Антиохия на современной карте. Антиохия сирийская

Мы начнём с сирийской Антиохии, которая считалась третьим по значимости городом Империи после Рима и Александрии. Она была первым центром христианства за пределами Палестины и исходным пунктом миссионерских путешествий Павла. Город этот находился в 300 милях к северу от Иерусалима, там, где сходятся Ливанские горы и малоазийский Тавр. Антиохия была основана около 300 г. до Р.Х. на берегах Оронта примерно в двадцати милях от моря. Благодаря своему порту, называвшемуся Селевкией, она осуществляла постоянную связь с западом, в то время как её посещали торговые караваны со всего Ближнего Востока. В IV столетии от Р.Х. её мужское население составляло 150-200 тысяч; мы вправе предположить, что во времена Павла оно было не меньшим. Город был известен своими школами философии, медицины и риторики, библиотекой и разного рода публичными увеселительными заведениями: театрами, амфитеатрами, стадионами и банями. Подобно другим эллинистическим городам, город был разделён надвое широкой, украшенной колоннадами улицей. Это единственный известный нам древний город, имевший регулярную систему уличного освещения.

В Дафне, расположенной неподалёку, находилось святилище бога Аполлона, знаменитое своим злочестием. Жители Антиохии также снискали репутацию грубых острословов и изобретателей прозвищ, не случайно именно здесь появилось название «христиане» (Деян. 11:26). И именно этот обуреваемый страстями языческий город стал главным центром христианства за пределами Палестины. Врач Лука традиционно считается уроженцем этого города. Вполне возможно, что Евангелие от Матфея было написано в Антиохии.

Археологические раскопки Антиохии и её порта Селевкии производились в 1931-1939 гг. Возможно, самым важным открытием стала находка сотен напольных мозаик, давших много ценной информации об искусстве и даже о языческих религиозных культах позднего римского и византийского периодов. В городе и пригородах были найдены останки более чем двадцати древних церквей, относящиеся к периоду не ранее IV в. Некогда в Антиохии существовала большая еврейская колония, с которой так или иначе было связано большое количество «богобоязненных» греков. Возможно, именно из них и вышло большинство новообращённых христиан. Тем не менее исследователям так и не удалось найти никаких следов еврейской колонии, кроме мраморного фрагмента с частью семисвечника (исключением в этом смысле является и надпись VI в., в которой, возможно, воспроизводится отрывок из Библии).

Самой знаменитой находкой, сделанной в этих местах, является так называемая «Антиохийская чаша». Об этой находке было объявлено в 1916 г. Она представляет собой простую серебряную чашу, внешнее обрамление которой украшено изображениями виноградной лозы и фигур Христа и апостолов. Было заявлено, что это Святой Грааль - чаша, которая была у Иисуса на Тайной Вечере, при этом предполагалось, что фигурки на внешнем обрамлении являются портретными изображениями, сделанными в I столетии. Впрочем, благодаря трудам ряда учёных было установлено, что чаша эта была изготовлена, скорее всего, в IV или V столетии и не имела никакого отношения к Тайной Вечере. Тем не менее не вызывает никаких сомнений то, что это один из самых замечательных образцов древнего христианского искусства

Из 16 древних городов под названием Антиохи́я (от имени Антиох) наиболее известна Антиохи́я-на-Оро́нте , (Антиохия-на-Дафне, Антиохия Великая ; др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город.

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) в 300 до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе.

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Позже Антиохия на небольшое время вошла в состав Армении, потом (с 64 до н. э.) стала резиденцией наместника римской провинции Сирия. Антиохия была третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. Во дворце Селевка жили Гней Помпей и Коммод, устроивший здесь Олимпийские игры.

Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11:26). Позже Антиохия стала называться колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия. Здесь родился и начинал служение проповедника Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви (после упадка города центр патриархата перенесён в Дамаск). Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесар., Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии.

В VI-VII веках входила в состав Византии. Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном. Юстиниан I восстановил Антиохию.

После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать туркам-сельджукам Антиохию. Но окончательно город был ими завоёван только в 1084.

После долгой осады крестоносцы берут Антиохию в 1098 году; но не передают город Византии, а основывают здесь своё государство - Антиохийское княжество, существовавшее до 1268. После его уничтожения город потерял своё значение.

В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья, центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года).

Литература

· Bouchier Ed. S. A short history of Antioch: 300 B. C.-A. D. 1268. 1921.

· Downey G. A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest. Princeton University Press, 1961.

· Wallace-Hadrill D. S. Christian Antioch: a study of early Christian thought in the East. 1982.

Акра Алеппо Антиохия Аполлония Аскалон Афек Бельвуар Газа Грот Тирона Дор Ибелин Иерусалим Йехиам Кастель Кейсария Эль-Карак Крак де Шевалье Монреаль Монфор Сидон Тиверия Тир Торон Триполи Турбессель Хайфа Эдесса Яффа

Антио́хия (Antiochia; Антиохия-на-Оронте, Антиохия Писидийская) - город в Древней Сирии и в средневековой Передней Азии, (с 1516 года - Антакья , на юге Турции), столица государства Селевкидов. Антиохия-на-Оронте была самым известным из шестнадцати древних городов с этим именем. Город был основан в 300 году до н.э. на реке Оронт Селевком I Никатором и назван им в честь отца - Антиоха из Орестии, одного из военачальников Филиппа II Македонского. Антиохия стала столицей государства Селевкидов.

Город делился на четыре квартала, каждый из которых был окружен отдельной стеной, вокруг всего города были дополнительно более высокие и лучше укрепленные стены. Близ Антиохии находилась лавровая и кипарисовая роща Дафна, в которой был выстроен пригород с храмом Артемиды и царским дворцом. В 32 км от Антиохии на берегу Средиземного моря расположился ее аванпорт Селевкия. Находясь на пересечении караванных путей, Антиохия была торговым и ремесленным центром, в годы расцвета не уступала ни Александрии, ни Риму. Число ее жителей доходило до 500 тысяч человек. Город славился зданиями, улицами, освещавшимися по ночам. Соперничая с Птолемеями, Селевкиды построили свой Мусейон.
В 64 году до н.э. город вошел в состав римской провинции Сирия , стал резиденцией наместника. При римлянах здесь возводились храмы, дворцы, театры, акведуки. Центральные улицы города были вымощены мрамором. Император Коммод провел в городе Олимпийские игры. По преданию в 1 веке н. э. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, в ней родился евангелист Лука. В городе рано образовалась влиятельная христианская община. В Антиохии находился центр одной из четырех древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви; здесь было проведено десять Вселенских соборов. После упадка города центр патриархата был перенесен в Дамаск. С Антиохией связана деятельность Иоанна Златоуста.
Разрушительное землетрясение 526 года унесло жизни 25 тысяч горожан. Не успел город оправиться от несчастья, как в 542 году был захвачен сасанидским шахом Хосровом I , который переселил всех его жителей в Персию, где в окрестностях Ктесифона была основана «Хосроева Антиохия». Антиохия была восстановлена императором Юстинианом Великим, хотя и в меньших размерах, но играла в Византии значительную роль.
В 11 веке город был завоеван сельджуками , а в конце того же века оказался на пути участников Первого крестового похода и после длительной осады взят штурмом в июне 1098 года. Тогда же было образовано Антиохийское княжество, которое возглавил Боэмунд Тарентский. Свои претензии на город предъявлял и византийский император Алексей I Комнин, которому удалось добиться вассальной зависимости Боэмунда Тарентского. С 1119 года Антиохийское княжество находилось в зависимости от Иерусалимского королевства. Крестоносцы правили городом до 1268 года, когда он был завоеван мамлюкским султаном Бейбарсом. После этого город потерял свое значение, а в 1516 году был завоеван турками, с этого времени носил название Антакья. Археологические раскопками были открыты сооружения римского времени: городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками; в пригороде Антиохии Дафне - театр (2 век н.э.) и раннехристианская церковь; в Селевкии - два эллинистических храма, нимфей (2 век), портовые сооружения 1 века, римский некрополь. В Антакье действует археологический музей.

Античный город Антиохию бесполезно искать на современной карте: на его месте давно стоит турецкая Антакья, в которой практически ничего не напоминает о славном прошлом этого великого города. Его создавали финикийцы, а славу ему принес Селевк I Никатор - один из верных полководцев самого Александра Македонского. Город стремительно разбогател, да так, что на протяжении долгих веков враги так и не сумели разрушить его окончательно. За них это сделали землетрясения.

Антиохия - античный город, некогда процветавший под покровительством богини Тихе. о нашего времени практически не сохранилась архитектура этого города, уцелевшие памятники, в том числе церковь Св. Петра (IV-V вв.), относятся к более позднему периоду.

ПОД ЗНАМЕНАМИ СЕЛЕВКИДОВ

Древняя Антиохия находилась на стратегически важном месте, контролируя торговые пути из Ближнего Востока в Малую Азию, и завладеть ею мечтали многие...

Антиохия - один из самых известных городов античного времени, прославившийся богатствами материальными и архитектурными, от которых остались лишь легенды. Несмотря на то что в древней истории известны шестнадцать городов с таким названием и на их месте сохранились хотя бы руины отдельных зданий, исчезнувшая Антиохия на Оронте все же самая известная.

Задолго до появления Антиохии на этом месте находилось финикийское поселение Мероя, известное храмом во славу Анат - богини охоты и войны и сестры самого верховного финикийского бога Баала. К тому времени, как здесь появились се-левкиды, богиня Анат под эллинским влиянием в представлении местных жителей уже отождествлялась с Афиной Палладой.

Паломничество в храм считалось в Древней Греции делом весьма почетным, хотя и небезопасным из-за постоянной угрозы нападения кочевников с юго-востока. Тут же, у подножия горы Сильпия, находилось еще одно поселение - Иополис, названное так в честь Ио - богини Луны, что впоследствии использовали антиохийцы как доказательство своего происхождения от ионийцев - одного из главных древнегреческих племен.

К слову, антиохийцы были известны в древнем мире кичливостью, заносчивостью и распущенностью нравов, что служило темой множества острот в античной литературе.

Поселения на месте будущей Антиохии успешно вели торговлю, выступая посредником между Ближним Востоком и Малой Азией, когда здесь появился Селевк I Никатор - полководец и сын полководца по имени Антиох.

В 23 года, в 334 г. до н. э., Селевк присоединился к Александру Македонскому, вышедшему в поход на Азию. Перед вторжением в Индию, в 327 г. до н. э., Селевк, прославившийся отвагой, граничившей с безрассудством, удостоился должности командира гвардии Александра - Агираспидов, или «Серебряных щитов». После смерти Александра Селевк стал вторым человеком в армии огромного государства, и со временем стал повелителем значительной части бывшей империи Александра. Селевк погиб последним из полководцев Александра в результате предательства.

При жизни, в 300 г. до н. э., Селевк I Никатор основал столицу своего царства и назвал ее Антиохией в честь отца.

Решение о месте строительства главного города государства было принято сообразно планам его расширения: Селевк желал обогатить свою империю, а Анти-охия стояла на пересечении торговых путей. Это позволяло расширить не только торговые, но и информационные связи, разнести весть о богатстве и славе Анти-охии по всему миру. Процветанию города также способствовали плодородие местных почв и возможность использовать воды Оронта, в том числе для орошения.

Город, в котором жило полмиллиона человек, был устроен по принципу военного лагеря (сказалось походное прошлое его основателя): разделен он был на четыре квартала, каждый был окружен отдельной стеной, и весь город дополнительно окружали еще более высокие и отлично укрепленные стены. Был построен дворец Селевка и сохранен старый храм богини Тихе, теперь именовавшийся храмом Артемиды.

Антиохия была одной из столиц государства Свлевкидов и стояла на стратегически важном торговом пути, контролировала торговлю между Востоком и Западом, между Ближним Востоком и Малой Азией.

СТЕРТАЯ ПАМЯТЬ

В отличие от многих других античных городов, от Антиохии не сохранились даже руины, лишь отдельные предметы, найденные археологами.

После распада империи Селевкидов Антиохия непродолжительное время находилась в составе Великой Армении эпохи Тиграна II (95-55 гг. до н. э.), прежде чем была завоевана римлянами. С 64 г. Антиохия входила в состав римской провинции Сирия и служила резиденцией наместника. Бывший дворец Селевка облюбовал для себя полководец Гней Помпеи. Город был столь велик и прекрасен, что восхищенный император Коммод (161-192 гг.) повелел провести в нем Олимпийские игры.

Закат Римской империи совпал с расцветом христианства в Анти-охии: христиан здесь не преследовали, и после смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима именно в Антиохию.

В I в. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия на Кипр и в другие земли, и здесь же после проповеди Павла и Варнавы образовалась первая община из обращенных язычников Древнего Рима.

В истории христианства Антиохия навсегда осталась городом, где, по преданию, спустя всего лишь два десятка лет после смерти Иисуса Христа его последователей впервые стали называть христианами.

В Антиохии было проведено десять Вселенских Соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В наши дни патриарх Антиохийский живет в Дамаске, но сохраняет прежний титул.

Постепенно переживавшая упадок Аниохия снова стала крупным политическим, торгово-ремесленным и религиозным центром. О ее размерах можно судить хотя бы по тому трагическому факту, что при землетрясении 115 г. погибло 200 тыс. жителей. В 526 г. еще более сильное землетрясение едва не сровняло Антиохию с землей.

Бесчисленные войны и грабежи также способствовали ее уничтожению. Например, в 538 г. Антиохию захватил иранский шах Хосров I Ануширван: он не только разрушил город, но еще и увез с собой ремесленников.

Частично город восстановил византийский император Юстиниан Великий: он возвел здесь прекрасные здания и храмы, и в VI-VII вв. Антиохия входила в состав Византии.

К тому времени, как город захватили арабы калифа Омара в 637-638 гг., Антиохия уже утратила прежнее значение.

Некоторая надежда на восстановление прежнего влияния появилась в 1098 г., когда городом овладели крестоносцы и он превратился в важный центр распространения христианства на Ближнем Востоке. Этому способствовало то, что крестоносцы сделали Антиохию столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) - одного из самых могущественных государств крестоносцев.

Однако власть крестоносцев оказалась недолговечной, и в 1268 г. Антиохия была захвачена и разграблена мамлюками, а в 1401 г. - войсками Тимура.

В 1516 г. Антиохию - тогда уже незначительный провинциальный городок - завоевали турки, и она была присоединена к Османской империей под новым именем - Антакья (так турки произносили древнее название города).

Больше осад и штурмов Антиохии не было, но точку в ее истории поставили землетрясения, в частности 1822 и 1872 гг., когда было разрушено все античное наследие города. Сейчас на месте Антиохии - турецкий город Антакья.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Турецкий иль (область) Хатай, в котором находится Антиохия, долго оставался причиной территориального спора между Турцией и Сирией, не признававшей турецкого суверенитета над Хатаем до начала 2005 г. Причиной разногласий послужил тот факт, что после Первой мировой войны Антиохия была частью Сирии, находившейся под французским мандатом, а в состав Турции вернулась в 1939 г.

■ Археологический музей Антакьи хранит в своих фондах вторую по величине коллекцию античных мозаик в мире.

■ Патриарх Антиохийский был одним из трех патриархов на Первом Вселенском Соборе.

■ В настоящее время женское имя Анат - одно из самых распространенных в Израиле.

■ Селевк I Никатор основал около 75 городов, среди которых - шестнадцать Антиохий (по имени отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пятьЛаодикей (в честь матери Лаодики). Прочие города были названы по имени императора Александра, а также македонских или греческих городов или в память о победах Селевка.

■ Антиохия периода расцвета была столь богатым городом, что могла позволить себе неслыханную роскошь - ночное освещение самых широких улиц и даже дороги в соседние города.

■ При римлянах Антиохия не только была административным центром провинции Сирия, но и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Природные: река Оронт, горный хребет Hyp (Аманос), водопад Харбийе, пещеры Безикли.
■ Культурные: Хатайский археологический музей.
■ Исторические: римские постройки (городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками I в.), церковь Св. Петра (около 1100 г., реконструкция XIX в.), район Старого рынка, кинотеатр «Гундуз» (бывшее здание парламента ил я Хатай).
■ Культовые : оттоманская мечеть Хабиб-и-Неккар Камий, монастырь Св. Симона.

ЦИФРЫ

Удаленность: около 40 км на восток от Средиземного моря, 300 км на север от Дамаска.
Пещерная церковь Св. Петра (гора Стариус): глубина - 13 м, ширина - 9,5 м, высота - 7 м.

Атлас. Целый мир в твоих руках №264

ГОРОДА

От библейских времен до средневековья

“Она - прекраснейшее место страны прекраснейшей из всех стран, лежащих под небом. Ведь все согласятся, что наилучшее место на земле - то, на которое восходящий Бог бросает свои первые лучи” (Речи XI 16), - пел славу родному городу знаменитый ритор 4 в. Либаний Антиохийский, учитель и друг императора Юлиана Отступника и св. Иоанна Златоуста (которого “выкрали” у язычников христиане).

В Сирии и Малой Азии некогда насчитывалось по крайней мере шестнадцать городов с названием Антиохия (напомним, что “александрий” было около семидесяти). В переводе с греческого название этого города толкуется как противонесущий, противостоящий. По красоте и богатству единственная из Антиохий - Антиохия Сирийская - некогда противостояла всему миру.

Город, основанный в 3 в. до н. э. Селевком Никатором (Победителем), был назван по имени его отца, Антиоха, и долгое время был столицей Сирии. Позднейшие властители города часто тоже именовались Антиохами. Либаний в Похвале Антиохии (пер. С. П. Шестакова, 1914-1916 гг.) пишет, что во время строительства города “Селевк сосредоточил все искусство строителей; все руки, весь блеск камней он заставил служить своему делу. Рубили лес для перекрытий, лились потоки богатств на стройку. Намечая план города, он расставил слонов по местам будущих башен и, определяя длину и ширину портиков и улиц, брал для обозначения их пшеницу; подвозившие ее корабли стояли на реке [Оронт]. Быстро вырос город и, быстро построенный, стал населяться жителями” (Речи XI 89-91). Как здесь не вспомнить о закладке Александрии Египетской Александром.

Селевк и был одним из диадохов (преемников) Александра Македонского. Сосредоточив в руках большинство сатрапий, некогда входивших в состав Александровой державы, Селевк принял надлежащие меры для укрепления их внутреннего единства. Он строит новые города, видя в них главную силу царства. В числе этих новостроек оказались западная и восточная столицы Селевкидов: Антиохия и Селевкия-на-Тигре (оттеснившая даже Вавилон). Вследствие разного рода политических коллизий царство Селевкидов, в период расцвета простиравшееся от Эгейского моря на западе до Сыр-Дарьи на востоке, пришло в негодность. Попытку восстановить его предпринял Антиох III Великий (222-187 гг. до н. э.), но она завершилась катастрофическим поражением от римлян в битве при Магнезии. Из текста Либания мы знаем, что Антиох III пристроил к Антиохии новую часть, поселил здесь этолян, критян и эвбейцев и, оградив поселение стеной, обеспечил их безопасность (Речи XI 119). Дело кончилось тем, что к концу 2 в. до н. э. в руках Селевкидов оставались только Финикия, Сирия и Киликия. В середине 1 в. полководец Гней Помпей объявил Сирию римской провинцией, поставив точку в 250-летней истории Селевкидов.

Расположенная на берегах р. Оронт, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, Антиохия считалась богатой и коммерческой. Ее жители пользовались особенными гражданскими преимуществами, и город занимал третье место в ряду тех, которые позже вошли в число римских провинций. Сейчас это Антакья (Аntakya), турецкий городок на юго-восточном побережье Средиземного моря, административный центр иля Хатай (124 тысячи жителей, 1990 г.).

По Либанию, в Антиохии был роскошный царский дворец, но особенным богатством отличались загородные виллы, которые возводились в живописных местностях среди парков и садов. Как и многие эллинистические города, Антиохия имела так называемые колоннадные улицы. Колоннады, возводимые с обеих сторон тротуаров, служили для защиты пешеходов от солнца и дождя. (Ф. И. Шмит в 1930-х годах выдвинул заслуживающую внимания гипотезу о происхождении базиликального храма из колоннадной улицы.) Общая длина таких улиц достигала 25 км, но ни одна из них не сохранилась (см. аналогичные памятники в Пальмире, Эфесе, Помпеях и Тимгаде). Либаний пишет: “Так гладка и непрерывна эта дорога, не преграждаемая ни впадинами, ни обрывами, ни иного рода препятствиями, что уподобляется она краскам в картине, сменяющими одна другую по воле художника” (Речи XI 197). И чуть ниже, как бы глядя по сторонам, сообщает: “Когда ты идешь по этой улице, пред тобой стоят частные дома, повсюду между ними вклиниваются то государственные здания, то храмы, то купальни, расположенные так, что из любой части города к ним легко пройти; и у всех этих домов входные двери выходят в портики” (XI 212). Кроме того, дома были снабжены “личными” водными источниками. Об улицах-колоннадах и водоемах у Либания - целые поэмы, полные риторических роскошеств (XI 213-218; 244-248). Город имел речную пристань, построенную по системе, в которой морской и речной порты были взаимосвязаны (как в Остии).

Благолепие и гигиена Антиохии среди текущих потоков и кипарисовых рощ были беспримерны. В 7,5 км от города находилась царская резиденция - город Дафна - с лавровой рощей (около 15 км в окружности!), храмом Дианы (Артемиды) и Аполлона, святилищем Зевса и стадионом. Храм был построен Антиохом IV Эпифаном (175-164 гг. до н. э.) и сгорел в 362 г. И хотя с святилищем было связано поэтическое сказание Овидия (Метаморфозы I 452-567) о превращении Дафны в лавровое дерево (греч. dafne - лавр), в нем проповедовали свв ап. Петр, Павел и Варнава (апостолы трудились, разумеется, в языческих храмах), и именно здесь Христовым ученикам впервые дано было имя “христиане” - то ли в виде порицания, то ли просто чтоб отличить от прочих лиц без определенного рода занятий (Деян. 11: 26; Гал. 2: 11). До сих пор их пренебрежительно называли asinarii, то есть ослы.

Путь из тихой Галилеи, даже из Иерусалима в Антиохию - это путь от “ученика” к “христианину”, - писал С. С. Аверинцев. Богиня Афордита, способная завоевывать сердца и родившая самого Эрота, по слову Либания, излила очарование свое на Антиохию, и потому “можно простить тех, кто, поддавшись чарам этого города, забудет и о родителях, и о родной стране: ведь они увидели город, равного которому нет, и знают, что нигде не найдут ничего подобного ему” (Речи XI 271). Так, то ли польстившись на городские красоты и уют, то ли по какой иной причине, город посещали разные пастыри и учители Церкви: св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий, а ее уроженец - Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви, - был одно время даже антиохийским пресвитером.

Однако никакой иной город не претерпел столько бедствий от разных напастей, как Антиохия. Ее осаждали и грабили по меньшей мере раз пятнадцать. Во время одной из осад было убито и взято в плен 170 тысяч человек. Трижды Антиохию посещал голод, дважды - пламя, четырежды - землетрясения (от одного из которых, по мнению тех, кто считал, погибло 25 тысяч человек). В 538 г. персидский царь Хосров I по примеру остальных в который раз сравнял город с землей. Сколько энергии человеческой расходовалось впустую! Эти явления гнева Божия (надо думать, за грехи и язычество жителей) еще до Рождества Христова (!) привели Антиохию в упадок, почти превратив в развалины. Некогда пышные здания уступили место хижинам, а население, численность коего в лучшие времена достигала полмиллиона человек, в начале 20 в. составляла всего 10 тысяч. В 1822 г. сильное землетрясение разрушило остатки античной Антиохии.

Впрочем, читатель наших очерков скоро привыкнет (если еще не привык), что если в городе нечего показать, мы обращаемся к его письменной истории, - чтоб было хотя бы, о чем почитать. Ведь наши очерки, повторюсь, - своего рода конспект по истории культуры города, пользуясь которым, каждый может воссоздать в воображении его содержательную форму. Применительно к Антиохии это удается на славу: и в историко-культурном, и в военно-политическом смыслах.

Во-первых, Антиохия известна антиохийской богословской школой 5-6 веков, которую принято противополагать александрийской школе (мы помним, что от Константинополя Александрия и Антиохия находятся примерно на одном расстоянии). Если александрийцы (Климент, Ориген, Кирилл) стремились перевести христианский догмат на абстрактный философский язык, и при этом источники христианства приходилось трактовать аллегорически, то антиохийцы поступали наоборот. Сирийское плоскогорье с центром в Антиохии было родственно географической среде, в которой жил Иисус и где появились записи о Его деяниях, что позволяло антиохийцам представлять прошлое при помощи проекции на настоящее. Потому там оказался сильным экзегетический (сиречь герменевтический) момент - искусство толкования древних текстов. Основателем школы был несчастный пресвитер Лукиан Самосатский, знаток Св. Писания (он был брошен в тюрьму и замучен в Никомидии, в 312 г., в возрасте 92 лет, а в 326 г. мать Константина Великого - св. Елена - воздвигла над его мощами храм), исправлявший греческий перевод Септуагинты. Толкование Св. Писания заставляло антиохийцев быть внимательными к всякому оттенку мысли его авторов (свв Апостолов) и ценить строку. Антиохийцы считали, что умственная трезвость является не добродетелью, но обязанностью. Если александрийцам Библия говорила только о Боге, то антиохийцы не проходили мимо того, что говорится об Иисусе-человеке. Если александрийцы акцентировали проблему единства Божества при множественности Его ипостасей, антиохийцы с тенденцией слить эти ипостаси воедино умственно боролись. Когда же на вселенских соборах разгорелись христологические споры, александрийцы доводили свои умозаключения до поглощения двух природ Богочеловека (божественной и человеческой) в одном естестве, а антиохийцы, возражая им, останавливались на человеческих свойствах Иисуса, засвидетельствованных Новым Заветом, и подчеркивали раздельность Его естеств до полного обособления. Борьба выровняла крайности, и веросознание Церкви выбрало направление, среднее между александрийским и антиохийским. Впрочем, александрийский пресвитер Арий (ум. 336 г.), основатель арианства, называл своих единомышленников “со-лукианистами”. (Прав С. С. Аверинцев, заметивший, что человеческий суд причастен Божьей правде только тогда, когда это суд над самим собой.) Кроме школы, город известен поместным Антиохийским собором, происшедшим в 341 г. Около ста отцов этого собора были приглашены императором Констанцием в Антиохию для освящения храма, заложенного еще при Константине; после торжеств собравшиеся пастыри образовали заседание, на котором составили 25 правил церковного управления, частично сходные с апостольскими.

С. С. Аверинцев подчеркнул, что общность судьбы обеих западно-восточных столиц - Антиохии и Александрии - примечательна. Ни тот, ни другой город не вырастал мало-помалу, из века в век, не проходил пути от локальной замкнутости к мировым контактам, не знал священных лабиринтов (М. А. Волошин) архаической планировки, к которой приходилось бы с трудом прилаживать изменяющуюся жизнь, как Афины и Рим до них, как Париж, Лондон и Флоренция - после. Они были с начала задуманы как столицы и возникли искусственно, по замыслу, плану и приказу; их связь с миром, то есть с дальними торговыми и административными путями, а через эти пути - друг с другом и прочими подобными столицами, — важнее и реальнее, нежели связь с краем, который их окружает. К этому типу столицы позже, в течение более тысячи лет, относился Константинополь.

Децим Магн Авсоний, сравнивая Александрию и Антиохию, пел:

Эта гордится, что Нил ей оплот, и в прикрытой долине
Расположила она свои плодородные нивы;
Та - оттого, что дала отпор вероломному персу.
Будьте и вы друг другу равны, македонские севы!
Ибо одну Александр Великий поставил у Нила,

А для другой основателем был Селевк, на котором
Было в бедро вожжено клеймо, очертанием - якорь,
Знак родовой, от отцов к сыновьям идущий в потомстве.

(пер. с лат. М. Л. Гаспарова)

Пожалуй, характерно, что именно в Антиохии жил знаменитый Иоанн Малала (7 в.), автор Всемирной хроники в 18-ти книгах, содержащей обзор событий от Сотворения Мира до 565 года. Хроника Иоанна Малалы, отличавшаяся даже среди других сочинений аналогичного жанра особым пристрастием к библейским сказаниям и чудесам, пользовалась незаурядной популярностью. Может быть, потому что была написана на “народном” греческом языке, включавшем терминологию, классическому койнэ не свойственную.

Во-вторых, Антиохия известна городскими страстями во времена Крестовых походов. Город был взят уже во время первого (из восьми) Крестового похода (1069-1099 гг.) под водительством Готфрида Бульонского, Раймунда Тулузского, Боэмунда Тарентского и др., который завершился захватом у турок-сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Город, самой природой поставленный в благоприятные условия для защиты от врага, к концу 11 в. был снова отлично укреплен. Внутри было 360 церквей (мечетей), стены, снабженные 450 башнями, были столь толсты, что по ним могла проехать четырехконная колесница. Поскольку город был в то время оплотом мусульманского мира, защищал его антиохийский эмир (турок) с отборным войском. Осада продолжалась более года. Как всегда бывает, не обошлось без предательства начальника одной из цитаделей, который, желая отмстить эмиру за какое-то личное оскорбление, предложил Боэмунду, руководившему осадой, сдать одну башню. В ночь на 3-е июня 1098 г. крестоносцы овладели башней, наполнили собой улицы, перебили мусульман, разграбили их дома и в три дня истребили всё съестное. Последовавший голод был мучителен - воины ели траву, кору и кожаные ремни. Этот крестовый поход, как и прочие семь, отличался дикостью нравов. К армии присоединилась шайка мародеров под началом Петра Пустынника, который сделался героем народных песен и чем-то вроде пророка, коему якобы сам Христос вручил водительство походом. В Песни об Антиохии рассказывается, что Петр ответил своим людям, жаловавшимся на голод: “Разве вы не видите турецкие трупы? Это отличная пища”, и что воины эти трупы изжарили и съели. Анонимный автор Песни без всякой брезгливости риторически прибавляет: “Мясо турок вкуснее, чем павлин под соусом”. Крестоносцы оставались в Антиохии несколько месяцев, укрепляя раздоры между собой. А Боэмунд Тарентский, вскоре создав Антиохийское княжество, стал называться Боэмундом Антиохийским. Только в 1260 г египетский султан Бейбарс I аз-Захир Сейф ад-Дин ас-Салихи вытеснил крестоносцев из города.

Чтобы завершить, отметим, что в ансамбле первой, классической, Антиохии значительной была монументальная скульптура. Павсаний (VI 2, 6) свидетельствует, что ученик великого Лисиппа - Евтихид из Сикиона (начало 3 в. до н. э.) - изваял для города огромную бронзовую статую богини Тихе (случайность) - покровительницы города. Богиня была представлена сидящей на скале и опирающейся ногой на плечо юноши, олицетворявшего реку Оронт; на голове у нее - убор в виде городской стены, в руке - колосья (сохранилась римская мраморная копия с бронзового оригинала 290 г. до н. э.).

Смеем надеяться, что если бы Антиохии покровительствовало какое-нибудь иное божество - не богиня случая, выдвинутая эллинистическим временем и неизвестная времени классическому, - город не постигло бы столько несчастий. Впрочем, поскольку мир неустойчив, случаи случаются разные. Случай же (по слову Оноре Бальзака) - отъявленный плут и порядочных людей не любит.