Методическое пособие по изо кузин. Изо кузин

Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс)

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.

Экзаменационный билет № 4.
1. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс).

План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2) задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деятти 5) учебно-методич.обеспечение.

1) Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа «Изобразительное искусство» в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы «изобразительное искусство» являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В и др. Программа рассчитана на 1 ч. В неделю.

2)Основные задачи д ействующей программы: 1.овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 2.развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

3) В основе программы лежат принципы: 1) тематический принцип планирования учебного материала; 2)принцип воспитывающего обучения; 3)научность обучения; 4)доступность обучения; 5)систематичность и последовательность бучения; 6)сознательность и активность в обучении; 7)принцип межпредметных связей; 8)преемственности; 9)прочности усвоения мат-ла; 10)проблемности.

4) К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна. "Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... "Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, "Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека".Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве.

5) Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Вывод: целостная концепция преподавания в отличии от разрозненного учебно-тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету.

2. Сущность процесса обучения. Его структура, движущие силы.

Процесс обучения – это целенапр. активное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед.процесса, в результате которого у обучающегося формир. определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва. Обучение - социально обусловленный процесс, вызванный необходимостью формирования человека как субъекта общественных отношений. Обучение есть целенаправленный пед. процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Процесс формирования у школьника ЗУН, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности.

Обучение, как категория пед. науки, и процесс обучения (дидактич. процесс) понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели: образовательная; воспитательная и развивающая.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов : цель, учебную информацию, средства, формы их деятельности и способы осуществления пед. руководства учебной и другими видами деят. и повед. учащихся.

Системообразующими понятиями пр. обучения как системы выступают цель обучения, деят.учителя (преподавание), деят. учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими выступают средства управления (содержание уч. материала, методы обучения, организационные формы обучения). Связь переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата.

Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном и продуктивном (Загвязинский).

В обучении выделяют следующие структурные компоненты:

Целевой;

Потребностно-мотивационный;

Операционно-деятельностный;

Эмоционально-волевой;

Контрольно-регулировочный;

Оценочно-результативный.

Движущие силы и стимулы внутренне присущи процессу обучения как общему явлению, удовлетворяющему потребности детей, имеющему для них глубокий личностный смысл.

личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания.

доброжелательные отношения учителя к учащимся, основанные на уважении и требовательности к ним

подлинный глубокий интерес к учению (не внешний стимул разнообразной деят.). Проявляется как результат углубленной познав. работы и проявляется как направленность, влечение, мощная движущая сила.

внутренний и поверхностный интересы как движущие силы обучения находятся между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Интересы могут быть едины и противоположны, могут дополнять и противоречить друг другу. Источником одного из них является “познав рефлекс”, другого – педагогически организованный упорный труд.

противоречие между нуждой в ЗУН и их отсутствием рождает потребность в познав. деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы.

механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности детей является преодоление противоречий, в процессе которых образуются и постепенно осознаются детьми действительные мотивы – стимулы. Противоречия уч. деят-ти как движущие силы пр.обучения и источник образования внутренних стимулов подразделяются на две основные группы. 1противоречия самой жизни 2 внутренние противоречия развития формирующейся личности.
3. Выполнить изображение кошки (сидящей) мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.
1. В начале обозначаем размеры и расположение кошки на листе.

2. Определить части тела кошки при помощи геометрических фигур: голова – круг, тело (грудка, спинка объеденены) – овал, задняя лапка – круг.

3. Проработать форму тела: соединяем намеченные фигуры плавными линиями, намечаем линии глаз и носика на голове.
4. Прорабатываем голову: прорисовываем черты мордочки (глаза, носик, ушки и тд.).

5. Дорабатываем тело, прорисовываем лапки, хвост.

6. Прорабатываем детали.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5722. Индуктивные измерительные устройства для линейных измерений 480 KB
В современном производстве все большую роль играют технические измерения. В современной технике производственных измерений наибольшую долю занимают электронные измерительные устройства для линейных измерений. Среди последних наибольшее р...
5723. Дискретная математика. Курс лекций 1.72 MB
Теория множеств Множество. Любое понятие дискретной математики можно определить с помощью понятия множества. Под множеством понимают объединение в одно общее объектов, хорошо различаемых нашей интуицией или нашей мыслью...
5724. Проектування системи управління розcтойною шафою у міні-пекарні 1.2 MB
Проектуванню системи управління розcтойною шафою у міні-пекарні 1. Загальна частина 1.1. Вступ З метою якнайповнішого задоволення потреб населення в хлібобулочних виробах розширеного асортименту і високої якості необхідно використовувати прогресивні...
5725. Выбор редуктора и расчет зубчатой передачи 204 KB
Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого...
5726. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами в Корпорации РусАЛ 846 KB
Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы предприятия. Использование автоматизированных рабочих мест повышает эффективность труда сотрудников предпр...
5727. Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики 111 KB
1. Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики Общество стремиться использовать свои редкие ресурсы эффективно. Оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добит...
5728. Пресс кривошипный ковочно-штамповочный, усилием 2500т.с. 378 KB
Курсовой проект по Оборудованию является завершающим этапом изучения этого предмета. Основной целью выполнения курсового проекта является: изучение теоретических основ курса и разработка главных узлов пресса, а так же проектирование средств...
5729. Електричні станції та їх основні типи. Графіки навантаження електростанцій 1.02 MB
Електричні станції та їх основні типи. Графіки навантаження електростанцій Природа пронизана рухом. Нас оточують круговороти води, кисню, вуглекислоти, взагалі, речовини. Ми існуємо у чотиривимірному часі – просторі і всі змі...
5730. Термодинамічні цикли паротурбінних установок 277.5 KB
Термодинамічні цикли паротурбінних установок Тут ми розглянемо основні термодинамічні цикли, що використовуються при проектуванні та розробці теплоенергетичних установок (ТЕУ): ТЕС, АЕС, ТЕЦ, та проаналізуємо можливі шляхи підвищення їх ефективності...

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

в. с. КУЗИН, Э. и. КУБЫШКИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 \ ^ \ я ®Р®ф(Щ Часть первая Учись рисовать МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ХУДОЖНИКА Бумага Картон Ластик, кисти, карандаши Палитра Холст Акварельные краски Гуашевые Масляные краски краски РАБОЧЕЕ МЕСТО ЮНОГО ХУДОЖНИКА Правильно организуй своё рабочее место. Памятка Сиди за столом правильно, спину держи ровно, не опирайся грудью на стол. Карандаш или кисточку сильно не сжимай, не держи у самого кончика. Карандаши и фломастеры после работы убирай в пенал. Коробочки с красками закрывай. КАРАНДАШ Карандашом можно проводить тонкие и толстые, светлые и тёмные, короткие и длинные, прямые и волнистые, сплошные и прерывистые линии. горизонтальные вертикальные наклонные АКВАРЕЛЬ Акварель - это краски, которые разводятся водой. Акварель можно смывать с бумаги водой. синяя тёмная (ультрамарин) голубая С желтая светлая (лимонная) жёлтая тёмная оранжевая красная красная (алая) фиолетовая изумрудная зелень травяная зелёная коричневая черная Памятка Кисть нельзя оставлять в баночке. Перед тем как брать новую краску, кисть нужно промыть в воде. ГУАШЬ Гуашь - водорастворимые краски густые, как сметана, и непрозрачные. В отличие от акварели после высыхания одного слоя гуашевой краски его легко можно перекрыть другими. Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге. 8 (/ "■ белая желтая алая краплак зелень синяя изумрудная коричневая черная Рисунок акварелью Рисунок гуашью 9 РАДУГА И ПРАЗДНИК КРАСОК Б. Кустодиев. Волга. Радуга В радуге мы видим семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, а также их переливы. 10 Рассмотри картины и празднику красок. порадуйся А. Дерен. Главные часы К. Моне. Стог сена в Живернй Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга к-f"l Р ^ ■ I $ I Е*Й 11 . В. Поленов. Золотая осень В картине «Золотая осень» художник Василий Поленов показывает красоту русской природы. Картина передаёт золотистые, жёлто-красные цвета осенней природы, голубизну широкой реки и дальнего неба. С. Жуковский. Под вечер Яркие цветы, залитый солнцем луг, зелень листвы берёз, светяш;иеся лица работающих людей - так Аркадий Пластов изобразил знойный летний день. 12 А. Пластов. Сенокос Вопросы и задания 1. Назови цвета радуги. Запомнить их тебе поможет фраза: Каждый знать, где сидит фазан. 2. Что изображено на картине В. Поленова? Почему художник так назвал свою работу? Какой цвет преобладает на картине? Какие еш;ё краски использовал В. Поленов? 13 ПРЕДМЕТОВ Каждый предмет имеет форму. Предметы по своим очертаниям и силуэту похожи на различные ге-о-ме-три-чес-ки-е фигуры. Мы говорим: - мяч круглый (шар); - карнавальная шапочка треугольная (конус); - телевизор квадратный (куб); - банка круглая (цилиндр); - ранец прямоугольный (па-рал-ле-ле-пй-пед). Квадрат Треугольник Круг Прямоугольник Мяч Карнавальная шапочка Телевизор Ранец Банка 14 X ^ Материалы и инструменты художника............................. 4 Рабочее место юного художника....... 5 Карандаш............................. 6 Акварель.............................. 7 Гуашь................................ 8 Радуга и праздник красок............ 10 Форма предметов..................... 14 Рисование с натуры................... 15 Листья деревьев................... 15 Овощи и фрукты.................... 16 Цветы............................. 18 Рыбы.............................. 24 Птицы............................. 26 Рисование на темы и иллюстрирование сказок.............................. 28 В гостях у сказки................. 30 Декоративная работа................. 33 Красота орнаментов из геометрических фигур............................ 33 Красота орнаментов из растительных форм............................. 35 Рисование узоров.................. 36 Лепка............................... 41 Аппликация.......................... 44 110 ЧАСТЬ ВТОРАЯ волшебный мир Виды изобразительного искусства и архитектура.......................... 48 Живопись........................... 48 Графика............................. 50 Скульптура......................... 52 Декоративно-прикладное искусство... 54 Архитектура, или зодчество......... 56 Жанры живописи......................... 58 Портреты детей........................ 63 Красота вещей......................... 66 Родная природа в творчестве русских художников.................... 69 Осень............................... 69 Зима............................... 73 Весна............................... 79 Лето................................ 83 Природа в разное время суток.......... 87 Вечер в рисунке и живописи.......... 91 Золото заката...................... 94 Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве............ 96 Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве... 102 Гжель..............................102 Хохлома............................104 Городец.............................106 Дымковская игрушка..................108

Данная программа была принята в 60-е годы и просуществовала до середины 80-х гг. В основу метода преподавания рисования 1960-х гг были заложены традиции русской реалистической школы, принципы партийности и народности ис-ва. Обучение рисованию основывалось на наблюдении и изучении реальной действительности с целью формирования у школьников материалистического мировоззрения. Рисование с натуры было основным, ведущим видом уч. работы в школе.

Вся работа по рисованию делилась на след. виды: рисование с натуры; декорат. рисование; рисование на темы; беседы об искусстве.

Цель программы заключалась в освоении учащимися графической грамоты.

В программе говорилось, что «…Успешное выполнение учебно-воспитат. задач, поставленных перед общеобразовательным предметом «изо. ис-во» возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов в процессе обучения».

В.С. Кузин определил 8 основных принципов .

- принцип воспитывающего обучении (направленность восприятия на эстетическую сущность изображаемого);

-научность обучения (глубокое изучение воздушной и линейной перспективы, оптики, светотени, композиции и т.д.);

-систематичность и последовательность (логическая связь нового материала с пройденным и последовательным);

-сознательность и активность в обучении (постановка познавательных задач и проблемных ситуаций);

-доступность обучения (обучение опирается на уровень развития ребенка; соблюдение дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

-прочность усвоения уч. материала (для этого педагог должен разнообразить методику проведения уроков, методы и приемы объяснения, опроса);

-проблемное обучение (использование проблемных заданий и проблемных вопросов).

Вероятно, программа была бы выполнимой, если бы изо. иск-ву в школе отводился не 1 час в нед., а 12 как в Японии.

Билет 9.

Основы семейного воспитания. Современное состояние семейных отношений. Семейное право. Конвенция прав ребенка, отражение этих прав в законодательных актах РФ. Взаимосвязь семьи, школы, общественных организаций.

Семья является ведущим фактором, определяющим физическое и духовное развитие развивающейся личности. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Установленный факт, что чем лучше семья, тем лучше влияет она на результаты воспитания. Исключения бывают, но они редки.

Компоненты содержания семейного воспитания: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, политическое, половое.


Методы сем. воспит.: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Средства воспит. в семье: слово, фолькло, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, нац. традиции, обычаи, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль- выяснению того, какие оценки получены.

Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим семейно-правовые отношения на территории Российской Федерации, является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 г. СК устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, регулирует личные и имущественные отношения между членами семьи, другими родственниками и иными лицами и определяет формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

1989 году появилась Конвенция ООН "О правах ребенка", которая была принята и ратифицирована Российской Федерацией в 1990 году.