Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала. Работа с текстом

Использованную автором в финале текста метафору: " Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника"- я понимаю так: мальчик из скрытного, молчаливого и странного, каким считала его Евгения Николаевна, стал раскрываться для неё, как добрый и отзывчивый человек. Также и багульник, который из некрасивого веника расцвёл и превратился в прекрасное растение. Предлагаю убедиться в этом на конкретных примерах из прочитанного текста.

В предложениях 22 и 30 мы видим, что учительнице, которая не интересовалась зевашим на уроках мальчиком, вдруг захотелось "проникнуть в таинственную жизнь" мальчика, ведь она увидела в нём что-то загадочное и светлое. Коста перестал быть для неё тем самым "молчальником", он стал для неё раскрываться.

Также то, как раскрывается Коста, мы видим в предложениях 47 и 48. Подслушав разговор Косты с больным мальчиком, учительница узнаёт о его доброте, ведь он старается и тратит свое время для того, чтобы помочь собакам и порадовать больного.

Она понимает, какой заботливый Коста, который так "отвратительно зевал на ее уроках". Учительница узнаёт его с новой стороны.

Таким образом, можно сказать, что мальчик открылся для учительницы, ее мнение о нём изменилась и больше никогда не станет прежним. Евгения Николаевна даже не предполагала, что за скрытностью и молчаливостью мальчика хранится невероятно добрая и отзывчивая душа

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-08-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника”.

Сочинение 1

“Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника”, – пишет Ю. Яковлев в конце текста. Эту фразу я понимаю так. Учительница познала внутренний мир мальчика после того, как заглянула в его”загадочную жизнь”.

Коста был “молчальником”. Никто не воспринимал его всерьёз предложение 8. . Интонация Женечки “раздражённо спрашивает”. указывает нам на то, что Коста вызывал у неё неприятные чувства.

Но после того как учительница решила “проникнуть в таинственную жизнь” Косты, её мнение о мальчике изменилось. Она увидела настоящего Косту, который “сломя голову выбегал из класса”, чтобы помочь мальчику, “прикованному к постели”, к собакам, “которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека”.

Итак, можно сказать, что первое впечатление о людях не всегда правильно. Внутренний мир Косты раскрылся так же неожиданно, как зацвёл багульник. 122 слова. .

Сочинение

“Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника”, – пишет Ю. Яковлев в финале конце текста. Этими словами он хочет сказать нам, что Коста и впрямь серьёзно изменился в глазах своей учительницы, то есть неожиданно раскрылись его самые хорошие черты, как раскрылась прекрасная веточка багульника. Этим сравнением автор хотел сказать, что все лучшие стороны человеческой души проявляются постепенно. Обратимся к тексту Ю. Яковлева, чтобы убедиться в этом.

Сначала все относились к Косте, как к неразговорчивому, скрытному мальчику, “молчальнику”. К таким, как он, люди относятся недоверчиво, потому что не знают, что у них на уме. И правда, Коста был скрытным и ни с кем не общался, как будто хранил в себе какую-то тайну.

Вскоре Женечка узнала эту самую тайну, проследив за Костой и узнав, что он помогает больному мальчику выгуливать собаку. Он делает это, потому что внутри его души живёт добрый, отзывчивый и совсем непохожий на “молчальника” мальчик.

Таким образом, под подозрительной молчаливой натурой Косты всем открылся очень добрый и милосердный человек. Мы не должны судить о человеке только по его внешнему поведению, надо стремиться увидеть его внутреннюю сущность, которая хранит много секретов. 183.

Сочинение 3

“Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника”, – так заканчивает Юрий Яковлев текст о Косте. Смысл заключительной фразы я понимаю так. Коста изменился на глазах Евгении Ивановны, как прутик багульника. Приведу примеры-аргументы, которые подтвердят справедливость этого сравнения.

Во-первых, однажды Коста принёс в класс непонятный “веник”, над которым все смеялись, но тот покрылся замечательными “светло-лиловыми цветочками”. Прутики пахли “сладким ароматом”, потому что мальчик проявил заботу о них, “каждый день меняя воду”.

Во-вторых, его забота проявлялась не только по отношению к веточкам багульника. Его жизнь была наполнена и любовью к собакам. Коста забрал у больного парнишки собаку, которую мама хотела продать. И мальчик всё делал для Лаптя: выгуливал, кормил, “поддерживал веру в человека”. А за “таинственной жизнью” мальчика наблюдала Евгения Ивановна.

Таким образом, мы видим, что Коста в классе был сонным “молчальником”, но стоило только проникнуть в личную жизнь мальчика, как обнаруживалось его сходство с расцветшим багульником, менялось представление о нём – добром волшебнике и заботливом хозяине. 155.

Сочинение 4.

“Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника”, – так заканчивает Юрий Яковлев текст о Косте. Я понимаю значение этой фразы так. Коста, который раньше пользовался лишь недоверием, “расцвёл” в глазах учительницы. Доброта украшает душу человека, а если у человека красивая душа, то он заслуживает уважения.

Однажды Коста принёс в школу несколько прутиков, а дети в классе смеялись над ним. Но когда эти прутики зацвели, Косту посчитали волшебником. Своей добротой к растениям он заслужил внимание учительницы. Этим поступком Коста показал свою лучшую сторону.

Когда учительница решила проследить за мальчиком, она узнала его “секретную” жизнь. Коста убегал со школы сразу после звонка, не высыпался, оставался “молчальником” ради того, чтобы в чужих для него собаках поддерживать веру в человека. Коста помогал растениям, людям, животным и не требовал ничего взамен.

Таким образом, я думаю, что Коста оказался тем невзрачным прутиком, который расцвёл цветами. Многие люди таят в себе доброту, которая требует выхода наружу. Лучше быть добрым “молчальником”, чем алчным человеком, требующим внимания. Я надеюсь, что если в мире будет больше таких текстов, которые будут читать люди, доброта снова обретёт прежнее могущество. 178. .


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника”. Учительница, как и все дети, сначала считала, что Коста...
  2. 1 вариант И. Б. Голуб писала: “Литераторы часто используют обращение, которое отражает свойственные разговорной речи интонации нежности, участия”. Думаю, лингвист имела в виду то, что...

Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.

Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.

3) Когда зацвёл багульник, все решили, что Коста – волшебник.

Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.

2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.

3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 34 – 43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «буркнул» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «школьная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 34 – 37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, 1 хватал пальто и, 2 на ходу попадая в рукава, 3 скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь, 4 о которой никто, 5 видимо, 6 не имел представления.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой, 1 расспросить его о собаках, 2 которых он кормил, 3 выгуливал, 4 поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, 5 который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 16 - 21 найдите сложноподчинённое предложениес неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 5 - 8 найдитесложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Ответ: __________________________________________.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Головина.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву) 157 слов

ВАРИАНТ 8ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Проверка заданий 2 – 14

Цель урока: п опытаться определить, что такое человеческая душа,как можно её разглядеть; подготовиться к д./сочинению.

В данный материла входит:презентация, конспект урока (авторство принадлежит Майер Е.Н., я дорабатывала урок для себя), раздачточный материал с текстом для работы, звуковой файл. Урок построен с ипользованием технологии критическго мышления.


«1»

(9) И однажды веник зацвел. (10) Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11) А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.

(19) Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20) И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.

(21) Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22) Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?

(26) Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте

(38) - Она тебя ждет.

(44) - Тебе не попадет дома?

(49) Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50) Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51) Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника

текст Ю.Яковлева «Багульник»

Ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2)
З задание. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»

Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева «Багульник»

Цели:

Образовательные:

    научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;

    научить подбирать доказательства, примеры;

Воспитательные:

    на основе текста Ю. Яковлева сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души;

    учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.

Развивающие:

    продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

    способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.

Использованная технология: технология развития критического мышления.

Приёмы технологии критического мышления: синквейн, таблица «З-Х-У», верные-неверные утверждения, чтение с остановками, 6 шляп критического мышления.

Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся) , текст рассказа Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни «Багульник».

I. Стадия вызова.

1) Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки: Слайд №2

  1. человеческая, разная

    болит, страдает, радуется

    есть у каждого человека

    характер

Определите первое слово синквейна (душа).

Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её удивительных свойствах).

Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?(в ввек прогресса и скоростей, бывает некогда разглядеть того, кто рядом с тобой, узнать человека ближе, понять, кто друг, а кто нет)(часто душа определяется количеством денег, человека ценят за то, какой у него мобильник, нетбук, одежда и т.д.)

(Приложение №1 ).

Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения, пословицы, поговорки).

3) »: Слайд №3

    Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно. (обсуждение)

4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Ребята, я предлагаю заполнить 2 графу таблицы (что я хочу узнать по теме: для устранения пробелов в собственных знаниях).

- Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд ? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть). (слайд 4)

Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №5

5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.

(1) Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.

(2) - Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.

(3) Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках.

(4) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

(5) Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №6

(6) Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником.

(7) Он отнял и снова поставил в воду. (8) Воду он менял каждый день.

- Вопрос-прогноз

(9) И однажды веник зацвел. Слайд №7 (10) Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11) А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.

(12) Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13) Спрашивали, что за растение.

(14) - Багульник! - буркнул он и пошел прочь.

(15) Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16) Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17) На всякий случай думают, что плохое. (18) Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?

(19) Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник.

(20) И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21) Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну.

(22) Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?

- (Звонок) Итак, звенит звонок.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, куда?

(24) Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25) Что это были за собаки, не знал никто...

(26) Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что она увидела?

(27) Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.

(28) До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29) На балконе стоял пес боксер. (30) Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31) Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32) Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33) Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34) Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»

(35) В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36) У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37) Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:

(38) - Она тебя ждет.

(39) - Ты болей, не волнуйся...

(40) - Я болею... не волнуюсь...(41) Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.

(42) - Я и утром приду, - после некоторого раздумья отвечал Коста. (43) - Только очень рано, до школы.

(44) - Тебе не попадет дома?

(45) - Ничего... тяну на тройки... только спать хочется, поздно уроки делаю.

(46) - Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.

(47) - Выкарабкивайся... ну мы пошли...ты...болей... не волнуйся...

(48) Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, чем закончится текст?

(49) Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50) Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51) Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...

- Оправдались ли ваши ожидания ? Почему? Вернёмся к «верным – неверным утверждениям» : Слайд №8

    Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

    Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

    Красота человеческой души всегда видна окружающим.

    Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.

(Обсуждение )

Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли?

Вспомните, что помогло вам сделать это открытие?

Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?

II. Стадия осмысления. (Подготовка к сочинению)

Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»

Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам поразмыслить над характером главного героя разными способами, т.е. поразмышлять в «6 шляпах критического мышления». ПАРАМИ.

1 ПАРА – белая шляпа (объективный наблюдатель): Слайд №10

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

– О ком текст? Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?

2 ПАРА – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): Слайд №11

Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем. Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?

3 ПАРа – черная шляпа (взыскательный критик): Слайд №12

Выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.

Кем считали Косту в классе? Почему?

Объясните, как вы понимаете слово «молчальник»? Как вы относитесь к подобным людям? Почему?Найдите значение этого слова в словарях. Какие из значений подходят к Косте? Почему? (Молчальник – нелюдимый - скрытый - никто не знает, что у него на уме - вызывал раздражение – думают, что плохой - неинтересный человек).

4 ПАРА – желтая шляпа (позитивная): Слайд №13

Выделение позитивных сторон характера, поступков Косты, аргументирование. Подберите прилагательные - определения к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях? Почему? Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека - милосердный ).

5 ПАРА – синяя шляпа (философская): Слайд №14

поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.

    Багульник в банке обживал окно.
    Сначала он притягивал вниманье
    сухих листков шагреневою тайной
    и плотных почек беспокойным сном.
    В квадрате запотевшего стекла
    чернел нечёткой графикой рисунка,
    внимая сонно голосам и звукам
    под пологом домашнего тепла.
    Себя осознавал неторопливо,
    не смея верить в силы волшебства.
    А в форточку втекала синева,
    и воробьи чирикали, что живы.
    И в день обычный, тихий и неяркий,
    багульник, сбросив наважденье снов,
    на волю стайку выпустил цветов
    из тёмных коконов продолговатых.
    Тая дыханье и забыв слова,
    мы у окна в волнении застыли.
    Казалось, будто расправляли крылья
    похожие на эльфов существа.

    Людей неинтересных в мире нет.
    Их судьбы - как истории планет.
    У каждой все особое, свое,
    и нет планет, похожих на нее.
    А если кто-то незаметно жил
    и с этой незаметностью дружил,
    он интересен был среди людей
    самою незаметностью своей.

Подготовьте выразительное чтение этих стихотворений. Что общего между этими стихотворениями и рассказом Ю. Яковлева? Какой урок вы для себя получили после знакомства с Костой?

Все вместе примерим – зеленую шляпу (творческая): Слайд №13 поиск новых граней в изученном материале.

Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Как можно соотнести название рассказа с героем? Почему? Предположите, что будет дальше, как сложится дальнейшая судьба Косты.

(Косту можно сравнить с багульником.Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно).

2) Работа в группах.

Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо звучит запись песни «Багульник» слова И.Морозова, музыка В.Шаинского) (Приложение №2 )

3) Выступление групп (по одному представителю).

III. Рефлексия.

1) Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2).Напомню задание.Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»

2) Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения:

Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.

3) Работа над частями сочинения-рассуждения:

1 абзац – все вместе в группе (зачитываем, обсуждаем).

2 и 3 абзацы – каждый пишет сам (зачитываем, обсуждаем).

4 абзац – группой (зачитываем, обсуждаем).

Примерное сочинение уч-ся. (Приложение №3 ). Примерное сочинение учащихся.

В последнем предложении текста Ю.Я.Яковлев сравнивает Косту с веточкой багульника неслучайно. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека. Точно так, как неожиданно расцветает пучок тонких прутиков багульника.

Одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста вызывал неприятные чувства (предложения 2 , 18). Удивление и любопытство появились в отношении к Косте после того, как расцвели веточки багульника (предложения 19, 20).

Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, учительница сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.

Таким образом, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

Ребята, я предлагаю заполнить 3 графу таблицы (что я узнал по теме нового). Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

Какие предположения подтвердились?

Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Домашнее задание: доработать сочинение.

Просмотр содержимого презентации
«pril1»

ГИА С2.2

МОУ Лучинниковская оощ

Готовимся к сочинению-рассуждению

Учитель русского языка и литературы Смирнова О.А.


ДУША

Человеческая, разная.

Болит, страдает, радуется.

Есть у каждого человека.

Характер.


В.)Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

D.)Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.

«Верные – неверные утверждения »

С.)Красота человеческой души всегда видна окружающим.


Цель урока:

Попытаться определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть; подготовиться к д./сочинению;


Юрий Яковлевич

Яковлев

1922 – 1996


«…пучок

тонких

прутиков…»


«И однажды

веник

зацвел…»



Б.)Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

В.)Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.

«Верные – неверные утверждения »

А.)Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

Г.)Красота человеческой души всегда видна окружающим.


ПОРАЗМЫШЛЯЕМ

В ШЛЯПАХ


где- то багульник на сопках цветет, кедры вонзаются в небо… Кажется, будто давно меня ждет край, где ни разу я не был…


БЕЛАЯ ШЛЯПА ОБЪЕКТИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.


КРАСНАЯ ШЛЯПА - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

Какие эмоции вызвал текст и герой при первом знакомстве? Что испытывали, наблюдая за характером, поступками героя? Какие эмоции после знакомства с текстом?


ЧЕРНАЯ ШЛЯПА - ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ КРИТИК .

Выявление противоречий, негативных сторон в характере, в поступках героя.

Что было трудно, неясно, проблематично в понимании образа? С чем не согласны, почему?


ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА – ПОЗИТИВНАЯ

Выделение позитивных сторон событий, характера, поступков героя и аргументирование их. Что положительного, полезного в понимании образа, поступков, характера?


СИНЯЯ ШЛЯПА – ФИЛОСОФСКАЯ

Какой урок получили для себя? Поиск обобщающих параллелей, общие выводы.


ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА – ТВОРЧЕСКАЯ

Поиск новых граней в изученном материале.


КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ

1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.

2. Основная часть:

а) формулирование основного тезиса;

б) приведение аргументов

как последовательность доказательства тезиса.

3. Заключение (вывод).


Задание на дом: Написать сочинение-рассуждение.