Сочинение «Печорин – «герой нашего времени»

М. Ю. Лермонтов писал роман «Герой нашего времени» с 1837 по 1840 годы. Это было «смутное время» для русского общества. Совсем недавно утихли взрывные страсти декабрьского восстания 1825 года, произошла смена власти, в стране началась «николаевская эпоха» духовного застоя. Россия жила по инерции. В ней царила атмосфера надзора и страха. Конечно, речь идет не обо всех людях, а о единицах, сумевших сохранить, отстоять право мыслить, чувствовать и страдать, право сказать свое слово. Жизнь этих людей в подобных социально-исторических условиях, когда произошла подмена ценностей и на первый план вышло обывательское спокойствие, главенствовал мещанский интерес, а дух заменила плоть, была трагична. И как ни парадоксально, в этой среде должен был появиться «герой» своего времени. Но изначально его «геройство» было обречено.
Герой поколения… А. И. Герцен писал: «Разбуженные днем 14-го декабря, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, – то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости». Таково было состояние мыслящего человека «николаевской» эпохи: сомнение, отрицание и ярость, основание которых – отсутствие праведной веры.
Григорий Александрович Печорин, его образ, как принято считать, – портрет героя эпохи. В предисловии к роману Лермонтов говорил о типичности своего героя (здесь это слово приобретает двойной смысл – герой литературного произведения и «герой времени»): «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». В предисловии же к «Журналу Печорина» автор надеется, что читатели «найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека». Подобные замечания, как мне кажется, говорят об авторской иронии, право на которую надо заслужить, а дает это право страдание. Ведь «пороки всего нашего поколения» – это нравственные и моральные ценности прошлого, которые в «наше время» считаются преступлением (можно проследить игру автора с понятием «наше время»), в котором «до сей поры обвиняли человека».
В чем трагедия Печорина и почему он «герой времени»?
В первой повести – «Бэла» – перед нами возникает странный, загадочный характер человека, видимо, необыкновенного и эгоистичного. Максим Максимыч не понимает Печорина, ждет от него человеческих отношений и очень расстраивается, когда ничего не находит в Печорине. Максим Максимыч не в силах прочувствовать его трагедию. Печорин считает себя причиной несчастий других (события этой повести происходят после событий, описанных в главах «Тамань», «Княжна Мери»). Ему надоели удовольствия высшего света, надоели общество, науки; любовь светских красавиц раздражала воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым. В исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сделался «нравственным калекой». Он неоднократно говорит о своей двойственности, о противоречии между своей сущностью и существованием мира. Доктору Вернеру он признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Главное для первого человека Печорина – «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов». Это говорит о благом деле, в каком-то смысле Печорин берет на себя обязанности освободителя, спасителя мира. Но существует второй человек Печорин, который ставит под сомнение благость этого дела, и, может быть, в этом смысле он оказывается героем.
Его притягивает неизвестность, он испытывает желание острых ощущений, новых знакомств. В «Тамани» Печорин пытается сблизиться с «мирными» контрабандистами, но они не признают его своим человеком, боятся. Очевидно, для этих людей Печорин не стал героем. Интерес жизни сменяется отчуждением, романтическое ощущение мира как тайны – равнодушием к окружающей действительности, болезненным восприятием ничтожности окружающих его людей. Этот человек безмерно одинок, несмотря на то что он любим (Бэла, княжна Мери, Вера, Максим Максимыч). Он единственный, кого тревожат вопросы человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении, в то время как его назначением является разрушение чужих надежд. К своей жизни он относится равнодушно. В итоге герой приходит к выводу о бессмысленности жизни вообще.
Таким человеком предстает Печорин на страницах романа, но все-таки многое остается неясным, необъяснимым, и возможно только догадываться. Трагедия этого человека, как мне кажется, заключается не в нем, то есть он страдает не из-за глубинных противоречий человеческой натуры между добром и злом, Богом и дьяволом (внутренний конфликт). Рождает его страдание конфликт внешний, нарушение мировой гармонии, иное соотнесение сил добра и зла в мире, за пределами человеческой души, ломающейся под таким напором. И в этой ситуации человек оказывается беспомощным.
Если человек ничтожен, противен себе самому и другим людям, разрушает жизни, то почему он «герой» и какой «подвиг» он должен совершить? Как уже было сказано, речь, конечно, может идти об иронии автора. Существование героя в такое перевернутое время, когда каждый человек заботится только о себе, немыслимо. Но Лермонтов называет произведение «Герой нашего времени», и оказывается, что люди страдают от такого геройства. Герой в «негеройское» время – порождение этого времени. Такая мысль имеет право быть, но она не полностью объясняет смысл названия.
Печорина по праву можно назвать героем. Но посмотреть надо на иную сторону геройства. Ведь герои исторических событий (реальные), герои литературных произведений (выдуманные) всегда совершали свои подвиги в одиночку. Они были одни, и поэтому толпа их возносила или свергала. И Печорин – герой в силу своего одиночества, не случайно он чувствует его остро, болезненно. А подвиг такого героя, возможно, в его непосредственном существовании. Сама жизнь – подвиг, о котором долго стараются не помнить.
И этой мысли также будет недостаточно, она обязательно потянет за собой другие. Другие мысли обратят наш взор на иную сторону проблемы. Этот процесс будет длиться бесконечно, но не с каждым произведением это удастся. «Герой нашего времени» – гениальный роман, поэтому он многозначен.

План

  1. Общественная обстановка

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени » является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции».
Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

План

  1. Общественная обстановка

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции».

Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Роман «Герой нашего времени» — вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин — порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ Печорина — одно из величайших художественных открытий русской литературы. По мнению Лермонтова, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Печорин — герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. Он одаренный и глубокий человек, вынужденный жить в мрачные годы николаевской реакции. В молодости Печорин гонялся за светскими развлечениями, пресытившись ими, пытался заняться наукой, но «науки тоже надоели», и наступила скука. Разочарованность в жизни, отсутствие высоких общественных идеалов — черта многих мыслящих людей того времени.

Печорин приходит к сознанию своей ничтожности, ненужности. Вот его высказывания о самом себе: «моя жизнь была только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»; «я давно уже живу не сердцем, а головою»; «во мне душа испорчена светом».

Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только в конце жизни он понимает, чем обернулась для него эта свобода. В конце романа мы видим его совершенно одинокого, без друзей (вспомним его холодную встречу с Максимом Максимычем), без любимой.

Печорин — скептик. Рассудочность борется в нем с чувством, ум с сердцем (вот уж точно «ум с сердцем не в ладу»!) «Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю других?»; «У меня несчастный характер... если я причиняю несчастья другим, то и сам не менее несчастлив», — говорит он о себе. Действительно, Печорин — причина несчастий многих людей. Погибает Бэла, застрелен на дуэли Грушницкий, по вине Печорина разрушен быт «мирных контрабандистов», разбиты сердца Веры и княжны Мери. Печорин признается, что в нем живут два человека: один совершает поступки, другой их судит. Но нужно ли так строго судить Печорина? Ведь он до последней минуты верил в благородство Грушницкого, в то время как тот с друзьями хладнокровно готовился убить его на дуэли. Печорин, безусловно, виновен в смерти Бэлы, но лишь косвенно. При этом он сам глубоко страдает, хотя и прячет свои чувства под маской равнодушия. Что касается Мери, то любовь к Печорину разбудила душу светской барышни, ведь любовь — не только радость, но и (чаще всего) страдания! Так что не такой уж он «злодей», Григорий Александрович Печорин. Материал с сайта

Да, нам совершенно очевидны недостатки героя Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Но судьба Печорина почему-то трогает, волнует нас. Мы сочувствуем его словам: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные». Для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила.

Лермонтов сделал образ Печорина собирательным для своего поколения, наделив его чертами, типичными не только для своего времени, но и для самого себя. Одним из первых, кто осознал непреходящее значение лермонтовского романа, был В. Г. Белинский. «Вот книга, которой суждено никогда не стариться... — писал он. — Эта старая книга всегда будет нова».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • действительно ли печорин герой нашего времени сочинение
  • сочинение на тему печорин-герой переходного времени
  • gtxjhby gtht,"it":["_lhG6AmLDUU"],"bg":["L4cbg7Qc7RI"],"la":["nnja_VWENdk"]}