Древний рим управление государством кратко. Государственное устройство древнего рима в период империи

Д Р Е В Н И Й Р И М

---------------------

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в

Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пасту-

хов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были

обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан

близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне

верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышлен-

ной даты основания города.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и

смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сы-

ном Асканием Эней бежал и после долгих странствований при-

был к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению

Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он

дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лави-

нию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ

ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды,

Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд)

был сыном Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нуми-

тор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Ну-

митора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву

безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов,

за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь

приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поруче-

но, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь

близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком.

Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их до-

мой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам

дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхожде-

ния братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на

троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый

город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma

(Рим) производили от имени Romulus.

Ромулу приписывают организацию римской общины. Он соз-

дал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной

власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для

беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпи-

лия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: созда-

ние жреческих коллегий, календаря и пр.

Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Мар-

ций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим пересе-

лился богатый и энергичный человек принявший имя Люция

Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем.

Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество

сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры,

приступил к осушению болотистых частей города.

Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гор-

дый. Преемником его стал Сервий Туллий.

Этот период римской истории называют периодом семи ца-

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управ-

ляли старейшины. Род первоначально представлял собой спло-

ченный коллектив, связанный общим происхождением, общей

собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появи-

лись люди, не входящие ни в один из них. Это были освобож-

денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор-

говцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев,

насильственно переселенные из покоренных городов. Этих при-

шельцев в Риме называли п л е б е я м и. Исконное же насе-

ление, жившее родами, называлось п а т р и ц и я м и.

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сосло-

вий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

П а т р и ц и и действительно были коренным граж-

данством. Они представляли собой полноправный "римский на-

В непосредственной связи с ними были к л и е н т ы,

которые получали от них землю, скот, пользовались их защи-

той на суде и пр. За это они должны были служить в военных

отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами,

выполнять различные работы;

П л е б е и стояли вне родовой организации патрици-

ев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели

доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, проти-

востоящую широкой массе плебеев.

Римская патрицианская община представляла собою прими-

тивный город-государство с типичными чертами "военной де-

мократии".

Носителем верховной власти было племенное собрание.

Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло

войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ-

нейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат

(слово senatus происходит от senex - старик). Его члены на-

зывались "отцами" - patres.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов.

Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их коли-

чество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового

общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Тул-

лий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев

и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:

В первый класс зачислялись лица, обладавшие состоя-

нием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета,

первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего пери-

ода истории Рима не установлена);

Во втором - 75.000 ассов;

В третьем - 50.000 ассов;

В четвертом - 25.000;

В пятом - 12.500.

Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса"

и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles

(потомство), т.е. люди, которые имели только детей.

Имущественным положением определялось и место воинов в

строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в

коннице и назывались в с а д н и к а м и. Остальные члены

этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение

пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение,

занимали место в задних рядах. Воины Y класса являлись в

строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не

Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их

некоторыми политическими правами посредством организции но-

вой формы народного собрания. В нем участвовали оба сосло-

вия. Оно называлось ц е н т у р и а т н ы м с о б р а -

Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей,

решли важнейшие функции старых собраний - объявление войны,

выбор должностных лиц, суд и пр.

На тот период времени данные реформы были прогрессив-

ной формой управления.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют

данные ученых, произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э.

в форме насильственного свержения последнего царя и переда-

чи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли

выбираться только из патрициев и назывались к о н с у л а -

м и. Таким образом был осуществлен переход к республике.

После падения царской власти и образования республики

оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу.

На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная

борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об

уравнении в политических правах, о долговой кабале и о

доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в

первые десятилетия Y в. до н.э. достигнуть существенных за-

воеваний в виде самостоятельной организации плебейской об-

щины. К середине этого столетия они добились второго круп-

ного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская

беднота добилась фактического уничтожения долгового

Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями бы-

ла ликвидация олигархической республики патрициев как пере-

житка родовых отношений и создание в принципе демократи-

ческого рабовладельческого государства, полиса. С этой точ-

ки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией про-

тив родового строя и закончилась его разрушением.

На смену старой родовой знати патрициев пришла новая

знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слия-

ние богатой части плебееев с верхушкой патрициата.

Внешняя история Рима в царский период, так же как и

его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор

моментов и может быть востановлена лишь в общих чертах.

Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внеш-

ней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим унич-

тожил своего главного противника в южной Этрурии и значи-

тельно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латина-

ми ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное -

Рим, территория которого была относительно крупной и сплош-

ной, получил значительное стратегическое преимущество по

сравнению со своими соседями, владения которых были разроз-

В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, по-

бедительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре.

К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен респуб-

лики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в сво-

еобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную поме-

риться силами с самыми могущественными державами Средизем-

Следующий период римской истории начинается с больших

завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I

Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа.

Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной держа-

вой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря.

Первоначально было весьма архаич-ным: во главе его стояли цари, власть которых ещё напоминала власть вождя. Цари возглавляли городское ополчение, выполняли функции верховного судьи и жреца. Большую роль в управлении Древним Римом играл сенат — совет старейшин родов. Полноправ-ные жители Рима — патриции — собирались на народные собрания, где избирались цари и принимались решения по наиболее важным вопросам жизни города. В VI в. до н. э. плебеи получили некоторые права — они были включены в состав гражданской общины, допу-скались к участию в голосовании и получали возможность владеть землёй.

В конце VI в. до н. э. в Риме власть царей сменилась аристо-кратической республикой, в которой ведущую роль играли патри-ции. Несмотря на то, что государственное устройство Рима получило название республика , то есть «общее дело», реальная власть остава-лась в руках наиболее знатной и богатой части римского общества. В период Римской республики знать называлась нобилями .

Граждане Древнего Рима — нобили, всадники и плебеи — образовывали гражданскую общину — цивитас . Государственный строй Рима в этот период назы-вался республикойи строился на принципах гражданского самоуправления.

Комиции (высшая власть)

Высшая власть принадлежала народному собранию — комициям. В состав народных собраний входили все граждане, дос-тигшие совершеннолетия. Комиции принимали законы, избирали коллегии должностных лиц, принимали решения по важнейшим вопросам жизни государства и общества , таким как заключение ми-ра или объявление войны, осуществляли контроль над деятельностью должностных лиц и вообще над жизнью государства , вводили налоги, предоставляли гражданские права.

Магистратуры (исполнительная власть)

Исполнительная власть принадлежала магистратурам. Важ-нейшими должностными лицами были два консула , которые воз-главляли государство и командовали армией. Ниже их стояли два претора , которые отвечали за судопроизводство. Цензоры прово-дили перепись имущества граждан, то есть определяли принадлеж-ность к тому или иному сословию, а также осуществляли контроль за правами. Народные трибуны , избиравшиеся только из числа плебеев, были обязаны защищать права рядовых граждан Рима. На-родные трибуны нередко выдвигали проекты законов в интересах плебеев и в связи с этим выступали против сената и нобилей. Важ-ным орудием народных трибунов являлось право вето — запрет на распоряжения и действия любых должностных лиц, включая консу-лов, если, по мнению трибунов, их действия ущемляли интересы плебеев. Были также и другие магистратуры, в которых магистра-ты занимались разнообразными текущими делами.

Сенат

В государственной системе Римской республики очень важную роль играл сенат — коллективный орган, в составе которого было обычно 300 представителей высшей римской аристократии. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни и выносил решения на утверждение народных собраний, заслушивал отчёты должностных лиц, принимал иностранных послов. Значение сената было велико, и во многих отношениях именно он определял внутреннюю и внешнюю политику Римской республики.

Принципат

После установления в Древнем Риме императорской власти в первый, ранний, период Римской империи она стала называться принципатом .

Доминат

После кризиса Римской империи место императора занял Диоклетиан. Установленная им неограниченная монархия получила название домината .

В поздней Римской империи всё более слабела централь-ная власть. Смена императоров зачастую происходила насильственным путём — в ре-зультате заговоров. Провинции выходили из-под контроля императоров.

Страница 3 из 5

Государственное устройство Рима в III-II вв. до н.э.

В ходе борьбы плебеев с патрициями в условиях покорения Римом Италии менялся социальный строй Рима.

Важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам - трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов- триб, 4 городские и 31 сельскую).

Плебс делился на городской, занятый в ремесле и торговле, и сельский, представляющий собой римское крестьянство. В совокупности эти две прослойки составляли римское гражданство, т.е. коллектив римского полиса. В правовом отношении гражданство не было единым. Оно делилось на сословия. Высшим было сенаторское сословие, верхушка которого считалась наиболее знатной, а потому именовалось нобилитетом. Вторая группа рабо- и землевладельцев, активно участвовавшая в финансовых и торговых операциях, но уступавшая в знатности первой, образовала сословие всадников. Третьим сословием был плебес. В отличии от высших сословий плебеи обладали только активным избирательным правом.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Цитируя Цицерона, мы можем кратко охарактеризовать политическую направленность его произведений.

(ХХХ1V,51).... “Если государство будет руководиться случайностью, оно погибнет так же скоро, как погибнет корабль, если кормила встанет рулевой, назначенный по жребию из числа едущих. Поэтому, если свободный народ, выберет людей, чтобы вверить им себя, - а выберет он, если только заботиться о своем благе, только наилучших людей, - то благо государства, несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей - тем более, что сама природа устроила так, что не только люди, превосходящие других своей доблестью и мужеством, должны главенствовать над более слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым.

Богатство, знатность, влияние - при отсутствии мудрости и умения жить и повелевать другими людьми - приводят только к бесчестью и высокомерной гордости, и нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими.(52) А что может быть прекрасней положения, когда государством правит доблесть; когда тот, кто повелевает другими, сам не находится в рабстве ни у одной из страстей. Когда он проникся всем тем, к чему приучает и зовет граждан, и не навязывает народу законов, каким не станет подчиняться сам, но свою собственную жизнь представляет своим гражданам как закон?”...

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения(армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

В Риме утверждена республиканская форма правления (V-1 вв до н.э.) после восстания местного населения Рима (в конце V1в.) которое ликвидировало монархию, было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты.

Высшим государственным органом считается - народное собрание. У народного собрания было три вида - комиций (от лат. слова соmitia - сходка);
- куриатные;
- центруриатные;
- трибунные комиции.

Их функции были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат - контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались - цензоры, консулы и преторы.

консул - командовал армией.

претор - отправляли судебную власть.

Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.

Система управления в древнейшем Римевнешне сохраняла форму военной демократии, но ее административные органы все в большей степени выполняли уже государственные функции. Царь (rex) был прежде всего военачальником, а также верховным судьей и жрецом Он выбирался всем римским народом.

По преданию, цари правили Римом с его основания до 510 г. до н.э Рядом с царем стоял сенат - совет старейшин (от лат senex - «старик»). Сенаторов было 300, по одному от каждого рода. Сенат вместе с царем утверждал или отвергал решения народного собрания. Оно существовало в форме куриатных комиций; что значит сходки членов курий Народ группировался для голосования по куриям. После голосования внутри курии она подавала на комициях один голос Плебеи к политическому управлению не допускались. Верховную власть в Римской общине олицетворял царь (реке). Эта должность замещалась путём выборов, в которых участвовали полноправные граждане, собранные по куриям. Главными прерогативами рекса являлись верховное управление, высшее военное командование, судебные полномочия, функции верховного жреца. Специфика царской власти в данную эпоху заключалась в том, что повеления рекса, обязательные для исполнения всеми членами общины, действовали только в течение жизни данного правителя; с его смертью указанные повеления переставали быть обязательными. Для более эффективного осуществления своих полномочий реке мог назначать себе помощников (в первую очередь, по военным делам). При царе имелась военная дружина, включавшая в себя пешие и конные подразделения; наиболее привилегированным являлось подразделение вооруженных телохранителей, составлявших собственную «лейб-гвардию» - легион рекса. Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Римские цари не обожествлялись, как цари у многих стадиально близких народов Азии и Африки, но власть их санкционировалась богами через авгуров и носила сакральный характер

История воиарения Сервия Туллия (579-535 гг. до н.э.) сохранена в разных вариантах преданий. Кроме этрусского, известны два римских Согласно одному, Сервий был сыном рабыни, поэтому он получил имя Servius (от servus -раб). Согласно другому, матерью его, была Окрезия, жена вождя г Корникула, захваченная в плен во время войны, которую вел Тарквиний. Далее античные авторы согласно рассказывают о том, что царь Тарквиний вместе со своей женой воспитали одаренного мальчика и сделали его своим зятем, а после убийства Тарквиния Танаквиль возвела его на царский трон. Важно отметить, что, исходя из всех версий предания, Сервий Туллий воцарился в Риме, не будучи ни рекомендован сенатом, ни избранным комициями, то есть как узурпатор Правление его во внешнеполитических вопросах продолжало линию прежних царей, он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, округлив римские земельные владения. Во внутренних же делах он порвал со многими традициями. С его именем античные авторы связывают реформу, аналогичную Солоновой в Афинах, то есть введение цензового принципа деления общества. Все римское население, то есть патриции и плебеи, было распределено в зависимости от имущества на 6 разрядов За основу, по мнению ряда исследователей, был взят земельный надел, но античные писатели сообщали о цензе, бывшем в их время, то есть в денежном выражений Не исключено, однако, что с самого начала ценз имел денежный характер. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. I разряд выставлял 98 центурий. Из них 80 представляли собой тяжеловооруженных пехотинцев, защищенных бронзовым шлемом, круглым щитом, поножами, панцирем, вооруженных железным мечом и копьем. Всаднический корте был увеличен. Сервий провел в жизнь то, что было задумано Тарквинием: он удвоил число всаднических центурий, так что их стало 6, и набрал еще 12 из самых состоятельных людей. Всего всадники составляли 18 центурий. II разряд выставлял 20 центурий пехотинцев, вооруженных, как и I разряд, но с продолговатым щитом; III - 20; IV - 20; V - 30 центурий с более легким и дешевым вооружением для каждого разряда. К этим центуриям были добавлены 4 центурии ремесленников и музыкантов Неимущие, хоть и не подлежали набору, поскольку не могли экипироваться, были включены в особую центурию.


Центуриатная реформа выходила за пределы военной. На основе центурий вырос новый вид народных собраний - центуриатные комиций. Каждая центурия в них имела один голос. Дела решались голосами I разряда, включавшего 98 центурий из 193. Сервию Туллию принадлежит еще одно нововведение, аналогичное реформе Клисфена в Афинах. Рим, окруженный Сервием каменной оборонительной стеной, остатки которой сохранялись до наших дней, был поделен на 4 городские трибы (Палатинская, Субуранская, Эсквилианская Коллинская), внегородская территория - на 16, а затем на 17 округов -триб. В науке много дебатировался вопрос об историчности реформы Сервия Туллия. Например, высказывалось сомнение, что в царском Риме существовала такая разница в имущественном положении среди римлян, а также что численность их была столь велика. На основании этого К. Ю. Белох и другие историки относили реформу к III в. до н э. В настоящее время большинство ученых признают, что завершение центуриатной реформы имело место лишь в IV в. до н. э. Однако Сервий положил ей начало, создав центурии по меньшей мере I и II разрядов, то есть из наиболее богатых жителей Рима, которые и были допущены к участию в новых народных собраниях, ведавших тогда только военными делами. Античная традиция связывает с Сервием Туллием и храмовое строительство. На Бычьем форуме, в частности, был воздвигнут храм женского божества - Матер Матута. Сведения традиции подтверждаются обнаруженным там архаическим святилищем и фрагментами греческих и этрусских сосудов На Авентине был сооружен храм Дианы, почитавшейся союзом латинских городов Дионисий Галикарнасский, живший в Риме в конце 1 в. до н. э, сообщает, что регулирующие деятельность этого союза законы были записаны на медной колонне, сохранившейся вплоть до его времени. Наконец, Сервию приписывается раздел общественных земель между бедными против воли отцов - сенаторов.

Из анализа всех мероприятий Сервия Туллия вытекают важные выводы. Неравенство между римлянами усилилось В среде патрициев упрочилась богатая верхушка. Расслоилась и плебейская масса: появились богатые плебеи, занимавшиеся в городе преимущественно ремеслом и торговлей Все это учитывал Сервий Туллий Укрепляя свою власть, он сумел потеснить патрицианскую верхушку, ослабив значение родовых институтов, на которые она опиралась. Важнейшие дела, связанные с войнами, были изъяты из ведения куриатных собраний и переданы в центуриатные, участие в которых принимали плебеи, пока, правда, только состоятельные. Войско Сервия также включало в себя богатых плебеев, не входивших в populus. Комиции и войско представляли собой публичную власть, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое «себя как вооруженная сила». Эта власть фактически противостояла «народу» в понимании римлян того времени, когда под народом понималась совокупность всех членов родовой организации, и только их. Объективно новая публичная власть не совпадала ни с организацией всей массы патрициев, ни со всей массой плебеев и противоречила родовым устоям. Противоречили родовым порядкам и территориальный и цензовый принципы деления общества, ибо они группировали население вне зависимости от принадлежности к патрициям или плебеям.

Изменилась и царская власть . Сервий решительнее своих предшественников порвал с традициями избрания царя и подготовил условия для превращения царской власти в наследственную, выдав своих дочерей за сыновей Тарквиния Все эти установления были не совместимы с родовым строем. Разумеется, это было лишь началом политогенеза Рима, началом длительного периода трансформации гентильных органов в государственные Ростки формирующейся публичной власти имели своей почвой своеобразные общественные отношения. Одна часть населения (патриции) охватывалась гентильной организацией и через ее посредство обеспечивалась землей и участвовала в решении дел касающихся всех римлян, прежде всего в области религии и суда. Другая часть (плебс) не пользовалась защитой родового коллектива, получала землю непосредственно от царя, имела ограниченный доступ к новому органу управления, центуриатным комициям, в состав которых вошли наряду с патрициями лишь богатые плебеи Все это позволяет говорить о появлении социальных различий между патрициями и плебеями, которым предстояло еще крепнуть и развиться. По сути реформы Сервия Туллия были направлены против гентильных порядков, поэтому он привлекал к себе плебеев и земельными раздачами, и вовлечением их в войско, независимое от родов и курий Войско было его основной опорой. Используя свойственный родовому строю учет возрастных различий, он старался привлечь к себе более молодую, чем отцы - сенаторы, часть знати, служившую в коннице Сервий остался в памяти потомства как демократический правитель. Не случайно ему приписывалось введение в число римлян освобожденных рабов, а также признание празднества Сатурналий, во время которых устраивались пиры, господа прислуживали рабам и все веселились на равных.

§ 13. Познакомившись со строем древнейшего римского общества, мы можем лучше понять и устройство древнейшего Римского государства. Скудость источников дозволяет нам представить только краткий очерк этого устройства.

Древнейшее государственное устройство состояло из трех органов: царя, сената и народного собрания.

§§ 14-16. Царь*(39)

§ 14. Основание царской власти. Была ли царская власть в Риме выборной или наследственной? На этот вопрос наши источники не дают ясного и надежного ответа. Наиболее вероятный вывод из них (подкрепляемый и сравнительной историей права) тот, что в Древнем Риме, как и у других индоевропейских народов, в народе сохранялось убеждение, что царская власть должна быть наследственна. Но в действительности этот принцип был часто нарушаем по разным причинам: царь умирал без потомства; могущественный узурпатор захватывал власть силой или благодаря иным влияниям (богатству, уму, поддержке влиятельных родов). В таком случае власть царя основывалась на выборе. Но кто имел право выбирать и каким порядком, это едва ли было определено в то время так точно и подробно, как рассказывают римские писатели: история других народов показывает, что даже при сравнительно более высокой степени развития народа избрание главы государства не совершается с соблюдением таких подробных и точных правил, какие соблюдались, по словам римских писателей, при избрании римского царя. Да и из рассказа самих римских писателей о вступлении на престол отдельных царей видно, что эти правила почти никогда не соблюдались вполне. Вероятнее всего, что хотя некоторые из них и соблюдались, но не считались необходимыми, так что царь, вступивший на престол без соблюдения их, все-таки считался законным царем.

Избрание царя, по рассказам римских писателей, состояло из следующих четырех актов: interregnum, creatio regis, inauguratio и auctoritas patram или lex curiata de imperio*(40). После смерти царя из числа сенаторов десять лиц облекались властью управлять государством и озаботиться приисканием кандидата в цари. Эти десять отправляли свою обязанность по очереди (по 5 дней). По истечении срока назначались новые 10 сенаторов, и т.д. впредь до избрания царя. Эти 10 правителей назывались interreges, а время их правления interregnum*(41). Interreges избирались только из патрициев.

По соглашению с сенатом междуцари избирали кандидата в цари, который затем подвергался выбору в куриатном собрании (creatio regis)*(42).

По избрании царя совершался третий акт: ауспиции, с целью узнать, одобряют ли боги его выбор. Этот акт назывался inauguratio*(43). Инаугурация совершалась в присутствии народного собрания.

Наконец, некоторые римские писатели говорят, что был еще четвертый акт, который они называют различно. Ливии говорит, что избранный царь должен был получить еще auctoritas patrum (1, 17. 22. 33), Дионисий - утверждение патрициев (2, 60), Цицерон - облечение властью посредством особого постановления куриатного собрания, так называемого lex curiata de imperio (Rep. 2, 13. 17. 18. 20. 21). Существовал ли этот акт при избрании царя и в чем он заключался, этого, по неудовлетворительности источников, выяснить невозможно.

§ 15. Власть царя. Царскую власть можно рассматривать с двух точек зрения: содержание ее, или, иначе, предметы ведомства, на которые она простиралась, и сила ее.

Содержание царской власти трудно определить точно. Причина этого заключается не только в скудости источников, но и в самом характере государственной жизни древнейшего римского общества. Эта жизнь только что начиналась; ее элементы поэтому не могли еще выделиться и стать в определенное положение друг к другу. Из предания, сохранившегося у римских писателей, мы заключаем, что все стороны государственной власти, не будучи ясно различаемы народным сознанием, находились в руках царя: он был высший полководец, администратор, судья, жрец и проч.*(44)

Сила царской власти также не может быть определена точно. Чтобы судить о ней, необходимо иметь в виду следующие общеизвестные факты.

С одной стороны, предание часто говорит о смертных приговорах царя, о его неограниченных распоряжениях в качестве полководца, о заключении миров, о безотчетном распоряжении государственной казной и общественной землей, об употреблении граждан на общеполезные работы.

Из этих рассказов можно бы заключить, что царь был неограниченным монархом. Так и делают некоторые историки нашего времени.

Но с другой стороны, мы имеем свидетельства иного рода. Во-первых, известно, что жизнь древнейших римлян проходила под сильнейшим влиянием их религиозных воззрений. Все важные акты частной и общественной жизни они старались тщательно согласовать с религиозными предписаниями. Нет сомнения, что и царь, как сын своего времени, также строго руководился этими предписаниями. В этом уже заключалось сильное ограничение его произвола. Во-вторых, предание относит к самому началу Римского государства существование совета старейшин, сената, Consilium regium, с которым, по обычаю, царь должен был совещаться о всех важных делах. Правда, из этого же предания видно, что это не было безусловно необходимо для царя. Тарквиний Гордый, например, правил без сената. Но это обстоятельство было, по тому же преданию, одной из причин его низвержения. В-третьих, точно так же и в судебных делах царь обыкновенно совещался с особым советом. Наконец, из предания о попытке Тарквиния Древнего совершить некоторые политические реформы видно, что эти попытки не удались вследствие сопротивления некоторых патрицианских родов.

Из всех приведенных фактов мы можем вывести следующее весьма вероятное заключение о силе царской власти: в Древнем Риме не было таких учреждений, которым бы специально предоставлены были некоторые стороны верховной государственной власти или, по крайней мере, участие в них наряду с царем. Поэтому в отдельных случаях для царя была возможность действовать единственно по своему произволу. Но вообще религия, обычай и родовые союзы были так сильны, что фактически царь должен был сообразоваться с общественным мнением, в особенности в лице сената, народного собрания и некоторых религиозных учреждений.

Особо следует сказать о законодательной власти царя. Предание про всех царей рассказывает, что они создавали новые или изменяли старые учреждения, т.е., другими словами, издавали законы (leges regiae), что при Тарквинии Гордом некто С. Папирий составил из них сборник, который назывался jus civile Papirianum*(45). При этом иногда говорится, что законы эти были одобрены народным собранием, иногда же дело представляется так, как будто царь издал их единолично. Отсюда в прежнее время заключали, что царь мог издавать законы в силу своей собственной власти независимо от какого-либо другого учреждения в государстве. В настоящее время все признают, что римский царь не имел законодательной власти. Главный довод в пользу этого взгляда заключается в том, что было только что сказано о факторах, ограничивавших царскую власть: всякая важная реформа, касавшаяся частных отношений граждан или государственного строя, должна была неминуемо затронуть религиозные и родовые интересы, которые были настолько могущественны, что царь не мог нарушать их без согласия влиятельных классов граждан. Как при этом объяснить несомненное существование leges regiae, об этом будет сказано в отделе об источниках права.

Внешними отличиями царской власти служили пурпуровая мантия (позднее тога, обшитая пурпуром), скипетр с орлом, кресло из слоновой кости и золотая диадема; ходил и ездил царь в сопровождении 12 ликторов, которые имели в руках пучки прутьев и топоры.

§ 16. Помощники царя. При всей несложности управления, какую мы должны предположить в древнейшем Римском государстве, царь не мог один справиться с разнообразными делами. У него были помощники светские и духовные, которым он поручал ближайшее заведование известными отраслями управления, сохраняя за собой общее руководство. Эти помощники не имели самостоятельной власти; они зависели от царя, хотя есть основание думать, что некоторые из духовных помощников уже в то время стали в самостоятельное положение.

Более важные светские помощники были следующие.

Tribunus celerum - начальник кавалерии, чисто военная должность, без политического значения.

Custos, или praefectus urbis (или urbi) - лицо, которому царь на время своего отсутствия из Рима поручал защиту города и управление текущими делами.

Duoviri perduellionis. Словом perduellio назывались преступления против целого государства. Суд за такие преступления поручался двум гражданам, которых сам царь назначал для каждого отдельного случая. Если их приговор был обвинительный, то осужденный мог обратиться с жалобой к народному собранию (provocatio).

Quaestores parricidii - чиновники, которые должны были производить следствие по преступлениям, носившим общее название parricidium. Это слово сперва означало смертоубийство вообще (а не отцеубийство только), а впоследствии - все преступления, которые, во-первых, расследовались и наказывались по тем же правилам, как и смертоубийство, и, во-вторых, были направлены против отдельных граждан, а не целого государства. Quaestores были постоянной должностью, на которую граждане назначались царем (а не народом).

Из духовных помощников царя для нас имеют интерес те, которые имели влияние на государственную жизнь и на образование или применение права. Таковы были три коллегии фециалов, авгуров и понтифов*(46).

Коллегия фециалов (fetiales), состоявшая из 20 членов, содействовала царю (а впоследствии республиканским магистратам) при международных сношениях; например, они совершали объявление войны, выдачу иностранному государству римских послов, нарушивших международные обычаи, полководцев, заключавших на свой страх с неприятелем договор, который римское правительство отказалось утвердить, и т.п. Все эти международные сношения, по тогдашним верованиям, находились под покровительством богов и потому должны были сопровождаться известными религиозными обрядами. Совершение этих обрядов и лежало на фециалах. Особенно важной роли эта коллегия не играла ни при царях, ни во время республики.

Коллегия авгуров. Все итальянские народы веровали, что Юпитер дает им знать о своей воле с помощью некоторых символических знаков, например, небесных явлений, особенно молнии, крика и полета птиц и т.д. У римлян в особенности развилось обыкновение узнавать волю бога этими способами, что носило название auspicia. Вопросы, с которыми обращались римляне к богу, были чисто практического, так сказать, прозаического свойства, т.е. не о будущем вообще, а о том, благоприятствует ли божество предпринятию известного действия в частной или общественной жизни.

Вопрошать бога, если дело касалось частного интереса, мог каждый частный человек. В вопросах общегосударственных это мог делать только царь (а в республике магистраты). Но тот и другой могли не только сами вопрошать, но и толковать наблюдаемые явления. Однако искреннее (в древнее время) опасение неверно истолковать волю бога и, таким образом, не достигнуть той практической цели, для которой весь акт предпринимался, заставляло римлян обращаться за содействием к людям, которые по какой-либо причине почитались за искусных толкователей. Отсюда совершенно естественно объясняется образование особого класса авгуров. Однородность их технических интересов, потребность в постоянном их содействии государственному управлению и необходимость передачи их специальных знаний новым поколениям должны были рано повести к устройству авгуров в форме коллегии.

Искусство авгуров постепенно разрослось в сложную систему, усвоение которой было возможно только для тех, кто получал доступ в коллегию. А так как без ауспиций не предпринимался ни один важный государственный акт, то авгуры, от которых зависело дать явлениям любое толкование, должны были при благоприятных условиях получить большое влияние на политическую жизнь, что действительно и случилось во время республики. Известно, например, что в начале республики, когда в коллегию имели доступ только патриции, авгуральное искусство нередко употреблялось для устранения актов, вредных патрицианским интересам. Какова была степень влияния авгуров при царях, достоверно неизвестно; предположительно можно сказать, что оно было меньше, чем в республике.

Ко времени царей же предание относит и возникновение коллегии понтифов (pontifices). В республике эта коллегия играла первостепенную роль и в государственной жизни, и в деле образования римского права, о чем будет сказано позже. В настоящем же периоде едва ли царская власть дозволяла ей значительно развить свое влияние.

Каково было первоначальное назначение понтифов, достоверно неизвестно. Судя по позднейшей их деятельности, можно думать, что они были образованными людьми своего времени, обладавшими известными специальными знаниями, которые они употребляли первоначально для религиозных целей, например, они вели счет времени (календарь), участвовали в совершении некоторых юридических актов (усыновление, брак). В республиканское время им принадлежало наблюдение за разнообразными отправлениями в области религии, например, за своевременным приношением жертв, соблюдением установленных праздников, правильным расходованием средств, принадлежавших религиозному ведомству, и т.д.

Коллегия выбирала из своей среды Верховного Понтифа (Pontifex Maximus).

Сенат

§ 17. Предание единогласно свидетельствует, что рядом с царем с древнейших времен в управлении государством принимал участие особый совет, называвшийся Senatus, patres.

Юридическое положение древнейшего сената было уже обрисовано раньше по поводу царской власти: царь, по обычаю, во всех важных делах совещался с сенатом; но решение этого последнего не было обязательно для царя. Царь мог решать дела, даже и не совещаясь с сенатом. Сенат не мог собираться сам без призыва царя (кроме случая междуцарствия).

Фактическое значение сената, как уже было указано выше, было значительно больше, чем юридическое, т.е. царь в огромном большинстве случаев не мог править без содействия сената, если не желал рисковать самым своим положением. Причина этого значения сената заключалась в том, что он опирался на силу родов, о которой было говорено раньше. Именно на эту причину указывает древнейший состав сената.

Вопрос о том, из кого состоял древнейший сенат, нельзя выяснить в подробностях. Но основной принцип, т.е. прямую связь сенаторов с родами, можно признать достоверным, как это видно из следующих соображений. Предание римское, говоря о числе сенаторов, всегда ставит его в соответствие с числом курий и родов. Нормальное число сенаторов считалось 300*(47); ему соответствуют 30 курий, на которые делился римский народ, и 300 родов, которые были распределены по этим куриям*(48). Присоединение новых родов римляне всегда представляют в связи с назначением в сенаторы некоторых членов этих родов*(49).

Самое название сената (от senex) показывает, что первоначально сенаторы были люди пожилые или даже старые, что совершенно понятно: в том простом быту, в котором жили древнейшие римляне, мудрость обусловливалась главным образом личным житейским опытом, который с годами возрастал*(50). Таким образом, мы можем утверждать, что древнейший сенат состоял из старейших и потому наиболее влиятельных членов патрицианских родов.

Однако на основании приведенных данных нельзя идти далее, как это делают некоторые современные писатели, утверждающие, что каждый род имел своего представителя в сенате. Напротив, с большей достоверностью можно утверждать, что назначение в сенаторы совершалось по усмотрению царя. На это указывает идущее от древнейших времен выражение legere in patres, избирать в сенаторы, причем некоторые из римских писателей прямо говорят, что эту lectio совершали цари. К тому же заключению побуждает и принадлежавшее в начале республики консулам право избрания в сенаторы*(51). Конечно, ввиду силы родов цари должны были брать своих соотечественников из среды влиятельных родичей, но они могли отступить от этого правила. Благодаря этому они и могли впоследствии вводить в сенат плебеев.

Что касается предметов ведомства древнейшего сената, т.е. вопросов, по которым царь по обычаю должен был совещаться с сенатом, то об этом нельзя сказать ничего достоверного.

Народное собрание

§ 18. Третьим членом древнейшего государственного устройства было собрание всего народа и притом не в виде бесформенной толпы, а распределенного в курии, почему собрание и называлось comitia curiata.

Предметы ведомства этого собрания и степень его влияния на государственное управление в царский период определить очень трудно вследствие крайней неудовлетворительности наших источников. Ответ по обоим вопросам будет большей частью только вероятный.

Предметы, подлежавшие ведению куриатного собрания, были частью религиозные или, по крайней мере, соприкасавшиеся с религией, частью светские. Из религиозных укажем только на inauguratio regis и совершение завещаний. Выше уже было сказано, что инаугурация совершалась в присутствии всего народа. Два раза в году римляне могли излагать перед народным собранием свои завещания, т.е. делать распоряжения на случай смерти, если они желали изменить обычный порядок наследования*(52). В этих и других подобных случаях народ, по-видимому, созывался особенным способом, именно посредством всенародного объявления о назначаемом собрании. Такой способ созыва обозначался глаголом calare, а отсюда и самое собрание называлось comitia calata*(53).

Участие народа в делах, подлежащих ведению comitia calata, было, по-видимому, чисто пассивное: он выслушивал то, что ему объявлял царь, жрец или гражданин, делавший распоряжения на случай смерти*(54).

Больший для нас интерес, но и больше сомнений представляют светские предметы ведомства. Один из древних историков, Дионисий Галикарнасский, утверждает, что куриатному собранию было предоставлено со времен первых царей избрание магистратов, утверждение законов, объявление войны и заключение мира*(55). Однако сопоставление с другими сведениями заставляет признать это свидетельство недостоверным. Дионисий перенес на куриатное собрание те права, которые в республиканский период принадлежали центуриатному собранию. Более вероятно, что участие народного собрания в государственном управлении при царях было весьма ограничено, как это видно будет из нижеследующего анализа его предметов ведомства.

1. Arrogatio, т.е. тот вид усыновления, когда самостоятельный гражданин (paterfamilias) отдавал себя под отеческую власть другого гражданина. Если усыновляемый имел семью, члены которой были под его властью, то и она со всем имуществом переходила под власть усыновителя, который принимал всех этих новых домочадцев в свою семейную религию. В древнейшее время это усыновление совершалось, вероятно, тогда, когда последний представитель вымирающего рода, не надеясь иметь собственное потомство, желал поддержать существование рода искусственным способом. При этом затрагивались имущественные, религиозные и личные интересы по крайней мере двух, а иногда и многих родов. Поэтому весьма вероятно, что разрешение усыновления зависело от куриатного собрания, в котором принимали участие все члены родов*(56).

2. Cooptatio, т.е. принятие чужестранных родов в число патрицианских. Это право собрания для царского периода источниками не засвидетельствовано; но оно вероятно по косвенным соображениям: слово "cooptatio" указывает на принятие самими родами; в республике требовался для этого акта jussus populi*(57); наконец, интересы римских родов были при этом затрагиваемы так сильно, что едва ли эти роды могли быть устранены от участия в cooptatio.

3. Creatio regis, т.е. избрание царя по предложению междуцаря. Степень участия народа в этом акте была невелика: он мог только принять или отвергнуть предлагаемого кандидата. Выставлять своего кандидата члены народного собрания не имели права. Это право избрания царя можно рассматривать как зародыш будущего права народа на избрание должностных лиц республики (магистратов).

4. Lex de bello indicendo, т.е. право постановлять об объявлении наступательной войны. Однако это право предоставлял народу сам царь, когда находил это нужным*(58), следовательно, оно не принадлежало ему самостоятельно.

5. Точно так же сам царь, когда находил нужным, предоставлял народному собранию уголовный суд по преступлениям, подходившим под понятие perduellio*(59). Мы уже видели, что первоначальный приговор постановляла особая комиссия, назначаемая по усмотрению царя, а затем, по желанию осужденного, дело переносилось на окончательное решение народного собрания. Если бы сам царь взял на себя постановление приговора, то провокация к народу была бы невозможна. Таким образом, и уголовный суд в царском периоде не составлял самостоятельного права народа. Однако оба последних случая мы можем рассматривать как зародыши будущих самостоятельных прав народного собрания.

6. Наконец, что касается законодательной власти народа, то, за исключением вышеприведенного места Дионисия, ничто в источниках не указывает на ее существование в первой половине царского периода. Напротив, римские писатели, рассказывая о первых царях, устроителях Римского государства, изображают их действующими самовластно. Конечно, мы не можем в этих рассказах признать исторически достоверные события, но мы можем из них заключить, что в предании не сохранилось воспоминания о законодательной деятельности народа в первые века его существования. Это заключение подтверждается и более общими соображениями: древнейшие римские учреждения создавались, как и у всякого юного народа, медленным и незаметным путем обычая, следовательно, без участия народного собрания, а затем, пока цари не пытались существенно изменить этих учреждений, т.е. пока не затрагивали связанных с ними интересов всего народа, для этого последнего не было даже повода стремиться к участию в законодательной власти.

Но когда, начиная с Тарквиния Древнего, цари приступили к крупным государственным преобразованиям, они должны были, ради прочности этих последних, заручиться согласием заинтересованного народа на отмену старых и введение новых учреждений. Этим путем, по-видимому, зародилась законодательная власть народного собрания. На него же указывает и слово, которое употреблялось при голосовании в собрании для отвержения нового предложения: antique, т.е. antiqua probo. Во всяком случае, едва ли и во второй половине царского периода законодательная деятельность собрания составляла нормальное, неслучайное явление.

Внешний порядок собраний был следующий. Созывались они царем. Помимо его воли собрание не могло состояться. Призывались все граждане поименно, а в comitia calata посредством всенародного объявления. Местом собрания служил comitium. Царь предлагал вопрос (rogabat populum), на который собрание могло отвечать только "да" или "нет" (utirogas или antiquo). Видоизменять предложение или заменять его новым никто из членов собрания не имел права. Подача голосов совершалась по куриям (curiatim). Каждая курия имела один голос. В пределах каждой курии голосование совершалось поголовно (viritim), и мнение большинства принималось за мнение курии, точно так же мнение большинства курий - за мнение всего собрания.

Из анализа предметов ведомства куриатного собрания мы могли убедиться, что степень участия его в государственном управлении была незначительна. Она окажется еще меньшею, если мы примем во внимание только что указанные нормальные ограничения, т.е. что народ не мог без воли царя составить законного собрания и не имел инициативы в предложении вопросов для решения. По всем этим соображениям нельзя согласиться со взглядом тех ученых, которые признают за народным собранием царского периода верховную власть (суверенитет).

Войско

§ 19. Древнейшее римское войско представляло в миниатюре точный отпечаток всего народа с его подразделениями. Легион (первоначально, вероятно, единственный) состоял из 3000 человек пехотинцев (pedites). Все десять курий каждой трибы должны были поставить 1000 человек. Кавалерия (equites, celeres) состояла из трех сотен (centuriae). Каждая из трех триб должна была поставить 100 всадников. Клиенты также служили в войске; но неизвестно, в чем заключалась их служба; во всяком случае, они играли в войске второстепенную роль. Главная тяжесть военной службы лежала на патрициях, что нам следует иметь в виду для лучшего уразумения последующих событий.


Похожая информация.