная между отдельными патрицианскими родами и состоявшая под их особым покровительством. Патриций в качестве патрона, подобно отцу, должен был замещать своего клиента пред судом и в других общественных актах, а клиенты за это были обязаны известной службой патрону. Уже после эпохи Анка Марция клиенты слились с плебеями, и многие из последних тоже стали клиентами патрициев.

Чтобы лучше обеспечить продуктами питания все более возрастающее население Рима, Анк Марций старался завладеть течением Тибра и судоходством на нем. Благодаря удачным войнам с вейями, он завладел устьем этой реки, и основал на нем город Остию, который со временем стал крупнейшей торговой гаванью римлян. Археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э. Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост.

Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анк Марций захватил этрусские города Вейи и Фидены.

При Анке Марции в Рим прибыл из этрусского города Тарквинии и получил почётный приём будущий царь Рима . За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.

Новые переселения увеличили число жителей, общественный порядок стал чаще, чем прежде нарушаться. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь.

Эта темница была построена над вырубленными в скале Капитолийского холма подвалами, которые уцелели до сих пор. Правда, сооружение этих подвалов, приписываемое одними известиями Анку Марцию , другими приписывается шестому царю Рима, Сервию Туллию . Позже это подземное сооружение называлось водоемом Туллия (Tullianum) – потому что римляне следующих столетий считали строителем подвалов Сервия Туллия .

Подобно устроителю мирных церемоний и обрядов , Анк Марций стал основателем специальной воинской церемонии — порядка объявления справедливой войны (bellum iustum). Этому ритуалу римляне неуклонно стали следовать со времен Анка Марция .

Анк Марций учредил специальную коллегию жрецов-фециалов, возложив на нее процедуру объявления войны и иные связанные с войною обряды.

Если Риму кто-либо чинил обиду, в его земли посылался фециал с пучком травы на голове, извлеченным вместе с корнями и землей со склона Капитолия. Другой фециал, сопровождавший первого, сжимал в кулаке кремневый нож. Достигнув границ обидчика, тот, что с ножом, прикрыв голову шерстяным покрывалом, произносил такие слова: «Услышь, Юпитер, услышь, народ (латиняне, сабиняне, этруски), услышь, священное право! Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу послом, и словам моим да будет вера! Вы (латиняне, сабиняне, этруски) напали на нашу землю и увели столько-то овец, столько-то коров и стольких-то пастухов. Возвратите их. Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!»

Перейдя рубеж города-обидчика и затем встретив кого-либо на пути, жрец с кремневым ножом повторял то же самое. Так же поступал он, входя в городские ворота, и затем на городской площади.

Не получив возмещения, через тридцать три дня на рубеже города-обидчика фециал во всеуслышание призывал богов в свидетели, что его требование не выполнено. Он произносил следующее: «Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами».

После этого в течение трех дней римский народ на своих сборищах объявлял нарушителю мира войну, а царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить «войной честной и законной», то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециалы в сопровождении трех квиритов шли к вражеским рубежам, и, сообщая им и Юпитеру о принятом решении, один из жрецов бросал через границу копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом со словами: «Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (называлось племя ) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне» (в более позднее время этот обряд носил чисто формальный характер — фециал в знак объявления войны бросал копье от «воинской колонны» у храма богини войны Беллоны).

Видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного, поэтому введение торжественного ритуала объявления войны снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию .

Анк Марций умер, процарствовав 24 года согласно Титу Ливию , оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. Анк Марций умер естественной смертью, оставив двух детей, один из которых был еще ребенком. Его сменил , ставший первым этрусским царем Рима. Амбициозный стал другом Анка Марция и воспитателем двух его сыновей. Благодаря умелым политическим маневрам его избрали преемником Анка Марция .

Ancus Marcius. Это имя означает «служитель Марса».Четвертый римский царь, царствовавший между 640-616 гг. до Р.Х. Рождение: примерно 675 год до Р.Х. Династия:Марции. Отец: Нума Марций.Мать: Помпилия.

Внук царя Нумы Помпилия (со стороны матери). По своему характеру Анк Марций был скорее миролюбив, как и его дед. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик(1) выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою жизнь среди храмов и жертвенников. Соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабину.
На Рим поднялись кроме латинов племена сабинян, этрусков и вольсков.Однако они ошибались - Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов было переселено на Авентийский холм, став родоначальником плебейского сословия. Тем самым владения Рима были расширены до самого устья Тибра. Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидена.
По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь(2). С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - морской порт Рима. (Анк Марций считается основателем гавани и соляных приисков Остии, расположенной в устье Тибра (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э.)). Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия(3). Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием". После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает требуемого, то он объявляет войну, произнося следующие слова: "Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, чтовсе требования следует удовлетворить "войной честной и законной", то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециал(4) нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью, и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со словами: "Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне"(5). Введение этого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного.
При Анке Марции в Рим прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.
Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена.
Примечания:
(1. Член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью римлян, за правильным выполнением общественных и частных богослужений.)
(2. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.)
(3. Феретрий ("несущий победу", "податель военной добычи") - эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.)
(4. Фециал - член коллегии жрецов, ведавших международными отношениями в римском государстве, вопросами войны и мира.)
(5.В более позднее время, когда Рим вел войны с отдаленными от него народами и государствами, этот обряд, сохранившись, носил чисто формальный характер. Фециал в знак объявления войны бросал копье от "воинской колонны" у храма богини войны Беллоны.)