Русская народная сказка медное серебряное золотое царство. Сказка Три царства: Медное, серебряное и золотое царства читать текст онлайн, скачать бесплатно

Бывало да живало - жили-были старик да старушка; у них было три сына: первый - Егорушко Залёт, второй - Миша Косолапый, третий - Ивашко Запечник. Вот вздумали отец и мать их женить; послали большого сына присматривать невесту, и он шёл да шёл - много времени; где ни посмотрит на девок, не может прибрать себе невесты, всё не глянутся . Потом встретил на дороге змея о трёх головах и испугался, а змей говорит ему:

Куда, добрый человек, направился?

Егорушко говорит:

Пошёл свататься, да не могу невесты приискать.

Змей говорит:

Пойдём со мной; я поведу тебя, можешь ли достать невесту?

‎Вот шли да шли, дошли до большого камня. Змей говорит:

Отвороти камень; там чего желаешь, то и получишь.

Егорушко старался отворотить, но ничего не мог сделать. Змей сказал ему:

Дак нет же тебе невесты!

И Егорушко воротился домой, сказал отцу и матери обо всём. Отец и мать опять думали-подумали, как жить да быть, послали среднего сына, Мишу Косолапого. С тем то же самое случилось. Вот старик и старушка думали-подумали, не знают, что делать: если послать Ивашка Запечного, тому ничего не сделать!

‎А Ивашко Запечный стал сам проситься посмотреть змея; отец и мать сперва не пускали его, но после пустили. И Ивашко тоже шёл да шёл, и встретил змея о трёх головах. Спросил его змей:

Куда направился, добрый человек?

Он сказал:

Братья хотели жениться, да не смогли достать невесту; а теперь мне черёд выпал.

Пожалуй, пойдём, я покажу; сможешь ли ты достать невесту?

‎Вот пошли змей с Ивашком, дошли до того же камня, и змей приказал камень отворотить с места. Ивашко хватил его, и камень как не бывал - с места слетел; тут оказалась дыра в землю, и близ неё утверждены ремни. Вот змей и говорит:

Ивашко садись на ремни; я тебя спущу, и ты там пойдёшь и дойдёшь до трёх царств, а в каждом царстве увидишь по девице.

‎Ивашко спустился и пошёл; шёл да шёл, и дошёл до медного царства; тут зашёл и увидел девицу, прекрасную из себя. Девица говорит:

Добро пожаловать, небывалый гость! Приходи и садись, где место просто видишь; да скажись, откуда идёшь и куда?

Ах, девица красная! - сказал Ивашко. - Не накормила, не напоила, да стала вести спрашивать.

Вот девица собрала на стол всякого кушанья и напитков; Ивашко выпил и поел и стал рассказывать, что иду-де искать себе невесты: - если милость твоя будет - прошу выйтить за меня.

Нет, добрый человек, - сказала девица, - ступай ты вперёд, дойдёшь до серебряного царства: там есть девица ещё прекраснее меня! - и подарила ему серебряный перстень.

‎Вот добрый молодец поблагодарил девицу за хлеб за соль, распростился и пошёл; шёл да шёл, и дошёл до серебряного царства; зашёл сюда и увидел: сидит девица прекраснее первой. Помолился он богу и бил челом:

Здорово, красная девица!

Она отвечала:

Добро пожаловать, прохожий молодец! Садись да хвастай: чей, да откуль, и какими делами сюда зашёл?

Ах, прекрасная девица! - сказал Ивашко. - Не напоила, не накормила, да стала вести спрашивать.

Вот собрала девица стол, принесла всякого кушанья и напитков; тогда Ивашко попил, поел, сколько хотел, и начал рассказывать, что он пошёл искать невесты, и просил её замуж за себя. Она сказала ему:

Ступай вперёд, там есть ещё золотое царство, и в том царстве есть ещё прекраснее меня девица, - и подарила ему золотой перстень.

‎Ивашко распростился и пошёл вперёд, шёл да шёл, и дошёл до золотого царства, зашёл и увидел девицу прекраснее всех. Вот он богу помолился и, как следует, поздоровался с девицей. Девица стала спрашивать его: откуда и куда идёт?

Ах, красная девица! - сказал он. - Не напоила, не накормила, да стала вести спрашивать.

Вот она собрала на стол всякого кушанья и напитков, чего лучше требовать нельзя. Ивашко Запечник угостился всем хорошо и стал рассказывать:

Иду я, себе невесту ищу; если ты желаешь за меня замуж, то пойдём со мною.

Девица согласилась и подарила ему золотой клубок, и пошли они вместе.

‎Шли да шли, и дошли до серебряного царства - тут взяли с собой девицу; опять шли да шли, и дошли до медного царства - и тут взяли девицу, и все пошли до дыры, из которой надобно вылезать, и ремни тут висят; а старшие братья уже стоят у дыры, хотят лезть туда же искать Ивашку.

‎Вот Ивашко посадил на ремни девицу из медного царства и затряс за ремень; братья потащили и вытащили девицу, а ремни опять опустили. Ивашко посадил девицу из серебряного царства, и ту вытащили, а ремни опять опустили; потом посадил он девицу из золотого царства, и ту вытащили, а ремни опустили. Тогда и сам Ивашко сел: братья потащили и его, тащили-тащили, да как увидели, что это - Ивашко, подумали:

Пожалуй, вытащим его, дак он не даст ни одной девицы! - и обрезали ремни; Ивашко упал вниз.

Вот, делать нечего, поплакал он, поплакал и пошёл вперёд; шёл да шёл, и увидел: сидит на пне старик - сам с четверть, а борода с локоть - и рассказал ему всё, как и что с ним случилось. Старик научил его идти дальше:

Дойдёшь до избушки, а в избушке лежит длинный мужчина из угла в угол, и ты спроси у него, как выйти на Русь.

‎Вот Ивашко шёл да шёл, и дошёл до избушки, зашёл туда и сказал:

Сильный Идолище! Не погуби меня: скажи, как на Русь попасть?

Фу-фу! - проговорил Идолище. - Русскую коску никто не звал, сама пришла. Ну, пойди же ты за тридцать озёр; там стоит на куриной ножке избушка, а в избушке живёт яга-баба; у ней есть орёл-птица, и она тебя вынесет.

Вот добрый молодец шёл да шёл, и дошёл до избушки; зашёл в избушку, яга-баба закричала:

Фу, фу, фу! Русская коска, зачем сюда пришла?

Тогда Ивашко сказал:

А вот, бабушка, пришёл я по приказу сильного Идолища попросить у тебя могучей птицы орла, чтобы она вытащила меня на Русь.

Иди же ты, - сказала яга-баба, - в садок; у дверей стоит караул, и ты возьми у него ключи и ступай за семь дверей; как будешь отпирать последние двери - тогда орёл встрепенётся крыльями, и если ты его не испугаешься, то сядь на него и лети; только возьми с собою говядины, и когда он станет оглядываться, ты давай ему по куску мяса.

‎Ивашко сделал всё по приказанью ягой-бабки, сел на орла и полетел; летел-летел, орёл оглянулся - Ивашко дал ему кусок мяса; летел-летел и часто давал орлу мяса, уж скормил всё, а ещё лететь не близко. Орёл оглянулся, а мяса нет; вот орёл выхватил у Ивашка из холки кусок мяса, съел и вытащил его в ту же дыру на Русь. Когда сошёл Ивашко с орла, орёл выхаркнул кусок мяса и велел ему приложить к холке. Ивашко приложил, и холка заросла. Пришёл Ивашко домой, взял у братьев девицу из золотого царства, и стали они жить да быть, и теперь живут. Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.

— Т. е. не нравятся.
— Пусто, незанято.
— Костку, кость.

Русская народная сказка "Медное, серебряное и золотое царства"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Медное, серебряное и золотое царства" и их характеристика

  1. Иван-царевич. Смелый, решительный, могучий, настойчивый, добрый, великодушный.
  2. Елена Прекрасная. Красивая и умная.
  3. Вихрь. Злой колдун и чародей, похититель красивых девушек.
  4. Петр и Василий. Старшие братья-предатели. Жадный и завидущие.
  5. Настасья Золотая коса. Мать Ивана. Добрая, красивая, заботливая.
  6. Старый царь. Просто царь.
План пересказа сказки "Медное, серебряное и золотое царства"
  1. Царь, царица и их дети
  2. Похищение царицы
  3. Исчезновение братьев
  4. Иван находит братьев
  5. Стеклянная гора
  6. Медный дворец и медное яичко
  7. Серебряный дворец и яичко
  8. Золотой дворец и Елена Прекрасная
  9. Иван находит матушку
  10. Две кадки в подвале
  11. Бой с Вихрем
  12. Усекновение головы
  13. Братья бросают Ивана
  14. Хромой да Кривой
  15. Иван-башмачник
  16. Золотой дворец
  17. Три свадьбы
Кратчайшее содержание сказки "Медное, серебряное и золотое царства" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Вихрь уносит царицу и старшие сыновья царя отправляются на поиски
  2. Следом уходит Иван, и находит братьев, а потом забирается на стеклянную гору.
  3. Пройдя три царства, Иван находит матушку, бьется с Вихрем и побеждает его
  4. Братья предают Ивана и бросают его на Стеклянной горе.
  5. С помощью волшебной палицы Иван оказывается дома и притворяется башмачником.
  6. Он достает золотой дворец из яичка, Елена Прекрасная узнает его и выходит за него замуж.
Главная мысль сказки "Медное, серебряное и золотое царства"
Добро победит зло, а справедливость восторжествует.

Чему учит сказка "Медное, серебряное и золотое царства"
Сказка учит быть честным, добрым, уметь прощать обиды. Учит быть решительным и настойчивым, не останавливаться на середине пути, преодолевать все трудности. Учит забывать себя, ради высшей цели. Учит быть хитрым и находчивым.

Отзыв на сказку "Медное, серебряное и золотое царства"
Мне очень понравилась эта сказочная история. Больше всего в ней привлекает образ Ивана, красивого, смелого, решительного и самое главное очень удачливого. Иван настоящий богатырь, он не боится трудностей, он не обращает внимания на раны и не отчаивается, попав в тяжелую ситуацию. Так же мне понравились три царевны, которые помогали Ивану и дарили ему драгоценные яички.

Пословицы к сказке "Медное, серебряное и золотое царства"
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Богатырская рука один раз разит.
Предательством счастья не сыщешь.
Победа не снег, сама на голову не упадет.
Добро помни, а зло забывай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Медное, серебряное и золотое царства"
Жил да был царь. И была у него жена красавица Настасья, да три сына - Петр, Василий и Иван.
Жили они хорошо, дружно, но вот случилась беда. Прилетел Вихрь и унес царицу Настасью. Закручинился царь, а старшие сыновья, Петр и Василий на поиски отправились. Два года их не было. Стал в дорогу и Иван-царевич собираться. Не хотел его царь отпускать, да настоял Ваня.
Поехал он матушку искать и приехал к горе Стеклянной. А под горой той шатры старших братьев стоят. И сказали братья, что не могут на гору Стеклянную подняться, а именно туда след матушкин ведет.
Три дня лез Иван-царевич на гору, все руки изранил, но забрался. Крикнул братьям, чтобы три года его ждали и пошел дальше.
Идет Иван-царевич, видит дворец Медный, а перед вратами змеи на медных цепях. К воде рвутся. Взял Иван ковшик, напоил змеев, присмирели те. Прошел Иван внутрь, а там его царевна встречает. Рассказал ей Иван, что матушку ищет.
Отвечает царевна, что не знает, где искать Вихрь, но то может ее сестра знать. Дала Ивану медный шарик, чтобы путь указывал, да попросила не забывать ее, бедную, когда Вихрь одолеет.
Дошел Иван до Серебряного дворца, снова змей напоил и внутрь проходит. А там ему царевна молодая радуется. Говорит и ее держит в плену Вихрь, но дороги к нему и она не знает. Но дает Ивану серебряный шарик, который путь к третьей сестре, Елене Прекрасной, укажет.
Пришел Иван-царевич к золотому дворцу, напоил змей, внутрь прошел. Встретила его Елена Прекрасная, сказала, что матушка его неподалеку живет и золотой шарик дала. Да просила не забывать ее.
Пришел Иван-царевич к неописуемому дворцу, напоил змей, внутрь заходит, а там матушка его на троне сидит. Увидела сынка, обрадовалась. Повела Ивана-царевича в подвал и бочки с водой показывает. Велит Ивану из правой кадки выпить. Выпил Иван, сил прибавилось. Еще выпил, чувствует, что всю землю перевернуть может. И велит матушка ему кадки местами поменять. Ведь в правой сильная вода, а в левой - бессильная. А потом наказывает, как Вихрь прилетит, хватать его сразу за палицу и не выпускать.
И вот прилетает Вихрь и ругаться начинает. Иван тоже в ответ не помалкивает. Слово за слово, схватил Иван Вихря за палицу, а тот в небо взлетел. Носил Ивана над морями, над горами, устал, домой вернулся и в подвал к правой кадке, пьет а сил у него убывает. А Иван к левой кадке припал, пьет и сил прибавляется.
Поднялся Иван, отрубил Вихрю голову, а голоса сзади кричат, советуют еще бить, чтобы голова не ожила. Но отказался Иван - не бьет дважды богатырская рука.
Освободил Иван-царевич матушку, освободил прекрасных царевен, Елена Прекрасная за него замуж собралась. Привел он женщин к краю горы, но полотне спустились они вниз.
А братья Ивана как увидели красавиц, разум потеряли. Решили от Ивана избавиться и вырвали у того из рук полотно. Не может Иван вниз спуститься.
Стал он с тоски палицей Вихревой играть. Перекинул с руки на руку и тут появились двое - Хромой и Кривой. Спросили, что Ивану надо. Первым делом попросил Иван покушать. Накормили его, потом попросил отдохнуть, постелили ему постель мягкую. А третьим делом попросил Иван в своем родном царстве оказаться и тут же посреди базара оказался.
Нанялся Иван к башмачнику башмаки шить. Дал тот ему лучшей кожи, приказал к утру башмаки сшить. А Иван ночью покатил золотое яичко, вошел в золотой дворец, самые красивые башмаки выбрал.
Ахнул башмачник, отнес башмаки золотые во дворец, а там как раз три свадьбы играть собирались. Елена Прекрасная увидела башмаки, и сразу поняла, что Иван-царевич рядом. А потому потребовала платье золотое подвенечное.
На следующее утро принес Иван платье. Потребовала Елена Прекрасная дворец золотой и достал Иван царевич дворец из яичка. Поставил напротив царского дворца, стоит на мосту, гвоздики заколачивает в перила.
Поехала Елена Прекрасная в карете по мосту, а на перилах голубки сидят и спрашивают, помнит ли она, кто ее спас. И сказала Елена Прекрасная, что помнит. И посадила Ивана царевича рядом и во дворец повезла. А царь узнав правду хотел старших братьев казнить, да отговорил его Иван. Выдали за Петра царевну серебряного царства, а за Василия - медного.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Медное, серебряное и золотое царства"

МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВА

Русская народная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него была жена Настасья-золотая коса и три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич.

Пошла раз царица со своими мамушками и нянюшками прогуляться по саду. Вдруг налетел Вихрь, подхватил царицу и унес неведомо куда. Царь запечалился, закручинился, да не знает, как ему быть.

Вот подросли царевичи, он им и говорит:

Дети мои любезные, кто из вас поедет свою мать искать?

Собрались два старших сына и поехали. И год их нет, и другой их нет, вот и третий год начинается… Стал Иван-царевич батюшку просить:

Отпусти меня матушку поискать, про старших братьев разузнать.

Нет, - говорит царь, - один ты у меня остался, не покидай меня, старика.

А Иван-царевич отвечает:

Все равно, позволишь - уйду и не позволишь - уйду.

Что тут делать? Отпустил его царь.

Оседлал Иван-царевич своего доброго коня и в путь отправился. Ехал-ехал… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Доехал до стеклянной горы. Стоит гора высокая, верхушкой в небо уперлась. Под горой - два шатра раскинуты: Петра-царевича да Василия-царевича.

Здравствуй, Иванушка! Ты куда путь держишь?

Матушку искать, вас догонять.

Эх, Иван-царевич, матушкин след мы давно нашли, да на том следу ноги не стоят. Пойди-ка попробуй на эту гору взобраться, а у нас уже моченьки нет. Мы три года внизу стоим, наверх взойти не можем.

Что ж, братцы, попробую.

Полез Иван-царевич на стеклянную гору. Шаг наверх ползком, десять - вниз кубарем. Он и день лезет, и другой лезет. Все руки себе изрезал, ноги искровянил. На третьи сутки долез до верху.

Стал сверху братьям кричать:

Я пойду матушку отыскивать, а вы здесь оставайтесь, меня дожидайтесь три года и три месяца, а не буду в срок, так и ждать нечего. И ворон моих костей не принесет!

Отдохнул немного Иван-царевич и пошел по горе. Шел-шел, шел-шел. Видит - медный дворец стоит. У ворот страшные змеи на медных цепях прикованы, огнем дышат. А подле колодец, у колодца медный ковш на медной цепочке висит. Рвутся змеи к воде, да цепь коротка.

Взял Иван-царевич ковшик, зачерпнул студеной воды, напоил змей. Присмирели змеи, улеглись. Он и прошел в медный дворец. Вышла к нему медного царства царевна:

Я Иван-царевич.

Что, Иван-царевич, своей охотой или неволей зашел сюда?

Ищу свою мать - Настасью-царицу. Вихрь ее сюда утащил. Не знаешь ли, где она?

Я-то не знаю. А вот недалеко отсюда живет моя средняя сестра, может, она тебе скажет.

И дала ему медный шарик.

Покати шарик, - говорит, - он тебе путь-дорогу до средней сестры укажет. А как победишь Вихря, смотри не забудь меня, бедную.

Хорошо, - говорит Иван-царевич. Бросил медный шарик. Шарик покатился, а царевич за ним вслед пошел.

Пришел в серебряное царство. У ворот страшные змеи на серебряных цепях прикованы. Стоит колодец с серебряным ковшом. Иван-царевич зачерпнул воды, напоил змей. Они улеглись и пропустили его. Выбежала серебряного царства царевна.

Уже скоро три года, - говорит царевна, - как держит меня здесь могучий Вихрь. Я русского духу слыхом не слыхала, видом не видала, а теперь русский дух сам ко мне пришел. Кто ты такой, добрый молодец?

Я Иван-царевич.

Как же ты сюда попал: своей охотой или неволей.

Своей охотой - ищу родную матушку. Пошла она в зеленый сад гулять, налетел могучий Вихрь, умчал ее неведомо куда. Не знаешь ли, где найти ее?

Нет, не знаю. А живет здесь недалеко, в золотом царстве, старшая сестра моя - Елена Прекрасная. Может, она тебе скажет. Вот тебе серебряный шарик. Покати его перед собой и ступай за ним следом. Да смотри, как убьешь Вихря, не забудь меня, бедную. Покатил Иван-царевич серебряный шарик, сам вслед пошел.

Долго ли, коротко ли - видит: золотой дворец стоит, как жар горит. У ворот кишат страшные змеи, на золотых цепях прикованы. Огнем пышут. Возле колодец, у колодца золотой ковш на золотых цепях прикован.

Иван-царевич зачерпнул воды, напоил змей. Они улеглись, присмирели. Зашел Иван-царевич во дворец; встречает его Елена Прекрасная - царевна красоты неописанной:

Кто ты таков, добрый молодец?

Я Иван-царевич. Ищу свою матушку - Настасью-царицу. Не знаешь ли, где найти ее?

Три царства - медное, серебряное и золотое - Русская народная сказка - Русские сказки

Три царства - медное, серебряное и золотое

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына- царевича.

Сотряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю большой сын:

Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку.

Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было.

Стал второй сын проситься:

Батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось мне посчастливится найти и брата и матушку.

Царь благословил; он поехал и тоже без вести пропал - словно в воду канул.

Приходит к царю меньшой сын Иван-царевич:

Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу; авось разыщу и братьев и матушку.

Поезжай, сынок!

Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал, ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: “Куда теперь путь держать?”

Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы - все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду.

Много ли, мало ли они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Искупались девицы, вышли на берег, начали одеваться - одного кушачка нет.

Ах, Иван-царевич, - говорит красавица, - отдай мой кушачок.

Скажи прежде, где моя матушка?

Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди.

Иван-царевич отдал ей кушачок и пошел вверх по морю; тут повстречал своих братьев, поздоровался с ними и взял с собою.

Идут они вместе берегом, увидали серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную.

Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, благословите меня вместо отца, вместо матери; опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка.

Братья его благословили, он сел на рели, полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало - ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою.

Шел-шел, шел-шел, увидал медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами, - городками с пригородками.

Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. - Куда идешь, куда путь держишь?

Иду свою матушку искать.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он хитер и мудёр, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей середней сестре - что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь. Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство; там сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства:

Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нонче русский дух воочью проявляется! Что, Иван-царевич, отдела пытаешь али дела пытаешь?

Ах, красная девица, иду искать матушку.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре - что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?

Приходит Иван-царевич к золотому царству; там сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства - такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она:

Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?

Иду матушку искать.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина. А ты не бери; проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.

Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хотелося; а делать было нечего - попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.

Шел, шел приходит к жемчужному царству. Увидала его мать, обрадовалась и крикнула:

Мамки-няньки! Подайте моему сыну зелена вина.

Я не пью простого вина, подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корку.

Выпил трехгодовалого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.

Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича- и сделался мрачней темной ночи; опустился к чану и стал тянуть бессильную воду.

Тем временем Иван-царевич пал к нему на крылья; Ворон Воронович взвился высоко-высоко, носил его и по долам, и по горам, и по вертепам, и облакам и начал спрашивать:

Что тебе нужно, Иван-царевич? Хочешь - казной наделю?

Ничего мне не надобно, только дай мне посошок-перышко.

Нет, Иван-царевич! Больно в широки сани садишься. И опять понес его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам. Иван-царевич крепко держится; налег всею своей тяжестью и чуть-чуть не обломил ему крылья.

Несмотря на то, что сказки в нашем представлении — это то, что осталось глубоко в детстве, это совсем не так, т.к. в них скрыт глубокий символизм. Рассмотрим его на примере русской сказки «Три царства » — о путешествии Героя (царевича) по трем подземным царствам, медному, серебряному и золотому.

Один из ведущих религиоведов и культурологов современности Мирча Элиаде разделяет все мифы и сказания мира на 2 основные категории:

  1. Космогонические мифы, касающиеся непосредственно жизни народа, его происхождения и быта, т.е. «истинные сказания»
  2. Сказки и басни, не привносящие никакого влияния на человека и его деятельность, т.е. «вымышленные сказания».

Мы будем обсуждать и те, и другие. Человечество имеет не такую уж долгую историю, и слишком недавно в ней события стали происходит достаточно быстро, чтобы так легко можно было позабыть прошлое. Только в XIX веке прогресс начал набирать обороты, до этого жизнь была слишком медленной, размеренной и устоявшейся. Мы даже можем условно поделить всю человеческую историю на условные возрасты. Так первобытный строй — это ранний возраст; древний мир, античность — детство; средневековье — подростковый возраст. И только последние 150-200 лет человечество начало взрослеть. Так не рано ли мы забываем свое детство и сказки, которые сопутствуют ему и закладывают основы будущего? Не говоря уже о том, что сказкотерапия — один из методов психологической работы как с детьми, так и со взрослыми.

Три царства — медное серебряное и золотое

На меня в детстве большое впечатление произвела русская народная сказка «Три царства — медное, серебряное и золотое «. Сказка с непривычным жестоким концом. Напомню краткое содержание: «Жил-был царь с царицей и было у них 3 сына. Однажды царицу утащил злой дух, и старшие братья отправились на поиск матери. Когда они не вернулись, настал черед младшего. В своих поисках он вышел к морю, где купались юные девушки. Войдя в воду, они превращались в птиц-колпиц. Царевич похитил пояс одной из девушек, чтобы она взамен рассказала ему, где скрывается его мать. Царица оказалась в плену у отца девушки, могущественного колдуна, и девушка рассказала, как его найти. И отдала маленькую птичку-проводника. За морем царевич встретил своих братьев, дальше они отправились на поиски уже вместе. Птичка приводит братьев ко входу в подземелье, находящемуся под тяжелой железной плитой. Старшие братья помогают царевичу спустится, и его путь продолжается 3 года. В своем путешествии он проходит 3 царства: медное, серебряное и золотое, и в каждом из них находит царевну, которая оказывается красивее и мудрее предыдущей (последняя — это девушка с берега моря). Царевны рассказывают ему, как победить их отца. Царевич находит мать, которую злой дух склоняет к браку и задаривает золотом и украшениями. Сын освобождает мать, убивает духа и забирает с собой всех царевен. Братья помогают всем подняться наверх, но потом, позавидовав успеху младшего, сбрасывают его обратно вниз. Все остальные возвращаются домой. Братья женятся на двух первых царевнах, а царь, влюбившись в царевну золотого царства, приказывает казнить жену, чтобы снова женится. Царевна предлагает ему искупаться в чане с молоком, чтобы омолодится. Царь погибает, а вернувшийся царевич мстит братьям, берет в жену царевну и становится новым царем».

Сказка Три царства — медное серебряное и золотое

Когда сжимаешь размеренное повествование в краткий пересказ, то в глаза бросается множество деталей, которые заставляют задуматься. В сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» первое, что режет глаз — почему царевны так легко предают отца? Затем — то, что царица, хотя и не принимает предложение злого духа, тем не менее с удовольствием берет от него подарки. И почему так долго — 3 года — длится путешествие? Почему царевичи пытаются убить родного брата? Почему царь приказывает так жестоко расправиться с женой, родившей ему 3-х сыновей, на поиски которой он их всех отправил (оставшись без наследника) и которая ни в чем перед ним не виновата? И почему царевич спокойно празднует свадьбу, когда только что погиб его отец?

На самом деле у всех этих вопросов есть рациональное и глубокое объяснение. Анна Бену, например, приводит подробный анализ всех используемых в сказках символов и метафор.

Девушка у моря рассказывает как найти отца, потому что царевич похищает ее кушачок. Пояс в традиционном русском костюме — это оберег, линия, замкнутая в круг — символ организации хаоса и эмоциональной сферы. С пропажей пояса, девушка теряет свою защиту и вынуждена рассказать правду.

Три года — это 3 уровня — разума, эмоций и действий. А 3 царства спрятаны под железной плитой — символом прочной материи, скрывающей вход в сферу подсознания. Куда и проникает царевич.

Медное серебряное и золотое царство — это ключевые этапы развития Героя.

Медное царство — ассоциация с медным зеркалом Венеры — символ красоты, вдохновения и творчества.

Серебряное царство — символ луны и ночи. Луна отражает свет солнца-истины. Поэтому серебряное царство — символ мудрости, луны, приоткрывающей тайну знаний.

Золотое царство — символ солнца, царство истины. Именно здесь царевич получает знание, как победить злого духа.

Братья убивают царевича, потому что они не прошли через преображение и поиск истины, которые испытал младший брат. Они — символ рассудочной деятельности и не могут правильно оценить то богатство знаний, который принес царевич.

Царь (символ сознания) убивает вернувшуюся царицу , потому что она (символ эмоциональной сферы) пострадала от влияния злого духа, принимая его подарки. Она смиренно находилась в плену, не пытаясь выбраться, как душа не способна выбраться из оков, ее ограничивающих.

И, наконец, царевич спокойно садится на трон только что погибшего отца, потому что это абсолютно логично. Старый царь — старое, инертное, отжившее сознание (на подобии того, как старики обычно не готовы к открытию ничего нового) и его брак с царевной золотого царства — царства света истины и открытий — невозможен. А царевич — молодое, юное сознание, открытое свежим идеям. Новое приходит на место старого, как и должно быть.

Как вы видите, за простым, казалось бы, повествованием скрыт глубокий символизм и смысл. Мы будем еще много говорить на эту тему, потому что она поистине неисчерпаема. А кроме того помогает найти путь к себе.

(При написании статьи частично использованы материалы книги Анны Бену «Танцующие с волками»)