Как избавиться от оценки окружающих. Оценочная зависимость

Дата создания: 10.04.2015
Дата обновления: 10.04.2015
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

У многих взрослых людей (не говоря уже о молодых людях и подростках), особенно воспитанных в выраженно иерархическом социуме, довольно часто может возникать негативная реакция при слове "оценка". Как минимум потому, что в иерархическом социуме она часто выступает основным инструментом манипуляции ребенком...


"Оценочная зависимость - психологическое явление, сформулированное Владимиром Леви. Формируется как специфически человеческая психосоциальная надстройка над базисным механизмом поощрения и наказания, работающим у всех живых существ. В самом простом виде проявляет себя стремлением к одобрению и страхом неодобрения со стороны окружающих, и особенно - высоко-значимых окружающих. В равновесной пропорции с другими составляющими душевной жизни обеспечивает приспособление человека к социальной среде, к ее нормам поведения, менталитету и ценностям. В неуравновешенных же, «зашкаливающих» степенях является источником неврозов, фобий и особенно социофобий, подоплекой многих депрессивных и психопатических состояний".

Википедия

У многих взрослых людей (не говоря уже о молодых людях и подростках), особенно воспитанных в выраженно иерархическом социуме, довольно часто может возникать негативная реакция при слове "оценка". И вроде бы в самом слове ничего болезненного зачастую нет, как, скажем, в слове "стол". Да, наше бессознательное конкретно , и при слове "стол" каждый вспомнит то, что актуально именно для него: кто-то – кухонный бабушкин стол, кто-то – свой письменный школьный, кто-то – стол у отца или у мамы в кабинете, и так далее. Но если кого-то с детства, условно говоря, довольно часто (и непонятно за что) били об какой-нибудь стол лицом – то у человека при этом слове будет включаться бессознательная негативная реакция, даже при условии, что он эти болезненные удары мог давно забыть или вытеснить.

Примерно то же и с оценкой. В иерархическом социуме она часто выступает основным инструментом манипуляции ребенком. Иерархический родитель, озадаченный сохранением статуса Начальника, если уж не знает логически, то представляет на уровне эмоций и сопутствующего опасения, что он сам когда-то состарится, а ребёнок вырастет и будет сильным; и как удержать нынешнее соотношение Начальник-Дурак ? Для этого ребёнка с детства – чаще всего совершенно неосознанно, не специально, "только желая добра!" – начинают "макать и сажать в лужу". Чтобы он не сам определял своё место в социуме по тем или иным своим достижениям, а чтобы его социальным местом управляла родительская оценка. И если он делает что-то по воле родителей, если он покорен и послушен, например, отлично учится и ведёт себя (то есть привыкает соответствовать внешним спущенным сверху требованиям) – ему говорят, что он хороший. В лучшем случае. А то просто "не ругают", и уже это считается как похвала. А когда он хоть на йоту осмеливается отойти от родительских требований – ему выдаётся негативная оценка, иногда по силе превышающая значимость проступка.

В результате вырастает человек, который всю жизнь свою привыкает строить по чужим мнениям. Который от неё зависит только потому, что привык на что-то ориентироваться, что-то анализировать и на основе этого принимать решения, но основное, на что его приучили опираться – это сторонняя оценка.

И это прописывается на уровне внутренней цензуры , ложится в самые глубокие слои. А в результате получается в общем-то довольно страшная вещь: с одной стороны, такой человек жить не может без спущенных сверху правил, устоев и в частности оценок (они для него – основной жизненный ориентир), поэтому он, даже если и отдалится от родительского оценивания, будет бессознательно искать эту оценку в любом стороннем имхе. И если даже не будет ничьего имха – у него всегда есть, согласно теории Эрика Бёрна, собственный внутренний оценщик-Родитель, которого ему сформировал и взрастил родитель реальный.

А с другой стороны, он будет болезненно зависеть именно от положительных оценок, потому что именно они показывают, "правильно ли он делает". Он помнит, что всегда должен угодить оценщику. Это тоже одно из его базовых условий выживания, потому что если он не угодит – оценщик (а часто целый коллектив оценщиков) его "сделает изгоем, и он умрёт, брошенный и несамостоятельный, в одиночестве под забором". Просто потому, что, по мнению родителя, внедрённому ребенку в цензуру, ребенок – Дурак, не в состоянии сам принять быстро ни одного решения, вечно во всем сомневается и без помощи "умных людей" – пропадёт.

И психотерапевта человек с оценочной зависимостью часто воспринимает как Главного оценщика, который скажет, куда надо идти, определит, что хорошо, а что плохо. Причем в представлении такого клиента психотерапевта нельзя перебивать, нельзя ему возражать, нельзя вообще с ним дискутировать; потому что как в детстве за проявление самостоятельного голоса ругали – так и в кабинете наверняка будут ругать! А почему? А потому что с детства так было, и цензура закрепила это намертво.

Слово "оценка" ещё откровенно связано со словом "цена". Но человек как личность цены и стоимости не может иметь; возможно так или иначе назначать цену только результатам его труда. Оценивать человека в целом можно только как вещь или как раба (особенно такого, которого продают на невольничьем рынке). Но с учётом того, что наша внутренняя цензура и самые распространенные жизненные сценарии когда-то из крепостного рабства плавно перешли в социалистическое, а рабами иерархической системы многие остаются до сих пор - мало кого удивляет, что до сих пор существует такое понятие, как "оценка человека в целом".

Часто "плохая оценка всего человека" связана с определённым порицанием, наказанием, насилием в отношении этого человека: что наиболее значимо отзывается на личностях с психастенической акцентуацией в силу их повышенной сензитивности. Особенно если эти личности пребывают в детском возрасте и вокруг них множество иерархически настроенных взрослых, которые вовсю раздают оценки вида "ты мне не нравишься" и связанные с этим порицания, моральные или физические. И второй момент – проблема оценочной зависимости начинается там, где человека не с самым стандартным взглядом на жизнь пытаются втиснуть во внешние стандартные и что чаще – иерархические рамки, чтобы он соответствовал не столько общепринятым устоям, сколько желаниям конкретных окружающих его людей. И за каждый промах его порицают, иными словами – так или иначе наказывают, что он воспринимает весьма болезненно. Причём в этих внешних требованиях человек не видит логики, ему никогда ничего не поясняют: "Так надо - и всё", "Так нельзя – и всё", а основным аргументом выступает "Потому что я так сказал(а)".

Психастеник в такой ситуации полностью теряет возможность наблюдать, анализировать и понимать, у него не развивается здравый скепсис и бёрновский внутренний Взрослый (хорошо, если в таком случае у него есть какие-то другие социумы/источники информации, где он может тренировать логику и самопознание). И в итоге он машет рукой и говорит: "Я ваших требований понять не в состоянии, поэтому вы просто скажите мне максимально точно, что вы хотите, чтобы я делал для того, чтобы вы меня не ругали, не били и не наказывали".

Всё. Можно считать, что ловушка захлопнулась: начала формироваться оценочная зависимость. Человек постепенно убеждается (точнее, его убеждают) в том, что сам он определить и понять ничего не может, а так, как он поймёт – для тех, кто его наказывает, всегда будет неправильно. Поэтому он успокаивается на том, что он сам ни черта в этой жизни не понимает и делегирует право решать за него людям посторонним: пусть они постоянно говорят ему, что он должен делать, чтобы избежать их недовольства.

Это та самая ситуация, когда человеку постепенно отказывают во всех правах, начиная с права иметь собственного внутреннего Взрослого и даже, по факту, собственного внутреннего Родителя: Родитель у него остаётся фактически только внешний, а внутренний становится полномочным представителем этого внешнего. Чтобы даже в физическом отдалении часть внешнего оценщика всегда была внутри.

И ещё у него есть внутренний Ребёнок, который пугается всякий раз, когда ему предложат "справляться без Родителя или как-то подвергнуть сомнению его указания". Это мало того что страшно, потому что нет опыта, но ещё и чревато последствиями, потому что за любое несоответствие Родительским требованиям этот Родитель начинает бить и наказывать. Поэтому – никакой самостоятельности, никакого собственного мнения, только ориентация на внешние оценки, причём – жизнь положить на то, чтобы эти оценки были только положительные, извините за невольную тавтологию.

А зависимость, как и любая аддикция, тем и чревата, что человек, во-первых, обретает болезненную задачу "непременно нравиться всем", и во-вторых, любое стороннее ИМХО начинает воспринимать как полноценную оценку, которой он, по слову его внутреннего Родителя и по его личному горькому опыту, обязан прислушиваться и стараться, чтобы его оценили положительно. Иначе возникает бессознательный страх: побьют.

Есть такая идея, что факт оценки, как любая трансакция, требует двух участников и двух действий: первое – вынесение оценочного суждения, второе – акцептирование этого суждения в качестве значимого. Как рукопожатие: один протягивает руку, другой ее пожимает. В одиночку рукопожатие не состоится.

Но человек с болезненной оценочной зависимостью просто не может себе представить, как это – не принимать то или иное суждение оценочного характера как значимую оценку и не пытаться угодить такому оценщику (или, как вариант, не пытаться набить ему лицо за его оценку). Если сказать такому человеку: "Мало ли кто там что произнёс, почему тебя это задевает, сделай шаг в сторону и пройди мимо" – его внутренняя цензура порой начинает бунтовать: как это – пройди мимо? Эта болезненная реакция сродни подобной реакции на хамство на цензурном уровне: "Тот, кто повышает на меня голос, кто мне хамит и мной командует – мой Родитель, он наверняка имеет право это делать, иначе бы он так не поступал" (кстати, это один из примеров того, когда Взрослый – логика – есть, но находится в жёстком подчинении у внутренней цензуры). То же самое и здесь: "Тот, кто высказывается в отношении меня в оценочном ключе – наверняка имеет право меня оценивать, и вообще такое право имеют все вокруг, кроме меня самого, потому что они понимают в этой жизни, а я нет". Причём нередко даже негативное высказывание в адрес некоей группы, к которой себя причисляет человек с оценочной зависимостью, воспринимается им как негативное высказывание в его личный адрес.

И всё это намертво прописано во внутренней цензуре, и никакой логикой зачастую это не перевесить.

Даже известную поговорку "Я не сто евро, чтобы всем нравиться" – человек с оценочной зависимостью слышит примерно так: "Ты не сто евро, это факт, и поэтому кто угодно может оценить тебя негативно. Старайся научиться нравиться всем и стать как сто евро". Вообще оценочная зависимость, как ни кощунственно, выгодна окружающему социуму, потому что с ее помощью крайне просто манипулировать людьми. "Сделай, как я хочу, а иначе я буду считать, что ты плохой".

И тут снова возникает закономерный вопрос: что со всем этим делать?

Предположим по умолчанию, что ответ на встречный вопрос "Что вы хотите в итоге сделать" получен примерно такой: "Мне это всё надоело и мне не хочется больше жить с оценочной зависимостью. Я хочу, чтобы у меня ее не было. Что я могу предпринять, чтобы достичь этого?"

Если формулировать это в виде кратких заочных советов, то прежде всего важно выходить из иерархического оценочного модуса, перестать считать себя рабом и товаром, отрастить здравый скепсис и усилить внутреннего Взрослого. Стать, наконец, капитаном своей собственной жизни : именно капитаном, облечённым знаниями, правами и подготовкой, а не маленьким юнгой, которого выкинули с корабля в незнакомом порту без денег, на верную смерть от голода и холода, потому что он ослушался боцмана. Обрести собственную – даже не самооценку , а само-знание, адекватное представление о своих возможностях и ресурсах, пополнить при необходимости свои умения и навыки. Логически проанализировать, откуда другой человек может знать о вас больше, чем вы сами. И почему вы вообще отказываете себе в праве что-либо о себе и о жизни знать.
Но.

Одна слушательница на скайп-конференции назвала это "словами, за которыми ничего не стоит". Почему не стоит? Потому что людям, у которых на пути ко всему этому лежит внутренняя цензура, таких перспектив – не видно. Точнее они воспринимаются как рассказы о какой-нибудь стране розовых пони, "потому что в реальности так не бывает и быть не может". Но чтобы увидеть в этом собственную перспективу – нужно, во-первых, вывести в сознание, что здесь массово стоят цензурные блоки, а во-вторых, лично захотеть засучить рукава и разбирать эти блоки по кирпичику. С помощью психотерапевта.

И вот здесь в очередной раз необходимо подчеркнуть, почему тут важен со стороны психотерапевта именно консультативный (Взрослый) подход, а не директивно-Родительский.

Потому что если человеку, который не умеет ходить без костылей, предлагать другие костыли – он от этих костылей все равно не откажется. Он так и будет на костылях ходить, только уже на других. На докторских. И фактически заменит одну зависимость на другую.

Психотерапевт, предлагающий помочь вам научиться ходить самостоятельно, оказывает поддержку прежде всего вашему Взрослому, помогает ему научиться действовать и занимать адекватное место в структуре ваших субличностей. Одновременно он защищает вашего Ребёнка, которому страшно оставаться одному "без защиты". И только потом вы составляете для себя с помощью терапии нового внутреннего Родителя, с новыми адекватными для вас установками, который будет вам помогать, а не мешать. В своё время

Оценочная зависимость

Оценочная зависимость - психологическое явление, открытое и понятийно сформулированное Владимиром Леви . Оценочная зависимость (ОЗ ) - один из основных мотивов поведения человека. Формируется как специфически человеческая психосоциальная надстройка над базисным механизмом поощрения и наказания, работающим у всех живых существ. Зачатки оценочной зависимости есть и у высших животных, например, у собак. У человека ОЗ формируется, начиная с раннего детства и служит основным инструментом первичной и последующей социализации . В самом простом виде проявляет себя стремлением к одобрению и страхом неодобрения со стороны окружающих, и особенно высоко значимых окружающих. ОЗ в достаточно равновесной пропорции с другими составляющими душевной жизни обеспечивает приспособление человека к окружающей его среде, к ее нормам поведения , менталитету и ценностям. В неуравновешенных же, «зашкаливающих» степенях является источником многочисленных неврозов , фобий и особенно социофобий, подоплекой многих депрессивных и психопатических состояний.

К примеру, такой распространенный психоневротический недуг как заикание является в подавляющем большинстве случаев результатом чрезмерной ОЗ в отношении собственной речи. Такую же преобладающую роль чрезмерная ОЗ играет почти во всех случаях мужской импотенции . Огромную роль ОЗ играет и в любовных и супружеских отношениях и служит источником большинства разладов между оценочно-зависимыми друг от друга людьми.

В акцентуированном виде ОЗ может стать чем-то подобным наркомании и приводить к глубоким деформациям личности со многими осложнениями, в частности, такими, как алкоголизм и собственно наркомания . Защитным психологическим механизмом от «зашкаливания» ОЗ нередко становится душевная тупость, бессовестность, бессердечие и разные формы асоциального поведения. Если на ранних этапах формирования личности умеренные степени ОЗ способствуют душевному и умственному развитию, то в дальнейшем ОЗ развитие личности все более тормозит. Личностный антоним ОЗ - внутренняя свобода. Во многих книгах Владимира Леви ОЗ рассматривается в практическом плане - как явление, подлежащее осознаванию и личностной самокоррекции. В книге «Нестандартный ребенок» прослеживается возникновение ОЗ в детстве. В книге «Куда жить?» и других - взаимосвязь ОЗ с другими зависимостями, такими как наркотическая, сексуальная и т. д.

Источники

Книги Владимира Леви «Нестандартный ребенок», «Искусство быть другим», «Травматология любви», «Куда жить?», «Ошибки здоровья», «Одинокий друг одиноких», «Не только депрессия», «Наемный бог», «Направляющая сила ума», и другие.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оценочная зависимость" в других словарях:

    - (р. 18 ноября 1938 года, Москва) российский врач психотерапевт, психолог, писатель, художник и музыкант. Автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине, художественной прозы, стихов и песен, оформитель собственных книг. Содержание … Википедия

    Владимир Львович Леви (р. 18 ноября 1938 года, Москва) российский врач психотерапевт, психолог, писатель, художник и музыкант. Автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине, художественной прозы, стихов и песен, оформитель… … Википедия

    Владимир Львович Леви (р. 18 ноября 1938 года, Москва) российский врач психотерапевт, психолог, писатель, художник и музыкант. Автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине, художественной прозы, стихов и песен, оформитель… … Википедия

Две силы есть, две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, -
Одна есть Смерть, другая - Суд людской.

И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, протесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста...
Тютчев

Здравствуйте, друзья.
Закончились затяжные новогодние праздники и затяжное предзимье: зима, как в одном моём шуточном стишке сказано, "опоздать успела", и то хорошо, можно ведь не успеть даже и опоздать...
Не первый год работая с потоком письменных обращений, не могу не замечать некоторые их сезонные всплески. Перед праздниками и во время них больше приходят сообщения о разных любовно-семейных драмах, а в глухие рабочие будни - больше об общих жизненных кризисах, о работе, о детях, об учебных проблемах...
Есть и стержневые, сквозные тематические мотивы, постоянные, как каждодневный восход и закат, какое бы ни было время года. Одна из таких мотивных линий в моей почте - то, что я эн лет тому назад определил как ОЦЕНОЧНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (ОЗ). Пожалуй, нет у меня книги или рассылки, где тема ОЗ не разрабатывалась бы так или иначе, и сам мой термин ОЗ уже стал общенародным. Радоваться по поводу победы над этим нашим общим любимым врагом пока не приходится, но проблески кое-какие есть, и в сегодняшней рассылке мы их увидим.

В сегодняшнем выпуске:

ПристАнь к себе, или что такое неврОЗ?
как перестать калечить собственного ребенка

Ура! Заработало!
как научиться хорошо выступать перед аудиторией

Озарение с точкой зрения
как перестать пинать себя ногами и начать быть

Что в вымени тебе моем?
как вести себя с вымогателями

ПристАнь к себе,
или что такое неврОЗ?

как перестать калечить собственного ребенка

Ответ маме, уже понимающей, что калечит ребёнка, но не может остановиться. А почему?

Из письма:

ВЛ, года три назад я вам писала, думала тогда: разводиться или нет... Изложила нашу жизнь и описала характер моего бывшего мужа. Ответ ваш был прост: бегите! Я вам очень благодарна, сейчас я счастлива и любима, но проблемы моего сына, которому 7 с половиной лет, не оставляют меня в покое.
Я постоянно думаю об этом и не могу!!! просто не могу!! отпустить ситуацию! Проблема и во мне... Я гипер-мама, и как мой ребенок еще не возненавидел меня, не знаю...
У него синдром рассеянности, такой диагноз поставил невропатолог. Все забывает. Забывает учиться, доделывать контрольную, заправить постель, взять портфель... Уроки делает иногда дольше семи вечера. Всё время в себе, в своих мыслях, может идти домой, но пройти мимо...
А я становлюсь мамой-наседкой! Такой противной, что сама себя за это не люблю. Хочу быть ему другом - а только контролирую и контролирую. Меня мама так же: до сих пор контроль полный, тотальный, хотя мне 31 год. Я всю жизнь себе клялась, что я такой никогда не буду. И вот, приходится!!! Если не контролировать - отпустить - он покатится!.. Я переживаю за школу... Он во втором классе, пошел с шести, я дура, зря отдала его! Но он тянул и еще как! Был отличником. Перешел в другую школу, нас взяли туда с условием: потянет - останется, нет - до свиданья.
Я переживаю, что он белая ворона, что он один ничего не успевает, весь класс задерживает, переодевается по 30 минут. Отдала на спорт, а он ленится, надоело. Настолько его в угол загнала, что иногда он просит веревку удушиться!.. Перевожу на смех, а саму трясет. Он объясняет, что сам страдает от того, что он тугодум, ленив, тормозит, медлительный и все забывает. Плачет, говорит: помоги мне вылечиться от этого!
Родился Алёшка с задержкой дыхания, давали кислород. Все говорят, что из-за этого он такой... Я в это отказываюсь верить! Все дело в моем отношении к нему, к его успехам! В его рассеянности! Я не знаю, как дальше будет, но у меня тупик! Пожалуйста, примите нас, или напишите врачебное письмо, прикажите: отстань от сына, пусть идет как идет!
Марина

Марина, вы просите от меня приказа "отстань от ребенка", просите почти как гипноза; и я практически выполняю эту просьбу, только приказ - или внушение, если уж на то пошло, - переформулирую. Не негативно "отстань...", а вот так: ПРИСТАНЬ.
Да - ПРИСТАНЬ К СЕБЕ!
Объясняю.
Чтобы изменить положение, нужно понять его. Вы согласны, не сомневаюсь.
Что и кого нужно понять в вашем нынешнем положении?
По меньшей мере двоих: себя и ребенка.
С кого начать? Логично с того, кто причинно раньше: с себя.
"Пристань к себе" = пойми себя. Пойми объективно, пойми так, чтобы получить возможность осознанно себя изменить.
У вас попытка самопонимания, как искорка во тьме, проскользнула, когда вы упомянули, что всю жизнь и поныне находитесь под полным, тотальным контролем своей мамы.
Под ОЦЕНОЧНЫМ контролем - добавлю я очень важное для понимания слово. Мама не держит вас за колючей проволокой, не распоряжается вашим временем, деньгами, жилплощадью, нет, - она вас контролирует лишь своими оценками вашей жизни и вас самих - и возможен контроль потому лишь, что вы находитесь в эмоциональной ЗАВИСИМОСТИ от этих оценок - в ОЦЕНОЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ, в ОЗ, говоря короче.
С этим вы тоже, полагаю, согласны.
Попробуйте теперь ответить себе на вопрос: "Почему, понимая, что веду себя с ребенком неправильно, разрушительно, губительно для него, я продолжаю себя так вести?.."
Если ответ будет как в вашем письме: "Приходится!!! - Потому что ПРИХОДИТСЯ", - спросите себя, а почему - почему же ПРИ-ХОДИТ-СЯ?
Ответ из вашего письма: "Если не контролировать - отпустить - он покатится!.. Я переживаю за школу... "
Да куда ж он покатится, семилетний мальчик, домашний птенчик?.. И что вы за школу переживаете, а не за ребенка своего? Школа как-нибудь проживет...
Тут и семилетнему ясно: мама боится не контролировать, потому что сама под контролем.
Не вы, Марина, "переживаете за школу", а ваша ОЗ.
Не вы думаете, что "если не контролировать, он покатится", а ваша сидящая в подсознании страшливая ОЗ думает так - и подставляется вместо вас в ваше сознание. Это не вы, а ОЗ предписывает ребенку стереотипный сценарий обязательной школьной и последующей "успеваемости", от которой якобы зависит куда-надо-поспеваемость, жизненный успех то бишь, а от успеха - счастье, да-да, само счастье...
Да чушь это. НЕ ЗАВИСИТ успех от успеваемости, а счастье не зависит от успеха.
Нет этой зависимости в жизни - она только в вашем сознании, а вернее - в ОЗ.
Вас контролирует ваша ОЗ, не желающая считаться с очевидной действительностью. У вас типичный, общий для миллионов и миллионов невроз оценочной зависимости, неврОЗ. НеврОЗ этот и производит характерное расщепление сознания, когда страдает уже и логика поведения, и логика мысли: "Все дело в моем отношении к нему, к его успехам! В его рассеянности!".
Два утверждения, противоречащих друг другу: либо "все дело" в вашем отношении, либо в его рассеянности. Вы уже поняли, надеюсь, какое верно.
С ребенком же происходит вот что: задерганность крайней степени, все тот же неврОЗ с падением самооценки далеко ниже нуля - и уже депрессия с суицидальными тенденциями... Чем это чревато в будущем, должно быть, понимаете сами.
Трудно судить, насколько значимы были для нынешнего состояния мальчика родовые осложнения; но, похоже, его мозг и в самом деле нуждается в повышенном притоке кислорода и свежих ионов - попросту говоря в свежем воздухе и разнообразных движениях. Давление школьных нагрузок, террор оценок, многочасовое сидение за уроками в духоте, да еще в таком отчаянном настроении, а человеку всего семь, и никто его не понимает, не слышит, в упор не видит - что тут еще объяснять?..
"Синдром рассеянности" - два пустых внешне-описательных слова, не более. Мальчик, возможно, относится к типу интровертивных детей - медлительных и задумчивых, глубоко сосредоточенных на своем внутреннем мире, а не на внешнем с его суетными требованиями... Таким был маленький увалень Пушкин, таким был Дарвин, таким был Эйнштейн.

"Отпустить" вам следует прежде всего себя. Уверяю вас - никуда не покатитесь, а если и покатитесь, то прикатитесь к самой себе-настоящей - уверенной и спокойной, веселой и понимающей...

Отпустите себя, перестаньте беспокоиться о школьной успеваемости ребенка. "Не тянет" эту школу - и фиг с ней. Есть много других и среди них, хоть и не много, но есть и хорошие (см. Школа с человеческим лицом).
Играйте с ребенком, дурачьтесь, смейтесь и развлекайтесь побольше, ЖИВИТЕ с ним, а не контролируйте - контроль в нужной дозе будет происходить сам, незаметно. Дайте ребенку долгий, глубокий душевный отдых от зашкаливающего давления ОЗ.
Долгий - насколько? - спросите.
Ответ: на всю жизнь.

***

После написания таких писем чувствуешь себя не то что выжатой губкой, но чем-то вроде поливального шланга в пустыне, требуется снова набрать воды... Вспомнилась тут кстати недавняя моя оговорка: сказал вместо "мою руки" - "рою муки", вот-вот, точное определение того, чем занимается обычно психолог...
А вот и живая водичка прибыла: два письма, сообщающих об успешном одолении ОЗ. Совсем разного направления и масштаба, но в сути общие.

Ура! Заработало!
сообщение с форума: как научиться
хорошо выступать перед аудиторией

образец творчески-делового применения
тонопластики и ДОС-психотехники

Всё собираюсь посвятить один из номеров рассылки, а может, и больше, нашему форуму "Психологическая культура". Он разросся уже порядочно, и если в начале я как-то ещё услеживал за жизнью основных веток, то теперь... Увы, не получается следовать незабвенной заповеди "старайся чаще бывать везде". Бываю изредка только кое-где и почитываю кое-что. Встречается всякое, но в основном живое и интересное, а иногда и подарки, причём далеко не мне одному. Вот, например, сообщение от человека с ником aspbt:

Я с 12 лет занимаюсь классической гитарой. Вначале с учителем, а потом самостоятельно. Но мне всегда было трудно играть для других. Занимался я в основном для себя, мне просто нравилась музыка, хотелось уметь играть. Когда я играл для зрителей, я очень волновался, руки дрожали, напрягались, потели, и в результате получалось ужасно. Пару раз меня попросили сыграть в школе на концерте. Помню до сих пор - это было ужасно. (Хотя слушатели, которые не особенно разбираются, сказали, что им понравилось). После этого играть на концертах и для других я отказывался.
В институте я вначале бросил занятия. Потому что не мог играть в общежитии, на виду у других. Но на третьем курсе вдруг потянуло снова к гитаре. Я преодолел себя, и продолжил заниматься. (К тому времени я уже много занимался по книгам Леви, и зависимость от чужого мнения была меньше, чем в школе).
И вот недавно, в мае этого года, мне предложили принять участие в институтском концерте. Мой сосед по комнате слышал, как я играю, и решил, что это "потянет" на концертный уровень. Я вначале хотел отказаться, так и сказал ему, что "боюсь, что не смогу сыграть хорошо". Но он меня подбодрил: "если ты не попробуешь, то никогда не узнаешь, можешь ли сыграть хорошо".
Ну я решил попробовать. До концерта было две недели, выбрал я из своего репертуара то, что играл хорошо, стал шлифовать. Кроме этого, я каждый день занимался тонопластикой. Я и до этого уделял ей не меньше получаса почти каждый день. А в дни перед концертом увеличил время. Причём делал упор на расслабление рук и на дыхание. И ещё в расслабленном состоянии постоянно представлял, как я буду сидеть на сцене, как смогу в момент исполнения отключиться от зала и сосредоточиться на музыке. Вспомнилось, что говорил Нейгауз: "Если во время исполнения музыки вы волнуетесь, значит, вы думаете не о музыке, а о себе в музыке". Я настраивал себя на то, чтобы в момент исполнения думать именно о музыке. "Я играю, потому что мне нравится. Мне без разницы, что там другие думают. Мне вообще без разницы, что там другие люди сидят. Я играю для себя, играю, чтобы получить удовольствие. Я слушаю свою музыку".
За два дня до концерта я репетировал на сцене, на которой должен был сыграть. Там присутствовали и другие участники, в том числе и организатор, и я вначале перед ними сыграл плохо. Но я уверенно сказал: "Это я волнуюсь, непривычно на сцене. Сейчас привыкну, сыграю лучше".
И в день концерта именно так и случилось: мне удалось ПОЛНОСТЬЮ ОТКЛЮЧИТЬСЯ ОТ ЗАЛА, так свободно перед большой аудиторией я себя никогда не чувствовал. Я ПРОСТО СИДЕЛ И ИГРАЛ, и сыграл так, как если бы никого из зрителей не было, так, как я играл для себя.
Это не единственный случай, когда самовнушение и тонопластика помогали мне. Но остальные все случаи "мелкие", типа сдачи экзамена в институте. А этот был самым ярким и убедительным.

Дорогой aspbt:), спасибо за хорошую обратную связь. Уверен, опыт ваш вдохновит многих и поможет не только хорошо исполнять концертные номера, но и всевозможные жизненные.
А мне ваш рассказ напомнил лекарство от ОЗ, которое лично мне некоторое время назад прописал ближайший сосед по черепной коробке, узко известный в широком кругу стихотерапевт Халявин Иван Афанасьич. Произведение сие уже цитировалось мною неоднократно, но ради разнообразия можно и повториться.

Отныне я перестаю
дрожать за стоимость свою
и всех, кто ставит мне оценки,
собственноручно ставлю к стенке -
пускай поджилками трясут! -
Теперь я сам свой высший суд.

Того, кто мне назначит таксу,
немедленно пошлю по факсу,
и, музу возблагодарив,
припомню собственный тариф.

Ну что, попрятались с испугу?
Эй, критик, где же ты, козел?..
Я возлюбил самообслугу
как наименьшее из зол,
и лишь в полете к горным высям,
где ослепительно светло,
тому, кто так же независим,
жму лапу, а верней, крыло.

Да здравствует отвага птичья
и мир в сохранности и целости!
Ударим манией величия
по комплексу неполноценности!

***

Озарение с точкой зрения
как перестать пинать себя ногами и начать быть

Письмо, в котором рассказывается, как человек вспомнил о дарованном ему праве на безоценочно-счастливую жизнь.

Из ответа:
Наташа, спасибо за ваш подарок - замечательное письмо с замечательным описанием замечательного события:)
Просите его объяснить - а я вспомнил известную притчу и подумал: надо ли объяснять сороконожке, как она ходит?..
Ну хорошо, попробуем.
По-русски это называется озарением, по-английски - инсайтом, он же прорыв сознания, верней, сверхсознания.
Откуда пришло? - Из глубины души не без участия Неба. Результат вашего предшествующего душевного труда, накопления тех усилий, которые казались бесплодными, но где-то на глубине собирались, как подземные воды, и вот хлынули живительным потоком...
Спусковым крючком (или последним отодвинутым камнем...) послужило, быть может, ваше отрицательное самовнушение накануне: оно, похоже, оттянуло маятник самооценки куда-то в такое положение, из которого он стремительно пошел в обратную сторону и прорвал барьер.
Еще это можно назвать образным катарсисом, очищением и возвышением души через ряд могущественных представлений, соединяющих обособленное существование с миром Целого, большой и всеобщей Жизнью. Похоже на интенсивную медитацию, да, собственно, это и была мощная медитация, она же и молитва.
Очень показательно, что и ваш муж почувствовал исходящий из вас новый свет, ваше внутреннее преображение, и преобразился сам.
Воистину, мы сами творим эмоциональный заряд пространства вокруг нас и атмосферу происходящих событий.
Произошедшее с вами может послужить для многих вдохновляющим примером, а для кого-то, быть может, даже спасением.
Вам я пожелал бы отнестись ко всему тому, что произошло, спокойно, как к закономерному событию жизни, хотя подобный опыт в духовных практиках (облекаемый в разные слова, образы, переживания...) справедливо именуют мистическим, ибо в нем действительно присутствует какая-то высшая Тайна.
Такой сокровенный опыт даётся не просто и иногда требует за себя повышенную плату в виде "отмашки маятника" в противоположную сторону. Лучше бы не превращать достигнутое состояние в сверхценность и самоцель. Сейчас озарение переживается как удивительный праздник; потом придут будни с их обычными колебаниями настроения...
Испытанное никуда не денется, хотя, быть может, как чистое небо, будет время от времени затягиваться облаками.
Вы вдохнули Истину, испытали Возможное - новый уровень бытия, это такая же реальность, как Солнце на небе: мы не всегда его видим, но всегда, даже в глубокой тьме, можем помнить, что оно есть.

Из ответа на ответ:

ВЛ, я тоже тогда подумала, что в этом событии рука Всевышнего есть: Кому-то надоело видеть меня бьющейся о стены своих собственных глупостей и негатива, и вот Он решил подсказать...
Вы правы, будни и падения с той вершины были, целых два и очень страшных, одно за другим... Но сейчас я выбираюсь к свету и жизни обратно, и вроде бы все хорошо.
Буду возвращаться Туда... Особенно тянет вернуться Туда, в то состояние, когда совсем плохо, чтобы вспомнить, что ты живешь не на каком-то основании и не за какие-то заслуги, а просто так, и это хорошо.
Я просто снова вспомнила, благодаря этому замечательному событию, что жизнь полна чудес.

***

А теперь спустимся на грешную землю и посмотрим, можно ли вершить чудеса в мире наших реальных зависимостей, уже не просто оценочных, но и жизненных, социальных и материальных.

Что в вымени тебе моём?
дойная корова к свиданию готова
как вести себя с системными вымогателями

ВЛ, перечитывая "Азбуку здравомыслия", особо заинтересовался наборами сценариев для избегания драки. Оригинально, но подумал что для меня это не актуально. Наверное, не тот психотип. К тому же, усвоил еще в подростковом возрасте правило: выпил - сиди дома, а с трезвым нигде, никогда, ничего не происходит.
Мучает актуальностью другая ситуация - ежедневно и ежечасно сталкиваюсь с вымогателями всех мастей и рангов. О нет, это не бритые парни с битами (хотя и такое бывало), это монополисты или госслужащие. Люди, которых невозможно обойти и которые смотрят на тебя как на дойную корову.
Менты, таможня, ГАИ - это предельные варианты, но ведь есть ещё более мягкие структуры: просто монополисты, без договора с которыми ты не можешь жить или везти бизнес. "А вы не забудете поздравить нас с профессиональным праздником?" "Вы должны внести предоплату, в 10 раз превышающую возможные убытки!" "Мы имеем право рассматривать документы 12 месяцев!".
Постоянные предложения отстегнуть от огромных доходов (знаем-знаем, не прибедняйтесь...).
Каждый раз ярость разрывает на куски! Есть ли приемы, позволяющие скомкать их сценарий?
Андрей

Андрей, всем известно, что вымогательство монополистов "всех мастей и рангов" - вопрос системный, больной для всего государства. Образ жизни, вкруговую: с меня дерут - и я деру, все друг дружку доят - и я дою. Бессмысленно и себе дороже каждый очередной раз разрываться на куски яростью, хотя более чем понимаю ваши эмоции, сам к ним склонен.
Рациональнее - хладнокровно принять систему вымогательства как реальность. Спокойно знать: это климат, это природа, это менталитет; универсальных "приемов" нет или только один: занимать должность, на которой не ты зависим, а зависимы от тебя. Система работает по своим правилам, с минимальным пространством для исключений, и каждый раз, входя от системы в зависимость, ты автоматически подпадаешь под категорию "правило", вероятность стать исключением минимальна. Да, наверное, она всё-таки есть, некая возможность попасть в "исключение", но это узкая щелочка, угольное ушко, через которое приходится протискиваться верблюду твоего интереса...
Сие вовсе не значит, что на встречу с Системным Вымогателем нужно идти, заранее сгорбившись, как овечка на заклание или как послушная корова, и с покорной дрожью подставляться под дойку.
Каждая конкретная ситуация может решаться конкретно и только конкретно; а это возможно только при холодной голове, при должной степени внутренней отстройки от происходящего. Только при таком настрое-от-строе в каждом отдельном случае вы будете видеть перед собой не просто очередного Непобедимого Системного Вымогателя, но живого человека с его психотипом и индивидуальными особенностями, - ставить будете не только обобщенный социально-этический диагноз "вымогательство" (правило), но индивидуально-психологический, дающий уже некие шансы на исключение.
В "Азбуке здравомыслия", а ранее в "Искусстве быть другим" я дал несколько вариантов "сценария срыва сценария" в случаях агрессии в ситуациях уличного нападения или принуждения со стороны превосходящей силы. Вникнув в психологическую суть, в содержательное ядро этих сценариев, вы убедитесь, что они равно применимы, хотя и в иных оболочках, и в ситуациях "системных" наездов, включая и типичные случаи вымогательства, описанные вами.
Недавно мне рассказали историю, приключившуюся с одним нашим русским бизнесменом, отправившемся в Грецию на заработки. Перед отъездом он нанял учителя греческого языка для возможных переговоров. Парень был не шибко грамотный и не разобрался, что учитель учил его не современному греческому, а какой-то смеси древнегреческого с нижегородским.
И вот там, на месте, перевозя изрядную сумму денег и дорогой товар, он подвергся нападению местных бандитов. Те давай его грабить. А ему ничего не оставалось, как на языке, который успел выучить, обратиться к ним с увещевательной речью. И вдруг бедолага-бизнесмен увидел, как у грабителей полезли на лоб глаза. Потом они расхохотались, показали друг другу недвусмысленный, во всём мире одинаковый знак: покрутили пальцами у висков. Затем покровительственно похлопали нашего горемыку по плечу и добродушно отпустили. Парень не сразу врубился, что же, собственно, произошло. А произошло вот что: они приняли его за пациента, сбежавшего из психушки. Ибо заговорил он с ними на языке древней Одиссеи и Илиады, прочитав какие-то очень возвышенные строки. "Ныне, о воины, встретили вы собрата по тяжким доспехам. О мужи благородные, да отпустите вы своего сотоварища с миром, и да вернут вам боги благодеяния ваши сторицей," - что-то вроде этого, наверное.
Припоминается ли мой вариант уличного сценария "сумасшедший"? А что если опробовать такой пару раз экспериментально в условиях современного вымогательства, а наряду с этим другой, блефовый типа "за мной сила", в смысле большая волосатая лапа. Такая вот супернаглость - но она как раз и требует максимальной отстройки с оставлением результата и полного, самозабвенного вживания в роль.
Мне лично, как психиатру, представляется, что вариант "сумасшедший" надежнее:)

Сайт переезжает на новый сервер
Объявление от Максима Кузнецова

В первых числах февраля наш сайт переедет с сервера в США на сервер в России. Обычно такой процесс незаметен для посетителей сайта, доменное имя levi.ru, и все старые ссылки останутся точно такими же, какими и были. Однако перенос сопровождается тем, что DNS-сервера некоторое время "помнят" старый сервер и перенаправляют посетителей на него. И лишь после того, как информация в DNS-серверах обновится, посетители направляются на новый сервер. В зависимости от региона и используемого провайдера, DNS-сервера обновляются от нескольких часов, до одних суток (особо "счастливые" могут ожидать обновления и несколько суток). В результате этого при любых переносах сайта с хостинга на хостинг, первое время после переноса половина посетителей находится на новом сайте, а половина - на старом. Форум на старом сайте временно будет закрыт, до тех пор, пока записи в DNS-серверах не обновятся у всех. Поэтому от нескольких часов до суток форум для части посетителей будет недоступен. Когда начнётся процедура переноса сайта, на главной странице сайта , и на новом и на старом, будет вывешено объявление "Переезд сайта на новый сервер", в конце которого будет надпись "Вы находитесь на новом сервере" или "Вы находитесь на старом сервере", по которой можно будет сориентироваться, обновились DNS-сервера вашего провайдера или пока еще нет.
(!) Те посетители, которые имеют на своём компьютере файервол Outpost, должны сбрасывать кэш DNS-записей, так как этот файервол запоминает IP-адреса серверов и не перепроверяет их в течение недели.

***

Да, так где же ночует ОЗ? Ответ: там же, где и днюёт.
В нас с вами, друзья. И в этом нет ничего страшного,

Вот обожаю я, друзья мои, всякие там триллеры смотреть. Спросите — почему? Пожалуйста — объясню.

Всё там просто. Главный герой улепётывает от монстра (динозавра, тигра-людоеда, мутанта, злодея-инопланетянина – нужное подчеркнуть), и не мучается при этом рефлексиями типа:

— А может, монстр в чем-то прав?! Может, я недостоин лучшего к себе отношения, кроме как быть съеденным? Может, я не сумел внушить монстру уважение к себе, а если бы сумел – он вел бы себя по-другому? В чем я виноват, что монстр меня не уважает?

Нет, ничего подобного герой не думает. Он тупо считает монстра – бякой, а себя – хорошим, достойным жизни, любви и уважения.

И приходят мне в голову мысль, что монстр – просто очень глупый. Не так надо было браться за дело. Надо было сначала каким-то способом внушить потенциальной жертве, что она – плохая, недостойная, что сама во всем виновата и проч. А потом, когда жертва, поверив, закручинится и начнет копаться в себе – что, мол, там не так; когда поверит в то, что недостойна жить на свете и утратит способность к сопротивлению — тут-то ее и сожрать!

Между прочим, очень часто так и бывает в жизни. Даже термин такой есть в психологии – «оценочная зависимость», ее ввел в психологию наш выдающийся психолог В.Леви.

Суть вот в чем. Зависимости бывают разные – от алкоголя, наркотиков, — а бывает зависимость от похвалы (или неодобрения) окружающих. Одобрили – вот оно, счастье! Не одобрили — о ужас и повод к самокопанию – что я сделал не так?! Осудили – все, жизнь кончена…

Такой человек все время чувствует себя как бедняга, сидящий на скамье подсудимых, а окружающих воспринимает, как строгих судей, и взирает на них с трепетом: осудят? Помилуют? Ой, что со мной будет?!

Самый простой ответ – да ничего же не будет! Мнение о тебе другого человека – это всего лишь мнение, которое может быть ошибочным, некомпетентным, просто глупым. Стоит ли убиваться о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»

Почему же некоторые люди относятся так болезненно к оценке со стороны окружающих?

Увы, как правило, все начинается с детства. С родителей и педагогов, внушивших ребенку убеждение, что «никто тебя не будет любить за просто так», что любовь и уважение «надо заслужить». А если не будешь ежедневно «заслуживать», выбиваясь из сил – будут одни попреки и наказания…

Ребенок взрослым, как правило, верит. На то он и ребенок. Ребенка, увы, легко охмурить трескучими фразами. Что ж, пока ребенок мал, такой способ воспитания весьма удобен: малыш будет из кожи вон лезть, стараясь заслужить похвалу; и учиться будет на отлично, отказывая себе в детских радостях – просто погонять в мяч во дворе, позырить мультики – некогда! Надо «заслужить уважение» родителей! А не заслужишь – откажут в уважении, дадут понять, что ты – ничтожество, изгой в собственной семье, предатель, не оправдавший ожиданий… Вот только чем такое воспитание обернется потом?

А потом – вот что. Со временем ребенок настолько вживается в навязанную ему роль, что даже став взрослым, уехав далеко от родителей и построив свою жизнь, он продолжает ориентироваться не на здравый смысл и соображения практической пользы – а на «отличную оценку» — уже при отсутствии «оценщика». Ведь глубоко в подсознании уже отложилась крамольная мысль: любовь окружающих нужно заслужить, любят только лучших.

Мы часто удивляемся – отчего отличники в учебе редко бывают «отличниками в жизни»? А все просто: в детстве их научили ставить своей целью не практический результат (заработать деньги, построить дом, хорошо устроить свой быт, достичь какой-то своей, именно своей, тебе самому нужной цели), а… добиться похвалы. Причем заметьте: не восхищения (когда оценивающий смотрит как бы «снизу вверх»), не одобрения (как равный равному), а — снисходительного похлопывания по плечу, одобрения с позиции СВЕРХУ ВНИЗ, как бы с позиции Родителя. И если даже родителя нет рядом – выросший ребенок ищет такого «строгого родителя, любовь которого надо заслужить» — в сослуживцах, начальниках, соседях, наконец – в супруге…

Такой человек не способен адекватно реагировать и на опасность, обиду, несправедливое к себе отношение. Его приучили к мысли: «если что если что-то пошло не так – виноват только ты и никто кроме тебя». Несправедливо отругал учитель? – сам виноват, не сумел заслужить его уважения! Обидел одноклассник? – сам виноват, не сумел заслужить его уважения!

Взяв за основу такую логику, можно дойти до полного абсурда. То есть, если на улице первоклашку подкараулили десять здоровенных хулиганов, отняли деньги и отлупили – виноваты, согласно такой логике, не хулиганы, а первоклашка – «не сумел, дескать, внушить хулиганам уважения». Если на маленькую девочку напал маньяк-педофил – виновата девочка, «не сумела завоевать уважения маньяка». Простой вопрос — а как это сделать практически – не обсуждается. Ребенку просто говорят – «а ты подумай сам, почему к тебе так относятся!» И все. Ситуация, что, возможно, учитель в чем-то не вполне справедлив, а одноклассник — просто гадкий забияка, не рассматриваются в принципе…

И вот наш ребенок вырос – и что? Вот представьте: к нему несправедлив начальник, не платят достойную зарплату и проч. Разумное поведение: уходи на другое место, где тебя оценят! Нет – он будет сидеть на том же месте и из кожи вон лезть, «добиваясь уважения» начальника, виня во всем происходящем только себя и не понимая, совершенно искренне, что начальник им просто манипулирует!

Молодая женщина жалуется в социальных сетях – муж и свекровь изводят попреками, несмотря на то, что она старается изо всех сил, работает с утра до ночи, стараясь им угодить. «Как мне заслужить уважение мужа и свекрови?» — спрашивает она. Простой ответ: да никак! Приличным людям свойственно проявлять благодарность к тем, кто ради них трудится – если же этого нет, то это и есть доказательство, что муж и свекровь в данном случае – люди не очень хорошие. Не «заслуживать их уважения», а уйти, хлопнув дверью – вот разумное поведение; но нет! Она бьется, как рыба об лед – «заслуживает» уважение тех, кто сам не слишком уважения достоин.

(Короче, оценочная зависимость– излюбленная точка атаки манипуляторов…)

И, что самое грустное – такой человек не способен научиться САМ оценивать окружающих. Он слишком привык глядеть на них снизу вверх, чтобы хоть раз попытаться посмотреть на них, как на равных, или даже – о ужас! – сверху вниз. Только снизу вверх, как затравленный ребенок на страшного взрослого…

В Леви дает простой совет тем, кого замучила депрессия подобного сорта: ««Отвыкай от внушенной тебе в беззащитном возрасте глупой привычки ставить свое настроение в зависимость от чьего-то мнения, чьего-то отношения, чьих-то оценок – от чего бы и кого бы то ни было; настроение, освобожденное от зависимостей, само делается хорошим: если не радостным, то ровным; если не приподнятым, то спокойным…»

Карл Рождерс, выдающийся американский психолог, сказал как-то:

«Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные.»

Чего же не хватает человеку, чтобы определить свои собственные ожидания и интересы? Для начала – любви к себе. Заботы о себе. Понимания, что мы должны сначала сами полюбить себя, если хотим, чтобы окружающие полюбили нас; научиться ценить себя, если хотим, чтобы окружающие нас ценили.

А тем, кто узнал себя в вышеописанном портрете, рискну посоветовать маленькое упражнение. Представьте, что вы … спрятались в сейфе и смотрите на мир сквозь узкую прорезь. Никто не видит вас и – не может вас оценивать, ибо даже не знает о вашем присутствии,. Но вы – вы сами всех видите и всех оцениваете! То есть – роли поменялись. Вы перестали думать, как оценивают вас – и освободившееся время можете потратить на то, чтобы понаблюдать за окружающими и «в отместку» оценивать их. «Отныне я перестаю дрожать за стоимость свою», как написал в стихотворении В.Леви, и закончил этот стих шутливым призывом «Ударим манией величия по комплексу неполноценности!».

А мнение окружающих будем учитывать – спокойно, как погоду. Что там за окном, дождик? Не будем, заламывая руки, шептать в отчаянии: «Опять мне боги ниспослали ненастье! О, чем я перед ними провинился?» Просто оденем плащ и возьмем зонтик))