Новая Рейхсканцелярия. Фюрербункер

В апреле 1945 года Красная Армия вела жестокие бои на улицах Берлина, метр за метром покоряя столицу Рейха. Было очевидно, кто выиграет войну в Европе.

В боях за столицу погибли сотни тысяч, включая никем точно не учтенные жертвы среди мирного населения. Бессчетное множество людей осталось без крыши над головой. Но конец Третьего Рейха наступил 30 апреля 1945 года со смертью двух людей: Адольфа Гитлера и Евы Браун.

Вскоре после завершения двухнедельной осады, в Берлин приехал 33-летний фотограф LIFE Уильям Вандайверт. В данной подборке - его не публиковавшиеся ранее фото из бункера Гитлера и разрушенного Берлина.

1. Обервальштрассе, центр Берлина. Здесь весной 1945-го шли самые жестокие бои. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

2. Вандайверт был первым западным фотографом, получившим доступ в Фюрербункер Гитлера. Некоторые фотографии, сделанные им, были опубликованы LIFE в июле 1945-го, но большинство снимков из данной подборки не публиковались никогда. На фото: одно из помещений в командном бункере, сожженном отступающими немцами и очищенном от уцелевших ценностей наступавшими красноармейцами. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

3. Картина 16-го века, увезенная немцами из музея в Милане. Вандайверт писал об этом в редакцию: "Приходилось фотографировать в темноте, используя для освещения одну свечу - света в помещениях не было. Наша группа опередила всех остальных, пришедших только сорок минут спустя". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

4. Первая из 20 страниц записей Вандайверта, сделанных для редакции в Нью-Йорке. Фотограф описывал не только кадры, отснятые на каждой пленке, но и настроение и атмосферу в бункере Гитлера и Рейхсканцелярии ("вид на Канцелярию… она разбомблена, сожжена и расстреляна к чертовой матери"). (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

5. Освещая темные коридоры свечами, корреспонденты обследуют диван,покрытый пятнами крови. Вандайверт пишет: "Фотографии корреспондентов, рассматривающих диван, на котором застрелились Гитлер и Ева Браун. Ева сидела у дальнего края, а Гитлер посередине. Потом Гитлер упал на пол". Это оказалось правдой только наполовину. Историки уверены, что Ева Браун покончила с собой при помощи цианида, а не пистолета, так что кровь на диване не была кровью Евы. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

6. Корреспондент Перси Кнаут изучает грязь и обломки на дне траншеи в саду Рейхсканцелярии, где, как считают, после самоубийства были сожжены тела Гитлера и Евы Браун. Записи Вандайверта: "раздолбанная кормушка для птиц на дереве… такие были развешаны повсюду в Берхтесгадене (усадьба Гитлера в Баварских Альпах). Наверное, много для него значили". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

7. Знаменитая "мертвая голова" - эмблема СС - еле видна под слоем плесени. Фуражка лежит на полу бункера, залитом водой. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

8. Фраза "насилие и мародерство" звучит по-средневековому, но отлично описывает действия советских войск в завоеванном Берлине. Глупо это отрицать, потому что ни одна армия в истории войн не была полностью безгрешной в этом смысле. Неудивительно, что советские войска очистили бункер от того, что немцы не унесли с собой и не сожгли при отступлении. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

9. Вандайверт пишет: "почти все знаменитые здания Берлина лежат в руинах. В центре города солдаты могли пройти по несколько кварталов и не встретить ни одной живой души, чувствуя только запах смерти". На фото: вид разбомбленного района Шенеберг в Берлине. С августа 1940 по март 1945 американские, британские и советские бомбардировщики совершили в общей сложности более 350 авианалетов на город. Погибли десятки тысяч мирных жителей. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

10. Войска Союзников (британские, американские, французские и советские) получили контроль над Берлином, но это отнюдь не означает, что они почивали на лаврах. Велась тяжелая работа по восстановлению порядка в разрушенном городе. На плечи солдат, которые хотели вернуться домой, свалились беды целого народа. На фото: рядовой первого класса Дуглас Пейдж в берлинском Дворце спорта стоит на месте, где обычно выступал со своими речами Гитлер. Здание было уничтожено во время бомбардировки 30 января 1944 года. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

11. Советские солдаты и неизвестный гражданский двигают огромного орла, висевшего раньше над входом в Рейхсканцелярию. Вандайверт: "Его грузили на машину, чтобы увезти в качестве трофея". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

12. Колонны у входа в Рейхсканцелярию и вся нижняя часть здания исписана именами погибших и выживших, которые, подобно всем воинам во все времена хотели посрамить врага, почтить павших товарищей или просто засвидетельствовать: я был здесь. Я выжил. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

13. Разбитый глобус и бюст Гитлера среди обломков перед Рейхсканцелярией. Эта картина как нельзя лучше иллюстрирует состояние Берлина в апреле 1945 года накануне Потсдамской конференции. Как раз в это время в городе все популярнее становилась песня "Berlin Kommt Wieder" (Берлин вернется). И ее считали "опасной" не столько из-за текста, сколько из-за того, как берлинцы пели ее. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

14. Уильям Вандайверт снимал для LIFE с конца 1930-х до 1948-го. В 1947-м он совместно с Робертом Капой, Анри Картье-Брессоном и Дэвидом Сеймуром создал агентство "Магнум фото" (где проработал всего год). Вандайверт умер в 1992 году.

Накапливая изображения по Новой Рейхсканцелярии не обошел своим вниманием и бункер Гитлера, который находился в саду.
Данный пост не является исследованием, а все тем же набором фотографий, найденных в Сети.

На данном рисунке очень хорошо показан комплекс бункеров Рейхсканцелярии и план Фюрербункера.

Коротко: " Уже в 1933 году Гитлер предусмотрительно у позаботился о создании надёжного убежища. Первая очередь его будущего бункера была готова к 1936 году в подвале нового большого зала для торжественных церемоний, возведённого позади здания канцелярии. Толщина бетонных стен укрытия первоначально составляла два с половиной метра. Позднее железобетонную «крышу» сделали ещё на один метр толще ".
В 1943 году к этому первому комплексу подземных «нор» пристроили второй - главный бункер. Строительство главного бункера закончили в начале 1945 года.

Главный бункер «зарылся в землю» гораздо глубже, чем первый. Его наружные стены имели толщину 4 метра, а внутренние перегородки - полметра. Полезная площадь подземных помещений главного бункера составляла около 250 квадратных метров и была разделена на 20 комнат. В лабиринте маленьких комнат и узких коридоров бункера царила гнетущая теснота. Главный бункер соединялся с первым переходом и лестницей.

Фюрербункер имел собственный вход из сада Имперской канцелярии. По бокам от входа стояли две сторожевые башни с конусообразными крышами (одна из них к маю 1945 года так и оставалась недостроенной).

На рисунке изображено: Старая Рейхсканцелярия (справа), зал заседаний (с зеленой крышей), под которым находился форбункер и перед ним еще незасыпанный землей законченный фюрербункер, без башен, но с выходом в сад.

" В конце зимы 1945 года фюрербункер в большей степени использовался лишь как безопасная квартира Гитлера, где он мог отдыхать, не опасаясь налетов авиации союзников. Фюрер руководил страной и боевыми действиями из своего кабинета в Имперской канцелярии, куда можно было попасть через форбункер. Там он проводил оперативные совещания с высшим военным руководством вермахта, партийной и государственной элитой. В случае опасности Гитлер и ближайшие сотрудники могли быстро спуститься в бункер. Остальные сотрудники Имперской канцелярии должны были укрываться в других убежищах. С точки зрения фортификации фюрербункер представлял собой обычное бомбоубежище стандартных размеров и стандартного же оборудования.
Бункер предназначался лишь для кратковременного пребывания в нем Гитлера при авианалетах союзников. Ни для работы, ни для постоянного нахождения он не был предназначен и приспособлен
".

Загнала фюрера в этот склеп Красная армия, когда ему уже не находилось места на земле.


Интересны отображения бункера Гитлера в кинематографе.
"Der Untergang".


В нашем "Освобождении" декорации максимально приближены к оригиналу.

Водосточная труба в немецком фильме особо умиляет.

Теперь - фотографии.
Бардак на стройках Третьего Рейха был еще тот.... Не могли залить бетоном второю башню родному фюреру, но хотели завоевать Советский Союз...))
Кадры хроники.

Слева на право - недостроенная башня, выход в сад РК, вторая башня.

Союзники по борьбе у последнего пристанища Гитлера.

Полуразрушенное здание на заднем плане - МИД Германии, отделенное забором от РК.

Яма фюрера.

Взгляд в бездну зверя.

Белое здание за выходом из бункера - дипломатический зал или зал приемов, заседаний, даже танцевальный - по разному пишут в Сети...

Вентиляционная шахта, прикрытая бетонной башенкой. На многих изображениях подписывают как "сторожевая", что является ошибкой.

Вот она - яма, вот они - канистры.

Да, именно здесь Гитлера и сожгли.

Советский старшина сидит на кровати фюрера.

Союзник в личных покоях Гитлера.

Диван, где его пристрелили.

Союзники в бункере.

Фотографии бункера в 1946 году.

Вентиляционная башенка.

1947 год. Фюрербункер часто навещали любопытные.

Поверх автографов советских воинов недобитые нацисты признавались в любви к фюреру.

Другие немцы просто пасли коров....

В том же, 1947 году бункер рванули. Вернее только вход/выход и сторожевые башни.

Но экскурсии не прекращались....)

На заднем плане видна оранжерея сада РК.

1951 год.

Позднее специалисты спецслужб ГДР тоже пытались взорвать подземное сооружение. Главный бункер, где находились жилые комнаты Гитлера, взрывы задели лишь слегка по краям, а бетонные обломки засыпали переходы.
1952 год.

В апреле 1945 года Красная Армия вела жестокие бои на улицах Берлина, метр за метром покоряя столицу Рейха. Было очевидно, кто выиграет войну в Европе.
В боях за столицу погибли сотни тысяч, включая никем точно не учтенные жертвы среди мирного населения. Бессчетное множество людей осталось без крыши над головой. Но конец Третьего Рейха наступил 30 апреля 1945 года со смертью двух людей: Адольфа Гитлера и Евы Браун.
Вскоре после завершения двухнедельной осады, в Берлин приехал 33-летний фотограф LIFE Уильям Вандайверт. В данной подборке – его не публиковавшиеся ранее фото из бункера Гитлера и разрушенного Берлина.

1. Обервальштрассе, центр Берлина. Здесь весной 1945-го шли самые жестокие бои. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



2. Вандайверт был первым западным фотографом, получившим доступ в Фюрербункер Гитлера. Некоторые фотографии, сделанные им, были опубликованы LIFE в июле 1945-го, но большинство снимков из данной подборки не публиковались никогда. На фото: одно из помещений в командном бункере, сожженном отступающими немцами и очищенном от уцелевших ценностей наступавшими красноармейцами. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



3. Картина 16-го века, увезенная немцами из музея в Милане. Вандайверт писал об этом в редакцию: "Приходилось фотографировать в темноте, используя для освещения одну свечу – света в помещениях не было. Наша группа опередила всех остальных, пришедших только сорок минут спустя". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



4. Первая из 20 страниц записей Вандайверта, сделанных для редакции в Нью-Йорке. Фотограф описывал не только кадры, отснятые на каждой пленке, но и настроение и атмосферу в бункере Гитлера и Рейхсканцелярии ("вид на Канцелярию… она разбомблена, сожжена и расстреляна к чертовой матери"). (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



5. Освещая темные коридоры свечами, корреспонденты обследуют диван,покрытый пятнами крови. Вандайверт пишет: "Фотографии корреспондентов, рассматривающих диван, на котором застрелились Гитлер и Ева Браун. Ева сидела у дальнего края, а Гитлер посередине. Потом Гитлер упал на пол". Это оказалось правдой только наполовину. Историки уверены, что Ева Браун покончила с собой при помощи цианида, а не пистолета, так что кровь на диване не была кровью Евы. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



6. Корреспондент Перси Кнаут изучает грязь и обломки на дне траншеи в саду Рейхсканцелярии, где, как считают, после самоубийства были сожжены тела Гитлера и Евы Браун. Записи Вандайверта: "раздолбанная кормушка для птиц на дереве… такие были развешаны повсюду в Берхтесгадене (усадьба Гитлера в Баварских Альпах). Наверное, много для него значили". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



7. Знаменитая "мертвая голова" – эмблема СС - еле видна под слоем плесени. Фуражка лежит на полу бункера, залитом водой. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



8. Фраза "насилие и мародерство" звучит по-средневековому, но отлично описывает действия советских войск в завоеванном Берлине. Глупо это отрицать, потому что ни одна армия в истории войн не была полностью безгрешной в этом смысле. Неудивительно, что советские войска очистили бункер от того, что немцы не унесли с собой и не сожгли при отступлении. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



9. Вандайверт пишет: "почти все знаменитые здания Берлина лежат в руинах. В центре города солдаты могли пройти по несколько кварталов и не встретить ни одной живой души, чувствуя только запах смерти". На фото: вид разбомбленного района Шенеберг в Берлине. С августа 1940 по март 1945 американские, британские и советские бомбардировщики совершили в общей сложности более 350 авианалетов на город. Погибли десятки тысяч мирных жителей. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



10. Войска Союзников (британские, американские, французские и советские) получили контроль над Берлином, но это отнюдь не означает, что они почивали на лаврах. Велась тяжелая работа по восстановлению порядка в разрушенном городе. На плечи солдат, которые хотели вернуться домой, свалились беды целого народа. На фото: рядовой первого класса Дуглас Пейдж в берлинском Дворце спорта стоит на месте, где обычно выступал со своими речами Гитлер. Здание было уничтожено во время бомбардировки 30 января 1944 года. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)



11. Советские солдаты и неизвестный гражданский двигают огромного орла, висевшего раньше над входом в Рейхсканцелярию. Вандайверт: "Его грузили на машину, чтобы увезти в качестве трофея". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

Мой запоздалый просмотр этого фильма совпал с сообщением о том, что 20. 04. 2008 г. в Парке Победы, в Санкт-Петербурге группой из 8 скинов было совершено убийство Дениса Ездауцкиса (как сообщают газеты, убийцы были несовершеннолетними и одной их них была девушка (!). Я не знал этого парня, но не могу оставаться равнодушным к таким новостям. А тут этот фильм, режиссер которого, Оливер Хиршбигель, как мне показалось, тоже не может и не хочет уживаться рядом с такой идеологией, хотя и не все так просто.

В основу фильма легли биографический трехтомник И. Феста «Гитлер», а также воспоминания и дневники ряда непосредственных участников тех событий. Одним из таких участников была Траудль Юнге, стенографистка и машинистка фюрера, которую в ленте сыграла Александра Мария Лара. Но это не главное действующее лицо и не повествователь «истории», а лишь один из свидетелей, хотя ее личная речь (она умерла в 2002 году от рака на 81-ом году жизни) начинает и заканчивает фильм. Большое количество источников, участников, а также сложность самого времени, в котором разворачивается действие, обусловили решение режиссера взглянуть на все как бы и со стороны, и глазами многих персонажей.

В фильм вплетено большое количество сюжетных линий, наверно, каждая из которых могла быть удостоена отдельной киноленты. Здесь и Адольф с Евой, во многом противоположные персонажи, но объединенные преданностью своим идеям (Гитлер был предан социал-национализму, а Браун — мужу) и безумием последних дней, и всё фанатичное семейство Геббельсов, и «наивная» (возьму я пока это слово в кавычки) фройлейн Юнге, и рассудительный и спокойный рейхсминистр Альберт Шпеер, и достаточно собирательный образ германского генералитета, хотя и не без отдельных колоритных персонажей.

Также в картине присутствует персонаж полковника-врача Эрнста Гюнтера Шенка. Для описания таких сложных времен авторы часто прибегают к «выгодному» образу «хорошего» доктора, который руководствуется в первую очередь своей врачебной этикой (доктор Живаго в одноименном романе Пастернака, врач в романе Камю «Чума» и т. д.). В «Бункере» это образ, естественным образом, «отягощен» отличительными знаками войск СС (как мне стало известно, я не специалист в этом деле, со званием Шенка связан один из ляпов фильма — он носит отличительные знаки старшего лейтенанта, а к нему обращаются «полковник»).

В целом, это большой сложный клубок из нитей судеб и взглядов разных людей одной эпохи, что можно ставить в достоинство киноленты. К плюсам еще можно отнести высокую степень документальности, не смотря на достаточное количество исторических промашек. Но, на мой взгляд, художественные фильмы не должны становится учебниками истории, и присутствующие в фильме фактологические ляпы не должны смущать зрителя, лишь бы суть не менялась.

Но вот что мне не понравилось, с кинематографической точки зрения, так это недостаточный уровень психологического, душевного, напряжения, что может вызвать скуку у неискушенного зрителя. Иногда кажется, что все это понарошку. Хотя нельзя не отметить сцену умерщвления детей четы Геббельс руками собственной матери, от которой все внутри сжимается.

В некоторых местах, на мой взгляд, недостаточно сильно или неправильно расставлены акценты. Один из героев фильма, маленький симпатичный мальчик лет десяти, готов с помощью зенитного орудия и нескольких других членов гитлерюгенд постоять за честь Вождя в осажденном Берлине (кстати, Вождь награждает его железным крестом). Отец мальчика отговаривает сына и другую упрямую молодежь от безрассудного поступка, но тщетно, юнцам промыли мозги и в этой отваге они уже видят смысл. Ближе к концу фильма мальчик, заглянув в глаза смерти, как и любой ребенок бежит к отцу, который его ждет дома, несмотря на стихийную эвакуацию и зверства своих же солдат (если быть точнее, солдат СС, не дело это вермахта), веря что блудный сын вернется. Казалось бы, шикарный сильный сюжет! Но он в фильме скомкан и не очень заметен.

А теперь о главном — за чем сняли это кино? После фильма долго над эти думал — ну, наверное, для исторической правды, покаяние «наследников» или что-то в этом духе. Но вот как-то мне этих целей не хватало, ведь режиссер, как и любой другой художник, как писал, например, Б. Шоу, должен быть ответственным за свое произведение, а при такой тематике — вдвойне. Да и по «Эксперименту» видно что режиссер — Человек . Страшнее Второй мировой войны человечество не знало, и забыть никогда не должно. А та идеология, которая насаждалась умелыми подлецами есть, опуская философские рассуждения о категориях, абсолютное зло (!), и это надо твердо помнить. Видимо, в этом то и все мои сомнения — фильм «мягковат» и даже не фильм, а персонажи, вроде и Гитлер не так «демоничен», вроде и Геббельс внушает уважение своей преданностью, вроде и Гиммлер рассудительный и приятный человек, как, впрочем, и Шпеер. Несомненно, они тоже в чем-то были людьми, но это не главное!

Поэтому считаю, что фильм хороший, но неподготовленный зритель, особенно подрастающий может неправильно его воспринять, тема то опасная. Вся эта «честь», «отвага», «преданность» и «сила» вполне могут вдохновить молодое поколение, а таких скотов из Питерского Парка победы еще предостаточно. Хотя может они такое кино и не смотрят.

В конце фильма сама Траудль Юнге покаялась — не может молодость, вроде как наивность, оправдать ее причастности к преступлениям нацистов, — но боюсь, что у меня нет достаточных оснований, чтобы снять кавычки со слов «наивная», она почти три года была рядом со Зверем.

П. С.: М. А. Булгаков в своих письмах жаловался на то, что люди часто характерность принимают за положительность: «Читал труппе Сатиры пьесу. Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного. Очевидно, я что-то совсем не то сочинил » (Письмо П. С. Попову от 28. 04. 1934 // Булгаков М. Дневник. Письма. 1914-1940).


Один из более менее сохранившихся бункеров

В Европе было несколько бункеров высокопоставленных лиц Третьего Рейха. Все они находились на отдалении от городов, глубоко в лесных массивах, где их окружали множественные озёра и болота. Факторами, повлиявшими на выбор именно этого места для строительства комплекса были:
1) Рядом была граница с СССР.
2) Территория Германии делилась тогда на округа обороны. Одним из самых укреплённых и подготовленных считался регион Восточной Пруссии. Здесь было много укреплений (Гижицко, Торунь, Клайпеда, Пилава).

Внутри бункера

3) Место находилось далеко от коммуникационных артерий с старом смешанном лесу, который создавал идеальную маскировку.
4) Озёра, которые находились на восток от объекта, создавали серьёзное препятствие войскам противника.
В июле 1940 года 50 – летний инженер Фриц Тодль получил задание построить секретный объект Die Gorlitz (Gireloz). Инженер был известен, как автор укреплений и бункеров. Именно поэтому им поручили спроектировать и построить один из самых загадочных объектов Второй Мировой войны - "Die Wolfschanze" в Герлоше.

Макет одного из бункеров


Ранней весной 1941 года, маскируя все строительные работы под строительство химического комбината, начались работы. В начале были построены новые и улучшены имеющиеся дороги, а также построены лётная площадка и железная дорога. Под деревьями были построены бункера и другие защитные сооружения. Главные комнаты бункера не имели окон и напоминали бетонные коробки, в которые вели немногочисленные двери. Судя по-фотографиям, сделанным в бункере, здесь была целая система подземных зданий на нескольких уровнях.
Общая площадь помещений – 250 га, площадь лесов – 800 га. Весь комплекс был огорожен рядами колючей проволоки и

Схема бункера

Минными полями, шириной от 50 до 100 метров.
На всём протяжении войны ни советские войска, ни армии союзников так и не узнали о существовании этой системы бункеров. Даже местные жители не догадывались, что на самом деле происходило в их лесах.
Именно в этом бункере произошла попытка покушения на Гитлера (20 июля 1944 года, 12:42).

число событие
27–29.08.1940 полковник Рудольф Шмунд, шеф адютантантуры, министр вооружения др. Фриц Тодт, адъютант Гитлера майор Герхард - провели ознакомления с местностью в Герлоше, для постройки новой военной резиденции Гитлера.
15.11.1940 После визита Молотова в Берлин, Гитлер дал окончательный указ по строительстве резиденции в Герлоше.
24.06.1941 Около 3:45 ночи, Гитлер прибыл в свою новую резиденцию в Герлоше - "Wolfsschanze" (Волчье логово)
25.08.1941 Бенитто Муссолини прибыл в свой первый визит.
декабрь 1941 Сдан в эксплуатацию аэродром в Виламовице. После реконструкции взлётно посадочной полосы этот аэродром мог принимать следующие самолёты: JU-52, 4-моторный-Wulf 200 Condor.
20.04.1942 Торжества по поводу 53 годовщины со дня рождения Гитлера. Около 11-13 на полигоне около г. Кентшин, прошла демонстрация нового танка PzKpfw VI Tiger.
16.07.1942 Переезд главной резиденции Гитлера в окрестности Винницы.
01.11.1942 Возвращенияглавной резиденции Гитлера в Герлош.
10.1943 Было решено о модернизации и расширении резиденции.
23.02.1944 Гитлер вмести с OKW (Верховное главнокомандование Вермахта), OKH (главнокомандование сухопутных сил вермахта) и OKL (Верховное командование люфтваффе) штабами переезжает в Berchtesgaden - Berghof (резиденция Адольфа Гитлера в Баварских Альпах в долине Берхтесгаден)
14.07.1944 Гитлер вмести с OKW штабом покинул Berghofu на всегда и вернулся в Герлош
20.07.1944 Полковник Stauffenberg реализовал покушение на Гитлера
20.11.1944 Гитлер на всегда покидает "Wolfsschanze"
22.11.1944 Кейтель даёт приказ уничтожить бункеры - былую резиденцию Гитлера в Герлоше.
27.01.1945 31 красная армия во главе с генералом П. Шафрановым занимает бывшую резиденцию Гитлера