Принцесса джодха биография. Джодха и Акбар

Джодха и Акбар: история великой любви.

И снова костюмный сериал с картинками.

«Джодха и Акбар» - эпическая драма, переносящая нас в шестнадцатый век и рассказывающая историю политического брака по расчету между императором Великих Моголов Акбаром и раджпутской принцессой Джодхой Бай. Шоу акцентируется на том, как их политический брак перерастает в любовь до такой степени, что это изменяет судьбу Индии. Кроме того подробно отражаются войны того времени, а также отношения между моголами и раджпутами. И само собой, когда это «дворцовая драма» обходилась без «интриг, скандалов, расследований», как при самом дворе, так и в гареме.

Поехали! (с)

Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар, более известный как Акбар Великий - третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии. Ну, не валить и трахать Ритик Рошан, но тем не менее Акбар Раджата Токаса имеет свое лицо и даже не возникает вопросов о его несоответствии.

Рукийя Султан Бегум - первая главная королева, кузина Джалала, верная подруга детства. Несмотря на то, что Рукийя была бездетной, она на протяжении всей жизни пользовалась высоким уважением мужа. Рукийя была старшей в императорском гареме не только по праву первой жены, но и по праву рождения. Она была единственной женой Джалала, будучи сама принцессой Тимуридов, внучкой Бабура по мужской линии. В сериале - умная, властолюбивая, ревнивая, но безумно преданная императору, готовая ради него на всё. То конфликтует с Махамангой за приоритет влияния на Джалала, то вступает с ней же в заговор против Джодхи, считая последнюю недостойной внимания императора, и опасаясь возникшего влечения императора к Джодхе.

Салима Султан Бегум - вторая главная королева, старшая кузина Джалалуддина, внучка Бабура по материнской линии, чем уступает в статусе королеве Рукийе, но принадлежность к высшей тимуридской знати возвышает её над остальными женщинами гарема. Непродолжительно была замужем за Байрам Ханом, главнокомандующим армии Моголов и регентом юного императора Джалала. По взрослению Джалалуддина и в следствии возникших разногласий не без помощи заговора Махаманги, Байрам Хан был удален от двора и вскоре убит во время паломничества в Мекку. Джалал женился на Салиме, чтоб обезопасить и её саму и малолетнего сына Байрам Хана Рахима (от другой жены) от политических заговоров. В сериале - умная, спокойная, не вступает в заговоры, занята воспитанием и обучением Рахима. Симпатизирует Джодхе, в конфликтных ситуациях принимает её сторону.

Джодха - раджпутская принцесса, третья главная жена императора Джалалуддина, мать наследника престола - четвертого императора династии Моголов Джахангира. Тут следует сделать небольшую ремарку по поводу самого имени Джодха. Дело в том, что история не сохранила её настоящего имени. В летописях и документах того времени она значится по своему титулу Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба. Ряд историков считает, что дочь раджи Дхундхара Бхармала звали Раджкумари Хира Кунвари (Харша Бай), а Джодха - это имя другой раджпутки, бывшей замужем за следующим императором. Но так уж сложилось, что с начала 19-го века в ряде исторической и художественной литературе именно Мариам-уз-Замани стали называть Джодхой (ну, кто-то решил: а пусть будет Джодха, так и повелось). Можно спорить до хрипоты с диванными и академическими историками, но тем не менее в общем представлении ширнармасс любимая жена императора Акбара и мать его наследника - Джодха. Да и в кино она уже не первый раз именно Джодха. Пусть ей и остается. В современной индийской историографии принято считать, что именно её брак с Акбаром привел к постепенному сдвигу в сторону толерантности в религиозной и социальной политики в стремительно расширяющейся многоэтнической и многоконфессиональной империи Великих Моголов.

Хамида Бану Бегум - жена второго падишаха Великих Моголов и мать третьего. Практически все правление Хумаюна прошло в изгнании, и Хамида Бану, как преданная супруга сопровождала своего мужа, терпя лишения и подвергая себя опасности. После рождения Джалала вынуждена была оставить его на попечение кормилицам и последовала за Хумаюном в Персию. В сериале являет собой образ классической «вдовствующей королевы», всё понимающей, строго блюдущей придворные и религиозные традиции, но тем не менее мягко возражающая сыну - императору в случае своего несогласия. Помнит о том, что во время скитаний получили кров в раджпутской крепости Умеркот и именно там родился в безопасности будущий император Джалал. Свою благодарность раджпутам проявляет в особой симпатии и опеке раджпутской принцессе Джодхи, ставшей одной из королев Джелалуддина.

Махаманга - кормилица императора Великих Моголов Джалалуддина, часто называемая его приемной матерью. Растила и воспитывала Акбара как своего собственного сына и имела на него большое влияние. С момента удаления от двора Байрам Хана и до начала единоличного правления Джалала (около двух лет) была де-факто регентом империи. В сериале - «абсолют» властолюбия и коварства, инициатор большинства придворных заговоров. Несмотря на любовь и преданность Джалалу, старается как можно больше власти держать в своих руках, а так же продвигает к вершинам власти своего родного сына. Махаманга одна из первых почувствовала в Джодхе угрозу своего беспрекословного влияния на Акбара. Главная цель - опорочить Джодху и удалить от двора. А так же заодно и ослабить влияние королевы Рукийи.

Ахмад Хан - родной сын Махаманги, молочный брат Джалалуддина. Храбрый воин, талантливый военачальник, но совершенно аморальный тип. При покорении княжества Малва проявил особую жестокость к населению и более того, в обход казны, присвоил изъятые богатства и драгоценности. Впал в немилость у императора. Потом реабилитировался и по удалению от двора Байрам Хана получил его должность главнокомандующего армией Моголов. Зависть и непомерные амбиции Ахмад Хана стали причиной убийства им советника Атаги Хана, почитаемого Джалалом как приемного отца. За что Джалал собственноручно казнил Ахмад Хана, сбросив того с 12-ти метровой стены форта Агры. Дважды. Потому что с первого раза не до конца умер. К слову, Махаманга со смирением приняла казнь сына и сказала императору, что он всё правильно сделал. Однако, от горя не оправилась и через 40 дней умерла. О сериальном Ахмад Хане и говорить нечего, у актера и так всё на лице написано). В своих мечтах грезит об императорском троне. По замыслу сценаристов Джодха благими намерениями «умудрилась» стать личным врагом и Ахмад Хана.

Шарифуддин - еще один персонаж из категории «обиженных» или «недооцененных» императором, созаговорник Ахмад Хана по свержению Джалала (но никак не решат, кто из них будет на троне). Ранее за свои военные победы получил титул наместника Аджмера и Нагара. Зять императора Джелала, женатый на его единокровной (от другой матери) сестре Бакши Бану Бегум. По ходу сериала внезапно выяснилось, что со времен покорения раджпутских княжеств страстно возжелал Джодху и ненавидит Джалала за то, что тот «увёл» трофей. Одна из линий заговоров, организованных Шарифуддином, направлена на то, чтоб обесчестить Джодху и дождаться её изгнания из гарема, чтоб благородно подставить в трудный момент участливое плечо, грудь и другие части тела.

Вот такие непростые дела творятся при дворе императора Джалалуддина, который пока еще не дорос до более известного нам имени Акбара. Жертва политического брака, непокорная и своенравная иноврека Джодха (Джалал разрешил ей оставить свою индуистскую веру и не переходить в ислам) мало у кого во дворце вызывает симпатии. Оно и понятно. С первого момента появления она только и талдычит про свою неприязнь и ненависть к императору, считая того жестоким, недалёким и возлагая на него персональную ответственность за бесчинства, творимые солдатами при покорении раджпутских княжеств. Джалал отвечает ей тем же. И если в его случае речь о ненависти не идет, то облегчать существование в гареме он точно не собирается. Сплошные «интриги, скандалы, расследования» и даже ни намека на ту часть заголовка, что называется «историей великой любви». Как там говорится: от любви до ненависти и в обратную сторону - один шаг? Интересно, сколько этот шаг будет длиться в шоу, ведь посмотрено мною уже 153 серии, а там еще и объятий не было, не говоря уж о чем-то более серьезном). Ох, уж мне эта целомудренная Индия! (Камасутру, чур, не вспоминать, тут речь идет о мусульманской Индии)).

Джалал в шоке. Я тоже.


Так и ходят 100 серий. Она со взглядом испуганной газели, а он словно кот вокруг сметаны в закрытой банке. А что, сам обещал не брать её против воли;)

Паридхи Шарма - красавица! Тут главное вовремя остановиться с картинками). Хотя, красоты много не бывает.

И Акбар котик, как есть котик)

Котик сердиццо.

Котик в золотом, как и положено императору. «Материальная» жена Рукийя заботится о внешнем облике императора, подчеркивая его величие и великолепие. А вот «духовная» Джодха больше озабочена духовным ростом супруга, обращая его внимание на то, что подданные должны искренне любить своего правителя по делам его, а не бояться его меча и преклоняться перед великолепием.

Но тем не менее, медленно - медленно по миллиметру дело продвигается. К 121-й серии Джодха даже отважилась на то, чтоб дотронуться до плеча Джалала. Сама! У мужика аж зайцы в глазах запрыгали от неожиданности.

В 133-й серии дошло до того, что Джодха делала массаж головы императору. Правда, тот в полудрёме принял её за королеву Рукийю. В общем, ненависть к императору благими его поступками иссякла, и Джодха уже принимает Джалала как друга и приятного собеседника. И казалось бы, совсем немного осталось до «часа Х», но Махаманга не дремлет. Воспользовавшись безграмотностью императора, полностью переиначивает исполненное благодарностью письмо от Джодхи, представляя его страстным любовным посланием и приглашением ночью в покои.

Хо! Ничего не подозревающий Акбар чего только не нафантазировал себе за рабочий день, и вот ночью летит на крыльях любви, чтоб получить отлуп по полной программе от офигевшей Джодхи. Однако произошедшее считает намеренным планом Джодхи, чтоб унизить его еще раз. Император уязвлен и оскорблен чрезмерно. Поэту и месть спланирована иезуитская.

Акбар демонстративно приближает к себе одну из наложниц гарема Абу Малика, кабульского наместника, поднявшего мятеж против императора. Оказывает ей королевские почести, всем твердит о своей безумной страсти, унижает в её присутствии Джодху. Пара эпизодов и впрямь были жестокими. Но группа поддержки Джодхи в лице матушки Хамиды и королевы Салимы уговаривают Джодху держать удар, бо как она в первую очередь не просто попавшая в немилость жена своего мужа, а одна из главных королев - лицо империи. Джодха смиряется с положением, прилюдно улыбается, покорно исполняет указания императора, а наедине с собой прислушивается к новому чувству, не дающему ей покоя. Ревность, ура! Значит, скоро будет и любовь. Осталось только немного подождать когда изобличат новую фаворитку. Потому что подосланные шпиёнки-убийцы при дворе надолго не задерживаются). Беназир - женщина-змея, чесслово. Нагайна!

Её физиологическая особенность - невосприимчивость к змеиному яду - была использована «воспитателями» убийц. С детства Беназир напитывали змеиным ядом. Один поцелуй с укусом в сахарны уста Джалала и всё, нет императора! Но Джелал-то, как мы понимаем, всю эту любовь к новой наложнице демонстрирует с одной единственной целью - отомстить за унижение Джодхе. И Беназир это отлично просекла, но ничего поделать не может, император не идет на физическое сближение)

Он все на Джодху смотрит страдальческим взглядом))

В общем, прекрасно, я щетаю! Особенно на фоне того, что подобные индийские шоу длятся в среднем по 600-800 серий, а сейчас в Индии показывают где-то в роёне еще только 400-й серии истории Джодхи и Акбара. Такая ужасающая многосерийность компенсируется временем - один эпизод длится 20 минут. Серии щелкаются, что семечки. Эх, жалко, что я в безынтернетье. Ведь втянулась же)). Ну и пусть, что наивно, порой даже до улыбки умиления, но зато красиво и золото-бохато. *вот так и превращаются в классических домохозяек*

К слову, интерьеры не блещут разнообразием, но это даже и не бросается в глаза при обилии и многообразии костюмов множества главных и второстепенных персонажей (одна только Махаманга ходит в бессменном белом вдовьем облачении).

События происходят или во дворе форта Агры, показываемом с разных ракурсов

Или же во внутренних покоях, которые при разной меблировке, ракурсе и подсветке «играют роль» разных помещений.

Ну и вдогонку еще парочка колоритных персонажей - Хашияр и Решам - личные евнухи Рукийи и Махаманги, преданные подручные как в благих делах, так и подлостях.

Не переключайте ваши каналы. Вас ждет еще не одна встреча с героями. Хотя бы до того момента, когда у них «всё случится». Страшно подумать, первенец у них родился на восьмом году брака, а ну как решат всё это время мурыжить)

Во времена османского владычества, армяне массово эмигрировали с исторической родины в Индию. Семья предков Мариам-уз-Замани не стала исключением. В этой статье речь пойдет о правительнице империи Великих Моголов, Мариам-уз-Замани, происходившей из армянского княжеского рода.

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба родилась 1 октября 1542 года в княжеской семье государства Раджи Амбер, располагавшегося недалеко от Джайпура (средневековая Индия). Девушка носила титул принцессы Раджпутской и по словам историков, имела множество имен, которые запомнились в истории, как Хира Кунвари, Джодха Бай или Джодбай.

«Принцесса Раджпутская, или как ее называли в девичестве - Хира Кунвари, происходила из знатного армянского рода. Это подтверждают многие свидетельства, оставленные нам индийскими армянами, переселившимися в Индию в 16-17 веках», - рассказывает профессор и историк университета Махадх, Маниш Синха.

Выйдя замуж за императора Джалуддина Мухаммада Акбара, принцесса обрела известность. Акбар Великий, как его еще называли, был третьим падишахом Великих Моголов, прямым потомком Тамерлана и внуком Бабура, основателя династии. Во время его правления был введен запрет на браки между детьми и упразднен обычай «сати» (сожжение вдов вместе с умершими мужьями) . В первые годы своего правления он проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Падишах призвал индусов к единству и ввел в ислам обычаи из других религий, разрешив строить индуистские храмы, церкви и синагоги. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.

Свадьба Мариам и Акбара состоялась в Самбхаре, в 1562 году. Для Акбара Мариам была третьей по счету женой (на самом деле у него их было больше 200). Но из-за своей утонченности, храбрости и мудрости, она взяла первенство у всех остальных. Из истории известно, что Акбар искренне любил только одну - строптивую принцессу Раджпутскую.

При дворе Мариам была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами, использовала свое влияние и богатство для сооружения колодцев и каналов по всей стране. По ее повелению также было разбито множество прекрасных садов.

«Хира Кунвари, как любимая жена, обладала особенным характером. К тому же она была чрезмерно хитра, подарив императору наследника Джахангира, что еще больше закрепило ее положение на престоле», - рассказывает Синха.

Среди его жен, одна - Ругайя Бегум, была женщиной преклонных лет, другая - Салима Султан, была бездетна, а от других - дети умирали еще в младенчестве. В честь наследника и любимой жены Акбар воздвигнул мечеть в Лахоре, в современном Пакистане. Положение принцессы еще больше возросло и она стала носить имя «Мариам-уз-Замани», что означало «правительница века».

Так во времена правления императора Акбара и правительницы Мариам-уз-Замани Бегум, Империя Моголов достигла своего «золотого века».

«Правительница моголов всю жизнь помогала императору Акбару править. По религии Мариам-уз-Замани исповедовала буддизм. И до конца своих дней была предана своей вере», - говорит Синха.

В 1605 году после долгой болезни умер Акбар, а спустя семнадцать лет (1622 г.), умерла и Мариам. По буддисткой традиции ушедших должны были кремировать, но правительницу после смерти похоронили согласно преданиям ислама. Она похоронена в дворцовой усыпальнице из красного песчаника, построенного Акбаром еще при жизни. Дворец находится в нескольких километрах от Агры, недалеко от Фатезпури Сикри. Сейчас этот дворец является жемчужиной Индии, на который съезжаются посмотреть туристы со всего мира.

История Мариам и Акбара экранизирована в фильме «Джодха-Акбар», где главные роли исполнили Ритик Рошан и Айшварья Рай Баччан. Сценарий фильма сильно отличается от исторических фактов и это вызвало недовольство среди критиков киноиндустрии Болливуда. Но по мнению режиссера и сценаристов фильма, измененный сценарий не отразился на восторг и интерес публики.

Подготовила Лилит Мкртчян

Полное имя принцессы - Мариам–уз-Замани Бегум Сахиба. Родилась она 1 октября 1542 года. Другое ее имя - Радж Кумари Хира Кунвари Сахиба. В некоторых письменных источниках ее имя- Джода Бай или Джодбай, хотя при жизни под этим именем её не знали.

Вы думаете это все с именами?:) Как бы не так. При рождении принцессу нарекли Хира Кунвари. Она вышла замуж за Акбара 20 января 1562 года. Она была старше своего мужа на 22 дня. И только после замужества Хира Кунвари получила имя-титул Мариам–уз-Замани, что значит « Мэри века».

Девушка вошла в тройку главных королев при правлении падишаха Акбара. Она принимала активное участие в политической жизни страны. Она могла даже издавать официальные документы, что было доступно только падишахам. Все свое богатство она использовала на благотворительные цели. На ее деньги разбивались сады, строились колодцы и мечети по всей стране. Ей так же принадлежали корабли, на которых пилигримы добирались до Исламского святого города Мекка и обратно.

Это, конечно не Тадж - Махал. Это сильно ДО Тадж Махаловские времена. Это даже не Красный Форт в Агре. Но и здесь есть, на что посмотреть - индийские мотивы, интересная резьба, всякие разные элементы....

Да, для брака ей пришлось сменить веру на мусульманскую, но она всегда оставалась кришнаиткой. Это видно и по ее дворцу. Он украшен рисунками и фресками со сценами из жизни Кришны.

А полное имя Акбара Великого – Джалуддин Мухаммад Акбар. Джодбай стала матерью другого Великого Могола – Императора Джахангира. Это его сын Шах – Джахан построит Тадж- Махал.

Интересный факт – Акбар был неграмотным. Он не умел читать и писать, но высоко ценил живопись и архитектуру. Как будет ценить архитектуру его внук - Шах – Джахан.

Народу было не очень много. Если сравнить с Тадж-Махалом, то можно сказать, что тут мы гуляли практически одни. Плюс англо - индийская семья. Вот на фотке этот мальчуган, про которого я рассказывала выше.

После третьей свадьбы Акбара прошло несколько лет. Он жил со своими женами в Агре. Но в этом городе умерли его сыновья-близнецы.

Дальше следует предание – легенда. Из Интернета – «Древняя легенда гласит, что рядом с Агрой, в совсем маленькой деревне жил старик-отшельник. Звали его Селим-Чишти. Он занимался тем, что предсказывал крестьянам дождь, засуху или другие сюрпризы природы. Жители деревни за сбывшиеся прогнозы приносили старику пищу. Других источников существования у старика не было.

Как-то Селим-Чишти сообщил людям, что у падишаха скоро родится сын, а всего у него будет трое сыновей. До Акбара дошли слухи об этом предсказании. Ему очень хотелось поверить словам старика, и он немедленно отвез в эту деревеньку свою жену. Отшельник подтвердил сказанное и получил за это богатые дары.
Вскоре жена Акбара родила мальчика. Падишах был счастлив настолько, что решил на месте маленькой деревеньки, где услышал пророчество, построить новую столицу, которую назвал Фатхпур-Сикри.» Это место находится в 40 км от Агры.

А вот тут, как всегда, сработал закон подлости.) Только я наметила это место для фотосессии, сразу же набежали индусы, и вот именно тут всем приспичило тоже пофотаться.

Практически пусто! Так бы в Тадж Махале! Бы три раза.))

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара

Марина Баканова

О любви Шах Джахана и Мумтаз Махал, в честь которой был построен Тадж Махал в Агре (Индия — прим. ред.) , знают, наверно, все. Однако, этой истории любви предшествовала другая, не менее яркая и красивая, однако - не известная большинству неспециалистов.

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара...

Страну бросает из крайности в крайность. Великий завоеватель и деспот на исходе своих дней становится философом и мыслителем, зачинателем индостанского ренессанса.

Его преемником становится его третий сын Салим - Султан Салим Бахадур, впоследствии взошедший на трон под именем Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир. Это был первый правитель с наполовину индийскими корнями - его матерью была индийская принцесса (Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай)) , выданная замуж за императора Акбара, принявшая ислам и новое имя: Вали Нимат Хамида Бану Марьям уз-Замани бегам сахиба.

Он был крайне противоречивой личностью как по мнению современников, так и современных ученых. Многие говорят о его пристрастии к алкоголю и опиуму, другие опровергают эти факты и считают его тонкочувствующим поэтом.

На заре своей жизни юный принц Салим встречает Мехр ан-Нису - это была та любовь, которой было суждено гореть всю жизнь.

Мехр ан-Ниса (впоследствии Нур Джахан) родилась в городе Кандагар (современный Афганистан) в семье старинных персидских аристократов из рода Тимуридов. Однако, их семья была изгнана с родины и вынуждена искать прибежища в соседней Индии. Во время переезда они потеряли все свое имущество и едва не лишились жизни. Именно в это время - в Кандагаре на полпути из Персии в Индию и родилась Нур Джахан. Семья была на грани полного голода и не имела какого-либо сносного жилища. Однако, они не остановились на полпути. Стоит отметить, что семье помог караванщик Малик Масуд, который не только взял их с собой, но и помог затем отцу Мехр ан-Нисы устроиться на службу к императору Акбару.

Ее родители сочли, что наступил переломный момент в их судьбе, поэтому новорожденной дочери и дали имя Мехр ан-Ниса, что означает «солнце среди женщин».

Ее отцу Мирзе Гийяс Бегу (Mirza Ghiyas Beg) действительно удалось устроиться очень хорошо. Он был назначен казначеем в провинции Кабул и очень быстро поднимался по служебной лестнице. Через некоторое время его семья переезжает уже в Дели и он удостаивается от императора почетного прозвища «Итимад уд-Даула» («столп государства»).

Благодаря этому Мехр ун-Ниса получила отличнейшее образование. Она знала в совершенстве арабский и персидский языки, отлично разбиралась в искусстве и литературе, музыке и танцах.

Известный поэт и прозаик того времени Видья Дхар Махаджан отзывался о ней, как о хранительнице истинной интеллигентности, умеренности и здравого смысла.

Стоит отметить, что несмотря на то, что для девушек на освоеннии всего вышеперечисленного образование в общем-то и заканчивалось. Но Мехр ун-Ниса получила знания и в традиционно «мужских» областях - политике, экономике, управлении государством. Как именно это произошло - не известно, о наеме дополнительных учителей для нее история умалчивает. Хотя вполне возможно, что ее отец счел возможным допустить ее на занятия вместе с братьями.

Это аукнется позднее - став императрицей она фактически правила вместо своего супруга Джахангира несколько лет, став его официальной соправительницей, своего рода Роксоланой Индостана.

В 1594г в возрасте 17 лет ее внезапно выдают замуж и в общем-то за не самую лучшую партию.

Легенда предписывает столь скоропалительную свадьбу личной заинтересованностью императора Акбара. Впрочем - достоверных подтверждений той легенде до сих пор не найдено и многие сомневаются в том, было ли все это на самом деле.

Мехр-ан-Ниса, как дочь императорского министра естественно жила при дворце и имела доступ в дворцовые парки. Где-то на тенистых аллеях ей повезло однажды встретиться с принцем Салимом. Красота персиянки поразила его в самое сердце. Но не только. Их соединило не только внешнее чувство. Они оба оказались поклонниками искусства и поэзии. Принц писал стихи и отправлял их с цветами своей юной возлюбленной. Однако, судьба в то время не благоволила к ним.

Стареющий император Акбар имел на женитьбу сына свои собственные планы. Долгожданный наследник не имел в его представлении прав на любовь, а тем более на брак, с пусть и родовитой, но абсолютно политически невыгодной персиянкой. Император браком сына решает все более и более укреплять свою империю. Хотя к тому времени Салим уже был несколько раз женат и имел еще большее количество наложниц. Политические браки не приносили ему семейного счастья.

Влюбленные уже готовы бежать - но побег пресекается. Чтобы не было более поводов для необдуманных реакций сына, Мехр ан-Ниса срочно выдается замуж за Шер Афгана. Он был по происхождению также перс, добившийся милости императора отличной службой в армии, типичным армейским офицером. Женитьба на Мехр ан-Нисе была представлена как награда для него за верную службу.

Однако - у всей этой истории есть и подтекст. У пары была только одна дочь на протяжении всего времени брака. Отцовство Шер Афгана по отношению к ней нередко подвергалось сомнению, подразумевая, что возможно ее отцом был принц. Разговоры не утихли даже тогда, когда Ладли Бегам была выдана замуж за младшего сына Джахангира Шахрияра, от брака с которым имела дочь Арзани Бегам.

Мехр ан-Ниса со своим мужем немедленно отправляется в дальний гарнизон. Вернуться она смогла только после смерти императора Акбара.

Легенда утверждает, что покушение, предпринятое Салимом в 1602г было местью тому, за погубленную любовь. Принц тоже знал, что его любовь не может осуществиться пока отец жив.

И вот, падишах умирает и новым падишахом становится Салим (принявший имя Джахангир). Практически одновременно с этим муж Мехр ан-Нисы погибает при таинственных обстоятельствах и она вместе с дочерью возвращается во дворец.

Однако, несмотря на возвращение, она целых четыре года живет в качестве фрейлины у старшей женщины гарема - первой жены императора Акбака персиянки Рукайи Султан Бегам. Это обеспечивало ей защиту самой влиятельной женщины того времени и не давало поводов для слухов. Здесь же заново влюбленные могли встречаться не опасаясь ненужных свидетелей.

Официально же их первая встреча произошла только спустя четыре года, на праздник Навруз вдовствующая императрица со своей свитой (куда входила и Мехр ан-Ниса) устраивала пышный прием и император должен был его обязательно посетить. Как говорит молва - Джахангир встретился глазами с Мехр ан-Ниса и более не мог от них оторваться.

Они поженились менее чем через два месяца. Пышная свадьба, несмотря на то, что замуж выходила 34-х летняя вдова. Через 17 лет после их первой встречи. Мехр ан-Ниса становится двадцатой и самой последней женой Джахангира. После нее у него более не было ни жен, ни наложниц.

Император был счастлив. Его давняя любовь расцвела пышным цветом. Мехр ан-Ниса получила новое имя «Нур Джахан» («свет мира») или «Нур Махал» («свет дворца»). Бесконечная любовь Джахангира поставила его жену на одну ступень с его самыми преданными министрами и фактически он сделал ее своей соправительницей. Даже более того, клевреты тех времен утверждали, что последние годы своей жизни Джахангир и не правил вовсе, а все приказы шли из-за парды (буквально - женское покрывало, которое охраняет ее от посторонних взглядов), намекая на то, что правила на самом деле Нур Джахан и ее брат, которого она возвела в ранг визиря.

Любимая жена, которая удостоилась чести сидеть вместе с мужем на троне при приеме делегаций, в том числе и иностранных. Она имела право (и активно пользовалась им) издавать приказы и управлять собственными землями. Она же проводила совещания кабинета министров.

Она активно устраивает жизнь своей семьи и свою опору на будущее. Выдает дочь Ладли Бегам за младшего сына Джахангира Шахрияра. В будущем она будет способствовать ему в получении власти в обход старшего принца Хуррама (будущего императора Шах Джахана). Но и последний оказался с ней связанным. Именно она уговорила Джахангира женить Хуррама на своей племяннице Аржуманд Бану Бегам (будущей самой любимой его жене Мумтаз Махал, в честь которой собственно и будет построен Тадж Махал).

Она стала единственной императрицей Индостана, с именем которой чеканились монеты.

Нур Джахан явилась гениальнейшим архитектором и парковым дизайнером, разработавшим королевский парк Ачабал Сад (Achabal Garden ) в Кашмире. Это был поистине шедевр паркового искусства периода Империи Великих Моголов. Самыми знаменитыми достопримечательностями этого парка являются чистейшие родники и каскады водопадов.

Смерть Джахангира положила конец ее счастливой жизни и многим амбициозным планам. 16 лет любви окончились. Однако, как показало будущее, свою любовь к мужу она сохранила вплоть до своей смерти.

Несмотря на то, что Шах Джахан явно недолюбливал вдовствующую императрицу, которая к тому же и пыталась лишить его престола поддерживая своего затя, он сохранил к ней чувство глубокого уважения. Он удалил ее из Дели, дабы избежать ненужных интриг и заговоров. Но позволил поселиться в Лахоре, втором городе империи на тот момент. Вместе с ней переехала на постоянное местожительсво и ее дочь, овдовевшая к тому времени.

Этот период жизни Нур Джахан посвящает воспоминаниям. Пишет множество стихов и поэм под псевдонимом Макхфи. Из своих личных средств она организует постройку мавзолея Итимат уд-Даула в честь своего отца в Агре. Строит и свой мавзолей, Шахдара Баг в Лахоре, где найдет свой последний приют и она сама. Мавзолей располагается недалеко от гробница Джахангира, и по соседству с ним приютился и мавзолей ее брата Асаф Хана. На своей гробнице она наказала высечь эпитафию «На могиле этого бедного незнакомца не будет ни цветка розы, ни лампады. Не обожжет свое крыло бабочка и не споет свою песню соловей».

Смешались в кучу боги, люди...

Одной из "фишек" самостоятельной политики Акбара как падишаха стала веротерпимость - никогда ни до, ни после него в административных структурах империи не трудилось так много индусов. Он даже отменил ненавистную джизью - налог на немусульман, один из "столпов ислама" с самого начала появления всех мусульманских государств в мире. "Гламурно-романтичные хистореги" связывают это с "глубоким чуЙством" падишаха к его третьей жене, Раджкумари Хире Кунвари Сахибе (Харша Бай) , также известной как Джодха , дочери раджи Бхармала, получившей после брака "приличное имя" Вали Нимат Хамида Бану Мариам уз-Замани-бегум Сахиба , но до конца своей жизни исповедовавшей индуизм. Падишах-де даже разрешил ей отправлять религиозные обряды во дворце. Однако в этом случае телегу ставят впереди лошади - Акбар с детства был не просто равнодушен к религиозным спорам, у него имелась идея-фикс объединить основные религии его государства в нечто едино-синкретическое. Ну а женитьба на дочери раджи-индуса стала политической необходимостью - Раджастхан был стратегически важным регионом с воинственным индуистским населением, которое следовало "приручить".

Джодха, она же Мариам уз-Замани, она же Харша-бай она же Зофия Панеяд

Впрочем, покорились отнюдь не все раджпуты и не сразу - воинственный и могучий раджа Удай Сингх пронаделся на толстые стени крепости Читор. 24 октября 1567 года Акбар обложил крепость и подверг ее правильной осаде - с бомбардировками и строительством осадной башни, с которой лично стрелял из любимого мушкета "Санграм". 23 февраля (оцените дату) 1568 года пуля из "Санграма" попала в лоб коменданту Читора, после чего твердыня сдалась. Акбар показательно развалил все стены, а его преемники впредь никогда их не восстанавливали - "чтобы помнили"...
Затем падишах повелел окончательно перенести административную столицу империи из Дели в Агру, но очень быстро его укусил "клещ каменного величия", и по приказу Акбара выстроили Фатехпур - большую и абсолютно новую Астану столицу (заброшенную после его смерти, и в таком состоянии до сих пор отбивающуюся от набегов полчищ туристов). Посреди всего этого свежевыстроеного и нововыкрашенного Великого Могола посетил дух Бабура - он захотел "нарисовать историю своей жизни". Но поскольку был неграмотным, то повелел, чтобы отряд писцов ходил за ним ежедневно и буквально претворял в жизнь заповедь "это надо запомнить! - лучше запиши". Итогом стала грандиозная (и официозная) летопись "Акбар-наме", переписанная и отредактированная Абу-ль Фазлом Аллами (правда, поскольку он умер за несколько лет до Акбара, дописывали ее некие усердные анонимы).

Еще одной "фатехпурской штуко-дрюкой" стало специальное ведомство художников - именно при Акбаре появилась "могольская живопись", представлявшая собой симбиоз персидской книжной иллюстрации с индийской живописной традицией. Поскольку художниками были индусы, им было "моночленно" на исламский запрет изображать людей и зверей, и именно этому мы должны сказать спасибо за реалистичные и красочные образы Моголов и их окружения, дошедшие до нас.

Типичный образец "куртуазной живописи" - Акбар и его самые любимые жены (увы, но все 300 не влезли)

В целом же Акбар оставался всё тем же раздолбаем любителем "мускульных развлечений". Настоящей страстью его стала игра в поло, и он даже придумал свое ноу-хау - играть мячом из тлеющего твердого мха теперь можно было и в темноте. А кто, по мнению падишаха, недостаточно отдавался игре - того могли и услать от двора... в Мекку, чтобы было время подумать о правильности такой жизни.