Агрессивный Homo sapiens. Они принимают решения
Второй тип: высокоорганизованная личность
Такие люди рациональные, добросовестны, склонны хорошо подумать, прежде чем начать говорить. Они часто бывают строгими, дотошными и придирчивыми, избегают яркости, красочности, проявлений чувств. Если уязвимой лицу иногда требуется несколько часов для того, чтобы утром подняться, то этих людей есть внутренние часы, что поднимет их в нужное время. Они сконцентрированы на том, чтобы контролировать ситуацию. В то время как впечатлительные личности порой склонны подчиниться внешнему воздействию и контролю, эти люди будут упорно сопротивляться чужому влиянию. Они не любят принимать решения под диктовку. Наоборот, они хотят сами принимать решения.
Итак, прямая атака на такую личность вряд ли может принести успех. Вы не должны загонять в угол такого человека или бросать вызов ее авторитету или самостоятельности. Вы должны создать у нее впечатление, что вы продумали каждый свой шаг и предусмотрели все мелочи и действуете по четкому плану. Вы вряд ли сумеете заставить этого человека изменить свое мнение, но вы сможете убедить ее, если предоставите ей обоснование альтернативы.
У вас нет перспективы, если в отношениях с таким субъектом будет только черную или только белую позицию. Полезным будет торг о сделке. Если вы хотите изменить позицию этого человека, вы должны позволить ему играть важную роль в процессе обсуждения вариантов. Если вы столкнулись с хорошо организованным человеком как свидетелем противника, вы должны задействовать пассивную тактику действий вместо взрывной агрессии. Чем жестче вы проявите себя при работе против этого человека, тем с большей вероятностью вы потерпите поражение. Если вы попытаетесь захватить контроль, она будет сопротивляться этому. Если вы проявите себя открыто враждебным, он станет жестким и неуступчивым. Такие свидетели под натиском замыкаются, становятся молчаливыми и упорно противодействуют всем попыткам раскрыть их.
Рационально организованный метод расспросов такого типа личности поможет ей предугадать ваши ходы оценивать ситуацию, подготовить свои ответы. Если вы логичны и систематичны, то такому человеку будет нетрудно отвечать в той же манере. Поэтому можно продумать возможность использования техники прыжка (3.4.1), который внесет неопределенность в процесс допроса. Вы можете также использовать технику лейтенанта Коломбо, чтобы поймать допрашиваемого на потере чувства самосохранения (3.2.9).
Если вы обнаружите свое неумение, этот человек не будет чувствовать угрозы для себя и сможет попробовать внести порядок в хаотическое нагромождение фактов в результате серии ваших несистематических вопросов. Такая реакция вполне предсказуема, поскольку високоорганізованій личности трудно выдерживать непоследовательность, разрозненность фактов. Скорее всего он сам попытается рационально объяснить факты. Впрочем, как и относительно уязвимой личности, излишняя фамильярность здесь порождает пренебрежение с его стороны. Чтобы поддержать свой авторитет, вы должны соблюдать некотором расстоянии от него.
Кросекзаменатори разработать такое условное разделение свидетелей, который, конечно, не опирается на достижения психологии или НЛП, но обобщает определенный практический опыт многих поколений адвокатов.
Играйте роли, проявляйте психологическую гибкость в общении различными свидетелями
Одно из важнейших косвенных ваших ссылок свидетелю это та роль, которую вы берете на себя. Ваш выбор имиджа может иметь драматическое влияние на поведение свидетеля.
Тщательно обдумайте, какую роль вы будете играть: превосходства, равенства или подчинения.
Продумайте, в каких ситуациях эффективна та или иная роль? Иногда целесообразно избрать позицию преимущества. Вы может позволить себе получать информацию от свидетеля с позиции силы и вашего более высокого положения, которое возлагает моральную обязанность на того, к кому вы обращаетесь, предоставлять правильную информацию.
Если вы выбрали роль равного, вы устраняете угрозы, связанные с присутствием в отношениях доминирующей личности, но одновременно теряете сопровождение силы и престижа. Некоторые свидетели должны быть расслабленными, раскованными, их надо раскрыть перед человеком, которого бы они считали равной себе. Они чувствуют себя более комфортно с тем, кто обладает таким же статусом. Они не испытывают потребности в давлении со стороны личности, которая превосходит их, вместе с тем не имеют потребности в доминировании над лицом и держании на дистанции как подчиненного.
В роли подчиненного, такого, что стоит ниже вы не представляете никакой угрозы "эго" свидетеля, а, иногда этот фактор может привести к снижению уровня сопротивления с его стороны. Имейте в виду, что в случае изменения своего амплуа в течение допроса или ведения дела последовательность, с которой вы будете это делать, имеет большое значение, потому что легче двигаться от высшего статуса к более низкому (сверху вниз), а не наоборот. Однако эффект от контраста, обусловленного переходом от роли слабой доминирующей, больше.
Кто испытывает страх перед судебным допросом и юристом противника, боится "судейских" лиц, наделенных властью. Если вам повезло встретиться с таким свидетелем в суде, вы должны тщательно поддерживать в нем эту мысль, выдерживать дистанцию при общении с ним, чтобы с максимальной выгодой использовать эффект своего процессуального и профессионального статуса.
Если вы хотите укрепить официальную атмосферу, убедитесь в том, что оделись должным образом. Если вы хотите быть более неформальным, вы можете расстегнуть пуговицы на пиджаке и даже снять пиджак, расслабить галстук, закатать рукава рубашки. Наберите более расслабленной позе за своим столом.
Ваш лексикон, тон и произношение также могут иметь влияние на свидетеля. Тщательно подбирайте слова. Если вы хотите сблизиться со свидетелем и раскрепостить его, применяйте неформальный стиль поведения. Используйте слова, которые показывают, что вы свободно владеете сленгом. Действуя в такой манере, прокурор может спросить подсудимого по делу о незаконном обороте наркотиков. Если подсудимый даст ответ, используя ту же терминологию, он тем самым покажет свою способность поддержать разговор на языке торговцев наркотиками, укрепляя судей в мнении о его виновности.
Бывают ситуации, когда полезно обращаться со свидетелем уважительно, перебирая на себя подчиненную роль. Такой подход похож на использование техники лейтенанта Коломбо, при которой вы, вызывая недооценку себя вводите в заблуждение свидетеля, снижая его чувство самосохранения. Предположим, что вы молодой начинающий адвокат и имеете дело с президентом корпорации, который выступает свидетелем по делу. Такие люди привыкли приказывать и не любят, чтобы кто-то давил на них. Вряд ли его впечатлит ваш профессиональный статус. Если вы подойдете к такому человеку как к мудрого старшего наставника, от которого вы ищете советы, он может обнаружить патерналистское или профессиональное отношение и предоставит вам, по крайней мере некоторую информацию, в которой вы нуждаетесь.
Вы можете применить и подход равного по статусу, если хотите преодолеть низкий уровень взаимодействия в языковом обмене. Для того, чтобы сломать такой барьер, вы можете использовать привычную для свидетеля разговорный язык, касаясь темы, интересной для него.
Украинский читатель может с определенной иронией воспринять такой совет, несмотря на то, что судьи в Украине контролируют процесс допроса и не дают возможности касаться посторонних, не обусловленных процессом тем. Но судья может потерять бдительность, и вам удастся коснуться интересной для свидетеля темы в рамках материалов дела.
Советы, которые даются в этой книге, только на первый взгляд имеют отстраненный характер, на самом деле это сгусток опыта адвокатов разных стран. Зная это, вы можете использовать их в своей работе в неожиданных ситуациях. Вы должны почувствовать себя своеобразным модератором процесса допроса в пределах разрешенного действующим УПК.
Пример. Адвокат Н. выступил на стадии досудебного следствия в деле по обвинению в уклонении от уплаты налогов по сути в момент завершения следствия. Его подзащитные по совету адвоката не давали показаний. А он перед следователем разыграл роль человека, который впервые вступает в дело об уклонении от уплаты налогов и искренне сообщил следователю об этом. Кроме того, он заявил, что занимался преимущественно гражданскими делами, опыта в уголовных делах не имеет, но его попросили знакомые вступить в это дело и он им не мог отказать. Поэтому просил поскорее заканчивать дело, - он все подпишет.
Расслабленный следователь так и сделал, допустив при этом ряд существенных ошибок, которыми в судебном заседании адвокат воспользовался в полной мере.
Знаете ли вы людей, у которых всё всегда разложено по полочкам и не валяется под ногами? А ведь они далеко не перфекционисты. Эксперты говорят, что достаточно следовать нескольким простым правилам:
1. Избегайте покупать товары только из-за скидок. Только потому, что вы можете купить кашемировый свитер за $20 или три бутылки кетчупа по цене одной, не означает, что вы должны это делать. Спрашивайте себя: "У меня уже есть что-то подобное?" и "А где я всё это буду хранить?" перед тем, как совершить такого рода покупки, советует Нью-Йоркский профессиональный организатор и автор книги "Избавьтесь от хлама, Измените свою жизнь" Джулия Моргенстерн.
2. Заключите мир с несовершенством. "Эффективные люди прилагают максимальные усилия к работе над самыми важными проектами (скажем, над рабочим заданием или дизайном новой кухни), а для всего остального они прикладывают лишь необходимый уровень своих усилий, не стараясь сделать всё превосходно", говорит Рене Рейнарди, доктор психологии, которая специализируется на оказании помощи людям с накапливающим типом характера (людям, не спообным избавляться ни от каких вещей, даже если они не представляют ценности или полезности и захламяют всё жилое пространство в помещении). Может быть, вы принесёте в школу, где учится ваш ребёнок, несколько упаковок купленного в магазине печенья, хранящегося у вас дома (но не с истёкшим сроком годности). Отдайте на благотворительность мешок несортированных, годами хранящихся ненужных вам вещей. "Попытки сделать всё превосходно - самый лёгкий путь увязнуть в трясине", говорит Рене Рейнарди.
3. Никогда не подписывайте коробки или пакеты, где хранятся вещи, подходящие под описание "Разное". Вы берёте много всяких вещей, кладёте в коробку или пакет и подписываете "Разное". "Но уже через неделю вы забудете, что конкретно находится там", говорит Джулия Моргенстерн. Вместо этого сортируйте вещи по какому-то объединяющему признаку и подписывайте "Счета за электричество", "Лампочки" и т.д.
4. Регулярно планируйте "разборы завалов". Чем ждать, когда вас посетит соответствующее рабочее настроение (и мы все знаем к чему это приводит), составьте регулярное расписание таких мероприятий - будете ли вы после работы тратить 15 минут на сортировку корреспонденции или же браться за новое дело каждое воскресенье после обеда.
5. Не добивайтесь превосходного результата каждый раз: иногда просто будьте довольны тем, что работает. "У меня есть клиентки, которые каждое утро тратят огромное время на доведение своего макияжа до совершенства, которые отвечают на каждый телефонный звонок и уделяют огромное внимание каждому позвонившему - это просто изнурительно", утверждает Дороти Брейнинджер, Президент Центра Делфи по Организации. Не тратьте столько времени (и денег), маниакально добиваясь совершенства.
6. Отведите дома специальное место (это может быть столик в прихожей или коридоре), куда вы будете складывать разнообразные мелкие вещи. Приходя домой с работы, никто не бросается сразу разбирать сумки, письма, счета и т.д. Поэтому складируйте всю эту каждодневную мелочь в определённом месте. Когда освободится время на сортировку, вам не придётся бегать по всему дому в поисках счетов, записок из школы и т.д.
7. Не бойтесь просить о помощи. "Хорошо организованный человек не боится испытать кратковременное смущение и попросить о помощи в необходимых случаях", говорит Дороти Брейнинджер. Бывает, что вы обещаете людям детально продуманный ужин из четырёх блюд, а вместо этого вынуждены просить гостей принести свою еду из дома, если невозможно отменить или перенести социальное обязательство.
8. Отделяйте положительные эмоции от одержимости. Ничего нет нездорового, что люди привязываются к определённым вещам - вазе, купленной в Париже, бабушкиному жемчужному ожерелью и т.д. Но дырявая концертная рубашка или дешевые потёртые сережки, которые муж подарил много лет назад? Просто расстаньтесь со всеми этими ненужными вещами.
9. Предвидьте (и избегайте) проблемы. Вы ведь не выйдете из дома в непогожий день без зонта, верно? "Люди, которые плывут по жизни, как по тихим спокойным водам применяют это правило ко всем жизненным ситуациям", говорит Дороти Брейнинджер. Кухонные шкафчики полностью забиты всякими пластиковыми контейнерами и прочими вещами, и всё это каждый раз норовит свалиться на голову при открывании? Организованные люди потратят несколько минут, чтобы предупредить схождение лавины. (Другими словами, разобрать шкафчики сейчас будет легче, чем ликвидировать последствия падения всех этих контейнеров на пол, ловить крышечки, закатившиеся под холодильник и мыть полы.)
10. Узнайте, куда можно отдать ненужные вам, но полезные вещи. Намного легче расстаться с вещами, когда знаешь, что они будут использоваться и в них нуждаются. Найдите какого-нибудь мальчика, живущего по соседству, кому могут понадобиться вещи, из которых уже вырос ваш сын или отдайте эти вещи на благотворительность в другие учреждения по вашему выбору. "Это поможет вам не подыскивать каждый раз подходящего человека, когда вы захотите в очередной раз разгрузить свой дом от неиспользуемых вещей", говорит Джулия Моргенстерн.
ФОТО Getty Images
Возможно, хаос на рабочем столе не мешает вам вдохновенно творить и свидетельствует о вашей креативной натуре. Но вот хаос в доме становится источником стресса. А ведь справиться с ним не так уж сложно. Достаточно перенять привычки тех, кто все в своей жизни раскладывает по полочкам.
1. У них всегда есть список дел
Груз не сделанных в течение дня дел так тяжел, что вполне может лишить вас сна ночью. Если вы не составляете списки дел, что-то важное обязательно да упустите. Так что возьмите себе за правило ежедневно записывать все, что нужно сделать. Принципиально важно, чтобы ваш список состоял из выполнимых задач. Условно, вынести мусор – это выполнимая задача, а благоустройство дачного участка – задача долгосрочная. Не позволяйте масштабным задачам испугать вас или выбить из колеи. Разбейте их на мелкие частные задачи, которые вы реально способны решить за день.
2. Они всему находят место
У вас опять куда-то запропастился смартфон (бумажник, ключи)?! Ну почему вы то и дело не можете найти какую-нибудь вещь? Позвольте организованным людям просветить вас. Самый верный способ тратить время и нервы на поиски своих вещей – это каждый раз оставлять их где попало. Один из секретов организованности состоит в том, что в доме у любой вещи должно быть свое место. Поставьте в прихожей поднос «для всякой всячины» и кладите туда бумажник и ключи. Ставьте на зарядку гаджеты, когда не пользуетесь ими. Вы будете поражены, насколько быстрей будете собираться на работу по утрам, если вам не придется устраивать охоту за вещами.
3. Они решительны
Организованный человек умеет быстро принимать ясные и четкие решения. О чем бы ни шла речь, будь то покупка мебели или планирование праздничного обеда, он умеет быстро сделать выбор и придерживаться своего решения. Перфекционист дойдет до исступления, анализируя множество вариантов действий, не в силах выбрать лучший. Организованного человека устроит «вполне хороший» вариант. Это умение позволяет ему распределять время эффективно и с умом.
4. Они избавляются от лишнего
Подумайте о том, сколько ненужных вещей скопилось у вас в доме. В гардеробе наверняка найдется одежда, которую вы уже давно не носите. А эта гора журналов на кофейном столике – вы правда верите, что когда-нибудь прочтете их? Так что берите мешок для мусора и выкидывайте туда все, чем не пользуетесь. Если у вас есть сомнения насчет одежды, используйте такой прием. День за днем вешайте отдельно те вещи, которые вы надевали. Довольно быстро станет ясно, какая одежда вам уже не нужна.
5. Они ценят свое время
Такое впечатление, что организованные люди успевают все. И не потому, что работают больше и тяжелей – у них сам процесс выстроен более продуманно. Они отдают себе отчет, что невозможно справиться со всеми делами одному, и умеют делегировать полномочия тем, на кого можно положиться. Если вы не справляетесь с домашними делами, найдите себе помощников. Вы удивитесь, сколько вы успеете сделать полезного за счет освободившегося времени.
Подробней см. на сайте The Huffington Post.
Естественно-научные, социально-биологические основы физической культуры - это комплекс медико-биологических, гуманитарных и социальных знаний, в первую очередь по анатомии, физиологии, морфологии, биологии, гигиене, педагогике, психологии, культурологии, социологии, медицине, на достижениях которых базируется теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки.
Организм человека - это единая сложная высокоорганизованная биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с изменяющимися условиями окружающей среды и обладающая способностью саморегуляции и саморазвития, а именно, способностью к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации и совершенствованию механизмов управления биологическими процессами.
Функциональные системы организма - это группы органов, обеспечивающие протекающие в них согласованные процессы жизнедеятельности. К ним относятся нервная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная (железы внутренней секреции), сенсорная (органы чувств), половая и иммунная система. Они осуществляют свои функции в теснейшем взаимодействии.
Нервная система - одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию всех протекающих в организме человека процессов и взаимосвязь организма и внешней среды.
Основные функции нервной системы:
восприятие действующих на организм как внутренних,так и внешних раздражителей;
проведение и обработка воспринимаемой информации;
формирование ответных и приспособительных реакций.
Нервная система делиться на центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую. К ЦНС относиться головной и спинной мозг. К периферической -нервные волокна, нервы, соединяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека. Нервная система условно делиться на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает регуляцию двигательного аппарата; вегетативная обеспечивает и регулирует протекание процессов обмена веществ и работу внутренних органов и систем.
Особую роль в ЦНС играет кора больших полушарий головного мозга. Именно она формирует деятельность организма как единого целого в его взаимоотношениях с окружающей средой. По И.П. Павлову, кора является распорядителем и распределителем всех функций и всей деятельности организма. Кора - это вместилище всей нашей интеллектуальной жизни, это мастерская наших желаний, мыслей, воли и чувств.
Деятельность коры больших полушарий носит название высшей нервной деятельности (ВНД).
Важными показателями ВНД являются:
сила нервных процессов -характеризуют настойчивость, смелость, активность, целеустремленность;
уравновешенность нервных процессов - характеризует устойчивость настроения, сдержанность характера, особенность по ведения в коллективе, семье, взаимоотношения с товарищами;
3)подвижность нервных процессов - характеризует быстроту освоения двигательных навыков, быстроту переключения с одного вида деятельности на другой, приспособляемость к новым условиям жизни, способность быстро проанализировать ошибки и внести коррективы в программу двигательных действий в конкретной изменяющейся окружающей внешней обстановке.
Экспериментальные данные и наблюдения показывают, что в процессе занятий спортивными упражнениями и особенно в процессе спортивной тренировки растут сила и подвижность нервных процессов и увеличивается их уравновешенность. Физические упражнения могут исправлять врожденные особенности нервной деятельности, изменять их в желаемом направлении и в этом заключается одна из важнейших сторон социального и биологического значения физического воспитания и спорта.
Часть своих функций ЦНС осуществляет через систему органов внутренней секреции, эндокринные железы, вырабатывающие и выделяющие в кровь гормоны, которые в свою очередь являются важными регуляторами деятельности функциональных систем.
Гомеостаз - постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, содержания глюкозы в крови и т.п.). Это постоянство физико-химических и биологических свойств внутренней среды не является абсолютным, а носит относительный и динамический характер. Оно регулируется с помощью совокупности сложных приспособительных реакций организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия различных факторов внешней и внутренней среды, нарушающих его.
Саморегуляция и самосовершенствование организма реализуются главным образом через совершенствование в организме механизмов адаптации (приспособления) к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, производства, быта. Физическая тренировка вместе со сбалансированным питанием обусловливают эффективность саморегуляции и самосовершенствования организма.
Адаптация - процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования. Различают несколько видов адаптации. Специфическая адаптация - совокупность изменений в организме, обеспечивающих постоянство его внутренней среды. Общая адаптация - совокупность изменений, приводящих к мобилизации энергетических и пластических (образование белка) ресурсов организма. Срочная адаптация - изменения, которые развиваются непосредственно во время воздействия какого-либо фактора (например, физической нагрузки) за счет имеющихся в организме человека функциональных возможностей. Долговременная адаптация - развитие структурных и функциональных возможностей организма в результате многократного повторения срочных адаптационных процессов. Адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами среды, называют компенсаторными механизмами.
Компенсаторные механизмы - это динамичные, быстро возникающие физиологические средства аварийного обеспечения жизнедеятельности организма. Они мобилизуются, как только организм попадает в неадекватные условия, и постепенно затухают по мере развития адаптационного процесса. Например, под воздействием холода усиливаются процессы производства и сохранения тепловой энергии, повышается обмен веществ, в результате рефлекторного сужения периферических сосудов (особенно кожи) уменьшается теплоотдача.
Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма. Обладая высокой эффективностью для развития устойчивых форм адаптационного процесса, они могут достаточно долго поддерживать относительно стабильный гомеостазис.
Гипоксия (кислородное голодание) - пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях. Возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови, при нарушении биохимических процессов тканевого дыхания.
Максимальное потребление кислорода (МПК) - наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Отражает эффективность взаимодействия дыхательной, сердечнососудистой и кровеносной систем. Величина МПК определяет функциональное состояние этих систем и характеризует степень тренированности организма к длительным физическим нагрузкам.
Рефлекс - реакция организма на раздражение, поступающее из внутренней и внешней среды, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Биологическая сущность рефлекса заключается в приспособлении организма к этим изменениям. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды. Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.
Экологические факторы - показатели окружающей человека внешней среды, отражающие состояние воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, световых потоков, геомагнитных и электромагнитных полей и т.п.
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней среды на организм человека
Организм представляет собой единую сложную систему. В организме клетки и межклеточное вещество образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединены в системы. Все клетки, ткани, органы и системы органов тесно связаны друг с другом и взаимно друг на друга влияют.
В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиляцию) и распад органических веществ (диссимиляцию).
В клетках и тканях происходит постоянное расщепление сложных веществ, входящих в их состав, на более простые. Одновременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, поступающих в клетки и ткани извне. Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет которой совершаются все процессы в органах и тканях, (сокращение мышц, работа сердца, мозга и т.д.), в том числе и ассимиляция.
В процессе жизнедеятельности организма, в основе которой лежит обмен веществ, устанавливается тесная связь и взаимодействие между различными органами и системами органов. Рассмотрим это положение на примере скелетной мышцы. В мышце, как и в других органах, происходит обмен веществ. Поэтому необходимо постоянное поступление питательных веществ и кислорода, которые доставляются кровью по кровеносным сосудам. В свою очередь в кровь эти питательные вещества поступают из пищеварительной системы, а кислород - из дыхательной системы (через легкие). Образующиеся в процессе обмена продукты распада из мышц поступают в кровь, доставляются в органы выделения и через них выводятся наружу. Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращениям сердца, работа которого, как и других органов, регулируется нервной системой и т.д.
Взаимосвязь между различными системами органов проявляется и в согласованном изменении их деятельности. Усиление деятельности одного органа или системы органов сопровождается изменениями и в других системах. Так, во время физической работы резко возрастает обмен веществ в мышцах, что приводит к согласованному изменению деятельности сердечнососудистой, дыхательной, выделительной и других систем органов.
Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.
Без знания строения организма человека, особенностей процессов жизнедеятельности отдельных его органов, систем органов нельзя обучать, воспитывать и лечить человека, нельзя также обеспечить его физическое развитие и совершенствование.
Познание самого себя является важным шагом в решении проблемы формирования физической культуры личности будущего специалиста, который при изучении данной темы получает возможности:
Изучить особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды;
уметь диагностировать состояние своего организма и отдельных его систем;
вносить необходимую коррекцию в их состояние средствами физической культуры и спорта;
уметь рационально соотносить физкультурно-спортивную деятельность и ндивидуальные особенности организма, а также учитывать условия труда, быта, отдыха.
Человеческий организм - сложная биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой, обеспечивающей взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.
В организме человека насчитывается более 100 триллионов клеток. Каждая клетка представляет собой одновременно: фабрику по переработке веществ, поступающих в организм; генератор, вырабатывающий биоэлектрическую энергию; компьютер с большим объемом хранения и вьщачи информации. Кроме этого, определенные группы клеток выполняют специфические, присущие только им функции (мышцы, кровь, нервная система и др.).
Наиболее сложное строение имеют клетки ЦНС - нейроны. Их насчитывается в организме 10-15 миллиардов. Каждый нейрон содержит около тысячи ферментов. Все нейроны головного мозга могут накапливать свыше 10 миллиардов единиц информации в секунду, т.е. в несколько раз больше, чем самая совершенная ЭВМ.
Каждую клетку необходимо снабдить питательными веществами и кислородом, вывести из нее продукты распада после биохимических реакций жизнедеятельности, а также обеспечить регуляцию протекающих в ней процессов. Для этого к каждой клетке подходит кровеносный сосуд -капилляр - и нервное волокно. Организм человека состоит из отдельных oprarioe, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющие совместно общие функции - это система органов. В своей функциональной деятельности системы органов связаны между собой. Взаимосогласованные, одновременно протекающие в них процессы обеспечивают жизнедеятельность организма в целом.
Многие функциональные: системы в значительной степени обеспечивают двигательную деятельность человека. К ним относятся: кровеносная система, система органов дыхания, опорно-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения железы внутренней секреции, сенсорные системы, нервная система и др.
Внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, состоящей из четырех взаимодействующих элементов: физическая окружающая среда (атмосфера, вода, почва, солнечная энергия); биологическая окружающая среда (животный и растительный мир); социальная среда (человек и человеческое общество); производственная среда (производство и труд человека). Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно, она может оказывать на организм, как полезные, так, и вредные воздействия. Из внешней среды организм получает все необходимое для жизнедеятельности и развития, однако, вместе с тем, он получает многочисленный поток воздействий (температура, влажность, солнечная радиация, производственные, профессиональные вредные и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.
Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохраняет постоянство своей внутренней среды или адаптируется к новым условиям существования. Следует отметить приспособительные изменения функциональных параметров имеют определенные границы, за пределами которых происходит нарушение свойств системы или даже ее распад и гибель.
Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе
Умственная и физическая работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды, если соответствующим образом применять физические упражнения. Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека.
Утомление - это состояние, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в ощущении усталости. Утомление играет важную биологическую роль, служит предупредительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом.
Суммирование сдвигов в нервно-мышечной, ЦНС и других системах, возникающих при многократном утомлении, вызывает хроническое утомление. Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, неправильная организация труда, длительное выполнение работы, связанной с чрезмерном нервно-психическим или физическим напряжением - все это может привести к переутомлению.
Умственное переутомление, являясь наиболее вредным для организма, граничит с заболеванием, имеет более длительный период восстановления. Оно является следствием того, что мозг человека, обладая большими компенсаторными возможностями, способен длительное время работать с перегрузкой, не давая знать о своем утомлении, которое мы ощущаем только тогда, когда практически уже наступила фаза переутомления.
Средствами восстановления организма после утомления и переутомления являются: оптимальная физическая активность, переключение на другие виды работы, правильное сочетание работы с активным отдыхом, рациональное питание, установление строгого гигиенического образа жизни. Ускоряют процесс восстановления также достаточный по времени и полноценный сон, водные процедуры, парная баня, массаж и самомассаж, фармакологические средства и физиотерапевтические процедуры, психорегулирующая тренировка и другие реабилитационно-восстановительные мероприятия.
Основные факторы производственной среды и их неблагоприятное влияние на организм человека
Существенное значение для производительности труда и охраны здоровья имеют направленность (сфера) производственной деятельности, конкретные производственные операции, орудия труда, формы организации труда и др. Каждый из этих показателей требует определенных физических и психофизиологических качеств.
Например, работа оператора, диспетчера, связанная с управлением автоматами в технических системах, требует развития двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости. Деятельность по наблюдению и контролю (чтение показаний приборов, слежение и т.п.) предъявляет высокие требования к объему, распределению, устойчивости внимания, хорошей реакции слежения.
Монтаж, сборка, ремонт аппаратуры, оборудования требуют высокой координации движений, специальной мышечной выносливости. Для работы на малых вычислительных машинах и компьютерах необходима тонкая координация пальцев рук, выносливость зрительных анализаторов. При коллективной работе необходимы развитые коммуникативные способности и т.д.
Производительность труда, состояние здоровья и уровень работоспособности человека в значительной мере зависят от воздействия факторов внешней производственной среды. Эти факторы в отдельности и, особенно, в комплексе могут оказывать неблагоприятное влияние на организм человека в процессе производственной деятельности, к ним относятся: метеорологические условия (микроклимат), шум, вибрация, укачивание, радиационное излучение, освещенность рабочего места, экономическая и психологическая напряженность, режим труда и др.
Метеорологические факторы характеризуются сочетанием температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.
Систематические отклонения от нормального (комфортного) метеорологического режима в производственных помещениях приводят к хроническим простудным заболеваниям, заболеваниям суставов, тепловым ударам, судорогам, стрессовым состояниям.
Реакция организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе на период акклиматизации.
Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности после утомления.
При проведении работ на станциях техобслуживания, в автомастерских и т.п. человеческий организм подвергается воздействию резких перепадов температуры воздуха и атмосферного давления, а также воздействию шума, вибрации, газовых потоков и др., все это может приводить к общим и профессиональным заболеваниям.
Резкое изменение барометрического давления, например, может сопровождаться нарушением функции вестибулярного аппарата и среднего уха, потерей координации движений. Отрицательное воздействие на органы слуха и нервную систему оказывает также высокий уровень шума.
Под воздействием вибрации может развиваться так называемая вибрационная болезнь, когда снижается острота зрения, тактильная, тепловая и болевая чувствительность; поражаются кровеносные сосуды; происходят нежелательные изменения в суставах и т.д.
Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.
В настоящее время в результате негативных последствий развития атомной энергетики интенсивность радиационного из лучения, по сравнению с естественным фоном, значительно повышена. В связи с этим весьма важным является вопрос о возможности повышения стойкости организма человека к действию проникающей радиации посредством специальной физической подготовки. Исследования показывают, что при несмертельных дозах лучевое поражение физически тренированных людей будет относительно более легким, выздоровление пойдет быстрее, работоспособность будет восстанавливаться раньше.
Освещение рабочего места - один из важнейших факторов трудовой деятельности. Главные проблемы, связанные с органами зрения, на производстве касаются адекватности и удобства освещения. Достаточная (оптимальная) освещенность рабочего места положительно влияет на органы зрения, снижает утомление. Неудовлетворительное освещение вызывает преждевременное утомление, глазные болезни, головные боли и может быть причиной травматизма.
1.3.2. Обеспечение устойчивости к физической и умственной нагрузке
В связи с активизацией учебного труда при возрастающих нагрузках требуется оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха студентов, в том числе с использованием средств физической культуры - физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов и других составляющих здорового образа жизни.
Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.
Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности отводится комплексу оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относятся разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.
Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности студентов являются важнейшим способом разрядки нервного напряжения и сохранения здоровья. Разрядка психической (нервной) напряженности через движение является наиболее эффективной. Без активной мышечной работы невозможно нормальное функционирование организма. Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, показало, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
Совершенствование обмена веществ под воздействием направленной физической тренировки
Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в органах пищеварения. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через легкие в кровь, принимает участие в процессах окисления, происходящих в клетках.
Обмен веществ и энергии - это взаимосвязанные процессы, распределение которых связано лишь с удобством изучения. Ни одного из этих процессов в отдельности не существует.
Продукты распада, образующиеся в результате биохимических реакций обмена веществ (двуокись углерода, вода, мочевина и др.), удаляются из организма через легкие, почки, кожу.
В результате обмен веществ выделяется энергия необходимая для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них потенциальная химическая энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, механическую, тепловую и др.).
Обмен веществ и энергии осуществляется с помощью двух противоположных процессов: ассимиляции и диссимиляции:
Ассимиляция - это образование в клетках организма свойственных ему веществ из других, которые поступают из внешней среды. При ассимиляции организм не только усваивает органические соединения, но и накапливает находящуюся в них энергию.
Диссимиляция - это окисление и распад органических соединений в клетках организма, при котором происходит образование и превращение энергии, перенос её к участкам клеток, где она расходуется. Диссимиляция обусловливает различные виды деятельности органов и систем организма, в том числе и процесс ассимиляции.
Процессы ассимиляции и диссимиляции неотделимы друг от друга и определяют рост, развитие и все другие проявления жизнедеятельности организма.
Интенсивность протекания процесса обмена веществ в организме человека очень велика. Каждую секунду разрушается огромное количество молекул различных веществ и одновременно образуются новые вещества, необходимые организму. За 3 месяца половина всех тканей тела человека обновляется.
В процессе жизнедеятельности, с одной стороны, человек с пищей получает энергию, с другой, тратит ее на работу внутренних органов, поддержание постоянной температуры тела, на умственную и физическую работу.
Энергетический баланс - равенство между количеством энергии, получаемым организмом с пищей, и величиной энергетических затрат организма в сутки.
В современных условиях жизни при достаточном и полноценном питании и малоподвижном образе жизни для сохранения энергетического баланса, поддержания нормальной массы тела, обеспечения высокой умственной и физической работоспособности и профилактики заболеваний возникает необходимость увеличивать расход энергии за счет повышения двигательной активности, и прежде всего с помощью регулярных занятий физическими упражнениями, что существенно стимулирует обменные процессы.
Воздействие физической тренировки на кровь, кровеносную систему
Кровь в организме человека выполняет следующие функции:
транспортную - переносит к тканям тела питательные вещества, а из тканей к органам выделения транспортирует продукты распада, образующиеся в результате жизнедеятельности клеток тканей;
регуляторную - осуществляет гуморальную (гумор -жидкость) регуляцию организма с помощью гормонов и других химических веществ и создает гидростатическое давление крови на нервные окончания (барорецепторы), расположенные в стенках кровеносных сосудов;
защитную - совместно с иммунной и другими процессами оказывает противодействие неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды организма, обеспечивает свертываемость при повреждении тканей и заживлении ран;
теплообменную - участвует в поддержании постоянной температуры тела.
Количество крови в организме равно, примерно, 7-8% от массы тела. В покое 20-50% крови может быть выключено из кровообращения и находиться в, так называемых, «кровяных депо» - в печени, селезенке, мышцах и сосудах кожи. При необходимости, например, при физической работе, запасной объем крови в соответствии с интенсивностью этой работы включается в кровообращение. Регуляция осуществляется вегетативным отделом нервной системы.
Кровь состоит из жидкой части (плазмы) - 55% и взвешенных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и др.) - 45%. Кровь имеет слабую щелочную реакцию.
Эритроциты - красные кровяные клетки, носители дыхательного пигмента - гемоглобина. Эритроциты переносят кислород из легких к тканям и углекислый газ из тканей в легкие. В 1 куб. мм крови у мужчин в среднем 5 млн. эритроцитов, у женщин - 4,5 млн. У людей, занимающихся спортом, эта вели чина достигает 6 млн. и более. Общее количество эритроцитов в крови человека - 25 триллионов.
Общая поверхность эритроцитов очень велика, она примерно, в 1500 раз больше поверхности тела.
Лейкоциты - белые кровяные клетки, их имеется несколько видов. В 1 куб. мм крови содержится 6-8 тыс. лейкоцитов. Они способны проникать через стенки кровеносных сосудов в ткани тела и уничтожать болезнетворные микробы и инородные тела, попавшие в организм. Это явление называется фагоцитозом.
Тромбоциты - их содержится в крови 100-300 тыс. в 1 куб. мм. Они защищают организм от потери крови. При повреждении ткани тела и кровеносных сосудов тромбоциты способствуют свертыванию крови, образованию сгустка (тромба), который закупоривает сосуд и прерывает ток крови.
При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:
увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;
повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;
ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.
У тренированного человека за счет повышенных резервных возможностей, включая буферные системы, обменные и восстановительные процессы осуществляются значительно интенсивнее, по сравнению с нетренированным. Так, например, после интенсивной физической нагрузки ресинтез (восстановление) энергообеспечения при которой осуществлялся в анаэробном (бескислородном) режиме, нетренированный человек долгое время ощущает боли в мышцах, выполнявших данную работу. Это происходит за счет образования лактата (молочной кислоты). При регулярных тренировках болевой синдром не наблюдается. Отметим, что концентрация лактата в крови 18-20 ммоль/л у спортсменов, специализирующихся в видах спорта, связанных с проявлением скоростно-силовой выносливости, (бег на 400, 800, 1500 м.; плавание - 100, 200 м. и т.п.), вызывает запредельное торможение, из-за сдвига РН крови в кислую сторону. Тогда как подобное явление у нетренированных людей наблюдается при концентрации лактата в крови 8-10 ммоль/л.
Кровь в организме находится в постоянном движении, которое осуществляется по кровеносной системе.
Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Кровеносные сосуды составляют два круга кровообращения - малый и большой. Функциональным центром кровеносной системы является сердце, выполняющее роль двух насосов. Один (правая сторона сердца) - продвигает кровь по малому кругу кровообращения, второй (левая сторона сердца) - по большому кругу кровообращения. В каждом круге кровообращения сеть кровеносных сосудов состоит из крупных сосудов -артерий, по которым кровь движется в сторону от сердца. По мере удаления артерии ветвятся на более мелкие сосуды - артериолы, которые, в свою очередь, делятся на тончайшие кровеносные сосуды - капилляры.
Стенки капилляров полупроницаемые, через них питательных вещества, растворенные в плазме крови, просачиваются в тканевую жидкость, из которой переходят в соответствующие органы. Отработанные продукты жизнедеятельности проникают сквозь стенки капилляров в обратном направлении из тканевой жидкости в кровь.
Важность развития капиллярной системы весьма значима для функционирования всего организма. Многие специалисты капиллярную систему называют вторым сердцем человека. По их мнению физкультура будущего будет основана на постепенном развитии индивидуальных двигательных способностей каждого. И, конечно, на тренировке капиллярной системы, от которой напрямую зависит здоровье. Установлено, что в результате физических нагрузок начинают прорастать новые капилляры в работающих скелетных мышцах и самом сердце.
Известно, что в спокойном состоянии функционирует только небольшая часть имеющихся капилляров, а при выполнении физических упражнений с повышением частоты сердечных сокращений количество их значительно возрастает. Систематические физические нагрузки неизменно приводят к повышению числа «работающих» капилляров в спокойном состоянии организма, а, следовательно, к лучшему обмену веществ, повышению умственной и физической выносливости.
Сеть сосудов большого круга кровообращения пронизывает ткани всех органов и частей тела человека. Продвигаясь по капиллярам большого круга кровообращения, кровь превращается из артериальной в венозную; она отдает тканям кислород и питательные вещества, одновременно насыщаясь углекислым газом и продуктами распада, которые переносит к органам выделения, а также выполняет другие функции.
Сосудистая сеть малого круга кровообращения проходит только через легкие, где кровь превращается из венозной в артериальную, т.е. отдает в полость легких углекислый газ и насыщается кислородом.
Физическая работа способствует общему расширению кровеносных сосудов, повышению эластичности их мышечных стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. При работе окружающих сосуды мышц происходит массаж стенок сосудов. Кровеносные сосуды, не проходящие через мышцы (головного мозга, внутренних органов, кожи), массируются за счет гидродинамической волны от учащения пульса и за счет ускоренного тока крови. Все это способствует сохранению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальному функционированию сердечнососудистой системы без патологических отклонений.
Напряженная умственная работа, не сбалансированная физической деятельностью, Малоподвижный образ жизни, особенно при высоких нервно-эмоциональных напряжениях, вредные привычки (курение, потребление алкоголя) вызывают ухудшение питания стенок артерий, потерю их эластичности, что может привести к стойкому повышению в них кровяного давления и, в конечном итоге, к заболеванию, называемому гипертонией.
Поэтому для сохранения здоровья и работоспособности необходимо регулярно активизировать кровообращение с помощью физических упражнений, в том числе и в режиме учебного дня студента (физкультминутки, физкульт-паузы). В покое кровь совершает полный кругооборот за 21-22 с, при физической работе за 8 с. и менее, при этом объем циркулирующей крови способен возрастать до 40 л/мин. В результате такого увеличения объема и скорости кровотока значительно повышается снабжение тканей организма кислородом и питательными веществами.
Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды и прежде всего на расширении капиллярной сети, оказывают занятия циклическими видами упражнений: бег, плавание, бег на лыжах, на коньках, езда на велосипеде и т.п.
Воздействие физической тренировки на сердце
Сердце, главный орган кровеносной системы, представляет собой полую мышцу, обильно снабженную кровеносными сосудами, совершающую ритмичные сокращения по типу насоса, благодаря которым происходит движение крови в организме. Сердце работает автоматически под контролем ЦНС.
Сердце делится продольно на левую и правую половины непроницаемой перегородкой. Правая половина перекачивает венозную кровь в малый круг кровообращения, левая - артериальную кровь в большой. Поперек сердце разделено на предсердия, которые находятся сверху, и на желудочки. Эти четыре камеры попарно соединены перегородкой, имеющей клапаны: правое предсердие - с правым желудочком, левое - с левым. Клапаны сердца, а также клапаны у выхода крови в аорту (в большой круг кровообращения) и легочную артерию (в малый круг кровообращения) обеспечивают движение крови в одном направлении - из предсердий в желудочки, а из желудочков - в артерии.
Размеры сердца зависят от возраста, размера тела, пола и физического развития человека.
Средние размеры сердца взрослого мужчины представлены в табл. 1.1.
Толщина стенок отдельных камер сердца неодинакова и зависит от мощности производимой работы. Стенки предсердий имеют толщину всего 2-3 мм, так как они без особого напряжения перекачивают кровь в нижележащие желудочки. Толщина стенок правого желудочка доходит до 5- 8 мм, так как при его сокращении преодолевается сопротивление сосудов малого круга кровообращения. Левый желудочек имеет самые толстые стенки до 10-15 мм. Нагнетая кровь в большой круг кровообращения, мышцы левого желудочка при сокращении преодолевают сопротивление разветвленной сосудистой сети всего тела.
У женщин все размеры несколько меньше.
Размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема в результате естественного роста и систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Такие изменения повышают мощность и работоспособность сердечной мышцы.
Важным показателем работы сердца является количество крови, выталкиваемое левым желудочком сердца при одном сокращении. Этот показатель называется систолическим объемом крови (систола - сокращение).
Таблица 1.1
Систолический объем в покое, примерно, равен: у нетренированных - 60 мл; у тренированных - 80 мл; при интенсивной мышечной работе: у нетренированных 100-130, у тренированных-180-200 мл.
Вторым важным показателем является минутный объем крови, т.е. количество крови, выбрасываемое левым желудочком сердца в течение одной минуты. В состоянии покоя минутный, объем крови составляет в среднем 4-6 л. При интенсивной мышечной деятельности он повышается до 18-20, у тренированных людей до 30-40л.
Показатели работоспособности сердца тренированного и нетренированного человека в покое и при мышечной работе представлены в табл. 1.2.
Из таблицы видно, что в положении лежа и при быстрой ходьбе сердце нетренированного человека для того, чтобы обеспечить необходимый минутный объем крови, вынуждено сокращаться с большей частотой, так как систолический объем у него меньше.
Поэтому нетренированный человек через несколько минут, а иногда и секунд после начала интенсивного бега, чувствует большое утомление и прекращает бег. Если же человек пытается продолжать его, то наступает запредельное торможение, приводящее к отказу от дальнейшего выполнения упражнения. Следует помнить, что при прекращении выполнения физических упражнений с большой и максимальной интенсивностью надо продолжать движение постепенно снижая интенсивность. В противном случаи при учащенном сердцебиении и уменьшении скорости потока крови (при отсутствии сокращения мышц) левый желудочек сердца не успевает наполняться кровью, что влечет за собой потерю сознания из-за недостатка питания головного мозга кислородом. Данное явление называется гравитационным шоком.
Сердце тренированного человека может показывать удивительную работоспособность. Так, в условиях соревнований сердце лыжника-гонщика перекачивает за относительно короткое время не один десяток тонны крови.
Таблица 1.2 |
|||
Положение и вид мышечной работы |
Организм |
Систолический объем, мл |
ЧСС, уд/мин |
Нетренированный Тренированный | |||
Быстрая ходьба |
Нетренированный Тренированный | ||
Быстрый бег |
Нетренированный Тренированный |
Секрет высокой работоспособности сердца тренированного человека в том, что мышцы его сердца более густо пронизаны кровеносными сосудами. Следовательно, лучше осуществляется питание мышечной ткани и ее работоспособность успевает восстанавливаться во время кратчайших пауз сократительного цикла.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) или артериальный пульс является весьма информативным показателем работоспособности сердечно-сосудистой системы и всего организма. В процессе регулярных занятий физической культурой и спортивных тренировок частота пульса в покое (утром лежа натощак) со временем становится реже за счет увеличения систолического объема сердечного сокращения.
Средние значения ЧСС в покое, уд./мин:
для мужчин:
Не занимающихся регулярно физической культурой или спортом - 70-80,
Занимающихся регулярно физической культурой или спортом - 50-60.
для женщин:
Не занимающихся регулярно физической культурой или спортом - 75-85,
Занимающихся регулярно физической культурой или спортом-45-65.
Сердечный цикл сложен, в нем различают несколько фаз. Схематично сердечный цикл можно разделить на три фазы: систола (сокращение), диастола (расслабление) и пауза, отдыха.
Урежение пульса, если оно не связано с заболеванием, увеличивает абсолютное время паузы отдыха сердца, что способствует более эффективному его восстановлению.
Условно примем, что эти фазы равны по времени. Тогда пауза отдыха сердца у нетренированного человека при ЧСС 80 уд./мин будет равна 0,25 с, а у тренированного человека при ЧСС 60 уд./мин пауза отдыха увеличивается до 0,33 с. Значит сердце тренированного человека в каждом цикле своей работы имеет больше времени для отдыха и восстановления.
После прохождения через капилляры кровь попадает в вены и по ним возвращается к сердцу. Движение крови по венам затруднено, во-первых, в связи с падением в них кровяного давления, во-вторых, в большинстве случаев кровь движется по венам в основном вверх против силы тяжести. В венах имеются клапаны, обеспечивающие движение крови только по направлению к сердцу.
Мышечный насос - механизм принудительного продвижения венозной крови к сердцу с преодолением сил гравитации под воздействием чередования сокращений и расслабления скелетных мышц. Когда участок вены между двумя клапанами наполнен кровью, сокращение расположенных рядом с ним мышц, сопровождаемое их утолщением, сдавливает вену и проталкивает порцию крови вверх, к сердцу, так как движению крови вниз в противоположную от сердца сторону, препятствует закрывшийся клапан. При последующем расслаблении мышц данный участок вены расправляется и засасывает снизу через открывшийся клапан новую порцию крови. Сверху участок вены перекрывается клапаном, и кровь в обратном от сердца направлении не поступает в данный участок вены. Новое сокращение мышц опять сдавливает данный участок вены и проталкивает новую порцию крови по направлению к сердцу и т.д. Таким образом, скелетные мышцы при циклических движениях, когда ритмично чередуется их сокращение и расслабление, существенно помогают сердцу обеспечивать циркуляцию крови в сосудистой системе.
Чем полнее их сокращение и расслабление, тем большую помощь сердцу оказывает мышечный насос. Особенно эффективно он работает при выполнении упражнений циклического характера, таких как бег, плавание, бег на лыжах и т.д.
Значение и функциональные возможности дыхания
Дыханием называется процесс, обеспечивающий потребление кислорода и выведение углекислого газа. Различают внешнее (лёгочное) и внутриклеточное (тканевое) дыхание. Внешним дыханием считается обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным - обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела.
Переход кислорода и углекислого газа из одной среды в другую происходит по законам диффузии под воздействием разницы парциального давления этих газов в сторону из среды с большим парциальным давлением в среду с меньшим парциальным давлением.
Дыхание обеспечивается:
воздухоносными путями - носовая и ротовая полости, трахея, бронхи, бронхиолы, заканчивающиеся альвеолами (легочными пузырьками). Стенки альвеол густо переплетены сетью капиллярных кровеносных сосудов, через стенки которых происходит насыщение крови кислородом и удаление из нее углекислого газа;
легкими - эластичная ткань, в которой насчитывается от 200 до 600 млн. альвеол, в зависимости от роста тела;
дыхательными мышцами - межреберные, диафрагма и ряд других мышц, принимающих участие в дыхательных движениях.
Наиболее значимыми показателями работоспособности органов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др.
Дыхательный объем - количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). Величина дыхательного объема находится в прямой зависимости от степени тренированности к физическим нагрузкам и колеблется в состоянии покоя от 350 до 800 мл в покое. У нетренированных людей дыхательный объем находится на уровне 350-500, у тренированных – 800 мл и более.
При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться в 3-4 раза.
Частота дыхания - количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое 16-20 циклов в 1 мин, у тренированных, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8-12 циклов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1-2 цикла больше. При спортивной деятельности частота дыхания увеличивается.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после полного вдоха (измеряется методом спирометрии).
Средние величины ЖЕЛ: у нетренированных мужчин -3500, женщин - 3000 мл; у тренированных мужчин - 4700, женщин 3500 мл. При занятии циклическими видами спорта на выносливость (гребля, плавание, лыжные гонки и т.п.) ЖЕЛ может достигать у мужчин 7000 и более, у женщин 5000 мл и более.
Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000-9000 мл. При физической работе этот объем может увеличиваться до 10 и более раз. Максимальный показатель может достигать до 150 и более литров.
Вместе с тем, увеличение легочной вентиляции при выполнении физических упражнений не является достоверным показателем эффективности функционирования дыхательной системы. Чем меньше подготовлен механизм к выполнению физической работы скоростно-силовой направленности, связанной с выносливостью, тем больший наблюдается уровень легочной вентиляции. Это можно объяснить тем обстоятельством, что количество кислорода, необходимое для выполнения работы, организм получает из большого объема пропускаемого через легкие воздуха. Поэтому выполнение одной и той же работы по времени, объему и интенсивности с меньшей величиной легочной вентиляции характеризует более экономичную производительность дыхательной системы.
Кислородный запрос - количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в различных условиях покоя или работы в 1 мин.
В покое в среднем кислородный запрос равен 250-300 мл. При беге на 5 км, например, он увеличивается в 20 раз и становится равным 5000-6000 мл. При беге на100 м за 12 с. при пересчете за 1 мин, кислородный запрос увеличивается до 7000 мл.
Суммарный, или общий, кислородный запрос - это количество кислорода, необходимое для выполнения всей работы.
Потребление кислорода - количество кислорода, фактически использованного организмом в покое или при выполнении какой-либо работы за 1 мин.
В состоянии покоя человек потребляет 250-300 мл кислорода в 1 мин. При мышечной работе эта величина возрастает.
Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК). МПК зависит от Состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, кислородной емкости крови, активности протекания процессов обмена веществ и других факторов. Величина МПК характеризует функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, степень тренированности организма к длительным физическим нагрузкам. У людей, не занимающихся спортом, МПК, как правило не превышает 2,7-3,5 л/мин. У спортсменов-мужчин может достигать 6 л/мин и более, у женщин -4 л/мин и более.
Абсолютная величина МПК зависит также от размеров тела, поэтому для ее более точного определения рассчитывают относительное МПК на 1 кг массы тела.
Для сохранения оптимального уровня здоровья необходимо обладать способностью потреблять кислород на 1 кг массы тела: женщинам - не менее 42, мужчинам - не менее 50 мл.
Максимальное потребление кислорода является показателем аэробной (кислородной) производительности организма, связанной с его способностью выполнять интенсивную физическую работу при достаточном количестве поступающего в организм кислорода для получения необходимого энергообеспечения без образования значительного уровня кислородного долга.
Кислородный долг - термин, обозначающий временное недостаточное поступление кислорода в органы. Поскольку органы кислородного снабжения «тяжелы на подъем», они не могут быстро удовлетворить кислородный запрос, образуется кислородный долг. Потребление организмом кислорода возрастает пропорционально величине и эффективности затрачиваемых усилий. При легкой работе достигается стационарное состояние, когда потребление кислорода и его утилизация эквивалентны, но это происходит лишь по прошествии 3-5 мин, в течение которых кровоток и обмен веществ в мышце приспосабливаются к новым требованиям. До тех пор пока не будет достигнуто стационарное состояние, мышца зависит от небольшого кислородного резерва. При тяжелой мышечной работе, даже если она выполняется с постоянным усилием, стационарное состояние не наступает; как и частота сокращений сердца, потребление кислорода постоянно повышаются, достигая максимума. С началом работы потребность в энергии увеличивается мгновенно, однако для приспособления кровотока и аэробного (кислородного) обмена требуется некоторое время. Таким образом, возникает кислородный долг. При легкой работе величина кислородного долга остается постоянной после достижения стационарного состояния, однако при тяжелой работе она нарастает до самого окончания работы. По окончании работы, особенно в первые несколько минут, скорость потребления кислорода остается выше уровня покоя происходит «выплата» кислородного долга. Однако этот термин не точен, так как увеличение потребления кислорода после завершения работы не отражает непосредственно процессы восполнения запасов кислорода в мышце, а происходит и за счет влияния других факторов, таких, как увеличение температуры тела и дыхательная работа, изменение мышечного тонуса и пополнение запасов кислорода в организме. Поэтому кислородный долг, который будет возвращен, по величине больше, чем возникший во время самой работы. После легкой работы величина кислородного долга достигает 4 л, а после тяжелой может доходить до 20 л.
Дыхательная система - единственная внутренняя система, которой человек может управлять произвольно. Поэтому совершенствование работы этой системы напрямую связано с целенаправленной деятельностью человека. Рекомендуется:
а) дыхание необходимо осуществлять через нос, и только в случаях интенсивной физической работы допускается дыхание одновременно через нос и узкую щель рта, образованную языком и нёбом. В этом случае воздух очищается от пыли, увлажняется и согревается, прежде чем поступить в полость легких, что способствует повышению эффективности дыхания и сохранению дыхательных путей здоровыми;
б) при выполнении физических упражнений целесообразно:
во всех случаях выпрямления тела делать вдох;
при сгибании тела делать выдох;
при выполнении циклических упражнений ритм дыхания приспосабливать к ритму движения с акцентом на выдохе. Например, при беге делать на 4 шага вдох, на 5-6 шагов выдох или на 3 шага вдох и на 4-5 шагов выдох и т.д.;
Избегать частых задержек дыхания со статическим напряжение. Выполнение таких упражнений приводит к застою венозной крови, что влечет за собой негативные последствия для сердечно-сосудистой системы.
Наиболее эффективно функцию дыхания развивают упражнения циклического характера с включением в работу большого количества мышечных групп (плавание, гребля, лыжный спорт, бег и др.)
Двигательная активность в повышении функций отдельных внутренних органов и систем человека
Систематические и оптимальные по интенсивности и длительности физические нагрузки стимулируют функцию органов пищеварения, как одну из составляющих обмена веществ.
Значительный по объему прием пищи перед физической работой или интенсивная длительная физическая нагрузка при пустом желудке неблагоприятны для функции органов пищеварения и энергообеспечения мышечного сокращения; в первом случае - по причине перераспределения нервно-мышечной иннервации и крови к работающим органам (т.е. не к желудку и другим органам пищеварения, а к мышцам, выполняющим движения); во втором - в результате возможного отсутствия энергообразующих индигриентов выполнения работы, особенно связанной с проявлением выносливости (при продолжительной интенсивной тренировке или участии в соревнованиях спортсмен, как правило, получает «дополнительное питание».
Пищу в оптимальных количествах следует принимать за 2,5-3 часа до физических нагрузок.
Физическая тренировка повышает в целом эффективность усвоения пищевых продуктов, активизирует деятельность пищеварительных желез и перистальтику кишечника.
При физической работе повышается функция выделительных систем. При больших физических нагрузках потовые железы и легкие значительно помогают почкам в выводе из организма продуктов распада, образующихся при интенсивно протекающих процессах обмена веществ.
Физическая работа активизирует систему терморегуляции. При интенсивных физических нагрузках температура тела повышается на 1-1,5 градуса, что способствует более эффективному, протеканию в тканях окислительно-восстановительных процессов и повышению работоспособности организма.
У тренированных людей при физической работе отмечается повышение активности желез внутренней секреции - гипофиза, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. Влияние выделяемых ими гормонов положительно сказывается на процессе обмена веществ и восстановлении организма человека после утомления.
Цели урока:
- систематизировать знания, необходимые для работы с текстом;
- повторить приёмы сжатия текста;
- развить навык сжатого пересказа текста;
- воспитать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Продолжите предложения:
- Текст – это…
- Микротема – …
- Изложение – …
- Сжатое изложение – это…
- Основные приемы сжатия текста – это…
2. Работая с текстом, необходимо ответить на ряд вопросов:
– Какой вопрос поможет определить тему текста?
(О чем текст?)
– Какой вопрос вы зададите, чтобы определить
основную мысль текста? (Что хотел сказать автор
этим текстом?)
III. Работа с текстом
Исходный текст.
Человек – организм высокоорганизованный,
наделенный мощным интеллектом – ощутимо
воздействует на экосистему Земли.
В отличие от всех других биологических видов,
имеющих более или менее ограниченную среду
обитания, люди расселились по всей земной
поверхности, невзирая на почвенно-климатические,
геологические, биологические и прочие условия.
Уже поэтому степень их влияния на природу
несопоставима с влиянием любых других существ. В
течение многих тысячелетий люди почти не ощущали
ограничений со стороны окружающей среды. А если и
видели, что в ближайшей округе уменьшилось
количество истребляемой ими дичи, истощились
обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота,
то перекочевывали на новое место. И все
повторялось. Природные ресурсы казались
неисчерпаемыми.
Благодаря своему интеллекту люди не столько
приспосабливаются к природной среде, сколько
приспосабливают эту среду к своим потребностям.
И такое приспособление, которое еще недавно с
гордостью называли «покорением природы»,
приобретает все более наступательный, даже
агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для
своих надобностей около половины земной суши: 26%
– под пастбища, по 11% – под пашни и лесоводство,
остальные 2–3% – для строительства жилья,
промышленных объектов, транспорта и сферы услуг.
Из доступных источников свежей пресной воды
человечество использует больше половины. При
этом почти половина рек планеты существенно
обмелела или загрязнена, а около 60% из 277
крупнейших водных артерий перегорожены
плотинами и прочими инженерными сооружениями,
что привело к созданию искусственных озер,
изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания
множества представителей флоры и фауны. Только с
1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида
растений.
Человек все более загоняет природу и самого
себя в тупик, выбраться из которого все труднее.
(По материалам журнала «Наука и жизнь») 252 слова.
Ребятам предлагается текст, который будет являться базовым материалом; на работе с ним будут построены все упражнения.
Текст дан без деления на абзацы.
Вместе с учениками вспоминаем приёмы сжатия текста: исключение и обобщение. Для этого обращаемся к «Таблице приёмов сжатия текста».
Таблица приёмов сжатия текста
С какой целью используется прием? | В каких случаях используется прием? |
Исключение второстепенной информации | |
Исключение дает возможность избавиться
от того, что напрямую относится к сути
высказывания. В повествовании – к основной сюжетной линии. В рассуждении – к основной проблеме. |
Исключение: – повторов; – одного или нескольких синонимов; – некоторых второстепенных членов предложения; – конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения); – фрагмента предложения (например, части сложного предложения диалога (передача его сути в одном предложении)); – слияние нескольких предложений в одно. |
Обобщение частной информации | |
Обобщение дает возможность передать содержание частных понятий одним – более общим. | Обобщение: – двух более простых предложений одним сложным и наоборот; – однородных членов предложения обобщающим наименованием; – предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением; – прямой речи косвенной; – объемного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением. |
По таблице определяем: с какой целью используем приём? В каких случаях? Разбираем примеры. После чего обращаемся к следующим заданиям.
Задание 2.
Найти и подчеркнуть в тексте однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.
Задание 3.
Подчеркнуть фрагменты сложных предложений, которые не войдут в сжатый текст (второстепенная информация).
Задание 4.
Подчеркнуть предложения, целиком исключённые из сжатого текста.
Задание 5.
Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант этих фрагментов. Укажите, что именно вы обобщили.
В результате применения двух приёмов сжатия ученики получили следующий текст:
Человек воздействует на экологическую систему
Земли.
Степень влияния человека на экологию
несопоставима с влиянием других живых существ.
Человек расселился по всей земной поверхности,
невзирая на различия климатических,
биологических, геологических условий. Если
где-то становилось меньше дичи или истощались
почвы, то люди перекочевывали на другое место.
Ресурсы казались неисчерпаемыми.
Люди благодаря интеллекту не столько
приспосабливались к среде обитания, сколько
приспосабливали саму среду. И это приспособление
делается все более агрессивным.
Около половины земной суши человек приспособил
под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% под
строительство. Сегодня освоены около половины
всех источников пресной воды, причем из-за
возведения плотин на реках изменяется экология
водоемов, реки мелеют и загрязняются.
Люди ухудшили или уничтожили места обитания
растений и животных, многие из которых вымерли.
Загрязняя природу, человек ставит самого себя в
тупик. (126 слов).