Подпиши названия времен года. Месяц и год

Времена года

четыре периода года (весна, лето, осень и зима), характеризующиеся определенными средними температурами. Начало каждого времени года имеет четкую астрономическую границу. Эклиптика (видимый путь движения Солнца по небесной сфере) делится четырьмя точками – весеннего и осеннего равноденствий и летнего и зимнего солнцестояний – на секторы по 90°. Период, за который Солнце проходит один из этих секторов, называется временем года. Весна в Северном полушарии и осень в Южном начинаются, когда Солнце проходит через начальный круг склонения и его прямое восхождение равно 0° (весеннее равноденствие). Лето в Северном полушарии и зима в Южном наступают, когда прямое восхождение Солнца равно 90° (летнее солнцестояние). Осень в Северном полушарии и весна в Южном начинаются, когда прямое восхождение Солнца составляет 180° (осеннее равноденствие). Началом зимы в Северном полушарии и лета в Южном считается зимнее солнцестояние, когда прямое восхождение Солнца составляет 270°.
Различия в продолжительности времен года. Из-за изменений скорости движения Земли по орбите в течение года, обусловленных эллиптичностью орбиты и законами движения, меняется и продолжительность времен года. Земля находится в перигелии (на ближайшей к Солнцу точке орбиты) примерно 2 января. В это время она движется быстрее, чем в середине года, и поэтому осень и зима короче остальных сезонов Северного полушария. Из приведенной ниже таблицы следует, что лето в Южном полушарии короче, чем в Северном, а зима длиннее.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕН ГОДА
Северное полушарие :: Южное полушарие :: Продолжительность :: Средняя дата начала
Весна:: Осень:: 92 сут 20 ч:: 21 марта
Лето:: Зима:: 93 сут 14 ч:: 21 июня
Осень:: Весна:: 89 сут 19 ч:: 23 сентября
Зима:: Лето:: 89 сут 01 ч:: 22 декабря
ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ ВРЕМЕН ГОДА
Географические причины. Причины сезонных изменений состояния природы можно подразделить на прямые и косвенные. К первым относятся географические причины.
1. Сезонные изменения продолжительности светлого времени суток: летом дни длинные, а ночи короткие; зимой их соотношение меняется на обратное.
2. Сезонные изменения высоты полуденного стояния Солнца над горизонтом. Летом в умеренных широтах в полдень Солнце находится ближе к зениту, чем зимой, и, следовательно, одинаковое количество солнечной радиации летом распределяется на меньшей площади земной поверхности.
3. Сезонные изменения длины пути прохождения солнечных лучей в атмосфере влияют на степень их поглощения. Находящееся низко над горизонтом Солнце дает меньше тепла и света, чем Солнце, расположенное высоко, ближе к зениту, поскольку солнечные лучи в первом случае преодолевают более мощный слой атмосферы.
В низких широтах в любое время года бóльшую часть дня Солнце находится высоко над горизонтом. В умеренных широтах оно поднимается высоко над горизонтом только летом, а в остальное время года стоит низко. В полярных районах Солнце высоко никогда не поднимается. Несмотря на различные механизмы действия двух последних причин, их иногда объединяют и объясняют углом падения солнечных лучей.
Астрономические причины. К косвенным существенным причинам смены времен года, имеющим астрономическую природу, относятся: шарообразная форма Земли, параллельность солнечных лучей, вращение Земли вокруг своей оси с периодом в одни сутки, движение Земли вокруг Солнца с периодом в один год, наклон земной оси к плоскости земной орбиты и постоянство наклона земной оси при движении Земли по орбите. Наклон земной оси в сочетании с движением Земли вокруг Солнца представляет собой основную астрономическую причину смены времен года. Земная ось отклоняется под углом 23°27" от перпендикуляра к плоскости эклиптики, и, поскольку ее направление в пространстве практически постоянно, каждый из географических полюсов Земли часть года наклонен в сторону Солнца, а другую часть года – в противоположную от него сторону.
Последствия наклона земной оси.
Климатическая зональность. Положение границ климатических зон зависит от наклона земной оси к плоскости эклиптики. Северный полярный круг проходит по широте 66°33" с.ш., а Южный полярный круг – по широте 66°33" ю.ш. Полярные круги отделяют, соответственно, северную и южную полярные зоны от умеренных зон Северного и Южного полушарий. Северный тропик (23°27" с.ш.) и Южный тропик (23°27" ю.ш.) являются границами между северной и южной умеренными зонами и внутритропической зоной. Таким образом, последняя охватывает по широте 46°54".
Часть года в полярных областях Солнце не заходит и движется по кругу почти параллельно горизонту (полярный день). В другое время года в тех же областях Солнце не восходит (полярная ночь). Продолжительность полярного дня и полярной ночи вблизи полюсов шесть месяцев, она сокращается по мере удаления от полюсов и приближения к Северному или Южному полярному кругу. На 78° северной и южной широты полярный день и полярная ночь продолжаются по четыре месяца, а на широтах Северного и Южного полярных кругов – по 24 часа.
В умеренных зонах Солнце никогда не достигает зенита и никогда не описывает полного круга на небосводе. В пределах этих зон, но ближе к тропикам Солнце в полдень приближается к зениту. Вблизи полярных кругов Солнце описывает на небосводе почти полный круг или даже видимый полный круг из-за влияния атмосферной рефракции и некоторой сплюснутости Земли у полюсов.
Изменение склонения Солнца в течение года – еще одно важное следствие наклона земной оси. Оно проявляется в постепенном увеличении или уменьшении высоты полуденного стояния Солнца над горизонтом. В дни весеннего равноденствия Солнце проходит через точку пересечения небесного экватора и эклиптики. Для наблюдателя, находящегося на земном экваторе, небесный экватор располагается под прямым углом к горизонту и его плоскость пересекает точки, соответствующие востоку, солнечному зениту и западу. В дни весеннего равноденствия Солнце восходит на востоке и, следуя по эклиптике, проходит точно через зенит в полдень, а затем заходит на западе. В эти дни солнечные лучи перпендикулярны экватору и освещают Землю от Северного полюса до Южного, и на всей планете одинакова продолжительность дня и ночи.
После весеннего равноденствия Солнце покидает небесный экватор и сдвигается по эклиптике к северу от него, перемещаясь к востоку в своем видимом движении среди созвездий. Для наблюдателя на экваторе Солнце восходит несколько севернее точки востока. Затем Солнце пересекает небесный меридиан севернее точки зенита и заходит севернее западной точки горизонта. С каждым днем оно смещается дальше и дальше к северу вплоть до летнего солнцестояния, когда достигается максимальное отклонение в видимом смещении Солнца к северу – на 23°27" (точка восхода наиболее смещена от восточной точки горизонта к северу, а точка захода Солнца находится на наибольшем удалении к северу от точки запада). В день летнего солнцестояния солнечные лучи падают отвесно на Северном тропике и максимально освещают всю полярную область, касаясь Северного полярного круга, даже на противоположной стороне земного шара. В то же самое время в Южном полушарии Солнцем освещены лишь территории к северу от Южного полярного круга, а собственно полярная область не получает солнечного света. Из-за наклона земной оси, а также в зависимости от положения Земли на орбите круг, ограничивающий освещенную Солнцем часть земной поверхности, или линия восходов и заходов, проходящая вокруг Земли, неодинаково охватывает разные широты. Поэтому продолжительность светового дня в Северном полушарии оказывается больше, чем темное время суток, и меньше – в Южном.
После летнего солнцестояния изменения протекают в обратном направлении. Отклонение Солнца к северу уменьшается, и, если наблюдать с экватора, видно, что оно пересекает небесный меридиан с каждым днем все ближе и ближе к зениту вплоть до осеннего равноденствия, когда создаются условия, аналогичные времени весеннего равноденствия. Возрастает отклонение Солнца к югу, оно восходит южнее точки востока, пересекает небесный меридиан южнее зенита и заходит южнее точки запада. Максимальное южное отклонение достигается во время зимнего солнцестояния, когда условия Южного полушария близки тем, которые складываются в Северном во время летнего солнцестояния. Теперь уже в Южном полушарии отмечается большая продолжительность дня и короткие ночи. После 22 декабря отклонение Солнца к югу начинает уменьшаться, условия в каждом пункте земной поверхности меняются на противоположные, сохраняющиеся вплоть до весеннего равноденствия. В любой точке, расположенной на экваторе, Солнце проходит через зенит дважды в год, поднимаясь над горизонтом на 90°. При этом предметы отбрасывают самые короткие тени.
В умеренных широтах Солнце перемещается так, что продолжительность дня и ночи неодинакова, за исключением дней равноденствий. Солнце в полдень достигает максимальной высоты над горизонтом в день летнего солнцестояния, т.е. в первый день астрономического лета в каждом полушарии. Минимальная полуденная высота Солнца над горизонтом отмечается в день зимнего солнцестояния (в первый день астрономической зимы). Когда Солнце наиболее высоко поднимается над горизонтом, каждый конкретный участок земной поверхности получает максимальное количество солнечной радиации на единицу площади. При этом поглощение солнечных лучей при прохождении через атмосферу минимально. Чем с бóльшим наклоном падают солнечные лучи, тем сильнее они поглощаются более мощным слоем газообразной атмосферы Земли и тем слабее освещают и нагревают предметы. На экваторе Солнце в полдень никогда не отклоняется от точки зенита более, чем на 23°27" (если пренебречь рефракцией). В умеренных широтах полуденное отклонение Солнца от зенита – от 0° до 90°. На полюсах Солнце никогда не поднимается над горизонтом выше, чем на 23°27".
В целом сезонные температурные колебания обусловлены изменением количества солнечной радиации, поступающей на поверхность Земли (инсоляции). Величина инсоляции в данной точке зависит от угла падения солнечных лучей, прозрачности атмосферы, солнечной постоянной и расстояния до Солнца.
Запаздывание времен года. Середина астрономического лета – день летнего солнцестояния в Северном полушарии – время, когда инсоляция максимальна. Однако «макушка» лета, а именно реальное количество тепла, накопленное на поверхности, запаздывает по сравнению с этой датой в различных регионах на разные сроки. В целом температура воздуха в Северном полушарии достигает максимума приблизительно 1 августа, а минимума – примерно 1 февраля, а в Южном – наоборот.
Запаздывание времен года происходит в основном из-за влияния атмосферы. После летнего солнцестояния сокращается количество тепла, ежесуточно поступающего от Солнца. Тем не менее каждый день в течение нескольких недель количество полученного тепла превышает количество тепла, отраженного земной поверхностью, так как воздух еще продолжает его удерживать и препятствует его быстрой потере. Значительное количество тепловой энергии накапливается в почвах, горных породах и водоемах. С начала августа потери тепла начинают превышать его поступление, что приводит к понижению среднесуточной температуры. Хотя серединой астрономической зимы является день зимнего солнцестояния, в течение нескольких недель после него суточные потери тепла превышают его поступление, так что температура понижается до тех пор, пока темпы прогревания Земли не превысят темпы ее охлаждения. Запаздывание времен года в пределах океанических акваторий больше, чем на материках, поскольку суша нагревается и остывает быстрее, чем вода. Существует также запаздывание в суточном ходе температур, и наиболее теплое время суток приходится не на полдень, а на время от 13 до 17 ч (в зависимости от региона).
Различия между полушариями. Времена года в Южном полушарии прямо противоположны временам года в Северном полушарии. Лето в Южном полушарии начинается примерно 22 декабря. Однако существуют некоторые различия, обусловленные эксцентриситетом земной орбиты. Зимнее солнцестояние там происходит всего за несколько дней перед тем, как Земля достигнет перигелия. В это время Земля в целом получает от Солнца больше тепла, чем в афелии – максимально удаленной от Солнца точке орбиты. Казалось бы из этого должно следовать, что лето в Южном полушарии теплее, чем на соответствующих широтах Северного полушария, а зима – холоднее. Тем не менее в умеренных широтах часто наблюдается обратное соотношение. Разность количества тепла, получаемого Землей в перигелии и афелии, составляет 6%, однако благодаря огромной площади океанов в Южном полушарии климат меняется больше, чем в результате упомянутого выше эффекта.
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Внутритропическое пространство. В низких широтах между Северным и Южным тропиками температуры всегда высоки и мало изменяются от месяца к месяцу. Годовая амплитуда температур (разность между температурами наиболее теплого и наиболее холодного месяцев) никогда не превышает 11° С, а вблизи экватора составляет менее 2° С. Сезонные различия обусловлены распределением атмосферных осадков. В таких районах, за исключением собственно приэкваториальной полосы, где сезонные изменения вообще отсутствуют, зиме соответствует сухой сезон, а лету – влажный.
Умеренные широты характеризуются отчетливо выраженными сезонными изменениями температур. Холодное время года называется зимой, теплое – летом, а осень и весна являются переходными сезонами. В умеренных широтах отмечается большое разнообразие условий. В одних регионах летом очень жарко (от +32 до +38° С), в других – прохладно (в среднем +10° С). Зимы могут быть как весьма мягкими (+4° С), так и очень холодными (в среднем –23° С). Более того, поскольку на этих широтах сталкиваются контрастные арктические и субтропические воздушные массы, погода здесь очень неустойчива и быстро меняется как от суток к суткам, так и от года к году.
Полярные области. По направлению к полюсам от Северного и Южного полярных кругов выделяют два типа климата: климат ледниковых покровов и климат тундры (последний только в Северном полушарии). Различия времен года в пределах ледниковых покровов заключаются в том, что летом наступает полярный день, зимой – полярная ночь, а весной и осенью происходит смена дня и ночи. Летних температур здесь достаточно лишь для того, чтобы обеспечить таяние поверхностного слоя снега. В тундровых районах средние температуры выше 0° С бывают в течение двух-четырех месяцев. См. также метеорология и климатология.

  • - Орбиты планет земной группы. Времена года на земле...

    Географический атлас

  • - Год делится обычно на четыре части: весну, лето, осень и зиму, а в Древнем Египте - на три сезона: сев, выращивание и разлив. Аллегорические фигуры времен года символизируют повторяющийся круговорот веков...

    Словарь символов

  • - четыре периода года, характеризующиеся определенными средними температурами. Начало каждого времени года имеет четкую астрономическую границу...

    Географическая энциклопедия

  • - деление года на периоды в соответствии с видимым движением Солнца по небесной сфере и сезонными изменениями в природе...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - весна, лето, осень и зима. В астрономическом смысле год делится на два полугодия: весна и лето составляют одно, осень и зима - другое...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - установившееся издавна деление года на периоды в соответствии с видимым движением Солнца по звёздному небу и сезонными изменениями в природе. Смена В. г. происходит вследствие того, что ось вращения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Ср. И это человек?! О времена, о век! И.И. Дмитриев. Эпигр. Ср. O tempora! o mores! О времена, о нравы! Ср. Geibel. Das Lied vom Krokodil. Cic. In Catil. 1, 1. Ср. Cic. Dejot. 11, 81 Ср. Martial. 9, 71. Ср. Ubinam gentium sumus? Среди каких людей мы находимся? Cicero...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - Из названия английского кинофильма «A man for all seasons» , который в советском прокате был назван «Человек на все времена»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - во времен"а "...

    Русский орфографический словарь

  • - Разг. Шутл. Хоть иногда; когда представилась возможность. Хорошо шагалось, неспешно думалось. и побыть одному, повспоминать-то, оказывается, сладко. А то всё некогда, всё крутишься...
  • - Устар. Когда-то очень давно. Для деятельности надобна цель, надобно будущее, а деятельность для одной деятельности это во времена оны называлось романтизмом или самоудовлетворением...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. Во время...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 8 в далеком прошлом в оны годы в оны дни в свое время во время оно как-то когда-то некогда...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 всегда...

    Словарь синонимов

  • - время, пора, эпоха, период, век; Век Петра, Эпоха Екатерины...

    Словарь синонимов

"времена года" в книгах

Времена года и времена века

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Времена года и времена века Часто мы сетуем: где-то нас сглазили, кто-то нам напророчил… Однако, чтобы напророчить, нужно, чтобы мы сами искренне доверяли тому, кто вещает нам, когда мы слушаем со всем вниманием. И кто это может быть? Кому мы безоговорочно доверяем, к кому

Времена года

автора

Времена года

Из книги Фабрика здоровья автора Смирнов Алексей Константинович

Времена года Чередование времен года как явление не лишено печали. Весна наступит, лето, но радость какая-то не окончательная. Потому что знаешь, что дальше будет. И люди, обживаясь в этих временах, перенимают у них некоторые свойства. Например, способность иметь приметы.У

Времена года

Из книги Северное Возрождение автора Василенко Наталья Владимировна

Времена года Брейгель жил и работал в больших городах - экономических центрах того времени - сначала в Антверпене, потом в Брюсселе. Естественно, он не мог оставаться равнодушным к непростой политической ситуации, которая сложилась в стране к началу 1560-х годов.

Времена года

Из книги Книга примет и суеверий автора Мудрова Ирина Анатольевна

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

«ВРЕМЕНА ГОДА» Избегнувшие осуждения руководители партии переворота временно примкнули к задуманному принцем Луи-Бонапарте заговору и к предпринятой им 30 октября 1836 г. в Страсбурге попытке свергнуть посредством восстания войск июльский трон и водрузить снова

I. Времена года

Из книги Египет Рамсесов автора Монтэ Пьер

I. Времена года Для египтян год определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово «год» («ренпет») в виде молодого ростка с почкой. Этот же знак встречается в родственных словах: «ренпи» – «быть свежим, сильным», «ренпут» –

ВРЕМЕНА ГОДА

Из книги Вам, рыболовы. Выпуск 1 автора Фетинов Николай Петрович

ВРЕМЕНА ГОДА СВЕТЛОЗОРЬКанула в лету вешняя пора. Пестрее, краше, духовитее стал буйный разлив разнотравья, глубже заоблачная синь, жарче полдневное светило. А ночи… На редкость дивны они, скоротечные ночи перволетья, с сумраком зыбким и робким, как степное эхо, чарующими

Времена года

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Времена года Они представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю. Олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Времена года Каждое время года дарит фотохудожнику свои подарки, поэтому не откладывайте съемку пейзажа только на летний отпуск. Замечательные пейзажи можно сделать и в зимний день. Не забывайте, что при зимней съемке необходимо вводить экспокоррекцию, чтобы снег

Времена года

Из книги Преступный человек [Сборник] автора Ломброзо Чезаре

Времена года Вот как распределяются восстания по временам года: Из приведенной таблицы видно, что наибольшее число восстаний в обоих полушариях падает на лето. Весна дает всегда большие цифры, чем осень и зима, вероятно, под влиянием первых жарких дней и вследствие

Времена года

Из книги Сундук старого принца автора Гнездилов Андрей Владимирович

Времена года В одной стране правил король, которого прозвали Суровым. Нет, он не был деспотом. Просто он считал, что правитель должен быть примером для своих подданных, и потому отличался презрением к роскоши, неприхотливостью в привычках, строгостью и некоторой

Общеиндоевропейская семья языков (к которой относится и русский язык) сформировалась задолго до нашей эры. Именно к этому времени восходят названия наиболее древних понятий, которые во всех языках индоевропейской группы имеют схожее звучание.

Первый проторусский календарь найден близ г. Владимира на территории стоянки Сунгирь. Археологи предполагают, что надписи появились за 30 тыс. лет до н.э. По сути, это одна из первых попыток человека сформировать единую систему членения времени и выделить опознавательные признаки каждого сезона.

В проторусском календаре цикл (год) уже делился на 4 периода. А вот названия времен года сформировались гораздо позднее.

Этимология — наука, предлагающая зачастую несколько точек зрения. Особенно когда речь заходит о древнейших понятиях. Так и в случае с наименованиями времен года ученые предлагают сразу несколько точек зрения.

1. Если ориентироваться по проторусскому календарю, то весна находилась с одного конца "оси". Отсюда — весна, как "подвес оси". Отсюда родственные корни со словами "подвес, висеть, весень"

2. Другая версия роднит слово "весна" и "сон", вернее "воссна" — то есть, время, когда природа восстает от сна.

3. Третья версия: весна — праславянское слово, имеющее родственный корень со словом vesсо, что означает "сиять, светить" и суффикс -на-, обозначающий "состояние" (Сравните: тай-на, вой-на). Получалось, что весна — это время света, сияния.

1. Лето имеет родственные корни со словами "люто" и "лёто, летать". То есть, время, когда летают птицы и люто жарко. Летает и солнце (т.е. находится высоко в небе).

2. От древнейшей формы глагола leiti — "лить". То есть, лето, это время, когда льют дожди — в противовес зиме, когда идет снег.

3. От праславянского lěto, что означало "прекрасный". Синонимичное слово встречается в латинском языке: laetus, а в ирландском lith — "праздник". То есть лето — прекрасное время года.

1. По проторусскому календарю осень — опора оси, так как на это время года приходится один из дней равноденствия.

2. Осень от слова "усон" — время когда природа уходит в сон, засыпает.

3. От праславянского слова jesenь, значение которого схоже со значением готского слова asans — то есть "пора жатвы". Доказательства этой точки зрения прослеживаются в других языках и более поздних формах слова: в старославяснком Ѥсень — "осень, период уборки урожая, жатвы". От него же произошла и великая русская фамилия Есенин. А в польском языке до сих пор слово осень пишется как jesien.

1. От слова "зиять". Дело в том, что проторусский календарь изображался в виде круга с горизонтальной осью. Края оси — это осень и весна. Зима располагалась внизу, так как предполагалось, что это время, когда бог солнца Ра поглощен бездной. В этой бездне исчезало солнце и наступало темное время — холодное, неуютное. Именно поэтому слово "зима" имеет родственные корни со словами "жима, сжимать, нажим, яма".

Эта точка зрения подтверждается многочисленными славянскими мифами о чудище, пожирающем солнце. Многим известна, например, сказка К. Чуковского про крокодила, поглотившего солнце (это адаптированная версия старославянского мифа).

2. Другие ученые предполагают, что слово "зима" произошло от индоевропейского слова ĝheima, что в буквальном переводе означало "неприятное состояние, холодное время". Дифтонг ĝh со временем заменился на z.

Подтверждение этой теории находится в других языках индоевропейской семьи. Сравните: в индийском himas "холод"; в греческом cheo "лью", cheima "зима, буря", в латинском hiems "дождливое время года".

ГДЗ по окружающему миру из рабочей тетради за 2 класс 1 часть авторов Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. — программа Перспектива представлены на данной странице. Надеемся они помогут при подготовке домашней работы.

ГДЗ по окружающему миру — 2 класс — рабочая тетрадь — 1 часть — авторов: Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю.

Вселенная, время, календарь

Страница 3 — 5 — Мы — союз народов России

1. Вырежи из Приложения фигуры людей в костюмах некоторых народов России. Составь из фигур весёлый хоровод. Если затрудняешься, загляни в учебник.

В центре запиши названия других народов России, которые ты знаешь.

2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живешь. Дополни этим название предложение:

Я живу в Московской области .

3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации.Длинное название можно обозначить сокращенно первыми буквами слов, Например, Ямало-Ненецкий автономный округ -ЯНАО.

На других лепестках цветка напиши названия частей России, где живут твои родные или друзья.

4. Узнай у старших или догадайся сам, как иногда в документах сокращенно пишут название Российская Федерация.

Запиши свой ответ: РФ .

5. Это рамочка — для фотографий, рисунков или стихотворения, рассказа о самом интересном в твоей республике (области, крае, округе, городе, селе). Вместе со старшими оформи ее себе на память.


Красная площадь в Москве

Мы — жители вселенной

Страница 6 — 7

1. Представь, что ты любуешься окружающим миром. Нарисуй, две картины. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.



Запиши определение.

Вселенная - это весь мир: звезды, планеты, спутники.

3. Узнай по описанию небесные тела и впиши их названия в клеточки.

ЗВЕЗДЫ
  • Холодные небесные тела. Обращаются вокруг Солнца. Не излучают собственного света — 7 букв.
ПЛАНЕТЫ
  • Холодные небесные тела. Обращаются вокруг планет — 8 букв.
СПУТНИКИ

4. Подпиши названия планет с помощью учебника или самостоятельно.

Наш «Космический корабль» — Земля

Страница 8 — 9

1. Как ты представляешь себе Землю — наш «космический корабль»? Нарисуй.

Земля — наш космический корабль

2. Заполни пропуски в тексте.

Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонт . Граница этой поверхности получила название линия горизонта .

3. Обозначь на схемах стороны горизонта. Схему №1 заполни с помощью учебника. Закрой её ладонью или листом бумаги. Постарайся заполнить схему №2 самостоятельно, а затем проверь себя.

4. Практическая работа «Компас».

1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса.


*Картушка — круговая шкала (пластина с делениями) с обозначением сторон горизонта.

2) Выполни все действия по инструкции и определи стороны горизонта.

Как пользоваться компасом - Положи компас на ровную горизонтальную поверхность. - Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. - Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С , а красный - с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. - Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

3. Расставьте на рабочем столе таблички с обозначением основных сторон света.

4. Допишите.

Компас - это прибор для определения сторон горизонта.

5. Разгадай кроссворд.

  1. Модель Земли (глобус ).
  2. Самая северная точка нашей планеты (Северный полюс ).
  3. Самая южная точка нашей планеты (Южный полюс ).
  4. Огромные водные пространства на Земле (океаны ).
  5. Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой (материки ).

6. С помощью глобуса или самостоятельно определи материки по контуру. Подпиши названия материков.


Время

Страница 12 — 13

1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.

2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.


Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.

По часам можно определить: часы, минуты, секунды. По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.

3. Практическая работа «Часы».
1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.

2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?

Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.

Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.

Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.

3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.

Слева на часах: 12 часов 39 минут. В центре на часах: 5 часов 20 минут. Справа на часах 11 часов 00 минут.

4) Допишите.

Часы - это прибор для измерения времени.

Сутки и неделя

Страница 14-15

1. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению смены дня и ночи.


2. Вырежи детали из приложения собери схему аппликацию.


3. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Сутки - это время от одного восхода солнца до другого.

4. Пронумеруй дни недели в правильной последовательности, начиная с понедельника.


5. Вспомни интересные события, которые происходили в твоей семье в воскресенье. Напиши рассказ об одном из них.

Однажды в воскресенье мы с семьей поехали на природу. С собой мы берем резиновую лодку, палатку и другие туристические принадлежности. Целый день на свежем воздухе с папой мы ловим рыбу, а мама варит уху. Это был замечательный день.

Моя неделя

Страница 16 -17

Составь фоторассказ о твоей жизни за неделю. Придумай подписи к фотографиям. Запиши, как ты оцениваешь прошедшую неделю и почему.





Футбол Моя неделя была отличной. Я узнал много нового, интересного в школе, и хорошо отдохнул в выходные.

Месяц и год

1. Вырежи детали из Приложения и собери схему-аппликацию.


2. В течение месяца проведи наблюдения за Луной. Постарайтесь увидеть новолуние, «рост» Луны, полнолуние, «старение» Луны. Нарисуйте, как выглядит Луна в разные дни. Под рисунками запишите даты наблюдений.


Фазы Луны: «рост» Луны, полнолуние, «старение» луны и новолуние

3. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению изменения облика Луны.

4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Год - это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.

5. Пронумеруйте месяцы в правильной последовательности, начиная с января.


Времена года

Страница 20-21

1. Придумай рисунки-символ для четырёх времён года. Нарисуй их в правильной последовательности, начиная с весны. Подпиши названия времён года.

2. Вырежи детали из Приложения и собери схему-аппликацию.


3. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению смены времён года.

4. Запиши определение.

Явления природы - это все изменения, происходящие в природе.

5. Приведи по 2-3 примера сезонных явлений.

Весенние явления : снеготаяние, половодье, капель. Летние явления : радуга, град, зарницы. Осенние явления : туман, дождь, слякоть. Зимние явления : снегопад, пурга, вьюга. Подробнее о природных явлениях читайте в статье: явления природы .

Погода

Страница 22 — 23

1. Практическая работа «Термометр».

1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.

Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?

Сходство разных термометрах, то что все они используются для измерения температуры. Различия разных термометрах заключается в сферах их применения, а также в диапазоне температур, нанесенном на шкалу.

3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.

Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.

Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.

Запиши числами:

Десть градусов тепла - +10°C десять градусов мороза - -10°C ноль градусов - 0°C шесть градусов выше нуля - +6°C шесть градусов ниже ноля - -6°C

Запиши словами:

5°C - пять градусов тепла. -7°C - семь градусов мороза.

4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.

5) Запиши определение.

- это прибор для измерения температуры.

Страница 24 — 25

2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.

Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать.
3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.

4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, ветра и облачности.

Календарь — хранитель времени, страж памяти

Страница 26 — 27

1. Рассмотри, как устроена страничка отрывного календаря. По ее образцу оформи справа страничку календаря «Мой день рождения».

Придумай устный рассказ о себе для оборотной странички календаря.

2. Подпиши названия времён года в центре календарного круга. Раскрась подходящими цветами каждую часть круга, выделенную красными линиями. Объясни (устно), почему тобой выбраны именно эти цвета для каждого из сезонов.

3. Определи по календарному кругу, на какие месяцы приходятся дни рождения твоих близких. В рамках запиши их имена. А в кружках обозначь числа семейных праздников.

4. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Проверь ответы в Приложении.

Дней прибывает, Двенадцать братьев А сам убывает. Друг за другом ходят, (Отрывной календарь) Друг друга не обходят. (Месяцы)

Красные дни календаря

Страница 28 — 29

1. Придумайте знак праздника. Нарисуйте его в рамке.

12 июня — День России
22 августа — День Государственного флага Российской Федерации
1 сентября — День знаний
5 октября — День международный день учителя
4 ноября — День народного единства
12 декабря — День Конституции Российской Федерации
1 января — Новый год
23 февраля — День защитника Отечества
8 марта — Международный женский день
1 мая — День весны и труда
9 мая — День Победы

2. Подбери и наклей фотографию празднования одного из красных дней календаря (по своему выбору). Придумай к ней подпись. Можно использовать фотографии из журналов.


Народный календарь

Страница 30 — 31

Страница 36. Осень.

Осенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья — это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево — улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух — это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки — близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги «Зелёные страницы» или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался — приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна. Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины — желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез — в октябре; у лип — в сентябре; у кленов — в сентябре; у тополя — в ноябре; у осины — в сентябре; у калины — в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Определяем по атласу определителю Плешакова.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков).

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца — личинка — стрекоза. Яйца — гусеница — куколка — бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги «Зелёные страницы! или «Великан на поляне» (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…

ИГРА «Высокий дуб»

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки:



четыре периода года (весна, лето, осень и зима), характеризующиеся определенными средними температурами. Начало каждого времени года имеет четкую астрономическую границу. Эклиптика (видимый путь движения Солнца по небесной сфере) делится четырьмя точками – весеннего и осеннего равноденствий и летнего и зимнего солнцестояний – на секторы по 90° . Период, за который Солнце проходит один из этих секторов, называется временем года. Весна в Северном полушарии и осень в Южном начинаются, когда Солнце проходит через начальный круг склонения и его прямое восхождение равно 0° (весеннее равноденствие). Лето в Северном полушарии и зима в Южном наступают, когда прямое восхождение Солнца равно 90° (летнее солнцестояние). Осень в Северном полушарии и весна в Южном начинаются, когда прямое восхождение Солнца составляет 180° (осеннее равноденствие). Началом зимы в Северном полушарии и лета в Южном считается зимнее солнцестояние, когда прямое восхождение Солнца составляет 270° .

Внутритропическое пространство. В низких широтах между Северным и Южным тропиками температуры всегда высоки и мало изменяются от месяца к месяцу. Годовая амплитуда температур (разность между температурами наиболее теплого и наиболее холодного месяцев) никогда не превышает 11° С, а вблизи экватора составляет менее 2° С. Сезонные различия обусловлены распределением атмосферных осадков. В таких районах, за исключением собственно приэкваториальной полосы, где сезонные изменения вообще отсутствуют, зиме соответствует сухой сезон, а лету – влажный.

Умеренные широты характеризуются отчетливо выраженными сезонными изменениями температур. Холодное время года называется зимой, теплое – летом, а осень и весна являются переходными сезонами. В умеренных широтах отмечается большое разнообразие условий. В одних регионах летом очень жарко (от +32 до +38° С), в других – прохладно (в среднем +10° С). Зимы могут быть как весьма мягкими (+4° С), так и очень холодными (в среднем –23° С). Более того, поскольку на этих широтах сталкиваются контрастные арктические и субтропические воздушные массы, погода здесь очень неустойчива и быстро меняется как от суток к суткам, так и от года к году.

Полярные области. По направлению к полюсам от Северного и Южного полярных кругов выделяют два типа климата: климат ледниковых покровов и климат тундры (последний только в Северном полушарии). Различия времен года в пределах ледниковых покровов заключаются в том, что летом наступает полярный день, зимой – полярная ночь, а весной и осенью происходит смена дня и ночи. Летних температур здесь достаточно лишь для того, чтобы обеспечить таяние поверхностного слоя снега. В тундровых районах средние температуры выше 0° С бывают в течение двух-четырех месяцев. См. также МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ.

Найти "ВРЕМЕНА ГОДА " на

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.




Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.




В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)


Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.