Генеалогическое древо шереметьевых. Граф Николай Петрович Шереметев: биография

С давних времён среди представителей высшей российской аристократии находились меценаты, способствовавшие развитию отечественного искусства. Их деятельность дала возможность раскрыться многим народным талантам, способствовавшим подъёму на новый уровень духовной жизни страны. Среди них был и граф Николай Петрович Шереметев, биография которого стала основой для написания этой статьи.

Наследник несметных богатств

Николай Петрович Шереметев родился 9 июля 1751 года. Волею судьбы он стал наследником одного из богатейших и знатнейших дворянских родов России. Его отец - Пётр Борисович, глава рода Шереметевых - стал обладателем одного из самых больших состояний в стране, выгодно женившись на дочери видного государственного деятеля, канцлера России - князя А. М. Черкасского.

В своё время он был широко известен как меценат и покровитель искусства. В принадлежавших Петру Борисовичу и Москвы хранились ценнейшие коллекции живописи, фарфора и ювелирных изделий. Однако его главную славу составлял домашний театр, представления которого не гнушались посещать порой даже члены царствовавшего Дома.

Воспитываясь в семье, где сценическое искусство воспринималось как одно из высших проявлений духовности, его сын Николай с ранних лет полюбил сцену и в возрасте 14 лет уже дебютировал, исполняя партию бога Гименея. Вместе с ним в спектаклях отцовского театра принимал участие и его друг - наследник престола цесаревич Павел.

Заграничный вояж молодого графа

В 1769 году Николай Петрович Шереметев отправился в Европу, где, как представитель знатнейшего и богатейшего российского рода, был представлен при дворах Франции, Пруссии и Англии. Завершил он своё путешествие в Голландии, где поступил в одно из наиболее престижных учебных заведений того времени - Лейденский университет.

Но не одним академическим дисциплинам посвящал своё время молодой граф. Вращаясь в высших кругах европейского общества, он лично познакомился со многими передовыми людьми той эпохи, среди которых были знаменитые композиторы Гендель и Моцарт. Кроме того, воспользовавшись случаем, Николай Петрович основательно изучил театральное и балетное искусство, а также усовершенствовался в игре на фортепиано, виолончели и скрипке - инструментах, владению которыми обучался с детства.

Отъезд в Москву

По возвращении в Россию Николай Петрович Шереметев был назначен директором Московского банка и был вынужден сменить парадный Санкт-Петербург на тихую и патриархальную Москву. Известно, что императрица Екатерина II, опасаясь возможности государственного переворота, под благовидными предлогами удаляла из столицы всех друзей и возможных сообщников своего сына, цесаревича Павла. Поскольку с наследником престола Шереметева связывала давняя дружба, он также попал в число нежелательных при дворе персон.

Оказавшись в этой «почётной ссылке», Николай Петрович не счёл себя обделённым судьбой, а, воспользовавшись случаем, приступил к строительству нового помещения театра в подмосковном родовом имении Кусково. С этого времени крепостной театр Шереметевых стал давать представления на двух сценах - в ранее возведённой пристройке к их дому на Никольской улице и во вновь отстроенном здании в Кусково (фото последнего помещено ниже).

Крепостной театр графа Шереметева

По свидетельству современников, с уровнем постановок шереметевской труппы не могли конкурировать спектакли ни одного крепостного театра России тех лет. Благодаря знаниям, приобретённым за границей, Николай Петрович умел обеспечить высокое художественное оформление представлений, а также создать профессиональный оркестр. Особое же внимание уделялось составу труппы, набранной из принадлежавших ему крепостных.

Набрав артистов из числа наиболее одарённых крестьян, граф не жалел сил и средств на обучение их сценическому мастерству. В качестве педагогов выписывались профессиональные актёры императорского Петровского театра. Кроме того, новоявленных актёров граф Николай Петрович Шереметев отправлял учиться за свой счёт не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, где они, помимо основных дисциплин, занимались иностранными языками, литературой и стихосложением.

В результате на спектакли Кусковского театра, открывшегося в 1787 году, съезжалась вся аристократическая Москва, а также столичные гости, включая членов царствовавшей семьи. Популярность его труппы была столь велика, что владельцы прочих частных московских театров жаловались городскому голове на то, что ради своей забавы граф - человек и без того сказочно богатый - отбивает у них зрителей и лишает дохода. Между тем для Николая Петровича служение Мельпомене никогда не было забавой. Теперь же театр стал главным делом всей его жизни.

Архитектурное наследие графа

Ещё одним увлечением графа Шереметева была архитектура. Располагая достаточными средствами, за два десятилетия он построил много сооружений, признанных истинными шедеврами русского зодчества. Среди них театрально-дворцовые комплексы в Останкино и Кусково, дома в Гатчине и Павловске, Странноприимный дом в Москве (фото выше), Фонтанный дом в Санкт-Петербурге и целый ряд иных сооружений, включая несколько православных храмов.

Период царских милостей

Крутой поворот в жизни графа наступил в 1796 году, когда после смерти Екатерины II российский престол занял её сын Павел. Ощущая к Шереметеву, как к другу своего детства, искреннюю привязанность, он одним из первых своих указов пожаловал ему чин обер-гофмаршала и ввёл его, таким образом, в число наиболее влиятельных государственных сановников.

С этих пор ордена, звания, привилегии, дарственные имения и прочие царские милости сыпались на него одна за другой. С 1799 года он - директор императорских театров, а ещё через некоторое время - начальник Пажеского корпуса. Однако в эти годы совсем иного пытался добиться от императора Шереметев, и как раз об этом пойдёт дальнейший рассказ.

Любовь к крепостной актрисе

Дело в том, что к своим 45 годам граф Шереметев Николай Петрович был не женат. Обладая колоссальным состоянием, которое делало его богаче самого императора, и отменной внешностью, граф являлся самым завидным женихом в России, о браке с которым мечтали многие невесты из высших слоёв общества.

Однако сердце графа прочно заняла крепостная актриса его театра Прасковья Жемчугова. Обладавшая удивительной природной красотой и замечательным голосом, она тем не менее в глазах общества оставалась всего лишь крепостной девкой - дочерью сельского кузнеца.

Когда-то в детстве граф заметил эту голосистую девчушку и, дав ей достойное воспитание, сделал первоклассной актрисой, таланту которой без устали рукоплескали самые взыскательные зрители. Её настоящая фамилия - Ковалёва, Жемчуговой же её сделал сам граф, сочтя такой сценический псевдоним более звучным.

Препятствия на пути к браку

Однако существовавшие традиции не позволяли им узаконить отношения. С точки зрения аристократии, одно дело - наслаждаться пением крепостной актрисы, и совсем другое - позволить ей войти в высший свет, признав в ней ровню. Немаловажную роль сыграли и протесты многочисленной родни графа, видевшей в Прасковье претендентку на наследство. Любопытно отметить, что в ту эпоху люди актёрской профессии вообще имели настолько низкий статус, что их даже было запрещено хоронить в церковной ограде.

Разумеется, в такой обстановке брак был невозможен. Единственный выход из сложившейся ситуации могло бы дать высочайшее дозволение, с просьбой о котором Шереметев обратился лично к императору, надеясь на то, что Павел I сделает для него исключение из общего правила. Однако даже память о детской дружбе не заставила самодержца нарушить порядок, устоявшийся веками.

Желанный, но недолгий брак

Лишь после убийства заговорщиками Павла I граф сумел осуществить задуманное, подделав документы своей невесты, в результате чего Прасковья Жемчугова стала значиться польской дворянкой Параскевой Ковалевской. Александр I, сменивший на престоле своего отца, дал Шереметеву согласие на брак, но и в этом случае венчание было тайным, состоявшимся 8 ноября 1801 года в одной из небольших московских церквей.

В 1803 году в семье Шереметевых родился сын, получивший во святом крещении имя Дмитрия. Однако радость отца скоро обернулась скорбью: через двенадцать дней после появления на свет ребёнка скончалась его жена Прасковья, так и не сумевшая оправиться после родов.

Постройка Странноприимного дома

С давних времён на православной Руси бытовал такой обычай: когда умирал близкий человек, во упокоение его души тратиться на богоугодные дела. Добровольные пожертвования могли быть разными - всё зависело от материальных возможностей. Шереметев же в память о почившей супруге построил в Москве Странноприимный дом, в помещении которого сегодня располагается НИИ скорой помощи им. Склифосовского (фото № 4).

Работы по сооружению этого хорошо известного москвичам здания проводились под руководством выдающегося архитектора итальянского происхождения - Джакомо Кваренги, являвшегося страстным поклонником и ценителем таланта покойной актрисы. Созданный исключительно для неимущих и обездоленных людей, Странноприимный дом был рассчитан на содержание в нём 50 больных, получавших стационарное лечение, а также 100 «призреваемых», то есть нищих, не имевших средств к существованию. Кроме того, там же располагался приют для 25 девочек-сирот.

Чтобы обеспечить финансирование этого заведения, граф положил в банк на его счёт достаточный по тем временам капитал, а также отписал на содержание Странноприимного дома несколько сёл с крепостными душами. Кроме прямых расходов, из этих средств, согласно завещанию графа, следовало помогать попавшим в беду семьям и ежегодно выделять определённые суммы на приданое для малоимущих невест.

Конец жизни графа

Скончался Николай Петрович 1 января 1809 года, лишь на шесть лет пережив свою супругу. Последние годы жизни он провёл в своём петербургском дворце, известном как Фонтанный дом (фото, завершающее статью). Его прах, покоящийся в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, был предан земле в простом дощатом гробу, поскольку все деньги, отпущенные на похороны, граф завещал раздать бедным.

Шереметьев Борис Петрович (1652-1719), граф (1706 г.), российский полководец и дипломат.

Родился 5 мая 1652 г. в Москве. Старший отпрыск знатного рода московских воевод. До 18 лет жил с отцом. Учился в отвоёванном у поляков Киеве, затем быстро выдвинулся при дворе. В 1682 г. стал боярином.

Счастливо женился на Евдокии Алексеевне Чириковой (1671 г.), вторично - на вдове своего дяди, Анне Петровне Нарышкиной (урождённая Салтыкова, 1712 г.).

Совместно с В. В. Голицыным провёл переговоры о Вечном мире с Польшей (6 мая 1686 г.). В Крымском походе 1689 г. тяжёлая кавалерия Шереметева дважды была потрёпана татарами. В 1695 г. он с помощью пушкарей и инженеров снёс все турецкие крепости на Днепре до Очакова.

В 1700 г. под Нарвой шереметевская конница не была разбита Карлом XII, но её смяла собственная бегущая пехота. Собрав остатки дивизий генерала А. А. Вейде и адмирала Ф. А. Головина, Шереметев организовал активную оборону, подтянул драгун и перешёл в наступление.

В сражении у мызы Эрестфер 8-тысячный корпус генерала Шлиппенбаха был разбит Шереметевым. Ободрённый первой победой над шведами, Пётр I пожаловал полководцу чин генерал-фельдмаршала и орден Андрея Первозванного (1701 г.).

По требованию Шереметева царь согласился отложить боевые действия до завершения формирования драгунских полков и конной артиллерии. Летом 1701 г. 30-тысячный корпус фельдмаршала вновь наголову разгромил Шлиппенбаха, занял города Верден и Мариенбург (современный Алуксне в Латвии).

Под его командованием русская армия взяла Нотебург (современная Петрокрепость в Ленинградской области), Ниеншанц, Копорье и совершила Эстляндский поход (1702 г.).

В 1704 г. армия Шереметева взяла Дерпт (современный Тарту в Эстонии) и прикрывала осаду Нарвы. С 8-тысячным отрядом полководец совершил глубокий рейд к Митаве (современная Елгава в Латвии) и выдержал жестокое сражение с армией генерала Левенгаупта (1705 г.).

В 1706 г. получил титул графа.

Под Полтавой Шереметев командовал центром армии (1709 г.). Затем возглавлял военные действия в Прибалтике, участвовал в неудачном Прутском походе (май - июнь 1711 г.) и ездил в Стамбул для заключения мира, водил армию в герцогства Померания и Мекленбург на побережье Балтийского моря. Во время суда над царевичем Алексеем отказался подписывать смертный приговор.

Шереметев был храбр и любим солдатами, он стал одним из героев народных песен времён Северной войны (1700-1721 гг.).

Оценить ход реконструкции усадьбы и парка «Останкино» из штата Калифорния приехал потомок рода Шереметевых с супругой. Его предок, русский дворянин и меценат XVIII-XIX веков Николай Шереметев , чью усадьбу сейчас реставрируют, создал в ней деревянный дворцовый театр и даже женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой .

Графские развалины

Внутри бывшая дворянская усадьба и впрямь напоминает развалины: в полумраке видны голые стены — большинство картин сняты, повсюду аккуратно разложены элементы интерьера XVII-XIX веков. Шереметевы переходят из зала в зал, каждый шаг отзывается скрипом старого паркета.

В России граф Георгий Шереметев бывает часто. По-русски он говорит чисто и как-то по-книжному. «Исторические корни легко не выдернешь. Они внутри, мы стараемся хранить традиции рода. И детей приучаем любить историческую родину, — рассказывает граф, поднимаясь по ступеням в очередной зал усадьбы. — Все Шереметевы были настоящими патриотами и преданы своей стране — за веру, царя и Отечество…»

Дальняя часть усадьбы густо заросла лесом. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Жена графа тоже из дворянского родаРевуцких . По профессии она искусствовед, преподаёт историю искусства в Сан-Франциско. Про своих детей Мария Николаевна говорит, что они «очень русские», и в доме Шереметевых принято общаться на этом языке.

«А тут что — газета выглядывает?» — граф оборачивается к директору музея-усадьбы Геннадию Вдовину , показывая на отверстие в фанерной стене. «В прежние времена газеты на стены клеили вместо шпаклёвки и грунтовки, — отвечает тот. — Видимо, ещё дореволюционная». Графу явно интересны «русские технологии» оклейки обоев. Он достаёт из кармана небольшой фонарик, светит на стену. «Нет, — разочарованно качает головой, — советская». На пожелтевшем листе хорошо читается: «Новый рекорд фрезеровщика орденоносца тов. Гудова… Требуйте в книжных магазинах. 25 копеек». Идём дальше.

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Театр и крепостная Параша

Знаменитый на весь мир частный театр графа Николая Шереметева представляет собой небольшую комнату. Именно на этой площадке играла в составе труппы крепостных будущая жена графа Прасковья Жемчугова. Костюмы и декорации не сохранились — во время войны 1812 года сгорел флигель с гардеробной. В глубине зала видна лишь римская колесница — один из уцелевших реквизитов.

Зато сохранилось машинное отделение с механическими приспособлениями театрального дела XVIII века — машинами грома и дождя. «Смотрите, как просто, — директор музея отводит Шереметевых в угол зала. — Тут с потолка идёт узкий колодец с жестяными пластинами в стенах. Шум дождя получали, когда сверху сыпали горох».

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Его реконструкция почти завершена. В данный момент администрация музея занимается восстановлением старых деревьев. Через пять лет обновлённое дворянское гнездо Шереметевых откроет двери для всех.

«Устроили тут Химкинский лес»

Другая часть поместья Шереметевых, парк «Останкино», тоже находится на реконструкции. Граф Шереметев следит за ходом работ с декабря. Парк будет состоять из современной части с игровыми площадками и зоной вай-фай и исторической части — дореволюционной и советской.

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Придя сюда полгода назад с проектом реконструкции, мы ужаснулись», — вспоминают архитекторы. Культурный памятник был плотно застроен кафе, деловыми офисами и целыми развлекательными комплексами с площадками для пейнтбола. «Помните, здесь кафе стояло?» — обращается к Шереметеву главный архитектор реставрации Андрей Коровянский. «Помню, помню», — кивает тот. «Снесли, — в голосе архитектора звучит насмешка. — Когда мы сказали, что будем сносить незаконные постройки, над нами посмеялись».

Появляется очередное кафе с характерным названием «Лав». С балкона доносится шансон и отборный мат. «В этом месте заканчивается променадная часть парка, гранит под ногами меняется на серую плитку», — невозмутимо продолжает Коровянский. Тут прямо на дворцовую аллею въезжает джип и упирается в Шереметевых. Граф галантно предлагает супруге руку. Не глядя в сторону «Лав», они удаляются вглубь парка.

Внутри усадьба действительно похожа на графские развалины. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Дальняя его часть заросла лесом. Вернуть сюда пейзажный парк с лужайками и открытыми пространствами можно только после вырубки поросли. «Решаем этот вопрос с экологами: по законам Москвы, ствол толще 8 сантиметров считается деревом, трогать его запрещено, — объясняет архитектор. — Но чтобы открыть пейзажи, парк нужно чистить. Иначе исторических дубов просто не видно, хотя в советские годы между ними в футбол играли». Старые деревья отмечены маркерами в виде штрих-кодов, каждое стоит на учёте у экологов.

«Тут ещё вот какое дело. Только раздастся звук топора — сразу появятся политические активисты с лозунгами вроде «Не дадим загубить Останкинский парк», — Андрей Коровянский машет рукой в сторону города. — Мы это уже проходили, когда детскую площадку в новой части делали. Устроили нам тут Химкинский лес. Сначала из «Яблока» пришли. Потом, правда, Митрохин увидел, как происходит реконструкция, и стал помогать. Следом появились «защитники леса» из КПРФ и «Женщин России». Давайте, кричат, защищать парк Останкино. От чего защищать, сами не знают…» На протяжении эмоционального монолога архитектора граф Шереметев хмурится, потом долго молчит. «Я понимаю… — произносит он наконец. — Да, понимаю».

В этой усадьбе находится знаменитый театр графа Николая Шереметева. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«С каждым поколением всё труднее сохранять русские традиции»

За самоваром и блинами в кафе «Русский чай» Георгий Шереметев рассказывает журналистам о непростых отношениях с прошлым. «Здесь земля наших предков. Мы рады бывать в России и приобщаться к условиям, в которых они жили и которые перевезли за границу. В Америке сохранять традиции нелегко. Происходит ассимиляция, отражается на следующих поколениях», — рассуждает граф. Загибая пальцы, он перечисляет имена своих детей — Александр, Николай, Ариадна, Тамара. Мужские имена Георгий и Александр в семье Шереметевых передаются старшим сыновьям через поколение.

После обеда прогулка Шереметевых по владениям предков продолжилась. В нехоженой части парка, где нет дорог, графине пришлось идти по грязи. «Как пахнет лесом. Правда, хорошо?» — говорила она, обходя лужи. Шереметев здоровался за руку со встречающимися рабочими. Те отряхивались, протягивали руку и удивлённо провожали взглядом мужчину в светлом костюме.

Справка АиФ.ru

Усадьба «Останкино» графа Николая Петровича Шереметева, построенная в конце XVIII века архитекторами Д. Кваренги, Ф. Кампорези и другими, была названа жемчужиной Подмосковья сразу после завершения строительства.

Обновленная дворянская усадьба Шереметевых откроется через пять лет. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Останкино» — один из ключевых объектов культурного наследия столицы. Так, помимо интерьеров и наружного убранства усадебного дворца в стиле зрелого классицизма, здесь находится единственный в мире деревянный дворцовый театр. В советское время дворянская усадьба была объявлена музеем творчества крепостных мастеров.

Сегодня в усадьбе идёт масштабная реставрация. Для работы над проектом реставрации усадьбы, включающей парковый ансамбль, планируется привлечь лучших специалистов крупнейших мировых парковых комплексов — Версаля (Франция) и Потсдама (Германия). После завершения реставрации дворца и территории парка усадьба будет развиваться как единый комплекс. Полный цикл реставрационных работ по музею-усадьбе «Останкино» планируется завершить в 2015 году.

Корни рода Шереметьевых уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Все мы из истории помним Бориса Петровича Шереметева - знаменитого фельдмаршала, сподвижника Петра Первого. Но в этой статье мы расскажем не о нём, и даже не о его сыне, - Петре Борисовиче Шереметеве - генерале, сенаторе, камергере, много сил и средств потратившем на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля. Расскажем о внуке Бориса Петровича и сыне Петра Борисовича - графе Николае Петровиче Шереметьеве.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Граф получил отличное образование. План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке. Он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем. За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству. Благодаря ему выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр стал одним из лучших в России. Главной актрисой театра, "виновницей" его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова, дочь обыкновенного деревенского кузнеца. Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф Шереметев, полюбивший ее с первого взгляда, навсегда для себя решит: "Никогда и ни на ком не женюсь". Долгое время Шереметеву действительно не давали жениться на простолюдинке, и только император Александр I дал согласие на этот брак. Венчание состоялось в 1801 году. В 1803 году Параша Жемчугова - великая крепостная актриса, а затем графиня Шереметева - подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза.

В память о любимой жене граф построил в Москве Странноприимный дом. Ещё в конце 80-х годов Николай Петрович и Прасковья Ивановна "во взаимном и тайном согласии" задумали и начали устройство этого дома, чтобы "облегчить страждущих", тяжелую жизнь которых слишком хорошо знала графиня. Для застройки был выбран участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы.

Первоначальный проект Странноприимного дома выполнял талантливый русский архитектор из бывших крепостных Елизвой Назаров. Николай Петрович Шереметев хотел создать совершенно уникальное на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ учреждение. В апреле 1804 года состоялась закладка четырёх флигелей. Необычным в здании стало расположение внутри него церкви Святой Троицы - в Доме должны были заботиться не только о телах, но и о душах призреваемых. В росписи купола, среди ангелов, был изображен младенец Дмитрий - маленький сын Шереметева. Помещение церкви было отделано с особой пышностью. По грандиозности планов средства от графа потребовались фантастические - 2,5 миллиона рублей. И ещё 500 тысяч он внёс в Сохранную казну на содержание дома. Эта безмерная щедрость поразила современников.

К и без того знаменитой фамилии графа прибавилась теперь и другая - Милосердое. Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось полтора года спустя после смерти учредителя и было приурочено ко дню его рождения. К 1838 году в доме было 140 призреваемых. Благотворения Дома не ограничивались стенами богадельни и больницы. Ежегодные суммы отпускались на приданое невестам - "неимущим и осиротевшим", ежегодно проводилась беспроигрышная лотерея в пользу ста неимущих невест, которые при выходе замуж получали с шереметевского счёта от 50 до 200 рублей, на помощь обедневшим ремесленникам, на пособия на воспитание сирот и так далее.

Больница Странноприимного дома (Шереметевская больница) внесла весомый вклад в развитие клинической медицины России. В начале XIX века здесь базируется Московское отделение Медико-хирургической академии. С 1884 года Шереметевская больница становится клинической базой университета. Ведущие ученые России не только внедряют передовые методы лечения больных, но и создают основательный научный фундамент. В годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь: она принимала в своих стенах и первых раненых Бородинского сражения (в музее больницы хранится история болезни князя П.И. Багратиона), и пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов.

На посту попечителя Странноприимного дома сына Николая Шереметева, Дмитрия Николаевича, в свою очередь, сменил его сын - Сергей Дмитриевич Шереметев. Он также продолжил традиции благотворительности шереметевского рода. В течение четверти века главным смотрителем Странноприимного дома был Борис Сергеевич Шереметев, который скончался в этом же доме в глубокой старости в 1906 году.

В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома. Храм при больнице был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы. Дом превратился в обычную больницу. В 1919 году в помещении бывшего Странноприимного дома была организована Московская городская станция скорой помощи, а с 1923 года и по сей день здесь размещается один из корпусов НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского. На гербе Шереметевых начертано: "Бог сохраняет всё". Под этим девизом Шереметевы творили добро.

В нашей семье журнал "Наука и жизнь" выписывают с 60-х годов прошлого века. Я внимательно читаю все, что опубликовано под рубрикой "По Москве исторической". В 1997 году рассказывалось о Никольской улице. Цитирую: "На месте строения № 10 находился большой участок князей Черкасских, перешедший к Шереметевым как приданое Варвары Алексеевны Черкасской, вышедшей замуж за Б. П. Шереметева, в роду которого участок находился до самой революции.

Этот участок, как правило, сдавался внаем, и в 1862 году один из арендаторов, А. А. Пороховщиков, выстроил на нем по линии Никольской трехэтажный корпус для гостиницы, называвшейся "Шереметевское подворье".

Совсем недавно на месте Шереметевского подворья появился торговый центр "Шереметьевский". Мне кажется, что, следуя московским традициям, владельцы нового торгового центра должны были назвать его по-старомосковски, без мягкого знака. Хотелось бы знать, что думает на этот счет постоянный автор журнала Александра Васильевна Суперанская.

З. Михайлова (Москва).

Древний боярский, впоследствии графский род Шереметевых имеет общих предков с родом бояр Романовых, из которых в 1614 году был избран на царство Михаил Федорович, первый из династии Романовых. Предок обоих родов, согласно архиву Коллегии иностранных дел, звался Андрей Иванович Кобыла . Он был потомком прусского короля Вейдевута. Согласно преданию, отец его, устав от ратных дел, выехал со своим сыном и придворными на службу к русскому великому князю Александру Ярославичу Невскому. "По восприятии святого крещения дано ему имя Иоанн, а сыну Андрей Иванович, прозванный по просторечию Кобыла, от коего пошли Сухово-Кобылины, Романовы, Шереметевы, Колычевы, Яковлевы... У сего Андрея Ивановича был праправнук Андрей Константинович Шереметь (с мягким знаком на конце), коего потомки Шереметевы ".

Как отмечает известный языковед Николай Александрович Баскаков, имя Шереметь , безусловно, тюркское. Добавим, что в родословных записях российских князей и бояр часто присутствует элемент "выезда" из какой-нибудь страны или земли на службу к русскому князю или царю. Несмотря на официальную версию о прусских (западных) корнях, имя Шереметь говорит о связи этого рода с Востоком. Тот факт, что в русских грамотах имя Шереметь писалось с "мягким знаком" на конце, говорит о мягкости конечного т . А от мужских имен, оканчивающихся на мягкие согласные, притяжательные прилагательные и фамилии образовывались с суффиксом -ев : Шереметев , как Игорев , Лазарев , Кесарев .

Баскаков выдвинул несколько версий происхождения этого имени: а) от чувашского шеремет - "бедняга, бедненький, жалкий"; б) чувашское шеремет может быть заимствовано из персидского шэрмэнде - "сконфуженный, скромный, застенчивый"; в) от турецкого шеремет , восходящего к персидскому шир мэрд и относящегося к характеристике лошади: "имеющая легкий шаг" или "горячая (лошадь)". В роду Шереметевых многие имели "лошадиные" нехристианские имена, начиная с Андрея Ивановича Кобылы и его брата Федора, имевшего второе имя Шевляга - "кляча". Боярин Семен Александрович Кобылин имел нецерковное имя Жеребец ; г) наконец, имя Шеремет может происходить от тюркского имени Шеримбет , которое, в свою очередь, состоит из персидского шер/шир - "лев" и мусульманского имени Мухаммед - "достойный хвалы, похвалы".

В настоящее время в Москве живут две семьи с фамилией Шереметевы и более 70 семей с фамилией Шереметьевы , 16 семей с фамилией просто Шеремет (явно восточного происхождения) и четыре семьи с фамилией Шереметовы , образованной от имени или фамилии Шеремет , а также две семьи с фамилией Шеремета и одна - с фамилией Шеремето .

Фамилия Шереметьев образовалась от имени Шереметий , сравните: Василий - Васильев, Прокофий - Прокофьев. Фамилии, оканчивающиеся на -ьев , для русского языка более естественны.

То же самое касается географических названий. Евгений Михайлович Поспелов в своем словаре отмечает:

Остановочный пункт Шереметьевская Савеловского направления Московской железной дороги; открыт в 1901 году на землях, принадлежавших графскому роду Шереметевых, и получил название по фамилии землевладельцев;

Рабочий поселок Шереметьевский ; в середине XVIII века земли, на которых сейчас находится поселок, были приобретены графом П. Б. Шеремете вым, и на них выросло имение Шереметь ево.

Итак, у Е. М. Поспелова последовательно дается: фамилия Шереметев , географические названия Шереметьево , Шереметьевский .

Фамилию Шереметьевы носили принадлежавшие графам крепостные крестьяне: при отмене крепостного права и получении удостоверений личности (паспортов или справок) они могли быть записаны по фамилии своих прежних хозяев. И поскольку для русского словообразования типичнее форма Шереметьев , а документы выписывались крестьянам с их слов (до тех пор у них официальных документов не было), то, естественно, в новых документах преобладала форма Шереметьевы .

Теперь что касается вновь открытого пассажа. Если он посвящен графам Шереметевым (здесь находилось Шереметевское подворье), то должен быть Шереметевским . Если же он как-то связан с географическими названиями, то может быть назван Шереметьевским .