По пути духовного совершенствования.

Начинает публикацию маджлисов по тасаввуфу, автором которых является муфтий Абдурахман Ибн Юсуф Мангера - ученик и представитель (халифа) шейха Зульфикара Накшбанди, являющегося устазом многих алимов Деобанда и других высших учебных исламских заведений, а также простых мусульман со всего мира. Прежде, чем начать публикацию данных материалов, мы бы хотели рассказать предысторию маджлисов и обратить внимание читателей на несколько важных моментов.

Предыстория такова: один из наших коллег, изучая материалы исламских групп в социальных сетях, наткнулся на один из представленных маджлисов, переведенных нашей русской сестрой из Англии. Ознакомившись и заинтересовавшись содержанием, наш коллега связался с автором публикаций и спросил разрешение на их публикацию. Выяснилось, что в этот самый момент, сестра делала дуа о том, чтобы распространить эту полезную для мусульман информацию. Речь, разумеется, идет о нормальных мусульманах, не пораженных различными формами заблуждения и невежества. Данная ситуация была расценена нами, как добрый знак в пользу того, чтобы распространить эту информацию более широкому кругу читателей.

Несмотря на это, необходимо понимать, что это маджлисы конкретного тариката с присущими ему практиками и особенностями. У каждого пути они могут быть разными, однако цель их одна - приближение к Аллаху, достижение ихсана, укрепление имана и связи с Аллахом, воспитание нафса, этикета и высоких нравственных качеств. Поэтому, в определенной степени, эта информация будет общей и полезной для всех, кто интересуется или уже практикует тасаввуф, а в некоторой - отличаться от того, что практикуется в других тарикатах, и это надо учитывать.

Также, важно обратить внимание на то, что первоначально, это - закрытые маджлисы для достаточно узкого круга лиц, что придает им особую ценность. Их публикация - словно приоткрытие завесы того, что происходит внутри - о чем говорят, к чему стремятся и призывают, и так далее.

Каждый, кто интересуется или только знакомится с тасаввуфом - может узнать о его главных целях и практиках, посредством которых они достигаются, после чего сформировать свое мнение об этой исламской науке. Тем, кто уже практикует - это может стать полезным напоминанием о смыслах того, что они делают, и вдохновением для дальнейшего усердия на этом пути. Тех, кто страдает ваххабизмом, или по каким-то другим причинам не приемлет тасаввуф, мы просим проходить мимо с миром, не отнимая свое и наше время на бесполезные споры и комментарии.

Еще хотелось бы ответить на вопрос, который был задан нам, после публикации анонса данных маджлисов: "Разве можно через интернет обучаться тасаввуфу?" Ответ следующий: Это не обучение тасаввуфу. Тасаввуф - это практика, без которой теория и любые разговоры о высоком не имеют никакого смысла. Любое обучение в Исламе дается посредством устазов. Самоучки, как правило, несут в нашу умму только беды и заблуждения. Разговоры о тасаввуфе не являются самим тасаввуфом. Они лишь дают нам некоторое представление о нем. Прочитав все эти маджлисы никто не станет суфием, подобному тому, как прочитав книгу об Исламе, человек не становится мусульманином. Для этого ему нужно принять Ислам. А чтобы стать хорошим мусульманином - ему нужно выполнять все его предписания. Надеемся, что аналогия понятна.

Если же задававший вопрос имел ввиду дозволенность подобных публикаций с точки зрения самого тасаввуфа, то сам анонс муфтия Абдурахмана Ибн Юсуфа, является ответом на него. Согласитесь, было бы странно, если бы муфтий анонсировал то, что делать нельзя.

На этом, заканчиваем предисловие и просим у Аллаха пользы и бараката для всех, кто ознакомится с данными маждлисами.

Маджлис первый

О сложностях при выполнении зикра.

Когда мы отправляемся в путь, мы готовимся к нему, не так ли? Так и в вере. Если появляются сложности (в выполнении определенных действий), это значит, что мы не закалили себя, не подготовили и не сильны в достаточной степени.

Что же поможет нам подготовиться? Аллах, Субхана ва Тааля, говорит: «О, те, которые уверовали, будьте с праведными» . Потому что их праведность помогает вам. Итак, первый пункт – нахождение в обществе праведников. Разумеется, у настоящих праведных собраний нет сравнения с нашим маджлисом. Вспомните, как сахабы говорили: «О, Пророк, когда мы находимся с тобой, мы чувствуем огромную одухотворенность. Когда же возвращаемся к своим обыденным делам, к семьям, мы чувствуем себя совсем иначе».

Так вот, если вы ни разу вы не переживали подобного духовного подъема, если ваша духовность всегда на низком уровне, тогда вы слабы. И по этой причине мы проводим наши маджлисы – еще раз повторю, разумеется, мы не сравниваем наш маджлис с маджлисами Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Но наш маджлис - это то, что у нас есть.

Второй пункт: в чем еще поможет маджлис? Он поможет нам сохранять постоянство в совершении азкаров (зикров) в течение нашей обыденной жизни, ежедневно. И благодаря этому (постоянству в зикре) мы станем сильными, несмотря на встречающиеся на пути проблемы.

Без совершения зикра нам будет довольно тяжело оставаться наедине с проблемами. Шайтана не интересует результат - он бьёт по источникам. Например, я получаю е-мейлы с таким содержанием: «мы начали совершать зикр, а потом почувствовали тяжесть при его совершении». Так вы не одни такие – все испытывают эти трудности! Это есть цель шайтана - остановить нас.

Муракаба (медитация) - не такая уж лёгкая вещь. Если бы она была лёгкой, каждый бы только и делал, что совершал её.

Однажды в Манчестере после обеденного намаза (зухр) я совершал муракабу. Так вот, это была лучшая моя медитация. Когда мы дома, нас все время отвлекают какие-то домашние дела, проблемы: например, у меня всегда есть дела дома. Мало кто свободен большую часть времени. Так что это на самом деле нелегко. Все мы заняты.

Когда я был в Дубаи, то говорил с одним братом о муракабе. Он сказал, что тратит на неё два с половиной часа в день. Далее он сказал, что это еще пустяки - до женитьбы и рождения ребёнка он совершал её ежедневно по три часа. Его шейх (он из Афганистана, очень хороший человек, я знаком с ним) иногда ночью совершает муракабу со своими мюридами часами! С одной стороны, это заставляет нас устыдиться. С другой - даже пять минут (это же почти ничего), проведенные в стремлении достичь довольства Аллаха, очень благодатны!

Кто из нас беспокоится о том, чтобы его намазы были приняты? Проблема большинства состоит в том, что намазы становятся рутиной, обыденной вещью, и не приносят нам того результата, который должны быть. Аллах, Субхана уа Тааля, говорит: «Так совершайте же намаз для Моего поминания» . То есть, намаз предназначен для поминания Аллаха. Для этого нужна и муракаба. Если наши намазы будут совершенными, то можно считать, что и муракаба будет выполнена.

Муракаба нужна для «вукуф кальби» (поминания, осознания Аллаха сердцем). Это постоянная концентрация на мыслях об Аллахе. Мы же не достигаем такого состояния практически никогда. Те пять минут, когда мы заставляем себя сидеть, помня об Аллахе, устанавливают в нашем сердце связь с Ним. И чем чаще мы это (действие) совершаем, тем более оно приучает нас к постоянному поминанию Аллаха. И это (подобное состояние) тоже есть цель муракабы. Когда мы достигнем подобного уровня, всё будет напоминать нам об Аллахе.

Аллах, Субхана уа Тааля, говорит: «Те люди, которые поминают Аллаха стоя, сидя и лёжа» . Так что зикр, в отличие от намаза и других видов ритуального поклонения, представляет собой поминание Господа миров в любом положении. Но казалось бы, как мы можем поминать Аллаха лёжа? В таком положении нет уважения, нет адаба. Да, нам так кажется, когда мы представляем себе зикр, как определенный ритуал - в таком случае он совершается сидя, в соответствии с этикетом.

Наша цель - приблизиться к Аллаху, в духовном смысле, разумеется - достичь искренней богобоязненности, постоянной памяти о Нем. Ведь те, кто чувствует Его присутствие рядом с собой, не способны грешить, поскольку всегда осознают, что Аллах наблюдает за ними. Ведь когда ты осознаешь, что за тобой кто-то постоянно наблюдает, ты ведёшь себя лучше. Когда же никто не следит за тобой, ты расслабляешься. Пожалуйста, помните об этом.

Муракаба - это, конечно, не просто поминание Имени Аллаха. Но мы так далеки от Него, так поглощены дуньей (мирской жизнью), что нам нужно что-то, что мы можем произнести, ощутить. Поэтому Всевышний учит людей начинать каждое дело со слов «Бисмиллях» (с именем Аллаха). Ведь имя - это то, что мы можем сказать. Поэтому мы постоянно начинаем все благие дела с этих слов.

Вообще, существует тридцать пять уроков, в которых шейх Ахмад Сирхинди (имам Раббани) учит нас приближению к Аллаху. До него семнадцать уроков были преподаны Багауддином Накшбанди. Ахмад Сирхинди, великий муджаддид, очистил тасаввуф от многих новшеств (на Youtube есть серьёзный курс лекций, посвящённый этому). Ранее суфизм назывался «зухд». В средние века Ислама в него было внесено много искажений. Да и сейчас они есть. Вы все видели их: некоторые люди совершают разные эксцентричные действия (прыгают, пляшут, наносят себе какие-то удары), называя это суфизмом. Это совершенно неверно, подобные практики не имеют отношения к суфизму. Его цель - достичь высокого уровня ихсана.

Что значит ихсан? Этим словом называется такая искренность в поклонении, когда человек поклоняется Всевышнему Аллаху так, как будто видит Его. Такое состояние и есть «вукуф кальби», это и есть цель муракабы.

Какой вид поклонения является самым легким, за исключением намазов? Кто-то скажет, что чтение Корана. Но вы же не можете читать Коран за рулём, например, или занимаясь какой-то физической работой. Но читать тасбих, салават, истигфар вполне возможно.

Муракаба же очень трудна тем, что для ее совершения нужно выделить определенное место и время. И разумеется, необходима концентрация, сосредоточенность. Чтобы этого достичь, пяти минут в день, конечно, недостаточно. В течение этого времени вы только «разогреваетесь», оставляете лишние мысли, стараетесь сосредоточиться.

Как достичь концентрации? Нужно представлять, что милость Аллаха нисходит. Цель этого состояния - «перезагрузить» себя, восстановиться в то время, когда мы представляем, что соединяемся с милостью Господа миров. И мы (мюриды накшбанди) стремимся соблюдать наиболее правильный способ достижения этой цели.

Важно ощутить Его милость везде. Представьте себе Wi-Fi. Он невидим, но находится везде, однако, стоит нескольким людям подключиться к нему одновременно, то может произойти сбой. Милость же Аллаха безгранична: ею может пользоваться все человечество одновременно. Она дарована нам в огромном количестве, и нам нужно только ощутить её.

Итак, в течение пяти-семи минут мы должны представить себе, что милость Всевышнего спускается на наше сердце, и сердце начинает говорить: «Аллах, Аллах, Аллах…». Через несколько дней выполнения (этого задания) вы заметите, что сердце начнёт откликаться быстрее: если до этого было трудно заставить его настроиться, то теперь сосредоточенность достигается быстрее.

Чтобы совершать муракабу, постарайтесь быть в состоянии омовения. Это поможет защититься от шайтана. Когда человек нечист, он более подвержен воздействию шайтана. Поэтому омовение для нас, как щит. Это не значит, что омовение дает абсолютную защиту от шайтана, но омовение помогает противостоять его наущениям.

Постарайтесь полностью очистить свой ум. Сконцентрируйтесь только на милости Всевышнего. Если мы серьёзно настроены, Аллах поможет нам сосредоточиться. Подобная практика настолько благотворна, что вы будете стремиться выполнять ее чаще и чаще, насколько позволяет ваше время.

Первый шаг на пути салика (мюрида) посвящён борьбе с желаниями. Кто-то может спросить: касается ли это и дозволенных желаний? Разумеется, речь не идет о том, что мы избавились ото всех желаний и живём без них вообще. Наша цель - укрепить наши дозволенные желания и ограничить себя в запретных желаниях. Так что система совершения зикра очень мудрая.

Когда мы видим, что у нас всё ещё проблемы, это значит, что мы небрежны в совершении зикра. Как проверить себя, помогает ли нам зикр? Если он принёс ожидаемую пользу и продолжает ее приносить, то всё верно. Если нет, значит, мы совершаем его неправильно.

Когда вы совершаете муракабу, попытайтесь делать её как следует. Нужно не просто сидеть, но стараться выполнять её наилучшим образом. Это нелегко, ведь это не физические действия, когда достаточно лишь каких-то движений - шаг вправо, шаг влево, но это полная концентрация.

Когда еще мы способны сидеть сосредоточенно и в то же время расслабленно? Например, когда мы смотрим телевизор. Он имеет такое же воздействие на нас. Он работает с нашим мозгом, в то время как наш ум и тело расслаблены. Нам даже не нужно думать, просто получать информацию и всё. Но тот, кто часто смотрит телевизор, разрушает себя духовно.

А при выполнении задания (зикра) нужны личные усилия, однако, если мы сможем достичь этого результата однажды, далее нам будет всё легче. Но нужно время и усилия, чтобы добиться результата.

С юных лет, будучи назначен правителем Таш-Кургана, принимал участие в нескольких походах, предпринимавшихся для подавления восстаний отдельных афганских племён.После вступления в 1864 году на престол Шир-Али-хана участвовал в составе войск своего отца Афзул-хана и дяди Азим-хана в борьбе с могущественным эмиром Шир-Али. Завоевал в 1866 году Кабул, где утвердился его отец. После смерти отца в 1867 году и изгнания Азим-хана Шир-Али-ханом бежал в Бухару, но не встретил особого сочувствия от бухарского эмира и вернулся в Балх, продолжая войну против Шир-Али. Будучи разбит наголову под Газни, бежал на границу Индии, но затем, не доверяя англичанам, вскоре через Персию прибыл в Мешед, оттуда в Хиву и далее, через Бухару, явился в Самарканд к генералу Абрамову. В своей автобиографии он с особым удовольствием вспоминает время, проведенное у русских (с 1870 г. по 1880 г.), оттеняя встреченную им сердечность со стороны русских властей. В 1878 году началась 2-я англо-афганская война. Живя в изгнании в Самарканде, Абдур-Рахман внимательно следил за всеми перипетиями этой войны, поджидая удобного случая для того, чтобы заявить свои права на престол.Sheikh Abdur-Rahman as-Sudais В 1878 году началась вторая англо-афганская война. Якуб-хан был свергнут британо-индийским правительством и отправлен в Индию. Страна не имевшая эмира, занятая иностранными войсками, раздираемая междоусобицами, стала погружаться в анархию. С другой стороны, положение англо-индийских войск было тяжёлым - началась народная партизанская война против них, угрожавшая затянуть войну на продолжительное время. В такой обстановке Абдур-Рахман решил снова попытать счастья в борьбе за престол.Весной 1880 г. он покидает Самарканд и появляется в Афганском Туркестане, где в течение нескольких недель собирает вокруг себя значительное количество сторонников. Весть о возвращении А. в Афганистан быстро облетает страну и во многих местах принимается населением с нескрываемой радостью. В таких обстоятельствах англичане решают использовать появление А. с целью выйти из затруднительного положения, в котором они оказались. По распоряжению вице-короля Индии, навстречу А., для переговоров с ним, посылается дипломатический чиновник Лепель Гриффин. При этом, пользуясь обособленностью западных областей Афганистана и нахождением в Герате сердаря Эюб-хана, брата и сторонника низложенного Якуб-хана, враждебного А., англичане предлагают последнему в управлении лишь В. Афганистан, предполагая образовать из Гератской и Кандагарской областей особое ханство. Этим расчленением страны на 2 самостоятельные части, англичане надеялись ослабить Афганистан. Однако А. не пошел на эти условия: он заявил, что должен управлять страной в тех же границах, в которых она была оставлена его дедом Дост-Магометом. После продолжительных переговоров с А., видя его упорство, его возраставшую популярность в стране и опасаясь волнений среди афганцев, англичане уступили, и А., избранный в мае 1880 г. на Кабульском дурбаре (собрание афганских старшин) эмиром Афганистана, был признан в этом звании англичанами.22 июля 1880 князья Восточного и Среднего Афганистана провозгласили Абдур-Рахмана эмиром. После поражения британского экспедиционного корпуса в Афганистане, Абдуррахман добился пересмотра условий Гандамакского договора, но согласился на ограничение суверенитета страны.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Абдур-Рахман Абдуль-Халикъ известная личность. Раньше ученые его хвалили, и в частности шейх аль-Альбани и шейх Ибн Баз, однако он в последствии стал о них же плохо отзываться и даже порочить, как например его слова с его кассеты: «аль-Мадраса ас-саляфия», где он говорит: «Группа ученых в Саудии в полной слепоте и полном невежестве… Их саляфия — саляфия слепого подражания, которая не приравнивается ни к чему!»
Шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах) в своем «Маджму’у фатауа уа макъалят» 8/240 упоминает эти слова его и делает ему порицание и говорит, что это ложь! И также Ибн Баз в этом же месте упоминает его многие труды и указывает на различные заблуждения в них и призывает от них отказаться также, как он отказался от других заблуждений.
Кстати Абдур-Рахман Абдуль-Халикъ был одним из первых, кто в наши дни давал фатауа о дозволенности создания малых джама’атов, и даже писал об этом труды. Поэтому основным идеологом у создателей малых джама’атов является именно он)
На это ему делал еще давно опровержение шейх Раби’ аль-Мадхали в книге «Джама’а уахида ля джама’ат» (Джамаат один и нет джама’атов). И на эту работу аль-Мадхали делал такъдим шейх Салих аль-Фаузан, который хвалил этот труд, призывал мусульман читать его и советовал вернуться Абдур-Рахман Абдуль-Халикъу на истину.
Ну а шейх Муъкбиль (рахимаху-Ллах) был очень жетским с ним, он вообще его назвал приверженцем нововведений после его долгого упорства.
Так, когда шейха Мукъбиля спросили: “Является ли Абдур-Рахман Абдуль-Халик приверженцем нововведений?!” Он ответил: “Да, он приверженец нововведений! Он не прекращает призывать к созданию партий, тогда как Господь Величия говорит: «Держитесь все вместе за вервь Аллаха и не разделяйтесь!» И ученые говорили: “Если человек фанатично следует за мазхабами или же за одним из них, то он приверженец нововведений”, как сказал это имам ас-Сан’ани в «Иршаду-ннакъад». А фанатичная приверженность по отношение к этим порочным партиям, является нововведением!» Сл. “Тухфатуль-муджиб ‘аля асилятиль-хадыр уаль-гъариб”.

Отвечая шейху Абд ар-Рахману Абд аль-Халику, шейх Абд аль-Азиз бин Абдуллах Ибн Баз сказал: «На 31-й и 32-й страницах своей книги «Главы о шариатском правлении» вы упоминаете о том, что демонстрации использовались пророком, мир ему и благословение Аллаха, в качестве средства исламского призыва, однако никакие указания на это мне неизвестны и поэтому я прошу сообщить, кто упоминает об этом и в какой книге вы это нашли?
Если никаких примеров этого в Сунне нет, вам следует отказаться от своих слов, я же не знаю ни одного хадиса или иного источника, который указывал бы на это. Поскольку известно, какой вред приносят демонстрации, то даже если бы и существовало достоверное указание на это, следует полностью разъяснять, что именно было сказано, чтобы люди, распространяющие нечестие, не устраивали демонстраций в своих целях.
Молим Аллаха о том, чтобы Он наделил нас с вами полезным знанием, сделал праведными наши сердца и все наши дела и причислил нас к тем, кто следует правильным путем и ведет им других.

«Собрание фетв шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База», 8/245.

«От Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База шейху Абд ар-Рахману Абд аль-Халику.
Да поможет вам Аллах совершать то, что Ему угодно, и да окажет Он вашими руками помощь Своей религии, амин.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.
Я получил вашу книгу и был весьма рад узнать о том, что вы согласны с моими рекомендациями. Молю Аллаха о том, чтобы Он оказывал вам содействие в еще большей степени, и причислил нас с вами к тем, кто следует правильным путем и ведет им других.
Я ознакомился с тем, что вы пишете относительно демонстраций, и мне стало ясно, что сообщение в том виде, в каком приводите его вы, относится к категории слабых. Дело в том, что одним из его передатчиков является Исхак бин Абу Фарва, сообщения которого не могут использоваться в качестве шариатских доводов. Однако даже если бы это сообщение и было достоверным, следует помнить о том, что в нем говорится о самом раннем периоде истории Ислама, когда мусульмане еще не переселились в Медину, а шариат еще не сформировался окончательно.
Между тем известно, что в вопросах, касающихся побуждения и запретов, равно как и прочих религиозных дел, основываться следует на положениях шариата, который сложился уже после переселения в Медину. Что же касается пятничных и праздничных, а также прочих молитв наподобие молитв, проводимых в связи с солнечными затмениями, или молений о ниспослании дождя, к которым мог призывать пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, то все это относится к числу мусульманских религиозных обрядов и не имеет никакого отношения к проведению демонстраций.
Молю Аллаха о том, чтобы Он даровал нам, вам и всем нашим братьям еще больше полезного знания, сделал праведными наши сердца и все наши дела и уберег нас, вас и всех мусульман вообще от заблуждений, связанных со смутами, и наущений шайтана. Поистине, лучше всего обращаться просьбами к Аллаху.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения ».
«Собрание фетв шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База», 8/246.

Однако я советую братьям и сестрам нашим не спешить в таких вопросах, и самим не говорить плохо о тех или иных людях, а максимум что делать, так это передавать слова ученых. А не как это делают некоторые, говоря о том, что такой-то приверженец нововведения и заблудший, а на вопрос: «Кто сказал это из ученых?», они только потом начинают искать слова ученых!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта

Род. 1830 г. Участвовал в войске отца своего Афцул-хана и дяди Ацим-хана в борьбе с могущественным эмиром Шир-Али, завоевал в 1866 г. Кабул, где утвердился его отец. После смерти отца (1867) и изгнания Ацим-хана Широм-Али А., разбитый Якуб-ханом у Тины, бежал в Россию, где ему предложили для жительства Самарканд и дали пенсию в 25 тыс. руб. 8-го окт. 1879 г., когда Якуб был свержен брит.-инд. правительством, главнокоманд. британ. армией предложил призвать в Кабул А., и в 1880 г. 22-го июля князья Восточ. и Средн. Афганистана провозгласили А. эмиром (см. Афганистан).

  • - Тенку ибн аль-Мархум Султан Абдул Хамид Халим Шах, - гос. и политич. деятель Малайской Федерации. Род. в семье султана Кедаха...

    Советская историческая энциклопедия

  • - дьяк 1608-9...
  • - дьяк, заседавший на Москов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арабский вождь, сын Абдалаха; род. во второй половине VII столетия...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в 1900 г. написал по-персидски свою автобиографию, переведенную на английский язык и с английского на русский, очень ценную для истории Афганистана, хотя полную грубого самохвальства и наивного суеверия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сын Абдалаха, род. во второй половине VII-го столетия. В 722 г. был наместником в Испании и думал проникнуть во Францию, но это удалось ему только в 731 г., когда он вторично явился в Испанию, посланный халифом Хешамом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - род. 28-го ноября 1778 г., вступил на престол после своего дяди Мулей-Сулеймана. Его царствование богато столкновениями с европ. державами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I род. 1830 г. Участвовал в войске отца своего Афцул-хана и дяди Ацим-хана в борьбе с могущественным эмиром Шир-Али, завоевал в 1866 г. Кабул, где утвердился его отец. После смерти отца и изгнания Ацим-хана Широм-Али...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - главный город Афганистана или в более тесном смысле северо-восточной части его - Кабулистана, которая ограничивается на С Гиндукушем и Кафиристаном, на З областью живущих в пустынях Паропамиза аймаков и хазара, на...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Тенку Путра аль-Хадж, политический и государственный деятель Малайзии. Родился в семье султана Кедаха. Учился в Кембриджском университете...
  • - государственный и военный деятель Бангладеш, генерал-майор. Получил высшее военное образование. С 1953 до марта 1971 служил в пакистанской армии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кабул, столица Афганистана. Политический, экономический и культурный центр страны, административный центр провинции Кабул...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Пул, счётная единица Афганистана, составляющая 1/100 афгани...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Сабит, азербайджанский советский писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР. Член КПСС с 1943...

    Большая Советская энциклопедия

  • - кого. Жарг. мол. Ирон. Нецензурно высказываться в чей-л. адрес. БСРЖ, 41...

    Большой словарь русских поговорок

"Абдур-Рахман эмир Афганистана" в книгах

Гур-Эмир

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Гур-Эмир Усыпальница под стать персонажу: есть нечто варварское в ее величайшей утонченности! Самаркандский мавзолей Тимура - один из трех наиболее красивых памятников его царствования. Пережив реставрацию, он тем не менее сохранил оригинального, первоначального

Спасение Абдур-Рахмана

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний автора Попов Александр

Спасение Абдур-Рахмана Последний Омейяд Абдур-Рахман, как уже было сказано, бежал из халифата. Переодетый в дервиша и сопровождаемый лишь слугой, он отправился через Палестину, Египет и Северную Африку к берберам – соплеменникам своей матери. Стоит сказать, что

Абдул Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Гур-эмир

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гур-эмир Гур-эмир (могила повелителя) – знаменитая мечеть в Самарканде над могилой Тамерлана; четырехугольное здание, увенчанное красивым полуяйцевидным куполом и снабженное минаретом. Оно значительно пострадало от времени: часть купола обрушилась, голубая эмалевая

Эмир

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Эмир Эмир (арабск. – «вождь») – так первоначально у арабов назывались полководцы. После Магомета так стали называться мусульманские правители, претендовавшие одновременно на власть духовную и светскую. Халиф Омар первый принял титул Э. аль-муменин (или муминин), т. е.

Джарар Гулам Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Набиев Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Муджибур Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Рахман Баба

БСЭ

Рахман Сабит

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Зиаур Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗИ) автора БСЭ

ИБН ХАЛЬДУН Абд ар-Рахман Абу Зейд (1332-1406)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ИБН ХАЛЬДУН Абд ар-Рахман Абу Зейд (1332-1406) - арабский государственный и общественный деятель, историк культуры, социальный философ, разрабатывавший также и проблемы философии истории. Нередко именуется "арабским Марксом". Главные произведения: "Всемирная история",

I. Абд-ар-Рахман ибн Абдаллах эль-Гафики

Из книги Битва при Пуатье автора Руа Жан-Анри

I. Абд-ар-Рахман ибн Абдаллах эль-Гафики Драма с участием четырех действующих лиц, с занимательным жребием и судьбой. Небольшая жестокая пьеса, не закончившаяся с падением занавеса.Таким было начало четвертого, самого крупного сарацинского набега на Галлию. Слагаемыми

ЯНКИ, ВОН ИЗ АФГАНИСТАНА! (Заявление группы членов народно-демократической партии Афганистана ("Партии отечества"), проживающих за рубежом)

Из книги Газета Завтра 417 (48 2001) автора Завтра Газета

Сура 55 АР-РАХМАН «МИЛОСТИВЫЙ»

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 55 АР-РАХМАН «МИЛОСТИВЫЙ» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Медине. Она состоит из 78 айатов. Она перечисляет милости Аллаха и Его дары, начиная, после упоминания Милостивого, с самой великой милости - с обучения Священному Корану. Потом