Поурочные планы по географии 8. Растительный и животный мир

  • Урок 1. Почему необходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом

Наша Родина на карте мира

  • Урок 2. Географическое положение России
  • Урок 3. Моря, омывающие берега России
  • Урок 4. Россия на карте часовых поясов
  • Урок 5. Как осваивали и изучали территорию России
  • Урок 6. Административно-территориальное устройство России
  • Урок 7. Обобщение и контроль знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

  • Урок 8. Особенности рельефа России
  • Урок 9. Геологическое строение территории России
  • Урок 10. Минеральные ресурсы России
  • Урок 11. Развитие форм рельефа

Климат и климатические ресурсы

  • Урок 12. От чего зависит климат нашей страны
  • Урок 13. Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России
  • Урок 14. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы
  • Урок 15. Климат своей местности

Внутренние воды и водные ресурсы

Почвы и почвенные ресурсы

  • Урок 19. Образование почв и их разнообразие
  • Урок 20. Закономерности распространения почв
  • Урок 21. Почвенные ресурсы России

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Раздел II. Природные комплексы России

Природное районирование

  • Урок 26. Разнообразие природных комплексов России
  • Урок 27. Моря как крупные природные комплексы
  • Урок 28. Природные зоны России
  • Урок 29. Разнообразие лесов России
  • Урок 30. Безлесные зоны на юге России
  • Урок 31. Высотная поясность

Природа регионов России

  • Урок 32. Особенности географического положения Восточно-Европейской (Русской) равнины. История освоения
  • Урок 33. Особенности природы Восточно-Европейской равнины
  • Урок 34. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины
  • Урок 35. Памятники природы Восточно-Европейской равнины
  • Урок 36. Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. Проблемы рационального использования
  • Урок 37. Особенности географического положения Кавказа
  • Урок 38. Особенности природы Кавказа
  • Урок 39. Особенности природы высокогорий
  • Урок 40. Природные комплексы Северного Кавказа
  • Вариант урока 40. Природный комплекс России – Крым
  • Урок 41. Природные ресурсы Северного Кавказа. Население
  • Урок 42. Особенности географического положения Урала. История освоения
  • Урок 43. Природные ресурсы Урала
  • Урок 44. Своеобразие природы Урала
  • Урок 45. Природные уникумы Урала
  • Урок 46. Экологические проблемы Урала
  • Урок 47. Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины
  • Урок 48. Особенности природы Западно-Сибирской равнины
  • Урок 49. Природные зоны Западно-Сибирской равнины
  • Урок 50. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения
  • Урок 51. Особенности географического положения Восточной Сибири
  • Урок 52. История освоения Восточной Сибири
  • Урок 53. Особенности природы Восточной Сибири. Климат
  • Урок 54. Природные районы Восточной Сибири
  • Урок 55. Байкал: история освоения, особенности природы, значение
  • Урок 56. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения
  • Урок 57. Особенности географического положения Дальнего Востока. История освоения
  • Урок 58. Особенности природы Дальнего Востока
  • Урок 59. Природные комплексы и природные уникумы Дальнего Востока
  • Урок 60. Природные ресурсы Дальнего Востока
  • Урок 61. Обобщение и контроль знаний по разделу «Природные комплексы России»

Раздел III. Человек и природа

  • Урок 62. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
  • Урок 63. Воздействие человека на природу
  • Урок 64. Рациональное природопользование. Охрана природы
  • Урок 65. Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека
  • Урок 66. География для природы и общества
  • Урок 67. Обобщение и контроль знаний по разделу «Человек и природа»

Итоговый контроль


  • Литература

В пособии предлагаются подробные поурочные планы по курсу «География. Природа России» в 8 классе к учебникам авторов Э.М. Раковской (М.: Просвещение) и И.И. Бариновой (М.: Дрофа). Помимо стандартного хода урока предлагаются различные дополнительные материалы, кроссворды, нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-викторины, урок-суд. Для проверки знаний учащихся к каждому уроку даны тестовые задания, географические диктанты, что позволяет сделать занятия интересными, насыщенными, а также использовать для дифференцированного обучения в классах разных типов.

Зарождение Земли. Догеологический этап развития планеты.
Цель: познакомить с гипотезами происхождения Земли.
Оборудование: слайды или презентации со снимками и изображениями Солнечной системы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Много веков люди смотрели в космос, мечтая разгадать тайну звезд, пытаясь понять, откуда они взялись. Сотни лет люди придумывали гипотезы образования Вселенной и человека, вместе с этим копилась база наблюдений за звездами.
- Изучите раздаточный материал и заполните таблицу.

Гипотеза Бюффона
В 1749 г. француз Бюффон в книге «Естественная история» предложил одну из первых космогонических гипотез, ставших известными в научном мире после того, как Коперник «поместил» Солнце в центр мира.
По мнению Бюффона, однажды большая комета столкнулась с Солнцем, благодаря чему произошел выброс солнечного вещества. Это вещество, разбившись на части, образовало планеты и их спутники.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Тематическое планирование 4
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
Урок 1. Введение. Роль географической науки в решении социальных и экономических задач/Источники географических знаний 13
Урок 2. Географическое положение России 16
Урок 3. Моря как крупные природные комплексы 20
Урок 4. Разница во времени на территории России 34
Урок 5. Решение задач на нахождение поясного времени 38
Урок 6. Как осваивали и изучали территорию России 40
Урок 7. Исследование территории России в XVIII-XIX вв. и в советские годы 43
РАЗДЕЛ 2. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Урок 8. Зарождение Земли. Догеологический этап развития планеты 48
Урок 9. Геологическое летоисчисление 55
Урок 10. Геологический этап развития Земли 59
Урок 11. Геологическое строение России. Складчатые области и платформы 61
Урок 12. Минеральные ресурсы России 65
Урок 13. Развитие форм рельефа 68
Урок 14. Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» 78
РАЗДЕЛ 3. КЛИМАТ
Урок 15. Факторы климатообразования. Солнечная радиация 84
Урок 16. Воздушные массы и их типы. Циркуляция воздушных масс 88
Урок 17. Атмосферные фронты. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны 92
Урок 18. Влияние океанов, рельефа на климат 99
Урок 19. Типы климатов России 105
Урок 20. Влияние климата на жизнь и деятельность человека 108
Урок 21. Обобщающий урок по теме «Климат» 114
РАЗДЕЛ 4. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ
Урок 22. Разнообразие внутренних вод России. Реки 120
Урок 23. Озера. Болота. Ледники. Вечная мерзлота. Подземные воды 125
Урок 24. Водные ресурсы. Охрана вод 134
Урок 25. Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России» 138
РАЗДЕЛ 5. ПОЧВЫ
Урок 26. Образование почв 143
Урок 27. Главные типы почв России и закономерности их распространения 147
Урок 28. Почвенные ресурсы России, меры по их сбережению 151
Урок 29. Обобщающий урок по теме «Почвы» 157
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР РОССИИ
Урок 30. Растительный мир России 160
Урок 31. Животный мир России. Охрана органического мира 164
Урок 32. Охрана биологических ресурсов 167
Урок 33. Обобщающий урок по теме «Органический мир России» 173
РАЗДЕЛ 7. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ
Урок 34. Природное районирование 177
Урок 35. Природные зоны России. Арктические пустыни, тундры, лесотундры 180
Урок 36. Лесные зоны России 185
Урок 37. Безлесные зоны на юге России 188
Урок 38. Субтропики. Высотная поясность 194
Урок 39. Обобщающий урок по теме «Природное районирование. Природные комплексы России» 196
РАЗДЕЛ 8. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ
Урок 40. Русская (Восточно-Европейская) равнина 200
Урок 41. Природные комплексы Русской равнины 206
Урок 42. Природные ресурсы Русской равнины 210
Урок 43. Кавказ 217
Урок 44. Природные комплексы Северного Кавказа 226
Урок 45. Урал 231
Урок 46. Своеобразие природы Урала 236
Урок 47. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала 243
Урок 48. Западная Сибирь 248
Урок 49. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения 254
Урок 50. Условия работы и быта человека в Западной Сибири 257
Урок 51. Восточная Сибирь 260
Урок 52. Природные комплексы Средней Сибири 270
Урок 53. Горы Южной Сибири 277
Урок 54. Озеро Байкал - жемчужина Сибири 279
Урок 55. Северо-Восточная Сибирь 286
Урок 56. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения 299
Урок 57. Дальний Восток 303
Урок 58. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы 305
Урок 59. Природные ресурсы Дальнего Востока 309
Урок 60. Природные комплексы России 311
Урок 61. Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России» 312
РАЗДЕЛ 9. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Урок 62. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека 317
Урок 63. Стихийные природные явления 323
Урок 64. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов 326
Урок 65. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России 329
Урок 66. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека 333
Урок 67. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России 336
Урок 68. Обобщающее повторение по курсу географии за 8 класс 339
ПРИЛОЖЕНИЯ 342
Список литературы 347.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, 8 класс, Поурочные планы по учебникам Раковской Э.М. и Баринова И.И., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    Ход урока:

    Стадия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Стадия “Вызов”:

    1. Разминка

    (активизация интереса)

    Учитель

    Прием «Корзина» идей, понятий.

    II. Стадия «Осмысление».

    Учитель : На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Восточно- Европейской равниной.

    Учитель:

    Учитель:

    Задание группам:

    1.

    Прием «ДЖИГСО»

    Учитель: Обсудите

    Учитель:

    Деление на группы

    ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК

    1. Географическое положение.
    2. Климат.
    3. Внутренние воды.

    Работа с картой.

    Учащиеся с каждой группы рассказывают о проделанной работе в другой группе.

    Учащиеся озвучивают полученные выводы:

    1. По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в Казахстане;
    2. Находится на западе Казахстана, на севере граничит с Общим Сыртом, затем граница совпадает с государственными границами России, на юге граничит с горами Мангыстау, на востоке расположены горы Мугоджары;

    Защиты, представление флипчартов, презентаций

    Работа с текстом на нахождение новых, интересных фактов.

    Выполнение заданий, ответы учащихся

    III. Cтадия “Рефлексия”

    Д.З. Разработайте маршрут путешествие по Восточно-Европейской равнине.

    Рефлексия «Дерево успеха».

    Если чувствую себя уверенно, то закрашивают человечка красным цвета, если сомневаюсь, то желтым, если нуждаюсь в помощи, то зелёным по изученной теме и уровень усвоения пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«поурочный план по географии 8 класс на тему: « Природно-территориальное районирование»»

«Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA »

Урок на тему: Восточно- Европейская равнина

Бояровой А.Н.

ГУ «Карабидайская основная

общеобразовательная школа»

Щербактинского района

Предмет: Физическая география Казахстана

Класс :8

Место урока: Тема « Природно-территориальное районирование».

Тема: «Восточно-Европейская равнина»

Тип урока : Урок изучения нового материала

Цель : 1.Формирование естественнонаучной грамотности через общепредметные умения о

взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.

Задачи:

    Определить физико-географическое положение Восточно- Европейской равнины, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно- следственные связи природных явлений;

    Продолжить формирование навыков определения ФГП, умения работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы;

    Формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.

Межпредметные связи : биология, экология, климатология.

Оборудование:

    физическая и тектоническая карты Казахстана, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины;

    атласы, учебники, контурные карты;

    типовой план изучения природного региона;

Ход урока:

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Стадия “Вызов”:

1. Разминка

(активизация интереса)

Учитель : На этой равнине веками развивались культура и хозяйство многих народов. Именно отсюда отправились в далекие края на восток и север русские землепроходцы. На ней расположены самые древние и славные города, проходили исторические битвы с монголо-татарами, тевтонскими рыцарями, армией Наполеона, немецко-фашистскими захватчиками. Прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. О какой равнине идет речь? Давайте соберем данные в нашу «Корзинку» об этой равнине.

Прием «Корзина» идей, понятий...

Это прием организации индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

В течении урока ребята вы будете работать с оценочным листом

Имя учащегося

Задание № 1

Задание № 2

Задание №3

Задание № 4

Самооценка

Итоговая оценка

Учащиеся слушают, записывают свои идеи, предлагают информацию виде стикеров с ответами в «Корзинку».

Знакомство с оценочным листом

II. Стадия «Осмысление».

Учитель : На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Восточно- Европейской равниной.

Но сначала посмотрите на спинки своих стульев, там наклеены стикеры разных цветов, давайте организуем группы.

Учитель: Какой план описания равнин вы можете предложить?

Учитель: Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.

Задание № 1. Работа в группах:

1. Где находится Русская равнина на территории Казахстана. Как она выделяется на физической карте? Каковы ее естественные рубежи?

2.Найдите в учебнике и запишите площадь Русской равнины на территории Казахстана.

3.Сделать вывод о географическом положении равнины.

Прием «ДЖИГСО»

Задание № 2.

Учитель: Обсудите

Географическое положение Русской равнины. С какими природными объектами граничит?

Задание № 3.

Учитель: Выделите части Восточно-Европейской равнины. Нанесите их на карту. Подпишите. (работа с флипчартом, презентациями по выбору)

Задание № 4

Деление на группы

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК

    Географическое положение.

    Геологическое строение и рельеф.

  1. Внутренние воды.