Анализ рассказа багульник. Тема: «Нравственные качества человека»

На вопрос Дайте пожалуйста краткое содержание произведения Юрия Яковлева "Багульник" заданный автором Невролог лучший ответ это Сочинение-рассуждение


Ответ от разбросаться [новичек]
Сочинение-рассуждение
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Касым амандыков [новичек]
Сочинение-рассуждение
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Андрей Железняков [активный]
кры сы просто скопировали


Ответ от Посох [новичек]
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Андрей Симкин [активный]
Сочинение-рассуждение
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Максим [активный]
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Ксения Гостренко [новичек]
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Богдан Пустовалов [новичек]
Сочинение-рассуждение
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Клатчер Димка [новичек]
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от КВАДРО_МАН Филиппов [новичек]
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Лол Лолович [новичек]
лючевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Вова гринин [новичек]
раки взяли и скопировали


Ответ от Оксана Антистова [активный]
дураки своей головы что ли нет


Ответ от Настя Шулаева [новичек]
зачем копировать?



Ответ от Никита фандо [новичек]
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.


Ответ от Валентина Гриванова [новичек]
хаха


Ответ от Наталия Мальцева [активный]
они тупые или как?


Ответ от Игорь коломиец [новичек]
зачем копировать. Своих мозгов нет


Цели урока:

- услышать нравственное звучание рассказа;

Создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа “Багульник”;

Воспитывать любовь к людям, животным.

Оборудование: портрет писателя, полка с книгами, тексты рассказа “Багульник”, иллюстрации (багульник, изображение собак), шумовые записи (школьный звонок, шум морского побережья).

Лексическая работа.

Молчальник – нелюдимый, скрытный; никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

…он менялся в её глазах, как веточка багульника.

Ю. Яковлев “Багульник”

Ход урока

1. Поэтическая 5-минутка.

Е. Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

Ребята, что общего между стихотворением Е. Евтушенко и рассказом Ю. Яковлева?

2. Работа по теме урока

1) Слово учителя.

Эхо детства слышится во многих произведениях Ю. Яковлева. Вот только некоторые из них: “Мальчик с коньками”, “Реликвия”, “Сын лётчика”, “Рыцарь Вася”, “Багульник”.

Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Багульник”, поучимся друг у друга, вы – у меня, а я – у вас, понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…

Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.

2) Сообщение темы урока.

3) Осмысление рассказа “Багульник”.

Вы помните: героем рассказа “Багульник” является мальчик Коста. Он для вас новый человек, но думаю, о нём у вас сложилось определённое впечатление.

Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. (Текст: неприятное впечатление: вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой.)

Кем считали Косту в классе? (Молчальником.)

Объясните смысл этого определения (Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.)

Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников? (У учителей он вызывал раздражение.)

Записываем слово в тетрадь. Объясним его значение, уточним в толковом словаре.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость: сидят такие ученики тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами.

(Одноклассники не понимали его, он был для них неинтересным человеком.)

Но однажды одноклассники забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он “волшебник”, а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Что произошло в классе? (Обращаемся к тексту.)

(Текст. Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на подсмеивание одноклассников и Женечки, ежедневно меняет воду.)

И вот чудо: веник зацвёл. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зелёные, ложечкой.)

Почему герои рассказа толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат, шумно дышали и спрашивали, что за растение, почему цветёт? (Все забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он волшебник, а Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Это счастье для ученика. Исчезло раздражение, недоверие, Коста для учителя, одноклассников и нас - загадочный, интересный человек.)

Что нового узнала Женечка о мальчике, приглядевшись к нему? Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока. (Запись школьного звонка.) (Найти в тексте. Вот Коста вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью. Звонок последнего урока для него – сигнальная ракета. Она зовёт Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления.)

Куда он мчится? (К людям и собакам, которым нужна его помощь.)

Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями. (Сообщение ребят.)

1 ученик. “Коста нырнул в кривой переулок…Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костёр”.

2 ученик. “Теперь пришлось бежать три квартала…Он молча пошевелил обрубком хвоста”.

Запись шума морского побережья. Чтение отрывка наизусть. (“Но вот Лапоть отгулял…Она ждала”.)

Сравните собак. (Собаки разных пород, но все они рады встрече с Костой; они верят человеку; они преданы ему.)

А каковы хозяева? (Есть любящие, ответственные. Есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы. “Люди ведь!” - с сожалением и горечью говорит о них дворничиха.)

Посмотрим, каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами. (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе; выносливый: проделывает огромный путь со своими питомцами.)

Мы видели Косту в классе и после уроков. Сравните его поведение, отметьте, что нравится в нём. (Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный (Объяснить лексическое значение слова, записать в тетрадь), наше время нуждается в таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце преданного друга.)

Подумайте, почему Коста так лёгок в общении с собаками и почти не находит общего языка с людьми? (Может быть, собаки, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадёжно…)

Поговорим о людях – героях рассказа. Поговорим о них подробнее.

Учительница. Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; таких учителей дети любят и между собой называют Женечкой , т. е. ласково, как близкого и родного человека. Хороший и интересный педагог эта Женечка.)

Одноклассники. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них, как Косту? (Одноклассники изображены однородной массой. Хорошие они или плохие – неясно. Неизвестно, как повели бы они себя в ситуации, подобной Костиной. Ясно одно: им очень нужна помощь Женечки.)

Коста. Он бывает разным. Но это его лицо. В минуты “волшебства”, общения с четвероногими друзьями и их хозяевами лицо мальчика прекрасно, он уверен в необходимости доброго дела.

Коста – личность (Лексическая работа. Записать в тетрадь: Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь.) А мы уже видели: в том, что надо быть добрым, нужным людям, Косту убеждать не приходится.

3. Итог урока.

О чём рассказ Ю. Яковлева “Багульник”? (Рассказ о мальчике, его отношении к людям, к “братьям меньшим”. В нём повествование о багульнике, который принёс Коста в класс, занимает несколько строчек.)

Почему же писатель назвал произведение “Багульник”? (Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно.)

Текст. “Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником . Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника”. (Эпиграф к уроку.)

4. Оценки за урок.

5. Домашнее задание.

Сочинение-размышление “Встречаются ли в наше время люди, похожие на Косту?”

ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.

Он каждый день менял воду.

И Женечка посмеивалась.

Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почекузелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

Багульник! - буркнул он и пошел прочь.

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.

И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит... И долго еще не затихает стук подковок...

Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?

Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой - под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась - над глазами и на груди теплились коричневые подпалины.

Чего только не говорили про Косту ребята!

У него ирландский сеттер, - утверждали они. - Он охотится на уток.

Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! - говорили другие.

Третьи смеялись:

Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

Он держит трех собак!

На самом деле у него не было ни одной собаки.

А сеттер? А боксер? А такса?

Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.

Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось.

Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?

Коста же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.

Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы - ударом такой лапы можно сбить любую собаку - ступали медленно, устало.

С этой собакой Косту никто не видел.

Звонок с последнего урока - сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления.

И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.

Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Прячась за спины прохожих, она бежала, стараясь не стучать подковками, а конский хвост развивался на ветру.

Она превратилась в следопыта.

Коста добежал до своего дома - он жил в зеленом облупившемся доме, исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда.

Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. И прохожим не приходило в голову, что бегущая, слегка косящая девушка не Женечка, а Евгения Ивановна.

Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном. Он по звонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье в барабанную дробь.

Тише, Артюша, подожди! - крикнул Коста.

Дверь отворилась, и огненно-рыжий пес бросился на Коету, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок.

Артюша, перестань!

Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба - мальчик и собака - с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот, ни другой не обратили на нее внимания. Артюша кружился по двору. Припадал на передние лапы, а задние подбрасывал, как козленок, словно хотел сбить пламя. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Коету в шоку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.

Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней.

Однажды мальчик в класс принес три веточки и поставил в воду. Дети смеялись над Костой. Кто-то из детей хотел даже подмести ими пол. И вдруг веник покрылся листочками и сиреневыми маленькими цветками. Все удивились и разглядывали загадочное растение. Спросили у Косты: «Что за растение?» Мальчик неохотно ответил: «Багульник». С этого времени ученики и учительница стали лучше относиться к Косте.

Коста после последнего урока быстро бежал гулять с сеттером Артюшей, у которого был хозяин инвалид и он не мог гулять с питомцем.

Дальше Коста бежал три квартала к двухэтажному дому, где на балконе жил боксер Атилла с больной лапой. Его хозяева уехали, а собаку оставили. Мальчик кормил боксера, а потом они вместе гуляли. Атилла был очень благодарен Косте.

Потом Коста спешил в соседний дом, где жил больной, прикованный к постели мальчик. У него была черная такса Лапоть. Родители хотели отдать собаку потому, что не успевали с ней гулять. Коста жалел мальчика и приходил гулять с таксой.

На следующий день на уроке мальчик уснул, дети стали смеяться над ним. Учительница пресекла смех и рассказа, что Коста спит на уроках потому, что гуляет и кормит собак, которые попали в беду. Когда прозвенел звонок с урока Женечка тихонько разбудила Косту, и он побежал к своим подопечным.

Яковлев. Краткие содержания произведений

Другие пересказы для читательского дневника

Василиса Прекрасная — дочь купца, у которой рано умерла мама. Мама ушла в другой мир, не оставив в этом мире дочь одну, а благословив ее, подарила ей куклу. Эта кукла имела волшебную силу. В трудную минуту или просто когда нужен был совет

В поэме действие происходит в Бахчисарае, городе в Крыму. Александр Сергеевич Пушкин пребывал там во время южной ссылки. Автор, гуляя по городу, находит старинный фонтан, и его пленяет история, связанная с ним.

Фильм «Когда зацветет багульник»: актеры, роли, сюжет

На российские экраны регулярно выходят новые сериалы с незатейливым, но трогательным сюжетом. Такие киноленты пользуются большой популярностью. Быть может, потому, что герои их — обычные люди с обычными проблемами, знакомыми каждому зрителю. Один из таких телевизионных фильмов - «Когда зацветет багульник». Актеры и роли перечислены далее в статье. Здесь также изложен сюжет.

Молодая женщина Анна - врач районной поликлиники. Жизнь у нее далеко не сахар, несмотря на наличие семьи и работы. Муж - алкоголик, постоянно пьет, денег в дом не приносит. Анна вынуждена работать за двоих, чтобы сын Саша, ученик 5 класса, был накормлен и одет. Вечные ссоры с мужем выводят Анну из себя, отнимая у нее последние силы.

Сын старается помочь матери. Он знает поверье: когда зацветет багульник, можно будет загадать самое сокровенное желание, и оно непременно сбудется. Анна тем временем вся в работе. По вечерам же выясняет отношения с мужем. Тем не менее она всегда находит время для сына, и тот растет добрым и умным ребенком. Отцу наплевать на семью, ему лишь бы «напиться и забыться». А Сашка, несмотря ни на что, грезит о светлом будущем.

Годы проходят. Анна выходит из тюрьмы. Время упущено, и нужно собирать жизнь по кусочкам. После нескольких лет заключения сложно вновь войти в колею, но Анна ведь сильный человек, и она будет бороться за себя и за Сашку до конца. Немало испытаний им предстоит преодолеть. Но в жизни героев этой истории все наладится. Тогда, когда зацветет багульник.

В фильме сыграли артисты как начинающие, так и знаменитые. Актеры фильма «Когда зацветет багульник»: Ярослав Жалнин, Дмитрий Миллер, Иван Чуваткин, Александр Мохов, Дмитрий Марьянов, Маргарита Шубина. Стоит подробнее рассказать об исполнительнице главной роли.

Елена Лядова

Актеры - люди зависимые. И зависят они прежде всего от своих ролей. Так, Елена Лядова, согласно отзывам, играет однотипных героинь: сильных, жестких и неунывающих. Но с этим мнением можно поспорить, вспомнив такие фильмы с участием актрисы, как «Любка», «Географ глобус пропил», «Елена» и тот же «Левиафан». Героини Лядовой в этих картинах имеют мало общего с Анной из фильма «Когда зацветет багульник».

Актер Ярослав Жалнин

Краткое содержание Яковлев Багульник для читательского дневника

Женечке, так звали Евгению Ивановну за глаза потому, что она была худенькая и маленькая с конским хвостиком, решила последить за мальчиком.

Затем Косте нужно было успеть прибежать домой и отчистить одежду до прихода родителей с работы. Еще сделать уроки.

Так Евгения Ивановна узнала тайну Косты и поняла, почему мальчик зевает и засыпает на уроках. Она прониклась уважением и гордостью за своего ученика.

Картинка или рисунок Багульник

Судьба не терпит диктаторов и жестоких людей, ей по нутру более лояльные и доброжелательные люди. Это еще одно доказательство, что добро все же побеждает зло. Жил был в некотором государстве одни правитель

Первые строчки романа повествуют нам о радости, которая переполняет Колю Плужникова. Наконец-то он закончил военное училище и думал теперь о том, как он поскорее прибудет домой.

Саша Негина – девушка молодая и очень красивая. Вообще, по профессии она является актрисой. Ей отлично удается играть разные роли, и на сцене она прекрасно держится. Ее считают хорошей актрисой, так как она справляется со всеми поставленными целями.

Премьера фильма состоялась в 2010 году. Главную роль исполнила актриса известная. На ее счету немало мелодраматических героинь. И пожалуй, не самой лучшей ее работой в кино является роль в двухсерийном фильме «Когда зацветет багульник». Актеры, однако, будут названы ниже. Прежде чем рассказать о них, поведаем сюжет мелодрамы.

Судьба-злодейка нарушает благородные мечты школьника. Однажды, когда муж вновь поднимает руку на Анну, Саша хватает молоток и с силой опускает его на голову отца. Удар оказывается смертельным. Анна берет вину на себя и попадает за убийство в колонию. Оставшегося без родителей Сашку отправляют в детский дом. Жизнь поворачивается на 180 градусов.

Все планы рухнули. Впереди у Анны - тюремные нары и мучительное ожидание свободы. Сашке придется адаптироваться к жизни вне дома. Тяжелое время для матери и сына.

Актеры

Звезда «Левиафана» начинала свой актерский путь с небольших ролей. Но путь к славе для нее не был мучительным и долгим. Дебют Лядовой в кино состоялся в 2005 году. Она успела сыграть в пятнадцати фильмах до того, как ее пригласили на главную роль в фильм «Когда зацветет багульник».

Повзрослевшего Сашу сыграл Ярослав Жалнин. Для актера дебютной киноработой стала главная роль в фильме «Манга». Затем он сыграл в нескольких картинах. Роли были и главные, и второстепенные, и эпизодические. Одна из самых ярких - образ Андрея в киноленте «Караси». Не менее интересным стал и образ Саши в мелодраме «Когда зацветет багульник». Актер сегодня активно снимается. Последние фильмы с его участием - «Вселенский заговор», «Вечное свидание».

К вечеру Коста торопился к морю, где сидел худая большая собака, которая, не отрывая взгляда, смотрела вдаль моря. Она уже долго ждала своего погибшего хозяина. Мальчик гладил ее, кормил и уговаривал пойти с ним домой. Но лохматая собака отказывалась и продолжала преданно ждать хозяина.

Рассказ учит, что мы должны помогать братьям нашим меньшим и не проходить мимо брошенных животных.

Все темы в одном произведении. Ю.Яковлев. «Багульник»

Об авторе.

« У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».

Ю.Я.Яковлев

Ю.Я.Яковлев (1922-1995) — известный писатель, создавший немало произведений для детей и юношества. В его произведениях интересные сюжеты, но очень значимо то, что они имеют большое воспитательное значение. Читая рассказы, дети стремятся стать лучше, чище, порядочнее, походить на любимых своих героев. Поэтому так любят ребята читать рассказы Ю.Яковлева, а ещё смотреть мультфильмы по его произведениям. Например, про Умку. Помните?


Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Что такое доброта?

Можно ли воспитать в человеке такое качество, как доброта?

Почему именно доброта — основа нравственности человека?

Какое нравственное качество вы цените больше всего? На данный вопрос многие отвечают, что доброту. Да, именно доброта — основа порядочности, внимательности ко всему живому, отзывчивости, милосердия. Добрый человек не способен на жестокость,он всегда поможет тем, кто так нуждается в поддержке.

Именно таким показан герой рассказа « Багульник» — Коста. У него нет в классе друзей, все даже над ним подсмеиваются. А оказывается, он такой добрый. Всё свободное от школьных занятий время он посвящает помощи тем,кто нуждается: гуляет с собаками пожилых людей, даже прикованного к постели мальчика. А ещё он поддерживает и помогает псу, который живёт в старой лодке (этот домик для него тоже сделал Коста) и ждёт хозяина, который уже никогда не вернётся.

Всё это Коста делает с радостью, он живёт этим, это суть его характера: помогать нуждающимся.

Не случайно, когда ребята узнали об этом, они другими глазами взглянули на него. Читатель уверен, что все они тоже начнут делать добрые дела — ведь так много вокруг людей, которым нужна помощь.

Как веточка багульника, расцветая, озаряет всё вокруг красотой, так и доброта способна на чудеса. Она заразительна. Окружающим тоже хочется делать добрые поступки.

Человек не рождается добрым или злым. Таким он становится. Поэтому доброту нужно воспитывать с детства. Такие произведения, как «Багульник» Ю.Яковлева — настоящий учебник жизни для подростков и юношества. Не случайно автор писал, что его книги помогают ребятам жить, становиться добрее друг к другу.

Тема: «Нравственные качества человека»

Какого человека называют высоконравственным?

Какие качества личности позволяют судить о человеке, как о порядочном, нравственном человеке?

Можно ли понять человека по его внешности, не видя его поступков, действий.

Обманчивость внешнего, поверхностного восприятия человека.

Как часто о человеке мы судим по его внешности, незначительным ежедневным действиям, не пытаясь понять. какова у него душа, чем он дышит, живёт, что в мире для него является важным.

Так и одноклассники Косты видели в нём лишь слабого ученика, который не готовился к урокам, отставал по всем предметам, был пассивен, а иногда даже засыпал на последнем уроке. Сколько смеха – то было! И никто не пытался понять, а каков он, их одноклассник.

Но однажды Коста всех удивил: он поместил в банку веточки багульника. А потом багульник вдруг расцвёл. Это было такое чудо! Ребята даже подумали, что Коста- настоящий волшебник. Оказывается, как он любит природу, как восхищается нежностью распустившейся веточки!

А скольким людям он помогает, как заботится о собаках, не зная усталости. Куда девается его пассивность! Он активен, радостен, ведь занимается любимым делом. Понимаешь, как прекрасна его душа, как много добра излучает она.

Человек прекрасен своими делами, поступками. И не всегда он пытается что-то доказать людям, как он хорош. Он просто тихо делает своё любимое дело, и надо уметь понять душу этого человека, чтобы почувствовать, как она прекрасна.

Нравственность- это поведение человека по законам морали, добра, порядочности, справедливости. Нужно учиться видеть красоту человека, как сделали это одноклассники Косты, поняв, что это человек, достойный уважения.

Тема: «Взаимоотношения людей»

Как должны строиться отношения между людьми?

Почему так важно уметь отличать порядочного и доброго человека от безразличного и даже жестокого?

Какие нравственные принципы должны быть в основе человеческих взаимоотношений?

Человек живёт среди людей, именно в обществе он становится личностью. Как важно, чтобы именно в детстве были положены основы нравственности, те ценности, которым потом человек будет следовать всю жизнь.

Жизненный урок преподал Коста своим одноклассникам, даже не желая этого. Своей любовью к природе,к собакам- братьям нашим меньшим, своей добротой и отзывчивостью по отношению к беспомощным людям и собакам он снискал уважение товарищей. Как хорошо, что они смогли понять это, что их учительница Евгения Ивановна помогла им увидеть, как прекрасен Коста. Он,словно куст багульника, сначала такой неприметный, но прошло время, и все увидели, что душа и поступки его- прекрасны, как прекрасен куст цветущего багульника. И отношение к Косте совершенно изменилось — от насмешливости до восхищения и уважения.

Отношения между людьми должны строиться на основе уважения, сопереживания. Надо уметь видеть в каждом то лучшее, что часто скрывается от первого взгляда. Понимать людей, ценить их- этому учит автор рассказа.

Тема: «Настоящий учитель»

Каким должен быть настоящий учитель?

Какова роль школьного учителя в воспитании детей, в формировании в них нравственных качеств?

Сколько учителей было и есть в жизни людей! Наверное, каждый хранит в своей душе тёплые воспоминания о своих школьных учителях, которые не только давали знания, но и учили жизни.

Ещё очень молода Евгения Ивановна- учительница из рассказа Ю.Яковлева. Но читатель понимает, это настоящий учитель. Именно она помогла ребятам понять, каков Коста, сама сделала всё, чтобы выяснить причину вечного «отсутствия» мальчика на уроке, когда он думает, кажется, совсем не об уроках. Да и устаёт он почему-то, даже засыпает на уроке. Что с ним происходит? Она выяснила, что он помогает людям и животным. В её глазах Коста просто вырос — он прекрасен.«Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».

Настоящий учитель способен понять ученика, увидеть в каждом то хорошее, что делает его настоящей личностью. Он учит понимать других, тем законам нравственности, которые создавались народом веками: жить. помогая другим, милосердно относиться к окружающим, природе и животным, оценивать человека по его делам. а не словам.

Как прекрасно, когда есть такие учителя, как Евгения Ивановна!

Тема: «Формирование личности ребёнка»

Каковы пути формирования личности ребёнка?

Какова роль взрослых в воспитании детей, особенно школьных учителей?

Что должно примером в жизни для ребёнка, как должен учиться жить по законам нравственности?

Воспитание личности — одна из наиважнейших задач в семье, школе, в обществе в целом. С детства ребёнка учат поступать «хорошо, а не плохо», прививая навыки нравственного поведения.

Большая роль в этом – деятельность школьного учителя, его уроки доброты, которые он проводит ежедневно, ежечасно — на уроках, во внеурочное время, беседуя с детьми, как это делает Евгения Ивановна.

Порой и сами дети могут преподносить. сами того не желая, уроки доброты и порядочности. Милосердия и отзывчивости, как это сделал Коста — просто своим поведением, своим желанием помочь тем, кому эта помощь нужна.

Ребёнка учит буквально всё: небольшая веточка вдруг расцветшего багульника может совершить настоящее чудо: дети становятся вдруг добрее, порядочнее.

Каждое слово, поступок, даже жест взрослого — всё воспитывает ребёнка. Близость к природе, возможность ухаживать за растениями, животными — всё это делает их добрее.

Рассказ Ю.Яковлева « Багульник»- настоящий учебник жизни для детей. И если,прочитав его, они становятся лучше, то значит автор выполнил свою задачу- написал произведение, которое помогает подросткам жить. Он говорил: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Юрий Яковлев

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

— Почему ты зеваешь. — раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.

Он каждый день менял воду.

И Женечка посмеивалась.

Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почекузелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

— Багульник! — буркнул он и пошел прочь.

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.

И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским хвостиком, воротник — хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит. И долго еще не затихает стук подковок.

Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?

Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой — под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась — над глазами и на груди теплились коричневые подпалины.

Чего только не говорили про Косту ребята!

— У него ирландский сеттер, — утверждали они. — Он охотится на уток.

— Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! — говорили другие.

Третьи смеялись:

— Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

— Он держит трех собак!

На самом деле у него не было ни одной собаки.

А сеттер? А боксер? А такса?

Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.

Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось.

Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?

Коста же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.

Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы — ударом такой лапы можно сбить любую собаку — ступали медленно, устало.

С этой собакой Косту никто не видел.

Звонок с последнего урока — сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления.

И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.

Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Прячась за спины прохожих, она бежала, стараясь не стучать подковками, а конский хвост развивался на ветру.

Она превратилась в следопыта.

Коста добежал до своего дома — он жил в зеленом облупившемся доме, исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда.

Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. И прохожим не приходило в голову, что бегущая, слегка косящая девушка не Женечка, а Евгения Ивановна.

Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном. Он по звонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье в барабанную дробь.

— Тише, Артюша, подожди! — крикнул Коста.

Дверь отворилась, и огненно-рыжий пес бросился на Коету, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок.

— Артюша, перестань!

Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба — мальчик и собака — с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот, ни другой не обратили на нее внимания. Артюша кружился по двору. Припадал на передние лапы, а задние подбрасывал, как козленок, словно хотел сбить пламя. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Коету в шоку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.

Их встречал худой человек с костылем. Собака терлась о его единственную ногу. Длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки, только не было завязочек.

— Вот, погуляли. До завтра» — сказал Коста.

— Спасибо. До завтра.

Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер.

Теперь пришлось бежать три квартала. До двухэтажного дома с балконом, который находился в глубине двора. На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила.

Боксер не сводил глаз с ворот. И когда появился Коста, глаза собаки загорелись темной радостью.

— Атилла! — крикнул Коста, вбегая во двор.

Боксер тихо взвизгнул. От счастья.

Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону.

Лестница была тяжелой. Мальчику стоило больших трудов поднять ее. И Женечка еле сдержалась, чтобы не кинуться ему на помощь.

Когда Коста наконец приставил лестницу к перилам балкона, боксер спустился по ней на землю. Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа.

Коста достал припасы, завернутые в газету. Боксер был голоден.

Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в его глазах накопилось столько невысказанных чувств, что казалось, он сейчас заговорит.

Когда собачий обед кончился, Коста похлопал пса по спине, прицепил к ошейнику поводок, и они отправились на прогулку.

Отвисшие углы большого черногубого рта собаки вздрагивали от пружинистых шагов. Иногда боксер поджимал больную лапу.

Женечка слышала, как дворничиха им вслед сказала:

— Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду! Люди ведь.

Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности. Его морда была в темных морщинах, лоб пересекала глубокая складка. Он молча шевелил обрубком хвоста.

Женечке вдруг захотелось остаться с этой собакой. Но Коста спешил дальше.

В соседнем доме на первом этаже болел парнишка — был прикован к постели. Это у него была такса — черная головешка на четырех ножках. Женечка стояла под окнами и слышала разговор Косты и больного мальчика.

— Она тебя ждет, — говорил больной.

— Я болею. не волнуюсь, — отвечал больной. — Может быть, я отдам тебе велосипед, если не смогу кататься.

— Мне не надо велосипеда.

— Мать хочет продать Лаптя. Ей утром некогда с ним гулять.

— Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста. — Только очень рано, до школы.

— Тебе не попадет дома?

— Ничего. тяну. на тройки. Только спать хочется, поздно уроки делаю.

— Если я выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.

— Выкарабкивайся.

— Ты куришь? — спрашивал больной.

— Некурящий, — отвечал Коста.

— И я некурящий.

— Ну, мы пошли. Ты болей. не волнуйся. Пошли, Лапоть!

Таксу звали Лаптем. Коста вышел, держа собаку под мышкой.

И вскоре они уже шагали по тротуару. Рядом с сапогами, ботинками, туфлями на кривых ножках семенил черный Лапоть.

Женечка шла за таксой. И ей казалось, что это пламеннорыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. Ей захотелось заговорить с Костой. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника.

Но вот Лапоть отгулял и вернулся домой. Коста двинулся дальше, и его невидимая спутница — Женечка — снова пряталась за спины прохожих. Дома уменьшились ростом. А спин стало совсем мало.

Город кончался. Начались дюны. Женечке трудно было идти на каблуках по вязкому песку и корявым корням сосен. В конце концов она сломала каблук.

И тут показалось море.

Оно было мелким и плоским. Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каемку пены.

Море выглядело сонным и вялым, не способным к бурям и штормам.

Но бури на нем бывали. Далеко от дюн, за линией горизонта.

Коста шел по берегу, наклоняясь вперед — против ветра. Женечка сняла туфли, босиком было идти легче, но холодный влажный песок обжигал ступни. На берегу сохли развешанные на кольях сети с круглыми поплавками из бутылочного стекла, лежали лодки, перевернутые вверх килем.

Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака.

Она стояла неподвижно, в странном оцепенении. Большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. Ее взгляд. был устремлен в море. Она ждала кого-то с моря.

Коста подошел к собаке, но она даже не повернула головы, словно не слышала его шагов. Он провел рукой по свалявшейся шерсти.

Собака едва заметно шевельнула хвостом. Мальчик присел на корточки и разложил перед собакой хлеб и остатки своего обеда, завернутого в газету. Собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Коста стал ее поглаживать и уговаривать:

— Ну поешь. Ну поешь немного.

Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

Женечка притаилась за развешанными сетями, словно попалась, запуталась в них и не могла вырваться, чтобы тоже гладить собаку и говорить:

«Ну поешь. Ну поешь хоть немного!»

Коста взял кусок хлеба и поднес ко рту собаки. Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.

Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа. Она ела для того, чтобы не умереть. Ей нужно было жить. Она ждала кого-то с моря.

Когда все было съедено, Коста сказал:

— Идем. Погуляем.

Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. У нее были тяжелые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка. Следы заполнялись водой.

В море переливались нефтяные разводы. Будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и ее обломки прибило к берегу.

Мальчик и собака шли не спеша, а Женечка — следопыт Женечка — слышала, как Коста говорил собаке:

— Ты хороший. Ты верный. Пойдем со мной. Он никогда не вернется. Он погиб. Честное пионерское.

Собака молчала. Она и не должна была говорить. Она не отрывала глаз от моря. И в который раз не верила Косте. Ждала.

— Что же мне с тобой делать? — спросил мальчик. — Нельзя же жить одной на берегу моря. Когда-нибудь надо уйти.

Рыбацкая сеть кончилась. И Женечка как бы выпуталась из сетей.

Коста оглянулся и увидел учительницу. Она стояла на песке босая, а туфли держала иод мышкой. И сквозняк, тянувший с моря, развевал ее волосы, собранные в конский хвост.

— Что же с ней делать? — растерянно спросила она Косту.

— Она не пойдет. Я знаю, — сказал мальчик. Он почему-то не удивился появлению учительницы. — Она никогда не поверит, что хозяин погиб.

Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на нее.

— Я ей сделал дом из старой лодки. Подкармливаю. Она очень тощая. Сперва укусила меня.

— Укусила?

— Руку. Теперь все зажило. Я йодом смазывал.

Пройдя еще несколько шагов, он сказал:

— Собаки всегда ждут. Даже погибших. Им надо помогать.

Море потускнело и стало как бы меньше размером. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. Коста и Женечка проводили собаку до ее бессменного поста, где неподалеку от воды лежала перевернутая лодка, подпертая чурбаком, чтобы под нее можно было забраться. Собака подошла к воде. Села на песок. И снова застыла в своем вечном ожидании.

Обратно учительница и ученик шли быстро, но, когда берег кончился, за дюнами Женечка остановилась и сказала:

— Я не могу так быстро. У меня каблук сломался.

— Мне надо бы поспеть до их прихода, — отозвался Коста.

— Тогда иди.

Коста внимательно посмотрел на Женечку и спросил:

— А как же вы?

— Я дойду не спеша.

— Может быть, вбить гвоздь? У вас есть гвоздь?

— Не знаю. — Женечка протянула ему туфлю.

Он покрутил каблук, как зуб, который шатается. И постучал камнем.

— Теперь лучше, — сказала Женечка, надевая туфлю.

Но шла она прихрамывая, наступая на носок, чтобы каблук держался.

На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Сперва никто не замечал, что он спит. Потом кто-то захихикал.

И Женечка увидела, что он спит.

— Тихо, — сказала она. — Совсем тихо!

Когда она хотела, все было как полагается. Тихо так тихо.

— Вы знаете, почему он уснул? — шепотом произнесла Евгения Ивановна. Я вам расскажу. Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших. Им надо помогать.

Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно.

Но Коста не слышал звонка. Он спал.

Евгения Ивановна — Женечка — склонилась над спящим мальчиком, положила руку ему на плечо и легонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза.

— Звонок с последнего урока, — сказала Женечка, — тебе пора.

Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.


Яковлев Юрий

Багульник

Юрий Яковлевич Яковлев

БАГУЛЬНИК

ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.

Он каждый день менял воду.

И Женечка посмеивалась.

Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почекузелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

Багульник! - буркнул он и пошел прочь.

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.

И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит... И долго еще не затихает стук подковок...

Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?

Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой - под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась - над глазами и на груди теплились коричневые подпалины.

Чего только не говорили про Косту ребята!

У него ирландский сеттер, - утверждали они. - Он охотится на уток.

Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! - говорили другие.

Третьи смеялись:

Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

Он держит трех собак!

На самом деле у него не было ни одной собаки.

А сеттер? А боксер? А такса?

Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.

Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось.

Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?

Коста же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.

Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы - ударом такой лапы можно сбить любую собаку - ступали медленно, устало.

С этой собакой Косту никто не видел.

Звонок с последнего урока - сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления.

И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.

Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Прячась за спины прохожих, она бежала, стараясь не стучать подковками, а конский хвост развивался на ветру.

Она превратилась в следопыта.

Коста добежал до своего дома - он жил в зеленом облупившемся доме, исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда.

Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. И прохожим не приходило в голову, что бегущая, слегка косящая девушка не Женечка, а Евгения Ивановна.