Западная грузия. Грузины

Западная Грузия – Античное королевство Колхиды, земля Золотого руна и принцессы Медеи, с центром в нынешнем Поти, была первоначально греческой колонией и известной школой риторики и философии. Кутаиси — крупнейший город Западной Грузии был столицей древнего королевства Колхиди уже во втором тысячелетии до нашей эры. Многие другие населенные пункты были основаны на побережье Черного моря, сегодня месторасположение великолепных памятников ЮНЕСКО.

День 2. Тбилиси

Завтрак в гостинице. Трансфер до площади Европы (площадь Рике ), которая расположена в сердце Старого Города . Старый город - это тихое очарование кривых, залитых солнцем тбилисских улочек, старинные церкви с черепичными куполами, руины древних монастырей, традиционные грузинские дворики с причудливыми резными верандами.

Экскурсия по исторической части города начнется с посещением Кафедрального собора «Самеба» - Храм действительно построен с грандиозным размахом, его сверкающий золотой купол видно практически из любой точки Тбилиси. Храм является частью целого комплекса, в который входят также резиденция Патриарха и мужской монастырь, духовные семинария и академия, гостиница; а также комплекс из девяти часовен, пять из которых расположены под землей.

Посещение Метехского Храма , который является одним из самых известных памятников в Тбилиси. Данный храм был возведен в 13 в. у самого края каменистого берега Куры и бывший в прошлом крепостью и резиденцией грузинских царей. Название «метехи» переводится с грузинского как «вокруг дворца» - именно вокруг дворца Вахтанга и был построен и впоследствии населен весь район.

Далее Вы поднимитесь на канатной дороге до крепости Нарикала - «душа и сердце Тбилиси», самый известный и древний памятник старины. Она возвышается на гребне горы Мтацминда, откуда открывается великолепный вид на город. Возникновение этой цитадели относят к IV в. н. э. то есть она стоит, фактически, с основания самого города. В XIX веке нижние бастионы крепости снесли, а землетрясение 1827 г. разрушило крепость, которая с тех пор не восстанавливалась.

Абанотубани - уникальный район серных бань в центре Тбилиси. Это низкие, приземистые здания, сверху закрытые полукруглыми куполами с большими стеклянными отверстиями в центре, служившими окнами, освещающими внутренние помещения, поскольку сами бани находятся ниже уровня земли. В старину люди здесь не только мылись, но и общались, засиживаясь до рассвета, а городские свахи в специальные дни устраивали смотрины. В банях давали званные обеды, заключали торговые сделки.

Легвтахеви расположен в центре старогоТбилиси, за серными банями. Эта часть старого Тбилиси отличается индивидуальной ландшафтной архитектурой, одновременно для нее характерно значительное архитектурное, историческое и культурное наследство. Там же находится центральный вход в Тбилисский ботанический сад. С высокой смотровой площадки, расположенной у входа в сад, открывается вид на ущелье Легвтахеви, в которое с выступа скалы низвергается 20-метровый водопад.

Посещение Сионского Собора - исторически главный храм Тбилиси, названный в честь Сионской горы и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. Располагается на берегу реки Куры в Старом Тбилиси. Был построен по приказу византийского вельможи Гурама I в 6 в., но разрушен арабами. В 12 в. Давид IV Строитель возвёл здесь новый храм, с тех пор не раз пострадавший и восстановленный.. В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, а его основная реликвия - древний крест св. Нины, принесший в Грузию христианство.

Осмотр Анчисхатской базилики - В Старом городе сохранилась и действует до сих пор древнейшая каменная церковь Святой Марии, построенная при наследнике Вахтанга Горгасали - Дачи Уджармели в VI веке. Красивейшее прямоугольное здание церкви построено под влиянием древнего палестинского зодчества.

Тбилисский фуникулёр ведёт из центра Тбилиси на верхний парк горы Мтацминды. Он был построен бельгийцами в 1905 году и известен далеко за пределами города. Мтацминда - одно из гор вокруг Тбилиси, названная «Святой горой» по аналогии с афонской Святой Горой. Интересна и как природное явление, и как место развлечений, и как святое место - из-за храма Отца Давида. Фуникулер представляет собой железную дорогу, 500 метровая дорога позволяет выйти на середине горы, где есть возможность посетить Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии, а также подняться на самый в Парк развлечений Мтацминда и насладиться величественными панорамными видами города.

Мы пройдем на проспект Руставели , длиной около 1,5 км. Именно здесь находятся Парламент Грузии, Национальный музей, Академия наук, театр оперы и балета. И ещё музеи, и театры, и гостиницы, а также множество кафе, ресторанов, бутиков и сувенирных магазинов. Одним словом, этот проспект - Арбат и Пикадилли столицы Грузии

День 3 .Тбилиси – Амбролаури – Никорцминда– Кутаиси

Завтрак. Поездка в Амбролаури — административный центр региона Рачи посещение церкви Баракони. Церковь Баракони на утёсе над Риони построил рачинский мастер Автандил Шулаврели по приказу рачинского эристава Ростома в 1753 году. На холме на другом берегу высятся развалины древнего замка Миндацихе, в котором провела детство царица Тамара.По некоторым источникам, в Баракони сберегались грузинские рукописи и святыни во времена нашествий, когда монголы, персы, турки с огнём и мечом проходили по равнинам Грузии. Посещение местной пчеловодческой фермы в Амбролаури. Дегустация меда.
Посещение церкви Никорцминда , которую местные жители называют «украшенная невеста». Церковь снаружи и изнутри покрыта невероятно красивой резьбой. Резьба по камню - традиционное местное искусство. Рачинские узоры и орнаменты очень изысканны и сложны; кажется, ни один из них не повторяется дважды. Церковь расписана чудесными фресками XVII века. Собор Никорцминда представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото-стоп около Шаорского водохранилища . Озеро Шаори – искусственный водоем в Западной Грузии, возникший в результате строительства плотины на горной реке. Оно расположено в одноименной котловине с уникальным микроклиматом на высоте 1135 метров над уровнем моря.

Водохранилище очень большое – его длина составляет около 7 километров, а максимальная ширина – 2, 5 километра. Благодаря раздвоенному «хвосту» южной части, оно напоминает морское чудовище. Озеро Шаори окружено живописными хвойными лесами, за которыми начинаются альпийские луга. Оно открывается туристам после преодоления перевала Накерала, над которым протянуты два моста. В ясную погоду отсюда открывается фантастическая панорама заснеженных вершин Кавказских гор.
На водохранилище созданы все условия для прекрасного отдыха на лоне природы, включая хорошую рыбалку и пикник.

День 4. Кутаиси - Ахалцихе - Боржоми - Кутаиси

Завтрак в гостинице. Поездка в Ахалцихе , (старое название Ломсия). Город расположен в котловине Ахалцихе, на берегах реки Поцхови, на высоте 1000 м. над ур. моря. В исторических источниках Ахалцихе упоминается с XII века со старым названием Ломсия. В XIII-XVII веках город-крепость принадлежала атабагу Джакели и считалась их родовым владением.
В Ахалцихе, где расположена часть старого города, мы посетим так называемый Рабати — недавно глобально реконструированная. Одна из главных достопримечательностей области Самцхе-Джавахети наравне с Вардзией. По слухам, при реконструкции Рабат старались сделать немного похожим на Иерусалим. Исторический музей в Рабатском замке - новый, красивый, хорошо сделанный музей, с экспозицией от окаменелостей до турецких ружей. Очень много археологических артефактов каменного и бронзового века, в том числе такие интересные раритеты, как колхидские бронзовые топоры, найденные на территории Месхети. Экспозиция в основном излагает историю и археологию Месхети и Южной Грузии.

Поездка в Боржоми . Приятный, курортный, зелёный город среди гор, знаменитый своей минеральной водой. Здесь все хорошо и с проживанием, и с едой, и с информацией. Здесь приятно бывает немного пожить. Боржоми известен своей лечебной минеральной водой. Археологическими раскопками здесь обнаружены каменные ванны, что свидетельствует о том, что целебные свойства минеральной воды были известны и использовались в древние времена.

В Боржомском ущелье свыше 200 исторических памятников: крепости, церкви, монастыри. Особое место среди исторических памятников занимает дворец русских царей Романовых, построенный в конце XVIII века. прогулка в боржомском парке, где Вы сможете попробывать лечебную минеральную воду прямо из источника. Поднятие на плато, откуда открывается потрасяющий вид на город и горы вокруг. Городской парк надо отличать от национального парка – это две разные вещи. Минеральная вода живет именно в городском. У парка есть замаскированный бонус - серный источник. Чтобы туда попасть, надо пройти до конца парка (там какие-то корты) и подняться вверх по ущелью еще на 2 километра. Там будет полянка, на которой - старый бетонный бассейн, в который из трубы выливается теплая серная вода.Температура воды на выходе из трубы - около +35 градусов, но в бассейне она слегка остывает. В бассейне можно полежать в полном одиночестве, но только ночью, а днем здесь много местных жителей. Можно сказать, что это такая демо-версия тбилисских серных бань, только на природе.

Боржоми-Харагаульский национальный парк - представляет собой первый национальный парк на Кавказе. Сейчас он покрывает территорию в 85 000 гектаров и считается одним из крупнейших в Европе. Парк окультурен по всем европейским понятиям: проложены тропинки, сделаны места под кемпинги, пикники, места для костров, домики для ночлега и тд. В парке регулярно дежурят рейнджеры на лошадях - на всякий случай.
Сейчас по территории парка проложено 9 тропинок, которые рассчитаны на трипы в 1-3 дня. Тропинки при желании можно комбинировать и удлиннять себе маршрут. Входов в парк несколько. Главный - из Боржоми (точнее, из Ликани), еще один в Ацкури, в селе Занави, в селе Марелиси, и еще один сильно в стороне, в Абастумани
Вход в парк бесплатный, но полагается регистрироваться. Администрация как бы желает знать, куда и на какой срок вы пошли.

Возврошение в Кутаиси. Ужин. Свободное время.

День 5. Кутаиси – Мартвили – Нокалакеви – Кутаиси

Завтрак в гостинице. Поездка в регион Самегрело, где Вас ждет прогулка по каньону , расположенного вблизи городка Мартвили на реке Абаша. Это потрясающее своей красотой и необычностью место. За многие миллионы лет вода проделала в скалах из известняка умопомрачительное ущелье, глубиной достигающее 40 метров, на дне которого и протекает река. Общая протяженность обозримой части каньона около километра.

После прогулки в каньоне посешение Монастырь Чкондиди - старинный мегрельский монастырь около города Мартвили. Первый и главный монастырь в Самегрело. Был построен еще при абхазских царях как царская усыпальница, и позже использовался для тех же целей князьями Самегрело. Монастырь стал как бы градообразующим для города Мартвили. Исторически это был один из самых уважаемых монастырей Грузии, но все его величие - как бы в сознании, а сам монастырь невелик - там два храма и башня.

Далее посещение город Нокалакеви , который представляет собой древнейший историко-архитектурный памятник Грузии. Нокалакеви - заброшенный город в северной части сенакского района. Прекратил существование в 736 году, во время нашествия арабского полководца Мервана. До этого был столицей Эгрисского царства и административным центром при греках, которые называли его Археополис (ἀρχαῖος πόλις). Город существовал еще в языческую эпоху, и даже раньше. На территории найдена керамика бронзового века, так что здесь находился один из многочисленных городов древней Колхиды.
Раньше этот город назывался Археополис, и по легенде отсюда аргонавты украли золотое руно.
Возврошение в Кутаиси. Ужин. Свободное время.

День 6. Кутаиси – Озургети – Бахмаро – Батуми

Завтрак. Переезд в Озургети. Гурия один из удивительных регионов западной Грузии, и отличается от других своей оригинальностью. Гурийские деревни характеризуется особым шармом и цветом, особенно осенью. Выращивание виноградников в Гурии восходит к античности. В двориках деревянных домов с рядами зеленных деревьев, окруженными деревянными заборами часто можно увидеть кукурузные зерна, разбросанные как бусы и тыквы которые сушатся на солнце.

Посещение Бахмаро - главная курортная ценность района. Нечто вроде поселка размазанного по холмам на высоте 1900 метров от уровня моря, на границе леса и альпийских лугов. Очень напоминает курорт Бешуми в Аджарии. Летом сюда приезжают отдыхать от жары и поправлять здоровье. оворят, что здесь сырой, но какой-то особенно полезный воздух. Ценно как база для треккинга, ибо из Бахмаро можно уйти через горы в Хуло или в Шуахеви.

Набеглави - поселок в 20 километрах от Чохатаури, на реке Губазеули, по пути в Бахмаро. Здесь производится знаменитая на весю Грузию минеральная вода «Набеглави», напоминающая «Боржоми», но чуть более газированная. Здесь за рекой, находится общедоступный кран с бесплатной минералкой.
Переезд в Батуми. Ужин. Свободное время.

День 7. Батуми – Кутаиси

Завтрак. Экскурсия по Батуми . Город буквально наполнен ароматами, он благоухает, как экзотический букет. Повсюду Вас окружают магнолии, олеандры, лимонные и апельсиновые деревья, а стройные кипарисы и пальмы выстроились вдоль приморского бульвара.

Приморский парк-бульвар тянется вдоль берега моря на 2 км, опоясывает город. Это самое популярное место у жителей и гостей города. Отсюда Вы можете наблюдать за проплывающими кораблями или полюбоваться на дельфинов, которые практически круглый год резвятся у берегов Батуми. Город расположен в удобной естественной Черноморской бухте и является важным морским портом для всей Грузии. За бульваром находится городской пляж. Пляжи в Батуми и окрестностях галечные. Единственное песчаное место в окрестностях Батуми это Уреки с уникальным пляжем из черного лечебного песка.
Особенно красив город вечером, в свете огней даже скромные здания приобретают величественный вид дворцов.
Визитная карточка Батуми, излюбленное место горожан и гостей города – это Батумская Пьяцца, Танцующие фонтаны, Площадь Аргонавтов со статуей Медеи….

Посещение Гонио . Крепость Гонио-Апсарос представляет собой настоящий рай для любителей исторических и культурных ценностей. Исторические факты свидетельствуют о том, что крепость имела важное политическое,экономическое и культурное значение для Восточной Римской империи. В 1-3вв. н. э. здесь функционировали театр и ипподром. Один из 12 апостолов Христа – Матвей был похоронен здесь. В 6-8 веках крепость принадлежала Византийской империи. В 13-14 веках была реставpирована генуэзцами. Название «Гонио» произошло от города Генуя.

Посещение Крепость Петры - Руины древней исторической городской крепости Петра расположены в деревне Цихисдзири, в Кобулети. Петра – греческое слово и обозначает “скалу”. Она построена византийцами в 6-ом веке, на базе Лазской крепости 2-го века. Крепость всегда являлась предметом раздора сначала между Иранской и Византийской империями, а затем между Россией и Турцией.
Переезд в Кутаиси. Ужин. Своводное время.

День 8. Кутаиси – Зугдиди – Местия

Завтрак. Переезд в город Зугдиди , Родину князей и сподвижников Наполеона. Обзорная экскурсия по зеленому городу Зугдиди. На каждом шагу мы здесь увидим скверы, парки, клумбы и очень много зеленых деревьев.
В самом городе мы посетим одну из главных достопримечательностей - большой Дворец мегрельских князей Дадиани , он считается музейным комплексом своего города, датируемый XIX веком. Здесь мы увидим много интересного: посмертные маски императора Наполеона, музей Дадиани, церковь, а так же ботанический сад Дадиани. Его общая площадь составляет 26,4 га. Некоторые деревья в саду насчитывают около 200 лет и являются единичными экземплярами на Евразийском континенте. Есть здесь еще более значимая реликвия - плащаница Девы Марии и мы сможем приложиться к частице одеяния Пресвятой Богородицы.
Далее выезжаем в поселок Местия , расположенный на высоте 1500 метров в Кавказских горах. Поездка в высокогорный регион Сванети на фоне величественных горных пейзажей. До наших дней стоят 10-20 метровые башни, построенные в двенадцатом веке, количество которых приближается к 250. Эти башни представляют собой визитную карточку Сванети.

Греческий историк Страбон (I столетие до н.э) в своих географических сочинениях писал, что сваны были известны своей храбростью и энергией и господствовали над территориями, расположенными выше Диоскурии (Сухуми). В реках Сванети добывают золото, которое собирают посредством перфорированных корыт и шкур овец. Этот способ добычи родил миф о Золотом Руне - говорил Страбон.
Прибытие в Местия – административный центр региона. Несмотря на небольшие размеры, село Местия на протяжении столетий являлось культурным и религиозным центром горной Сванетии. Экскурсия по городу Местия, который внесен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Посещение историко-этнографического музея где хранятся уникальные иконы и рукописи, средневековой церкви и осмотр фортификационных сооружений Местийского района.
Ужин и ночь в гостевом доме в Местии.

День 9. Местия – Поти – Кутаиси

Завтрак. Переезд в Поти – портовый город, расположенный на побережье Чёрного моря. У города есть все условия для того, чтобы стать симпатичным курортным городом: тут есть и море, и река, и большое озеро и почти тропический лес. В начале VI в. до н.е. город был греческой колонией и носил название Фазис.

Прогулка по Колхидскому национальному заповеднику. Открыт он был в 1999 году на средства Глобального экологического фонда и Всемирного банка. Сегодня территория Национального парка составляет 28 940 га, в том числе 500 га созданного в 1947 году Колхидского государственного природного заповедника. Большая часть территории заболочена и является маршрутом миграции евразийских и африканских птиц. Именно тут можно увидеть около 194 видов различных птиц. Кроме этого тут изумительная флора и фауна, богатая редкими видами. Например. в Национальном парке Колхети проживают исчезающие виды выдр, тритонов, нутрий. В парке развит с 2007 года водный туризм, дайвинг, прогулки на лодках и верхом. Приток туристов не нарушает спокойствия природы и животных.
По желанию прогулка на катере по реке Риони (по которой плыли аргонавты для того, чтобы добраться до Кутайи (Кутаиси)) и по озеру Палиастоми. Под водами озера подводные археологи обнаружили часть поселения, заселенного по крайней мере с II в. до н.э. до VIII в. н.э.

Магнитные пески в поселке Уреки – тоже недалеки, до них километров 15 или около этого. По пути будет поселок Григолети – небольшой и курортный, с некоторым количеством отелей.
Возвроеение в Кутаиси. Ужин. Свободное время.

День 10. Кутаиси – Тбилиси

После завтрака тур по городу. Кутаиси был основан примерно 40 веков назад, бывшая столица грузинского царства - Колхиды, с которой связан миф об Аргонавтах.

Как и многие грузинские города, Кутаиси не только красив, но и интересен в архитектурном и историко-культурном плане. Город раскинулся по обоим берегам Риони, через которую перекинуты уникальные по строению и красоте мосты, придающие Кутаиси своеобразие и непохожесть на другие города.
Запутанные улицы, кривые переулки, утопающие в зелени одно-двух этажные дома с висячими верандами расположенные друг над другом как бы карабкающиеся по крутым склонам гор на правом берегу Риони сохранили следы средневековой архитектуры.

Посещение храма Баграти (собора Богоматери X-XI вв.) Церковь имеет крестообразное строение. Главный вход украшен арочным портиком, капители, покрытые лепными украшениями, а стены и полы отделаны мозаикой. Украшения и барельефы церкви можно сравнить с работой ювелиров с точки зрения их художественной точностью. В Грузии Церковь Баграти считается не только религиозным центром своего времени, но и символом единства грузинского народа. Она входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Гелати основан царем Давидом «Строителем» в начале 12-го века. По предназначению Короля, монастырь был не только духовным центром страны, но и большим культурным и научным центром. Давид основал академию Гелати, где собрались лучшие грузинские ученые. Академия была обеспеченна хорошей библиотекой и наиболее просвещенные люди того времени преподавали в ней. Давид настоял на том, чтобы останки грузинских царей были упокоенны в монастыре. Монастырь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Любителям христианских мистификаций наверняка придётся по душе монастырь Моцамета . По легенде, здание было построено на том самом месте, где грузинские князья Давид и Константин отказались под страхом смертной казни принять ислам от захватчиков, после чего немедленно были преданы смерти. Позже они были причислены к лику святых, мощи их до сих пор находятся на территории монастыря, в своеобразном ковчеге, расположенном в самом центре святыни.

Поездка в пещеру Сатаплия . Заповедник Сатаплия представляет собой комплекс геологических, палеонтологических, спелеологических и ботанических достопримечательностей. Гора Сатаплия знаменита своей уникальной пещерой. Пещера был обнаружен в 1933 г. Там же был обнаружен след динозавра. . Гора Сатаплия находится 500м над уровнем моря. В ней расположена грандиозная пещера в которой мы сможем увидеть 5 залов, знаменитых своей красотой и размером. Длина одного из этих залов 600м, красоту ему придает купол, расположенный в 100м от входа, красота сталактитов и сталагмитов изумляет посетителей. В конце пещеры находится ручей, впадающий в колодец. В заповеднике так же есть кратер потухшего вулкана.

В цену не включено Авиабилеты. Еда и алкогольные напитки не указанные в программе.

Картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры; в Южной Грузии - джавахи, месхи; за пределами Грузии - ингилойцы (в Азербайджане), в Иране - ферейданцы (потомки грузин, переселённых в Иран в начале XVII века шахом Аббасом), имерхевцы (в Турции). Субэтнические группы грузин мегрелы и сваны (расселены в Западной Грузии) говорят на мегрельском и сванском языках, на лазском - лазы (живут в основном в Турции). Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма. Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.

Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в VI веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в IV веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие грузинами христианства: в IV веке в Картлийском царстве, в VI веке в Западной Грузии , где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к V веку. Образование на рубеже X-XI веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в XII - начале XIII вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в XIII веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В XVI-XVII веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана . Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в XVI-XVII веках были захвачены Турцией . Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца XVIII века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили «Дружественный договор» (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов XIX века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры. В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР). В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. грузин в другие районы Грузии , а также в Россию.

Миграции грузин на территории России известны с раннего средневековья. Крупные грузинские колонии существовали с XVII века в Москве и Астрахани, с XVIII века - в Петербурге.

В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза. С начала XX века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.

Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определённые типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегчённый плуг орхела, для гор - лёгкое пахотное орудие типа сохи.

Современные грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.

Традиционные поселения Грузии разнообразны. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии - в основном скученные, реже - разбросанные или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам; в горах - небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор. В Западной Грузии селения имели свободную планировку и тянулись обычно на много километров. В советское время в Восточной Грузии некоторые сёла перестраивались по специально разработанным проектам. Иногда вблизи старого села в более удобном месте - ближе к дороге, к водным источникам - строили новый населённый пункт. В Западной Грузии традиции свободной планировки сохраняются.

Традиционные типы усадеб различались в отдельных зонах Грузии . В горах все жилые и хозяйственные помещения составляли компактный комплекс и располагались в вертикальном плане. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии часть хозяйственных помещений, например марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, часть - отдельно и даже вне села. В Западной Грузии усадьбы были большие и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения. По зонам прослеживались значительные различия и в типах жилищ. В горах это были каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонительными башнями, каменные жилища в 2-4 этажа (чардахиани сахли, калоиани сахли, кор); одноэтажные каменные дома (квиткири) с плоской земляной крышей.

В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии были распространены дарбази - каменное жилище со ступенчато-венцеобразным перекрытием (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (эрдо). В центре дарбази находился очаг, по обе стороны которого - два деревянных орнаментированных резьбой опорных столба (дедабодзи). Строились также каменные полуподземные жилища с плоской земляной крышей (мицурис сахли).

В Западной Грузии возводили 1- и 2-этажные деревянные дома (саджалабо сахли, ода сахли, джаргвали, пацха) с двух- и четырёхскатной крышей из дранки, осоки, соломы, без окон, с двумя дверьми, устроенными друг против друга. Со второй половины XIX века в Грузии начали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, с окнами, деревянными полами, в несколько комнат, с каминами вместо открытых очагов. Этот тип жилища, более усовершенствованный, распространён в современной Грузии . В западных районах сохраняются традиции деревянного зодчества. Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворявший единство семьи; у очага выполнялись некоторые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенный камин (бухари), специальные печи для выпечки хлеба - тонэ, пурнэ, гумели.

Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду - чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шёлковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки (кабалахи); у имеретин был известен оригинальный головной убор папанаки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби), вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани - самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка - кожаные сапожки на каблуке.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шеидиши), длинного платья (картули каба - «грузинское платье») с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби - распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шёлком, и головной повязки (тавсакрави), обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек - плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.

В одежде грузин отдельных историко-культурных областей имелись различия. В Западной Грузии женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, жёлтого цветов. Костюм тушин был тёмных, в основном чёрных, тонов, для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек. Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани).

Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб - пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) - выпекали из пшеничной (равнинно-предгорная Восточная Грузия), ячменной, ржаной, овсяной (в горных сёлах) муки. В Западной Грузии из кукурузной муки готовили пресный хлеб мчади. Важное место в питании местного населения здесь занимало гоми - блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлёбки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В Восточной Грузии - это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной - также сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе).

Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах - водка (арака), в горах Восточной Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни. Пища грузин сохраняет свою традиционность, появились также новые блюда (супы, котлеты, борщи), в городах распространились чай и кофе (последний в сёлах как традиционный напиток принят только в Аджарии). Устойчивы традиции застольного этикета.

В Грузии основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи, эртсахли дзмеби) постепенно, особенно во второй половине XIX века, исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свёкра и свекрови, тестя и тёщи, жене - разговаривать со старшими родственниками мужа. В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества).

Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных районах - выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем. Ещё более многолюдны (особенно в Западной Грузии) были похороны, требовавшие ещё больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Многие традиции достаточно устойчивы, в том числе обычаи свадебного и похоронно-поминального циклов. В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества (в Западной Грузии), побратимства и посестримства.

Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной - Пасху. В феврале - марте весёлый праздник кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью - Мцхетоба, Алавердоба и др. В наши дни некоторые традиции праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. Появилось много новых праздников, например Тбилисоба, отмечаемый в столице Грузии Тбилиси в конце октября.

Сохраняется традиционный фольклор: исторические предания, баллады, сказки, пословицы, песни - трудовые, обрядовые, героические, лирические, застольные, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.).

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образованиеИберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.

Субэтнические группы грузин мегрелы и сваны (расселены в Западной Грузии) говорят на мегрельском и сванском языках, на лазском - лазы (живут в основном в Турции). Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма. Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.
Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в VI веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в IV веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.
Важным историческим этапом в этом процессе было принятие грузинами христианства: в IV веке в Картлийском царстве, в VI веке в Западной Грузии , где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к V веку. Образование на рубеже X - XI веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в XII - начале XIII вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в XIII веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В XVI - XVII веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана . Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в XVI - XVII веках были захвачены Турцией . Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца XVIII века.
В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" ( Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов XIX века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры. В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР). В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. грузин в другие районы Грузии , а также в Россию.
Миграции грузин на территории
России известны с раннего средневековья. Крупные грузинские колонии существовали с XVII века в Москве и Астрахани, с XVIII века - в Петербурге.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза. С начала XX века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
В одежде грузин отдельных историко-культурных областей имелись различия. В Западной Грузии женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, жёлтого цветов. Костюм тушин был тёмных, в основном чёрных, тонов, для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек. Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани).
Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб - пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) - выпекали из пшеничной (равнинно-предгорная Восточная Грузия), ячменной, ржаной, овсяной (в горных сёлах) муки. В Западной Грузии из кукурузной муки готовили пресный хлеб мчади. Важное место в питании местного населения здесь занимало гоми - блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлёбки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В Восточной Грузии - это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной - также сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе).
Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах - водка (арака), в горах Восточной Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни. Пища грузин сохраняет свою традиционность, появились также новые блюда (супы, котлеты, борщи), в городах распространились чай и кофе (последний в сёлах как традиционный напиток принят только в Аджарии). Устойчивы традиции застольного этикета.
В Грузии основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи, эртсахли дзмеби) постепенно, особенно во второй половине XIX века, исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свёкра и свекрови, тестя и тёщи, жене - разговаривать со старшими родственниками мужа. В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества).
Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных районах - выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем. Ещё более многолюдны (особенно в Западной Грузии) были похороны, требовавшие ещё больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Многие традиции достаточно устойчивы, в том числе обычаи свадебного и похоронно-поминального циклов. В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества (в Западной Грузии), побратимства и посестримства.
Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной - Пасху. В феврале - марте весёлый праздник кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью - Мцхетоба, Алавердоба и др. В наши дни некоторые традиции праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. Появилось много новых праздников, например Тбилисоба, отмечаемый в столице Грузии Тбилиси в конце октября.
Сохраняется традиционный фольклор: исторические предания, баллады, сказки, пословицы, песни - трудовые, обрядовые, героические, лирические, застольные, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.).

Многим наверно интересно кто мы такие грузины, откуда мы пришли и что есть Грузия этот пост более или мение полет вам свет о нас.

Самоназвание - картвели. Народ, основное население Грузии. Численность в Российской Федерации - 130 688 человек.

Язык - грузинский картвельской группы кавказской семьи. Представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам Грузинов. Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма.

Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы Грузин-католиков.

Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в 6 веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в 4 веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие Грузинами христианства: в 4 веке в Картлийском царстве, в 6 веке в Западной Грузии, где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации Грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к 5 веку.
Образование на рубеже 10-11 веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в 12 - начале 13 века, в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в 13 веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В 16-17 веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана. Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в 16-17 веках были захвачены Турцией. Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца 18 века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов 19 века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания Грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры.
В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР).
В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. Грузин в другие районы Грузии, а также в Россию.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза.
С начала 20 века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия Грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определённые типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегчённый плуг орхела, для гор - лёгкое пахотное орудие типа сохи. Современные Грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.