Год начинается с 1 января. Китайский Новый год

Почему именно 1 января считается датой наступления Нового года? Не языческое ли это празднество? Можно ли христианам отмечать эту дату как начало новой вехи, нового исчисления года и откуда это пришло?

Алексей (Казахстан, Астана)

Летоисчисление является некой условностью, созданной людьми, и в различных культурах, религиях и цивилизациях год начинался не в одно и то же время.

Еврейский новый год празднуется в новолуние осеннего месяца тишрей и приходится на сентябрь – октябрь.

В исламе новый год является не праздником, а просто началом мусульманского лунного календаря. Это день начала месяца Муххарам, а календарь исчисляется от дня переезда пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году. Началом года по персидскому календарю является 21 марта. Эта дата является началом года в Иране и Афганистане, а также праздником в республиках Средней Азии. А европейцы в средние века днем начала года считали различные даты, включая 25 марта, 25 декабря, 1 марта, 1 сентября. Кстати, на Руси новый до 1492 года был 1 марта, с 1492 по 1699 – 1 сентября, и с 1700 года – 1 января. Также отличается день встречи нового года у китайцев, бенгальцев и ряде других народов.

Начало года с 1 января было впервые установлено в 46 году до нашей эры римским правителем Гаем Юлием Цезарем. (Римляне исчисляли свой календарь от основания Рима в 753 г. до н.э.)

Гай Юлий Цезарь утвердил календарь, ныне известный как юлианский, и первым месяцем был месяц януарий (ныне – январь). По латыни - Jānuārius mēnsis (переводится “Янусов месяц”). До этого, в староримском календаре, январь был одиннадцатым месяцем.

Свое название месяц получил от имени двуликого божества Януса (Ianuarius). Этот римский языческий бог был богом времени, ворот и дверей, а также начала и конца. Его имя образуется от латинского слова Ianua – “дверь”. Римский бог Янус изображался с двумя лицами – одно смотрело вперед, а другое назад. Таким образом, месяц Януса символизировал некую дверь между прошлым и будущим, между уходящим и наступающим годом.

Как я писал выше, в средневековой Европе началом года считали различные даты. При этом, в календарях они по-прежнему использовали римский способ деления на месяцы, которые располагались в 12 колонок с января по декабрь.

Но с XVI столетия, началом года в Европе стали считать 1 января . Порой эту датировку именуют “стилем Обрезания”, т.к. на 1 января выпадала дата Обрезания Христова, отсчитанная восьмым днём от даты Рождества, 25 декабря: “По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве” (Лук.2:21).

В России до реформы календаря новый год отмечали 1 сентября, согласно византийской системе летоисчисления. Ее отсчет производился “от сотворения мира”, по их убеждениям - от 1 сентября 5509 года до н.э..

Желая европеизировать Россию, 15 декабря 1699 года Петр I издал указ и установил начало года на Руси с 1 января и летоисчисление - от “Рождества Христова”.

Этот указ звучал так: “7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.…”.

Поэтому, после 31 декабря 7208 года “от сотворения мира” Российская империя встретила новый год 1 января 1700 года от “Рождества Христова”.

На сегодняшний день, говоря о январе, никто [даже христиане] не вспоминает о языческом боге Янусе, и не многие увязывают эту дату с обрезанием Христа, т.к. датировка Рождения Христа все же условна.

Христиане, на мой взгляд, не должны бросаться ни в одну из крайностей: не надо считать, что встреча Нового года – язычество, но и христианским праздником эту дату назвать нельзя.

Поэтому, поскольку в Писании нет ни повелений на данную тему, ни запретов, вопрос встречи нового года остается уделом каждого верующего в отдельности. Решайте сами, как поступать. Как написано: “Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает...” (Рим.14:6).

Делайте Рождество Христово более значимым, чем встреча Нового года.

На мой взгляд, с целью выражения благодарности Богу и проповеди Евангелия, все же христианам правильнее делать ударение на Рождестве – празднике, который выдавили из жизни миллионов во времена советской власти. Большинство светских людей бывшего советского союза, к сожалению, больше акцентируются на встрече Нового года.

Потому на христианах и на Церкви лежит ответственность напомнить миру, что современное летоисчисление традиционно ведется от Рождества Христова (хотя и датировка была, как признают исследователи, с небольшим смещением).

Встречайте Новый год в молитве!

С момента обращения ко Христу в 1989 году, я имею хорошую привычку заканчивать уходящий год и начинать новый в молитве. Это очень хорошая идея и добрая традиция!

С кем бы я ни встречал новый год (вместе с компанией верующих или в узком кругу семьи), я обнаружил, что молитва гораздо лучше всякого другого времяпровождения того часа, когда на циферблате стрелки пересекают полночь и начинается новый год.

В это время мы благодарим Бога за все, что Он делал в уходящем году, просим прощения за то, что было неправильным и неверным, молимся друг о друге, а затем молимся о наступающем годе, чтобы в течении его сделать все, к чему призывает нас Бог.

В полночь мы не бежим взрывать петарды и запускать салюты, не едим винегрет и оливье, не пьем шампанское (я не употребляю никакого алкоголя все годы, сколько иду за Христом) и не сидим перед телевизором. Я убежден, что год должен закончиться в Духе Божьем и начаться также. Такого повеления в Библии нет, но я верю, что если Господь – Альфа и Омега, Начало и Конец, то заканчивать год и начинать новый лучше всего с Ним!

После молитвы время можно проводить по своему выбору – кушайте, радуйтесь, общайтесь или идите спать. Ваше дело! Главное - храните свое сердце и пребывайте в святости.

Встреча Нового года это не повод для торжества греховной плоти.

Я видел много людей, которые весь год бодрствовали и жили свято, а в день наступления Нового года “срывались”, совершая много глупостей. Они полагали, что хотя бы в новогоднюю ночь можно “расслабиться”, и кто-то напивался, а другие попадали в блуд.

Бодрствовать надо во всякое время, а в новогодние праздники особенно. Если Вы и встречаете Новый год вместе с другими, то пусть Вас окружают правильные люди – те, кто не будет сталкивать в обочину греха и беззакония. А если Вы оказались среди людей слабых и падких ко греху, то помните, что сказано в Писании: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы” (1 Кор.15:33). Не можете устоять в чистоте – быстрее дистанцируйтесь от компании! Даже в Новый год.

Грех, совершенный первого января такой же богопротивный, как и в любое время года. Так что, бодрствуйте!

Не унывайте, если встречаете Новый год в одиночестве – Господь с Вами!

Если Вы одиноки, и рядом нет никого, с кем можно встретить Новый год, то не впадайте в депрессию и не унывайте. Господь рядом с Вами! Насладитесь временем с Ним, и пусть год начнется в Его присутствии!

Мудрости Вам!

С уважением,

Денис Подорожный

Новый год в том виде и с тем содержанием, что мы знаем, - достаточно молодой праздник. В царской России, и уж тем более в давние времена - это было совсем другое торжество. Оказывается, христианство среди прочего повлияло и на формирование известного нам Нового года.

Как появился известный нам праздник?

В древней Руси, как, впрочем, и в большинстве стран древнего мира, Новый год праздновали в период, приходящийся на март. Это и понятно: начало весны, возрождение жизни, начало сельскохозяйственных работ. Веке в 13-14-ом новолетие перенесли по византийскому примеру на 1 сентября. Надо сказать, что в этом тоже есть своя логика. Дело в том, что в этот период есть зримое подведение итогов года - это сбор урожая, который как бы ставит точку годовому циклу. С этого момента начинается подготовка к новому урожаю. К тому же с точки зрения налогообложения лучше времени для закрытия финансового года не найти. Этой логики, кстати, придерживается и Библия, которая в ряду прочих праздников предписывала израильскому народу и новогодние торжества по случаю сбора урожая. Это был так называемый праздник Труб.

Почему же Новый год перешел на зиму? Римский император Юлий Цезарь провел календарную реформу и, среди прочего, перенес новолетие на начало месяца, названного в честь двуликого бога Януса, по-нашему - на 1 января. С тех пор западная часть Римской Империи, а после ее распада - многие западные страны так и празднуют Новый год зимой.

Какие были мотивы у Цезаря - сказать трудно, но в христианской Европе, откуда зимние торжества в 1700 году позаимствовал российский император Петр Первый, произошло христианские осмысление места новолетия в годовом цикле. Дело в том, что есть одно событие, которое в европейской культуре мыслится как поворотное для истории мира, значимое для всех и каждого, - это Рождество Христово. С 6-го века западные христиане, а теперь уже и весь мир ведет летоисчисление именно от года рождения Христа.

Надо, конечно, напомнить, что в связи с достаточно поздним осмыслением хронологии в указанном ключе (от рождения Христа прошло более 500 лет) и отсутствии такой науки, как археология, произошла ошибка с вычислением года рождения Спасителя. Почти наверняка Христос родился не в первом году нашей эры, а где-то в четвертом до нашей эры. Но для христиан важна не точность, а сама символичность - годы отсчитываются от знаменательного библейского события. Схожая история произошла и с датой рождения Христа. По древнейшим преданиям, Спаситель родился зимой во второй половине декабря - первой половине января по нашему календарю. В 4 веке в Римской Империи Рождество Христово было закреплено за конкретной датой - 25 декабря, чтобы заместить собой языческий праздник - день солнца. Так вот. Ближайший месяц, с которого можно отсчитывать новый год - это январь, и это тоже очень символично.

В христианской культуре не только эра, но и каждый год начинаются с того события, что положило начало новой истории, просвещенной благой вестью о Христе. Для христианской Европы, а потом и Руси, сельскохозяйственная, приземленная логика летоисчисления была заменена на логику духовную. Рождество Христово в своей исторической реальности открыло новую эру, а в своем периодическом воспоминании открывает каждый новый год. Таким образом можно сказать, что христиане Новый год «подстроили» к Рождеству: Рождество Христово первично, летоисчисление вторично.

Конечно, справедливо и то, что сам Петр Первый изменил календарь отнюдь не из религиозных побуждений. Однако схожая с изложенной выше логика была представлена народу придворным архиереем того времени Феофаном Прокоповичем. Он говорил о том, что христианам более подобает вести летоисчисление от рождения Христа и Новый год отмечать от того же события, чем пользоваться ветхозаветной или сельскохозяйственной логикой.

После революции 1917 года

Известно, что в 20-х годах прошлого века празднование Рождества и Нового года были запрещены советскими властями, а праздничная ель была объявлена религиозным пережитком. Однако уже в 1936 году под предлогом заботы о детях специальным указом был разрешен праздник Нового года, в который полагалось проводить знакомые нам театрализованные «новогодние елки» для ребятишек. Как это часто бывает, народные обычаи рождественско-новогоднего периода, называемого святками, как бы возродились вновь в праздновании Нового года, обретя естественную трансформацию в советское время и восполнившись новыми элементами. Главными знаками празднования стали новогодняя ель и полуночное застолье. И то и другое было введено на Руси приказным порядком еще Петром Первым. Естественно, напрочь исчезла церковная составляющая в виде новогоднего молебна и осмысления праздника в свете Рождества Христова. Прибавились сюда и элементы празднования Рождества. Речь идет прежде всего о новогодних подарках и Деде Морозе.

Важным изменением надо признать и то, что сейчас Рождество Христово оказалось после Нового года, который приходится теперь на Рождественский пост, а не на веселые святочные гуляния. Причина этому всем известна - это переход государства на более точный «григорианский» календарь и отказ от такого перехода со стороны Русской Православной Церкви. Хорошо это или плохо – это тема другой заметки. Для нас важен сам факт, что те люди, что доверяют Церкви, вынуждены так или иначе соотносить празднование новолетия с церковными рекомендациями о соблюдении Рождественского поста. Об этой проблеме мы планируем сказать отдельно в следующей заметке.

О Деде Морозе

Западная традиция подарила Руси обычай рождественских подарков детям, проистекающий из жизнеописания святителя Николая Чудотворца, именуемого Угодником Божиим. Дело в том, что этот святой, живший в 4 веке и будучи епископом малоазийской области Миры Ликийские, прославился великой заботой о людях. Вера святителя во Христа и сила его молитвы вызывали восхищение еще при его жизни. Двери его дома всегда были открыты для жителей тех мест. Фактически все известные эпизоды жизни святителя, дошедшие к нам из тех времен, говорят именно об этом. Святитель Николай Мирликийский своей молитвой спас гибнущий в шторме корабль и утешал матросов; неоднократно заступался за неправедно осужденных, вплоть до того, что лично не давал палачу совершить казнь; умиротворил разбуянившийся военный отряд, и тем спас город от погромов и безобразий; заступился перед Императором за военачальников, приговоренных к смерти и многое другое.

Одно благодеяние непосредственно повлияло на празднования Рождества. Еще в молодые годы, когда Святитель Николай был священником в городе Потары, он узнал, что один разорившийся гражданин задумал недоброе. Этот пожилой человек, обезумевший от бедности, решил продать в рабство своих дочерей, славившихся красотой и достигших замужнего возраста. Не желая попустить среди своей паствы такое злодеяние, святитель Николай, имевший немалое наследство от умерших родителей, тайно в мешочке подбросил в дом несчастных большую сумму денег, достаточную не только на некоторое пропитание, но и на приданное одной из девушек. Отец, не до конца потерявший человеческий облик, с благодарностью Богу принял этот дар и употребил деньги справедливо - выдал замуж старшую дочь. Обрадованный благоразумием родителя, святитель вновь подкинул мешочек с деньгами и история повторилась. В конце концов и младшая дочь вышла замуж.

Именно эта история стала одной из любимейших в народе, легла в основу многих легенд и сказок, послужив появлению рождественской традиции преподносить детям ночью подарки. Элемент сказочности, таинственности и стремление направить благодарность детишек к Богу - вот та основа, на которой вырос известный всем обычай: Святой Николай или в современной интерпретации Санта Клаус из своей любви к детям, по обыкновению тайно и ночью приносит рождественские подарки.

Русское благочестие дореволюционных времен и великое почитание святого Николая, а впоследствии советская антирелигиозная пропаганда послужили к деформации основной легенды. Место святителя Николая занял русский Дед Мороз со своей внучкой - Снегурочкой.

В итоге мы имеем наш национальный праздник - новый год с его наряженной елкой, таинственными подарками, Дедом Морозом, Снегурочкой, полночным застольем, общением с друзьями и родными.

Стран-ный за-го-ло-вок, - хмыкнет про се-бя чи-та-тель. - Долж-но быть, ав-тор за-мет-ки уже за-го-дя празд-ну-ет Но-вый год и по-то-му пу-та-ет дни. Ко-неч-но же - се-го-дня но-чью (с 31 де-каб-ря на 1 ян-ва-ря), и это зна-ет каж-дый ре-бе-нок! По-сле празд-нич-но-го по-здрав-ле-ния Пре-зи-ден-та уда-ры кремлёв-ских ку-ран-тов воз-ве-стят на-ступ-ле-ние уже семнадцатого го-да тре-тье-го ты-ся-че-ле-тия от Рож-де-ства Хри-сто-ва. Вре-мя быст-ро ле-тит! Как го-во-ри-ли рим-ляне, tempus edax - «вре-мя про-жор-ли-во». Мы звон-ко «чок-нем-ся», по-здра-вим друг дру-га и по-же-ла-ем в но-вом го-ду вся-че-ско-го бла-го-по-лу-чия.

Нет, нет, я пре-бы-ваю в здра-вом рас-суд-ке, а ин-три-га за-го-лов-ка свя-за-на с мо-и-ми про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми.

Дей-стви-тель-но, на-ча-ло но-во-го го-да у нас, се-ве-рян, проч-но ас-со-ци-и-ру-ет-ся с на-ряд-ной ёл-кой и ян-вар-ски-ми мо-ро-за-ми. Это так. Тем не ме-нее, празд-ну-е-мый на-ми Но-вый год по ян-вар-ско-му сти-лю во-шел в рос-сий-ский граж-дан-ский оби-ход срав-ни-тель-но недав-но - в 1699 го-ду. (Под «сти-лем» ле-то-счис-ле-ния в дан-ном слу-чае под-ра-зу-ме-ва-ет-ся опре-де-ле-ние на-ча-ла го-да.)

В древ-но-сти су-ще-ство-ва-ли раз-лич-ные спо-со-бы опре-де-ле-ния на-ча-ла Но-во-го го-да, и точ-ка от-счё-та бы-ла для всех зри-мой и по-нят-ной. В ос-нов-ном эти точ-ки от-счё-та рас-пре-де-ля-лись по двум важ-ней-шим сель-ско-хо-зяй-ствен-ным пе-ри-о-дам - ве-сен-не-му и осен-не-му. «На-ро-ды древ-но-сти ча-сто при-ни-ма-ли во вни-ма-ние толь-ко пе-ри-од зем-ле-дель-че-ских ра-бот и пре-не-бре-га-ли осталь-ным вре-ме-нем есте-ствен-но-го го-да», - спра-вед-ли-во за-ме-ча-ет ав-тор из-вест-ной ра-бо-ты (Би-кер-ман Эли-ас. Хро-но-ло-гия древ-не-го ми-ра. М., 1975, с. 40).

Для на-ших пред-ков наи-боль-шее зна-че-ние име-ли два ви-зан-тий-ских сти-ля: сен-тябрь-ский, с точ-кой от-сче-та эры («эпо-хой эры») 1 сен-тяб-ря 5509 го-да до Р. Х., и мар-тов-ский, с точ-кой от-счё-та 1 мар-та 5508 го-да до Р. Х. Эта по-пуляр-ная мар-тов-ская эра на-зы-ва-ет-ся «кон-стан-ти-но-поль-ской» и «древ-не-рус-ской». В свою оче-редь, мар-тов-ский год де-лит-ся на два ос-нов-ных ви-да: ес-ли мар-тов-ский год на-чи-на-ет-ся на пол-го-да поз-же «ви-зан-тий-ско-го» (1 сен-тяб-ря), его на-зы-ва-ют про-сто «мар-тов-ским», ес-ли же на-чи-на-ет-ся на пол-го-да рань-ше - «уль-тра-мар-тов-ским» (от лат. ultra - «по ту сто-ро-ну»). (Су-ще-ству-ют и иные ва-ри-ан-ты мар-тов-ско-го го-да, на-при-мер, на-чи-нать его со дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, 21-го мар-та. Но не бу-дем боль-ше ло-мать го-ло-ву по-дроб-но-стя-ми!). До на-ча-ла XII ве-ка пре-об-ла-дал мар-тов-ский стиль, а в XII-XIII ве-ках ши-ро-ко ис-поль-зо-вать-ся уль-тра-мар-тов-ский. Мар-тов-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся у нас до 1492 го-да, ко-гда в при-каз-ном по-ряд-ке пе-ре-шли толь-ко на сен-тябрь-ский стиль, по ко-то-ро-му Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь жи-вёт до сих пор. До это-го на-ши ле-то-пис-цы сво-бод-но ис-поль-зо-ва-ли все сти-ли, по-это-му пе-ре-вод их да-ти-ро-вок на совре-мен-ный «ка-лен-дар-ный язык» - за-ча-стую по-чти нераз-ре-ши-мая го-ло-во-лом-ка. На эту те-му на-пи-са-но нема-ло се-рьёз-ных ис-сле-до-ва-ний.

В стра-нах сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пы так-же ис-поль-зо-ва-лись раз-лич-ные ка-лен-дар-ные сти-ли, при-чём, как в раз-лич-ное, так и в од-но и то же вре-мя, что ста-вит пе-ред ис-сле-до-ва-те-ля-ми до-пол-ни-тель-ные про-бле-мы.

Так, счёт дней в го-ду от празд-ни-ка Рож-де-ства Хри-сто-ва (25 де-каб-ря) вёл-ся в Ри-ме с IV ве-ка (это ведь рим-ский по про-ис-хож-де-нию празд-ник, при-ня-тый Во-сто-ком да-ле-ко не сра-зу, о чём мне уже при-хо-ди-лось пи-сать). Во Фран-ции рож-де-ствен-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся с VIII и до кон-ца X ве-ка, в Гер-ма-нии - с IX ве-ка, но в мас-шта-бах всей стра-ны на-ча-ло но-во-го го-да бы-ло пе-ре-не-се-но здесь на 25 де-каб-ря в 1310 го-ду.

На-ча-ло но-во-го го-да с 1 мар-та, ис-поль-зо-вав-ше-е-ся ещё с до-хри-сти-ан-ских вре-мён, по-сте-пен-но рас-про-стра-ни-лось на мно-гие стра-ны Ев-ро-пы: с VI ве-ка мар-тов-ский стиль упо-треб-ля-ли во Фран-ции, Ве-не-ции и в ря-де дру-гих го-су-дарств.

Очень по-пуля-рен был в Ев-ро-пе так на-зы-ва-е-мый «бла-го-ве-щен-ский стиль» (от «Во-пло-ще-ния Гос-по-да»), - то есть Но-вый год на-чи-нал-ся со дня это-го празд-ни-ка (с 25-го мар-та). В кон-сер-ва-тив-ной «доб-рой ста-рой» Ан-глии, на-при-мер, он ис-поль-зо-вал-ся вплоть до 1753 го-да. Его так-же упо-треб-ля-ли во Фло-рен-ции и Пи-зе, а так-же во Фран-ции в IX-X ве-ках, по-сле че-го за-ме-ни-ли «пас-халь-ным сти-лем»: на-ча-ло го-да в нём - с «пред-пас-халь-ной суб-бо-ты». В XIV ве-ке пас-халь-ный стиль ши-ро-ко ис-поль-зо-вал-ся и во мно-гих го-ро-дах Гер-ма-нии. А вот в юж-ной ча-сти Ита-лии (на-при-мер, в Неа-по-ле) ещё с ви-зан-тий-ских вре-мён на-ча-ло го-да от-счи-ты-ва-ли от 1 сен-тяб-ря.

На-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся в до-ку-мен-тах Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии с XIII-XIV ве-ков, в Ис-па-нии - с 1556 го-да, в Да-нии и Шве-ции - с 1559 го-да, во Фран-ции - с 1563 го-да, в Ни-дер-лан-дах - с 1575 го-да, в Шот-лан-дии - с 1600 го-да, в Гер-ма-нии - с 1691 го-да, в Ве-не-ции - с 1797 го-да. В до-ку-мен-тах Пап-ской кан-це-ля-рии на-ча-ло го-да сов-ме-ще-но с 1 ян-ва-ря на-чи-ная с 1691 го-да (ра-нее здесь ис-поль-зо-ва-ли как бла-го-ве-щен-ский, так и рож-де-ствен-ский сти-ли). Как ви-дим, и в Ев-ро-пе ян-вар-ский стиль утвер-дил-ся до-ста-точ-но позд-но.

Сори-ен-ти-ро-вать-ся ис-то-ри-ку в этом ха-о-се сти-лей бы-ло бы прак-ти-че-ски невоз-мож-но, ес-ли бы ав-то-ры до-ку-мен-тов не ука-зы-ва-ли до-пол-ни-тель-ных эле-мен-тов да-ти-ров-ки - ин-дик-тов, вру-це-лет, кру-гов Солн-ца и «зо-ло-тых чи-сел».

Ко-гда-то в Древ-нем Ри-ме но-вый год встре-ча-ли в мар-те, на что ука-зы-ва-ет и са-мо на-зва-ние ухо-дя-ще-го ме-ся-ца: деце мбер (в пе-ре-во-де с ла-тин-ско-го - «де-ся-тый»!) - ар-ха-изм, дав-но уже не со-от-вет-ству-ю-щий его ре-аль-но-му ме-сту в ка-лен-да-ре. Но мы так при-вык-ли к по-доб-ным ис-то-ри-че-ским несу-раз-но-стям, что про-сто их не за-ме-ча-ем.

Впро-чем, уже со 153 го-да до н. э. до-це-за-рев-ский рим-ский ка-лен-дар-ный год на-чи-нал-ся с 1 ян-ва-ря, по-сколь-ку с это-го дня всту-па-ли в долж-ность рим-ские кон-су-лы («ме-ня-лась власть»!). Так, в ка-лен-да-ре из го-ро-да Пре-не-сты 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Но-вый год на-чи-на-ет-ся (в этот день), по-то-му что в этот день ма-ги-стра-ты всту-па-ют в долж-ность». В 46 го-ду до н. э. зна-ме-ни-тый рим-ский пол-ко-во-дец, вер-хов-ный жрец и пи-са-тель Гай Юлий Це-зарь ввёл свой но-вый ка-лен-дарь («юли-ан-ский») и окон-ча-тель-но утвер-дил на-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря (ка-лен-дарь Це-за-ря «за-ра-бо-тал» с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.). Имен-но при Це-за-ре под вли-я-ни-ем аст-ро-ло-гии празд-ник Но-во-го го-да при-об-рёл са-мо-сто-я-тель-ное зна-че-ние вре-менно й от-мет-ки на-ча-ла го-да и, та-ким об-ра-зом, по-ло-жил на-ча-ло на-ше-му граж-дан-ско-му го-ду и на-шим но-во-год-ним празд-ни-кам.

Но-вый год по это-му «по-ли-ти-че-ско-му» ян-вар-ско-му сти-лю (од-новре-мен-но с эрой от Рож-де-ства Хри-сто-ва) ввёл у нас в де-каб-ре 1699 го-да ре-фор-ма-тор Петр Ве-ли-кий. При этом он счи-тал, что «бу-ду-ще-го ген-ва-ря с 1 чис-ла на-ста-ет» не толь-ко «но-вый 1700 год», но «куп-но и но-вый сто-лет-ний век ». (Эту ошиб-ку на на-ших гла-зах по-вто-ри-ли мно-гие 31 де-каб-ря 1999 го-да, на год рань-ше от-празд-но-вав «мил-ле-ни-ум».) К со-жа-ле-нию, ему не уда-лось од-новре-мен-но вве-сти и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь , ко-то-рый был при-нят в Рос-сии лишь в 1918 го-ду, - но толь-ко для граж-дан-ско-го упо-треб-ле-ния. По-мест-ный Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 1917-1918 го-дов хо-тел, но, по при-чине пре-кра-ще-ния сво-ей ра-бо-ты в усло-ви-ях «крас-но-го тер-ро-ра», не успел утвер-дить аст-ро-но-ми-че-ски точ-ный гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. По-это-му мы сих пор жи-вем по двум ка-лен-да-рям, при-чем, Рос-сий-ское го-су-дар-ство (и бо-лее 90% всех хри-сти-ан в ми-ре, в том чис-ле и пра-во-слав-ных!) - по «хри-сти-ан-ско-му» гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, а Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь - всё ещё по «язы-че-ско-му» ка-лен-да-рю Юлия Це-за-ря (ко-то-рый мно-гие по-че-му-то счи-та-ют «су-гу-бо пра-во-слав-ным»), от-ста-ю-ще-му в XX и XXI ве-ках от аст-ро-но-ми-че-ско-го вре-ме-ни на 13 дней. (Ин-те-рес-но, что бы ска-зал на это сам Це-зарь?) По-это-му се-го-дня в цер-ков-ном ка-лен-да-ре ещё толь-ко 18 де-каб-ря, и «Ста-рый но-вый год» на-сту-пит лишь в ночь с 13/14 ян-ва-ря.

В ка-нун но-во-год-них празд-ни-ков лю-ди ча-сто спра-ши-ва-ют: по-че-му во всем ми-ре (и у нас так бы-ло рань-ше) Рож-де-ство пред-ше-ству-ет Но-во-му го-ду, а у нас - на-обо-рот, и празд-нич-ные транс-па-ран-ты по-здрав-ля-ют рос-си-ян «С НОВЫМ ГОДОМ» (круп-ным шриф-том) и «Рож-де-ством» (бо-лее мел-ким). По-лу-ча-ет-ся, что Рож-де-ство у нас од-но - 7 ян-ва-ря (хо-тя ста-рые и совре-мен-ные бо-го-слу-жеб-ные кни-ги зна-ют лишь Рож-де-ство 25 де-каб-ря, а «Рус-ско-го Рож-де-ства 7 ян-ва-ря» в них во-все нет!), а вот «Но-во-му го-ду» яв-но по-вез-ло - он празд-ну-ет-ся два-жды. Но при этом в на-ших хра-мах «все-рьез» (а не ли-це-мер-но) слу-жат но-во-год-ний мо-ле-бен ве-че-ром 31 де-каб-ря! По-че-му же то-гда иг-но-ри-ру-ет-ся пред-ше-ству-ю-щее ему Рож-де-ство в его за-кон-ную да-ту, 25 де-каб-ря, уста-нов-лен-ную Хри-сти-ан-ской Цер-ко-вью обя-за-тель-ной для всех ещё в IV ве-ке? Нор-маль-ные лю-ди стра-да-ют от этой раз-дво-ен-но-сти.

Впро-чем, о ка-лен-дар-ных гри-ма-сах мы ещё бу-дем го-во-рить. А сей-час хо-чу по-же-лать всем счаст-ли-во-го Но-во-го го-да. Бу-дем на-де-ять-ся, что он станет «ме-нее ин-те-рес-ным» для ис-то-ри-ков в от-ри-ца-тель-ном смыс-ле (го-тов по-сту-пить-ся про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми!) - пусть про-изой-дёт в нём мень-ше тра-ге-дий и по-тря-се-ний!

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Мож-но пред-по-ло-жить, что Пётр I со-хра-нил юли-ан-ский ка-лен-дарь и не ввёл гри-го-ри-ан-ский, вос-при-ни-ма-е-мый на-род-ным со-зна-ни-ем как «ка-то-ли-че-ский», в ка-че-стве уступ-ки Рус-ской Церк-ви, ко-то-рую он и так кар-ди-наль-но ре-фор-ми-ро-вал - фак-ти-че-ски «обез-гла-вил». По-сколь-ку до 1 мар-та 1700 го-да раз-ни-ца меж-ду дву-мя ка-лен-дар-ны-ми си-сте-ма-ми со-став-ля-ла 10 дней, то этот пер-вый в Рос-сии ян-вар-ский Но-вый год по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю при-шёл-ся на 11 ян-ва-ря по гри-го-ри-ан-ско-му. В XX-XXI ве-ках этот «Ста-рый но-вый год» (ка-жет-ся, толь-ко у нас есть празд-ник с та-ким «про-ти-во-ре-чи-вым» на-зва-ни-ем и смыс-лом) при-хо-дит-ся на 14 ян-ва-ря; в XXII ве-ке бу-дет при-хо-дить-ся уже на 15 ян-ва-ря (Рож-де-ство - на 8 ян-ва-ря), и т. д.

Ли-те-ра-ту-ра

Бо-ло-тов В. В. Лек-ции по ис-то-рии Древ-ней Церк-ви. Т. I. Вве-де-ние в цер-ков-ную ис-то-рию. СПб., 1907; Кли-ми-шин И. А. Ка-лен-дарь и хро-но-ло-гия. М., 1985; Ку-ли-ков С. Ка-лен-дар-ная шпар-гал-ка для ве-ру-ю-щих и неве-ру-ю-щих, лю-би-те-лей ис-то-рии, жур-на-ли-стов и пре-зи-ден-тов. М., 1996; Ру-бан Ю. От Рож-де-ства до Сре-те-ния. Празд-ни-ки рож-де-ствен-ско-го цик-ла / На-уч-ный ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). СПб.: Ко-ло, 2015.

Новый год выпадает на 1 января: утверждение кажется очевидным, однако это не всегда было так. Почему его выбрали именно в этот день? В какие дни Новый год отмечался раньше? Давайте переместимся в прошлое и узнаем обо всех испытаниях, которые выпали на долю Нового года.


В 46 году до н.э. Юлий Цезарь решил заменить лунный календарь на солнечный, который назывался "Юлиан" (в честь императора). Также как и нынешний календарь, он делился на 12 месяцев и 365 дней. Дополнительный день добавлялся каждые четыре года (високосный год). Единственная разница: первый день Нового года начинался 1 марта, поскольку март считался очень важным месяцем в Риме, связанным с богом войны. Это распределение оставило следы и по сей день: наши последние месяцы в году также называются октябрь (octo - восьмой), ноябрь (novo - девятый) и декабрь (decem - десятый), несмотря на то, что отныне это десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы года.

Новый год, региональная специфика.

В 532 году церковь приняла решение начать год с 1 января - месяц, непосредственно следующий за рождением Христа, зафиксированного 25 декабря 753 римского года папы Либерия. Тем не менее, 1 января является не для всех первым днем Нового года. В некоторых регионах Франции это Пасха - день воскрешения Христа. Однако это создает дополнительные проблемы. Пасха является перемещаемым праздником, и всегда соответствует первому воскресенью после весеннего полнолуния (21 марта). Поэтому некоторые года длятся по-разному, что усложняет задачу.

В нескольких регионах Рождество является началом Нового года: например, в Лионе, Пуату, Анжу, Нормандии.

Указ Руссильона, Григорианский календарь.

9 августа 1564 по указу Руссильона, король Карл IX вводит 1 января в качестве ежегодной точки отсчета. Введение вступает в силу с 1 января 1567 года. В 1582 году зарождается новый календарь: календарь называют григорианским в честь папы Григория ХIII (папа римский с 1572 по 1582). Григорианский календарь по своей структуре похож на юлианский. По григорианскому календарю в году 365,2425 дней. Для получения целого числа дней в году, в соответствии с солнечной системой, мы регулярно добавляем (каждые четыре года) високосный день 29 февраля. Когда католические европейцы просыпаются в четверг 4 октября, на самом деле они просыпаются 15 октября, согласно новому календарю. 1582 год насчитывает на 10 дней меньше, чтобы догнать расхождение с солнцем. Юлианский календарь на самом деле не совпадал с солнечным годом. Он сдвигался примерно на 11 минут. Поэтому именно для восстановления этого несоответствия реформа папы вступила в силу. Однако не произошло никаких изменений в дате Нового года.

22 сентября 1792 Конвенция провозгласила республику. Как символ разрыва со старым порядком, был составлен республиканский календарь, для подготовки которого потребовалось более года дебатов с участием Давида, Шенье и Фабр д’Эглантина.

Окончательный проект был принят 24 октября 1793 года: начало новой эры провозглашено 22 сентября 1792 года, и этот же день становится первым годом Вандемьера I. Каждый год начинается в день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня соответствует продолжительности ночи, что соответствует 22, 23, 24 сентября. Год разделен на 12 месяцев по 30 дней, которые в свою очередь делятся на три декады по 10 дней (чтобы удалить библейские ссылки на 7 дней в неделю), далее идут «дополнительные» пять дней, которые также называются санкюлотидами. Високосный год называется «франсиадой», а день, добавляемый каждые четыре года, называется днем Революции.

В 1805 году окончательно пришло понимание о необходимости возвращения к древней системе: Франция должна иметь такой же календарь, как и другие европейские страны. С 1 января 1806 года Франция отказалась от революционного календаря и осуществила переход на григорианский календарь. С тех пор 1 января является первым днем года.

С древних времен Новый год — главный праздник у большинства народов земного шара. Каждый народ использовал собственную датировку нового года, как правило, связанную с каким-либо историческим или мифическим событием. Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года.

Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. Египтяне вели отсчет с начала правления каждой династии, римляне начинали отсчет от 753 года до н.э. — от основания Рима, евреи — от сотворения мира, который они датировали 3761 г. до н.э., а александрийская хронология считала датой сотворения мира — 5493 г. до н.э. Почти всегда празднование Нового года сопровождалось ритуально-магическим обрядами и ритуалами, отголоски которых сохранились и до наших дней.

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. Месяц январь получил свое название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое — назад.

До реформы календаря Новый год в России отмечался 1 сентября согласно применявшейся византийской системе летоисчисления, по которой счет производился «от сотворения мира», т.е. от 1 сентября 5509 года до н.э. Царь Петр I, стремившейся всеми силами европеизировать Россию, своим указом от 15 декабря 1699 года установил начало года на Руси с 1 января и западноевропейскую эру от «Рождества Христова». Вот как звучит указ царя в оригинале: «Великий государь указал сказать: известно ему великому государю не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волоки, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есть генваря с 1 числа, а не от создания мира...».

Итак, после 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» в России, благодаря стараниям Петра I, наступило 1 января 1700 года от «Рождества Христова», т.е. летоисчисление стало датироваться с момента рождения Иисуса.

Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю. Некоторые страны отмечают Новый год по лунному календарю.

Китайский Новый год

В Китае традиционный Новый год приурочен к зимнему новолунию по завершении полного лунного цикла, состоявшемуся после зимнего солнцестояния. В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. Однако традиционный календарь используется редко, и страна сначала празднует Новый год 1 января, а затем традиционный.

Китайский Новый год 2010 наступает в полночь суток, на которые приходится второе, а не первое новолуние после дня зимнего солнцестояния.

Каждый новый год связан с одним из 12 животных и одним из пяти элементов. Так, 2011 год — год Зайца (кролика, кота), а 2012 год — год Дракона.

Первый день Нового года начинают с запуска фейерверков и шутих, и сжигания благовоний. Фейерверки должны отпугнуть злых духов и тем самым привлечь в семью дух умиротворения и счастья. В конце дня семья приветствует возвращение божеств домой после их посещения мира духов, где они «давали отчёт» о прошедшем годе, а затем отдаёт дань уважения предкам.

По мнению китайцев в этот первый весенний день происходит пробуждение природы, начинается исчисление нового годового цикла, оживают земля и хранимые ей ростки жизни. Этот праздник значим не только для ханьцев, но и для других национальных меньшинств. Его отмечают маньчжуры, монголы, яотяне, чжуаны, гаошаньцы, дауры, дунцы, лияне и другие этнические сообщества.

История появления праздника Новый год

Русский Новый год

Один из календарных праздников. До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю.

В 1348 году состоялся собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта.

С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день в году.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю).

Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года указом Президиума ВС СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в РФ и 2 января стало выходным.

Сколько продлятся новогодние каникулы?

С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее — только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня — выходные длятся 10 дней (с 1 по 10 января).

См также: Как будут отдыхать россияне на Новый год в 2011 году?

Обычаи встречи Нового года, или как встречают Новый год

В России, так же, как и в Китае и во многих других странах, отмечают каждый год в соответствии с восточным календарем, где каждый год символизиует своё животное. Соответственно, чтобы задобрить животное, год которого наступает, стараются одеваться в костюмы этих животных и дарят друг другу подарки с их символами.

Что не маловажно, в год определённого животного, люди и власти стран пытаются позаботиться об этом животном, в частности, если ему грозит вымирание, попытаться увеличить популяцию. Так, в ноябре 2010 года (года Тигра) на Международном форуме по проблематике сохранения тигров поставили задачу удвоить популяцию тигров через 12 лет (в связи с их резким истреблением и вымиранием в мире). «Сегодня мы принимаем декларацию о сохранении тигра и тем самым закрепляем наши намерения обеспечить на самом авторитетном уровне поддержку инициатив, направленных на защиту этого животного», — заявил премьер-министр Владимир Путин на пресс-конференции по итогам международного форума по проблематике сохранения тигров.

Новый год отмечают за праздничным новогодним столом, а в комнате устанавливают живую или искусственную зелёную ёлку, которую украшают праздничными ёлочными игрушками — шарами, конфетами, конфетти, дождиком и т.д.

Новогодняя ёлка

Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляниями. Согласно традиции в доме устанавливается Новогодняя ёлка. Во многих странах эта ёлка устанавливается на Рождество и называется рождественской ёлкой; в России раньше также была такая традиция, но в 1916 году, во время Первой мировой войны, ёлка была запрещена Священным синодом как «немецкий обычай» и вновь разрешена специальным указом ВЛКСМ перед новым 1936 годом, но уже как новогодняя ёлка.

Новогодний стол

При встрече Нового года близкие собираются за столом.

Часто собравшиеся сначала «провожают» год — вспоминают, чем он запомнился или что в нём было. В 0 часов 0 минут, 1 января бьют куранты. С первым ударом курантов, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским, поздравлять друг друга, дарить подарки и загадывать желание.

Дед Мороз

Дед Мороз — сказочный персонаж русского фольклора. В славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.

В новый год якобы приходит Дед Мороз и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Часто изображается в синей, серебристой или красной шубе расшитой узорами, шапке(а не в колпаке), с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.

Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. А волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Помощники — Мароссы (Трескуны). Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы — непременно бревно треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец.

Поздравления

Пример поздравления в стихах:

С Новым годом поздравляю
И от всей души желаю
Смехом, шуткой, без забот
Встретить этот Новый год.

С Новым годом поздравляю
Счастья, радости желаю.
Целый год вам не болеть,
Каждый день Вам песни петь.

Колядки

В новый год издавна принято ходить по домам и колядовать, петь песни и рассказывать стихи, за которые хозяева благодарят едой, деньгами и сладостями.

При праздновании Нового года активно используют салюты, фейерверки и петарды (см. ниже).

Вьетнамский Новый год

Вьетнам празднует Новый год по лунному календарю. Он называется Тет (Тэт) и отмечается в первый день первого лунного месяца в первый сезон нового года. Дата нового года по восточному календарю передвигается из года в год между 20 января и 20 февраля.

Часто Новый год по лунному календарю называют китайским Новым годом. Это неудивительно, потому что традиции и культура в страны Восточной Азии пришла из Китая.

Обычаи встречи вьетнамского Нового года

На Севере страны в доме под Новый год устанавливают цветущую ветку персика или украшают мандариновыми деревцами, увешанными оранжевыми плодами, символизирующими процветание. В этот период распускаются персиковые и абрикосовые деревья, мандарины и миндаль. Молодыми цветущими ветвями и просто букетами цветов украшают улицы. На юге страны на Тет предпочитают украшать свой дом цветущей веткой абрикоса, причем, цветы абрикоса должны иметь пять лепестков. Кроме того, южане ставят на алтарь арбузы, красная сладкая мякоть которого символизирует удачу в наступающем году. Независимо от достатка семьи, перед Новым годом люди стараются закупить продукты, фрукты, цветы, сладости чтобы приготовить жертвоприношение на алтарь предков и угощать родных и гостей в течение трех праздничных дней. Вечером, в канун Нового года, происходят массовые танцы дракона. Самые пышные шествия и яркие мероприятия проводятся ночью. С наступлением сумерек разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей.

Иранский Новый год

Иранцы и те, кто использует в быту иранский календарь, отмечают новый год (Навруз‎, «новый день») 21 или 22 марта (ночь с 30 эсфанда на 1 фарвардина), в день весеннего равноденствия. Навруз — символ обновления природы.

Казахский Новый год

Для казахов Новый год наступает 22 марта, совпадает с весенним равноденствием и называется Наурыз мейрамы. Казахского деда Мороза называют Аяз Ата.

В Наурыз традиционно организовываются массовые народные празднования, во многих семьях готовят традиционное блюдо «Наурыз-коже», состоящее из семи определённых компонентов. В старину в этот день было принято проведывать родственников и друзей, делиться новостями, начинать новые совместные дела. Традиция была связана с тем, что в зимний период были затруднены сообщения между поселениями.

Праздничными развлечениями являлись различные игры, конные скачки, качели «Алтыбакан» (в переводе с казахского — шесть столбов).

Еврейский Новый год

Еврейский праздник Рош Ха-Шана — (глава года) отмечается спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Кипур‎) называют «днями тшува» («возвращения» — имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперёд. В последующий после праздника судный день (Йом-Кипур) евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!». Верующие облачаются в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мёд.

Таджикский Новый год

Оседлые таджики издревле встречали Новый год (Навруз или Нооруз — от перс. «нав» новый «руз» день) — 21 марта, в день весеннего равноденствия. К этому дню варится «сумаляк» или «сумолёк» из проросших зерен пшеницы, пекутся особые хлебцы и готовятся праздничные блюда.

Новогоднее обращение главы государства

Во многих странах за несколько минут до наступления Нового года (в России, как правило, в 23:55 31 декабря), 22:55, 0:55 главы государств обращаются к своим народам с речью, в которой обычно подводят некоторые из итогов прошедшего года, желают удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации.

В СССР и России традиция таких обращений начинается с выступления Л.И. Брежнева перед Новым, 1976 годом. При этом не обошлось и без казусов. Так, 31 декабря 1991 года вместо главы государства перед телезрителями выступил сатирик Михаил Задорнов. Другой выдающийся пример — «двойное обращение» перед новым 2000 годом: сперва в полдень 31 декабря 1999 прозвучало обращение первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, в котором он заявил о своей отставке (это обращение было повторено несколько раз), а через 12 часов с наступающим Новым годом телезрителей поздравил уже исполняющий обязанности Президента, Председатель Правительства РФ В.В. Путин.

После обращения главы государства средства массовой информации ровно в полночь транслируют сигнал точного времени (в России им служит бой курантов Кремля), знаменующий начало нового года. Как правило, после этого сигнала исполняется государственный гимн страны.

Старый Новый год

Старый Новый год — это праздник, отмечаемый в соответствии с Новым годом по юлианскому календарю (сейчас в ночь с 13 на 14 января) и являющийся, по сути, историческим эхом смены летоисчисления. Наиболее известен и популярен в России, хотя отмечается также в Сербии, Швейцарии и некоторых других странах. Его отмечают в большей степени те, кто не смог встретить Новый год 31 декабря.

Традиции встречи Нового года в разных странах мира
В Англии, кроме ёлки, дом украшается веточками омелы. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы.
В Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена.
Во Франции Дед Мороз — Пер Ноэль — приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам. Деревянные или глиняные фигурки — сантоны — ставят возле ёлки.
В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Люцию. Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Люция приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке — сливки, собаке — сахарную косточку, ослику — морковь.
Весело встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота. В новогоднюю ночь после застолья молодежь делает палочки из кизила (сурвачки). Сурвачка украшается красной ниточкой, головками чеснока, орехами, монетками, черносливом и сухофруктами. С сурвачками отправляются по гостям. Заходят в дом и «стучат» ими по спине хозяев. Такие «побои» сулят удачу, здоровье и благосостояние в дом.
В Колумбии главный герой новогоднего карнавала — Старый год — разгуливает на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории. Папа Паскуаль — колумбийский Дед Мороз — устраивает фейерверки.
На Кубе перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, вёдра, тазы и миски водой и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого, как вода, пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.
В Мексике Новый год встречают огнём праздничных фейерверков, стрельбой из ракетниц, звоном особых новогодних бубенчиков. А детям в полночь вручают вкусные пряничные куклы.
В Японии в новогоднюю ночь 108 раз звонят в колокола. Каждый удар колокола соответствует одному из пороков. Всего их шесть: жадность, глупость, злость, легкомыслие, нерешительность и зависть, однако у каждого порока есть 18 различных оттенков, что в сумме и составляет 108 ударов колокола.
В Мьянме Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается так называемым «фестивалем воды», когда люди при встрече поливают друг друга водой. Традиция обливания водой — это своего рода пожелание счастья в Новом году.
В Турции, несмотря на то, что это мусульманская страна, многие семьи отмечают новый год по христианскому (григорианскому) календарю и веселятся вместе с турецким аналогом Санты Клауса, имя которого в Турции — Ноель Баба. Мусульманское духовенство очень критически относится к таким празднованиям.