Проверочная работа по творчеству маяковского. Почему революция оказалась близка В

Поэт Владимир Маяковский часто встречался со своими читателями и на всех творческих вечерах замечательно читал свои стихи. На этих встречах из зала Маяковскому кидали реплики и задавали вопросы. Поэт никогда не уклонялся от ответов и активно участвовал в полемике. Маяковского любили за дерзкие остроты и очень остроумные реплики. Вот некоторые примеры шуток и острот поэта:

Маяковский, ваши стихи непонятны.
- Ничего страшного, если молодой отец непонятливый, зато ваши дети поймут.
- Нет, и дети мои не поймут!
- А вы уверены, что ваши дети пойдут в вас? Скорее всего, у них мама умнее, а дети похоВВ­жи на нее.

Скажите, а кто выше, вы или Демьян Бедный?
- По росту я, а по ширине Демьян Бедный.

Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют и не заражают!
- Мои стихи не море, не печка и не чума.

Я многое не улавливаю в ваших стихах, а мой друг вообще ничего не понимает.
- Скажи мне кто твой друг, и я пойму кто ты.

Маяковский, как вы себя чувствуете в русской литературе?
- Хорошо чувствую, ведь я не бесчувственный.

Ваше последнее стихотворение слишком длинно…
- А вы его сократите, а вырезанное сохраните. Знаете, на одних обрезках вы сможете сеВВ­бе имя составить.

Бесплатный семинар «Как привлечь удачу в год Лошади»
На столе у поэта лежат записки с вопросами. Маяковский запускает руку в груду записок и перебирает их.
В этот момент он слышит голос из зала:
- Что вы там роетесь? Читайте всё подряд! Что вы ищете?
- Что ищу? Ищу в этой куче ваши жемчужные зерна.

Маяковский! Вы что думаете, что здесь сидят только кретины и идиоты?
- Ну что вы! Зачем же так обобщать. Вы говорите только о себе.

Ваши шутки до моего понимания не доходят…
- Что же делать? Подождите, дойдут. Это эффект жирафа, который слышит шутку в понедельник, а смеяться начинает только во вторник.

Маяковский! Вы считаете себя пролетарским поэтом, коллективистом, а всюду пишите: «Я, я, я»!
- А вы полагаете, что царь Николай II был коллективистом, если всегда писал «Мы НиВВ­колай II…»?

Маяковский, вы от скромности не умрете. Всё время, как гречневая каша, себя хвалите.
- Говорить о себе надо только хорошее, а плохое расскажут о тебе твои друзья.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Однажды в московском «Кафе поэтов» композитор Сергей Сергеевич Прокофьев играл свою фортепьянную пьесу «Наваждение». В кафе за одним из столиков сидел Владимир Маяковский. Он с наслаждением слушал музыку И ЧТО-ТО увлеченно рисовал на листе ватмана.
В конце вечера Прокофьеву вручили его портрет, подписанный следующим образом: «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Владимир Маяковский любил посещать зоопарк и с интересом наблюдать за поведением животных. Однажды поэт вместе с Лилей Брик отправился в московский зоопарк.
Во время осмотра они остановились у вольера, где увидели огромного оленя, на голове которого красовались четыре рога вместо двух.
- Что это за странное животное? - спросила у Маяковского Лиля.
- Трудно сказать, - ответил поэт, - но скорее всего это вдовец, который женился второй раз.

1. К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» или «Беги со всех ног поку-пать «Огонек»? Нужно ли и эти краткие рекламные стихи записывать «лесенкой»? Маяковский это делал, В чем особенность записи стихов «лесен-кой»?

Трудно отнести к лирике рекламные стихи, но наличие рифмы, определенной ритмики указывает на принадлежность их в лирическому роду литературы. Ле-сенкой подчеркивается значение ключе-вого слова в рекламном призыве, как «Огонек», Моссельпром.

2. Какова концепция любви в поэме В. Маяковского «Люблю»?

В поэме «Люблю» показана любовь-радость, которую «не смо-ют ни ссоры, ни версты». Это — громада-любовь, которая опре-деляет величие и отдельного человека, и всего мира. Такая лю-бовь противопоставлена мещанской «любвишке».

3. Как В. Маяковский изображает революцию?

Революция осознается В. Маяковским как противоречивое яв-ление: «О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая!», «Как обернешься еще, двуликая?» Этим и объясняется, что в послереволюционной поэзии параллельно идут две линии — про-славление революции и социалистического строительства и ос-меяние отрицательных сторон ее.

4. В чем нетрадиционность любовной лирики В. Маяковского?

Любовная лирика В. Маяковского нетрадиционна в том отно-шении, что в нее вносится социальный аспект. Уже в поэме «Об-лако в штанах» поэт любовную драму вводит в идеологическое русло, провозглашая четыре крика «Долой!» — «Долой вашу лю-бовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» В поэме «Про это» вселенская любовь поэта про-тивопоставлена мещанской, комнатной, «цыплячьей» любви, быту, о который позже разбилась «любовная лодка».

5. Каким предстает образ поэта во Вступлении к поэме «Во весь голос»?

Поэт во Вступлении — «революцией мобилизованный и при-званный». Он — «ассенизатор и водовоз», который ради утили-тарных целей должен себя смирить, «становясь на горло собст-венной песне». В. Маяковский утверждал принцип партийности искусства:

Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет все сто томов моих партийных книжек.

6. Каковы особенности поэтической системы В. Маяковского?

В. Маяковский считал целью поэзии агитацию. Поэтому поэ-зию он понимал как ремесло. Как делать стихи — можно нау-чить. Стих В. Маяковского основан на ударности и интонации. Такой стих называется интонационно- или акцентно-тониче-ским. Формально он выражается в знаменитой «лесенке» В. Мая-ковского. Поэзия В. Маяковского необычайно экспрессивна. Он использует приемы ораторской и разговорной речи. Особая выразительность достигается и благодаря неологизмам: «крас-нокожая паспортина», «планов громадье». Существенной осо-бенностью образной системы является ее социальная окрашен-ность. Поэт использует гиперболу, гротеск. Метафора В. Мая-ковского строится на ассоциации не с миром природы, как в традиционной поэзии, а на связи с предметным миром.

7. Каким предстает лирический герой ранней поэзии В. Мая-ковского?

Лирический герой ранней поэзии В. Маяковского — бунтарь- романтик, не приемлющий современный ему мир. Он эпатирует своим богоборчеством (отрицанием, низвержением Бога), нару-шением общепринятых норм («Я люблю смотреть, как умирают дети»). Вместе с тем он способен испытывать боль и страдание от неразделенной любви. Лирический герой В. Маяковского траги-чески одинок: «Я одинок, как последний глаз у идущего к сле-пым человека».

8. Что сближало раннего В. Маяковского с футуризмом?

Футуризм был близок В. Маяковскому восприятием языка как средства самовыражения собственной творческой личности. Фу-туристы интересовались прежде всего ниспровержением всего известного, предшествующего и стремлением создать новое, не похожее на прежнее искусство. Как и футуристы, В. Маяковский стремился эпатировать публику необычностью поэтических об-разов, анти эстетизмом, внешним поведением, нигилистическим отношением к нравственным и эстетическим нормам. Была близка ему и футуристическая концепция будущего.

9. Почему революция оказалась близка В. Маяковскому?

Утопические футуристические представления В. Маяковского о будущем, агрессия по отношению к настоящему соответство-вали практике революции, провозглашавшей необходимость раз-рушения старого мира для построения нового. Бунтарство, не-приятие буржуазной морали, любви, быта тоже были в русле революционного отрицания. Февральская и Октябрьская рево-люции стали для поэта началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке. Материал с сайта

10. Как понимать слова В. Маяковского о том, что он «насту-пал на горло собственной песне»?

В. Маяковский по природе своего таланта был лириком. Но после революции он поставил свою поэзию на службу утилитар-ным целям — построению нового общества. Для этого нужна была агитационная, пропагандистская поэзия, творцом какой и ста-новится поэт. Лирические чувства нельзя выражать с трибуны.

В. Маяковскому пришлось превратиться в «агитатора, горлана, главаря», приглушить лирику ради плаката, призыва, лозунга.

11. Какие две линии развиваются в послереволюционном твор-честве В. Маяковского?

Послереволюционная поэзия В. Маяковского развивалась по двум направлениям: воспевание социалистических преобразова-ний и сатирическое отрицание негативных явлений действитель-ности. Первое выразилось в «Стихах о Кузнецкстрое и людях Куз-нецка», «150000000», «Хорошо!»; второе — в стихах «Прозаседав-шиеся», «О дряни», «Столп», «Подлиза», пьесах «Клоп» и «Баня».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем нетрадиционность любовной лирики маяковского
  • что сближало раннего маяковского с футуризмом?
  • каковы особенности ранних произведений маяковского
  • Майковский вопросы и ответы
  • каковы особенности творчества маяковского

Какие известны драматические произведения Мая­ковского? Какова их творческая и сценическая судьба?

«Владимир Маяковский» (1913), «Мистерия-буфф» (1918), са­тирические комедии «Клоп» (1929), «Баня» (1930).

О трудностях постановки «Мистерии-буфф» Маяковский пи­сал в статье «Только не воспоминания» (1927). «Театра не находи­лось. Предоставили нам цирк, разбитый и разломанный митингами. Затем и цирк завтех М.Ф. Андреева предписала отобрать. Я никогда не видел Анатолия Васильевича (Луначарского) кричащим, но тут рассвирипел и он. Через минуту я уже волочил бумажку с печатью насчет палок и насчет колес.

Дали „Музыкальную драму”. Актеров, конечно, взяли сборных. Аппарат театра мешал во всем, в чем и можно, и нельзя. Закрывал входы и запирал гвозди… Только в самый день спектакля принесли афиши — и то нераскрашенный контур — и тут же заявили, что клеить никому не велено. Я раскрасил афишу от руки. Наша при­слуга Тоня шла с афишами и с обойными гвоздочками по Невскому и — где влезал гвоздь — приколачивала тотчас же срываемую ве­тром афишу.

И, наконец, в самый вечер один за другим стали пропадать актеры. Пришлось мне самому на скорую руку играть и Человека просто и Мафусаила и кого-то из чертей».

В 1929 г. Маяковский написал сатирическую комедию «Клоп», в которой клеймил приспособленчество, пошлость, ме­щанство, обывательщину. Спектакль «Клоп» готовился в театре Мейерхольда. Перед премьерой Маяковский написал стихи для ре­кламной листовки:

Люди хохочут и морщат лоб в театре Мейерхольда на комедии «Клоп»,

«Гражданин!

на демонстрацию „Клопа».

У кассы — хвост, в театре — толпа.

Но только не злись

на шутки насекомого.

Это не про тебя,

а про твоего знакомого.

Премьера спектакля состоялась 13 февраля 1929 года. После этого пьеса Маяковского ставилась во многих театрах страны. Режиссером спектакля был В.Э. Мейерхольд, оформляли поста­новку художники-карикатуристы Кукрыниксы и А.М. Родченко, музыку написал Д.Д. Шостакович. Роль Присыпкина исполнял И.В. Ильинский.

Маяковский написал комедию «Баня» (1930). В заметке «Что такое „Баня”? Кого она моет?» он писал:

«„Баня” — драма в шести действиях с цирком и фейерверком.

„Баня” — моет (просто стирает) бюрократов.

„Баня” — вещь публицистическая, поэтому в ней не так назы­ваемые „живые люди”, а оживленные тенденции.

Сделать агитацию, пропаганду, тенденцию — живой, — в этом трудность и смысл сегодняшнего театра… Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы…» Спектакль «Баня» ставился в Московском театре Мейерхольда в 1930 г. «…Мейерхольд ставил „Баню” … перед премьерой Маяковского, — вспоминает артист А.А. Темерин, — волновался страшно!

Во время всех спектаклей Маяковский бывал в театре: он хо­тел наблюдать за публикой. Как только кончался акт, он взбегал по лестнице на бельэтаж, чтобы оттуда видеть зал; перед антрактом летел наверх, а в антракте опять спускался в зал и в фойе…»

О премьере спектакля «Баня» Маяковский писал: «Мне, за ис­ключением деталей, понравилось, по-моему первая поставленная моя вещь. Прекрасен Штраух в роли Оптимистенко. Зрители до смешного поделились — одни говорят: никогда так не скучали, другие: никогда так не веселились. Что будут говорить и писать дальше — неведомо».

Московский Театр сатиры поставил пьесы «Баня» (1953), «Клоп» (1955), «Мистерия-буфф» (1957).

О творческой заинтересованности всего театрального коллек­тива в сценическом воплощении пьес поэта писали режиссеры спектакля В.Н. Плучек, С.И. Юткевич: «Каждый из нас прошел большую часть своего жизненного пути с горячей личной привер­женностью к Маяковскому, у каждого за плечами остались твор­ческие пробы, связанные с именем поэта. Нас равно огорчало со­знание, что вдохновенные драмы Маяковского не стали до сих пор достоянием зрителя, равно мечталось нам вернуть Маяковского те­атру. С этой надеждой мы приступили к „Бане” и, пройдя через эту превосходнейшую в творческом отношении школу, вышли из нее не только обогащенными — духовно и художественно, — но с еще большей влюбленностью в Маяковского, в его неукротимый дух, в его мысль и его страсть, в его несравненный поэтический дар».

В.Э. Мейерхольд, поставивший в 20-хгг. все пьесы Маяковского, так высказался о драматургии В.В. Маяковского: «Меня иногда упрекали в некотором пристрастии к Маяковскому как к драматур­гу… Со времени драматургического дебюта Маяковского прошло порядочное количество времени. Если я в отношении Маяковского действительно перехватил, то после смерти Маяковского должны бы были появиться другие драматурги, которые сейчас выплыли бы, раз раньше их заслонял Маяковский. Но равных ему по силе пока не видать…

В течение целого ряда лет у меня, да и не у меня одного, а так­же и у Луначарского, и у других товарищей, занимавших ведущие посты в советском театре, — у нас у всех было желание увидеть на сцене так называемую утопическую пьесу, пьесу, которая ста­вила бы не только проблему сегодняшнего дня, но и заглядывала бы на десятилетия вперед. Нам никогда не приходилось просить Владимира Маяковского, чтобы он написал нам такую пьесу, он сам приносил нам их. Заметьте, что во всех его пьесах, начиная от „Мистерии-буфф”, есть живая потребность заглянуть в то велико­лепное будущее, о котором не может не грезить всякий человек, ко­торый строит подлинную новую жизнь… И я убежден, что если бы Маяковский остался в живых, то он был бы первым драматургом современности».

Известны ли какие-либо драматические произведения о Владимире Маяковском? Кто их автор? Были ли они постав­лены, кто исполнял роль поэта?

Пьеса В. Катаняна «Они знали Маяковского» была постав­лена в Государственном академическом театре драмы имени

А.С. Пушкина (1953). Н.К. Черкасов (1903-1966) блестяще испол­нял роль поэта и произвел неизгладимое впечатление на зрителей мастерским чтением стихов. Об участии в спектакле он вспомина­ет: «Спектакль, по мнению режиссера, должен был звучать не как повествовательно-исторический, а как остро современный. Он дол­жен был перекликаться с нашей сегодняшней борьбой за большое идейное искусство, за гуманизм, за мир во всем мире, ибо герой спектакля и сегодня — наш вернейший помощник в этой великой борьбе.

Маяковский появлялся в первой картине в «Кафе поэтов», чтобы огласить свою политическую декларацию — знаменитый «Левый марш».

В сцене книжной лавки писателей образ героя поворачивался к нам новой стороной. Мы видели в нем рачительного хозяина, за­ботящегося о верном направлении и развитии советской литера­туры. Затем Маяковский появляется в редакции «Комсомольской правды».

Своей кульминации пьеса достигла в седьмой картине, где пе­ред зрителями Маяковский-трибун выступал на эстраде…

И, наконец, в последней, завершающей картине наглядное оли­цетворение получила тема неразрывной связи со своим народом, со своей эпохой.

…В заключение я хочу вам прочесть одно из последних стихо­творений, посвященных Кузнецкстрою и людям Кузнецка.

…Я останавливаюсь у авансцены, принимаю скульптурно-пла­стическую позу с закинутыми за спину руками и медленно, протя­гивая ударные гласные в каждой строке, читаю:

По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат.

Под старою телегою рабочие лежат.

И слышит шепот гордый Вода и под и над:

«Через четыре года Здесь будет город-сад!

Переходя к финалу, одновременно делая в ритм стиха два шага вперед и поднимая руки, желая обнять всех присутствующих со­ветских людей в зале, заканчиваю:

Я знаю — город будет,

Я знаю — саду цвестъ, когда такие люди в стране Советской есть!»

4 (80%) 27 votes

Как ввести разговорный язык в поэзию? И как вывести поэзию из этих разговоров?

В.В. Маяковский

Тип урока – контрольно-обобщающий.

Цели и задачи:

  • проверить прочность усвоения учащимися фактических знаний о творчестве Маяковского и о месте поэта в истории русской литературы;
  • развить и закрепить навыки лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста;
  • воспитать интерес к поэтическому наследию Маяковского.

Игра – одна из наиболее эффективных, демократичных и популярных форм обучения в старших классах. К зачёту в форме командной игры ученики готовятся добросовестнее и с большей охотой, чем к традиционному письменному или устному уроку контроля знаний. Урок в такой форме сплачивает коллектив одноклассников, создаёт атмосферу соревновательности, исключает выступление по принципу «каждый за себя». К тому же во время игры едва ли кто-то из нерадивых учеников воспользуется шпаргалкой или спишет правильный ответ у соседа-отличника. Зачёт в форме игры развивает и интерес к предмету в целом, и к творчеству отдельно взятого писателя, развивает навыки корректного общения, быстроту реакции, чувство ответственности за себя и за команду.
Ход зачёта в форме командной игры определяется несколькими конкурсами, каждый из которых имеет свои особенности и правила. О тематике и направленности конкурсов ученикам сообщается заранее, на предыдущем уроке. Капитанам команд учитель даёт рекомендации по подготовке к игре и сообщаются принципы оценивания. Важно подчеркнуть, что даже игра требует серьёзной, основательной подготовки, и оценка каждого ученика будет зависеть не столько от победы или проигрыша команды, сколько от личного вклада в успешное выступление коллектива на зачёте.

I. Блиц-опрос: «Я – поэт. Этим и интересен»

Блиц-опрос – своего рода разминка в форме брейн-ринга. Задача – дать правильный ответ, опередив команду соперников. Учитель зачитывает вопрос, произносит слово «время» (или даёт иной звуковой сигнал), и только после этого команды могут сообщить о готовности ответить (например, поднять руку). Если учащиеся заявляют о готовности ответить до поданного учителем сигнала, команда лишается права ответа на этот вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. Если ответ верный, но неполный или не вполне точный, присуждается 1 балл.

  1. «Да вы же гениальный поэт!» – сказал он никому не известному в 1912 году студенту Маяковскому и опубликовал его стихотворение. Кто столь неожиданно сделал Маяковского поэтом? (Бурлюк)
  2. В манифесте «Пощёчина общественному вкусу» футуристы (а в их числе и Маяковский) выразили своё отношение к классике с использованием образа водного транспорта. Приведите цитату. («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности»)
  3. В автобиографии «Я сам» Маяковский рассказал: «…возненавидел сразу – всё древнее, всё церковное и всё славянское… отсюда и мой футуризм, и мой атеизм». О каком событии рассказал Маяковский? (Об экзамене в гимназии по Закону Божию, когда будущего поэта спросили, что означает слово «око», а Маяковский ответил: «Три фунта» - так было по-грузински).
  4. Какой музыкальный инструмент подходит для исполнения ноктюрна? («Флейта водосточных труб»)
  5. «Эта тема сейчас и молитвой у Будды, и у негра вострит на хозяев нож». Какая тема? (Любовь. Цитируется поэма «Про Это»)
  6. «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ». Где и с кем происходит эта встреча Маяковского? (С Пушкиным на Тверском бульваре)
  7. В каком произведении Маяковский выступил в роли автора, главного героя и исполнителя? (Трагедия «Владимир Маяковский»)
  8. Кто, по мнению Маяковского, побежит с его «стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым»? (Бог в стихотворении «А всё-таки»)
  9. Малярия, Одесса, хохочущие канделябры… Кто какую новость сообщит герою этой поэмы? (Мария сообщит, что выходит замуж)
  10. С кем Маяковский обсуждал тему «места поэта в рабочем строю»? (С фининспектором)
  11. О ком писал Маяковский: «Ваше имя в платочки рассоплено, ваше имя слюнявит Собинов»? (О Есенине)
  12. В каких произведениях Маяковского встречаются эти числа: а) «тысяча тысяч Бастилий»; б) «сто томов партийных книжек»; в) «сто пятьдесят миллионов»? (а – «Облако в штанах», б – «Во весь голос», в – «150.000.000»)
  13. Кто из героев Маяковского считает «Александра Семёныча Пушкина» автором оперы «Евгений Онегин»? (Победоносиков, герой комедии «Баня»)
  14. Есенин назвал стихи Маяковского «агитезами». Как, в свою очередь, Маяковский отозвался о стихах Есенина? («Кобылезы»)
  15. Восстановите пропущенные слова в реплике Есенина: «Знаешь, почему я – поэт, а Маяковский так себе – непонятная профессия? Потому что у меня <…>, а у него – шиш!» («…родина есть»)
  16. Какая из этих аббревиатур имеет отношение к Маяковскому и как она расшифровывается: ЛЦК, ОБЭРИУ, ЛЕФ, РАПП, СП СССР? (ЛЕФ – Левый фронт)
  17. Кто из русских поэтов «примирил» - уже посмертно – в своих стихах Маяковского и Есенина? (Цветаева)
  18. Вообразив себя в одном из произведений «негром преклонных годов», Маяковский указал на причину, по которой он непременно выучил бы русский язык. Что за причина? («Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»)
  19. Какая одежда, по словам Маяковского, годится для укутывания души от осмотров? (Жёлтая кофта)
  20. Продолжите цитату: «Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу…» О чём? («…о времени и о себе»)
  21. В каком стихотворении Маяковский отказывается от любой формы самоубийства ради любви? («Лиличка!»)
  22. Назовите адресатов любовной поэзии Маяковского (Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская)
  23. Кому Маяковский адресовал «Письмо… о сущности любви»? (Товарищу Кострову)
  24. В каком произведении Маяковского герой видит, как «сидят людей половины»? Из-за чего происходит их физическое раздвоение? («Прозаседавшиеся». Из-за того, что «в день заседаний на двадцать нужно успеть» им).
  25. Будучи врагом бюрократизма, Маяковский, тем не менее, одному документу даже посвятил отдельное стихотворение. («Стихи о советском паспорте»)

II. Дискуссия: «Бесценных слов мот и транжир»

Командам предлагается защитить или раскритиковать языковые эксперименты Маяковского. Выбор позиции – защита или критика – разыгрываются между командами путём жеребьёвки. Победа присуждается той команде, которая сумела наиболее доказательно изложить по пунктам и отстоять свою точку зрения, опираясь на конкретные примеры использования языковых возможностей в произведениях Маяковского. На защиту позиции выделяется до 2 минут (используются песочные часы). Можно заработать до пяти баллов.

III. Дуэль команд («ты мне – я тебе»): «Я прохожу по строчечному фронту»

Команды задают друг другу по 5 заранее подготовленных вопросов, связанных с героями и цитатами из произведений В.В. Маяковского. Важно, чтобы вопросы охватывали как можно больше произведений поэта разных жанров. За каждый правильный ответ отвечающей команде присуждается 1 балл. Некорректно составленные вопросы (например, двусмысленные или неграмотно сформулированные) приносят минус один балл команде, составившей такой вопрос.

IV. Соревнование: «Я ухо словом не привык ласкать»

За одну минуту команды должны вспомнить и одновременно записать на выданных листах (один лист на одну команду) как можно больше неологизмов из произведений Маяковского. За каждый неологизм присуждается один балл.

V. Аналитический практикум: «О времени и о себе»

Команды получают конверты с пятью карточками, содержащими отрывки из произведений Маяковского. Задача в том, чтобы 1) определить, из какого произведения приведён отрывок; 2) найти в отрывке все художественные приёмы, использованные автором, указав цель их использования. За каждую карточку можно получить 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов в этом конкурсе – 10.

VI. Конкурс капитанов: «Славьте меня! Я великим не чета…»

Задание капитаны получают заранее: они должны представить свою команду в стиле Маяковского. Можно заработать до 5 баллов.

VII. Конкурс выразительного чтения: «Гранёных строк босой алмазник»

VIII. Подведение итогов

В конце игры подводятся итоги, суммируются заработанные командами баллы, объявляется команда-победитель. Капитанам предоставляется слово для того, чтобы они отметили наиболее активных игроков в своей команде, выставили им оценки, которые будут носить для учителя рекомендательный характер и учтены при выставлении «официальных» оценок в журнал. Игроки, в свою очередь, путём тайного голосования выставляют оценку капитану.
Если на уроке присутствуют гости, можно дать именно им поручение оценить работу команд и отдельных игроков. Как правило, мнение посторонних людей воспринимается учащимися как более объективное, не связанное с неизбежно складывающимися в коллективе отношениями симпатии и антипатии как внутри классного коллектива, так и между педагогом и учениками.

Список литературы :

  1. Осмоловский М.В. Зачёт-игра по творчеству А.Н. Островского // Тирасполь: педагогический поиск, №3, 2003.
  2. Осмоловский М.В. Модель современного урока литературы. // Известия Научно-координационного центра Воронежского государственного педагогического университета - Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Воронеж, 2004.
  3. Осмоловский М.В. Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины. Кишинев – Тирасполь, 2004.

Вариант 1

Соотнесите годы жизни и имена поэтов.

Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

Соотнесите характеристики-афоризмы и имена поэтов.

Соотнесите особенности выразительной системы и имена поэтов.

Соотнесите отношение к революции и имена поэтов.

Соотнесите литературное течение и имена поэтов.

Соотнесите средства художественной выразительности:

8. Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С.Есенин создает образ природы:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
А) эпитеты;

Б) метафора;

В) сравнение;

Г) метафористическое сравнение

Я вернусь, когда раскинет ветви
По - весеннему наш белый сад,
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как много лет назад.
А) А.А. Фет;

Б) А.С. Пушкин;

В) С.А. Есенин;

Г) А.А. Блок.

10. Кто из друзей Маяковского открыл в нём поэтический дар, назвав «гениальным поэтом»?

а).Д.Д. Бурлюк;

б).В.В. Каменский;

в) В. Хлебников;

г).А. Крученых;

11 . По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:

1) Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

2) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

3) Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

12. Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку?

1) К. Бальмонт

3) Н. Гумилёв

4) В. Брюсов

13. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Ахматова, Гумилев, Городецкий, Мандельштам?

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

14. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм. Основными принципами эстетики является «искусство для искусства», недосказанность, замена образа:

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

1) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский.

2) Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

3)В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

16. Исправьте ошибку: символизм - символ, акмеизм - красота, футуризм - будущее

Вариант 2

1. Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

2. Соотнесите портреты и имена поэтов.

Соотнесите ключевые образы и имена поэтов.

Соотнесите ключевые образы Родины и имена поэтов.

Соотнесите произведения и имена.

Соотнесите литературное течение начала XX века с «ключевыми» словами:

7. С . Есенин использовал художественный приём - антитеза - в своём обращении к теме Родина. Антитеза - это:

А) художественный приём, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта;
Б) художественное противопоставление характера, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающих эффект резкого контраста;
В) приём звукописи, заключающийся в повторах одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

8. О какой из своих поэм В.В. Маяковский сказал: « Четыре крика четырех частей ».

А) « Облако в штанах »;

Б) « Левый марш »;

В) « В.И. Ленин »;

Г) « Хорошо!».

9. Назовите стихотворение Есенина, которое является его своеобразным завещанием:

А) «Цветы мне говорят:прощай..»

Б) «Русь советская»;

В) «До свиданья, друг мой, до свиданья»;

Г) «Отговорила роща золотая…»

О, весна без конца и без краю-

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!
А) А.А. Фет;

Б) А.С. Пушкин;

В) С.А. Есенин;

Г) А.А. Блок.

11. По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:

1) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

2) Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

3) Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

12. Какое из модернистских течений в России появилось первым?

1) ФУТУРИЗМ

2) АКМЕИЗМ

3) СИМВОЛИЗМ

4) МОДЕРНИЗМ

13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

1) Б.Пастернак

2) В. Хлебников

3) К. Бальмонт

14. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый?

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

15. К какому направлению принадлежали поэты:

1) В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

2) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский.

3) Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

16. Исправьте ошибку: символизм - символ, акмеизм - будущее, футуризм - расцвет