Современная космологическая модель: основной космологический принцип. Теории открытой и пульсирующей Вселенной

Клавдий Птоломей ещё до н.э.создал математическую теорию устройства мироздания,в центр которой он поставил Землю,а точнее-человека.В век Птоломея все планеты были обязаны описывать вокруг Земли причудливые петли и завитки.И это была не причуда Птоломея,такое устройство мироздания следовало из многовековых наблюдений человека за небесными светилами.

Галилео Галилей засомневался в таком устройстве мироздания.Галилей стал догадываться,что вращается Земля и нам кажется,что планеты вращаются вокруг Земли.

Николай Коперник преподнёс нам поучительный урок,согласно которому мы не должны,не имея на то оснований,предполагать,что занимаем привилегированное центральное положение во Вселенной.Этот принцип Коперника,по мнению современных философов,приводит к "совершенному космологическому принципу",лежащему в основе стационарной,вечной и бесконечной Вселенной .

Джордано Бруно утверждал:Итак,Вселенная едина,бесконечна,неподвижна...Она не рождается...Она не уничтожается...Она не может уменьшаться или увеличиваться....

Но в начале прошлого века "совершенный космологический принцип"был поставлен под сомнение.В 1929 г.Эдвин Хаббл обнаружил удивительный эффект.Спектры удалённых светил были смещены в сторону низких частот и чем дальше галактика,тем больше красное смещение спектров.Весь спектр источника излучения может сместится в красную сторону при движении источника от наблюдателя.Значит,это-эффект Допплера.Значит,галактики разбегаются от нас.Значит,мы в центре разбегания галактик.Мы снова занимаем центральное положение во Вселенной.Звучит,конечно,лестно..А если "кино крутить обратно",то всё мироздание будет сжато в точку,размером с кулак.А затем случился Большой Взрыв и Вселенная стала расширяться.Но посвящённые в теорию БВ объяснили нам,что разбегаются не галактики,а расширяется пространство с галактиками.Не очень убедительно,но непосвящённые поверили.Но галактики тоже занимают пространство,значит галактики тоже расширяются.Звёзды в галактиках тоже расширяются.Атомы тоже...Всё расширяется.Красного смещения не должно быть.Меняется только масштаб.Красное смещение есть.

Если есть начало,значит есть край Вселенной.Наблюдатель из края Вселенной нас видит также,как мы его.Это следует из принципа эквивалентности (симметричности) эффекта Допплера.Что,мы тоже находимся на окраине Вселенной?Неет,лучше быть в центре,чем на краю...

Масла в огонь Большого Взрыва добавили астрофизики,обнаружив светила с аномальными красными смещениями.Следуя закону Хаббла,квазары с наибольшими красными смещениями находятся на расстоянии 15 миллиардов световых лет.С таких расстояний мы не должны их видеть.Мы их видим.Значит,квазары имеют фантастическую светимость.Кроме того,свет от квазаров,который мы видим,был испущен 15 миллиардов лет назад и за это время квазары пробили край Вселенной и удалились со сверхсветовыми скоростями ещё на 15 миллиардов световых лет.Куда удалились?Видимо,в никуда или превратились в сверхчёные дыры,а может в антиквазары.

Но знатоки Большого Взрыва не унимаются.Вселенная сотворена,расширяется и точка.Правда,возникла не в одном месте,а во многих местах.И возникла не одновременно,а возникает до сих пор и расширяется с ускорением.А чтобы с ускорением,требуется тёмная энергия...

А может красное смещение не есть эффект Допплера? Посмотрите "Смоделировать Вселенную" и "Сейсмическая томография и красное смещение спектров".

Велик был в своём прозрении Джордано Бруно,утверждая,что Вселенная бесконечна,она не рождается и не уничтожается,она не может уменьшаться или увеличиваться.

Литература.
1.Картер Б.Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии.Космология.Теории и наблюдения.Мир,М.,1978.
2.Бруно Дж.Диалоги.Госполитиздат,М.,1949.

Рецензии

Мне показалось, что есть весьма вольные трактовки известного материала. Приведу примеры.
"Следуя закону Хаббла,квазары с наибольшими красными смещениями находятся на расстоянии 15 миллиардов световых лет." Таких красных смещений никто никогда не наблюдал. Путаница связана с трактовкой понятия "расстояние" в космологии. Не вдаваясь в подробности, советую посмотреть статью по этому вопросу, написанную профессионалом, тут: http://www.astronet.ru/db/msg/1307314
"всё мироздание будет сжато в точку,размером с кулак." Этого тоже никто всерез не утверждает. Гипотезы - да, есть такие, но вовсе не теории. Каков механизм БВ - неизвестно.
"Велик был в своём прозрении Джордано Бруно,утверждая,что Вселенная бесконечна,она не рождается и не уничтожается,она не может уменьшаться или увеличиваться." А какие ФАКТЫ говорят в пользу Вашего (и Бруно) утверждения? А вот обратных фактов полным-полно. Приведу лишь некоторые из них:
1. Стационарная вселенная невозможна в силу запрета, налагаемого вторым началом термодинамики. Пока не обнаружено ни одного явления, которое указывало бы на возможнность обойтии этот запрет, и вечнный двигатель второго рода как-то не просматривается.
2. Парадокс Ольберса: в бесконечной (стационарной)вселенной яркость ночного неба была бы сопоставима с яркостью повеерхнности Солнца
3. Гравитационная устойчивость вселенной невозможна ни с точки зрения мееханики Ньютона, ни с позиций ОТО.
4. Теория БВ неплохо справляется с проблемой нуклеосинтеза: соотношение количества водорода и гелия, предсказанное в свое время Гамовым, соответствует наблюдениям. Теория стационарной вселенной вообще не дает подхода для решения этой проблемы. Более того, в "вечной" вселенной не должно быть элеементов кроме железа - все прочее должно "выгореть" в топкх звезд.
5. наличие рееликтового излучения, его спектральный состав, вариации интенсивности и состава соответствуют теории БВ.
6. Явные признаки эволюции мира: галактическое население областей с высоким красным смещениием отличается по составу от нашего ближнего окружения, причем радиальная симметрия очевидна. Скажем, чем дальше - тем больше квазаров в единице объема, с прохождением через максимум на смещениях около 2.
Можно продолжать и продолжать... В Ваших публикациях есть скрытые намеки едва ли не на мировой заговор космологов и "релятивистов". Он не оправдан ничем.
С уважением,

Рад слышать грамотного оппонента.
Тем не менее...

Если звёзды зажигают,
Значит-это кому нибудь нужно?

1.Звёзды рождаются,умирают и снова рождаются.Без вечного двигателя.
2.Парадокс Ольберса.Кроме геометрического расхождения есть ещё причина затухания волн и,главное,красного смещения спектров.Это сверхслабые флуктуации скорости распространения радиоволн в случайно неоднородной среде.Естественная "многолучевость" распространения волн в однородной среде и есть причина дополнительного затухания волн и красного смещения спектров.
Посмотрите "Сейсмическая томография и красное смещение спектров".
3.Бесконечная Вселенная устойчива,потому что без центра.Посмотрите "Бесконечность 2".
4.В вечной Вселенной звёзды снова рождаются и содержат водород и гелий.
5.Реликтовое излучение-это излучение бесконечной Вселенной и я бы назвал это излучением Ольберса.В п.2 предполагается,что в случайно-неоднородной среде Вселенной максимальный размер неоднородностей неограничен.Но максимальные размеры звёзд и звёздных скоплений ограничены.И полагаю,что максимальные размеры неоднородностей тоже ограничены.На очень больших удалениях п.2 теряет
значимость,Вселенная становится прозрачной и интенсивность свечения звёзд уменьшается только по причине геометрического расхождения.Это и есть свечение Ольберса.
6.У квазаров сравнительно широкие линии излучения и поглощения.Это и есть причина аномального красного смещения спектров по причине п.2,а не потому,что квазары удаляются с "дикой" скоростью и находятся "шибко" далкко.Кроме того,у одного и того же квазара разные красные смещения спектральных линий в зависимости от ширины линий.

Про мировой заговор не знаю.Но дискриминация есть.Посмотрите "Эдвин Хаббл,Хальтон Арп,Пол Мармет".

Если излучение поглощается какой-то средой, то эта среда обязана нагреваться - закон сохранения энергии-с! Соответственно, в вечной вселенной должно было давным-давно наступить тепловое равновесие между средой и излучателями. И парадокс Ольберса таким образом остается, а не разрешается.
"Размазанность" спектров квазаров имеет простую природу: квазар - не точечный источник, а распределенный, причем имеет области с высоккими относительно квазара скоростями. Это распределение и приводит (главным образом) к уширению спектральных линий. Кстати сказать, и снимки "Хаббла", и наземные инструменты прямо демонстрируют наличие потоков вещества из квазаров. Да и спектры обычных галактик размыты - по той же причине. Наконец, размытость спектров галактик не зависит от величин их хаббловских смещений!
Гравитационная устойчивость не спасается бесконечной вселенной. За бесконечное время существования все вещество должно свалиться в неимоверно массивные объекты, удаленные на едвали ни бесконечные расстояния друг от друга. Ньютон это уже понимал.
Водород просто обязан был выгореть в звездах. Процесс рождения протонов в звездных циклах или иных процесс ах никто никогда не наблюдал, и теоретических моделей для такого процесса неизвестно.
Ну, и так далее.

"Если излучение поглощается какой-то средой,то эта среда обязана нагреваться..."

И не просто нагреваться,а переизлучать энергию на длине волны чёрного тела с температурой 3К.Это одна из гипотез,объясняющих реликтовое излучение межзвёздным газом (Paul Marmet,The 3K mikrowave background and the Olbers paradox,Science,240,705,1988).

Согласен с уширением спектральных линий линий квазаров.Почему квазары занимают избранное положение во Вселенной:чем дальше,тем больше квазаров в еденице обьёма.Но есть ещё сейфертовские галактики с широкими эмиссионными линиями,но они не занимают избранное положение.Потому что не имеют аномального красного смещения?

"...размытость спектров галактик не зависит от величин их хаббловских смещений".Всё верно, с точностью до наоборот.Чем больше ширина спектральных линий,тем больше величина красного смещения в зависимости от удаления до источника.

Ньютон то понимал.А вот Эйнштейн... Чтобы уравновесить силы гравитации,ведущие Вселенную к неизбежному коллапсу,Эйнштейн ввёл в ОТО дополнительное слагаемое-космологический член или мистическую силу отталкивания.Есть поговорка:если нельзя,но очень хочется,то можно.Действитально,если фокусы с теориями относительности прошли,то почему бы для спасения Вселенной не ввести силы отталкивания.

Ньютон полагал,что материя распределена с равномерной плотностью.Ламберт предположил,что Вселенная представляет собой бесконечную иерархическую систему,состоящую из подсистем всё возростающей сложности.Модель Ламберта усовершенствовал Шарлье,что позволило исключить гравитационный парадокс.Без сил отталкивания и таинственного БВ.

Водород-самый распространённый элемент во Вселенной.Предполагать,что когда-то был БВ и поэтому водород не выгорел-не убедительно.Про рождение протонов в звёздых циклах.У нашей звезды есть планеты,которые состоят из множества разновидностей минералов.Если протоны не образуются,почему есть минералы?

"И не просто нагреваться,а переизлучать энергию на длине волны чёрного тела с температурой 3К."
1. А почему именно 3 градуса, а не пять, и не пять тысяч? В вечной вселенной должно было наступить тепловое равновесие, при котором температуры всех тел одинаковы. но этого не наблюдается!
Далее, у разреженного газа (а межзвездный газ именно разрежен) должен быть не спектр черного тела, а полосатый молекулярный спектр. И он действительно есть, и легко отделяется от реликтового фона.
И еще: теория БВ ПРЕДСКАЗАЛА (работы Гамова) спектр и температуру реликтового фона. А позже он был открыт Пензиасом и Растом.
Последнее по этому пункту: поглощение излучения далеких звезд может изменить отношение интенсивностей линий, снизить интенсивность излучения - но привести к сдвигу спектральных линий никак не может.

"Ньютон полагал,что материя распределена с равномерной плотностью.Ламберт предположил,что Вселенная представляет собой бесконечную иерархическую систему,состоящую из подсистем всё возростающей сложности.Модель Ламберта усовершенствовал Шарлье,что позволило исключить гравитационный парадокс.Без сил отталкивания и таинственного БВ."
Все эти иерархические структуры никак не спасают "вечную" вселенную. Они просто не соответствуют наблюдательным данным.

"Водород-самый распространённый элемент во Вселенной.Предполагать,что когда-то был БВ и поэтому водород не выгорел-не убедительно.Про рождение протонов в звёздых циклах.У нашей звезды есть планеты,которые состоят из множества разновидностей минералов.Если протоны не образуются,почему есть минералы?"
Возможно, что вы меня неправильно поняли. Напомню, что протон - это и есть ядро атома водорода. Эти атомы в звездах превращаются в более тяжелые элементы, вплоть до железа, а при катастрофических коллапсах звезд - и в более тяжелые элементы, вплоть до трансуранов, наблюдаемых в спектрах сверхновых. Минералы планет и наших тел - суть продукт метаморфозов "шлака" от взрывов самых древних звезд. Но больше всего в космосе водорода и гелия, которые образовались при БВ в эпоху первичного нуклеосинтеза, и их соотношение неплохо коррелирует с расчетами все того же Гамова.
А вот обратного процесса - превращения тяжелых элементов в легкие - никто никогда не наблюдал, если не считать, конечно, альфа-распада некоторых изотопов. Причина проста: очень уж энергозатратны эти процессы. При распаде тяжелых элементов источник энергии ясен: эта энергия была запасена при взрыве древних звезд. Да и дают такие процессы ничтожное по массе количество легких элементов и огромное - тяжелых, что никак не коррелирует с реальным раскладом по составу вещества в космосе. Опять же, при таких распадах образуется преимущественно гелий, а водород - никогда.

А, вот еще: сейфертовские галактики - это и есть квазары, только либо на завершающей стадии эволюции, либо имеющие джеты, не направленные к наблюдателю.

В статье есть 5 ссылок,объясняющих температуру излучения 3К.Одна из ссылок датирована 1940-м годом.

Гравитационный парадокс решается иерархической структурой Вселенной и это наблюдательные данные.

В вечной Вселенной водород уже бы выгорел в бесконечном прошлом.
Прогнозов апокалипсиса было уже много по причине недостатка знаний.

Какие парадоксы решаемы в рамках известных физических законов?
Парадокс Ольберса.Неоднородная среда есть причина дополнительного затухания волн и красного смещения спектров.Эффект "многолучевости" распространения волн хорошо изучен в радиосвязи.Мы обречены видеть конечную Вселенную бесконечной Вселенной.

Другие парадоксы тоже нужно решать в рамках известных законов физики без непричинного взрывания чего-то и неизвестного закона расширения пространства.

Но есть вопросы,на которые знатоки Большого Взрыва даже не пытаются ответить.
1.Если пространство расширяется,то фотоны тоже должны растягиватся за время длительного путешествия в миллиарды лет независимо от эффекта Допплера?
2.Если пространство расширяется,то элементарные частицы,звёзды и галактики тоже расширяются с момента БВ?
3.Если Вселенная расширяется и есть край Вселенной,то наблюдателю из края Вселенной кажется,что это мы находимся на краю Вселенной.Это следует из закона симметричности (эквивалентности)эффекта Допплера.Вы согласны быть на краю Вселенной?

Полагаю,что возникающие противоречия в гипотезе БВ рождают новые подпорки в виде тёмной энергии и тёмной материи.Если некоторым можно пространство искривлять и время замедлять,то последователям тоже можно темнить с энергией и материей.

Кто неправильно застегнул первую пуговицу,тот неправильно застегнёт и остальные.Народная мудрость.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира Фомин А В

АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

Почему из бесконечной области всевозможных значений фундаментальных физических постоянных, характеризующих физические взаимодействия, и бесконечного разнообразия начальных условий, которые могли существовать в очень ранней Вселенной, реализуются величины и условия, приводящие к вполне конкретному набору особенностей, наблюдаемых нами?

Можно показать, что устойчивые движения двух тел, отсутствуют при числе пространственных координат больше трех. Еще в 20-е годы XX столетия

П. Эренфест показал, что если, бы число пространственных координат (N) было равно четырем, то не существовало бы замкнутых орбит планет и, естественно, Солнечной системы и человека. При N = 4 была бы невозможна также атомная структура вещества. При N меньше двух движение происходит в ограниченной области. Только при N = 3 возможны как связанные, так и несвязанные движения, что как раз и реализуется в наблюдаемой Вселенной.

Исследования показывают, что Вселенная, в которой мы живем, удачно приспособлена для нашего существования. Основные свойства Вселенной объясняются значениями нескольких фундаментальных постоянных (гравитационная постоянная, масса протона и электрона, заряд электрона, скорость света и другие).

В наблюдаемой Вселенной существует удивительное совпадение, вернее, согласование энергии расширения Вселенной и гравитационной энергии. Значения фундаментальных констант гравитационного, сильного, электромагнитного взаимодействий имеют такие значения, что обеспечивают возможность возникновения галактик и звезд, в том числе стабильных, в которых термоядерные реакции протекают в течение многих миллиардов лет

Для иллюстрации связи характеристик Вселенной с физическими константами представьте себе, что произошло бы при изменении значений фундаментальных мировых постоянных. Например, если бы масса электрона была в три-четыре раза выше ее нынешнего значения, то время существования нейтрального атома водорода исчислялось бы несколькими днями. А это привело бы к тому, что галактики и звезды состояли бы преимущественно из нейтронов и многообразия атомов и молекул, их в современном виде просто не существовало бы.

Современная структура Вселенной очень жестко обусловлена разницей в массах нейтрона и протона. Разность очень мала и составляет всего около 10-3 от массы протона. Однако если бы она была в три раза больше, то во Вселенной не мог бы происходить нуклеосинтез и в ней не было бы сложных элементов. Увеличение константы сильного взаимодействия всего на несколько процентов привело бы к тому, что уже в первые минуты расширения Вселенной водород полностью выгорел бы и основным элементом в ней стал бы гелий.

Константа электромагнитного взаимодействия тоже не может существенно отклоняться от своего значения 1/137. Если бы, например, она была 1/80, то все частицы, обладающие массой покоя, аннигилировали бы и Вселенная состояла бы только из безмассовых частиц.

Достаточно было бы сравнительно небольшого отличия констант от существующих в действительности, чтобы либо галактики и звезды вообще не успели возникнуть к нашему времени (если бы константа гравитационного взаимодействия была на 8-10% меньше), либо звезды эволюционировали слишком быстро (если бы она была больше на 8-10%). В соотношении констант обнаружены такие тонкости, что, например, константа сильного взаимодействия обеспечивает протекание ядерного синтеза в недрах звезд с образованием углерода и кислорода, которые поставляются в космос при взрыве сверхновых звезд и служат в дальнейшем материалом для формирования звезд второго поколения типа Солнца и планетных систем. Ясно, что даже небольшого отклонения от константы сильного взаимодействия было бы достаточно, чтобы жизнь на Земле оказалась невозможной. Если бы величины этих констант несколько отличались от их значений, то свойства Вселенной были бы совсем другими. Эти самые свойства являются условиями возникновения той формы жизни, которая существует на Земле. Сущность антропного принципа в том, что жизнь является неотъемлемой частью Вселенной, естественным следствием ее эволюции. Мы видим, таким образом, что наша реальная Вселенная поразительно приспособлена для возникновения и развития в ней существующей формы жизни. Можно сказать, что нам просто повезло - константы в Метагалактике оказались благоприятными для возникновения жизни, поэтому мы существуем и познаем Вселенную. Но наряду с такой Метагалактикой имеются многие другие с иными константами, с другим распределением материи, геометрией и даже, возможно, с другими размерностями пространства, совершенно неподходящими для жизни, с условиями, которые трудно вообразить.

Суть антропного принципа, сформулированного Г. М. Идлисом из Института истории естествознания РАН в 1958 году, в следующем: Вселенная такова, какой мы ее видим, поскольку в ней существуем мы, то есть наблюдатели, способные задаться вопросом о свойствах Вселенной. При других параметрах во Вселенной невозможны сложные структуры и жизнь в известных нам формах2.

Выше было отмечено, что даже небольшие изменения фундаментальных постоянных приводят к качественным изменениям свойств Вселенной, в частности к невозможности существования сложных структур, а значит, и жизни3.

В нашей Вселенной произошла довольно-таки точная подгонка числовых значений фундаментальных констант, необходимых для существования ее основных структурных элементов: ядер, атомов, звезд и галактик. Их устойчивость создает условия для формирования более сложных неорганических и органических структур, а в конечном счете и жизни.

Из-за того, что в очень ранней Вселенной реализовались величины и условия, приведшие к вполне конкретным значениям современных фундаментальных физических постоянных, характеризующих физические взаимодействия, стало возможно наличие известной нам Вселенной, и мы имеем возможность познавать именно ее4. При этом возникает довольно интересный и сложный со всех точек зрения вопрос о причинах существования такой начальной подгонки значений фундаментальных постоянных.

доктор физико-математических наук, профессор Дагестанского государственного университета. М. К. Гусейханов

Из книги Путь разума в поисках истины. Основное богословие автора Осипов Алексей Ильич

1. Космологический аргумент Космологический аргумент (греч. ? ?????? - порядок, мироздание, мир) был высказан уже древнегреческими философами Платоном († 347 до н. э.), Аристотелем († 322 до н. э.) и другими древними мыслителями. Впоследствии его развивали многие. Он основан на

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Летопись начала автора Сысоев Даниил

Глава 2. Антропный принцип "Ты все расположил мерою числом и весом" (Прем.11, 21) - Так всегда учила ведомая Духом Святым Кафолическая Церковь. Она всегда знала, что мир этот устроен премудро и сотворен он "как шатер для жилья" (Ис.40, 22). Ведала Она, что Бог поставил человека царем

Из книги Пути философии Востока и Запада автора Торчинов Евгений Алексеевич

Представления о времени. Космологический контекст Как показал известный историк традиционной китайской науки Н. Сивин, китайский календарь, основы которого сформировались в ханьскую эпоху – во II–I вв. до н. э., представлял собой систему сплетенных между собой

Из книги Исламоведение автора Кулиев Эльмир Р

§ 2. Принцип равенства Равенство людей перед Аллахом. В Коране и Сунне неоднократно подчёркивается, что все люди были созданы Единым Богом и произошли от общего предка. Эти два постулата легли в основу исламского принципа равенства - равенства перед Аллахом и перед

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Принцип единства Адам осознавал свое одиночество, глядя на животных, ходивших парами. Но затем, увидев Еву, он воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23). Такое единство включает в себя не только физическое, но также психологическое и

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

2. Принцип взаимозависимости И снова Писание решительно заявляет: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Этот принцип, повторенный Христом во время земного служения (Мф. 19:5), утверждает, что

Из книги Христианство и китайская культура автора

3. Принцип эндогамии Павел настаивает на эндогамии в 2 Кор. 6:14: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» А в современном переводе Библии говорится так: «Не склоняйтесь под одно ярмо с неверующими;

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

4. Принцип моногамии Библия представляет полигамию, начавшуюся с Ламеха (Быт. 4:19), как проявление своеволия Божьих творений. Бог терпел ее, но она не была выражением Его благой воли в отношении людей. Боль, которую пережил Авраам в связи с Агарью (16:1–6), духовные переживания,

Из книги автора

5. Принцип постоянства Брак должен быть союзом на всю жизнь - взаимоотношениями, которые оканчиваются только со смертью одного из партнеров. Склонность современного общества считать этот союз договорными отношениями, в которые можно легко вступать, а потом так же легко

Из книги автора

6. Принцип уединения «Оставление» и «привязанность», заповеданная Богом (Быт. 2:24), предполагает определенное уединение супругов, что немаловажно для счастливого брака. Намерение Бога состоит в том, чтобы супружеская чета была ограждена от вмешательства даже

Из книги автора

7. Принцип исключительности Еще один принцип, вытекающий из библейского повеления «оставить» и «прилепиться», содержится в определении Дж. Стотта:«Брак - это исключительный, гетеросексуальный завет между одним мужчиной и одной женщиной, освященный и запечатленный

Из книги автора

Г. Принцип «день за год» Символические видения включают элементы времени, которые также представлены иносказательно. Согласно Дан. 7:25, маленький рог будет угнетать святых Всевышнего в течение «времени и времен и полувремени». В следующей главе один ангел говорит

Из книги автора

в. Принцип В данном случае мы имеем подтверждение крайне важного принципа, имеющего большое значение и для современной церкви. Он заключается в том, что Бог призывает всех Своих людей на служение. Он призывает разных людей на разное служение, и те, кто призван «к молитве и

Из книги автора

Космологический спор с неоконфуцианством Наибольшей напряженности спор двух культурно–цивилизационных традиций достиг во второй главе Тяньчжу шии?посвященной «разъяснению ошибочных представлений людей о Небесном Господе». Ее богатое содержание раскрывает многие

Из книги автора

1. Принцип зла Как оценить добро, не зная зла? Как можно стремиться к свету, не испытав ужасов тьмы? Как бессмысленна и скучна была бы наша жизнь, когда б не зло! Зло причиняет страдания, а страдания пробуждают жажду лучшей жизни; недостатки заставляют нас

В современной науке бесспорным представляется факт, что не только сама наша планета как космический объект, но и жизнь на ней являются следствием общего космического развития. «И наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, - писал известный русский философ А.Л.Чижевский, - являются результатом творческого воздействия космических сил. А потому и строение земной оболочки, ее физико-химия и биосфера являются проявлением строения и механики Вселенной»…

Следовательно, и человек как наиболее высокоорганизованное проявление жизни есть продукт не только земной, но и космической эволюции. Он подчинен космическим ритмам, законам функционирования и развития космоcа. Человека не только нельзя исключать из общего потока космической эволюции, но наоборот, необходимо видеть зависимость от нее судеб людей. С этой точки зрения, изучение строения и эволюции Вселенной есть неотъемлемое условие глубокого познания самого человека, его связи с космическим целым. А это, в свою очередь, предполагает выявление места человека в системе мироздания.

Существует мнение, что жизнь на Земле – это лишь одна из форм существования космической жизни, и что человек как мыслящее существо неодинок во Вселенной. Такого мнения придерживался, например, выдающийся русский ученый и философ К.Э.Циолковский, развивавший астробиологическую и астросоциологическую концепции. Он полностью разделял идею множественности миров, существовавшую еще в далеком прошлом (вспомним в связи с этим хотя бы Джордано Бруно). Циолковский выдвигал и разрабатывал идеи, касающиеся возможного многообразия внеземных видов жизни и иных, космических цивилизаций. Он отвергал взгляд на человека как самого совершенно разумного существа и считал, что во Вселенной есть мыслящие существа, стоящие по уровню своего развития выше человека. Человечество, считал Циолковский, еще очень молодо, оно незрело по сравнению с высокоразвитыми космическими цивилизациями. Но оно быстро развивается и в будущем, выйдя за пределы Земли, начнет обживать и преобразовывать другие планеты (и даже астероиды), создавать искусственные сооружения в комическом пространстве – сначала в окрестностях нашей планеты, затем – в Солнечной системе, а позднее и в других звездных системах. Циолковский был убежден, что рано или поздно человечество в ходе освоения космоса встретится и объединится с иными цивилизациями.



Позицию, близкую к Циолковскому, занимают и в наши дни многие ученые и философы, которые убеждены, что различные формы жизни существуют во многих местах необъятной Вселенной, в которых могут также существовать и какие-то цивилизации, отличные от земной. Отсюда – стремление найти внеземные формы жизни и вступить в контакт с космическими «братьями по разуму».

Заметим, что об этом размышляли даже некоторые авторитетные ученые XIX века. И не только размышляли, но и предлагали способы привлечь к землянам внимание представителей иных, внеземных цивилизаций. Например, известный немецкий ученый-математик Карл Гаусс предлагал вырубить в сибирской тайге гигантскую фигуру в форме треугольника, иллюстрирующую теорему Пифагора, и засеять ее пшеницей. Ярко-желтый треугольник на фоне темно-зеленой тайги должен был, по мнению Гаусса, привлечь внимание марсиан. Французский математик Э.Неовиус в своей книге «Величайшая задача нашего времени», опубликованной в 1876г., предложил технически реализуемый проект связи: с помощью световых сигналов передавать в мировое пространство информацию по типу азбуки Морзе. Он даже рассчитал стоимость этого проекта, предлагая объединить во имя этой цели усилия многих государств.

Современная постановка проблемы поиска внеземных цивилизаций относится к середине ХХ века, когда в английском научном журнале «Природа» появилась статья Д.Кокони и Ф.Моррисона, в которой утверждалось, что если во Вселенной имеются разумные существа, способные передавать радиосигналы, то мы при современном уровне нашей техники способны эти сигналы принимать. В 1960 году американским радиоастрономом Ф.Дрейком были проведены первые эксперименты такого рода. Начиная с 60-х годов ХХ века, поисками разумной жизни во Вселенной всерьез занялись ученые ряда наиболее развитых стран (США, СССР, Франции, Канады, Японии, Австралии). Радиотелескопы и оптические телескопы в течение многих лет во всех направлениях исследовали космос в надежде обнаружить сигналы искусственного происхождения. На ряде космических аппаратов(главным образом, американских серий «Пионер» и «Вояджер») отправлялись послания внеземным цивилизациям.

Но в 80-х годах ХХ века оптимизм в этом вопросе сменился пессимизмом, поскольку за два с лишним десятилетия не было получено никакой информации относительно существования внеземных форм разумной жизни. За это время, например, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США истратило миллионы долларов в рамках программы SETI (английская аббревиатура, означающая поиск внеземного разума). Поэтому в последние годы, преимущественно по экономическим соображениям, в США и других странах такого рода исследования были фактически приостановлены.

Было сформулировано несколько возможных объяснений неудачи указанных исследований. Эти объяснения сводились к следующему. Радиосигналы – не единственное средство связи. Более развитые цивилизации могут пользоваться другими средствами связи типа гравитационных волн, потоков нейтрино или вообще неизвестных нам. Возможно, эти цивилизации вообще не посылают сигналов ввиду нашей незрелости (ведь срок существования разумной жизни на Земле по космологическим и геологическим масштабам – ничтожный, ей, по выражению Циолковского, только «одна секунда» времени). Была высказана и гипотеза, что высокоразвитые космические сообщества специально не проявляют своего присутствия, так как «галактическая этика» требует предоставить развивающимся цивилизациям (типа земной) возможность самостоятельно решать свои проблемы. А по «зоогипотезе» Дж.Бола, Земля находится как бы в заповеднике, т.е. внеземные цивилизации решили сохранить «первозданную природу» в лице землян. Как видно, все эти гипотезы исходят из идеи существования внеземных вариантов разумной жизни.

Но существует и совершенно иная точка зрения, которая исходит из уникальности разумной жизни на планете Земля, проповедуя «космическое одиночество» человечества. Такую позицию занимает, в частности, современный французский ученый, профессор физики парижского университета Марсо Фельден. В своей книге «А если мы одни во Вселенной?», опубликованной в 1994 году, он высказывает убеждение, что во Вселенной, кроме человека, других форм разумной жизни нет (при этом он допускает возможность существования примитивных форм жизни, типа бактерий, грибков, растений на других планетах). М.Фельден объясняет уникальность высокоразвитой жизни на Земле тем, что волею случая Солнечная система находится на периферии нашей Галактики и, следовательно, вне досягаемости смертоносных космических лучей. Когда Солнечная система попадет в зону повышенной радиации или будут исчерпаны ресурсы функционирования Солнца, т.е. оно «погаснет», жизнь на Земле прекратит свое существование. Но это может произойти через несколько миллиардов лет. Основной вывод, к которому, приходит французский физик, сводится к следующему: в масштабах Вселенной есть место только для одного мыслящего существа – человека, который в состоянии охватить ее своим разумом.

С таким категорическим выводом вряд ли согласятся многие ученые и философы. Еще в XIX веке Ф.Энгельс писал: «…Материя приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы, а потому это с необходимостью и происходит во всех тех случаях, когда имеются налицо соответствующие условия (не обязательно везде и всегда одни и те же)». Возражая М.Фельдену, российский ученый, член-корреспондент Академии космонавтики Л.М.Гиндилис высказал следующую мысль: «Было бы очень странно, если бы в огромной Вселенной мы оказались одни. В Галактике – 400 миллиардов звезд, подобных Солнцу, во Вселенной же таких галактик – около сотни миллиардов. Это все равно, как если бы на засеянном поле, по выражению греческого философа Метрадора, вырос бы всего один колос. Но дело не только в этом… Как это может быть, что самые глубокие фундаментальные свойства Вселенной в целом делают ее пригодной для существования жизни и человека, а реализуется жизнь только в некоторой ничтожной части Вселенной на единственной планете?».

Последняя мысль касается так называемого антропного космологического принципа, идею которого сформулировали в начале 60-х годов советские ученые Г.М.Идлис и А.Л.Зельманов и американский физик и космолог Р.Дикке. Позднее эта идея была развита Б.Картером, которому и принадлежит сам термин «антропный принцип».

Дело в том, что развитие современной естественнонаучной картины мира во многом связано с включением в нее «человеческого фактора». «Можно сказать, что наука со времен Коперника развивалась таким образом, что наблюдателю-человеку в ней отводилась весьма скромная роль. Человек не занимал какого-либо привилегированного, центрального положения в науке о Вселенной. Как бы без внимания оставался и тот факт, что необходимой предпосылкой нашего существования являются благоприятные условия (температура, химический состав окружающей среды и т.д.), возникновение которых оказалось возможным благодаря именно тонкой подстройке значений физических величин во Вселенной. Некоторые ученые обратили внимание на ограниченность такого подхода, считая, что строение физического мира неотделимо от обитателей, наблюдающих его в самом фундаментальном смысле. Наше положение в мире, если и не является центральным, то неизбежно – привилегированным. И можно заранее, до наблюдений предсказать ряд астрофизических и других факторов по той причине, что то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Основанием для таких предсказаний и служит антропный принцип – как принцип, отражающий невероятно тонкую подстройку Вселенной».

Согласно этому принципу, Вселенная обладает определенными свойствами, благоприятными для существования в ней жизни вообще и человека как ее высшей формы. Мы знаем пока только те формы жизни, которые существуют на планете Земля. Но сама эта планета является составной частью не только Солнечной системы, но и гигантской системы нашей Вселенной, включающей множество галактик и звезд. И вряд ли в нынешнее время можно соглашаться с точкой зрения Гегеля, согласно которой «то обстоятельство, что звезды во множестве рассеяны по безмерным пространствам, ничего не говорит разуму». Данное обстоятельство «говорит» кое-что разуму и, думается, в будущем еще много скажет. Сейчас уже ясно, что жизнь могла зародится только на определенном этапе расширения Вселенной, когда образовались и прошли достаточно длительный эволюционный путь галактики и звезды и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических и химических факторов, благоприятных для перехода от неживого вещества к живому.

Свойства окружающего нас мира являются результатом удивительной согласованности фундаментальных физических констант. Причем интервал возможных значений этих констант, обеспечивающий мир, пригодный для жизни, очень мал. Наукой установлено, что определенное ослабление, например, константы сильных взаимодействий привело бы к образованию на ранних стадиях расширения Вселенной, в основном, только тяжелых элементов, что означало бы отсутствие в мире источников энергии. А при уменьшении гравитационного взаимодействия не возникло бы условий для протекания ядерных реакций в звездах. Наоборот, усиление слабых взаимодействий превратило бы на ранних этапах эволюции Вселенной все вещество в гелий, а значит, отсутствовали бы реакции термоядерного синтеза в звездах. Некоторое усиление электромагнитного взаимодействия привело бы к заключению электронов внутри атомных ядер и невозможности вследствие этого химических превращений и реакций. Существующая структура Вселенной жестко обусловлена также величиной, выражающей разницу в массах нейтрона и протона. Разность эта очень мала и составляет всего одну тысячную от массы протона. Но если бы указанная разность была в три раза больше, то во Вселенной не мог бы проходить нуклонный синтез и в ней не было бы сложных элементов, что, в свою очередь, делало бы невозможным возникновение жизни. И таких «если бы» существует еще целый ряд.

Таким образом, именно благоприятствующая возникновению жизни «тонкая подстройка» значений фундаментальных констант нашей Вселенной «приводит к появлению в физической картине мира человека как уникального и одновременно естественного результата глобально-космической эволюции».

В статье «Космологическое обсуждение общей теории относительности», опубликованной в 1917 г., Эйнштейн постулировал, что ни одна из усредненных характеристик космической среды не выделяет преимущественного положения или преимущественного направления в пространстве. Эйнштейн назвал эту гипотезу космологическим принципом.

В космологическом принципе нашли свое отражение воззрения на Вселенную, которых придерживались Ньютон и Гюйгенс, а еще ранее - Джордано Бруно, Лукреций и древнегреческие атомисты в V в. до н. э. Эйнштейн понял, что этот принцип позволяет разрешить проблему, поставленную Махом, т. е. показать, что распределение массы во Вселенной и ее движение определяют локально инерциальные системы отсчета. В теории гравитации Эйнштейна структура пространства-времени и распределение энергии (массы) и импульса взаимозависимы, однако эта теория не утверждает, что распределение энергии и импульса определяет структуру пространства-времени. Рассмотрим, например, Вселенную, которая представляет собой точечную массу. Как известно, траектория пробной частицы, движущейся вокруг точечной массы, представляет собой медленно вращающийся (кеплеровский) эллипс. Но вращающийся относительно чего? Теория Эйнштейна отвечает на этот вопрос точно так же, как теория Ньютона, а именно: она утверждает, что изолированная точечная масса сама по себе не позволяет определить невращающуюся систему отсчета. Однако если распределение энергии и импульса удовлетворяет космологическому принципу, то открывается возможность дать строгое определение понятию «покоящаяся система отсчета» и указать, как такую систему отсчета выбрать. С точки зрения применения этот локальный стандарт покоя неотличим от абсолютного пространства Ньютона.

Космологи расходятся во мнениях относительно значения космологического принципа. Одни считают его лишь приближенным методом описания Вселенной, другие рассматривают как непреложный закон. Это различие во мнениях отражает более фундаментальные разногласия, касающиеся взаимосвязи космологии и физики. В физике имеется четкое различие между законами, которые выявляют устойчивые, математические закономерности, лежащие в основе природных явлений, и начальными условиями, которые отражают случайные, зависящие от обстоятельств аспекты природных явлений. Почти эллиптическая форма планетных орбит - неотъемлемая особенность строения Солнечной системы, поскольку такая форма орбит однозначно следует из закона всемирного тяготения Ньютона. Эксцентриситеты и наклонения орбит - случайные элементы. Закономерности в таких случайных элементах (орбиты планет по форме близки к окружностям и лежат почти в одной плоскости), по-видимому, обусловлены эволюционными процессами, которые не относятся к начальным условиям. Подобным образом некоторые космологи утверждают, что крупномасштабную однородность и изотропию наблюдаемой части Вселенной также следует объяснять особенностями эволюции, а не начальными условиями.

На это можно возразить, что условия, определяющие свойства Вселенной как целого, качественно отличаются от условий, которые обусловливают свойства обычных астрономических систем. Обстоятельства, под влиянием которых сформировались свойства отдельных звезд, несомненно, случайны. Мы не спрашиваем, например, почему масса Солнца равна 1,991×10 33 г, а не 1,992 x10 33 г. Статистические свойства звездной популяции, к которой относится Солнце, могут быть менее случайными.

Естественно предположить, что Вселенная в целом характеризуется определенной совокупностью статистических свойств, часть которых предсказуема по крайней мере в принципе, а остальные следует принимать за аксиомы, как и сами законы. Одной из таких аксиом считается космологический принцип, предполагающий, что сама Вселенная должна обладать той же пространственной симметрией, что и законы, которые описывают ее строение и эволюцию. По общему мнению, это слишком смелое допущение, но альтернативная гипотеза кажется не только спорной, но и невразумительной. Если рассматривать космологический принцип как приближенное описание доступной наблюдению части Вселенной, то что можно сказать о Вселенной в целом? Отказаться вообще делать какие-либо предположения - это значит отказаться от попыток интерпретировать результаты космологических наблюдений или понять связь между локально инерциальными системами отсчета и удаленным веществом. Предположить, что космологический принцип применим, но лишь как приближение к реальности, - значит предположить, что существуют преимущественные точки и направления. Подобное утверждение было бы еще более сильным допущением, чем космологический принцип, причем таким, которое не имеет никаких доказательств.

И наконец, в отличие от теории Ньютона теория гравитации Эйнштейна не есть только теория гравитационного взаимодействия. Это также теория пространства-времени, а следовательно, и Вселенной в целом.

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РБ

Институт Государственного управления

РЕФЕРАТ

Антропный космологический принцип:

его естественнонаучный и

философско-методологический смысл

Выполнил Яковлев Р. А.

МИНСК 2002 АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: ЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ И ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Гармония мира есть источник всякой красоты. Мы должны ценить те медленные и тяжелые шаги вперед, которые мало-помалу открывают ее нам.

А. Пуанкаре,

французский физик-теоретик

Даже схематичная и общая характеристика идеи возникновения всего (Вселенной) из ничего, или вакуума, вызывает у мыслящего человека немало удивления. Но этим дело не ограничивается: по мере того как ученые проникали в детали этого процесса, перед ними открывались все более удивительные вещи. Первая из них связана с так называемыми фундаментальными постоянными, которые нередко называют еще мировыми константами.

Принято отличать простые постоянные величины от фундаментальных универсальных постоянных. Например, Земля имеет постоянную массу, но существуют другие планеты, масса которых существенно отлична от земной. Значит, масса планеты не является универсальной постоянной. Тогда как масса электрона или масса протона всюду во Вселенной одинакова, это - универсальные постоянные. Специфические свойства отдельных систем зависят от тех или иных законов движения и различных начальных условий.

Однако такие параметры любых систем, как размер, масса, время жизни и другие, с точностью до порядка величины часто определяются исключительно значениями таких фундаментальных постоянных, как гравитационная постоянная, постоянная Планка, скорость света, масса электрона, масса протона и др.

Общее число фундаментальных универсальных постоянных невелико. Но оказывается, что для довольно полного описания природы требуется совсем немного таких параметров. Некоторые универсальные постоянные только что названы, но для определенности дальнейшего изложения приведем в сокращенном виде суммарный список универсальных констант и некоторых производных величин.

Приведем примеры зависимости организации и свойств материи Вселенной от мировых констант. Вещество, из которого первоначально образовались звезды и галактики, состояло из водорода (3/4) и гелия (1/4).

Откуда взялись все более тяжелые химические элементы, без которых не могла возникнуть жизнь? Теперь известно, что они синтезируются в недрах звезд. Но как они попадают наружу? Когда массивная звезда исчерпает запасы ядерного топлива (водорода), ее ядро становится неустойчивым для гравитационного сжатия и она взрывается. При этом выделяется огромное количество гравитационной энергии, большая часть которой уносится мельчайшими частицами нейтрино. Такая грандиозная вспышка называется сверхновой звездой, или просто сверхновой. Взрыв сверхновой разбрасывает по галактике обогащенное тяжелыми металлами вещество проэволюционировавшей звезды. А когда образуется новое поколение звезд и планеты, то строительным материалом для них служит разбросанный пепел умерших звезд. В этом смысле наша планета и мы сами произошли из звездного пепла.

В результате взрыва сверхновой образуется и вырывается наружу огромное множество нейтрино. Полагают, что давление, вызываемое потоком нейтрино, способно сорвать с ядра звезды ее оболочку и разметать в пространстве.

Из списка универсальных констант видно; что гравитационная постоянная очень мала, поэтому гравитационные взаимодействия очень слабы. Так, гравитационное взаимодействие между двумя атомами примерно на 40 порядков слабее электромагнитных взаимодействий. Но будь гравитация значительно сильнее, структура Вселенной коренным образом изменилась бы.

Аналогично и другие универсальные постоянные чуть ли не однозначно определяют строение и свойства физических объектов Вселенной. А поскольку эти постоянные величины возникли на ранних этапах Вселенной, когда этих объектов еще не существовало, то мы имеем все основания, говорить, что универсальные постоянные ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮТ структуру нашей Вселенной.

Однако многие исследователи пугаются этого слова, так как предзаданность, или предопределенность, считают уделом мистики. Но при этом они странным образом не замечают того, что сами, и при этом очень широко, пользуются такой методикой исследования, по крайней мере, при рассмотрении всех ретроспективных проблем.

Это относится к онтологическому и методологическому аспектам исследования. В самом деле, продвигаясь ретроспективно к началу расширения Вселенной, ученые исходят из существующих частиц, типов взаимодействия и законов. С учетом настоящего (предзаданного) они пытаются восстановить события прошлого такими, чтобы из них прийти к настоящему. То есть весь процесс поиска прошлого ориентирован на настоящее и существенно определяется знанием настоящего, знанием существующих частиц, взаимодействий, законов как предзаданного.

Но дело не ограничивается тем, что универсальные фундаментальные постоянные предопределяют строение и свойства нашей Вселенной. Кроме того, нужно принять во внимание и то, что все (Вселенная) рождается из ничего (в конечном счете, из первородного космического вакуума), и притом рождается в гигантском пламени Большого взрыва. Тогда неизбежно возникает вопрос: откуда взялись все эти мировые константы?

Этот вопрос приобретает еще большую остроту, если учесть, что мировые константы не изолированы, а очень тонко подстроены друг под друга и оказывают свое влияние на структуру и свойства Вселенной в разных сочетаниях и все вместе как согласованный ансамбль.

Прежде всего, необходимо уяснить философский (метафизический) смысл этого факта. Многие авторы допускают возможность случайности той или иной мировой константы, что в принципе неверно. Неотъемлемым свойством случайных событий является их скоротечность, изменчивость, быстрая сменяемость, что не совместимо с фундаментальными постоянными, которые неизменны и действуют на протяжении 15-20 млрд. лет. Уже одно это свидетельствует о какой-то их необходимости. Кроме того, упускается из виду то, что случайность и необходимость основаны на причинности (в мире нет беспричинных явлений). Более того, случайность и необходимость строятся из одного и того же множества причинно-следственных связей, только интегрируются векторные причинности по-разному: случайность - это узел или точка пересечения множества причинностей, а необходимость - их геометрическая сумма.

Поэтому если даже мысленно допустить (без всякого на то основания) случайность некоторой константы, то для ансамбля мировых констант это исключено, так как согласованное связанное и устойчивое множество фундаментальных величин не есть случайность.

Теперь поставленный выше вопрос приобретает более острое звучание. Если наблюдаемая физическая Вселенная предопределяется согласованным набором фундаментальных величин, то откуда взялся этот гармоничный ансамбль универсальных величин? В исходном космическом вакууме он вряд ли задан. Ученые давно обратили внимание на все это, но никакого физического принципа никто не выдвинул, чтобы физически объяснить происхождение гармонии универсальных величин.

Более того, исследователи подметили еще одну удивительную особенность, связанную с совпадением больших чисел, которая направила их на поиски объяснения причин развития Вселенной не в физике, а совсем в другой области, далекой от физики, - в антропологическом принципе космологии. Речь конкретно идет о числе 10 40 , которым почему-то выражаются разные фундаментальные величины и их соотношения.

Вокруг этого принципа до сих пор бушуют страсти. Хотя число 10 40 получается путем округления, этим не подрывается строгость выводов, потому что для такого гигантского числа даже погрешность в 10 2 ничтожно мала. Кроме того, это число можно получить из разных посылок. Важно другое: число 10 40 полностью составлено из фундаментальных постоянных величин, поэтому имеет фундаментальный смысл.

На совпадение больших чисел ученые обратили внимание давно. В 30-е годы известный физик-теоретик Поль Дирак попытался дать этому физическое объяснение, которое, однако, исходило из предположения, что гравитационная постоянная изменяется со временем, как и постоянная Хаббла, определяющая возраст Вселенной. Однако неизменность гравитационной постоянной подтверждается всеми данными теоретических и опытных исследований.

Обычно в физике «наблюдатель» не принимается во внимание. Ряд ученых подвергли сомнению это предположение, считая, что строение физического мира неотделимо от обитателей, наблюдающих его, и неотделимо в самом фундаментальном смысле.

Они утверждают, что действительно существует некий принцип, осуществляющий невероятно тонкую подстройку Вселенной. Только это не физический, а антропный принцип. Такую мысль развивали А. Эддингтон, П. Дирак, Дж. Барроу, Р. Дикке, Б. Картер и др.

Р. Дикке одним из первых привлек биологию для объяснения непонятной особенности Вселенной, которая весьма специфична. В 1961 году он заявил об ошибочности поисков физического объяснения особенностей Вселенной. Аргументы Р. Дикке обосновывают, что гравитационная постоянная тонкой структуры в качестве мировой константы детерминирует эволюцию Вселенной в направлении, ведущем к возникновению человека, и что возникновение человека становится возможным тогда, когда возраст Вселенной (t now) сравняется с числовым значением .Таким образом, биологическое объяснение фундаментальной особенности Вселенной увенчалось успехом там, где теоретическая физика потерпела неудачу.

Как видим, рассуждения Р. Дикке вполне логичны. Поэтому идею антропного принципа можно считать научно обоснованной.

Казалось бы, здесь все логично, ясно и обоснованно. Но именно с этого пункта начинается разнобой особых мнений и взглядов на антропный принцип космологии. Точнее говоря, существует широкое неприятие антропного принципа как ненаучной (антинаучной) идеи, но без сколько-нибудь строгого физического и логического обоснования. Причина этого, на наш взгляд, в мировоззренческих основаниях - в атеистических предубеждениях одних и размытости мировоззренче­ской составляющей других.

Так, П. Девис сетует на то, что выводы Р. Дикке не согласуются с коперниковской традицией, отрицающей привилегированное положение Земли в пространстве. Однако Р. Дикке относительно пространственной выделенности t now вообще ничего не говорит, величина t now сама за себя говорит о выделенности ее лишь во времени, поэтому указанное сомнение П. Девиса снимается. Иногда в качестве возражения указывается на то, что антропный принцип (АП) не соответствует принципу относительности классической и релятивистской физики. Во-первых, это некорректное возражение, поскольку принцип относительности касается лишь движения систем отсчета друг относительно друга, а в данном случае речь идет об эволюции Вселенной. Во-вторых, что касается другого смыслового аспекта относительности - инвариантности систем отсчета, то в этом отношении мировые константы являются образцом постоянства своего действия.

Антропный принцип требует в центр проблемы выдвинуть одну константу - хаббловский возраст Вселенной (точнее t now). И далее требуется установить ее связь с другими величинами, которые характеризуются столь же большими значениями (10 40).

Однако такая расширенная постановка вопроса пока что не проработана. Чтобы сохранить антропный, принцип для расширенного случая, саму формулировку АП усиливают и называют это сильным антропным принципом.

В формулировке Б. Картера сильный АП выглядит так: «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателя».

В сопоставлении с этим характеристику АП, данную Робертом Дикке, Брандон Картер обозначил как слабый антропный принцип. Р. Дикке так раскрывает смысл слабого АП: наше существование как наблюдателей, состоящих из соединений углерода, объясняет равенство двух разных отношений одному и тому же большому числу:

В отличие от этого сильный АП, расширенный по содержанию, физически еще не обоснован, поэтому вызывает скепсис многих авторов. Скепсис, который обычно не подтверждается никаким анализом и никакими серьезными аргументами. Для примера обратимся к высказыванию серьезного автора, каковым является П. Девис. Сильный антропный принцип «представляет собой радикальный отход от традиционной общей концепции научного объяснения. По существу, он утверждает, что Вселенная приспособлена для существования жизни и что как законы физики, так и начальные условия подстраиваются таким образом, чтобы гарантировать появление жизни. В этом отношении сильный антропный принцип сродни традиционному религиозному объяснению мира: Бог сотворил мир, чтобы люди населяли его».

А суть дела проста и состоит в идее предопределенности: исходные мировые константы предопределяют последующую эволюцию Вселенной. Эту идею и не приемлет Девис, но выше отмечалось, что идея предзаданности онтологически и методологически оправдана. Она идет от Аристотеля и широко используется в науке, во всех ретроспективных научных исследованиях.

Таким образом, слабый антропный принцип, на наш взгляд, можно считать хорошо обоснованным логически и физически. Сильный антропный принцип еще не получил достаточного физического обоснования, но логически связан с первым и дополняет его.

Идея антропного принципа в формулировке Р. Дикке не нуждается в защите, так как ее автор превосходно сделал это сам. Мы лишь старались подчеркнуть логичность его рассуждений и корректность его аргументации. Равносильного преодоления аргументации Р. Дикке, насколько нам известно, не существует и вряд ли это возможно.

Но, несмотря на нашу приверженность антропному принципу, нас не вполне удовлетворяют аргументы сторонников этого принципа и, тем более, его противников. Общим недостатком тех и других является то, что они ограничиваются рассмотрением лишь внешних условий, а именно мировых констант, и, исходя из них, пытаются обосновать или опровергнуть АП.

Необходимо осознать, что условия, сколь бы фундаментальными они ни были, не раскрывают эволюции Вселенной в ее необходимости. Нам представляется, что понять эту необходимость можно лишь на основе ближайших причин, которые по своей фундаментальности должны быть сравнимы с мировыми константами. Вместе с тем, поскольку они являются ближайшими, то по необходимости должны изменяться в эволюции Вселенной. Иначе говоря, мировые постоянные должны быть дополнены мировыми переменными величинами. Наукой и философией такие переменные величины установлены, хотя их список, возможно, еще не является полным.

Переменными эти величины являются в том смысле, что в эволюции материальных систем они качественно изменяются, развиваются. Так, отражение - всеобщее свойство материи, но оно способно к развитию, воплощаясь в качественно различные формы: элементарное отражение на уровне физико-химических взаимодействий, раздражимость на уровне живой протоплазмы и, далее, в виде ощущений, восприятий, воображения, мышления. К качественным изменениям способно и другое всеобщее свойство материи - саморегуляция, которая может выступать и в примитивной форме, выражаемой принципом Ле Шателье-Брауна, в виде гомеостаза и в разных видах психической саморегуляции, и в виде социальной саморегуляции. Активность также способна к развитию и также воплощается в разные формы взаимодействия и деятельности.

Идея дополнения мировых констант универсальными переменными величинами, на наш взгляд, является конструктивной и эвристичной. Даже из краткой и беглой наметки этой идеи можно вывести ряд нетривиальных следствий, проливающих свет, казалось бы, на неразрешимые вопросы. Укажем два таких следствия.

1. Поскольку жизнь и разум производны от развития одних и тех же всеобщих свойств материи, указанных выше, то они (жизнь и разум) должны быть сопоставимыми для разных планетных систем и галактик. Если на разных планетах продолжительность их развития совпадает, то и сами они по необходимости должны быть подобными. При разной продолжительности развития жизни разум на одной планете может отличаться сколь угодно существенно от разума на другой планете, но не настолько, чтобы исключить в принципе понимание друг друга. Поэтому утверждения о цивилизации в виде «черного облака» (Ф. Хойл), «океана мыслящей плазмы» (С. Лем), «разумной плесени» (А. Н. Колмогоров) мы рассматриваем как шутки выдающихся авторов.

Таким образом, обосновывается возможность экстраполяции земных условий на космические.

2. Из той же посылки можно сделать еще один вывод, возвышающий земные представления до космического уровня. В самом деле, поскольку жизнь и разум на планетах Галактики и Метагалактики производны от набора одних и тех же всеобщих свойств материи, то, раскрывая природу земного разума через эти всеобщие свойства, мы преодолеваем антропоморфизм и геоцентризм и поднимаемся до уровня космологической характеристики.

Таким образом, для конструктивного понимания эволюции материи Вселенной нужно исходить не только из фундаментальных постоянных величин в виде мировых констант, но и из не менее переменных величин в виде всеобщих свойств материи, которые образуют ближайшее основание эволюции и позволяют понять ее в ее необходимости. Этим открываются дополнительные возможности для обоснования и развития антропологического принципа космологии.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мотылева Л. С., Скоробогатов В. А., Судариков А. М. Концепции современного естествознания. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 320с.