Сколько абхазов в мире. Введение

История

Абхазия-одно из древнейших государств Кавказа. В IV-V веках н.э.в Абхазии распространяется христианство из Византии, Абхазия имела тесные связи с Византийской империей. Несмотря на то,что и в древнейшее время эта территория была заселена предками абхазов,многие племена зихов переселялись с черноморского побережья Северного Кавказа в пределы современной Абхазии в VIII веке н.э.

Територия нынешней Западной Грузии в древнейшие времена называлась Колхида, с VIII века – Абхазия, а с XI века – Имерети, Аргвети (нынешняя Земо Имерети), Самокалако (окрестности Кутаиси и Имеретская равнина) и Одиши, т. е. Мегрелия. К северо-западу от Анакопии начиналась Абхазия, затем – Джикети. К югу от Одиши находились Гурия и Аджария.

Во второй половине VIII века абхазский эристав Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское царство сначала же было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владний и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX–X веков епископства расположеные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.

Впоследствии Абхазское царство было присоединено к Грузии. После распада Средневековой Грузии, Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).

Далее, в XVII-XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-кале. Малонаселённая Абхазия того времени(из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.

В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бег убил отца – Келеш-бега и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бег (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бега (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в свое подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми. Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бег (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года. Во время Кавказской войны 1817-64 более половины апсуа переселилось в Турцию и на Ближний Восток, где сохранились группы гумцев и цебельдинцев.

После революции 1917 г. Абхазия стала одним из субъектов независимой и небольшевистской Горской Республики. Спустя короткий промежуток времени, была занята войсками Демократической Республики Грузия. А с установлением Советской власти была создана отдельная Абхазская ССР в составе Закавказской СФСР, что было подтверждено в абхазской конституции 1925 года. Однако в 1931 году Абхазия была включена в состав Грузии на правах АССР, и с утроенной силой продолжился процесс заселения грузинами, преимущественно из Восточной Грузии.

Политика заселения Абхазии этническими грузинами, проводимая руководством Грузии, привела к тому, что по последней Всесоюзной переписи (1989г.) абхазы на своей Родине стали меньшинством 17%(93,3 тыс. чел.), а грузины составляли уже 45%(243 тыс. чел.). С развалом СССР грузинское руководство ликвидировало автономию, что привело к возникновению вооруженного конфликта , в результате которого Абхазию в массовом порядке покинули этнические грузины.

Общество

В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия : знать, дворянство , крестьяне (земледельческое население) и пастухи . При утверждении русской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба , княжеских фамилий.

К началу XX в. различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е гг. формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

Абхазские негры

Культура

Традиционная культура типична для народов Кавказа. В традиционном искусстве развиты ковроделие, плетение узорных поясов, вышивка (в том числе золотыми и серебряными нитями), гравировка и инкрустация по металлу, резьба и инкрустация по дереву и др.

Музыкальный фольклор

Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.

Специфическая особенность песен абхазов - большое количество асемантических слов и междометий.

Знаменитые абхазы

  • Георгий Гулиа
  • Евстафий Апсилский
  • Рауф Ашхарауа

См. также

  • Ардзинба, Владислав Григорьевич - первый президент Республики Абхазия

Литература

  • Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1965.
  • Хашба М. Абхазские народные музыкальные инструменты. Сухуми, 1967.
  • Хашба М. Жанры абхазской народной музыки. Сухуми, 1983.
  • Hewitt B.G. (ed.). The Abkhazians. A Handbook. London: Curzon Press, 1999.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ростовская область Ростовская область :
    851 (2010) , 689 (2002)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург :
    783 (2010) , 864 (2002)
  • Московская область Московская область :
    715 (2010) , 510 (2002)
  • Адыгея Адыгея :
    252 (2010) , 310 (2002)
  • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия :
    241 (2010) , 364 (2002)
  • Сирия Сирия :
    7500 человек (2014 год)
  • Грузия Грузия (без Абхазии и ЮО):
    3527 чел. (2002 год)

    Украина Украина :
    1458 чел. (2001 год)
    Иордания Иордания
    Ливан Ливан
    Египет Египет

    США США

    Крупные диаспоры имеются также в Турции , России , Сирии , Иордании , дисперсно - в странах Западной Европы и в США .

    По переписи 1989 года, численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии), по переписи 2003 года - 94,6 тыс. человек (44 % населения) , по переписи 2010 года - 122,1 тыс. человек (около 51 %) . В начале XXI века их общая численность в мире оценивается в 185 тыс. человек. Абхазы проживают в 52 странах мира .

    Наиболее распространённые религии - православие (с VI века) и ислам суннитского толка (с XV века).

    История

    Этногенез

    По этногенезу абхазов, как писал Инал-Ипа, существует несколько точек зрения: южная (малоазийская), северная (северокавказская) и местная (автохтонная) . Согласно другим изданиям в этногенезе абхазского народа можно выделить три подхода: автохтонный, миграционный и взаимодействие двух вышеназванных . К сторонникам автохтонной версии относились А. В. Фадеев, Л. И. Лавров и другие. Последний выдвинул «киммерийскую» гипотезу происхождения абхазо-адыгских народов, в соответствии с которой в доскифское время их предки входили в киммерийский союз племён (ахеи, зихи, гениохи и т. д.) и занимали территорию Северо-Западного Кавказа . Л. Лавров считал, что не все киммерийцы были вытеснены скифами, что часть из них, включая ахеев, зихов, продолжали обитать на Западном Кавказе. Он писал: «Так как эти племена являются несомненными предками нынешних абхазов, абазин, адыгейцев и кабардинцев, то эти последние четыре народа имеют основания выводить своё происхождение от восточной части киммерийских племён» . Эта гипотеза позднее была поддержана Н. Л. Членовым и С. Х. Хотко . Концепция автохтонности развивалась в 1970-1980-х годах в работах Инал-Ипа. Согласно его точке зрения ещё, по крайне мере в III веке до н. э., абхазо-адыгский этнокультурный массив сплошной полосой занимал всё восточной побережье Чёрного моря . Сомнения иного мнения придерживался Кисслинг, считавший, что черноморское побережье Кавказа было населено грузинскими племенами, поскольку керкеты, ахейцы и гениохи, по его мнению, были картвельского происхождения .

    Миграционная концепция имеет несколько версий происхождения абхазов. Согласно эфиопо-египетской гипотезе древние колхи с абхазами переселились на Кавказ из северо-восточной Африки. По другой версии абхазы - выходцы из Северного Кавказа, но поскольку данная точка зрения не соответствует археологическим и письменным источникам, то она была подвергнута критике . Какое-то время к этой версии склонялся академик И. А. Джавахишвили (но в целом он и С. Н. Джанашиа были сторонниками того, что продвижения как абхазо-адыгских, так и грузинских племён шло с юга на север) . Ещё одна гипотеза заключается в том, что предки абхазов вышли из Малой Азии и непосредственно примыкающему к ней району юго-западного Кавказа .

    Согласно смешанной концепции З. В. Анчабадзе, базирующейся на археологических выводах Л. Н. Соловьёва, в результате взаимодействия местного автохтонного кавказского субстрата и пришлого, мигрировавшего сюда малоазийского суперстрата примерно в III века сформировалось ядро абхазского этноса .

    Дальнейшая история

    Территория нынешней Абхазии и Западной Грузии в древнейшие времена, по свидетельствам античных историков, была известна под названием Колхида , которую населяли многочисленные грузинские племена (эгры , лазы и сваны), но после нашествия киммерийцев её также стали населять меотские (абхазо-адыгские) (саниги , абазги , апсилы и) племена. В V веке до н. э. Колхида объединилась с восточно-грузинской Иберии Однако уже в 1-ом веке до н. э. Колхида была завоёвана Римской империей , что привело к дезинтеграции постколхидских государств. В IV веке н. э. на территории бывшей Колхиды возникает несколько государств: Апшилети (Апсилия), Лазети , Санигело (Санигия), Сванети (Сванетия), Мисминети (Мисиминия), Абазгети (Абазгия) и Эгриси . Из которых последнее подчинило себе остальных, номинально объединив большую часть колхской земли. Несмотря на многочисленные попытки Иберии усилить Эгриси и объединиться, Византии всё-таки удаётся отторгнуть от бывшей Колхиды всё Причерноморье, включая Апсилию, Абазгию и Мисиминию, и сделать их своей сферой влияния. В конечном счёте постоянные войны вмежду Византией и Персией , а затем и походы арабских завоевателей опустошили центральную Колхиду, тогда как на севере, поглотив Апсилию, Санигию и Мисиминию, начала усиливаться Абазгия, которую в древнегрузинских текстах впервые называют Абхазети (Абхазией). Во второй половине VIII века абазгийский базилевс Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами , правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси . Леон разделил царство на эриставства. Абхазское же царство с самого начала было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владений и достигли определённых результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX-X веков епископства расположенные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.

    Впоследствии Абхазское цвошло в состав единого Грузинского царства . После распада Средневековой Грузии Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).

    Далее, в XVII-XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-Кале. Малонаселённая Абхазия того времени (из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.

    В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бей убил отца - Келеш-бея (по другой версии его убили по приказу мегрельской княжны Нины Дадиани, о чём свидетельствует, в частности, В. И. Стражев) и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бей (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бея (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в своё подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми . Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бей (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года.

    Абхазы носили кинжалы типов кама и бебут , которые, ко всему прочему, имели функции оберега и использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

    Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел .

    Абхазы всегда при себе имели небольшой нож , который мог использоваться в бытовых целях, для забития коз и коров, разделки мяса (абхазы не рубили тушу животного, а искусно расчленяли её по суставам на 64 годных к употреблению «доли мяса», каждая доля имеет собственное название, и ей приписывается строго определённый «статус» при угощении гостей), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах.

    Фольклор

    Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.

    Специфическая особенность песен абхазов - большое количество асемантических слов и междометий.

    Музыкальные инструменты : смычковый апхьарца , щипковый , арфовидный (вышел из употребления), цитровидный , флейта ачарпан , труба абык , трещётка аинкьяга , барабан адаул .

    Знаменитые абхазы

    • Али бей - султан Египта 1763-1773.
    • Ардзинба Владислав Григорьевич - председатель Верховного Совета Абхазской ССР (1990-1992), председатель Верховного Совета (1992-1994) и президент Республики Абхазии (1994-2005).
    • Аршба Отари Ионович - российский политик, первый абхаз в Госдуме РФ, в прошлом - предприниматель.
    • Багапш Сергей Васильевич - премьер-министр (1997-1999) и президент Республики Абхазии (2005-2011).
    • Габлия Варлам Алексеевич - Герой Советского Союза.
    • Гогуа Алексей Ночевич - писатель-прозаик.
    • Гулиа Георгий Дмитриевич - советский писатель, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), Заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1971).
    • Гулиа Дмитрий Иосифович - писатель, народный поэт Абхазии (1937); основоположник абхазской письменной литературы.

    абхазы это мусульмане, абхазы фото
    аҧсуа

    Численность и ареал

    Всего: 185 - 600 тыс.
    Абхазия Абхазия:
    122 069 чел. (2011 год)
    Турция Турция:
    39 000 чел. (2001 год)
    Россия Россия:
    11 249 (2010), 11 366 чел. (2002)

      • Москва Москва:
        3 604 (2010), 3 687 (2002)
      • Краснодарский край Краснодарский край:
        2 092 (2010), 1 988 (2002)
      • Ростовская область Ростовская область:
        851 (2010), 689 (2002)
      • Санкт-Петербург Санкт-Петербург:
        783 (2010), 864 (2002)
      • Московская область Московская область:
        715 (2010), 510 (2002)
      • Адыгея Адыгея:
        252 (2010), 310 (2002)
      • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия:
        241 (2010), 364 (2002)

    Грузия Грузия (без Абхазии и ЮО):
    3 527 чел. (2002 год)

      • Аджария Аджария: 1 558 чел.
      • Тбилиси: 471 чел.
      • Самегрело - Земо Сванети: 423 чел.

    Украина Украина:
    1 458 чел. (2001 год)
    Сирия Сирия
    Иордания Иордания
    Ливан Ливан
    Египет Египет
    США США

    Археологическая культура

    Колхидская культура, Цебельдинская культура

    Язык

    Абхазский

    Религия

    Православные, Мусульмане-сунниты

    Расовый тип

    Европеоиды

    Входит в

    Кавказские семьи,
    Северо-кавказская семья,
    Абхазо-адыгская группа.

    Родственные народы

    Адыги, Убыхи, Абазины

    (абх. аҧсуа) - один из абхазо-адыгских народов, коренное население Абхазии, проживающее в Северо-западной части Кавказа. Крупные диаспоры имеются также в Турции, России, Сирии, Иордании, дисперсно - в странах Зап. Европы и в США.

    По переписи 1989 года, численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии), по переписи 2003 года - 94,6 тыс. человек (44 % населения), по переписи 2010 года - 122,1 тыс. человек (около 51 %). начале XXI века их общая численность в мире оценивается в 185 тыс. человек (по данным абхазских ученых-демографов около 600 тыс.). Абхазы проживают в 52 странах мира.

    Говорят на абхазском языке, большинство живущих в Абхазии - также на русском языке.

    Наиболее распространённые религии - православие (с VI века) и ислам суннитского толка (с XV века).

    • 1 История
    • 2 Этнографические группы
    • 3 Общество
      • 3.1 Абхазские негры
    • 4 Культура
      • 4.1 Традиционная одежда
      • 4.2 Музыкальный фольклор
    • 5 Знаменитые абхазы
    • 6 Интересные факты
      • 6.1 Забытый обычай
    • 7 См. также
    • 8 Примечания
    • 9 Литература

    История

    Основные статьи: Апсилия , Абазгия , Колхида , Эгриси , Абхазское царство

    Абхазия - одно из древнейших государств Кавказа, государственность которого насчитывает более 1900 лет. С I века н. э. на территории современной Абхазии (где были расположены Апсилия и Абазгия) распространяется христианство, а уже во второй половине VI в., при императоре Юстиниане абхазы принимают христианство.

    Территория нынешней Абхазии и Западной Грузии в древнейшие времена, по свидетельствам античных историков, была известна под названием Колхида, которую населяли многочисленные абхазские (саниги, абазги, апсилы и мисимяне), а также грузинские племена (лазы).

    Во второй половине VIII века абхазский базилевс Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское же царство с самого начала было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владений и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX-X веков епископства расположенные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.

    Впоследствии Абхазское царство было присоединено к Грузии. После распада Средневековой Грузии Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).

    Далее, в XVII-XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-кале. Малонаселённая Абхазия того времени (из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.

    В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бей убил отца - Келеш-бея (одна из версий, по другой, его убили по приказу мегрельской княжны Нины Дадиани, о чём свидетельствует в частности, В. И. Стражев (1879-1950) - не только поэт, литератор, но археолог и историк.) и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бей (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. 1810 году император России признал Сафар-бея (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в свое подданство. том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми. Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бей (Георгий) Шервашидзе. фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года. Во время Кавказской войны 1817-64 более половины абхазцев были переселены в Турцию и на Ближний Восток, где сохранились группы гумцев и цебельдинцев.

    После революции 1917 г. Абхазия стала одним из субъектов независимой и небольшевистской Горской Республики. Спустя короткий промежуток времени была занята войсками Демократической Республики Грузия. После установления Советской власти была создана отдельная Абхазская ССР в составе Закавказской СФСР, что было подтверждено в абхазской конституции 1925 года. Однако в 1931 году Абхазия была включена в состав Грузии на правах АССР, и продолжился интенсивный процесс заселения её территории грузинами, преимущественно из Восточной Грузии.

    Политика заселения Абхазии этническими грузинами, проводимая руководством Грузии, привела к тому, что по последней Всесоюзной переписи (1989 г.) абхазы на своей Родине стали меньшинством 17 % (93,3 тыс. чел.), а грузины составляли уже 45 % (243 тыс. чел.). После прекращения существования СССР грузинское руководство ликвидировало автономию, что привело к возникновению вооруженного конфликта, в результате которого Абхазию в массовом порядке покинули этнические грузины.

    Этнографические группы

    Совещание черкесских князей. Слева на право: Кац Маан, Аублаа Али Ахмет, Гечба Арсланбей, Зоскан Амаршан, Ростом Инал-ипа

    Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

    • Абжуйцы - проживают между реками Кодор и Охурей. Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Аибга - до махаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу. настоящее время живут в Турции;
    • Ахчипсы - до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна. настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
    • Бзыпцы - проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутсткого района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Члоуцы - до 1864 года составляли меньшинство в населения проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Джгердинцы - до 1864 года составляли меньшинство в населения проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Гумцы - коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щиквара и Кодор. Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
    • Псхувцы - до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь). настоящее время живут в Турции;
    • Садзы - в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До махаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой;
    • Самурзаканцы - коренное население исторического Самурзакана. XIX-XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района, а также в селе Река Очамчырского района.
    • Цабальцы - до махаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
    • Дальцы - до махаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию;
    • Цвыджи - компактно расселены в 3 сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе, в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе. Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают;

    Общество

    В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия : знать, дворянство, крестьяне (земледельческое население) и пастухи. При утверждении российской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба, княжеских фамилий.

    К началу XX век различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). 1980-е годы формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

    Абхазские негры

    Основная статья: Абхазские негры

    Окрестности села Адзюбжа являются местом проживания особой этно-расовой группы - абхазских негров. Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Вероятно, они были куплены и ввезены для работ на мандариновых плантациях. Однако известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами. настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована, многие покинули родные места, осев в других частях Абхазии и за её пределами.

    Культура

    Традиционная культура типична для народов Кавказа. традиционном искусстве развиты ковроделие, плетение узорных поясов, вышивка (в том числе золотыми и серебряными нитями), гравировка и инкрустация по металлу, резьба и инкрустация по дереву и др.

    Традиционная одежда

    Абхазский джигит в бурке Основная статья: Черкесский национальный костюм Основная статья: Черкеска

    Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) абхазских мужчин было холодное оружие.

    Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля.

    Абхазы носили кинжалы типа - Кама (кинжал), либо типа - Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

    Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

    Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

    Абхазы всегда при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, для забития коз и коров, разделки мяса (абхазы не рубили тушу животного, а искусно расчленяли её по суставам на 64 годных к употреблению «доли мяса», каждая доля имеет собственное название, и ей приписывается строго определенный «статус» при угощении гостей), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах.

    Музыкальный фольклор

    Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому. Характерны нартский эпос, исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.

    Специфическая особенность песен абхазов - большое количество асемантических слов и междометий.

    Музыкальные инструменты: смычковый апхьарца , щипковый ачамгур , арфовидный аюмаа (вышел из употребления), цитровидный хымаа , флейта ачарпан , труба абык , трещётка аинкьяга , барабан адаул .

    Знаменитые абхазы

    • Апсха Леон
    • Али бей - султан Египта 1763-1773.
    • Ардзинба, Владислав Григорьевич - председатель Верховного Совета Абхазской ССР (1990-1992), председатель Верховного Совета (1992-1994) и президент Республики Абхазия (1994-2005).
    • Аршба, Отари Ионович (по отцу) - российский предприниматель.
    • Багапш, Сергей Васильевич - премьер-министр (1997-1999) и президент Республики Абхазия (2005-2011).
    • Габлия, Варлам Алексеевич - Герой Советского Союза.
    • Гогуа, Алексей Ночевич - писатель-прозаик.
    • Гулиа, Георгий Дмитриевич - русский советский писатель, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), Заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1971).
    • Гулиа, Дмитрий Иосифович - писатель, народный поэт Абхазии (1937); основоположник абхазской письменной литературы.
    • Дараселия, Виталий Кухинович - советский футболист, полузащитник, заслуженный мастер спорта СССР.
    • св. Евстафий
    • Искандер, Фазиль Абдулович - советский и российский прозаик и поэт.
    • Кокоскерия, Ясон Басятович - Герой Советского Союза.
    • Лакербай, Михаил Александрович - писатель, драматург, театровед, заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1961).
    • Лакоба, Нестор Аполлонович - Председатель Совета Народных Комиссаров ССР Абхазия (1922-1936), Председатель ЦИК Абхазской АССР (1930-1936).
    • Орбай, Рауф - премьер-министр Турции (1922-1923).
    • Папаскири, Иван Георгиевич - абхазский советский писатель, заслуженный работник культуры Грузинской ССР (1968).
    • Харазия, Хасан Лагустанович (1908-1990) - советский военачальник, генерал-лейтенант.
    • Харейддин Паша - премьер-министр Туниса, автор тунисской конституции 1861 г.
    • Шинкуба, Баграт Васильевич - писатель и поэт, Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР (1958-1979).
    • Царгуш, Денис Игоревич - борец вольного стиля, трехкратный чемпион мира по вольной борьбе, бронзовый призер Олимпийских игра 2012 года в Лондоне.
    • Среди всех местностей СССР рекордсменом по количеству долгожителей на душу населения являлась Абхазия. 1956 году в АбхССР жило 2 144 человека в возрасте 90 лет и старше; из них 270 - старше ста, а 11 - старше 120 лет. Среди абхазских долгожителей не было угрюмых и злых людей; у абхазов существует поговорка: «Злые люди долго не живут».

    Забытый обычай

    В древности у абхазов, как и двух соседних народов (черкесов и грузин), совершался Обряд воздушного погребения.

    См. также

    • Абхазская кухня
    • Абхазское имя
    • Абхазский нож
    • Абхазские долгожители
    • Абхазские негры
    • Абхазские фамилии
    • Абхазия
    • Грузинская ССР
    • История Грузии
    • Грузино-абхазский конфликт
    • Международная черкесская ассоциация
    • Цебельдинская культура
    • Колхидская культура

    Примечания

    1. 1 2 Абхазии подведены итоги первой переписи. Кавказский узел. 28.12.2011
    2. Абхазии опубликованы результаты переписи населения 28.12.2011
    3. Справочник «Этнолог: Языки мира». Абхазский язык. (англ.). Проверено 11 июля 2011. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
    4. joshuaproject.net Abkhaz
    5. 1 2 3 4 5 6 7 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей
    6. 1 2 3 4 5 6 7 8 Всероссийская перепись населения 2002 года. Проверено 24 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011.
    7. Мосстат: Приложения к итогам ВПН 2010 года в городе Москве: Приложение 5. Национальный состав населения по г. Москва
    8. Перепись населения Грузии 2002 Этносостав на английском языке
    9. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Проверено 11 июля 2011. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
    10. Этнокавказ. Этносостав Абхазии в 1886-2003 гг.
    11. Президент Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Тарас Шамба
    12. Alexander Mikaberidze. Abasgia // Historical Dictionary of Georgia. - Lanham, Maryland Toronto Plymouth, UK: The Scarecrow Press, Inc., 2007. - С. 55. - 734 с. - (Historical Dictionaries of Europe, No. 50). - ISBN 978-0-8108-5580-9. Новый регион Абазгия включил земли западных Апсилов, Саныгов и Мисиманцев и часто соотносился как с современной Абхазией так и с западной Грузией в целом. Оригинальный текст (англ.)

      The new Abasgia region now included lands of western Apshils, Sanigs, and Misimils and was often used to refer to present-day Abkhazia as well as western Georgia in general.

    13. АРДЗИНБА Владислав Григорьевич - БД "Лабиринт" (рус.), База данных "Лабиринт.
    14. Багапш, Сергей. Лентапедия. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
    15. Габлия Варлам Алексеевич. Герои страны. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
    16. Кокоскерия Ясон Басятович. Герои страны. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
    17. 1 2 3 проф. П.Аггеев, проф. Е.Андреева-Галанина, проф. В.Башенин и др. Книга о здоровье / ред. член-корр. АМН СССР Д.А.Жданова. - Москва: Медгиз, 1959. - С. 349. - 448 с. - 150 000 экз.

    Литература

    • Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1965.
    • Хашба М. Абхазские народные музыкальные инструменты. Сухуми, 1967.
    • Хашба М. Жанры абхазской народной музыки. Сухуми, 1983.
    • Hewitt B.G. (ed.). The Abkhazians. A Handbook. London: Curzon Press, 1999.
    • Абхазы // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3.
    • Абхазы // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.
    • Абхазы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.
    • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 364

    абхазы, абхазы и адыги фото, абхазы и осетины, абхазы фото, абхазы это мусульмане

    Абхазы Информацию О

    Этнические группы Происхождение

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Наиболее распространённые религии - православие (с VI века) и ислам суннитского толка (с XV века).

    История

    Этногенез

    По этногенезу абхазов, как писал Инал-Ипа, существует несколько точек зрения: южная (малоазийская), северная (северокавказская) и местная (автохтонная) . Согласно другим изданием в этногенезе абхазского народа можно выделить три подхода: автохтонный, миграционный и взаимодействие двух вышеназванных . К сторонникам автохтонной версии относились А. В. Фадеев, Л. И. Лавров и другие. Последний выдвинул «киммерийскую» гипотезу происхождения абхазо-адыгских народов, в соответствии с которой в доскифское время их предки входили в киммерийский союз племён (ахеи, зихи, гениохи и.т.д.) и занимали территорию Северо-Западного Кавказа . Л. Лавров считал, что не все киммерийцы были вытеснены скифами, что часть из них, включая ахеев, зихов, продолжали обитать на Западном Кавказе. Он писал: «Так как эти племена являются несомненными предками нынешних абхазов, абазин, адыгейцев и кабардинцев, то эти последние четыре народа имеют основания выводить своё происхождение от восточной части киммерийских племён» . Эта гипотеза позднее была поддержана Н. Л. Членовым и С. Х. Хотко . Концепция автохтонности развивалась в 1970-1980-х гг. в работах Инал-Ипа. Согласно его точке зрения ещё, по крайне мере в III веке до н. э., абхазо-адыгский этнокультурный массив сплошной полосой занимал всё восточной побережье Чёрного моря . Сомнения иного мнения придерживался Кисслинг, считавший, что черноморское побережье Кавказа было населено грузинскими племенами, поскольку керкеты, ахейцы и гениохи, по его мнению, были картвельского происхождения .

    Миграционная концепция имеет несколько версий происхождения абхазов. Согласно эфиопо-египетской гипотезе древние колхи с абхазами переселились на Кавказ из северо-восточной Африки. По другой версии абхазы - выходцы из Северного Кавказа, но поскольку данная точка зрения не соответствует археологическим и письменным источникам, то она была подвергнута критике . Какое-то время к этой версии склонялся академик И. А. Джавахишвили (но в целом он и акад С. Н. Джанашиа были сторонниками того, что продвижения как абхазо-адыгских, так и грузинских племён шло с юга на север) . Ещё одна гипотеза заключается в том, что предки абхазов вышли из Малой Азии и непосредственно примыкающей к ней районо юго-западного Кавказа .

    Согласно смешанной концепции З. В. Анчабадзе, базирующейся на археологических выводах Л. Н. Соловьёва, в результате взаимодействия местного автохтонного кавказского субстрата и пришлого, мигрировавшего сюда мелоазийского суперстрата примерно в III века сформировалось ядро абхазского этноса .

    Дальнейшая история

    Территория нынешней Абхазии и Западной Грузии в древнейшие времена, по свидетельствам античных историков, была известна под названием Колхида , которую населяли многочисленные абхазские (саниги , абазги , апсилы и мисимяне), а также грузинские племена (лазы).

    Во второй половине VIII века абхазский базилевс Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское же царство с самого начала было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владений и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX-X веков епископства расположенные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.

    Впоследствии Абхазское царство было присоединено к Грузии. После распада Средневековой Грузии Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).

    Далее, в XVII-XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-кале. Малонаселённая Абхазия того времени (из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.

    В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бей убил отца - Келеш-бея (одна из версий, по другой, его убили по приказу мегрельской княжны Нины Дадиани, о чём свидетельствует в частности, В. И. Стражев (1879-1950) - не только поэт, литератор, но археолог и историк.) и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бей (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бея (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в своё подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми. Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бей (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года. Во время Кавказской войны 1817-64 более половины абхазцев были переселены в Турцию и на Ближний Восток, где сохранились группы гумцев и цебельдинцев.

    После революции 1917 г. Абхазия стала одним из субъектов независимой и небольшевистской Горской Республики. Спустя короткий промежуток времени была занята войсками Демократической Республики Грузия. После установления Советской власти была создана отдельная Абхазская ССР в составе Закавказской СФСР, что было подтверждено в абхазской конституции 1925 года. Однако в 1931 году Абхазия была включена в состав Грузии на правах АССР, и продолжился интенсивный процесс заселения её территории грузинами, преимущественно из Восточной Грузии.

    Политика заселения Абхазии этническими грузинами, проводимая руководством Грузии, привела к тому, что по последней Всесоюзной переписи (1989 г.) абхазы на своей Родине стали меньшинством 17 % (93,3 тыс. чел.), а грузины составляли уже 45 % (243 тыс. чел.). После прекращения существования СССР грузинское руководство ликвидировало автономию, что привело к возникновению вооруженного конфликта , в результате которого Абхазию в массовом порядке покинули этнические грузины.

    Этнографические группы

    Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

    • Абжуйцы - проживают между реками Кодор и Охурей . Составляют большую часть населения Очамчирского района
    • Аибга - до махаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу
    • Ахчипсы - до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна . В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
    • Бзыпцы - проживают между Гагрой и рекой Шицкуара . Основное население Гудаутсткого района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Члоуцы Кодор и Охурей . Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Джгердинцы - до 1864 года составляли меньшинство в населения проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей . Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
    • Гумцы - коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щиквара и Кодор . Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
    • Псхувцы - до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь) . В настоящее время живут в Турции;
    • Садзы - в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До махаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой ;
    • Самурзаканцы - коренное население исторического Самурзакана . В XIX-XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района , а также в селе Река Очамчырского района .
    • Цабальцы - до махаджирства Кодор . Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
    • Дальцы - до махаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор . Полностью выселены в Турцию;
    • Цвыджи - компактно расселены в 3 сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе , в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе . Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают;

    Общество

    110x125px 110x125px 110x125px
    Владислав Ардзинба Рауф Орбай Дмитрий Гулиа Фазиль Искандер
    110x125px 110x125px 110x125px
    Али бей Баграт Шинкуба Нестор Лакоба Харейддин Паша

    В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия : знать, дворянство , крестьяне (земледельческое население) и пастухи . При утверждении российской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба , княжеских фамилий.

    К началу XX век различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е годы формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

    Абхазские негры

    Абхазы носили кинжалы типа - Кама (кинжал) , либо типа - Бебут , которые ко всему прочему имели функции оберега , использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

    Абхазы всегда при себе имели небольшой нож , который мог использоваться в бытовых целях, для забития коз и коров, разделки мяса (абхазы не рубили тушу животного, а искусно расчленяли её по суставам на 64 годных к употреблению «доли мяса», каждая доля имеет собственное название, и ей приписывается строго определенный «статус» при угощении гостей), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах.

    Фольклор

    Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.

    Специфическая особенность песен абхазов - большое количество асемантических слов и междометий.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Абхазы"

    Примечания

    1. Справочник «Этнолог: Языки мира» . (англ.) . Проверено 11 июля 2011. .
    2. . Проверено 24 декабря 2009. .
    3. :
    4. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. . Проверено 11 июля 2011. .
    5. , с. 74.
    6. , с. 57.
    7. , с. 75.
    8. , с. 77.
    9. , с. 58.
    10. (рус.) , База данных "Лабиринт.
    11. . Лентапедия . .
    12. . Герои страны . .
    13. . Герои страны . .
    14. проф. П.Аггеев , проф. Е.Андреева-Галанина , проф. В.Башенин и др. Книга о здоровье / ред. член-корр. АМН СССР Д.А.Жданова. - Москва: Медгиз, 1959. - С. 349. - 448 с. - 150 000 экз.

    Литература

    • Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1965.
    • Хашба М. Абхазские народные музыкальные инструменты. Сухуми, 1967.
    • Хашба М. Жанры абхазской народной музыки. Сухуми, 1983.
    • Hewitt B.G. (ed.). The Abkhazians. A Handbook. London: Curzon Press, 1999.
    • Абхазы. - М .: Наука, 2007.
    • Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы (историко-этнографические очерки). - Алашара, 1965.
    • Абхазы // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3.
    • Абхазы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография , 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.
    • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.
    • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 364
    • Schnirelmann, Victor (2002), "", Journal of Contemporary Religion ( : WLU) . - Т. 17 (2), .