Что такое доля, и откуда она взялась.

Подобные документы

    Хроника написания стихотворений Н.А. Некрасова. Характеристика таких стихотворений как "В дороге", "Тройка", "Пьяница", "Размышление у парадного подъезда" и других. Роль дороги в стихах поэта. Метафорический смысл дороги во всем творчестве писателя.

    статья, добавлен 19.09.2014

    Биографическая справка: детство и юность великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, начало творческого пути. Тема Родины и народа-труженика в лирике поэта. Роль Белинского в становлении жизненного пути Некрасова. Сатирические произведения.

    реферат, добавлен 21.10.2012

    Анализ жанрово-стилистических форм диалогичности в лирике Н.А. Некрасова 1860-х годов. Исследование стихав Некрасова, в которых говорится о значении эпохи и "человека 40-х годов". Определение приоритетности диалогизма как эстетической стратегии автора.

    статья, добавлен 02.06.2018

    Архаические и рыночные модели литературной жизни в творчестве и поведении Некрасова периода сборника "Мечты и звуки". Воздействие позиции на литературном рынке на литературную эволюцию Некрасова начала 1840-х годов. Поэтизация экономических стремлений.

    Изучение биографии Николая Алексеевича Некрасова. Раннее творчество и характеристика произведений данного периода. Элегические мотивы в поздней лирике поэта. Раскрытие темы народных страданий. Образ женщин в лирике. Вклад Некрасова в русскую литературу.

    презентация, добавлен 21.01.2014

    Литература как источник информации об эпохе. Место и значение женских образов в литературе. Краткая летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова. Особенности образа женщины в лирике Некрасова. Анализ творчества и вклад Н.А. Некрасова в русскую литературу.

    курсовая работа, добавлен 24.03.2011

    Краткие биографические сведения о жизни русского поэта и писателя Некрасова. Декабристская тема в творчестве поэта. Идейно-эмоциональное содержание поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Художественная выразительность героинь в поэме "Русские женщины".

    реферат, добавлен 24.03.2011

    Детские воспоминания Некрасова о Волге и их отражение в стихах. Появление первого сборника стихов "Мечты и звуки" и отрицательные отзывы на него. Обличение в стихотворениях Некрасова. Расцвет творчества, произведения "Саша" и "Кому на Руси жить хорошо".

    презентация, добавлен 08.04.2015

    Ознакомление с особенностями использования образа природы в поэзии. Анализ сущности рифмованной ритмики стиха, которая проще сочетается с музыкой и танцем. Рассмотрение результатов сравнения отображения образа природы в творчестве Есенина и Некрасова.

    курсовая работа, добавлен 28.12.2016

    Биография Н.А. Некрасова, классика русской поэзии, писателя и публициста. Образование и начало творческого пути писателя. Литературная деятельность и сведения о личной жизни Некрасова. Последние годы жизни, интересные факты из жизни Н.А. Некрасова.

Обращаясь к темам экзаменационных сочинений, посвящённых анализу лирики Н.А. Некрасова, за неимением широких возможностей для комментария привлечём внимание будущих выпускников к отдельным аспектам раскрытия тем.

Раскрывая тему «Своеобразие лирики Н.А. Некрасова» , следует сказать о многогранности его творчества, о том, что, продолжая традиции своих великих предшественников - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, - поэт открывает новую страницу в русской литературе. И прежде всего новаторство его поэзии заключается в том, что стихи Некрасова раскрывают перед читателем духовный мир, нужды и стремления русского крестьянина. Неслучайно и Музу свою он сравнивает с молодой крестьянкой, которую секут кнутом («Вчерашний день, часу в шестом…»). Образ Музы, “печальной спутницы печальных бедняков”, “плачущей, скорбящей и болящей… согбенной трудом, убитой кручиной”, мы встречаем и в стихотворении «Муза» (1852). А подводя итог своему поэтическому творчеству (стихотворение «О Муза! я у двери гроба!», 1877), “печальник горя народного”, как называли его крестьяне, вновь говорит о своей “бледной, в крови, кнутом иссеченной Музе”. Героями его произведений становятся и старушка Ненила, не дождавшаяся лесу на починку избушки; и солдатская мать Орина, которая схоронила безвременно умершего сына, погасшего, “словно свеченька восковая, предыконная”, и осталась совершенно одна; и сельская красавица, заглядевшаяся на проезжавшего на тройке барина и заранее обречённая на страдания “от работы и чёрной, и трудной”. Поэзию Некрасова отличает поразительное умение замечать чужую боль и чувствовать её как свою собственную («Железная дорога», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Надрывается сердце от муки»…). Но, показывая страдания народа, поэт всё-таки убеждён в том, что когда-нибудь настанет время, когда народ “широкую, ясную // Грудью дорогу проложит себе”, поэтому его глубоко волнуют вопросы общественного устройства. Поэтому он, полемизируя со сторонниками “чистого искусства”, говорит о том, что “в годину горя” стыдно “красу долин, небес, и моря // И ласку милой воспевать” («Поэт и гражданин»). Его стихи проникнуты гражданственностью, в них неразделимы два понятия - народ и родина . Неслучайно одно из первых стихотворений Некрасова так и называется - «Родина». В нём любовь к родному дому, к матери-страдалице, к старушке няне сливается с гневом и ненавистью к дворянскому усадебному быту, к той жизни, “где рой подавленных и трепетных рабов // Завидовал житью последних барских псов”, к крепостничеству вообще. Тема родины звучит и в стихотворении «На Волге», где великая русская река ассоциируется у поэта с Русью, которая, “чуть не полмира в себе совмещая… широко протянулась, родная”. Но Некрасов удручён тем, что поля страны “возделаны рабами”, а сама Волга - “благословенная река, кормилица народа” - является “рекою рабства и тоски”. Поэт мечтает о просвещении народа (вспомним, как любуется он крестьянским мальчиком, отправляющимся с книжками в котомке и с медными грошами на учение в город, - «Школьник»), говорит о том, что нужно помочь народу осознать его могучую силу. Так в его стихотворениях появляется образ народного заступника, являющегося идеалом общественного деятеля, беспредельно любящего родину, готового во имя неё отдать жизнь. В стихотворении «Памяти Белинского» (1853) возникает образ человека с “наивной и страстной душой”, в котором “помыслы прекрасные кипели” и который “честно шёл к одной высокой цели”. Говоря о преданности идеалам добра и справедливости Н.Г. Чернышевского («Н.Г.Ч.», 1874), Некрасов отмечает, что тот “…видит невозможность // Служить добру, не жертвуя собой”. Пример высокой честности, душевного благородства и самоотверженного служения родине показывает и герой стихотворения «Памяти Добролюбова», который уже “в молодые годы // Умел рассудку страсти подчинять, // Учил… жить для славы, для свободы”. Одно из последних стихотворений Некрасова - «Сеятелям» - также посвящено тем, кто сеет “на ниву народную” семена правды, “разумное, доброе, вечное”, помогая народу найти путь истинного освобождения.

Обращаясь к изображению так называемых “непоэтических явлений” - тяжкого труда русской крестьянки за сохой, когда “бедная баба из сил выбивается, // Столб насекомых над ней колыхается, // Жалит, щекочет, жужжит” («В полном разгаре страда деревенская…»); изнурительной работы бурлаков, мечтающих о смерти как об избавлении от мук («На Волге»); “тихого плача и жалоб детей”, вынужденных “в золотую пору малолетства” вертеть чугунные колёса на фабрике («Плач детей»), - Некрасов вводит (и это одна из особенностей его лирики) в стихи речь тех, о которых пишет, порой грубую и неблагозвучную, но очень точно отражающую характер его героев, раскрывающую и условия жизни крестьянства, и душу народную. Подчас голоса автора и его героев сливаются, образуя полифонизм звучания. Сама поэзия Некрасова становится, образно выражаясь, горлом , издающим стон народный. Стон-песня характерен для некрасовской лирики. Отсюда и пристрастие автора к протяжным трёхстопным размерам: “Доля ты русская, долюшка женская, // Вряд ли труднее сыскать”; “…родная земля, // Назови мне такую обитель, // Я такого угла не видал, // Где бы сеятель твой и хранитель, // Где бы русский мужик не стонал”, - к использованию жанров, свойственных устному народному творчеству (песня, плач, сказ), к появлению образов, известных в русском фольклоре (матушка-Русь, герой-богатырь, способный горы свернуть, девица-красавица и даже мороз-воевода).

Рассказывая о тяжкой участи своих героев, которым в большинстве своём приходится надрываться “под зноем, под холодом с вечно согнутой спиной”, которым “тяжкий крест достался… на долю”, Некрасов часто обращается к теме смерти. Это один из интересных и характерных мотивов его лирики. Причём смерть волнует поэта не как нечто отвлечённое, не как философская категория, нет, у Некрасова она всегда конкретна: это смерть Иванушки-солдата («Орина, мать солдатская»), строителей железной дороги между Петербургом и Москвой («Железная дорога»), маленьких детей, страдающих безвинно («Гробок», «Еду ли ночью по улице тёмной»…), “молодого стрелка”, от безысходности покончившего с собой на земле “небогатого села”, затерявшегося “меж высоких хлебов” («Похороны»). Для большинства причиной смерти является бедность, которая “гибельней всякой заразы”, однако некоторые уходят из жизни потому, что сама их жизнь - жертва во имя светлого будущего, уходят “от ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови” в стан тех, кто погибает “за великое дело любви” («Рыцарь на час»). Такие герои Некрасова близки по духу самому автору, честному человеку, поэту-гражданину, квинтэссенцией творчества которого стали строки из его стихотворения «Элегия»:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Обращаясь к теме народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова , можно частично использовать материалы, изложенные выше. Поэтому, не повторяясь, остановимся более детально на анализе стихотворений, в которых эта тема получила глубокое воплощение. Эпиграфом к сочинению могут стать строки из стихотворения Некрасова «Элегия»:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - “страдания народа”
И что поэзия забыть её должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

Уже в ранних стихотворениях поэт, избравший тему народа ведущей в своём творчестве, размышляет о трудной доле крестьянина, о трагической участи “сирот беззащитных и вдов”. Так, в стихотворении «В дороге» (1845) он рисует образ “сиротинки Груши”, взятой по прихоти барина в господский дом и выученной “всем дворянским манерам и штукам”. После смерти господина его зять “воротил” Грушу “на село”, совершенно не заботясь о дальнейшей судьбе девушки, абсолютно не приспособленной к крестьянской жизни и тяжёлому труду. И вот теперь она, против воли выданная замуж за крестьянского парня, в молодом возрасте стоит на пороге смерти. “Чай, свалим через месяц в могилу”, - с горечью рассказывает седоку “ямщик удалой”, муж несчастной. Но страдает не только Груша, ставшая игрушкой в руках господ и выброшенная ими за ненадобностью, страдает и её маленький сын, которого бедняжка мать “учит грамоте, моет, стрижёт, // Словно барченка, каждый день чешет…”: ведь совсем скоро мальчик останется сиротой, а сиротская доля горька. Тяжело и мужу барской воспитанницы: “сокрушила злодейка жена”, с которой крестьянин столько “нажил хлопот” и которую он, несмотря на её бесполезность в крестьянском быту, замкнутый характер и постоянные болезни, жалеет и даже по-своему любит. Он сознаёт, что вины Груши в том, что она стала такой, нет, и объясняет: “Погубили её господа, // А была бы бабёнка лихая!”. Таким образом, барская приходить оборачивается трагедией для всей семьи.

Трагична и судьба героев стихотворения «Забытая деревня» (даже в самом названии его звучит нота отчаяния и обречённости). Крестьяне, измученные тяжёлым трудом, страдающие от несправедливости, от гнёта “главного управителя” барского имения, как избавления от всех бед и напастей ждут приезда барина, повторяя слова: “Вот приедет барин…”. Но когда через несколько лет наконец-то “середи дороги // Шестернёю цугом показались дроги”, то выяснилось, что барина привезли “в гробу”. Новый же господин “слёзы вытер, // Сел в свою карету - и уехал в Питер”, даже не поинтересовавшись жизнью своих крепостных.

Столь же преступно равнодушен к страданиям “деревенских русских людей” и другой барин - вельможа из Петербурга, “владелец роскошных палат”, которого должность обязывает разбирать дела “просителей” («Размышления у парадного подъезда»). Деревенские “пилигримы”, пришедшие “из каких-нибудь дальних губерний” с крайней нуждой, “с выраженьем надежды и муки” умоляют строгого швейцара “допустить” их до вельможи, но тот гонит бедняков, не приняв от них даже “скудной лепты”. Крестьянам остаётся только пропить свои жалкие гроши в придорожной харчевне и застонать от безысходности. Размышляя об увиденном, поэт с тоской восклицает:

Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон…

А вопрос Некрасова, обращённый к народу: “Ты проснёшься ль, исполненный сил?” - остаётся без ответа.

И тем не менее, к вопросу о тяжёлой доле народа поэт вновь и вновь возвращается в своих произведениях. Так, в стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году и являющемся определённым итогом его творчества (вспомним, что элегия - это жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления), автор обращается к молодёжи, говоря, о бедственном положении народа и о необходимости служения ему. Некрасовская муза, страдающая, воспевающая народ, зовущая “идти вперёд”, укоряет поэта: “Довольно ликовать в наивном увлеченье… // Народ освобождён, но счастлив ли народ?”

До конца дней своих остаётся Некрасов защитником народа, верит в его, пусть и нескорое, освобождение, завещает перед смертью друзьям жить так, чтобы к их могиле впоследствии “широкие лапти народные… проторили пути” («Друзьям», 1876).

Основные положения сочинения «Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» можно развить, опираясь на предложенный выше материал, уделив внимание анализу стихотворений «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Нет, Музы ласково поющей и прекрасной…», «Замолкни, Муза мести и печали!..», «Стихи мои! Свидетели живые…», «Умру я скоро. Жалкое наследство…», «О Муза! наша песня спета…» и других, в которых раскрывается гражданская позиция Некрасова - поэта, тесным образом связанного с народом и видевшего смысл своего творчества, своей жизни в служении высоким идеалам добра и справедливости. В качестве эпиграфа можно взять слова Н.А. Некрасова, воспроизведённые его преданным другом и любимой женщиной А.Я. Панаевой в её книге «Воспоминания»: “Каждый писатель передаёт то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды».

Тема женской доли - одна из ведущих в лирике Н.А. Некрасова. Эпиграфом к сочинению могут стать слова Матрёны Тимофеевны Корчагиной, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестьянка»): “Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого”. Прежде всего стоит обратить внимание, что тема женской доли не ограничивается “суровой долей крестьянки”, она многогранна и звучит в многочисленных произведениях Некрасова. Так, любовная лирика поэта отражает не только прекрасные мгновения, “лобзания и слёзы”, но и суровую правду жизни, которая в любви неизбежна. В стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» (1847) лирический герой с горечью думает о трагической судьбе любимой им некогда женщины - “друга беззащитного, больного и бездомного”, на чью долю выпало множество страданий. Любовь не спасает героев от нищеты, и молодая мать, потерявшая ребёнка, вынуждена продавать себя, чтобы принести “торопливо // Гробик ребёнку и ужин отцу”. Для героини стихотворения возможны только два пути: в могилу, после того как её сокрушит “с нищетой горемычной злая… борьба”, или на “дорогу обычную” для тех несчастных женщин, которых “все без изъятья именем страшным… назовут”. Трагична и судьба матери из стихотворения «Родина», чей лик, “болезненно-печальный”, грезится лирическому герою по возвращении в родные места, где прошли его детские и юношеские годы. Женщина, которая была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”, вызывает глубокое сочувствие читателя. Она, обладающая гордой, упорной и прекрасной душой, способна простить своему “губителю” всё, “что вынести… достало сил”. Тяжела и участь героинь стихотворения «Нравственный человек» (1847) - жены, которую “нравственный” муж, живущий “согласно с строгою моралью”, доводит до преждевременной гибели, и дочери, которую тот же человек против её воли выдаёт замуж “за седого богача”, фактически обрекая юную женщину, потерявшую любовь и сломленную судьбой, на злую болезнь и раннюю смерть от чахотки.

И всё же чаще всего Некрасов обращает внимание на судьбы женщин из народа, тех, о которых он с болью скажет в поэме «Мороз, Красный нос»:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Именно им, таким, как Груша из стихотворения «В дороге», Орина из стихотворения «Орина, мать солдатская», “чернобровая дикарка” из «Тройки», “терпеливая мать” и вечная труженица из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…», поэт сострадает, за них болеет душой. Любуясь их красотой, силой, ловкостью (вспомним хотя бы его крылатую фразу о крестьянке, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”), он сознаёт, что их ждёт жизнь, полная тяжкого труда, горя и лишений. Совсем скоро “чернобровую дикарку”, на которую “загляделся проезжий корнет”, выдадут замуж “за неряху… мужика”, её “будет бить… муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”, а от тяжёлой жизни появится на лице, некогда “полном движенья”, “выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”. “Вянет, пропадает” и красота другой некрасовской героини - Катерины из цикла «Песни». Ей не даёт житься вечно пьяный, мрачный и драчливый муж, а защиты и помощи ни от кого нет: и родня, и соседи в один голос твердят: “Потерпи!”. И только “солдатик Федя, дальняя родня”, жалеет молодую женщину, ему она открывает душу, рассказывает о своих печалях. Но и этого Катерине довольно, чтобы почувствовать себя счастливой и терпеть побои мужа. Трудной будет в семье мужа и жизнь Парасковьи (заметим, что Некрасов, часто используя в стихах элементы народной речи, сохраняет и имена героинь в их первоначальной, деревенской простоте: Марья, Катерина, Парасковья, Орина, Палагея), которой супруг сразу после венчания показывает “имущество”, состоящее из голых полатей в избе, пустого коровьего стойла и медной посуды - “креста да пуговицы” («Молодые», цикл «Песни»).

И всё же, несмотря на все тяготы, страдания, выпавшие на долю русской женщины, она находит в себе душевные и физические силы, чтобы растить детей, работать, со смирением нести свой крест, вызывая этим искреннюю любовь к себе и самого поэта, и его читателей. Недаром же, повторим, свою Музу, источник поэтического вдохновения, Некрасов сравнивает с крестьянкой, называет её “сестра народа - и моя!”.

«Такая доля», «выпало на долю», «тяжелая доля» - всё это привычные для слуха русского человека выражения. Что такое доля и как это понятие связано с культурой восточных славян - читайте в нашем новом материале.

Принять до конца

Слово «доля» служит для обозначения судьбы наряду с такими словами, как «участь» и «удел» (от глагола «делить»). Уже эти слова в связке говорят нам о том, что судьбу восточные славяне понимали как некую часть от общего блага, словно кусок от целого пирога, выделяемый свыше. Только эти ломти не всем достаются одинаковые. Кому-то с подгорелым бочком, кому-то с пересушенным краем, а кому-то самое вкусное из середины. В предыдущих статьях, посвященных и , мы достаточно подробно разбирали тему «неправильной» смерти. Это связано с верой восточных славян в то, что независимо от того, какая доля достанется человеку, он не должен пытаться от нее уклониться и должен принять ее до конца.

Персонификация

Персонификация судьбы в виде мифологического образа Доли характерна в большей степени для украинцев и в меньшей для белорусов. Про Долю говорили, что она рождается вместе с человеком или ее дает Бог или мать, нарекая младенца именем («как кораблик назовешь…»). Доля, не оставляя человека, определяет его счастье, степень благосостояния и профессию (ремесло, род деятельности). Еще говорили, что Доля - это душа покойного предка, которая может приносить как добро, так и зло ныне живущим потомкам. Нередко встречалось понимание Доли как непременно счастливой судьбы, тогда как персонифицированная несчастливая судьба носила имя Злыдни, Беды, Недоли.

Внешний облик Доли (или Недоли) зависит от того, олицетворением чьей судьбы она является. У работника Доля имеет облик кобылы, вола, у купца - красивой девушки, у несчастного человека она одета в обноски, а у счастливого - в красивые добротные одежды. А еще говорили, что облик Доли зависит от перемен в жизни. Так, одной крестьянке Доля явилась медведем, хотя всегда являлась женщиной. Вскоре у той крестьянки умер отец.

Если Доля ленива, не любит работать и помогать своему человеку, то он будет бедствовать. Исправить положение такой человек может, найдя свою Долю-лентяйку и побив ее, чтобы неповадно было. Но куда интереснее другое представление о бедности: занятие человека не своим делом, незнание, где же его Доля. Тогда рецепт иной. Этому человеку необходимо отправиться на поиски своей Доли и, найдя, спросить о своем призвании. Если поступить по совету Доли, тогда наступит счастье. Однако некоторые поверья гласят, что Долю можно увидеть в жизни всего дважды: сразу после рождения и прямо перед смертью.

Другое поверье связывает несчастья человека с несчастной Долей, то есть Недолей. Причем в жизни человека тогда ничего не складывается: сколько бы он усилий ни прилагал, все равно дети будут постоянно болеть, скотина - дохнуть, урожай - родиться скудным. Украинские поверья гласят, что Недоля выглядит как голый человек, или дряхлый старик, или девушка с лицом старухи, или калека, или голая кошка, или дохлая собака и т. п. Недоля и в дом хозяйский без спроса войдет, и вести себя будет, всем видом показывая, какая она несчастная.

Избавиться от Недоли сложно, но можно. В народе говорили, что для этого нужно хитростью заманить ее в мешок, завязать его и бросить в болото.

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» - такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова - явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, - терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ.

В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа. Сам Некрасов утверждал, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

В завершение своего творческого пути Некрасов пишет: поэму «Кому на Руси жить хорошо» - самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную народным языком, и о ней во много раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, «кому на Руси жить хорошо», Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено «освобождение крестьян от земли», когда «крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу» (В. И. Ленин).

В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». «Счастье» народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

Непрочно «счастье» пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего «до солнышка» и работающего «до полночи», «счастье» каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, «счастье» бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда «несчастье», если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят «три дольщика: бог, царь и господин». «Трещит крестьянский пуп» от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин «до смерти работает, до полусмерти пьет». Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

Молва оставила счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее «счастливой» жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье - в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящем на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля - неотъемлемое условие счастья, но

ключи от счастья женского,
от... вольной нашей волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она «в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына»!

Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховский в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. «Куражится» и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянам все же признали права человека.

Много искалеченных судеб на совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых «чем тяжелее наказание, тем... милее господа». В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. дружно и бодро кипит работа на «своих покосах». Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда. Некрасов показывает тех же самых вахлаков, «которых, вместо барина, драть будет волостной». Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: «что тут черная крестьянская душа», но «все вином кончается». Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

…взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь.

Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-«бунтари», народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме «клейменый, но не раб» Савелий, «богатырь Святорусский». И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов - тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Сравнивая картины до- и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян без земли не принесло им счастья. И на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

Рать поднимается -
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!


Горькая доля народа пореформенной Росси (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг...

Н.А.Некрасов

19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение об отмене крепостного права. Казалось бы, вот теперь-то и должен был зажить русский му-жик в свое удовольствие. Крестьянам обещали лич-ную свободу и право распоряжаться своим имущест-вом. Но земля оставалась собственностью помещи-ков. Им вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел, которые те должны были выкупить. Крестьяне, выку-пившие надел, назывались собственниками, а не пе-решедшие на выкуп — временнообязанными. Уста-новление таких временнообязанных отношений со-храняло феодальную систему эксплуатации. Те же крестьяне, которые выкупили землю по цене, вдвое-втрое выше действительной, не могли прокор-миться с этого нищенского надела, и снова им прихо-дилось идти к помещику в кабалу. Все эти преобразо-вания закончились массовым закабалением крестьян и разорением старой деревни.

Н. А. Некрасов трагически переживал события тех лет. Н. Г. Чернышевский вспоминал: «В день объяв-ления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали раз-ные части Положения о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чис-тый обман, издевательство над крестьянами».

Поэт остро чувствовал «больные вопросы» своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Все это подтолкнуло его к написанию по-эмы «Кому на Руси жить хорошо». В этом произведе-нии автор стремился дать читателям полные сведения о русском народе, о духовной жизни крестьян после реформы. Он хотел показать пробуждение крестьян-ских масс и повлиять на их политическое самосозна-ние.

Безрадостен сельский пейзаж:

Широкая дороженька,

Березками обставлена,

Далеко протянулася,

Песчана и глуха.

По сторонам дороженьки

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землей;

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые

У речек, у прудов...

Леса, луга поемные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

Невесело глядеть!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить — дороги нет,

А время уж не раннее —

Подходит месяц май!

Не любо и на старые,

Больней того на новые

Деревни им глядеть.

Ой, избы, избы новые!

Нарядны вы, да строит вас

Не лишняя копеечка,

А кровная беда!.. Автор в изображении пейзажа использует противо-поставления: «широкая дороженька», но «песчана и глуха», хороша весенняя природа, но повсюду неуст-роенность. Строки проникнуты тревогой за судьбу крестьянина, предчувствием надвигающейся беды и неблагополучия.

Авторская речь сливается с крестьянской. В пове-ствовании поэт использует просторечные формы («Недаром в зиму долгую...»), слова с уменьшитель-но-ласкательными суффиксами, характерные для на-родной поэзии (дороженька, березками, копеечка), повторы («Стоят деревни старые, Стоят деревни но-вые...»), краткие прилагательные (нарядны, глуха, песчаны). В текст включены устойчивые синтаксиче-ские формы («как им легко ли, трудно ли...»), загадки («пришла весна — сказался снег!.. Летит — молчит, лежит — молчит, Когда умрет, тогда ревет...»), пого-ворки («солдаты шилом бреются...»), сказочный при-ем — обращение к избам как к живому существу.

Такая связь с народным творчеством и живой кре-стьянской речью делает поэму близкой и доступной слушателю-крестьянину, придает стихам подлинно народное звучание.

Названия деревень говорят сами за себя:

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова

Неурожайка тож.

Поп, рассказывая о своей жизни, так описывает край и жизнь крестьян:

Угоды наши скудные,

Скотинка ходит впроголодь,

Родится хлеб сам-друг,

А если и раздобрится

Сыра земля-кормилица,

Так новая беда:

Деваться с хлебом некуда!

Припрет нужда, продашь его

За сущую безделицу,

А там — неурожай!

Тогда плати втридорога,

Скотинку продавай.

Грозит беда великая

И в нынешнем году:

Зима стояла лютая,

Весна стоит дождливая,

Давно бы сеять надобно,

А на полях — вода!

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы,

И труженицы вечные,

Не греет землю солнышко.

И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам.

Согнало снег, а зелени

Ни травки, ни листа!

Вода не убирается,

Земля не одевается

Зеленым ярким бархатом

И, как мертвец без савана,

Лежит под небом пасмурным

Печальна и нага.

Жаль бедного крестьянина,

А пуще жаль скотинушку;

Скормив запасы скудные,

Хозяин хворостиною

Прогнал ее в луга,

А что там взять? Чернехонько! Жизнь богатых и бедных селений мало чем отлича-ется.

Вот наконец и Клин.

Селенье незавидное:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убогие дома. А вот описание богатого села Кузьминское:

Кузьминское богатое,

А пуще того — грязное

Торговое село.

По косогору тянется,

Потом в овраг спускается,

А там опять на горочку —

Как грязи тут не быть?

Две церкви в нем старинные,

Дом с надписью: училище,

Пустой, забитый наглухо,

Изба в одно окошечко,

Есть грязная гостиница... Все эти описания свидетельствуют о том, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, не-вежество, мрак». Н. А. Некрасов не идеализирует рус-ский народ. Он показываетне только его достоинства, но и недостатки. В главах «Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь» мы видим атмосферу широкого празд-ника:

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут! Но есть и темная сторона этого безудержного весе-лья — пьянство.

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам,

Докуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные

И стоном стон стоял! Отчего же пьет русский мужик? На этот вопрос от-вечает Яким Нагой:

Пьем много мы по времени,

А больше мы работаем,

Нас пьяных много видится,

А больше трезвых нас.

У нас на семью пьющую

Непьющая семья!

Не пьют, а так же маются,

Уж лучше б пили, глупые,

Да совесть такова...

Видывал

В страду деревни русские?

В питейном, что ль, народ?

У нас поля обширные,

А не гораздо щедрые,

Скажи-ка, чьей рукой

С весны они оденутся,

А осенью разденутся?

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Нет меры хмелю русскому,

А горе наше меряли? Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит?

Мужик беды не меряет

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик, трудясь, не думает,

Что силы надорвет,

Так неужли над чаркою

Задуматься, что с лишнего

В канаву угодишь? Подтверждением того, что русский крестьянин трудолюбив, с любовью относится к земле-кормили-це, служит картина коллективного труда в главе «По-следыш»:

Размахи сенокосные

Идут чредою правильной:

Все разом занесенные,

Сверкнули косы, звякнули,

Трава мгновенно дрогнула

И пала, прошумев! Сознание народное — сложное и противоречивое. Это и суеверия:

Старообрядка злющая

Товарке говорит:

«Быть голоду! Быть голоду!

С тех пор, как бабы начали

Рядиться в ситцы красные, —

Леса не подымаются,

А хлеба хоть не сей!»

— Да чем же ситцы красные

Тут провинились, матушка?

Ума не приложу!

«А ситцы те французские —

Собачьей кровью крашены!

Ну... поняла теперь?..» Процветает деспотизм в семье:

В канаве бабы ссорятся,

Одна кричит: «Домой идти

Тошнее, чем на каторгу!»

Другая: «Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Мне старший зять ребро сломал...» Крестьяне наивны, доверчивы, темны. Об этом го-ворил Яким Нагой («У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Гро-мам греметь оттудова, кровавым лить дождям, А все вином кончается».), об этом же свидетельствует пове-дение крестьян деревни Вахлаки. Они еще не утрати-ли веру в возможность договориться с помещиками и соглашаются «помалчивать до смерти старика» о том, что крепостное право отменили. Они безропотно и смиренно переносят моральное унижение, терпя вы-ходки Последыша.

В один стожище матерый,

Сегодня только сметанный,

Помещик пальцем ткнул,

Нашел, что сено мокрое,

Вспылил: «Добро господское

Гноить? Я вас, мошенников,

Самих сгною на барщине!

Пересушить сейчас!..»

Засуетился староста:

«Недосмотрел маненичко!

Сыренько: виноват!»

Созвал народ — и вилами

Богатыря кряжистого,

В присутствии помещика,

По клочьям разнесли.

Помещик успокоился.

(Попробовали странники:

Сухохонько сенцо!) Ярким примером холопства является образ Ипата, дворового князя Утятина. Он не верит «Положению» и не хочет воли: «Балуйтесь вы! А я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Он не может забыть «бар-ских милостей», которые заключались в следующем:

«Как был я мал, наш князюшка

Меня рукою собственной

В тележку запрягал;

Достиг я резвой младости:

Приехал в отпуск князюшка

И, подгулявши, выкупал

Меня, раба последнего

Зимою в проруби!..». Но крестьянство многосложно, уровень духовного развития каждого различен. Наряду с Ипатом есть и Aran Петров, который возмущен комедией вахлаков, видит в этом проявление мужицкой глупости и не же-лает терпеть моральное унижение. Он вступает в от-крытый конфликт в Последышем:

Цыц! Ничикни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты! Россия крестьянская бедна, забита, необразован-на, но вместе с тем талантлива, отзывчива к чужому горю. У каждого героя из главы «Счастливые» свое счастье: солдат побывал в двадцати сражениях, «а не убит»; каменотес счастлив тем, что может обеспечи-вать свою семью; надорвавшийся рабочий тем, что «добрел на родину».

Судьба Матрены Тимофеевны, которую прозвали в народе «счастливой», тоже нелегка. На ее долю выпа-ли вечные унижения, деспотизм со стороны родни мужа, постоянная разлука с мужем, потеря первенца, материальная нужда. Сама она говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!..» Ее судьба — это судьба любой русской женщины-кресть-янки. В народе живет убеждение:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!.. Но все же эти невзгоды не сломили ее, и она нахо-дит счастье в своей семье, детях.

В поэме показан рост народного самосознания. Кре-стьяне стремятся осмыслить свое положение. В репли-ке «Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писа-на...» звучит несогласие с пореформенными порядка-ми, скептическая оценка проведенной реформы.

Автору удалось раскрыть народную жизнь в самых разнообразных ее проявлениях. Для поэта русский мужик велик во всем: в рабском терпении, в вековых страданиях, в грехах, разгуле, в жажде воли. Для Н. А. Некрасова главное, что народ и в тягостной, ни-щей, беспросветной жизни сохранил могучие силы. Он видит в нем силу, способную осуществить переуст-ройство жизни, поэтому как гимн Родине звучит пес-ня «Русь», сочиненная Гришей Добросклоновым:

Рать подымается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!